Про природу

Тема добра зла в снежной королеве. Сочинение на тему «Добро и зло в сказке Г

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.

Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» - не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.

Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.

Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.

Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.

Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» - не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.

Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.

Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.

Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.

Технологическая карта урока литературы в 5 «а» классе

Предмет

Литература

Класс

5 «а»

Тема урока

По Добро и зло в сказке Х..К. Андерсена «Снежная королева».

Учебник

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/ - М.: Просвещение, 2013.

Образовательное учреждение

МОУ Сараевская средняя общеобразовательная школа

Тип урока

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Задачи урока

Узнать, что помогло девочке победить злую волшебницу;
Показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая;
Применять изученный материал в ходе анализа содержания сказки.
Воспитывать чувства дружбы, любви, добра на примере героев сказки.
Способствовать полноценному восприятию художественного произведения.
Развивать память, речь, мышление учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

Уметь анализировать художественный текст; давать характеристику героям произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формирование доброжелательного отношения к окружающим, основанного на приоритете добра, любви и взаимовыручки.

Понимание важности чувства товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости и верности дружбе.

Формирование положительной мотивации учения; развитие интереса к литературе.

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Педагогические технологии

Проблемное обучение. Игровые технологии. Информационно-коммуникационные технологии.

Используемое оборудование

ПК, проектор, экран, раздаточный материал, п резентация, иллюстрации к сказке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Литературная сказка, сюжет , сравнительная характеристика, противопоставление.

Организационная структура урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:

    мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

    определить содержательные рамки урока

Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!

Сегодня мы продолжим разговор о творчестве одного из самых любимых писателей взрослых и детей всего мира. Послушайте стихотворение и отгадайте автора:

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.
(отрывок из стихотворения Х.К. Андерсена «Дания – моя родина»

Какую сказку писателя вы читали дома?

Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и,конечно же, о самоотверженной любви.

А теперь послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло. (Ю.Энтин)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Х.К. .Андерсена «Снежная королева».)

-Да, сегодня мы будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».
Итак, тема нашего урока: «Добро и зло в сказке Х.. К. Андерсена «Снежная королева».
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
-
Узнать, какие герои добрые, а какие злые?
-Каким образом добро в сказке побеждает зло?
-Как удалось маленькой хрупкой девочке победить злую волшебницу Снежную королеву.

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Приветствуют учителя, настраиваются на успешную работу.

Готовятся к восприятию материала урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

Сл. 1, 2

Этап актуализации знаний Цель:

    актуализация учебного содержания, необходимого для обобщения материала;

    подготовка учащихся к основному этапу урока.

Ну а теперь обратимся к содержанию сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Для того чтобы успешно достичь цели нашего урока, вы должны хорошо знать содержание сказки, которую вы читали дома.
Для того, чтобы проверить, как вы запомнили сказку, я предлагаю вам несколько конкурсов-разминок:
1.Конкурс «Истории по порядку»
Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора.
«Мальчик и девочка»
«Принц и принцесса»
«Лапландка и финка»
«Цветник женщины, умевшей колдовать»
«Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
«Маленькая разбойница»
«Зеркало и его осколки»
2. Конкурс «Без лишних слов».
Что такое сюжет? Сформулируйте одним предложением сюжет сказки: «Девочка Герда отправляется на поиски своего друга Кая, которого похитила Снежная королева»
3 . Конкурс «Узнай героя сказки» (работа в парах).

У вас на столах лежат карточки с заданием. На них сведения о том или ином персонаже произведения. Ваша задача - узнать героя.

Вариант №1

Эта героиня:

1) «слишком много ела»;
2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;
3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу. (Ворона.)

Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать
нельзя»;
2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла всё, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним заговорят». (Принцесса.)

Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны,
какие видит разве только королева в день свадьбы»;
2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и «босая обошла полсвета»;
3) была сильнее двенадцати богатырей. (Герда.)

Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;
2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;
3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула». (Маленькая разбойница.)

Вариант № 2

Этот герой:

1) организовал собственную школу;
2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;
3) «смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное… выступало ещё ярче». (Тролль.)

Этот герой:
1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;
2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;
3) удостоился поцелуев Снежной королевы. (Кай.)

Эта героиня:
1) любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;
2) «казалась совершенством» главному герою сказки;
3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и всё же живая». (Снежная королева.)

Эта героиня:

1) понимала вороний язык;
2) читала вслух важные страницы Евангелия: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное»;
3) была предметом насмешек Кая, который «стал передразнивать её походку, надевать её очки, подражать её голосу». (Бабушка.)

