Про природу

Образ качество и стиль жизни социальная психология. Интегративный характер категории «образ жизни» по отношению к понятиям «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни. Интегративный характер категории «образ жизни» по

Наиболее популярным в последние годы является сегментирование по «стилю жизни». Именно это социально-психологическое понятие становится ключевым при создании целевых аудиторий.В основе стиля жизни лежит определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, картины мира, понимания нормы, круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения. Эти сведения дополняют демографические данные и еще шире характеризуют потребителей. Однако психографические измерения являются более обширными по сравнению с измерениями социально-демографическими и стратификационными.

Стиль (образ) жизни - устоявшиеся, типичные формы жизнедеятельности человека. Иными словами, это привычки, традиции, стереотипы поведения.

Психографический анализ позволяет рекламистам понять, каких стилей жизни придерживаются потребители, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим выясняется, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «довести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни. Эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь социально-демографических показателей. Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.

Количество стилей жизни представляет собой достаточно широкий спектр. Сколько типов общностей, столько можно выделить и стилей жизни. В связи с этим можно говорить о городском, сельском, армейском стиле жизни, монашеском, сектантском, образе жизни бомжей, инвалидов и т.д.

Стиль жизни является динамичной характеристикой потребителя. Он постоянно изменяется в зависимости от реакции человека на сигналы из меняющейся внешней среды. Изменения стиля жизни необходимы для того, чтобы корректировать человеческое бытие в соответствии с ценностями личности и изменяющемся положением.

О.О. Савельева сегментирует аудитории по критерию «стиль жизни» следующим образом:

Здоровый образ жизни, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортного климата и благоприятных условий в быту и на работе, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное потребление алкоголя;

Нравственно здоровый - отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

Богемный - связанный с нестрогостью соблюдения повседневных норм общежития;

– аскетический - предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность.

Системы VALS

Система VALS 1 (Value and lifestyle – «ценности и типы образа жизни»), разработанная в США – первая популярная методика для психографической сегментации.

В результате проведенных исследований компания разделила потребителей на четыре группы:

· потребители, которыми руководят потребности, а не предпочтения. Это беднейшие слои населения, не имеющие образования;

· потребители, которыми руководят внешние факторы. Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают о них окружающие;

· потребители, которыми руководят внутренние факторы. Для них приоритетом являются собственные потребности и желания;

· «интегрированные». Они составляют самую малочисленную группу. Эти потребители представляют индивидуалистов, которые сочетают в себе лучшие качества двух предыдущих групп. Хотя их число невелико, данная группа может играть важную роль в качестве законодателей мод, через которые проходят все успешные идеи и товары. Этот сегмент быстро растет.

Перечисленные выше основные группы в свою очередь подразделялись на девять типов: «выживающие»; «терпеливые»; «убежденные»; «подражающие»; «преуспевающие»; «индивидуалисты»; «рискующие»; «социально озабоченные»; «интегрированные».

В 1989 г. в систему VALS были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему появилась новая методика определения стиля жизни американцев - VALS 2. Согласно полученным данным население страны первоначально было разделено на три общие потребительские группы, а затем на восемь типов.

К трем общим потребительским группам были отнесены:

· потребители, ориентированные на принцип. При выборе определенных товаров они основываются на личных убеждениях, а не на мнениях других;

· потребители, ориентированные на статус. Для них важно одобрение других людей;

· потребители, ориентированные на действие. Они руководствуются желанием социальной и физической активности, разнообразием и чувством риска.

Кроме ориентации потребители отличаются и наличием ресурсов. Ресурсы - это социально-экономические, психологические, физические факторы, влияющие на выбор и принятие решения о покупке. Это такие факторы как доход, покупательская активность, образование, уверенность в себе, умственные способности.На основании наличия или отсутствия перечисленных выше ресурсов были получены данные о существовании восьми потребительских типов:

«реализующие» - успешные, с хорошим вкусом, активные люди, не боящиеся брать на себя ответственность, с высоким чувством собственного достоинства. Они заинтересованы в карьерном росте и развитии. Собственный имидж для них очень важен, но не как доказательство или свидетельство их положения и власти, а как выражение собственного вкуса и независимости. Это чаще всего лидеры в бизнесе, они занимают определенные посты в правительстве. У них широкий круг интересов, они беспокоятся о социальных проблемах, легко воспринимают изменения. Их покупки говорят об утонченном вкусе и тяготении к дорогим продуктам высшего качества, предназначенным определенной потребительской группе;

