Про природу

Каковы причины борьбы за передел мира. Формирование блоков и начало борьбы за передел мира. Особенности экономического развития Германии

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Формирование блоков и начало борьбы за передел мира

Франко-прусская война, закончившаяся разгромом Франции, породила множество проблем. Бисмарк очень скоро понял, что французское общество никогда не смирится с перенесенным унижением и будет стремиться к реваншу. Действительно, почти все политические силы во Франции, за исключением социалистов, были единодушны в желании отплатить Германии за национальную катастрофу. Бисмарк вынужден был спешить, ибо Франция активно работала над восстановлением своего потенциала. В отличие от 1870 г., когда Франция оказалась в изоляции, теперь все великие державы с большим подозрением следили за действиями резко усилившейся Германской империи. В этой ситуации Бисмарк видел выход в том, чтобы внести раскол в стан великих держав и заручиться поддержкой какой-либо из них, проще говоря, в том, чтобы создать в Европе устойчивый антифранцузский альянс.

Проблема заключалась в том, кого было бы целесообразно и реально привлечь к этому союзу. В этом вопросе в правящей элите Германской империи не было единства. Взоры Бисмарка прежде всего обратились на Австро-Венгрию. После военного поражения она во все большей степени вынуждена была идти в фарватере германской политики. Его оппоненты справедливо указывали, что заключение австро-германского союза может стимулировать франко-русское сближение и в итоге Германия окажется зажатой в очень опасные тиски.

Бисмарк, однако, настоял на своем, и в 1879 г. был подписан союзный договор между Германской империей и Австро-Венгрией. Надо сказать, что оппоненты Бисмарка были правы – этим договором Германия отнюдь не укрепляла свои позиции: она не получила никаких дополнительных гарантий своей безопасности, брала в союзники заведомо более слабое государство, у которого была масса противоречий со своими соседями, увеличивала уровень конфликтности в отношениях с Россией и подталкивала ее к сближению с Францией. В результате этого опрометчивого шага напряженность в Европе возросла и был сделан первый, но очень важный шаг на пути ее раскола на противоборствующие блоки.

В 1882 г. к этому альянсу присоединилась Италия, и, таким образом, Тройственный союз стал реальностью. Это был откровенно агрессивный блок, нацеленный на разрушение сложившегося статус-кво и установление своей гегемонии в глобальном масштабе. Вместо европейского единства определяющей тенденцией развития европейского сообщества стала его поляризация, темпы которой неуклонно нарастали.

Свою лепту в этот процесс вносила и Франция, особенно ее военный министр генерал Буланже. Его крайне резкие выпады против Германии, призывы любой ценой отомстить ей за унижение принесли ему большую популярность во Франции. Вокруг него группировались представители ультранационалистов. Возглавляемое им движение быстро набирало размах, превращаясь в серьезную политическую силу во Франции. Его даже стали прочить в диктаторы. Пик его движения приходится на 1889 г., когда Франция действительно оказалась на грани государственного переворота. Однако эта попытка провалилась. Буланже бежал за границу, где вскоре покончил жизнь самоубийством.

Бисмарк внимательно наблюдал за развитием событий во Франции. Экстремистские выпады Буланже были ему на руку: они позволяли утверждать, что Германия наращивает свои военные усилия исключительно в оборонительных целях, для того чтобы обезопасить себя от «воинственных галлов». В Германии был принят новый военный закон, увеличивающий ассигнования на армию и флот. Вместе с тем Бисмарк страшился возможности возникновения войны на два фронта – против Франции и России одновременно. В середине 80-х годов он приходит к выводу о необходимости сбалансировать свою политику в отношении России, с тем чтобы не допустить франко-русского сближения.

Летом 1887 г. истекал срок австро-русско-германского договора о нейтралитете. Россия, у которой накопилось немало претензий к Австро-Венгрии, отказалась реанимировать его в прежнем виде. Тогда Бисмарк предложил России заключить так называемый «перестраховочный договор». Однако наметившаяся попытка русско-германского сближения, которая могла бы в корне изменить всю ситуацию в Европе, не получила развития. Бисмарк слишком поздно решился на корректировку внешнеполитического курса Германии: к этому времени в русско-германских отношениях уже накопилось немало противоречий, которые препятствовали сближению этих двух сторон.

Можно выделить три главных узла противоречий в русско-германских отношениях того периода. Интересы двух стран пришли в серьезное столкновение в Болгарии. Русская дипломатия полагала, что возникшая при прямой поддержке России Болгария станет вместе с Сербией ее оплотом на Балканах. Однако в Болгарию стремилась проникнуть и Германия. Балканы занимали в ее внешнеполитических планах все большее место, и именно поэтому немецкая дипломатия предпринимала активные попытки создать в этом регионе очаги своего влияния. В 1887 г. при поддержке Берлина на болгарский престол был возведен принц Фердинанд Кобургский. С этого момента внешнеполитическая ориентация Болгарии начинает быстро меняться. По существу Россия лишилась многих своих позиций на Балканах, и ее возможности влиять на ситуацию там заметно сократились. Ясно, что все это вызывало серьезное раздражение в правящей элите России и не способствовало укреплению русско-германских контактов.