4. Конкурс «Чьи эти вещи?»

«Зеркало» - тролль

«Ящик с розами» - родители

«Сани» - Снежная королева

«Красные туфельки» - Герда

«Соломенная шляпа с цветами» - старушка-колдунья

«Гребень» - старушка-колдунья

«Короны» - принц и принцесса

«Санки» - Кай

«Карета» - принц и принцесса

«Большая рукавица и нож» - разбойница

«Платье, муфточка» - Герда

«Ошейник» - олень

«Длинный нож» - маленькая разбойница

«Треска» - лапландка

5. Конкурс «Цветочный»
-Какой цветок в сказке является символом любви и добра и не раз помогает Герде? (роза)
-Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём?
1)ящики с розами

2)розовые кусты в саду старушки-колдуньи

3)роза на шляпе старушки

4)псалом, где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение)

5)лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья

6)щёки Кая зацвели розами, когда его спасла Герда.

Учащиеся повторяют содержание сказки, проверяют и корректируют знания.

Работают в парах

Анализ изученного содержания

Цель:

    установление межпредметных связей

    включение учащихся в поисковую деятельность

Молодцы, ребята! А теперь переходим к разговору о добре и зле, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока. В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке, добру противостоит зло.
- А что такое добро и что такое зло в вашем понимании? (ответы детей)
-Подберите синонимы к слову доброта -
отзывчивость, щедрость, сопереживание…
- Читаем в словаре С.И. Ожегова
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.

Давайте определим, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. (На доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО».)

ДОБРО ЗЛО
Распределение слов по группам (учащиеся берут карточки со словами и распределяют по столбикам)

Герда, Снежная королева , тролль, зеркало , старушка-колдунья , ворон, принц и принцесса , маленькая разбойница, лапландка и финка, снежное войско.

Сравнительный анализ образов Герды и Снежной королевы.

А теперь давайте сравним образы Герды и Снежной королевы. Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод..

Снежная королева : «Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (история 2, стр.218-219)

Такой увидел её Кай в первый раз.

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина Снежная королева… Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (история 2, с 223.)

Изменилось ли представление Кая о Снежной королеве и почему? (его сердце стало ледяным)

Герда

Какова внешность Герды?

«Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки» (история 3, стр. 226.)

Что подчёркивает автор в изображении Снежной королевы и Герды?
Изо льда, ослепительно белая (холод) – золотое сияние (тепло)
Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

- Какой прием использует автор? (противопоставление) С какой целью?
Вывод: Автор использует приём антитезы, для того чтобы противопоставить Снежную королеву и Герду, показать, какие они разные. Холод и тепло, добро и зло.

Работа с иллюстрациями

Чтобы лучше понять мир Снежной королевы и мир Герды давайте посмотрим иллюстрации современного британского художника Кристиана Бирмингема.

Какой изобразил художник Снежную королеву?

(Он увидел её глазами Кая («она была прелестна и нежна»).

А что несет ее красота?

Вывод: Красота не всегда бывает доброй. Андерсен заставляет нас задуматься о том, что же делает человека по-настоящему красивым.

Что же? (поступки, внутренние качества)

- Какие поступки она совершает? (забрала Кая, убила птенчиков белых голубей, её поцелуй холоднее льда, когда она проезжала на санях, буря выла и стонала, дули холодные ветры, выли волки, летали с криком чёрные вороны)
- Любит ли она кого-нибудь? (нет)

История 7, стр. 244 (чтение отрывка)

От слов: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!..». До слов: «Холодно, пустынно, мертво!»

Какие слова повторяются в отрывке?

А теперь вспомним, какие поступки совершает Герда. Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).

Что связывало Герду и Кая ? (дружба)

Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? (Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).

Продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

Вывод: Соотнесите слова с образами Герды и Снежной королевы.

Так почему же Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (Герда-воплощение лучших человеческих качеств, поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Сравнивают изображение Герды и Снежной королевы на картинах К. Бирмингема.

Сл. 8

Сл.9

Сл.10

Сл.11

Сл. 12, 13, 14.15

Сл. 16-19

Сл.20

Физкультминутка

Цель:

    повышение и поддержание умственной активности и работоспособности учащихся на уроке

1) Встали, сели,
Сели, встали.

Ручки к солнышку подняли.

Повернулись, улыбнулись.

И за парты вновь вернулись.

2). «Снежинка» (упражнение для глаз)

Выполняют упражнения

Систематизация и обобщение

Цель:

    выделение главного в изученном

    организация деятельности учащихся по включению знаний в целостную систему.

