Про природу

Что учат наизусть. Как быстро выучить стих наизусть по литературе. Что помогает памяти быть в хорошем состоянии

Как происходит процесс говорения? А очень просто - я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек - существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.

Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое - со стихами, с книгами, с фильмами.

Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.

Язык, по большому счету, - это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.

К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.

Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.

Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип - не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого - глава из «Евгения Онегина».

В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере - от первого лица, - предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем так для определенности заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, как вариант, я могу начитать текст сам. Для удобства пользования файл лучше разбить на короткие отрывки по 3-5 минут с помощью Теперь моя задача - просто слушать эту запись при каждом подходящем случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться.

Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это - идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.

Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится - рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда - заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет - не беда, всегда можно распечатать новый.

Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше - взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом - один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Недели через две, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача - повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно - чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.

Малому ребенку партнер, конечно, нужен - в виде мамы или папы, а еще лучше - в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.

Этап третий: декламация с подсказками

На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.

Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно - например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами). Приспособление для быстрого изготовления такой шпаргалке находится в приложении к этой странице .

Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она в несколько раз превосходит объем моей кратковременной памяти.

Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка - в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.

Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки - это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым - комплекс неполноценности.

В действительности, ошибки в учёбе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье - мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.

Есть две разновидности повторения - пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать - пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение - это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.

Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку - на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.

Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных. Примеры можно посмотреть на страницах с материалами по иностранным языкам:

Примеры шпаргалок

К. Чуковский. Тараканище.

П. Ершов. Конек-Горбунок.

Наверное, многим студентам (настоящим и бывшим) знакома такая ситуация: до экзамена всего одна ночь, за которую нужно выучить все то, что надлежало осваивать в течение всего семестра. К сожалению, обычно, результаты «бурной деятельности», предпринятой накануне часа «Ч» далеки от заветной оценки «отлично», но не будем читать здесь нотации о необходимости вспоминать, об учебе регулярно, а не только в сессию, лучше подскажем несколько приемов, как быстро выучить большой объем информации, будь то текст доклада, или материалы учебного курса. Тем более, что вопрос как быстро выучить много , актуален не только для студентов, но и для школьников, а также для тех, кто давно покинул родную alma mater.

Как быстро выучить нужный текст?

Существует множество способов запомнить большой объем информации, здесь хотелось бы привести один из самых эффективных, который позволят быстро выучить текст, как наизусть, так и для вольного пересказа, а также пару интересных вспомогательных приемов, которые могут пригодиться.

Способ первый – «Классический»

Подходит для запоминания самой разной текстовой информации. Заключается в выполнении нескольких последовательных шагов:

  1. Сначала нужно настроиться на процесс запоминания информации. Для этого идеально подойдет небольшая пробежка в парке. Ведь давно известно , улучшают мозговое кровообращение, а, следовательно, и память, кроме того согласно последним исследованиям ученых Мичиганского университета созерцание природы повышает когнитивную функцию на 20% от нормы. Только не нужно устраивать марафонский забег, 10-15 минут будет вполне достаточно.
  2. Создайте благоприятную обстановку для запоминания. Там где вы будете учить материал должно быть тихо, что бы можно было сосредоточиться.
  3. Когда подготовительные условия выполнены, приступаем к процессу заучивания информации. Для этого как можно внимательнее прочесть весь текст, который нужно выучить, если есть непонятные слова, быстро выпишем их и найдем, что они означают (если текст на иностранном языке – качественно его переводим, не пропуская слов).
  4. Когда смысл прочитанного окончательно понят, составляем так называемый цитатный план. Для этого делим текст на несколько логических частей – не больше 5-9, почему-то именно столько фрагментов способна, в среднем, удержать краткосрочная память человека. Каждую часть лучше всего озаглавить цитатой из текста, который нужно выучить. Запишем эти предложения. Прочтем несколько раз, вслух, получившийся план. Можно для надежности его переписать 2-3 раза.
  5. Внимательно прочитываем каждый фрагмент текста, и пытаемся его рассказать или пересказать (если не нужно воспроизводить дословно).
  6. Когда каждая логическая часть текста начинает «отскакивать от зубов», пытаемся собрать картинку целиком. Если какие-то слова никак не хотят запоминаться (обычно так происходит на стыке двух фрагментов), выписываем слова отдельно на листок, в который подсматриваем, пока текст более-менее ни утрясется в голове.
  7. Устраиваем перерыв, во время которого стараемся не думать о тексте, который нужно выучить.
  8. Через 20-30 минут еще раз повторяем текст, и ложимся спать.

