call-центр: (495) 766-84-32
Я хочу быть успешной
Я выбираю “СБК”
МЫ молоды!
Будущие за НАМИ!
МЫ креативны
МЫ профессионалы!

Учебно-восп. работа

 

 

Образование является важнейшим стратегическим ресурсом развития современного российского общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства в России главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях глобализирующегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»

Отмечая общие тенденции развития российского общества и требования государства на современном этапе по организации воспитательной работы в учебном заведении, в качестве основных разделов концепции воспитания студентов мы выделяем:

- Современные тенденции и принципы организации воспитательной деятельности;
- Цели и задачи воспитания студентов;
- Содержание и основные направления воспитательной деятельности;
- Обеспечение реализации воспитательной функции в институте;
- Управление воспитательной деятельностью.

Педагогический коллектив колледжа нацелен на воспитание нравственной, свободной, социально активной и ответственной личности будущего профессионала. Кроме того, в качестве цели воспитания прослеживается достижение единства профессионального, гражданского, культурного становления личности обучающегося, т.е. овладение выпускником комплексом деловых качеств специалиста, деловой компетентности и профессиональной культуры.

Цели и задачи воспитания студентов

Общей целью воспитания студентов в НОУ «Колледж финансов, экономики и менеджмента» необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.

Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:
 

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
  • воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
  • развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций Российского образования, преемственности, формирование чувства институтского корпоративизма и солидарности;
  • укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
  • формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
  • адаптация первокурсников.  

 

Содержание и основные направления воспитательной деятельности

Содержание воспитательной деятельности в колледже основывается на признании ценности студента как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Содержание воспитания студентов, обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране.

Воспитание студентов в колледже определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования. Ведущая роль при решении проблем в учебно-воспитательном процессе отводится профессорско-преподавательскому составу.

Особое внимание уделяется не только тому, что такое воспитанная личность, но и тому, что она делает - накопление социального и профессионального опыта особенности его применения.

Для осуществления этих задач в воспитательной системе колледжа используются следующие принципы:

- принцип гуманизма и демократизации;
- принцип сферности воспитания с использованием внешней социокультурной среды;
- принцип тесной взаимосвязи с семьей обучающегося (интернатом, детским домом).

Основными компонентами управления воспитательной системы колледжа являются:
 

  1. Создание воспитывающей среды (обеспечение принципа единства воспитательных воздействий);
  2. Создание персонифицированного социально-педагогического сопровождения, организация психологической поддержки, система мероприятий, способствующих установлению доверительных отношений между воспитателями и воспитанниками;
  3. Реализация разноуровневых, вариативных программ воспитания;
  4. Выявление направлений реализации творческой активности обучающихся и педагогических работников в учебном процессе и вне учебной деятельности;
  5. Определения воспитанности личности обучающихся;
  6. Повышение психолого-педагогической компетентности членов педагогического коллектива.



Педагогический коллектив колледжа в 2006-2008 годах проделал большую работу по обновлению содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций образования и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности образовательного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.

Опираясь на главные цели воспитательной деятельности - воспитание Профессионала, Гражданина, Патриота, Семьянина, нравственно, физически здоровой и гармонично развитой личности, система воспитания НОУ СПО «Колледж финансов, экономики и менеджмента» включает следующие направления воспитательной работы педагогического коллектива:
 

  • нравственное;
  • трудовое и профессиональное;
  • гражданско-патриотическое;
  • профилактика правонарушений и безнадзорности;
  • профилактика употребления психоактивных веществ;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое.



В колледже разработана модель воспитательной системы, определены принципы воспитания, методы и средства реализации задач по созданию единой воспитательной среды:

Основные направления воспитания студентов

I. Гражданско-патриотическое направление
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной выполнять гражданские обязанности. Проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов являются основными для колледжа и носят комплексный, системный характер и предполагают решение следующих задач:

- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
- формирование культурных, нравственных, патриотических норм у студентов;
- создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента;
- укрепление и развитие традиций колледжа.

Основные формы и методы реализации задач:

- воспитание мотивации коллективного интереса;
- информирование о планируемых и проведенных культурных, спортивных и др. мероприятиях;
- дополнительное материальное стимулирование студентов, имеющих высокие показатели в учебе, научно-исследовательской работе, общественной жизни;
- участие в мероприятиях и программах государственной молодежной политики всех уровней.

II. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое направление

Ориентация общества на духовные ценности и нравственное поведение является одним из основных показателей уровня развития общества. В современных условиях важно строить воспитание нравственно развитой, эстетически и духовно богатой личности, воздействуя на системообразующую сферу сознания студентов, формируя этические принципы личности, её моральные качества и установки, согласующиеся с нормами и традициями социальной жизни. Содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознания потребностей личности в восприятии и понимании произведений искусства.

