Про природу

Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы. Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики (продолжение)

Введение. 3

Глава 2. Цели и методы придворной школы «Дом Радости». 6

§ 2.1. Цели деятельности. 6

§ 2.2. Методы деятельности. 7

Глава 3. Принципы деятельности придворной школы «Дом Радости». 9

Глава 4. Почему придворная школа «Дом Радости» является школой нового типа? 12

Заключение. 13

Список литературы. 14

Введение

XV в. – время рассвета педагогических идей гуманизма. Светские формы социальных отношений становятся на порядок выше религиозных. На смену средневековью в Западную Европу пришла эпоха Ренессанса, прошедшая под знаком гуманистических идей. В этот период идет постепенное изживание старых форм экономической деятельности, старых феодальных структур. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

«В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека». «Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе».

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

Глава 1. Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы.

Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике. Витторино де Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино де Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи Джанфранческо I Гонзага, где предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т. е. «Дом празднества».

Местоположение школы было великолепно. Она стояла в Мантуи на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

В 1423 году Витторино де Фельтре во дворце Джанфранческо I Гонзага основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Дом Радости». Она стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

О чем эта книга
Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя - секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих - мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга. В книге Роджера Сайпа, тренера и консультанта в области самосовершенствования, вы найдете проверенные методики ускоренного обучения, постоянного развития и достижения рекордных показателей. Они увлекательны в освоении и легки в применении. И хотя волшебных средств в этой книге нет, результаты покажутся вам настоящим чудом:

  • запоминать информацию в три раза лучше;
  • читать в два, три или даже четыре раза быстрее;
  • формулировать заряжающие энергией цели и достигать их;
  • осознавать и преодолевать ментальные барьеры;
  • распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное;
  • управлять своей энергией в течение дня;
  • а также понять свое главное предназначение в жизни.
    Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией. Читайте ее с карандашом в руке, записывайте свои мысли и выполняйте все упражнения, предлагаемые автором, и вы поднимете свои результаты на новый уровень.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет научиться активно использовать свой мозг и бить рекорды во всех сферах своей жизни.

    Фишка книги
    Развивающие тесты, практические упражнения и полезные советы в самой книге, а также бонусные обучающие видео на сайте компании Freedom Personal Development.

    От автора
    Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, - а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.
    Вкладывайте время и другие ресурсы в себя. Вы способны быть лучше, делать что-то эффективнее и, безусловно, больше иметь. Инвестиции в себя приносят неоценимые дивиденды. Не сворачивайте с пути, и вы увидите: это самые выгодные из доступных вам инвестиций.

  • 659 руб


    Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л"], дифференциации сонорных звуков и звука [j]

    В тетради-тренажёре представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л] и [л"], [j]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого.

    100 руб


    Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза

    В тетради-тренажере представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза: [м], [м"], [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [к], [к"], [г], [г"], [x], , [в], [В"], [ф], [ф"]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого. Из предложенных слогов, слов, предложений и потешек необходимо выбирать для произношения ребенком только те, в которых нет других трудных для ребенка звуков, кроме звука, автоматизируемого с помощью данного материала. Материалы пособия подобраны таким образом, чтобы практически исключить использование звуков позднего онтогенеза.

    Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.

    111 руб


    Невероятные числа профессора Стюарта

    Стюарт заслуживает высшей оценки за свой рассказ о том, насколько велика, удивительна и полезна роль каждого участника мирового сообщества чисел.

    Kirkus Reviews

    Стюарт блестяще объясняет сложные вопросы.

    New Scientist

    Самый блестящий и плодовитый популяризатор математики в Британии.

    Алекс Беллос

    О чем книга

    По сути математика - это цифры, наш основной инструмент для понимания мира. В своей книге самый известный британский популяризатор математики профессор Иэн Стюарт предлагает восхитительное знакомство с числами, которые нас окружают, начиная с привычных для нас комбинаций символов и заканчивая более экзотическими - факториалами, фракталами или постоянной Апери. На этом пути автор рассказывает нам о простых числах, о кубических уравнениях, о понятии нуля, о возможных вариантах кубика Рубика, о роли чисел в истории человечества и актуальности их изучения в наше время. С присущими ему остроумием и эрудицией Стюарт раскрывает перед читателем завораживающий мир математики.

