Про природу

Австралийцы аборигены являются населением австралии. Народы Австралии. Коренные жители Австралии. Про коренных жителей Австралии

Также иногда называемые «австралийскими бушменами » , в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира . Говорят на австралийских языках , значительная часть - только по-английски и/или на различных вариантах пиджинов . Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть - в городах.

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива -) почти полностью утрачены.

Типы австралийских аборигенов [ | ]

  • Мюррейский тип
  • Карпентарийский тип
  • Барринеанский тип

До появления европейцев [ | ]

Заселение Австралии происходило 50-40 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Первые обитатели Австралии были людьми чрезвычайно массивными и очень крупными .

Современный антропологический облик австралийские аборигены приобрели ок. 4 тыс. лет назад .

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад .

Культура [ | ]

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла по разным оценкам от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках .

Хотя австралийские аборигены не имели письменности, они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Традиционный рацион составляют дикие животные, насекомые, рыба и моллюски, фрукты и коренья. Из дикорастущих злаков изготавливаются лепёшки, запечённые на углях .

Согласно воспоминаниям ссыльного англичанина Уильяма Бакли , свыше 30 лет прожившего среди аборигенов на территории современного штата Виктория в первой трети XIX века, каннибализм не был для них характерен . Однако, по утверждениям Сида Кайл-Литтла, жившего среди аборигенов Ливерпул Ривер (Северная территория) в первой пол. XX в., некоторые из них периодически практиковали ритуальный каннибализм, либо прибегали к нему в случае крайней необходимости .

Астрономические и космологические представления [ | ]

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга .

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звёзд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Колониальный период [ | ]

Колонизация, начавшаяся в XVIII веке, сопровождалась целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, и привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году . Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций , а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

Примерно с 1909 по 1969 годы, но в некоторых регионах и в 1970-е годы, дети австралийских аборигенов и полукровок изымались из своих семей. Детям запрещалось использовать для общения родной язык, давалось начальное образование, достаточное для работы по хозяйству и на фермах. Родителям запрещалось общение с отобранными детьми, в том числе даже переписка. Фактически проводилась политика «отбеливания» коренного населения, насильственного уничтожения их языков, традиций, обычаев и культуры.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение [ | ]

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник Альберт Наматжира , писатель Дэвид Юнайпон , футболист , телеведущий , актёр и рассказчик (Гулпилил), певица Джессика Маубой (смешанного австралийско-тиморского происхождения), певец Джеффри Гуррумул Юнупингу , австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен .

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии , работающее наряду с другим вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за малоупотребительности аборигенных языков, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино [ | ]

  • - «Обход » - фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации .
  • - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира .
  • - «Там, где мечтают зелёные муравьи » - экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • - «Данди по прозвищу «Крокодил» » - приключенческая комедия.
  • - «Крокодил Данди 2 ».
  • - «Куигли в Австралии » - фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • - «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе ».
  • - «Клетка для кроликов », рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • - «Предложение» . На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке.
  • - «Джиндабайн (англ.) », сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • - «Самсон и Далила» , художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , рассказывающий о современной нелёгкой жизни австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • - Тропы - фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон , основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • - «Страна Чарли» (англ. Charlie’s Country ) - драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения Рольфа де Хира (англ.) , посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (актер Дэвид Галпилил (англ.) ), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • - «Тайная река» - телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам одноимённого романа (англ.) Кейт Гренвилль (англ.) , в основе сюжета которого - столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • - «Сладостный край» (англ. Сладостный край (англ.) ) - детективная драма австралийского режиссёра

Австралийцы — это австралийцы-аборигены, часто называемые «австралийскими бушменами» (произошло от «буш» - обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями, характерны для районов Африки и Австралии) — коренное население Австралии.

В целом, они обособлены от других народов мира, как в языковом, так и в расовом плане. Хотя изначально все говорили на родном австралийском языке, сейчас большинство перешло на английский и (или) одну из нескольких разновидностей пиджинов. Малая часть коренных австралийцев проживает в городах, большая часть — в отдаленных районах Центральной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Северной Австралии.

Численность австралийцев составляет около 440 тысяч человек (перепись в начале 2000 годов). В эту цифру входят около 30 тысяч человек на островах Торресова пролива. Что касается аборигенов с островов Торресова пролива, — они имеют много общего с папуасами и меланезийцами, поэтому культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии.