Во-вторых, Россия в это время остро нуждалась в кредитах для строительства железных дорог, развития новых промышленных регионов (типа Донбасса, Южной Украины), модернизации старых. Однако договориться с немецкими банками о предоставлении крупных займов не удалось, поскольку в это же время чрезвычайно емкий внутренний рынок Германии требовал постоянных и массированных финансовых инъекций, сулил высокую отдачу и работал на увеличение совокупной мощи фатерланда. Естественно, что в условиях националистической эйфории, которую переживало в то время немецкое общество, о кредитовании России в ущерб развитию внутреннего рынка Германии не могло быть и речи. Зато на потребность России в кредитах моментально откликнулась финансовая империя Ротшильдов и другие крупные банки Франции и Бельгии, и именно с этого момента под наметившееся франко-русское сближение был подведен солидный экономический фундамент.

В-третьих, с конца 70-х годов начинается обострение русско-германского конфликта вокруг проблемы таможенных пошлин. И здесь интересы отдельных социальных групп (юнкерства, русских помещиков – экспортеров аграрной продукции) перевесили государственные интересы и помешали найти устраивавший обе стороны вариант решения проблемы. В итоге в российско-германских отношениях не только не наметилось сдвигов к лучшему, но, наоборот, происходило накопление конфликтного потенциала.

В 1888 г. умер Вильгельм I, и после очень короткого пребывания у власти Фридриха II германским императором стал Вильгельм II. Почти сразу же у него возникли серьезные разногласия с Бисмарком, долгие годы практически бесконтрольно руководившим внешней и внутренней политикой Германии. Конфликт завершился в 1890 г. отставкой Бисмарка. Вильгельм II стремился к тому, чтобы держать бразды правления государственными делами в своих руках. Он по-иному, чем Бисмарк, смотрел на многие вопросы политической жизни, в том числе и на то, какими императивами должна руководствоваться Германия на международной арене. Вильгельм II был рьяным сторонником активной колониальной экспансии. Он считал, что будущее Германии зависит от того, насколько прочными будут ее позиции в Африке, на Тихом океане и на Ближнем Востоке. Предупреждения «старой гвардии» немецких дипломатов о том, что излишне поспешные и непродуманные действия в решении этих вопросов могут повлечь за собой серьезные осложнения, не пугали нового императора. Понимая, что успешное строительство колониальной империи невозможно без наличия мощного флота, Вильгельм II всемерно поддерживал сторонников популярной тогда во многих странах концепции морской мощи, утверждавших, что величие и процветание любого государства напрямую зависит от уровня этого показателя. От пропаганды идей Германия быстро перешла к практическим действиям по созданию мощного военно-морского флота, способного на равных соперничать с английским. В 1895 г. было принято решение о сооружении Кильского канала, с вводом которого в строй резко менялась вся стратегическая обстановка на северо-западе Европы. Одновременно началось интенсивное строительство военно-морского флота, причем армейская верхушка особенно и не скрывала, что видит свою задачу в скорейшем достижении паритета с английскими ВМС.

Не удивительно, что в Англии с каждым днем все более настороженно следили за действиями Германии. Настороженность быстро сменилась враждебностью и ростом напряженности в англо-германских отношениях. Вести диалог в такой обстановке становится все труднее. Так, например, когда в 1898 г. немцы предложили Англии договориться о разделе португальских колоний в Африке, Лондон поступил как раз наоборот: он подписал соглашение с Португалией о том, что берет на себя обязательство гарантировать целостность и неприкосновенность португальской колониальной империи. В свою очередь в Германии этот шаг воспринимался однозначно – с Англией ни о чем невозможно договориться.

В 90-е годы XIX века в двери «клуба великих держав» все настойчивее стучались новые, причем на сей раз уже не европейские государства – США и Япония. В США после завершения в 1877 г. периода Реконструкции наступил длительный и чрезвычайно интенсивный экономический подъем. Страна сделала мощный рывок и по многим показателям вышла на передовые рубежи. Вплоть до последнего десятилетия XIX века основное внимание американского истеблишмента было направлено на освоение внутреннего рынка. Однако к 90-м годам крупнейшим корпорациям и банкам стало уже тесно в рамках собственно американской территории, и их взоры начали все чаще обращаться за рубежи страны. Новые условия требовали активизации внешней политики США, и не случайно с конца 80-х годов широкое распространение в стране получают разного рода теории, обосновывавшие необходимость и целесообразность проведения внешней экспансии. Это и теория «подвижной границы» Тернера, и доктрина «морской мощи» Мэхэна, и концепция «преодоления судьбы» и многое другое. Они создавали в стране определенный моральный климат, приучали общественное мнение к тому, что США просто обязаны активно вмешиваться в международные дела и занять в мировом сообществе соответствующее их экономическому потенциалу место.