  • Самое интересное о самых невероятных числах в рассказе лучшего популяризатора математики из Британии, лауреата премии Льюиса Томаса 2015 года.
  • Иэн Стюарт рассматривает удивительные свойства чисел от нуля до бесконечности - натуральных, комплексных, иррациональных, положительных, отрицательных, простых, составных - и показывает их историю начиная с удивительных открытий древних математиков до современного состояния математической науки.
  • Под опытным руководством профессора вы узнаете секреты математических кодов и cудоку, кубика Рубика и музыкальных гамм, увидите, как одна бесконечность может быть больше другой, кроме того, обнаружите, что живете в одиннадцатимерном пространстве.
  • Эта книга приведет в восторг тех, кто любит цифры, и тех, кто пока еще считает, что не любит их.

    Профессор Иэн Стюарт - известный во всем мире популяризатор математики и автор множества увлекательных книг, удостоен ряда высших международных академических наград. В 2001 году стал членом Лондонского королевского общества. Заслуженный профессор Уорикского университета, занимается исследованиями динамики нелинейных систем и продвижением математических знаний.
    Автор бестселлера "Величайшие математические задачи", выпущенного в издательстве "Альпина нон-фикшн в 2015 году.

    Ключевые понятия

    Математика, цифры, числа, загадки, высшая математика, математические задачи, математические исследования, история математики, научпоп, наука.

  • 530 руб


    Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук

    Цитата
    "Вы не повысите свой IQ, если прочтете эту книгу, но определенно станете умнее." О чем книга Можно с легкостью решать сложные математические задачи и иметь высокий IQ, но теряться в обычных жизненных ситуациях. Решения, основанные на здравом смысле, порой приводят к ошибкам и печальным результатам. Эта книга поможет думать и действовать более эффективно. Всемирно известный психолог Ричард Нисбетт объясняет, почему простые ответы приводят к неверным решениям и роковым ошибкам. Хорошая новость в том, что мы способны не вестись на уловки "здравого смысла" и научиться мыслить ясно и критически. Автор дарит читателю целый арсенал способов решать жизненные задачи и принимать правильные решения в сложных ситуациях. И делает он это так элегантно и увлекательно, что оценит каждый гуманитарий.

    Почему книга достойна прочтения
    Потому что она учит правильно отвечать на самые важные вопросы:
    Как следует рассуждать и делать правильные выводы?
    Какую информацию считать достоверной, а какую гипотезой?
    Как научиться отличать науку от лженауки?
    Когда следует доверять экспертам, а когда не помешает усомниться?
    И, наконец, самое важное: как повысить вероятность того, что сделанный нами выбор окажется самым удачным для нас, поможет достижению наших целей и сделает лучше нашу жизнь и жизнь наших близких?

    Кто автор
    Ричард Нисбетт - профессор психологии Мичиганского университета и один из наиболее авторитетных психологов в мире. Член Национальной академии наук и Американской академии наук и искусств. Его книги "География мысли" и "Что такое интеллект и как его развивать" получили множество наград и были переведены более чем на десять языков.

    Отзывы о книге
    "Ричард Нисбетт - мыслитель, оказавший наибольшее влияние на меня; моя картина мира основывается на его суждениях."

    "Все книжки по самосовершенствованию делятся на две группы: разнообразные практические рекомендации, как стать счастливым (как правило, бесполезная макулатура), и книги, предлагающие посмотреть на привычные вещи под другим углом - а это как минимум полезное упражнение для мозга. Книга Нисбетта - лучший представитель этого вида: она предлагает по-новому посмотреть на "здравый смысл", которым мы так часто руководствуемся, не замечая логических ошибок, к которым он приводит. Внутри собрана масса интеллектуальных инструментов из самых разных наук, которые совершенно точно пригодятся, если ваша деятельность требует изобретательности, нестандартных решений, творческого подхода и фантазии."