Итак, Герда оказалась сильнее Снежной королевы. Но подумайте, смогла ли бы она одна преодолеть огромный путь до Лапландии? (нет) Давайте вместе с Гердой совершим путешествие в чертоги Снежной королевы и посмотрим, кто помогал Герде в поисках Кая.
I . C хема-маршрут «Путь Герды в поисках Кая»
Схема: дом - старушка-колдунья - королевство принцессы - логово разбойников - лапландка - финка - чертоги снежной королевы.

1. Старушка-колдунья.
Пересказ эпизода: Герда и старушка-колдунья.

Она добрая или злая? (Она взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ, расчёсывала волосы золотым гребешком, чтобы Герда забыла Кая).

Как же смогла Герда вырваться из плена старушки? Как она справилась со злом? (Сердце не давало ей покоя)

- А чем помогла старушка Герде?

Вывод: И опять мы убеждаемся в том, что Зло иногда надевает маску Добра, и тогда его трудно узнать.

2. Ворон.

Как помог Ворон Герде?

«… Желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька?» «Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец».

Вывод: Ворон и его невеста помогают Герде пройти во дворец Принца и принцессы.

3. Принц и Принцесса.

Как они помогают девочке?

(«Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье», золотую карету, которая «битком была набита сахарными крендельками, а ящик под сиденьем – фруктами и пряниками».

А встреча с доброй, самоотверженной девочкой Гердой как-то повлияла на них?

(Им тоже захотелось сделать что-то доброе: помиловали и захотели наградить ворон – предложили им стать вольными птицами или занять должность придворных ворон; были очень добры к Герде).

Вывод: встреча Герды с принцем и принцессой- это испытание, Герда могла бы остаться и спокойно жить в замке, но она верна дружбе.

4. Маленькая разбойница.

Выразительное чтение по ролям «Герда у разбойников.» с. 235-236

Почему изменилась маленькая разбойница?

(Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность).

Что доброго совершила?

(Отпустила Герду, вернула ей вещи и главное – отпустила с ней своего любимого северного оленя)

Вывод : Значит, добро порождает добро. Мы видим, как добро Герды передается и тем, с кем она встречается, передается по кругу и возвращается к ней, делая ее сильнее.

5. Лапландка и финка. На пути Герды встречаются еще два добрых человека – лапландка и финка. Обе стараются ей помочь.

Как помогли Герде лапландка и финка?

6. Путь к чертогам Снежной королевы.

Что пришлось преодолеть девочке на подступах к чертогам Снежной королевы?

(«Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц», снежные хлопья - передовые отряды войска Снежной королевы.)

Как справилась Герда с силами зла на подступах к замку Снежной королевы)? (Ей помогла вера, она читала молитву «Отче наш…»)

7. У Снежной королевы.
- Каким Герда нашла Кая? Как смогла возродить его к жизни? Чтение по ролям. История 7, стр. 245
(со слов «Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу до слов «стал бодрым и здоровым»)

Вывод: Итак, Герда победила силы Зла. Кай и Герда, счастливые, вернулись домой.
-Почему именно весной?
Весна-время обновления, весной празднуется самый главный христианский праздник – Пасха – Воскресение Христово. Слова псалома говорят о возрождении, воскресении. Кай воскрес благодаря великой силе добра и любви.

Составляют схему-маршрут

Пересказывают

Выразительно читают по ролям

Отвечают на вопросы, делают выводы

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

    оценить результаты собственной деятельности.

А наш путь Добра закончился, круг замкнулся!

Почему путь Герды я изобразила в форме круга? (нужно делать добро и оно к тебе вернётся)

Об этом написала в своем стихотворении поэт Марина Цветаева:

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Достигли ли мы поставленных целей урока?
- Почему же Герда победила Снежную королеву, победила силы зла? В чем ее сила?

(Герда – добрая, любящая. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия ) .

- Герои сказки Г.Х. Андерсена добиваются счастья благодаря силе духа, верности и дружбе, а не с помощью волшебных сил. Грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и дружба помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

(Нам всем остается терпеливо учиться у них верности, преданности, настоящей дружбе.)

« Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!», - писал Х. К.Андерсен.

Оцени свою работу на уроке:

    Отвечал на вопросы

    Пересказывал

    Работал в паре

Приём «Микрофон»

художнику за…

одноклассникам за…

Выставление оценок.

