Про природу

Буквы ь ъ в старшей группе. Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь. Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.

    Образовательная область «Речевое развитие».

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Тема: Буквы Ъ, Ь

    Программные задачи:

    «Речевое развитие:

    1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
    2. Объяснить значение букв в словах.
    3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
    4. Упражнять в звуковом анализе слов.

    «Познавательное развитие»:

    1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
    2. Закрепить навыки печатания слов;
    3.Развивать внимание, память, логическое мышление.

    «Социально-коммуникативное развитие»:

    1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

    «Физическое развитие»:

    1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

    «Художественно-эстетическое развитие»:

    1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

    Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.

    Ход НОД

    1. Открытый вход в деятельность.

    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать,
    Все правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    2. Вводно — организационный.

    Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

    Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

    А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)

    3. Мотивация на деятельность.

    Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .

    4. Расширение имеющихся знаний.

    Дидактическое упражнение «Буква — звук».

    Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

    Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

    5. Динамическая пауза.

    (встаём в круг)

    Бедный мишка заболел
    Мишка много мёду съел (идут по кругу)
    Мишка плачет и кричит:
    «У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
    Мишка стонет, слёзы льёт
    У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
    Непослушный, жадный мишка
    Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)

    6. Знакомство с новым материалом.

    На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.

    Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

    Дождик льётся, вьюга вьётся.
    Как им это удаётся?
    Это знак старается,
    Мягким называется.

    Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

    Вот уходит (день)
    Наступает (тень)
    Свет уходит… (прочь)
    Наступает… (ночь)
    Все зверята (спать)
    Будет день (опять)
    Будет всё… (звенеть)
    Золотая… (сеть) .

    (На доске Ъ)

    Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

    Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.

    Мягкий знак и твёрдый знак
    Разговаривали так:
    - Сколько я пирожных съел?
    Мягкий знак ответил:
    - Семь.

    Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

    7. Практическая деятельность.

    1. Звукобуквенный анализ слов:

    Конь

    Подъезд

    2. Прописывание в воздухе.

    3. Печатание в тетрадях.

    8. Открытый выход из деятельности

    С какими буквами мы сегодня познакомились?

    Что указывает мягкий знак?

    Что мы узнали о твёрдом знаке?

    Бикмаева А.Н.,
    учитель-логопед

    Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

    Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

    Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

      Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

      для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

    Ход занятия:

      Игра «Путаница».

    Называем буквы и слияния по заданию учителя.

    1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

      Знакомство с Ь знаком.

    К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

    Проблемная ситуация.

    (Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

    «Буква Р перевернулась-

    Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

    «Мягкий знак – хитрый знак.

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь?

    Без пожара, просто так?

    Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

    Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

    Хотите проверить? Пожалуйста!

    УГОЛ – УГОЛЬ

    МЕЛ – МЕЛЬ

    ШЕСТ – ШЕСТЬ

    МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

    А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

    Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

    («Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

    Работаем с кассой и магнитной доской.

    «Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

    Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

    Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

    Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

    Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

    Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

    Что это за буква?- возмущались они.

    Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

    Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

    Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

    «Без головы, а в шляпе,

    Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

    Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

    Дети тоже составляют слово «гвоздь».

    А у букв получается «ГВОЗД»…

    Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

    в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

    И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

    Дети читают : «ГВОЗДИ».

    «Лучше я встану», - сказала буква Я.

    Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

    Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

    Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

    Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

    Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

    Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

    Спит или купается,

    Всё не разувается:

    День и ночь на ножках

    Красные сапожки. (ГУСЬ)

    Кто приходит,

    Кто уходит –

    Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

      Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

    Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

      Физкультминутка «Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три…

    (варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

      Загадки Ь знака:

    Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

    СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

    «В яме спит зимою длинной,

    Но чуть солнце станет греть,

    В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

    «Уж очень вид у них чудной:

    У папы локоны волной,

    А мама ходит стриженной.

    На что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

      Физкультминутка «капитаны».

      Знакомство с Ъ знаком.

    Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

    Чем они похожи и чем отличаются?

    А) «Мягкий знак живёт беспечно,

    Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

    «А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

    Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

    На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

    «Зачерпни воды ковшом,

    Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

    «Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

    Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

      Чем ещё отличаются эти знаки?

    Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

    То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

    Например:

    СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

    СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

      Игра «Хоккей».

