Биогафии

«Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту. Размер и рифмовка

Главная > Сочинение

«Я погибаю из-за любви…» (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

(письмо Маргариты Мастеру)

Небо…Весеннее чистое небо…Спокойное, безмятежное…Оно вечно, потому что существует не для себя…Небеса дарят легкость перистых облаков, нескончаемый полет мыслей, надежду…Надежду встретить тебя, несмотря на то, что для этого нужно прожить целую жизнь в терзаниях и муках… Я уже не надеюсь увидеть тебя на земле этой, грешной, пошлой земле… Моя душа растаяла вместе со снегом, улетела с метелью в царство Вечных льдов, где злой северный ветер беспощадно «крутить» ее снежинкой… Но где-то в самом потаенном уголке моего сердца все же горит маленький огонек надежды, последний очаг борьбы с мраком одиночества, пустотой… « Я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно». Ты исчез так внезапно, ничего не сказав, ничего не объяснив. И все же я знаю, ты не бросил меня, где-то бьется твое сердце в такт с моим… Поверь мне, я живу только ради тебя, я люблю только тебя и я найду тебя, мой Мастер, даже если мне придется продать душу дьяволу… Сделаю это, не задумываясь! Каждый день я выхожу на то место, где встретила тебя однажды. Помнишь, тогда был солнечный весенний день, я несла в руках отвратительные желтые цветы. Среди серой и ОБРЮЗГШЕЙ ТОЛПЫ, среди тысяч мрачных лиц я поймал твой взгляд и поняла: «Я всю жизнь любила именно этого мужчину…» Как же хочется вновь увидеть твои глаза, заметить твой испытывающий взгляд… Каждое утро я достаю старый альбом, в котором хранится твоя фотография, книжку сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на твое имя (Я не воспользовалась этими деньгами: они нам еще понадобятся. Искренне верю в это), распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем. Это все, что оставил мне; все, что храню я по сей день… Память о тебе будоражит мое сердце, заставляет плакать… Воспоминания окутали мои мысли, словно туман… Я ни о чем не могу больше думать… Я лишь вспоминаю и мечтаю… Мне не известно, где ты. Все мои поиски закончились неудачей. Но расстояние и время не властны над истинным чувством. Испытания, посланные мне судьбой, закалили мой характер, моя любовь к тебе стала еще прочнее и глубже. Я чувствую, что-то должно случиться. И это что-то снимет оковы с моей души, мы снова будем вместе, мы обретем заслуженный покой… Вместе… И на сердце вновь распустятся твои любимые розы. Я пишу тебе эти строки, хотя знаю, что ты никогда не прочтешь их. Но что можно сделать с любящим страдающим сердцем? Оно верит и ждет… Господи, не губи мою душу, «я погибаю из-за любви», подари лишь одно мгновенье с ним, с Мастером… P.S: весенний ветерок, надежный мой дуг, если Мастер жив, шепни ему эти строчки, напомни ему, что я люблю его и свято храню любовь в своем сердце…

Юмакаева Я

Здравствуйте, Григорий Александрович! Сейчас я в замешательстве, ибо не знаю и боюсь того положения, в котором нахожусь и в котором непременно, совершено точно так окажется любой человек, имевший в своей жизни возможность узнать Вас. Прошу, не спишите ухмыляться и вызвать на своем лице грустную улыбку - я не упреками наполню это послание и не восторженными признаниями. Я та невидимка, которая совсем не имеет права вас судить. Что ж, вы наверняка желаете узнать причину, побудившую меня написать Вам. Извольте. Вы прекрасно понимаете людей: «Странная вещь – сердце человеческое, а женское в особенности». Вот только себя Вы понять никак не можете. Этого никто не может. Вы гадаете? Нет, я пишу не из сожаления, хотя Вы совершенно точно отмечали особенную неустойчивость, к сожалению, присущую женской душе. Вы точно так же были правы в том, что всегда имели над женщинами власть, не прилагая к этому никаких усилий. Любая будет любить Вас… О чем можно с Вами говорить? Не удивляйтесь, но Вас можно поразить лишь на время, я это понимаю. Вы думаете, что один такой, которому может надоесть всё? Да, Вы правы, это абсолютно невосполнимое занятие – угадывать Ваши мысли. Я хочу лишь узнать: как, почему, отчего появилось эта демоническая личность? Вы безнадежны? Не думаю. Вы смеётесь? Не стоит. Человек сам творит свою историю. Вы думаете, что ни к чему не можете привязаться? Да, в этом виноваты только Вы. Я уверена, в Вас осталось та самая живая часть сердца, иначе Вы бы не могли быть так исполнены страдания и боли. Вы чувствуете эту боль, а значит, живы, как живы те высокие идеалы, к которым всегда стремитесь. Нет предела совершенству, это верно. Если Вы перечитаете это письмо с самого начала, то не увидите в нем ничего особенного. Быть может, что-то покажется Вам наивным. Возможно, я попробую найти то, чего Вы боитесь, Вам страшно оттого, что Вы знаете, как вызвать любовь к себе, но боитесь именно того, что не чувствуете радости. Поэтому Вы не любите никого. Словно что-то устало, сломалось, упало и разбилось, а мысли продолжали ходить по единственному маршруту, наступая на осколки. Постоянная боль доводит до бесчувствия и вытесняет любовь. Но что поделать, на любви одной построен этот мир. Я написала Вам затем, чтобы… Чтобы знать, что Вы есть. Прошу простить меня, если растравила Вашу душу своими глупыми домыслами. Я знаю, Вы надеетесь. Не расставайтесь с надеждой, потому что она и есть та маленькая свеча в проклятой темноте безысходности. Прощайте.