Объектом первостепенного внимания США была Латинская Америка. В 1889 г. по инициативе США был проведен I Панамериканский конгресс, в работе которого участвовали США и все страны Латинской Америки, кроме Доминиканской республики. США попытались использовать этот форум для того, чтобы укрепить свое влияние в этом регионе, добиться от своих соседей более благоприятных условий для доступа туда американского капитала. Уже в это время американские политики придавали очень большое значение именно экономической экспансии. В 1895 г. США вмешались в венесуэльско-британский пограничный спор и провозгласили свои претензии на то, чтобы быть верховным арбитром в решении всех спорных проблем в Новом Свете. Они откровенно стремились к тому, чтобы вытеснить европейские державы из Латинской Америки.

В эти же годы на Дальнем Востоке резко активизировала свои действия Япония. Предметом ее внимания были Корея, Тайвань, континентальный Китай, прежде всего Маньчжурия. Именно Япония дала старт борьбе великих держав за раздел Китая. В 1894 г. она напала на Китай и быстро выиграла войну, разгромив плохо организованную и слабо вооруженную китайскую армию. Добившись полной и безоговорочной победы, «страна восходящего солнца» смогла продиктовать Китаю свои условия мира. Япония получила Тайвань и Ляодунский полуостров. Корея, находившаяся в вассальной зависимости от Китая, становилась формально-юридически независимой, а на деле попадала в сферу влияния Японии. И, наконец, Китай был обязан выплатить Японии солидную контрибуцию.

Неожиданное для европейцев резкое усиление позиций Японии на Дальнем Востоке не на шутку встревожило старые великие державы. Россия, Франция и Германия, которые имели собственные интересы в этом регионе, решили совместно охладить пыл Японии. Они потребовали, чтобы та отказалась от части своих претензий к Китаю. Под их давлением Япония была вынуждена уступить: Ляодунский полуостров возвращался Китаю. За эту «помощь» Китаю пришлось заплатить дорогую цену. Германия получила порт Циндао, превратившийся в ее опорный пункт в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Россия закрепилась в Порт-Артуре, а затем заключила договор с правительством Китая о сдаче в аренду Ляодунского полуострова и о получении концессии на строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Япония в этом столкновении уступила, но не отказалась от своих планов, и на Дальнем Востоке завязался еще один узел противоречий.

При всем драматизме коллизий, разворачивавшихся в конце века в различных частях света, центр мировой политики по-прежнему оставался в Европе. А там всевозраставшая агрессивность Германии внушала все большие опасения ее соседям. Со второй половины 80-х годов достаточно отчетливо наметилось франко-русское сближение, кульминацией которого стало подписание в самом конце 1893 г. двустороннего союзного договора, предусматривавшего совместные действия в случае нападения на кого-либо из его участников. Антигерманская направленность нового договора была очевидна. Так в Европе был сделан первый шаг на пути конституирования нового военно-политического блока, призванного стать противовесом Тройственному союзу. В итоге раскол континента еще больше углубился, и вероятность общеевропейского военного конфликта увеличилась.

В последней трети XIX - начале XX века обострились военные конфликты. Причина - борьба за самые выгодные внешние рынки: колонии. К этому времени выросли масштабы производства. Промышленности стало тесно в рамках одного государства. Необходимы внешние рынки сбыта. Обострилась международная конкуренция, которая имела и негативные моменты. Чтобы свести негатив к минимуму, нашли такую форму внешних рынков, куда не пускались предприниматели других стран. Такой формой стали колонии , страны, которые были лишены независимости в решении вопросов внутрен-ней и внешней политики. Колонии стали рынками дешёвого сырья, дешёвых рабочих рук и рынком сбыта товаров из метропо­лии (метрополия - это стра-на, имевшая колонии).

Экономические кризисы (1873, 1883, 1890, 1900, 1907 и 1913 гг.) обострили борьбу за колонии. Рассмотрим некоторые события этой борьбы.

В 1881г. Франция захватила Тунис. Потом её жертвой стал Алжир, а затем значительная часть Северной и Западной Африки. В 1882г. Ве­ликобритания оккупировала Египет. В 1899-1902г.г. она воевала против буров (переселен-цев из Голландии) на юге Африки и победила.