    На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

    Представители экипажей читают эти слова по очереди.

    СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

    РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

      Игра «Разведка».

    А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

    Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

      Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

      Итог занятия.

      Подведение итогов соревнования экипажей.

      Выставление улыбающихся солнышек.

    НОД по образовательной области « Познание»

    Обучение грамоте.

    Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

    Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

    Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

    Цель :

    1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
    2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
    3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
    4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
    5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
    6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
    7. Развивать мышление, память, внимание;

    Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

    Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

    "Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

    Не чересчур ли ты добряк? -

    Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

    Звуки ты смягчить стремишься.

    Нет, в Алфавит ты не годишься!

    Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

    Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

    Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

    Давным-давно пора как букву Ять,

    Тебя из Азбуки изъять...

    Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

    В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

    Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

    Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

    А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

    А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

    Послушайте стихотворение:

    Мягкий знак, мягкий знак -

    Без него нельзя никак!

    Без него не написать

    "Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

    Станут "пенками" "пеньки",

    "Уголками" - "угольки",

    "Банька" в "банку" превратится.

    Вот что может получиться,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

    Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

    Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

    Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

    В корне я стою друзья.

    Воробьи, семья, жильё -

    Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

    Соловьи, бельё, ручьи,

    Листья, крылья, стулья, чьи,

    Колья, перья и семья,

    Вьюга, осенью, друзья.

    А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

    (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

    Физкульт минутка.

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова - правою ногою,

    Снова - левою ногою.

    После - правою ногою,

    После - левою ногою.

    И тогда придешь домой.

    В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

    Было - "сели", стало - "съели".

    Догадаться вы сумели,

    Почему случилось так?

    Кто виновник? Этот знак!

    Знак такой нам нужен тоже,

    Без него писать не сможем:

    Съезд, съедобный, объясненье,

    И подъезд, и объявленье.

    В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

    Буквы выстроились в ряд

    Тридцать три их, но стоят

    Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

    Мягкий, твёрдый знаки те.

    Мягкий знак он очень мягок,

    Но приводит всё в порядок:

    Он смягчает буквы нежно,

    Разделяет их прилежно.

    Если знак мы потеряем,

    Слово сразу изменяем -

    Поменяется вдруг смысл

    И тогда, дружок, держись!

    Надо написать нам «елЬ»,

    А получим слово «ел».

    Или пишем слово «лЬёт»,

    А без знака вышел «лёт».

    «ТенЬ» без знака будет «тен»,

    «ДенЬ», конечно, станет «ден»…

    Очень нужен мягкий знак!

    Помни, друг мой, это так!

    Что ж такое твёрдый знак?

    Что он делает и как?

    Твёрдый знак всем утверждает:

    «Без меня «Е», «Я» страдают –

    Ведь получится «обезд»,

    Если знак мой кто-то сЪест,

    И получатся «обятья»

    Вместо крепкого «обЪятья».

    Вот какой он, твёрдый знак!

    Без него нельзя никак!

    В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

    Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
    Во всех этих словах нужен мягкий знак?

    Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

    Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

    Услышав этот спор решила я!

    Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте!

    В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


    Анна Иноземцева
    Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

    Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

    Ход занятия:

    Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?

    Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .

    А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

    Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

    А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .

    Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .

    А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.

    Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

    Физминутка (встаём в круг)

    Бедный мишка заболел

    Мишка много мёду съел (идут по кругу)

    Мишка плачет и кричит :

    «У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

    Мишка стонет, слёзы льёт

    У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

    Непослушный, жадный мишка

    Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

    (На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.

    Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

    Дождик льётся, вьюга вьётся.

    Как им это удаётся?

    Это знак старается ,

    Мягким называется.

    Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

    Вот уходит (день)

    Наступает (тень)

    Свет уходит… (прочь)

    Наступает… (ночь)

    Все зверята (спать)

    Будет день (опять)

    Будет всё… (звенеть)

    Золотая… (сеть) .

    (На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

    Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

    Мягкий знак и твёрдый знак

    Разговаривали так :

    Сколько я пирожных съел?

    Мягкий знак ответил :

    Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.

    С какими буквами мы сегодня познакомились ?

    Что указывает мягкий знак ?

    Что мы узнали о твёрдом знаке ?