В расовом отношении коренные жители Австралии образуют австралоидную расу (ее австралийскую часть). Представители представители роста среднего и выше среднего, сильно развитый третичный волосяной покров, тёмно-коричневая кожа, долихокефалия, волнистые чёрные волосы, губы толще средних, низкий широкий нос, прогнатизм, сильно выступающее надбровье. Примесь меланезийской расы можно проследить на севере.

Говорят австралийцы на огромном мнжестве языков. Одни лингвисты насчитали свыше 500 языков Австралийцев, другие около двухсот. В основном, делятся на 26 семей (крупнейшая из них — пама-ньюнга), которые (кроме пама-ныонга) локализуются на севере Австралии, основное большинство, и северо-востоке. Внушительное количество австралийцев давно перешло на английский язык, а так же различные формы языка пиджин ииглиш. Среди них распространены двуречия.

Австралийцы - христиане, делятся на католиков и протестантов, и сохраняют свои традиционные культы.

Аборигены Австралии — самая древняя из живущих на Земле культур. И одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» — «от начала

Фото State Library of New South Wales
Прибывшие в 1788 году колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Вооруженное сопротивление аборигенов колонизаторам оборачивалось истреблением местного населения.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдаленных пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались. 11 ноября 1869 года в штате Виктория впервые в Австралии был принят «Акт защиты аборигенов» () — законодательные нормы, регулирующие жизнь аборигенов. Только в 1967 году, в результате всенародного референдума, коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение.


Часть племен сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.


Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.


Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире.
еще об Австралии и ее коренных жителях
Согласно археологическим данным Австралия заселялась человеком примерно в период 30- 12 тыс. лет до н.э. По антропологическим признакам аборигены относятся к австралийской ветви негро-австралоидной расы. По языковому признаку австралийские аборигены делятся на две большие группы: южную и северную. Вплоть до XIX в. У аборигенов сохранялся первобытнообщинный строй. Австралийские аборигены вели кочевой образ жизни и жили родовыми общинами, которые управлялись советом взрослых мужчин. Климат Австралии суров. 3начительную часть материка занимает каменистая пустыня, мало пригодная для жизни человека. Но местное население на протяжении тысячелетий вырабатывало навыки, позволявшие ему приспосабливаться к суровым природным условиям. Мужчины традиционно занимались охотой на кенгуру, валлаби, кускуса, опоссума, австралийского страуса, эму, птиц, черепах и змей. Они были опытными охотниками, способными ориентироваться среди дикой природы. Большую помощь им оказывала полудикая собака динго.

классические австралоиды - аборигены Австралии .
Австралийские аборигены передают по наследству своим детям уникальные способности находить воду в безжизненной каменистой пустыне, раскинувшейся на многие сотни километров. В качестве оружия во время охоты на млекопитающих использовали копье. Копье посылали в цель с помощью копьеметалки, которая увеличивала дальность полета и силу удара. Копье, брошенное рукой, летит на 25-30 м, а при помощи копьеметалки на 100 - 150 м. Для охоты на птиц использовали бумеранг . Его делали из твердых пород дерева - железного, эвкалипта, акации. Особенностью этого вида оружия было то, что в полете он описывал замкнутую линию, и не попав в цель, возвращался к ногам того, кто его метнул. Траектория полета этого вида охотничьего оружия определялась наличием неровных лопастей и небольших винтообразных шероховатостей на его поверхности. Изготовление бумеранга требовало навыков и особого мастерства. В качестве военного снаряжения для зашиты от ударов копий использовали щиты.

Женщины традиционно занимались собирательством. Во время перекочевок в поисках пиши женщины собирали съедобные корни и побеги растений, орехи, семена, яйца эму, различные виды насекомых, личинок и складывали их специальные деревянные сосуды, которые носили на голове. Вечером на месте стоянки они готовили из найденных продуктов пищу.

Изготовлением оружия и орудий труда, а также предметов домашнего обихода, занимались мужчины. Оружие, орудия труда и большинство предметов домашнего обихода австралийцы делали из камня, раковин, кости, дерева, растительных волокон, шкур, человеческих волос. Многие виды оружия и орудии труда напоминали те, которые наши далекие предки, охотники каменного века, делали из камня и кости. Например, наконечники копий "пирри" делались с зубчатыми краями и по способу изготовления были похожи на ранненеолитические.

Для приготовления пиши пользовались огнем костра. Огонь разводили трением двух кусков дерева друг о друга. Работа по извлечению искры занимала от получаса до часа. Пишу не варили, мясо и рыбу жарили на прямом огне или пекли в углях, завернув в листья. Для приготовления мяса, растительных продуктов использовали иногда земляную печь.

