Про природу

Основные свойства нервных процессов общие типы внд. Типы высшей нервной деятельности: описание, особенности и характеристики. Ощущение, восприятие, внимание, воображение

это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в двух : и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью , причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным с частыми кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия . По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД , отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам .

1) Сильный, неуравновешенный , («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими , ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

Свойства нервных процессов

Темпераменты (по Гиппократу)

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Уравновешенность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Уравновешенный

Уравновешенный

Подвижность

Подвижный

Инертный

Однако в жизни такие «чистые» встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе чувственными образами.

2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные , так и умозрительные заключения.

Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Темперамент (лат. temperamentum - «надлежащее соотношение частей») - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

К типу темперамента человека не относится

  • Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
  • Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка , для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.

В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Психологическая характеристика типов темперамента - достоинства и недостатки

Тип темперамента ХОЛЕРИК

Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.

Достоинства Холерика:

  • отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
  • Подвижный и быстрый.
  • С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
  • Почти всегда находчив в споре.
  • Незлопамятен и необидчив.
  • Обладает выразительной мимикой.
  • Речь живая, эмоциональная.
  • Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
  • Неустанно стремится к новому.
  • Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
  • В критической ситуации проявляет решимость и напор.
  • Чувства быстро возникают и ярко проявляются.

Недостатки Холерика:

  • Холерик слишком тороплив.
  • Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
  • Не отличается терпением.
  • В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
  • Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
  • Упрям, зачастую капризен.
  • Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
  • Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
  • Склонен к рискованным поступкам.
  • Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
  • Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
  • Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
  • Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
  • Нетерпим к промахам и недостаткам других.
  • Обидчив.

Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.

Тип темперамента САНГВИНИК

Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.

Достоинства Сангвиника:

  • Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
  • Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
  • Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
  • Быстро схватывает все новое и интересное.
  • Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Свои неудачи и неприятности переживает легко.
  • С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
  • Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
  • За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
  • Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
  • В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
  • Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
  • Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
  • Быстро просыпается и засыпает.
  • Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
  • Хороший организатор.

Недостатки Сангвиника:

  • Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
  • Сангвиники не любят однообразную работу.
  • Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
  • Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
  • Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
  • Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
  • Неустойчивое настроение.
  • Трудно вырабатываются волевые качества.
  • Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.

Тип темперамента ФЛЕГМАТИК

Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Флегматика:

  • Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
  • Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
  • Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
  • Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
  • Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
  • Флегматики малоразговорчивые.
  • Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
  • Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
  • В работе придерживается системности.
  • Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
  • С легкостью соблюдает режим.
  • Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
  • Незлопамятный.
  • Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
  • Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
  • Любят порядок и аккуратность во всем.
  • Разум у флегматиков преобладает над чувством.
  • Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
  • Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.

Недостатки Флегматика:

  • Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
  • Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
  • Флегматики скупы на эмоции.
  • Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
  • Обстоятельны до занудства.
  • В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
  • С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
  • В жизни много стереотипов, шаблонов.
  • Ненаходчивы.

Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.

Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК

Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Меланхолика:

  • Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
  • Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
  • Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
  • Хорошо чувствуют других людей.
  • При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
  • Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
  • Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
  • В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Недостатки Меланхолика:

  • Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
  • Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
  • Свои мысли и переживания держат в себе.
  • Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
  • Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
  • Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
  • При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
  • В незнакомой обстановке теряется.
  • Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
  • Долго адаптируется в новом коллективе.
  • Имеет маленький круг близких людей.
  • У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
  • Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
  • Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
  • Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
  • При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
  • Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
  • Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
  • На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
  • То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник - для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.

В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.

Темперамент и профессия : влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.

Макияж для глаз : как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.

Типы темперамента и их характеристика Видео - особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.

Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.

Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.

Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.

Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.

Учение о типах темперамента Павлова И.П.

Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.

Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.

Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.

  • Скорость обмена веществ.
  • Скорость протекания нервных процессов у человека.
  • Сила проявления эмоций.
  • Конструктивные особенности строения тела (соматотип).