В 1898-1899г.г. из-за господства на Кубе и в Филиппинах шла испано-аме-риканская война. Испанцы проиграли. Филиппины и Куба получили незави-симость от Испании, но попали в зависимость от США

На Дальнем Востоке своё господство пыталась утвердить Япония, самое развитое госуда­рство в Азии. Она установила протекторат над Кореей. На-чала войну с Китаем. Но вмешалась Россия, а потом Великобритания, США и Германия. Китай был разделён на сферы влияния указанных стран.

К 1913г. европейские страны захватили почти всю Африку (кроме Либерии и Эфиопии) и большинство стран Азии. Из стран Азии независимыми оста-лись Турция, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Сиам. Но и они оказались в экономической зависимости от ведущих стран мира. В 1913г. метрополиями были Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Италия, Гер­мания, Бельгия и Голландия. Больше всех имела колоний Великобритания, Самые крупные её колонии: Индия, Канада, Австралия, Южная Африка. Небольшая Бельгия имела большую колонию в Африке (Конго). Голландия захватила Индонезию.

В 1913 г. Германия занимало 2 место в мире по уровню экономического раз-вития. Она считала себя обделённой при разделе колоний. В претензиях её поддерживали Италия и Австро-Венгрия. В 1882г. они создали Тройствен-ный военный союз , целью которого была борьба за передел колоний. Этот союз был направлен против Великобритании, Франции и России. Эти страны имели двухсторонние претензии друг к другу. Последняя треть XIX века и начало XX века ушли на преодоление взаимных претензий. В 1904г. Великобритания и Франция достигли согласия и создали военный союз «Антант кордиаль» («Сердечное согласие»). Ещё раньше договорились Франция и Россия. А затем при посредничестве Фран­ции преодолели свои противоречия Великобритания и Россия. В 1907г. Россия присоединилась к Антанте. В 1913г. в Антанте было более 30 государств, все они имели тесные связи с основателями союза. С начала ХХ в. и по 1914 г. шло постоянное обострение противоречий между двумя военно-политическими союзами. Оно привело к первой мировой войне.

Танабаева Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Майская СОШ»

п.Майский

Адамовский район

Оренбургская область.

Предмет: Всеобщая история

Класс: 7

УМК: Всеобщая история. История Нового времени, Дмитриева О.В., 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Борьба за передел Европы и мира.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 23

Цель урока: сформировать целостное представление о расстановке сил в Европе после тридцатилетней войны и Вестфальского мира.

Задачи урока:

    Охарактеризовать противоречия между европейскими державами, которые повлекли за собой новые воины.

    Рассмотреть причины и результаты Северной и Семилетней воин.

    Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом учебника.

    Воспитывать интерес к изучению предмета, толерантное отношение в классе.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схему; высказывать собственное мнение, суждения; устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные УУД: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; работают с картой, показывают обозначения разделов Польши; называют важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения вестфальского мира.

Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Европа в XVIII веке», карточки для игры «крестики-нолики».

Содержание урока.

    Самоопределение к деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

    Актуализация знаний.

Взаимопроверка.

Игра «крестики-нолики».

Обучающиеся отвечают на вопросы, далее меняются карточками. Проверяют, отмечают ошибки, если они есть. Карточки передают учителю. (приложение)

Проверка творческого задания: сообщения о выдающихся писателях, живописцах, композиторах 18 столетия.

    Постановка и решение учебной задачи .

На слайде картина Г.Терборха «Заключение Вестфальского мира»

Вопросы:

Какое событие изображено на картине? (Заключение Вестфальского мира)

В каком году произошло это событие? (1648 г)

На каких условиях был заключен мир?

Проблемный вопрос: Как повлиял Вестфальский мир на соотношение сил в Европе? И к чему это привело?

Запись темы урока «Борьба за передел Европы и мира»

Так каким же образом выглядели участники схваток на европейской арене?

Работа с учебником: комментированное чтение п.1 стр.170-171

Франция – лидер в области мирового хозяйства, расхождение интересов с Голландией и Южными Нидерландами.

Австрия – молодое, но при этом перспективно развивающееся государство – противоречия с Францией и Турцией, которую активно поддерживает Франция, желая ослабить Австрию. Австрия оттесняет и останавливает Османскую империю в ее желании захватить территории Европы.

В 1700 году столкнулись интересы Австрии и Франции, началась борьба за испанский престол.

В этом же году начитается Северная война. Обостряются интересы Швеции – хозяйки Балтийского моря и целеустремленного амбициозного царя России Петра 1., в которую на стороне России выступили Польша и Дания.

Шведский король Карл Х11 был ослаблен. Происходит возвышение Пруссии.

К началу 18 века ослабели Франция, Швеция, Испания, Голландия, Речь Посполитая.