«осуществляющие» - люди в зрелом возрасте, обеспеченные и довольные жизнью, любящие проводить время в раздумьях и созерцании. Они следят за событиями в стране и в мире, используют возможность расширить кругозор. Удовлетворенные своей карьерой и семьей, досуг они проводят дома. Их вкусы консервативны, в товаре «осуществляющие» ценят прочность и функциональность;

«преуспевающие» - люди, делающие карьеру, главное для них - работа. Они разделяют мнение большинства, предпочитают стабильность риску. Работа обеспечивает им ощущение материальной независимости и престижа. В политике они придерживаются консервативных взглядов. Имидж для них также важен. Выбирают они престижные товары, которые напоминают коллегам об успехах владельца;

«рискующие» - молоды, полны энтузиазма, импульсивны. Они постоянно ищут разнообразных впечатлений. Быстро загораются новыми возможностями, но также быстро охладевают. В этот период жизни «рискующие» не интересуются политикой, и не имеют устоявшихся взглядов. Большую часть доходов направляют на покупку одежды, посещение ресторанов и кинотеатров;

«убежденные» - привержены традициям. У них четкие, конкретные, непоколебимые убеждения, основанные на традициях и ценностях семьи, церкви, общества, нации. Большую часть времени «убежденные» проводят дома, в семье, в религиозных или благотворительных организациях. Отдают предпочтение знакомым товарам и маркам;

«старающиеся» - неуверенные в себе, ощущающие незащищенность, ищущие одобрения своим действиям. Их возможности в современном обществе ограничены. Деньги для «старающихся» означают успех, так как их всегда им не хватает. Часто испытывают чувство, что жизнь к ним несправедлива;

«практики» - самодостаточны, традиционны, ориентированы на семью. В политике придерживаются консервативных взглядов. Покупают только то, что может иметь практическую или функциональную ценность (инструменты, рыболовные принадлежности и т.д.);

«сопротивляющиеся» - люди в возрасте с ограниченными возможностями, нуждающиеся. Заботятся о своем здоровье, зачастую пассивны. Это осторожные покупатели, предпочитающие любимые марки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка маркетинговой программы. Сущность и теоретические основы особенностей определения жизненного стиля. Теории изучения личности. Классификация потребителей и российский опыт типологии. Влияние жизненного стиля на потребительское поведение.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2009

    Исследование товара. Сравнительная характеристика конкурирующих товаров. Определение ёмкости рынка. Исследование потребителей товара. Разработка маркетинговой стратегии. Каналы сбыта. Выбор средств рекламы. Бюджет реализации маркетинговой программы.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2009

    Определение роли фирменного стиля при выборе потребителями компании "Аэрофлот". Выявление общего отношения жителей г. Хабаровска к элементам фирменного стиля данной компании. Разработка рекомендаций по улучшению основ представления товаров на рынке.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Сравнительная характеристика исследуемого изделия и конкурирующих товаров. Определение емкости рынка. Исследование потребителей товара: выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке. Разработка маркетинговой стратегии и рекламной программы.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Основные характеристики товарного рынка стиральных порошков и анализ факторов маркетинговой среды фирмы, влияющих на ее деятельность. Проведение сегментации рынка, позиционирования товаров конкурентов и товаров фирмы. Разработка комплекса маркетинг-микс.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Область применения и основные характеристики товара. Исследование конкурирующих товаров. Сравнительная характеристика исследуемого изделия и конкурирующих товаров. Определение емкости рынка и исследование потребителей. Разработка маркетинговой стратегии.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2010

    Маркетинговое исследование тенденций целевого рынка молотого карбоната кальция, анализ факторов макро- и микросреды предприятия. Разработке маркетинговой программы развития предприятия в области продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