    Серафим Ореханов, Slon.ru

    "Мы часто становимся рабами предрассудков и заложниками контекста, принимаем обоснованно неверные решения, опираясь на заведомо ложные установки. "Мозгоускорители" - отрезвляющая книга о коварных капканах мышления и спасительных тропах субъективизма. Читателю предстоит осознать монументальность привычных заблуждений и научиться преодолевать пропасть между убеждениями и реальностью."

    Олег Брагинский, основатель "Школы траблшутеров" и директор "Бюро Брагинского"

    449 руб


    Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач. Система из 23 упражнений

    429 руб


    Как люди думают

    О чем эта книга
    Глядя на ложку на обложке, сначала можно подумать, что это гастрономическое издание. А собственно, так и есть. Потому что под обложкой - пища для размышлений.
    Люди мало думают об "обыденном". Обыденное делается автоматически, окружающее воспринимается краем сознания, а мыслительная деятельность в лучшем случае относится к работе. В итоге творческое начало в человеке может угаснуть, если не подпитывается извне. Со многими это и происходит. А подпитать его извне можно только думая.
    Наверное, только дети и иностранцы способны своими вопросами заставить нас по-настоящему думать над простыми вещами. И еще - такие книги, которые заставляют заново открывать для себя мир. Где на каждой странице - необычные факты, головоломки, истории, загадки и сказки, "обычные" вещи и действия, увиденные через призму чужого менталитета.

    Для кого эта книга
    Для тех, кому нужно срочно встряхнуть собственное мышление и выйти за пределы стереотипов.
    Для тех, кому не все равно, будут ли думать наши дети сами или кто-то будет думать за них.

    От автора
    Мне хочется десакрализировать процесс творческого мышления. Показать, что оно состоит из набора простых и понятных алгоритмов, которым может научиться каждый. Когда вы были маленьким и давали неправильный ответ, возможно, родители говорили вам: "А если подумать?". Слово "подумать" они произносили, но вот что на самом деле оно означает - не объясняли. Я хочу, следуя совету Эйнштейна ("Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того, попытаться объяснить - что значит "подумать".
    Я попробовал придумать алфавит мышления. Мне кажется, что это может упростить как придумывание чего-то нового, так и объяснение того, как человек пришел к той или иной идее. К тому же идея, выраженная графически, запоминается гораздо лучше. И, возможно, создание алфавита мышления позволит опровергнуть Людвига Витгенштейна, который считал, что границы нашего языка означают границы нашего мира. Может быть, алфавит позволит совершать сначала совершать мыслительные операции, а уже потом находить полученному результату словесный аналог.

    Книга поможет:
    - подготовить ребенка к школе или посещению любых групповых занятий;
    - сформировать у малыша волевые навыки и мотивацию к учебе;
    - самостоятельно провести экспресс-диагностику готовности вашего ребенка к школе;
    - использовать конкретные рекомендации по решению выявленных проблем;
    - развить устную и письменную речь;
    - развить общие коммуникативные навыки у малыша.

    "Буквограмма" - это ключ к успеху как родителей, так и ребенка. Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.

    "Буквограмма" - комплексная современная методика развития, разработанная известным отечественным педагогом С.Ю.Шишковой. "Буквограмма" опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме развить устную и письменную речь.

    Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения первое место - культ человека, боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но положения касались лишь социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям . В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. В то же время продолжали развиваться городские школы , где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии ) с 8-10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом радости ». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики .Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовныхсил человека.

    Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа , деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания , поэтому в программу обучениявходят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний». Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления . Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. В основу организации своей школы были положены принципы гуманистической педагогики. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей.

    В школе «Дом радости» исповедовался принцип: обучение в радости , наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.