После войны за австрийское наследство, где столкнулись интересы Австрии и Пруссии, последней удалось отнять у Австрии Силезию, увеличив территорию своего государства.

В Европе завязался клубок противоречий: Англия и Франция, Франция и Австрия, Австрия и Пруссия. Эти противоречия вылились в Семилетнюю войну, где Англия берет в союзники Пруссию, а Франция – Россию, Австрию, Испанию, Саксонию и Швецию.

Задание: Составьте схему коалиций в Семилетней войне используя стр.172.

Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония, Швеция

Англия, Пруссия

В конце 18 века с политической карты исчезло некогда могучее государство – Речь Посполитая(Польша).

Самостоятельная работа: Найти ответы на вопросы:

Причины раздела Речи Посполитой;

Какие государства участвовали в разделе?

Какие территории отошли к России?

Проверка самостоятельной работы.

    Закрепление изученного материала.

Как изменились соотношения сил между европейским государствами к концу 18 века?

Как вы понимаете выражение «конец Вестфальской системы»?

Вывод: Карта Европы была перекроена, на ней появились новые государства, изменилось и соотношение сил.

    Итог на рефлексивной основе.

«Три М»

Обучающимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    Домашнее задание.

В результате совершенствования транс­порта стало значительно проще пере возить на большие расстоя­ния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало разви­тые страны к новым колониальным захватам. В результате развер­нулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Ма­рианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации .

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Наступление эпохи империализма сопровождалось изменением соотношения сил великих держав на мировой арене, которое нашло свое выражение в борьбе за передел уже поделенного мира. Одним из инициаторов этой борьбы в последние годы XIX - начале XX в.

Выступил германский империализм. Поэтому одно из ведущих мест в мировой политике занимает с этого времени англо-германский антагонизм. Он охватил широкий круг проблем. Англо-германские интересы сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке, в Африке и в Азии. Так, например, Германия, которая оставалась до конца XIX в. по существу сухопутной державой, на рубеже XIX-XX вв. принимает решение о строительстве большого военно-морского флота. Начиная с 1898 г. германский рейхстаг принял целый ряд законов, которые наметили программу ускоренного строительства мощных военных судов. По закону 1900 г. германский флот должен состоять из 32 линейных кораблей, 11 тяжелых и 34 легких крейсеров и около 100 миноносцев, не считая значительного количества других типов морских военных судов. Опираясь на растущий военно-морской флот и увеличивавшуюся экономическую мощь государства, германские монополии приступили к активной борьбе за передел мира. Одной из форм империалистической экспансионистской политики явилось так называемое «мирное проникновение». Первым шагом в этом направлении было осуществление проекта строительства Багдадской железной дороги от Константинополя через Багдад к Персидскому заливу. Характерно, что во глав"е Анатолийского железнодорожного общества стал Георг фон Сименс, директор Немецкого банка. В октябре 1898 г. состоялась поездка кайзера Вильгельма II на Восток. Вильгельма II сопровождали Сименс и другие представители германской финансовой олигархии. Эта поездка явилась демонстрацией дальнейшего роста экономической экспансии германских монополий и банков. В результате сооружение железнодорожной линии Константинополь - Багдад велось форсированными методами. Вторым важнейшим направлением агрессивной внешней политики германского империализма было участие Германии в разделе Китая. Совместно с другими империалистическими державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Германия выступила инициатором посылки в Китай экспедиционного корпуса европейских держав и США для подавления народного восстания. На проводах германского экспедиционного корпуса в Китай, который отправлялся 27 июля 1900 г. из Бремерхафена. Вильгельм II призывал солдат пленных не брать, безжалостно уничтожать китайцев и вести себя подобно тому, как тысячу лет назад вели гунны. Это выступление кайзера, как и ряд других, получило название «гуннских речей», в которых в неприкрытой форме была сформулирована экспансионистская империалистическая идеология и политика Германской империи. Германский империализм не удовлетворялся, однако, «мирным проникновением». Он ясно осознавал, что одних «мирных средств» окажется недостаточно, тем более что он считал себя обделенным. Германия приступила к колониальным захватам лишь с середины 80-х гг. За истекшие четверть века она захватила колониальные владения общей площадью почти в 3 млн. кв. км с населением свыше 12 млн. человек. Эти захваты не удовлетворили алчных аппетитов германских монополий и финансового капитала. Поэтому правительство Вильгельма II предприняло в начале 900-х гг. целый ряд международных акций, целью которых была попытка провокационным путем подчинить себе уже захваченные ранее другими государствами территории. Это касалось прежде всего двух конфликтов, в 1905 ив 1911 гг. в связи с кризисом вокруг Марокко, которые привели к общеевропейскому кризису и едва не стали поводом к возникновению европейской войны. На протяжении первого десятилетия XX в. окончательно оформляются две гигантские военно-политические группировки - Антанта и Тройственный союз. Во главе последнего стала империалистическая Германия, которая взяла курс на подготовку мировой войны.