Мы убедились сегодня с вами еще раз, что путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. А ещё мы убедились в том, что доброта – это сила. Не бойтесь быть сильными, не уставайте делать добро, и оно к вам обязательно вернётся!
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с доброй улыбки, с хорошего настроения. Давайте будем следовать законам доброты, верить в победу доброго человеческого сердца над злым. Возьмемся за руки в «круговой поруке добра» и поймем, наконец, что готовность отдавать другим частицу своего тепла, заботы, внимания – это и есть настоящее счастье.

Наш урок подошёл к концу, я хочу сказать вам большое спасибо за работу.

Подводят итоги своей работы.

Оценивают результаты своей работы

Домашнее задание

В качестве домашнего задания я хочу предложить вам задания на выбор:

    Составить карту путешествия Герды в поисках Кая.

    Проиллюстрировать сказку

    Сочинить свою сказку об осколках волшебного зеркала. (Например, осколок попал в вашего одноклассника.)

Песня «Дорогою добра»

Записывают домашнее задание

Урок литературы в 5 классе по теме: «Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». Тип урока: обобщение. Цель : развивать интерес к изучению литературы; расширятькругозор учеников. Задачи : развивать навыки характеристики героев, анализа текста; помочь учащимся понять, каких душевных сил стоили Герде поиски Кая,сформулировать идею сказки Х.К.Андерсена. Оборудование : портрет писателя, карточки для заданий, презентация. Ход занятия.
1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. 3.Представление команд. 4.Представление жюри. 5.Игра.
Вспомним содержание. Несколько конкурсов-разминок. 1.Конкурс «Истории по порядку» Указать номера историй по порядку «Мальчик и девочка» «Принц и принцесса» «Лапландка и финка» «Цветник женщины, умевшей колдовать» «Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом» «Маленькая разбойница» «Зеркало и его осколки» 7б.
2.Конкурс «Чьи эти вещи?» (14 предметов) 14б. (7б. +7б.) Рисунки: «Зеркало» - тролль «Ящик с розами» - родители «Сани» - Снежная королева «Красные туфельки» - Герда «Соломенная шляпа с цветами» - старушка-колдунья «Гребень» - старушка-колдунья «Короны» - принц и принцесса «Санки» - Кай «Карета» - принц и принцесса «Большая рукавица и нож» - разбойница «Платье, муфточка» - Герда «Ошейник» - олень «Длинный нож» - маленькая разбойница «Треска» - лапландка
3.Конкурс «Цветочный» Какой цветок в сказке является символом любви и добра и не раз помогает Герде? (РОЗА)
Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём? (Учащиеся называют сами по очереди - 2б., с помощью учителя – 1б., не назвали - 0б.) 1)ящики с розами 2)розовые кусты в саду старушки-колдуньи 3)роза на шляпе старушки 4)псалом, где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение ) 5)лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья 6)щёки Кая зацвели розами, когда его спасла Герда.
4.Конкурс «Разговор о ДОБРЕ и ЗЛЕ» В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке, добру противостоит зло. Давайте определим, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. (На доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО».) ДОБРО ЗЛО
Распределение слов по группам (учащиеся выходят по очереди к парте, берут карточки со словами и распределяют по столбикам) Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка и финка, снежное войско, зеркало, обращение с молитвами к Богу, Христу, ангелы, разбойники, принц и принцесса (по 1б. за правильный выбор)
Чтобы идти дальше, нужно выполнить задание следующего конкурса. 5.Конкурс «Повторение» Соотнести термины и определения Троп определение, которое подчёркивает качества, свойства предмета, явления Эпитет преувеличение для усиления художественного впечатления Метафора употребление слова в переносном значении Сравнение неназванное сходство одного предмета или явления с другим Гипербола сопоставление одного предмета с другим, при нём бывают союзы как, будто, точно, словно, подобно и т.д. 5б.
6.Конкурс «Художественные приёмы помогают дать характеристику персонажу, предмету, явлению»
1) Снежная королева эпитет - из снега, холодная метафора - холодная, неживая, холодный расчёт во всём, лишь бы ей было хорошо сравнение - как мёртвая гипербола - из маленькой снежинки превратилась в женщину
Снежная королева олицетворяет добро или зло? (Заносим в группу «зла».) 2) А старушка-колдунья?
Выслушала девочку, пожалела, увела к себе. Но закрыла двери на ключ. Комната освещена ярким, радужным светом, Герда ела вишню, а старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Но Герда забывала Кая. Старушка не была злою колдуньей и колдовала изредка, для своего удовольствия. Но решила оставить девочку у себя.
Чего в ней больше, ДОБРА или ЗЛА?
Дайте характеристику старушке. (Закрывает двери, не хочет отпускать девочку, заколдовала, хотя знает, что Герда ищет Кая, и, может, он без неё погибнет, старушка думает только о себе, она эгоистка, это зло).