    Одним из представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле . Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Яркая и неординарная личность, Рабле родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль »: 1) резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. 2) В основу педагогической теории было положено убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. 3) идеалы нового воспитания и обучения Рабле выразил, описывая воспитание героя романа : весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями . Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам , открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения (непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром). Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования (позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания). Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию (сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел). Требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

    Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами , обозначающими эти предметы (должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний). Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского. Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности («Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят»). Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления ученико. Мыслитель выступал против телесных наказаний , широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

    В своем знаменитом труде «Опыты » он рассматривает человека как наивысшую ценность из всех существующих на земле и дает представление о многообразии и сложности человеческой личности, ее неисчерпаемых возможностях и творческой силе.

    Процесс воспитания детей Монтень сравнивает с земледельческим трудом: «приемы земледелия известны, впрочем как и сам посев. Но проблемы возникают тогда, когда растение надо взрастить. То же самое и с людьми: невелика хитрость посеять их, но едва они появились на свет, как на вас наваливается целая куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог, как их вырастить и воспитать»

    Согласно высказыванию Монтеня, воспитание – это тяжелый труд, в итоге которого должен появиться наилучший, с полезными наклонностями, человек. Чтобы процесс воспитания проходил эффективно и с большой пользой для воспитуемого, воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы .

    По мнению Монтеня, наставник в деле воспитания детей играет важную роль: насколько правильно он будет подобран, настолько удачным окажется воспитание ребенка. Наставник должен стремиться воспитывать не столько ученого, сколько просвещенного человека , который бы с помощью изучения наук «обогатил и украсил себя изнутри». Монтень предлагает наставнику отказаться от обычного процесса обучения , когда знания вливаются в ребенка «как в воронку», а он лишь повторяет то, что слышал: следует давать ребенку возможность свободно проявлять свои способности : уменье самостоятельно делать выводы, сравнивая явления друг с другом, и находить правильные пути ответа без помощи наставника.

    Будущее обучение и воспитание Монтень представляет как беседу ученика и учителя , в которой больше говорит ученик, а учитель больше слушает. Должна соблюдаться соразмерность в высказываниях учителя и

    ученика на уроке.

    По мнению Монтеня, знания усваиваются лучше, если учащийся исследует окружающий мир самостоятельно , а не принимает знания на веру или из уважения к авторитету. «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносят, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.

    В процессе обучения учеников необходимо знакомить с духовными ценностями , которые были выработаны в античную эпоху. В этом обращении к прошлому прослеживается не только связь времен, но и связь поколений. Обратившись к истории , юноша будет общаться с великими душами лучших веков. Подобное изучение прошлого для иного – праздная трата времени; другому же оно приносит неоценимую пользу». История, по мнению Монтеня, «открывает нам доступ в наиболее сокровенные тайники нашей натуры».

    Главное в воспитании детей, с точки зрения Монтеня, - это привить вкус и любовь к наукам , «иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

    Итак, Монтень один из первых в своих «Опытах» сделал человека предметом своего исследования и пришел к выводу: человек далеко не совершенен в своих познаниях и не должен довольствоваться достигнутым:

    «философствовать – значит сомневаться ». Человеку необходимо развиваться и совершенствоваться и в этом ему помогает воспитание и образование. Чем совершеннее воспитание и образование, тем лучше и мудрее становится человек. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы, предостерегал оттого, чтобы давали энциклопедическое образование.

    Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

    Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

    Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

    В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

    Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

    Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

    Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

    Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

    Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

    Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

    Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

    В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

    Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

    «Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

    Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

    «Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

    Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

    Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

    Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

    В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

    В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

    Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

    По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

    Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

    «Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

    Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

    В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

    Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

    Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

    Педагогика эпохи Возрождения.

    Деятели эпохи возрождения – гуманисты, с уважением относятся к ребенку, против суровой дисциплины, стремились развит в ребенке любознательность, интерес к знаниям. Для детей знатного происхождения требуют полноценного физического и эстетического воспитания, овладение латинским и греческим языками. Развиваются городские школы. Появляются школы для девочек (частные). Некоторые сектантские общины организовывают всеобщее начальное обучение для детей общины.