В 90-х годах правительство США начало активизировать свою политику на Тихом океане и на Караибском море. В 1893 г. были заняты Гавайские острова. В апреле 1898 г. США начали войну против Испании ради приобретения испанских колоний. В 1895 г. на Кубе вспыхнуло восстание против испанского владычества. Куба всегда имела важное стратегическое значение на подступах к Панамскому перешейку и к Мексиканскому заливу, омывающему южное побережье США. Ещё в 1849 г. правительство США предлагало Испании продать ему Кубу за 100 миллионов долларов. Теперь Соединённые штаты решили воспользоваться восстанием, чтобы начать войну против Испании.

В США началась агитация против испанских жестокостей и преступлений. Весной 1898 г. правительством США был секретно послан на Кубу один сенатор с поручением ознакомиться с положением острова. По возвращении в марте 1898 г. он выступил в Сенате с пространной речью; в ней он разоблачал зверства испанских властей, а также нищету и голод кубинского населения. Речь заканчивалась призывом объявить Испании войну. Сенатская комиссия по иностранным делам занялась изучением вопроса об ущербе, понесённом американскими гражданами во время волнений на Кубе.

Затем подоспел взрыв на американском крейсере «Мэн», стоявшем на рейде в Гаванне. В США приписывали взрыв испанцам и отклонили предложенное Испанией расследование и передачу дела на арбитражное решение. 6 апреля по просьбе Испании последовало вмешательство великих европейских держав в испано-американский конфликт. Однако оно приняло форму совершенно невинной коллективной ноты, вручённой послами держав в Вашингтоне. Державы призывали «президента и народ Соединённых штатов» руководствоваться в своих отношениях с Испанией «чувствами гуманности и умеренности».

Ответ правительства США не был лишён юмора. Он гласил, что США оценили дружественный характер обращения европейских держав, что они будут действовать, руководствуясь именно принципами «гуманности», и что во имя неё постараются поскорее покончить с создавшейся на Кубе ситуацией...

Правительство США хорошо знало, что Европа не желает усиления Соединённых штатов. Но оно знало и то, что при взаимном соперничестве европейских держав они не сговорятся о совместном вмешательстве, а выступить сепаратно не решится ни одна из них из опасения толкнуть США на сближение с кем-либо из её соперников. И США были спокойны. Президент Мак-Кинли предъявил Испании новые требования в дополнение к принятым ею ранее - обычный приём дипломатии, применяемый тогда, когда хотят во что бы то ни стало вызвать конфликт. Теперь США требовали уже эвакуации Кубы. Этого, конечно, испанская дипломатия принять не могла. Война стала неизбежной. 21 апреля дипломатические отношения между Испанией и США были порваны, а затем сначала (23-го) испанское правительство, потом"(25-го) Конгресс США объявили состояние войны. Ни одна из европейских держав не вмешалась в пользу Испании.

США одержали быструю победу, разбив испанскую армию и флот. 10 декабря 1898 г. в Париже был подписан испано-американский мир. Испания отказывалась от Кубы, и вскоре остров был объявлен «независимым». Фактически он подпал под протекторат США. Порто-Рико, Гуам и Филиппины, согласно мирному договору, переходили к Соединённым штатам. Как уже отмечалось, на Филиппины претендовала и Германия. Однако германскому империализму пришлось удовольствоваться меньшим. Германское правительство добилось лишь того, что Испания продала ему расположенные на Тихом океане острова, ещё остававшиеся в её владении, - Каролинские, Марианские и Палау.

Испано-американская война была своего рода вехой мировой политики. До сих пор шёл раздел территорий, ещё никем из европейских государств не захваченных. Теперь США приобретали колонии, принадлежавшие Испании. Испано-американская война была первой войной не за раздел, а за передел мира.

Прошло менее года после того, как прекратились военные действия в западном полушарии, и уже разразилась новая война - на этот раз в Южной Африке.

В качестве предлога для войны английская дипломатия избрала вопрос о положении так называемых уитлендеров. Так именовались иностранцы, преимущественно англичане, которые наводнили Трансвааль после открытия золотых россыпей в Уитватерсранде. Бурское правительство отказывало этим искателям наживы в полноте политических прав. Именно из этого вопроса английская дипломатия и решила создать casus belli.