И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).

И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

  • Сила - индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
  • Уравновешенность - в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе - человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.

Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.

Сангвинический тип темперамента - сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).

Флегматический тип темперамента - сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).

Холерический тип темперамента - сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).

Меланхолический тип темперамента - слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).

Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.

Учение Гиппократа о типах темперамента

Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей "жизненных соков".

  • У холериков - преобладает желтая желчь ("желчь, яд"), которая делает его импульсивным и безудержным.
  • У флегматиков - преобладает лимфа ("мокрота"), которая делает человека невозмутимым, спокойным, медлительным.
  • У сангвиников - преобладает кровь ("кровь"), которая делает его веселым и подвижным.
  • У меланхоликов - преобладает черная желчь ("черная желчь"), которая делает его робким, боязливым, грустным.

Учения о типах темперамента Схема


Родителям о детях:

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента имеет ряд важных особенностей, о которых должен знать каждый родитель.

интерьер детской комнаты , оформленный с учетом психологических, эмоциональных, возрастных и поведенческих особенностей ребенка.

Развитие речи детей 5 - 6 лет : особенности, характеристика, игры на развитие речи детей.

Литература по теме «Психологическая характеристика основных типов темперамента» для курсовой

  • Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В. 2т. -М., 1980.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб., 1999.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. -М., 2000.
  • АсмоловА. Г. Психология личности. -М., 2000.
  • Ахо А., Хопкрофт ДЖ. , Ульман ДЖ. Мотивационная структура личности. -М., 1999.
  • Большой толковый психологический словарь: В2т., СПб., 2001.
  • Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990.
  • Верисов Н. Н. Психология управления. - Библиотекаменеджера-Москва-Воронеж, 2006.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: в6т. -М., 1984.
  • Выготский Л. С. Психология. -М., 2000.
  • Дарабаш Ю. Л. Структура деятельности. -М., 1993.
  • Дасеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1996.
  • Капрара Д.Ж., Сервон Д.. Психология личности – Питер-2003.
  • Ковалев Л. Г. Психология личности. -М., 2002.
  • Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В2т. -М., 1983.
  • Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.
  • Моргун В. Ф.; Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе. -М., 1981
  • Мухина В. Ф. Проблемы генезиса личности. -М., 1985.
  • Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • Немов Р. С. Психология: в 3 кн. -М., 2001.
  • Овчинников Б. В., Владимирова И.М., Павлов К. В. «Типы темперамента в практической психологии». – 2003.
  • Петровский А. В. Личность в психологии. -Ростов на Дону., 1996.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994.
  • Пряжников М. С. , Пряжникова Е. Ю. . Психология труда и человеческого достоинства.
  • Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2000.
  • Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Сост. А. А. Реан. - СПб., 1998.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т., -М., 1989.
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. -М., 2001.
  • Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000.
  • Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб., 2001.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.
  • Юнг К. Психологические типы. -М., 1995.
  • Четыре темперамента в комиксах Херлуфа Бидструпа

Люди с сильным и неуравновешенным типом высшей нервной деятельности

Описание

Высшая нервная деятельность регулирует поведение любого человека, поэтому от неё во многом зависит взаимодействие человека с обществом и особенности формирования характера у конкретного индивидуума. Поскольку любая нервная деятельность складывается из двух противоположных процессов возбуждения и торможения, от их взаимодействия в организме зависит конечный результат.

Для людей с представленным видом ВНД характерными особенностями являются безудержность поведения, эмоциональность и выразительность своих поступков. Часто люди с безудержным типом способны на резкое принятие необдуманных решений, которые могут сыграть с ними злую шутку. Безудержный тип характеризуется вспыльчивостью, конфликтностью, повышенной агрессией к окружающим людям. В классической схеме определения темперамента данная категория относится к группе холериков.