Жилищем австралийцам служили шалаши. Домашняя утварь не отличалась многообразием и была полностью приспособлена к кочевому быту. В качестве одежды использовались набедренные повязки из растительных волокон и шкур. Скудость одежды аборигенов восполнялась обилием украшений, изготовленных из различных материалов и отличавшихся разнообразием форм. Украшения, в основном, носили мужчины. Ожерелья делали из бобов, раковин, тростника, зубов животных. Перламутровые кулоны декорировали сложным геометрическим орнаментом. Их носили на шее или на лбу. Ноги и руки украшали браслетами из раковин, коры деревьев, перьев птиц яркой окраски, растительных волокон. Большое внимание уделялось раскраске тела. Раскраска имела эстетическое (чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола), гигиеническое (толстый слой краски, разведенной жиром, предохранял кожу), магическое (необычное сочетание красок могло напугать врага) и символическое (определенный узор позволял определить социальный статус владельца) значения.

В обществе аборигенов Австралии широкое распространение получили обряды перехода из одной возрастной или социальной категории в другую, или инициаций. Обрядом возрастных инициаций отмечался переход. австралийских мальчиков в статус взрослых мужчин. В возрасте 9 лет мальчиков изолировали от жизни племени и в специальных уединенных местах - святилищах - взрослые мужчины подвергали их разнообразным испытаниям на мужество и выносливость. На гpyдь и спину острыми кремневыми ножами наносили рубцы, которые затем в гигиенических целях посыпали раскаленным пеплом. После такой процедуры рубцы приобретали объемный характер и сохранялись

на всю оставшуюся жизнь. В носовую перегородку вставляли палочку, протыкали уши и вдевали в отверстия серьги из костей птиц.

Племя австралийцев делилось на родовые группы, каждый из которых имела своего собственного духа-хранителя или "тотем". Такой дух-хранитель мог иметь облик какого-то животного, растения, предмета неживой природы или явления природы: змеи, лягушки, муравья, кенгуру, радуги и т.п. Согласно мифологическим представлениям австралийцев, вместилищами тотемов или духов-покровителей - чуринги - служили специфические предметы овальной формы из дерева или плоские камни продолговатых очертаний. Старейшины родовых групп держали чуринги в особых священных местах, надежно спрятанных от глаз непосвященных.

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

Абориген Австралии - коренной житель континента. Вся народность обособлена от других в расовом и языковом отношении. Коренные жители также известны как австралийские бушмены. "Буш" означает обширные пространства с обилием кустарников и низкорослых деревьев. Эти территории характерны для некоторых областей Австралии и Африки.

Общие сведения

Коренное население говорит на австралийском языке. Лишь некоторая его часть - на английском. Австралийские аборигены населяют преимущественно районы, которые находятся далеко за пределами городов. Их можно встретить в Центральной, Северо-Западной, Северной и Северо-Восточной частях континента. Определенная часть коренного населения проживает в городах.

Новые данные

Долгое время было принято считать, что тасманские аборигены развивались отдельно от других австралийских племен. Предполагалось, что так продолжалось как минимум несколько тысяч лет. Результаты современных исследований свидетельствуют о другом. Выяснилось, что язык тасманских аборигенов имеет множество общих слов с другими наречиями австралийских южных племен. По расовой принадлежности данные племена выделяются в отдельную группу. Они считаются австралийской ветвью австралоидной расы.

Антропология

По этому признаку аборигены Австралии, фото которых представлено в статье, относятся к одному характерному виду. Ему присущи определенные особенности. Абориген Австралии имеет выраженные черты, характерные для негроидного комплекса. Особенностью бушменов считается достаточно массивный череп. Также отличительной чертой является развитый третичный волосяной покров. В настоящее время точно установлено, что австралийские аборигены произошли от одной расы. Тем не менее, это не исключает возможности влияния других. Для того периода распространение смешанных браков было типичным явлением. К тому же следует учесть, что миграционных волн на этот континент было несколько. Между ними существовал значительный временной интервал. Установлено, что до начала периода европейской колонизации на территории Австралии обитало огромное количество аборигенов. Если точнее - свыше шестисот разных племен. Каждое из них общалось на своем наречии и языке.