Английская дипломатия вела переговоры с бурскими правительствами таким образом, что цель её была совершенно очевидна: она явно стремилась довести дело до разрыва. Вместе с тем ей нужно было время, чтобы приучить общественное мнение Англии к мысли о неизбежности войны. Стоило бурам принять те или иные требования английской дипломатии, как англичане немедленно предъявляли новые. Их прямым расчётом было не дать конфликту замереть. Зная, что военные приготовления Англии ещё не закончены, оба бурских правительства решили, что не следует позволять англичанам выиграть время. 11 октября 1899 г. буры объявили Англии войну. Английские войска после упорной борьбы заняли обе столицы бурских республик - Преторию и Блюмфонтэйн. Но вскоре англичанам пришлось убедиться, что сопротивление противника ещё далеко не сломлено. Буры начали партизанскую войну. Англичане оказались хозяевами лишь тех пунктов, где стояли их воинские части. Вокруг простиралась враждебная страна, которая кишела партизанскими отрядами. Они непрерывно угрожали английским коммуникациям и не позволяли англичанам удаляться сколько-нибудь от места расположения их частей. Так как Англия, имея громадный флот, располагала ничтожной армией, то справиться с бурскими партизанами оказалось очень трудно. В Южную Африку пришлось перебросить до 250 тысяч человек. Понадобился 31 месяц упорной борьбы, пока, наконец, 31 мая 1902 г. не был подписан мир. Буры были вынуждены отказаться от независимости и признать себя подданными британской короны. Впрочем, они сумели выговорить себе внутреннюю автономию.

Военные неудачи нанесли чувствительный удар военному, а вместе с тем и международно-политическому престижу Англии. Англо-бурская война началась в момент очередного обострения как англо-русских, так и англо-французских отношений. Во Франции антианглийская пропаганда после Фашоды достигла апогея: часть прессы уже провозглашала лозунги «Нил - за Рейн», «Пирамиды - за Страсбургский собор». Английское правительство опасалось, как бы Франция и Россия не воспользовались затруднениями, порождёнными для Англии бурской войной.

Чтобы парализовать возможность вмешательства держав континента в англо-бурские отношения, английское правительство продолжало переговоры о союзе с Германией. Надобно было во что бы то ни стало предотвратить возможность сговора обеих континентальных группировок. Без уверенности в благожелательном отношении Германии ни Россия, ни тем более Франция не решились бы на открытый конфликт с Англией.

Вильгельм и его правительство поняли, что Англия нуждается в германской дружбе. Они постарались не упустить благоприятного момента. Соглашение о разделе португальских колоний их не удовлетворяло; в сущности, оно заключало одни лишь посулы на будущее. Немцы захотели извлечь из затруднений Англии более осязательные колониальные выгоды.

Смуты, начавшиеся в 1898 г. на островах Самоа, дали германской дипломатии повод поставить вопрос о разделе этого архипелага. С 1889 г. над островами Самоа был установлен кондоминиум трёх держав - Германии, Англии и США. Теперь германское правительство задумало получить архипелаг или хотя бы часть его в своё полное владение: оно рассчитывало создать там военно-морскую базу для своего флота в тихоокеанских водах. Английскому правительству очень не хотелось отдавать Германии Самоа. Немецкое предложение о разделе архипелага встретило оппозицию со стороны Австралии и Новой Зеландии. Английская дипломатия всячески старалась мобилизовать и США для противодействия германским планам.

Неожиданно германская дипломатия получила возможность использовать в своих целях закулисные связи одного из самых влиятельных капиталистов Англии.

Весной 1899 г. в Европу приехал Сесиль Роде, чтобы хлопотать об осуществлении проекта, с которым он носился уже несколько лет. Дело шло о сооружении железнодорожной и телеграфной линий от Капа до Каира. Фактически предстояло проложить рельсовый путь от Булавайо и Родезии до соединения с египетской железнодорожной сетью, ибо от Капа до Булавайо дорога уже была построена. Роде добивался от английского правительства государственной гарантии облигаций этой дороги. Однако, несмотря на все свои связи, такой гарантии он не получил. Постройка телеграфной линии была предприятием более простым, но и в этом деле имелись затруднения. Как и проектируемая железная дорога, линия телеграфа частично должна была пройти по иностранной территории - либо через Бельгийское Конго, либо через Германскую Восточную Африку. Роде поехал в Брюссель, однако ему не удалось договориться с королём Леопольдом.

Тогда германское правительство пригласило Родса в Берлин. Здесь он встретился с кайзером. Родсу было дано согласие на проведение телеграфа по немецкой территории; не отказывались немцы вести переговоры и о железной дороге, когда у Родса будет возможность начать это дело. Со своей стороны Роде обещал похлопотать в Лондоне насчёт уступки немцам Самоа. Роде выполнил своё обещание. Однако ему не удалось поколебать ни Чемберлена, ни Солсбери, хотя Германия и добилась согласия США.