7.Конкурс «Картинная галерея» 1)Биографии художников.
Ника Георгиевна Гольц (род.1925г.) родилась в Москве в семье архитектора. Окончила Московскую среднюю художественную школу, потом художественный институт. Работала в издательстве «Детская литература», «Художественная литература». Всю свою долгую жизнь Н. Гольц рисует волшебные сказки. В 2002году издательство «ЭКСМО-Пресс» выпустило книгу «Снежная королева» с новыми иллюстрациями художницы.
Борис Аркадьевич Диодоров (род. 1934г.) – народный художник России, был награждён за свой труд медалями, среди которых есть золотая медаль Андерсена. Известность к нему пришла после выхода в свет книг «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Вини-Пух», «Сивка-бурка», «Снежная королева», «Русалочка» и мн. др.
2)Рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева». Первая команда – иллюстрация Н.Гольц. Вторая команда – иллюстрация Б.Диодорова.
Иллюстрация Н.Гольц яркая, в ней преобладает красный цвет и его оттенки. Кажется, будто ничто не должно омрачать настроения. Но какие предметы указывают на то, что здесь не всё хорошо, присутствует колдовство. (Засохшие цветы в вазах.)
На первый взгляд иллюстрация Б.Диодорова кажется радостной, ведь вокруг столько цветов, плодов. Но, что передаёт тревожное настроение? (Чёрный и белый цвета.)
Художники смогли передать, что старушка совсем не добрая.
8.Конкурс «Дети». А какое место занимают среди «добра» и «зла» дети? Герда? Кай? Маленькая разбойница?(помогла Герде) Почему осколки зеркала поражают Кая, а не Герду?(он плохо выучил молитвы) Какие добрые силы помогали Герде? (обращение к Богу, Христу)

Подведём итог. О чём сказка Х.К.Андерсена? Какова основная мысль сказки?

Статья не моя, я нашла интересный материал (источник указываю в конце) и немного подсократив его, добавив из комментариев и других статей, составила вот такой пост. Желающих отсылаю к моему похожему посту здесь на сайте

Ганс Христиан Андерсен без купюр атеистической цензуры

Мы все хорошо знаем чудный советский мультфильм по сказке Андерсена, однако и в нём, и в текстах большинства советских изданий сказка была опубликована с изменениями. Были изъяты все упоминания Бога, Христа и прочего «мракобесия».И лишь «Сказки» Андерсена, изданные в 1955 году сохранены андерсеновские строки песенки Кая и Герды

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

и удивительный фрагмент (перевод А. Ганзен), описывающий приближение Герды к чертогу Снежной королевы и далеко не всем известный:
***
«Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.

Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках.

Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион.

Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок.

Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно.

Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.»
***
Не правда ли, кое-что меняется в восприятии Герды?..

Сейчас много издаётся книг, множество художников пытаются представить, какая она на самом деле – Снежная королева?..идеальному отображению, к прозрению?..


Худ. Станислав Ковалев

Из-за чего начались злоключения Кая? Все помнят, что осколок странного зеркала попал ему в глаз.

Осколок этот взялся из разбитого зеркала. Зеркало разбилось, потому что тролли (то есть бесы), создавшие его, старались все на свете отразить в нем в искаженном, исковерканном виде. Затем это зеркало вырвалось у них из рук и разбилось.

Но почему оно разбилось?

В советском варианте объяснений нет. Закон гравитации, дескать, сработал.

А у Андерсена и здесь нет недоговоренностей: бесы захотели отразить в этом врущем зеркале Творца, и начали подниматься вверх.

И тогда Бог не допустил этого поругания - зеркало вырвалось из их рук и разбилось.

В связи с этим становится понятным (скорее, правда, для взрослых) задание, которое Снежная королева дает Каю. Она поручает ему сложить изо льда слово «ВЕЧНОСТЬ». Ледяная вечность. Рукотворная вечность. Вечность, не созданная Творцом. Это и есть образ ада. Это поистине дьявольская пародия на Бога. Давняя поговорка утверждает: «дьявол - это обезьяна Бога».

Для Андерсена все это совершенно не случайные мотивы. На его могиле в Копенгагене выбиты его слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна, и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».