  • 5. Модели организации здравоохранения, основные принципы российской системы здравоохранения, основные уровни здоровья.
  • 6. Здоровый образ жизни и его составляющие.
  • 7. Здоровье и наследственность. Наследственные болезни.
  • 8. Значение возраста, конституции и типа внд в развитии болезни.
  • 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.
  • 10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.
  • 11. Питание и здоровье. Болезни цивилизации.
  • 12. Железодефицитные состояния и анемии.
  • 13. Ожирение, заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью. Современные основы рационального питания.
  • 14. Три аспекта понятия болезни: связь с внешней средой, включение компенсаторных механизмов, влияние на трудоспособность. Симптомы болезни.
  • 15. Периоды и стадии течения болезни. Исходы болезни. Выздоровление.
  • 16. Смерть. Терминальное состояние. Методы оживления, современное состояние проблемы.
  • 17. Понятие об инфекционном процессе, эпидемическом процессе.
  • 18. Методы и виды дезинфекции, способы дезинфекции. Профилактика инфекционных болезней.
  • 19. Понятие об иммунитете и его видах. Вакцинация.
  • 20. Общие признаки инфекционных заболеваний.
  • 21. Болезни, передаваемые половым путем.
  • 22. Воздушно-капельные инфекции, желудочно-кишечные инфекции.
  • 23. Гематогенные инфекции. Зоонозы, орнитозы.
  • 24. Травмы. Воздействие механической энергии: растяжение, разрыв, сдавление, переломы, сотрясение, ушиб, вывихи. Первая помощь.
  • 25. Виды кровотечений. Первая помощь.
  • 26. Воздействие тепловой и лучистой энергии. Действие высокой и низкой температуры. Ожоги и обморожения. Местное и общее действие тепловой энергии.
  • 27. Ожоговая болезнь, фазы, ожоговый шок.
  • 28. Лучистая энергия: солнечные лучи, ионизирующее излучение. Стадии развития лучевой болезни. Воздействие малых доз радиации на организм.
  • 29. Химические факторы: экзогенные и эндогенные отравления.
  • 30. Отравления: отравление угарным газом, отравление бытовым газом, пищевое или лекарственное отравление.
  • 31. Отравление алкоголем, передозировка наркотиков (признаки, оказание помощи).
  • 32. Аллергические реакции, классификация.
  • 33. Анафилактический шок: внешние проявления аллергического шока, варианты проявления аллергического шока. Неотложная помощь при аллергической реакции.
  • 34. Биологические факторы, социальные и психические причины болезней.
  • 35. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Причины, механизмы развития, исходы.
  • 36. Бронхиальная астма. Причины, механизмы развития, исходы. Неотложная помощь при бронхиальной астме.
  • 37. Комы при сахарном диабете: диабетическая (гипергликемическая), гипогликемическая комы, оказание помощи.
  • 38. Гипертонический криз (схема оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе). Приступ стенокардии (схема оказания помощи при стенокардии).
  • 39. Острые боли в животе. Общие правила транспортировки пострадавших. Универсальная аптечка.
  • 40. Первая доврачебная помощь. Реанимационные мероприятия при неотложных состояниях. Алгоритм поведения при оказании помощи пострадавшим.
  • 41. Утопление, виды. Реанимационные мероприятия.
  • 42. Общие принципы ухода за больными (основные мероприятия по общему уходу за больными). Введение лекарственных средств. Осложнения.
  • 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.

    Экология человека - комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

    Экология человека включает:

    социальную экологию;

    экологические опасные факторы (ЭОФ), включающие химические (химическое загрязнение среды), физические (электромагнитные, радиоактивные, вибрационные, шумовые, световые, тепловые), биологические (биологическое загрязнение, заражение среды, источником которого служат живые организмы и живые переносчики), механические (твердые отходы, мусор) факторы.

    Экологический кризис - это устойчивое наруше­ние равновесия между обществом и природой, прояв­ляющееся в деградации окружающей природной сре­ды - с одной стороны, и неспособности государствен­ных управленческих структур выйти из создавшегося состояния и восстановить равновесие общества и при­роды - с другой стороны.

    Главные загрязнители: 1. CO2 – парниковый эффект. 2. CO – баланс верхних слоев атмосферы. 3. NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) – смог, респираторные заболевания. 4. SO2. 5. Фосфаты (гидросфера). 6. Тяжелые металлы Hg, Pb. 7. Нефть и нефтепродукты. 8. Пестициды. 9. Радиация. Технологические причины глобального загрязнения: 1. Осваивание невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. 2. Строительные и горные работы. 3. Сжигание топлива. 4. Производство минеральных удобрений. 5. Развитие химической промышленности. 6. Несовершенство технологий.

    10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.

    Образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

    Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это - количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

    Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

    Качество жизни - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаще. Самое простое определение ЗОЖ - все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

    Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и кончая глубокой старостью. Вследствие изменившихся условий жизни и производственной деятельности большинство населения в настоящее время испытывает дефицит двигательной активности, т.е. гиподинамию. За последние 100 лет физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась более чем в 90 раз. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Мышцы не только являются основой опорно-двигательного аппарата, но и тесно связаны с работой внутренних органов. Снижение физической активности заметно влияет и на психоэмоциональное состояние. Гиподинамия относится к так называемым большим, или главным, факторам риска здоровью. Недостаточная двигательная активность приводит к многочисленным отрицательным изменениям в организме (ухудшается функция центральной нервной системы, слабость опорно-двигательного аппарата, снижение естественной устойчивости организма, нарушение обмена веществ), что, в конечном итоге, приводит к ожирению, ишемической болезни сердца, остеохондрозу, атеросклерозу и многим другим заболеваниям. Занятия физкультурой, соответствующие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, повышают устойчивость организма к инфекциям, изменениям атмосферных параметров, стрессам; задерживают процессы старения; стимулируют интеллектуальную деятельность; укрепляют опорно-двигательный аппарат; тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему; активизируют эмоциональную сферу.

    Оптимальный физиологический уровень ежесуточного расхода энергии на мышечную деятельность составляет 2 000...4 800 ккал, но даже если человек тратит на физическую тренировку 2 000 ккал в неделю, то значительно снижается вероятность, например, сердечно-сосудистых заболеваний.

    Физическая активность является важнейшей составляющей здорового образа жизни. Оптимальными (кроме ежедневной утренней гимнастики) считаются еженедельные занятия физической культурой не менее 2... 3 раз по 45... 60 мин. Минимальной суточной физической нагрузкой считается мышечная работа, эквивалентная 10 км спокойного пешего хода. Для пожилых людей эта дистанция уменьшается до 5...7 км. Виды физических упражнений очень разнообразны: ходьба, бег, плавание, коньки, велосипед, гимнастика, волейбол, теннис и др.

    "

    Сегментирование любого рынка может быть осуществлено самыми различными путями, по множеству признаков, с учетом разнообразных факторов. Например, сегментирование рынка по группам потребителей может быть осуществлено по следующим признакам:

    Географические: регион, административное деление, численность населения, плотность населения, климат.

    Демографические: пол, возраст, размер семьи, семейное положение, уровень доходов, виды профессий, уровень образования, религия, раса, национальность.

    Психографические: социальный слой, стиль жизни, личные качества.

    Поведенческие: степень случайности покупки, поиск выгод, статус постоянного клиента, степень нуждаемости в продукте, степень лояльности, степень готовности купить, эмоциональное отношение.

    Каждый из этих четырех признаков используется при анализе рынка не сам по себе, а в какой-либо комбинации с другими, чтобы как можно более точно определить, удовлетворению какой потребности служит то или иное изделие. По совпадению у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка.

    Сегментирование рынка по параметрам продукции осуществляется на базе анализа, какие параметры того или иного продукта особо привлекательны для потребителей и насколько ваши конкуренты уже позаботились об этом. Такое сегментирование имеет большое значение при выпуске и сбыте новых товаров.

    При сегментировании рынка организаций (юридических лиц) предприятие может использовать те же признаки, что и для конечных потребителей (физических лиц).

    Традиционные методы сегментирования рассчитаны, главным образом, на стабильные рынки массовой стандартизированной продукции и не предусматривают быструю смену ассортимента выпускаемых изделий, тесную интеграцию маркетинга с исследовательскими разработками и производством. В современных условиях особую актуальность приобрели системы постоянного отслеживания изменений в структуре потребительского спроса и максимально быстрое совершенствование выпускаемых изделий и технологий их производства с учетом меняющихся запросов потребителей.

    Чтобы планирование сегментирования было успешным, группы потребителей должны отвечать пяти критериям:

    Необходимы различия между потребителями, в противном случае требуемой стратегией будет массовый маркетинг.

    В каждом сегменте должно иметься достаточно признаков сходства потребителей, чтобы можно было разработать соответствующий план маркетинга для всего сегмента.

    У предприятия должна иметься возможность измерить характеристики и требования потребителей, для того чтобы образовать группы.

    Сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия расходов.