Жизнь аборигенов Австралии

Бушмены не имеют домов или жилищ, у них нет одомашненного скота. Аборигены не пользуются одеждой. Они живут отдельными группами, в состав которых может входить до шестидесяти человек. Австралийские аборигены не имеют даже элементарной племенной организации. У них также отсутствует множество простых навыков, которые отличают людей от животных. К примеру, они не способны ловить рыбу, изготавливать посуду, шить себе одежду и прочее. А между тем, в настоящее время это умеют делать даже те племена, которые проживают в дебрях Африки. В XIX веке проводились соответствующие исследования. Тогда ученые пришли к выводу, что абориген Австралии находится на определенной грани между животными и людьми. Это обусловлено вопиющей дикостью их существования. В настоящее время абориген Австралии - это представитель самой отсталой народности.

Численность коренных жителей

Она составляет чуть более четырехсот тысяч человек. Конечно, это устаревшие данные, ведь перепись проводилась около десяти лет назад. В это число входят и те аборигены, которые проживают на территории островов Торресова пролива. Коренное население - около двадцати семи тысяч человек. Местные аборигены отличаются от других австралийских групп. Прежде всего это связано с культурными особенностями. У них много общих черт с папуасами и меланезийцами. В настоящее время большинство австралийских аборигенов живет за счет благотворительных фондов и государственной помощи. Способы жизнеобеспечения у них практически полностью утрачены. Соответственно, занятия собирательством, рыболовством и охотой отсутствуют. В то же время определенная часть туземцев, проживающая на островах Торресова пролива, владеет ручным земледелием. Традиционные религиозные верования сохраняются. Выделяют следующие типы аборигенов:

Развитие до европейского вмешательства

Точная дата заселения Австралии до сих пор не установлена. Предполагается, что это происходило несколько десятков тысяч лет назад. Предки австралийцев являются выходцами из Юго-Восточной Азии. Им удалось преодолеть около девяноста километров водных преград. Дорогой послужил плейстоценовой На континенте появились Вероятнее всего, это произошло благодаря дополнительному притоку переселенцев, которые прибыли по морю приблизительно пять тысяч лет назад. Этим же обусловлено появление каменной индустрии. Еще до вмешательства европейцев расовый тип и культура австралийских аборигенов могли похвастаться прорывами в эволюции.

Период колонизации

Европейцы прибыли сюда в XVIII веке. В тот период численность австралийских аборигенов составляла примерно два миллиона человек. Они объединялись в группы. Состав был достаточно разнообразен. В результате на материке оказалось более пятисот племен. Всех их отличала сложная социальная организация. У каждого племени существовали собственные ритуалы и мифы. Австралийские аборигены общались более чем на двухстах языках. Период колонизации сопровождался целенаправленным уничтожением коренного населения. Австралийские аборигены лишались своих территорий. Они были вытеснены в экологически неблагополучные зоны материка. Вспышка эпидемии способствовала резкому сокращению их численности. В 1921 году плотность населения Австралии, коренного в частности, составляла не более шестидесяти тысяч человек. В дальнейшем государственная политика изменилась. Начали создаваться охраняемые резервации. Властями были организованы медицинская и материальная помощи. Совокупность этих действий в значительной мере поспособствовала тому, что Австралии увеличилась.

Последующее развитие

Такого понятия, как не существовало вплоть до начала 1949 года. Британскими подданными считалась большая часть местных жителей. Был издан соответствующий закон, согласно которому все коренное население становилось гражданами Австралии. Каждый человек, родившийся на данной территории после этой даты, являлся её гражданином уже автоматически. В 90-е годы численность австралийских аборигенов составляла около двухсот пятидесяти тысяч человек. Это всего лишь полтора процента от всего населения материка.

Мифология аборигенов

Коренное население Австралии верило, что бытие не ограничивается только физической реальностью. Аборигены считали, что существует мир, где обитают их духовные предки. Они верили, что физическая реальность перекликается с ним. И таким образом они оказывают друг на друга взаимное влияние. Существовало поверье, что небо является местом, где встречаются оба этих мира. На движение Луны и Солнца влияли действия духовных предков. Также считалось, что на них может воздействовать и живой человек. Огромную роль в мифологии аборигенов играют небесные тела, звезды и т. д.

Археологи и историки длительное время занимаются исследованием фрагментов, содержащих рисунки бушменов. До сих пор до конца не ясно, что именно изображали наскальные росписи. В частности, были ли это небесные объекты или какие-то картины из повседневной жизни? Аборигены владели определенными сведениями о небе. Установлено, что они пытались использовать для реализации календаря. Тем не менее нет информации о том, что он был как-то связан с лунными фазами. Также известно, что попыток использования небесных объектов для навигации не было.