Подвижный тип с сильной и уравновешенной психикой

Описание

Такие люди характеризуются более сбалансированным влиянием процессов возбуждения и торможения в организме. При этом оба процесса одинаково сильно выражены и играют важную роль в формировании темперамента. Помимо этого, возбуждение и торможение у лиц с представленным типом высшей нервной деятельности обладает хорошей подвижностью, что способствует быстрой адаптации к любым условиям жизни.

Обычно представители данной категории хорошо относятся к окружающим, стараются избегать конфликтных ситуаций, смотрят на жизнь с улыбкой. Эти качества помогают заводить новые знакомства и быстро вливаться в коллектив, что необходимо при стремительных темпах современной жизни. В классическом определении представленная категория соответствует сангвинической модели темперамента.

Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный, малоподвижный)

Описание

Ещё одним представителем сильного типа является категория лиц с ярко выраженными процессами торможения и возбуждения. Однако в отличие от предыдущих вариантов такой тип характеризуется слабой пластичностью и способностью к изменению модели поведения в экстренных ситуациях.

Отличительной особенностью представленного варианта является ведение монотонной деятельности без переключения на другие занятия. Обычно таким категориям лиц трудно перестраиваться на новый вид деятельности в изменяющихся условиях окружающей среды, что очень негативно сказывается на жизни в современном обществе. В классическом понимании представленный темперамент соответствует флегматикам. В результате плохой подвижности процессов возбуждения и торможения человек медленно подстраивается под новые условия жизни и переключается на другой вид деятельности, зато обладает постоянством и стабильностью. Это является несомненным преимуществом в отношениях и взаимодействиях с другими людьми.

Слабый тип

Описание

Полной противоположностью представленным выше категориям является слабый тип высшей нервной деятельности. В эту категорию входят те люди, которые обладают слабыми процессами возбуждения и торможения и плохой их подвижностью. В связи с этим они испытывают трудности на жизненном пути, а также плохо налаживают контакт с другими представителями общества.

Такие люди относятся к меланхоликам в классической схеме разделения темпераментов. Представленная категория лиц характеризуется плохой адаптацией к изменяющимся условиям окружающей среды и слабыми процессами социализации. Также люди с данным типом высшей нервной деятельности подвержены психоэмоциональным напряжениям и нервным срывам.

Классификации типов ВНД по соотношению сигнальных систем

Типы

Изначально животные пользовались одной сигнальной системой, которая предупреждала их об изменяющихся условиях окружающей среды с помощью конкретных образов и явлений, встречающихся в природе. Формирование условного и безусловного рефлекса обеспечивалось за счёт реальных объектов или предметов, воздействующих на организм.

В результате длительного процесса эволюции у человека появилась вторая сигнальная система, позволяющая создавать абстрактные образы и формировать из них определённый алгоритм действий. Также с действием второй сигнальной системы связано появление сознательной речи у людей. Вторая сигнальная система позволяет человеку создавать образ в мыслях, при этом необязательно видеть предмет или явление в реальной жизни, достаточно просто услышать о нём или подумать.

В зависимости от взаимодействия сигнальных систем также формируются различные категории лиц, отличающиеся по своим мыслительным процессам и особенностями высшей нервной деятельности.

  1. Художественный тип. Как понятно из названия категории, в данную группу входят люди с преобладанием второй сигнальной системы. Именно она отвечает за формирование образов и мыслей в сознании. При этом формирование может происходить произвольно под влиянием фантазии и абстрактных мыслей и непроизвольно в ходе повседневной деятельности. Такие личности часто добиваются успеха в различных областях творческой деятельности, им легко удаётся познавать искусство и проявлять себя в творчестве. Художники, писатели, музыканты, танцоры являются представителями данного типа.
  2. Мыслительный тип. Мыслительный тип людей наоборот, сохраняет влияние первой сигнальной системы, в них ощущается её преобладание над второй сигнальной системой. Обычно люди с таким темпераментом склонны к спокойствию и решительности, они всегда действуют уверенно в любых ситуациях. Для них наиболее важной целью является достижение истины, а не преследование личных интересов. Человек с подобным складом ума чувствует себя комфортно в области точных наук, а к творческой деятельности у него нет интереса. Обычно люди представленной категории занимают должности, где необходим холодный расчёт и принятие важных, взвешенных и обдуманных решений.
  3. Средний тип. Чаше всего нельзя однозначно сказать, к какому конкретно типу принадлежит представитель общества. Обычно в нём совмещается сразу несколько темпераментов и видов высшей нервной деятельности. В связи с этим было принято решение выделять средний тип, совмещающий в себе как первую, так и вторую сигнальную систему. Представители данной категории отлично справляются с точными науками и находят своё применение в творчестве.