Это и есть базовый способ запоминания текста.

Способ второй – «Античный»

Более известный как метод мест, был впервые описан Цицероном, однако широко используется и по сей день. Помогает запомнить последовательность слов в перечне (например, пункты цитатного плана) в правильном порядке. Для того чтобы применить этот способ, нужно:

  1. Представить себе место, или путь, обязательно хорошее знакомые – например свой дом, или дорогу с работы (учебы) домой.
  2. Выбрать несколько предметов или мест, путь между которыми очевиден (например, входная дверь, коридор, комната, кухня и т.д.).
  3. Удостовериться, что можете мысленно пройти этот путь.
  4. Теперь приступаем к визуализации, берем слова из перечня, и как бы помещаем их в выбранные места, например перечень слов глаз - яблоко - звезды представляем так: на входной двери, вместо обычного дверного глазка, находится глаз, посреди коридора лежит огромное яблоко, а в комнате на потолке сияют звезды. Не бойтесь, если образы будут совершенно абсурдными, главное, чтобы они были яркими, так они легче запомнятся.

Способ третий – «Викторианский»

Впервые был описан преподобным Брэйшоу, директором одной йоркширской школы в 1849 году. Заключается в кодировании цифр согласными буквами, и составлению фраз из этих букв. Необходим, когда нужно запомнить цифровую информацию в тексте (например, даты для экзамена по истории). В оригинале, код Брэйшоу выглядит следующим образом:


Пример использования кода:

1945 – БХКМ

Был День Хорошим Классным Майским, когда был взят Рейхстаг германский.

Прочитайте стихотворение и поймите, о чем идет речь. Затем прочитайте его еще раз, но уже медленнее, стараясь почувствовать метрику и ритм. Далее обязательно найдите незнакомые слова в тексте и уточните их значение в словаре или справочнике. Теперь заучивайте стих по одной строфе, одновременно представляя описанное автором.

При необходимости вы также можете несколько раз переписать стихотворение – написание займет дополнительное время, но процесс запоминания будет эффективнее. Это классический алгоритм. А теперь приведем ТОП-7 методов, которые помогут вам учить стихи еще быстрее.

Как выучить стих наизусть за 5 минут

За 5 минут подросток может выучить наизусть стихотворение из 1-2 строф. Объемное и лексически сложное произведение реально заучить только при наличии феноменальной памяти. Но попытаться стоит в любом случае. Для начала прочтите стихотворение с выражением. У вас нет времени на ознакомление: постарайтесь сразу уловить ритм и осознать содержание. Лучше всего читать вслух.

При нехватке времени стоит подключить максимум эмоций и образное восприятие – образы быстрее всего откладываются в нашей памяти. Читайте и одновременно рисуйте картины в своем воображении. Если стих небольшой – перепишите его, это поможет максимально быстро запомнить и содержание, и лексическое выражение.

Используем диктофон и зеркало

Если у вас есть хотя бы один вечер на изучение стихотворения – попробуйте подготовиться так, как это делают профессиональные актеры. Чаще всего в ходе самостоятельных репетиций они используют диктофон и зеркало. Для предварительной подготовки прочтите произведение несколько раз. Первый – как обычный текст, второй – в попытке понять смысл и уловить ритм, третий – мысленно рисуя картины происходящего в своей голове.

Используем зеркало . Встаньте перед зеркалом. Желательно, чтобы вы отражались во весь рост. Представьте себя профессиональным актером, а лучше автором произведения. Читайте стихотворение, глядя то на текст, то в зеркало. Причем чем дольше вы сможете смотреть в зеркало – тем лучше. Возможность видеть себя в процессе декларирования хорошего произведения дает поразительный эффект – вы не только быстрее запоминаете текст, но и учитесь лучше читать его, корректируете подачу и умение держаться на публике.