    Потребители в сегментах должны быть достаточно легко достижимы.

    Выбор метода сегментирования.

    Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. В каждом конкретном случае в зависимости от целей маркетинга и конкретной ситуации маркетологи фирмы выбирают разные признаки и схемы сегментирования.

    В ряде случаев для поиска своего сегмента целесообразной является схема последовательного сегментирования, т. е. построения «дерева сегментирования».

    В данном случае при сегментировании рынка проводят разделение по каждому признаку, а затем, в зависимости от конкретного вида товара, выбирают свой сегмент, т. е. после разделения рынка маркетологи предприятия анализируют их и выбирают наиболее привлекательные для себя.

    Каждый сегмент описывается с точки зрения половозрастного состава, доходов, предпочтений и т. д. С одной стороны эти группы характеризуются определенными потребительскими запросами и предпочтениями, а с другой - они достаточно однородны и по социально-экономическим и по демографическим признакам.

    Выбор целевых сегментов .

    После разделения рынка на сегменты необходимо оценить их привлекательность и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие. Целевым сегментом рынка называют один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия. Критерии оценки привлекательности сегмента представлены в табл. 3.

    Критерии Характеристика
    1. Потенциал или количественные параметры сегмента - общее количество товаров (в количественном и стоимостном выражении), которое может быть реализовано в сегменте за определенный период времени; - численность потребителей; - площадь сегмента
    2. Доступность сегмента - возможность получения каналов распределения и сбыта
    3. Информационная насыщенность - возможность получения необходимой рыночной информации
    4. Стабильность - устойчивость выделенной группы потребителей, степень их приверженности товару
    5. Прибыльность - доход на вложенный капитал
    6. Конкурсный прессинг - оценка уровня конкуренции и определение степени своей защищенности
    7. Эффективность работы на выбранном сегменте - проверка наличия у предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка

    Таблица.3

    При осуществлении сегментирования рынка на практике необходимо помнить, что излишнее увлечение числом признаков сегментирования в большинстве случаев является нецелесообразным:

    во-первых, потому, что чрезмерное углубление сегментирования может резко уменьшить емкость внутри самого сегмента и, соответственно, сократить доходы фирмы;

    во-вторых, множественность признаков сегментирования затрудняет информационное обеспечение процесса, удлиняет его сроки, увеличивает трудоемкость и стоимость.

    Каких-либо правил определения глубины сегментирования не существует. В каждом конкретном случае ее определяют логическим путем исходя из требований коммерческой разумности и достаточности.

    Позиционирование товара.

    Позиционирование товара на выбранном сегменте заключается в разработке такой методики продвижения товара на рынок, чтобы потребитель выделял и предпочитал его перед товарами конкурентов, т. е. другими словами, позиционирование - определение места предложения товара на рынке. Разрабатывая методику позиционирования, предприятие работает над имиджем товара, который хочет предложить потребителю. Разные предприятия используют различные основания при выборе методики позиционирования. Наиболее часто выбирается надежное и отличительное от конкурентов качество товара; выгоды или решение проблемы, которые можно приобрести вместе с товаром; используется обещание здоровья, радости, добра и т. д. На эти качества товара затем активно обращается внимание потребителей посредством разных инструментов маркетинговых коммуникаций.

    Основные факторы, которые предприятие может использовать для позиционирования товара:

    Надежное или отличительное от конкурентов качество товара;

    Лучшее качество товара, подчеркивающее, что это могут позволить ценящие себя люди;

    Выгоды или решение проблемы;

    Жизнеутверждение, радость, обещание добра, которое придет вместе с товаром;

    Позиционирование по отношению к конкурирующей марке, когда рекламодатели стараются подчеркнуть, что в товаре есть отличительные параметры, которых нет у товаров конкурентов.

    Все действия предприятия, направленные на завоевание целевого сегмента (цена товара, выбор каналов распределения, рекламные средства, слоган, оформление, упаковка и др.), должны соответствовать выбранной методике позиционирования. Все вместе они способствуют успешному продвижению товара на рынок.

    Разработка комплекса маркетинга.

    Последним этапом процесса сегментирования рынка является разработка комплекса маркетинга, то есть после принятия решения о стратегии позиционирования товара предприятие приступает к детальной проработке составных частей маркетинга-микс.