    Витторино да-Фельтре организовал школу «Дом радости», принципы гуманистической педагогики, большое внимание – физическому и духовному развитию, играм. Ф.Рабле: продуманный режим для ребенка, развитие самостоятельного мышления, творчества, активности; идея наглядности, жизненности обучения. Т.Мор: равное воспитание мальчикам и девочкам; широкая организация самообразования, огромная роль у трудового воспитания

    Я.А.Коменский ()

    «Великая дидактика»

    Коменский своей педагогикой завершает период средневековья. Основные характеристики этого периода: обучение на латыни, подчинение церкви. Идеалы средневековья отложились на Коменском. Он был глубоко верующим, вера в Бога – главный момент воспитания. С другой стороны, он знаком с идеалами Возрождения: внимание к человеку, гуманизм, возрождаются идеалы античности (восхваление физической красоты, физическое воспитание, близость природы, жажда научных открытий). Все эти идеи Коменский приветствует. Он впервые детально занимается педагогическим исследованиями и придает педагогике характер самостоятельной науки. Коменский формирует, обобщая опыт прошлого, три закона педагогики: 1) закон всеобщего характера обучения: все дети, и богатые, и бедные, и тупые, и даровитые, должны получить школьное образование, «все дети – дети Бога», тупой ребенок больше нуждается в учителе. 2) обучение должно носить практический характер: учить тому, что пригодится человеку в его настоящей и будущей жизни. Задача учителя – тщательно отбирать материал, учитывая особенности возраста. 3) закон природосообразности обучения. Обучение должно согласовываться с законами природы (последовательность, систематичность, размерность). Чтобы реализовать законы обучения, Коменский разрабатывает первую возрастную периодизацию, с учетом которой он строит систему школ и для каждой школы разрабатывает содержание образования. Выделил школьный период, который, в свою очередь, делит на 4 периода: 1) до 6 лет (детство), материнская школа. Содержание образования: Простейшие представления об окружающем мире; развитие органов чувств, речи; ребенок знакомится с основными нравственными понятиями, развивается трудолюбие, любовь к богу; 2) 6-12 (отрочество), школа родного языка. Содержание образования: Чтение и письмо на родном языке, арифметика, отечественная история, география, родная литература, знание своего края, нравственность, труд, закон божий, музыка; 3) 12-18 (юность), латинская школа (гимназия). Содержание образования: Традиционные средневековые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика; общеобразовательные: математика, астрономия, мировая история, география, литература, естествознание; воспитывающие: богословие, этика, труд; 3) 18-24 (возмужалость), обучение по выбору студентов.

    Коменский создает классно-урочную систему обучения. Чтобы обосновать ее, он в своих трудах дает понятие класс – группа детей примерно одного возраста и примерно одинаковых способностей, совместно изучающих основы наук; урок – промежуток времени, в точение которого класс работает с одним учителем и изучает одну науку; учебный год – промежуток времени, в течение которого все дети посещают школу. Необходимо одновременно начинать и заканчивать обучение. Между занятиями должны быть каникулы, должны быть 4 периода обучения и 4 периода каникул. Тщательно разрабатывал дидактические принципы («правила»): последовательность, систематичность, прочность, посильность обучения, наглядность обучения («золотое правило дидактики»), активность учеников.

    В своей дидактике Коменский много места отводит воспитанию. Разработал теорию воспитания, цель которой – воспитание добродетельного человека. Главных человеческих добродетели 4: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Лучший метод воспитания – метод примера. образцом примера должны быть родители и учитель. Взаимоотношения учеников и учителей должны строиться на основе гуманизма, относиться к детям нужно по-отечески. Обязательный элемент воспитания – дисциплина («школа без дисциплины, что мельница без воды»). Учитель — центральная фигура школы. Он обязан воплощать в себе все человеческие добродетели. Коменской впервые рассуждает о положении учителя в обществе («Должность учителя должна стать столь превосходной как никакая другая под солнцем»).