Используем диктофон . После того, как произведение частично заполнено – читайте его и записывайте свой голос на диктофон. После этого прослушайте запись. Скорее всего, в момент пауз вы будете поправлять сами себя, не понимая, как могли забыть столь явные вещи. Оцените выразительность речи. После этого запишите свое прочтение еще раз. При этом читайте стихотворение, стараясь исправить предыдущие ошибки. Повторяйте до тех пор, пока не останетесь хотя бы на 90% удовлетворены собой. Это поможет не только быстрее запомнить произведение, но и придаст вам необходимую уверенность.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как быстро выучить стихотворение наизусть, переписывая его

Некоторые люди легче запоминают информацию, если имеют возможность записать или перепечатать ее. Есть мнение, что это вредная привычка, привитая нам в школе – якобы конспектировать все произнесенное преподавателем не самая лучшая идея. Но факт остается фактом: если вы запишите или перепечатаете произведение, то велика вероятность того, что вам удастся быстрее и проще выучить его наизусть. Используйте эту возможность.

Что важно учесть:

  • Переписывайте стихотворение без спешки.
  • Одновременно проговаривайте слова вслух.
  • Пишите разборчиво, лучше всего печатными буквами.
  • Старайтесь переписывать по памяти.
  • Обязательно сверяйтесь с оригиналом.

Способ также подойдет людям, которые часто общаются в сети – например, в социальных сетях.

Вы привыкли получать информацию в виде печатных букв, потому лучше всего напечатать стихотворение. Также можете запостить его на странице в соцсети или отправить другу по переписке – тогда произведение будет играть для вас особую роль, и для его запоминания вы подключите максимум эмоций.

Осознаем смысл и авторскую позицию

Если вы думаете, как выучить стих за 5 минут или запомнить его в максимально сжатые сроки, стоит сразу попытаться уловить смысл. Многие из нас привыкли читать механически, не обращая внимания на содержание. Это похоже на проверку скорости чтения в начальных классах – не имеет значения понимание сути написанного, главное прочитать его как можно быстрее. Ключевая причина – полное отсутствие интереса к произведению, к его содержанию и культурной ценности.

Гораздо проще учить стих, который вам удалось прочувствовать. Для этого постарайтесь понять смысл сказанного в деталях. Для начала устраните любые недопонимания, уточните значение непонятных слов. Часто в стихотворениях присутствуют архаизмы, метафоры и заимствования. Очень важно знать их трактовку – тогда слова перестанут быть для вас непонятными, и запомнить их будет гораздо проще, равно как и уловить смысл произведения в целом.

Представьте, что вам предстоит выучить наизусть собственное стихотворение. С каким выражением вы бы его читали? Что бы чувствовали, каким персонажам сопереживали бы.

Вам в помощь открытые источники в сети – узнайте об истории написания этого произведения, о состоянии автора в тот момент, о его жизненной и творческой позиции в целом. Понимание поэта крайне важно для понимания его стихов.

Как легко выучить стих наизусть, поняв его метрику

Де-факто метрика – это строение, структура стихотворной строки. Из множества понятий, которые входят в этот термин, нас будет интересовать размер и ритм. Постарайтесь разобраться в этих понятиях – лишними они точно не будут, вам наверняка предстоит написать еще не один тест по литературе. Информация более всего полезна для учащихся 7-11 классов.

Размер стихотворения – это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Написанные в соответствии с классическими канонами стихи звучат музыкально, в них сразу чувствуется ритм. Именно благодаря размеру. Отметим ключевые:

Хорей – стопа двусложная, ударение падает на 1-й слог.
Схема : ! — ! —
Пример :
БУ ря МГЛО ю НЕ бо КРО ет

Ямб – стопа двусложное, ударение на 2-й слог.
Схема : — ! — !
Пример :
по ДО му БРО дит ПРИ ви ДЕ нье
весь ДЕНЬ ша ГИ над ГО ло ВОЙ

Дактиль – стопа трехсложная с ударением на первый слог.
Схема : ! — — ! — —
Пример :
МОЛ ча си ЖУ о жи ДА я сиг НА ла
СЛЫ шен стук СЕР дца да СТУК тем но ТЫ

