Про природу

В каком веке образовался арабский халифат. «Золотой век» арабской культуры. Цивилизации востока. ислам

Медина — священный город ислама, город, где правил и умер пророк Мухаммед. В Мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави) в Медине находится могила пророка Мухаммеда. Медина — первая столица Арабского халифата. Медина занимает важнейшее место в истории и культуре мусульманского мира.

Где находится Медина? Медина (Мединат-Расул-Аллах; Мединат-ан-Наби; Мадина аль-Монаввара)- город на северо-западе Саудовской Аравии. Медина расположена в плодородном оазисе, и находится в 360 км к северу от Мекки и в 160 км к востоку от Красного моря.

История Медины до 7 в. Время основания Медины неизвестно. В древности поселение на месте современной Медины носило название Ясриб (Ятриб). Название Медина (от арабского «мадина» - город) появилось в раннем средневековье. К началу 7 в. Медина состояла из разбросанных по равнине небольших, хорошо защищенных фортами или башнями, населенных пунктов (числом, возможно, более 200), где проживало иудейско-арабское население. Пространство между этими поселениями заполняли фруктовые сады, поля и пальмовые рощи.

Переселение (хиджра) основателя ислама Мухаммеда в Медину. После переселения (хиджры) основателя ислама Мухаммеда (около 570 - 632 гг.) в Медину, которое состоялось 26 июля 622 г. (эта ночь в дальнейшем признана началом мусульманского летоисчисления), Медина, наряду с Меккой, становится одним из двух священных городов ислама.

Медина при Мухаммеде. Дом Мухаммеда в Медине. Захоронение Мухаммеда в Медине: Мечеть Пророка. Как вероучитель и глава мусульманской общины (уммы), Мухаммед стал правителем, судьей и военачальником Медины. Здесь были разработаны правила омовения, молитвы и поста. Дом Мухаммеда в Медине стал первой мечетью. Это был большой, окруженный стеной двор, в южной стороне которого устроили портик из пальмовых стволов. Они поддерживали плоскую крышу из листьев и глины. Киблой - направлением, куда верующие должны были обращаться во время молитвы лицом, сначала был Иерусалим, но еще в Медине, в связи с враждой мусульман с местными еврейскими племенами, киблой стала Мекка и её святилище Кааба. В 632 г. Мухаммед был похоронен в своем доме в комнате одной из своих жен.

Медина — столица Арабского халифата. Мечеть Пророка в Медине. В 632 г., после смерти Мухаммеда, Медина становится столицей Арабского халифата. Город оставался столицей при первых трёх халифах: Абу-Бакре (632 - 634), Умаре (634 - 644) и Усмане (Осман) (644 - 656). Первые два из них были захоронены в мечети Мухаммеда. В период правления халифа Умара пальмовые стволы мечети были заменены на каменные, также была устроена новая крыша из тика. В 656 г. на месте дома Мухаммеда была построена Большая мечеть или Мечеть Пророка (Аль-Масджид ан-Набави). Впоследствии она многократно перестраивалась. Зеленый купол этой мечети указывает на место упокоения Мухаммеда.

История Медины в середине 7 в. — 10 в. Четвертый халиф - Али ибн Аби Талиб (656 - 661), двоюродный брат и зять Мухаммеда, был избран халифом в Медине, однако свою столицу перенес в иракский город Куфа . С этого времени Медина развивалась как религиозный центр.

Первая городская стена была возведена вокруг центра Медины в 974 г. для защиты от египетских Фатимидов (909 - 1171), которые в конечном счете завоевали город. С 10 в. Медина находилась в зависимости от правивших в Египте династий.

Медина в составе Османской империи. Османская архитектура Медины. С 1517 г. и до января 1919 г. Медина находилась в составе Османской империи. Султан Сулейман Великолепный (1520 - 1566) окружил город новой стеной высотой 12 метров, сложенной из гранитных и базальтовых блоков. Он также приказал построить водопровод, который доставлял воду в город с юга. В 1860-е годы при османском султане Абд аль-Азизе высоту стен увеличили до 25 м. Однако на протяжении 20 в. стены города постепенно были демонтированы за ненадобностью.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров (расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой).

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама (ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу). Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование "хиджра" (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть".

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Некоторые группировки исламской родовой знати образовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка.

Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода , которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства:

  • дамасский , или период правления династии Омейядов (661-750 гг.);
  • багдадский , или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей "Тысячи и одной ночи", а также его сын аль-Мамун. Это были просвещенные самодержцы, сочетавшие заботы о духовном и светском просвещении. Естественно, что в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-ния новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными как заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции.

Организация власти и управления в Арабском халифате

Мусульманская держава некоторое время после Мохаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имуще-ство именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять го-сударством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, те. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бе-жавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

Характерные черты мусульманского общественного строя:

    1. доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские);
    2. государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки;
    3. религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
    4. отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка.

Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.

Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:


Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.

В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.

Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:

  • создавая этническую опору, укрепиться;
  • переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.

Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.

В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.

В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.

Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхож­дения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) «золотым временем». Первая мировая война

Стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители - халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

Выборные (Праведные) халифы, 632-661 гг.

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, - в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

Династия Омеййадов, 661-750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Йазид I 680-683

Муавия II 683-684

Марван I 684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

ал-Валид I 705-715

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II 743-744

Йазид III 744

Ибрахим 744

Марван II 744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

Династия Аббасидов, 750-1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы - , хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

ал-Махди 775-785

ал-Хади 785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун 813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817-819

ал-Мустасим 833-842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847-861

ал-Мустансир 861-862

ал-Мустаин 862-866

ал-Мутазз 866-869

ал-Мухтади 869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид 892-902

ал-Муктафи 902-908

ал-Муктадир 908-932

ал-Кахир 932-934

ал-Ради 934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи 944-946

ал-Мути 946-976

ат-Таи 976-991

ал-Кадир 991-1031

ал-Каим 1031-1075

ал-Муктади 1075-1094

ал-Мустазхир 1094-1118

ал-Мустаршид 1118-1135

ар-Рашид 1135-1136

ал-Муктафи 1136-1160

ал-Мустанджид 1160-1170

ал-Мустади 1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир 1226-1242

ал-Мустасим 1242-1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир 1261

ал-Хаким I 1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I 1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I 1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично) 1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386-1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз) 1389-1406

ал-Мустаин 1406-1414

ал-Мутадид II 1414-1441

ал-Мустакфи II 1441-1451

ал-Каим 1451-1455

ал-Мустанджид 1455-1479

ал-Мутаваккил II 1479-1497

ал-Мустамсик 1497-1508

ал-Мутаваккил III 1508-1516

ал-Мустамсик (вторично) 1516-1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.