Худ. Эдмунд Дьюлак

В советских детских изданиях сказки были пропущены христианские мотивы: не приводился псалом, который поют Кай и Герда;
отсутствовало упоминание о молитве Господней, благодаря которой Герда сумела утихомирить ледяные ветры, охранявшие дворец Снежной королевы, и добраться до Кая;
было исключено упоминание Христа.
Всё было сведено к детской сказке. Бабушка в самом конце сказки читает не просто книгу, а Евангелие, и вслух произносит стих: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие небесное».


Худ. Эми Эрлих

Там, кстати, есть и такой кусочек: когда Кай зацепился салазками за сани Снежной королевы и вскоре обнаружил, что несётся за ней и не может никак открепиться, написано, что он пытался прочитать "Отче наш", но у него в уме вертелась одна таблица умножения...





Худ. Кристиан Бирмингем

А вот я нашла такое рассуждение:

"Сказка “Снежная королева” в оригинале насквозь пропитана религиозным смыслом, ангелы находятся в числе постоянных действующих лиц.
Зеркало Тролля разбивается не просто из-за неловкости его учеников, а потому, что они решили подняться с кривым зеркалом до неба, “чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом”.
В советских изданиях Герда боролась со стражниками Снежной королевы так: “Однако Герда смело шла все вперед и вперед и, наконец, добралась до чертогов Снежной королевы”.

Вполне в духе несгибаемых строителей светлого будущего.

В лучшем случае, в отредактированных изданиях грозные ангелы превращались в “маленьких человечков”.
Но оказывается, когда Герда боролась со стражниками, от усталости она произнесла молитву “Отче наш”, с неба к ней на помощь спустились ангелы, и она благополучно дошла до намеченной цели."

(иеромонах Дорофей (Урусов).


“Герда принялась читать “Отче наш”. Было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман.

Туман этот все сгущался и сгущался; но вот в нем стали возникать маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали и превращались в больших ангелов…

Их становилось все больше и больше, и, когда Герда дочитала молитву, ее окружал уж целый легион ангелов.

Они пронзали снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок.

Теперь Герда могла смело идти вперед; ангелы погладили девочке руки и ноги, и ей стало теплее.

Наконец она добралась до чертогов Снежной королевы”.



Худ. Елена Ринг


Худ. А. Архипова

Да, кстати: думаю, тоже мало, кто помнит, как у Андерсена совершился выход Кая с Гердой из царства Снежной королевы:
"Он крепко прижался к Герде. Она смеялась и плакала от радости. Да, радость ее была так велика, что даже льдины заплясали, а когда утомились, легли и составили то самое слово, которое Каю велела сложить Снежная королева; сложив его, Кай мог сделаться сам себе господином да еще получить от нее в дар весь свет и новые коньки.... Теперь Кай ничуть не страшился прибытия Снежной королевы: его вольная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами."

один из комменторов пишет так:

Только человек может сделать переход от Бесконечности в Вечность.



Худ. В. Даувальдер


Худ. Б. Диодоров

Ниже привожу ещё одно сообщение

Работа заведующей информационно-библиотечным центром Тимербаева М.И.

«Христианские символы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» МАОУ многопрофильный лицей №20 г.Ульяновск
Семь рассказов – семь дней творения
Сказка «Снежная королева» состоит из семи рассказов
Злой тролль – противник Бога. Библейский мотив вечной борьбы между добром и злом.
Осколки зеркала - искушения
Мансарда с розами – Божье царство.
Ледяная вечность - образ ада
Волосы – сила и духовное богатство
Терновый куст – символ страданий
Письмо на сушеной треске Рыба – раннехристианский символ, означающий Самого Христа. Христос- Бог Слово
Маленькая разбойница – библейский раскаявшийся разбойник
Голубь – Божий вестник
Слезы Кая – символ покаяния
Возвращение Кая – возвращение блудного сына
«Гимн любви»

Стасевич В. А., Болурова-Кунавина П. В. Христианские мотивы в сказках Г. Х. Андерсена «Снежная королева» // Юный ученый. - 2015. - №2. - С. 167-169 4.Харламова Р. Тайны «Снежной королевы»//тайны и преступления. – 2012. - №1. – С. 9-13


Худ. В. Ерко


Корейская художница Niroot Puttapipat






Худ. П. Дж. Линч


Худ. Ника Гольц




Худ. П.Татарников


Худ. Ellor Le Cain


Худ. В. Алфеевский


Худ. Т. Юфа


Неизв. мне художник


Худ. Joan Vinge