Амфибрахий – стопа трехсложная, ударение на 2-й слог
Схема : — ! — — ! —
Пример :
я ПОМ ню звон КИ и по РОЙ ти ши НУ
сом НЕ ни я, ПОЛ ны е РОБ ких на МЁ ков

Анапест – стопа трехсложная, ударение на 3-й слог
Схема : — — ! — — !
Пример :
глу бо КО глу бо КО всей ду ШОЙ
я вдох НУЛ за пах ДВУХ го ро ДОВ

Для того чтобы определить размер стихотворения, разбейте его на слоги и отметьте ударные. Важно, чтобы вы расставляли ударения не в словах, а могли уловить ритм правильного прочтения.

Проверьте себя: по возможности уточните стихотворный размер в Интернете или найдите эту информацию в учебниках.

После того, как вы сможете уловить ритм, заучивать произведение будет гораздо легче – стих будет звучать музыкально. Это не касается произведений, написанных в свободном или усложненном авторском стиле. Так при изучении стихов Маяковского очень важно почувствовать авторский ритм, который выходит за рамки классических литературных канонов и отражает видение темпа самим поэтом.

Подключаем воображение

Как быстро выучить стихотворение наизусть, если оно насыщено смыслом и характеризуется сложностью лексики? Необходимо подключить воображение и образное мышление. Практически во всех стихах поэты используют различные тропы, в частности метафоры, гиперболы, олицетворения. Потому важно понимать авторский замысел и не стремиться воспринимать все буквально. Для начала проверьте текст на наличие тропов и поймите, что хотел сказать поэт на самом деле.

Далее подключите образы. Дело в том, что наш мозг запоминает их гораздо лучше, чем слова в виде набора букв. Представляйте то, о чем пишет поэт. Будет это зимнее утро или важное историческое сражение – постарайтесь нарисовать картины в своей голове. Ко многим произведениям, кстати, художники делали иллюстрации. Иногда это делали и сами поэты – вспомните наброски А.С. Пушкина. Авторы описывали что-то, что могли представить себе. Представьте и вы.

Обратите внимание, что учить стихотворения с сюжетом почти всегда проще, чем описание, скажем, пейзажей. А вот с попыткой запомнить монолог довольно сложно. В этом случае стоит подключить эмоции. Яркий пример – монолог Чацкого. Постарайтесь прочувствовать его и ощутить ту же ненависть, с которой герой выражает свою позицию. Поставьте себя на его место, мысленно перенеситесь в те события. Эмоциональный фон не только ускорит процесс запоминания, но и сделает его более интересным.

Как быстро выучить стих наизусть с помощью онлайн-сервисов

Разработчики предлагают студентам и школьникам довольно большой выбор программ, которые помогают быстрее учить произведения любой сложности. Отметим, что не все они эффективны- постарайтесь подобрать программы, которые уже были опробованы другими людьми – предварительно прочтите отзывы.

Это могут быть:

  • Программы.
  • Веб-сервисы.
  • Мобильные приложения.

Суть самых популярных заключается в подключении зрительной памяти: программа убирает из текста некоторые слова (например, каждое второе или третье) и вам предстоит вспомнить их. Далее вы переключаете режим, и убираются другие слова.

Практика показывает, что такой способ наиболее эффективен при изучении объемных стихов со сложной лексикой.

Но недостаточно пользоваться исключительно ими – вам как минимум нужно уточнить значение непонятных слов и определить ритм стихотворения.

Как быстро и легко выучить стих наизусть

4.7 (93.33%) 12 votes

Учить стихотворения - не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.

Как правильно учить стихи

Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи.

Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.

1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2-3.

2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.

3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.

4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.

5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.

6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.

7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.

8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.

Как выучить стих быстро наизусть

Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.

Советы:

1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.

2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.

3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.

Как выучить очень большое стихотворение

  • - Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.
  • - Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем - каждой четвертой и так далее.
  • - Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.
  • - Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп - речитативом. Можно и биксов добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность - есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.

Самые распространенные ошибки

  • - Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод "снежного кома" - очень действенный.
  • - А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами.
  • - Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.

И самый главный совет - тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.