    Рассматривать составные комплекса маркетинга необходимо во взаимосвязи друг с другом, применительно к выбранному целевому сегменту.

    1

    Удовлетворенность жизнью - интегральный показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности, как психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тесно связан с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных планов, наличием творческого дела.

    Образ жизни включает три категории: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.

    Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).

    Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).

    Качество жизни (международная аббревиатура понятия «качество жизни» - Quality of Life - QOL) характеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

    Как правило рассматривается четыре ценностных аспекта качества жизни (QOL):

    • физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональный параметры и т.д.;
    • психическое QOL : удовлетворенность, покой, радость и т.п.;
    • социальное QOL : семейные, культурные, рабочие, экономические отношения;
    • духовное QOL : смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.

    Здоровье. В формулировке Всемирной организации здравоохранения здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов .

    Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека .

    Его изучают с разных сторон: соматическое здоровье - сфера биологии и медицины, физическое здоровье - физкультуры и спорта, психическое здоровье - психологических наук, нравственное здоровье - это сфера воспитания.

    В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

    В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:

    1. Здоровье физическое.

    Медицинское определение - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    Педагогическое определение - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

    2. Здоровье психическое

    Медицинское определение - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

    Педагогическое определение - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

    3. Здоровье социальное

    Медицинское определение - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

    Педагогическое определение - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- я макросреды (семье, школе, социальной группе).

    4. Здоровье нравственное

    Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

    Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни - это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста: физической - управление движением; физиологической - управление процессами в теле: психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

    В практике работы образовательных учреждений ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:

    • показатели соматического здоровья (медицинские данные);
    • общая активность : физическая, трудовая, общественная, познавательная;
    • овладение детьми основами личной физической культуры , теоретические и методические знания о путях физического развития в конкретном возрасте и перспективе;
    • осведомленность о перспективах своего физического развития : сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
    • развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
    • развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
    • потребность и способность в физическом самовоспитании : саморегуляции поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения, осанки, выработки походки и т.д.

    Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий воспитания, от здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни. Данное понятие представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы сформировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

    Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал: «Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь» . Первейшим разрушителем здоровья детей автор уже в те годы считал школу: «Но вот начинается учение - дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться... Исчезает румянец щек и округлость форм, мышцы делаются слабее, тело худеет, и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем» . Автор приходит к однозначному заключению, на которое не худо было бы обратить внимание нынешним педагогам и управленцам: характер обучения и воспитания в школе является основой «истощающего развития» . А должно быть наоборот! Всем нам пора четко уяснить: здоровье - это категория воспитания, формирования внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна - педагогика. Следовательно, здоровье - категория педагогическая.

    Специалист в области здоровья и развития ребенка В.Ф.Базарный призывает нас:

    «Уважаемые учителя! Уважаемые родители! Задумайтесь хоть на миг: какие средства оказались самыми эффективными в лечении тяжелых депрессий, наркомании, психических сломов не только у молодых людей, но и у взрослых? Вот они:

    • это терапия созерцанием живой природы (леса, неба, восхода и захода солнца, звезд и т.д.);
    • это терапия полезным физическим трудом;
    • это терапия художественным рукотворчеством, и особенно рисованием;
    • это терапия каллиграфическим письмом;
    • это терапия вязанием и вышиванием;
    • это терапия хоровым пением;
    • это терапия личным участием в театрализованных представлениях и т.д.

    Все то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, образом народно-воспитательных культур, все то, что затем изгнала из своего базового учебного плана школа, много лет спустя мы вынуждены привносить в виде терапии перевоспитания! Выводы за вами» .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике (Президентская программа "Дети России"). - Сергиев Посад, 1995 // http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml00.html
    2. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М., 2009. // http://www.hrono.ru/libris/lib_b/ditja00.html
    3. Коробейников А.А. Образование в России и национальная безопасность страны: доклад на Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» 27 декабря 2005. // http://www.obrzdrav.ru/documents/korobejnikov.shtml
    4. Коробейников А.А. Образование в целях гармоничного развития учащихся: доклад на Парламентской Ассамблее совета Европы (ПАСЕ), 2008 г. // http://www.obrzdrav.ru/documents/KAA_PACE_report.pdf

    Библиографическая ссылка

    Федосеева Н.А. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КАТЕГОРИЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 93-95;
    URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8133 (дата обращения: 05.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»