    Ж.-Ж. Руссо (18 в., Франция)

    «Теория свободного и естественного воспитания», «Эмиль, или о воспитании»

    На личность человека, появляющегося на свет, влияют три фактора: природа, вещи (окружающая среда) и люди (общество). В древности все 3 фактора действовали едино и были положительны. Но с течением времени вещи и люди утратили свою естественность и их влияние стало отрицательным, положительное влияние сохраняет только природа, но если правильно, т.е. естественно организовать воспитание ребенка, то можно добиться того, что этот ребенок будет в дальнейшем придерживаться естественного порядка в жизни.

    Руссо: «Естественное воспитание способно привести к мирному социальному переустройству общества». Естественное воспитание должно осуществляться в природосообразном режиме и среди природы; воспитание должно быть свободным (не приказывать, не распоряжаться, не наказывать, не требовать). Путь свободного воспитания – управлять внутренним миром ребенка, его эмоциями, желаниями. «Ученик должен хотеть того, что учитель от него ожидает».

    Чтобы управлять внутренним миром ребенка, учитель должен знать возрастные особенности ребенка. 1) до2 лет (физический период). Соблюдение режима, закаливание, гимнастика. 2) 2-12 (период Сенсорного развития («сон разума»)). Опытное обучение («Чтобы Эмиль не выучивал науку, а выдумывал науку»). 3) 12-15 (период умственного развития). Классическое обучение, естественные науки, математика.4) от 15 до вступления в брак (период нравственного развития). Сравнительное образование.

    Методы свободного воспитания:

    Метод естественных последствий, действует в системе воспитания и позволяет избегать наказания. Наказанием являются естественные последствия поступка.

    Метод косвенного воздействия, применим в дидактике. Воспитание должно осуществляться в процессе труда. Труд должен быть организован особым образом (Эмиль целый день в неделю провдит в семье труженика). Важен нравственный характер труда (Эмиль должен уважать жизнь труженика, сам процесс труда и результаты труда).

    И.Песталоцци (18 в., Швейцария)

    Исследует воспитывающий труд и развивающее обучение, ему принадлежит идея элементного воспитания. Необходимо воспитывать умственно, физически, нравственно. Первичные элементы умственного воспитания – число, форма, язык. Большое внимание уделяет наглядности. Умственные способности развиваются постепенно, поэтому обучение должно соответствовать каждому возрасту. Выступает за строгую последовательность обучения, связанность его ступеней. Придерживается принципа самодеятельности учащихся (надо руководить детьми, не побуждать их). Физическое воспитание: («Азбука умений») из инстинктивных, природой заложенных движений ребенка можно сформировать сложные трудовые навыки. Физическое и трудовое воспитание составляет единое целое. Нравственное воспитание: от элементарных инстинктивных чувственных порывов развитие идет к представлению о мире, от представлений – к взглядам о мире, затем к поступкам, далее к убеждениям, наконец, поведению, привычкам.

    А.Дистервег. (19 в)

    «Руководство к образованию немецких учителей».

    Обучение нужно вести от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему. Процесс обучения имеет два субъекта: ученик и педагог. Они взаимодействуют через объект обучения – учебный материал. Ученик будет активным субъектом, если создать благоприятные условия обучения. Для этого учителям необходимо придерживаться правил, распределенных в 4 группы: 1) Правила, относящиеся к ученику как к субъекту (учи как можно меньше; заставь ученика работать сначала руками, потом языком, потом головой; следи за речью учащихся). 2) Правила, относящиеся к учебному материалу как к объекту обучения (распределяй материал на малые части; задерживайся на изучении основ, не спеши; выбор методов обучения соотноси с источником). 3) Правила, касающиеся места, времени и других условий обучения. 4) Правила, относящиеся к учителю как к субъекту (обучай живо, энергично; никогда не останавливайся, поскольку для учителя остановка есть шаг назад. Покажи мне твоих учеников, и в них я увижу тебя).

    Обосновал 3 принципа, составляющих основу развивающего образования: 1) природосообразность (учитывать склонности, задатки, темперамент); 2) культуросообразность (опора на традиции и учет сложившихся тенденций); 3) самодеятельность (самостоятельность, активность, собственная деятельность ребенка).