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих темперамент личности.

Понятие «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как синонимы, хотя не все ученые с этим согласны, полагая, что с помощью условно-рефлекторных методик в большей степени выявляются особенности функционирования коры больших полушарий и в меньшей степени – особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы, а значит, дает возможность лучше понять характерологические особенности человека.

По общим чертам поведения различают основные типы высшей нервной деятельности, предполагающие различия в темпераментах животных и в характерах людей.

Первая попытка разделить людей по их темпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающихся в жизни вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический, - объяснив природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций «жизненных соков» тела: крови, слизи, едкой желчи и чёрной желчи.

Были такие попытки классифицировать темпераменты по различным сопутствующим признакам. Попытки эти привели, в частности, к конституционным теориям темперамента, где в основе лежало положение о связи темперамента с определёнными характеристиками анатомического склада тела.

Настоящая природа темпераментов и характеров была раскрыта И.П.Павловым, который, благодаря многочисленным опытам на животных и наблюдениям за людьми, пришёл к мысли, что в основу такого деления необходимо положить особенности возбудительного и тормозного процессов.

Первым показателем типологических различий является сила возбудительного процесса, которая может быть выяснена по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сила тормозного процесса, определяемая по скорости выработки внутреннего торможения. И, наконец, третий показатель – подвижность нервных процессов – выявляется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в ряде других дополнительных проб).

В классификации Павлова (так же, как и у Гиппократа) различается четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип (соответствует сангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного и тормозного процессов и их высокой подвижностью (тип сильный, уравновешенный, подвижный); спокойный тип ( соответствует флегматику Гиппократа), обладающий высокой силой возбудительного и тормозного процессов, но малой их подвижностью (тип сильный, уравновешенный, инертный); безудержный тип (соответствует холерику Гиппократа), имеющий сильный возбудительный процесс при слабом тормозном (тип сильный, но неуравновешенный);слабый тип (соответствует меланхолику Гиппократа), у которого возбудительный и активный тормозные процессы отличаются малой силой. Характер человека данного типа зависит в основном от прирождённого темперамента. Однако большое влияние на поведение этих людей оказывает полученное воспитание и сумма сложнейших рефлексов, связанных с общественной жизнью.


Кроме того, Павлов наметил классификацию специфических человеческих типов высшей нервной деятельности. В основу её положен характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем человека:

средний тип (при уравновешенности во взаимодействии обеих сигнальных систем);

художественный тип (с преобладанием первосигнального образного мышления);

мыслительный тип (где превалирует второсигнальное абстрактное мышление).

Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдение за поведе­нием учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник Кетелла) Э.М.Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет). Всего было обследова­но 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности:

общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, доб­росовестность, социальная смелость, чувствительность, тревож­ность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по чис­ленности группы легко учатся и не испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику вы­являет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность б себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на лис подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I под­группы (около 26%) свойственна уравновешенность , детям II подгруппы (около 10%) - ярко выраженная моторная активность .