Переговоры между Лондоном и Берлином приняли острый оборот. Немцы грозили то русско-германским, то франко-германским сближением. Англичанам стало известно, что Бюлов готов пойти на разрыв дипломатических сношений. Вильгельм демонстративно отказался от уже объявленного визита в Англию на лодочные гонки в Коус.

В конце концов, учитывая затруднения, связанные с бурской войной, Солсбери решил уступить. 14 ноября 1899 г. было подписано соглашение, по которому Германия получала два острова из архипелага Самоа; другие два острова этого архипелага были переданы США. Англия отказывалась от всяких претензий на Самоа; за это она приобретала острова Тонга, часть Соломоновых островов и небольшую спорную территорию на границе англо-германских владений в Того, в Африке.

Конфликт из-за Самоа привёл в крайнее раздражение обе стороны. В Германии и правительство и пресса были разъярены нежеланием англичан хотя бы немного поступиться своей колониальной монополией. В Англии были возмущены настойчивостью германских покушений на эту монополию. «Германская политика - открытый шантаж», - писал Чемберлен Солсбери в сентябре 1899 г.

Так или иначе, очередной конфликт был улажен. В ноябре 1899 г. Вильгельм в сопровождении Бюлова, наконец, прибыл в Виндзор; на состязания в Коусе кайзер уже опоздал.

Чемберлен снова заговорил с немцами о союзе. В обмен ва военный союз против России, который принудил бы её приостановить экспансию на Дальнем Востоке, Чемберлен предлагал Германии часть Марокко и поддержку в деле постройки Багдадской дороги. Как и в 1898 г., кайзер и Бюлов ответили, что не могут ссориться с Россией. Со своей стороны они предложили расширить соглашения по колониальным проблемам, начало чему было положено договорами о португальских владениях и об островах Самоа. Из переговоров о союзе, таким образом, снова ничего не вышло.

Как бы то ни было, Германия оставалась нейтральной в течение англо-бурской войны. Но германская дипломатия, следуя своей политике поджигательства, подстрекала другие державы выступить против Англии. Эти внушения дали свои плоды.

Уже в конце февраля 1900 г. русский министр иностранных дел Муравьёв зондировал французское правительство насчёт возможности совместного выступления против Англии. Делькассе соглашался, но при условии, что Россия при этом договорится с Германией. Без уверенности в безопасности своей восточной границы Франция не решалась вступить в конфликт с «владычицей морей». Впрочем, своё согласие Делькассе давал неохотно: он пошёл на предложение Муравьёва лишь для того, чтобы не ослабить франко-русского союза. Как бы то ни было, в Англии поползли тревожные слухи о возможности французского вторжения на Британские острова.

После переговоров с Делькассе Муравьёв обратился в Берлин. Здесь ему ответили, что в антианглийской коалиции Германия может принять участие лишь в том случае, если Франция, Германия и Россия взаимно гарантируют друг другу свои владения, иначе говоря, если Франция откажется от притязаний на Эльзас и Лотарингию. Муравьёв возразил, что французское правительство, сделав такой шаг, не продержится на своём посту и одних суток.

Германская дипломатия поспешила извлечь свой барыш из переговоров с Муравьёвым. Вильгельм II решил использовать этот случай, дабы ещё более осложнить англо-русские отношения. Он принялся хвалиться перед англичанами, будто не кто другой, как он, спас Англию от образования враждебной коалиции. Кайзер сообщил королеве и принцу Уэльскому о предложении Муравьёва. Но и русская дипломатия не дремала: она в свою очередь уведомила англичан, что сами немцы предлагали России вмешательство в пользу буров, но что Россия от этого уклонилась.

Вмешательство европейских держав в англо-бурскую войну не состоялось. Эльзас-Лотарингия перевесила все колониальные проблемы: континентальный блок оказался неосуществимым.

Однако соперники Англии всё-таки сумели извлечь свою пользу из затруднительного положения британского империализма. Царское правительство добилось новых успехов в Средней Азии. 6 февраля 1900 г. русское правительство известило английский кабинет, что потребности торговли и территориальное соседство с Афганистаном не позволяют России далее воздерживаться от прямых политических сношений с этой страной. Предварительно на афганской границе были сконцентрированы русские войска. Англо-индийская армия была ослаблена отправкой многих частей в Южную Африку. Обстановка была такова, что Англии пришлось проглотить пилюлю. Вскоре, опираясь на Россию, новый эмир, Хабибула, вступивший на престол в 1901 г., демонстративно отказался от британской субсидии. В Персии, где также шла англо-русская борьба за влияние, русская дипломатия тоже достигла значительного успеха, В январе 1900 г. Россия предоставила Персии заём, обеспечением которого явились таможенные сборы северной части страны.