Культурно-эстетическое и духовно-нравственное направление воспитательной деятельности в колледже предполагают решение следующих задач:

- развитие нравственно-эстетических качеств личности;
- воспитание культуры межнационального общения;
- обеспечение гуманистической направленности воспитания.

Основные формы и методы реализации: - развитие досуговой, клубной деятельности, поддержка молодежной субкультуры в рамках создания творческого процесса;
- организация выставок творчества студентов и сотрудников колледжа, встреч с интересными людьми;
- проведение конференций, собраний по решению институтских проблем;
- организация досуга студентов.

III. Профессионально-трудовое направление
Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного специалиста, формирование личностных качеств, для эффективной профессиональной деятельности.

Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение следующих задач:

- формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
- приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
- формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;
- организация регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях для воспитания у студентов бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы колледжа.

Основные формы и методы реализации:

- анализ регионального рынка труда, взаимодействие с предприятиями и организациями региона, местными администрациями;
- взаимодействие с ВУЗами и предприятиями города;
- создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и студентов данными о рынке труда и рынке образовательных услуг.

IV. Спортивно-оздоровительное направление

Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Спортивно-оздоровительное направление подразумевает совокупность мер направленных на:

- усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма;
- популяризация спорта;
- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Основные формы и методы реализации:

- проведение институтских соревнований по основным видам спорта;
- комплексное развитие физических и психических качеств с первостепенным учетом интересов студентов по видам спорта и системам физической подготовки;
- проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека.

V. Студенческое самоуправление Студенческое самоуправление как общественное объединение студентов, облеченное в эффективные организационные решения и нацеленное на системную организацию студенческой жизни колледжа при конструктивном взаимодействии с администрацией на всех уровнях управления, прежде всего, ориентировано на развитие всесторонне интересной студенческой жизни. Участие студентов в управлении, расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить талант, проявить-инициативу.
Наиболее полно эффективность студенческого самоуправления характеризует критерий социализации студентов и выпускников, прошедших «через» студенческое самоуправление. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, сделают выпускников мобильными, востребованными в области государственного управления, административно-хозяйственной работе, политике и других областях социально значимой деятельности.

Актуальные задачи развития студенческого самоуправления в колледже:

  • получение обратной связи для совершенствования учебного процесса;
  • формирование патриотического отношения к колледжу;
  • содействие в подготовке административных и научно-педагогических кадров;
  • функционирование общественных подразделений, обеспечивающих реализацию студенческого потенциала в учебе, организации культуры и досуга, решении социально-бытовых вопросов, участии в научно-исследовательской работе и спорте;
  • разработка системы включения студентов в общественную жизнь колледжа.



Основные формы и методы реализации задач:

- развитие системы студенческого самоуправления посредством деятельности студенческого совета колледжа;
- выявление лидеров среди студенчества и создание условий для формирования команды на этапе создания и деятельности студенческих советов;
- обучение актива навыкам менеджмента и наставничества;
- создание обществ по интересам (секций, клубов и т.д.) для полноценного удовлетворения разносторонних потребностей студентов в общении и самореализации, обеспечение гласности и доступности информации о деятельности существующих образований.
- содействие администрации колледжа в проводимых ими мероприятиях.

Обеспечение реализации воспитательной функции

Реализация концептуальных задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему воспитательной работы по всем направлениям.

Воспитательная деятельность в колледже обеспечивается по следующим основным направлениям:

Педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства, методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ.

Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриколледжевского СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Научно-методическая поддержка. Может выражаться в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д.

Организационно-управленческая поддержка. Ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы. Оптимальное планирование воспитательной работы на факультетах колледжа. Создание условий для стимулирование общественной активности студентов, содействие в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.

Организация досуга обучающихся во внеурочное время - одна из важнейших задач педагогического коллектива, целью, которой является расширение кругозора, культурно-познавательного уровня обучающихся, приобщение их к культурно-историческому наследию Москвы и России, а также занятость подростков, а как следствие - профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании и табако-курения.

В вопросах воспитания колледж активно взаимодействует с родителями (или законными представителями) обучающихся.

Важнейшее значение учебно-воспитательной работы в «СТОЛИЧНОМ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖЕ», имеет институт кураторов в академических группах.

Руководство куратора способствует адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в колледже, включению их в учебный процесс, правовому воспитанию, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности.

В процессе воспитательной работы куратор опирается на следующие положения:

- профессиональную направленность обучения и воспитания;
- духовно-нравственную и культурно-творческую направленность, индивидуальный подход, демократический и гуманистический стиль общения.

Исходя из названных принципов, определяется содержание обязанностей куратора:
- изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способности и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т.д.);
- планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов;
- проведение выборов старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в органы студенческого самоуправления, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации;
- изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе;
- создание условий для развития взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
- решение задач в воспитательной сфере (работа в группе, на курсе и др.).


 

Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу колледжа. Сегодня воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеурочной деятельности.

ВЫ НАША СМЕНА!