Практическая направленность школьников, относящихся к гар­моничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников про­являются сильная зависимость от ситуации, стремление соответ­ствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность наступать согласно предъявляемым нормам определяют их направ­ленность на учебную деятельность. По данным тестового обследо­вания, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросове­стны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожно­сти и напряженности. Характерной особенностью детей с кон­формным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доми­нированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уве­рены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляет­ся особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14 %). Эти дети робки и застенчи­вы, хотя дружеские связи с теми, к кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с воз­будимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативом,

Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тре­вожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависи­мость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Иптровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочета­ется с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6% детей этой группы характеризуются пас­сивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием ини­циативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, по­вышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-труд­ной ситуации пребывания в школе.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представ­ляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым и экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Чем отличается ВНД человека от ВНД животных?

2. Что называется первой сигнальной системой?

3. Что называется второй сигнальной системой?

4. Каковы физиологические механизмы первой и второй сигнальной систем?

5. Приведите доказательства (экспериментальные и клинические) влияния коры больших полушарий головного мозга на функциональное состояние внутренних органов.

6. В чём заключается функциональная асимметрия мозга человека?

7. Что лежит в основе выделения типов ВНД?

8. Какое значение (биологическое, медицинское, социальное) имеют типологические особенности ВНД человека?

9. Назовите личностные особенности человека, зависящие от его типа ВНД.

10. Каковы основные этапы развития ВНД у ребёнка? В чём их сущность?

11. Когда у ребёнка начинает формироваться вторая сигнальная система?

12. Какие условия способствуют развитию у ребёнка второй сигнальной системы?

13. Каковы основные особенности ВНД в пожилом возрасте?

14. Назовите основные возрастные особенности психических функций.

  1. Ананьев Б. Г. Структура личности и трудоспособность // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1966. С. 33-50.
  2. Большунова Н. Я., Дерюгина Г. Н. Выявление индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи. Новосибирск, 1982. С. 27-39.
  3. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.
  4. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М., 1980. 150 с.
  5. Голубева Э. А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89-99.
  6. Голубева Э. А. Ориентировочный рефлекс в структуре природных предпосылок общих способностей // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 213-223.
  7. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Вопр. психол. 1983. № 3. С. 16-28.
  8. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.
  9. Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985. 286 с.
  10. К диагностике способностей и темперамента. М., 1986. В печати.
  11. 23. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 278 с.
  12. 24. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 9-18.
  13. 28. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 382 с.
  14. 29. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 334 с.
  15. 31. Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. 263 с.
  16. 32. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980. 149 с.
  17. 34. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
  18. 39. Теплов Б. М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 118-130.
  19. 42. Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопр. психол. 1963. № 3. С. 23-34.

Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Безусловные рефлексы : 1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условные рефлексы: 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны - могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств, двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена на рисунке 1.

Слабый тип . Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители, т.к. у них слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип . Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип . Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип . Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы, так как свойство нервных процессов закодированы в гене типичном аппарате человека и поэтому наследуется – передается от родителей к потомкам. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей, оказывая влияние на индивидуальный характер поведения и деятельности. В этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности.

Тип ВНД (высшей нервной деятельности) является физиологическим фундаментом для формирования темперамента, который демонстрирует проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности и поведении человека.

Рис. 2. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом.

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1. Художественный тип , для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2. Мыслительный тип , когда хорошо выражено отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3. Средний тип , когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

Виды темпераментов по Гиппократу:

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реаги­ровать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям. Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека, т.е. определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет в целом поведение, поступки человека, его убеждений, моральные устои, так как они формируют в процессе онтогенеза (индивидуального развития) на основе сознания.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Свойства нервных процессов, лежащие в основе типов ВНД, определяют свойства нервной системы. Это такие устойчивые ее качества, которые являются врожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки не обнаруживая запредельного торможения.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность(подвижность) нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Классификация свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну:

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

Динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

Лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

Подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Как писал Б.М. Теплев, свойства нервной системы «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» .

Например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.