P.S: Мы сами наводим фокус на нашу жизнь.

20.10.2010 г.

Чаркина У.

Куда: Где и блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений! И полдня сладострастный зной, И ароматною росой Всегда увлажненные ночи, И звезды яркие, как очи, Как взор грузинки молодой! Кому: Герою нашего времени Здравствуйте, любезнейший Григорий Александрович! Очень рада, что мне выпала возможность написать Вам письмо. Прочитав о Вас, узнав, какой Вы человек, я захотела непременно пообщаться с Вами. Как бы лестно это ни звучало, но поверьте, Вы мой самый любимый герой. Никогда не встречала такого человека, как Вы. Если позволите, давайте вместе пройдемся по страницам романа. Итак, я открываю книгу… Начинать всегда трудно, но еще труднее именно с первой главы. Простите меня, Григорий Александрович, что заставляю Вас погружаться в самые печальные и тяжелые воспоминания. Бэла… Не подумайте, что я собираюсь Вас судить или упрекать в чем-то, нет! Я уверена, что Вы сами себя уже «казнили». Первое впечатление, которое у меня сложилось о Вас после прочтения этой главы, что Вы – эгоист, каких еще на земле надо поискать. Прошу Вас, не обижайтесь на меня. Я думаю, лучше, если мы с Вами поговорим, не кривя душой. Вы знаете, именно Бэлу я понимаю больше, чем других девушек, с которыми нам еще с вами предстоит встретиться. Я тоже девушка другой (не русской) национальности, может, это звучит глупо, но я чувствую, что мы с Бэлой связаны глубокими корнями. Даже неудивительно, что Вы заинтересовались ею: ее загадочностью, неприступностью. Вы как маленькое дитя, увидевшее конфетку с блестящей этикеткой. Она любила Вас, боготворила… Грубо, конечно, сказано, но, я чувствую, рано или поздно она бы погибла… Подумайте, какая ее ждала бы жизнь? Постоянное одиночество, безответная любовь… Это все равно, что птица без крыльев. Пора заканчивать говорить об этой главе, так как я достаточно перевернула Вам душу; но перед тем, как я закончу, не терпится задать вопрос: хотели бы Вы увидеть ее снова, но уже в другом мире? На мой взгляд, Бэла была «дикой белой лошадкой», которую Вы смогли взять под уздцы. Открываю следующую страницу… Как же не сказать о Максиме Максимовиче, об этом добром и доверчивом штабс-капитане. Знаете, он чем-то напоминает мне Савельича из «Капитанской дочки», которую Вы, несомненно, прочитали. Такой же услужливый, безобидный человек. Он нам много рассказал о Вас. Он считал Вас приятелем, другом, а может, даже сыном. Хотя это только мои предположения.… Скажите, как Вы относитесь к тому, что Максим Максимыч отдал Ваш дневник создателю романа? Сердитесь ли Вы на него? Прочитав в конце эти строки «…слеза досады по временам сверкала на его ресницах, - конечно, мы были приятели, - ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?» - так хотелось обнять М. М. и тихо прошептать на ухо: « Все не так! Он Вас всегда уважал и никогда о Вас не забудет». Надеюсь, я не солгала бы ему? Вот мы и приблизились к Вашему журналу. Давно хотела спросить: а Вы с детства ведете дневник или с того момента, как побывали в Тамани? Недавно прочитала про бермудский треугольник, про который Вы, скорее всего, не знаете. Бермудский треугольник – это такое место в океане, где по необъяснимым причинам пропадают корабли и самолеты. Сразу пришла мысль, что Тамань – это прототип «треугольника», только здесь пропадают не корабли, а личные вещи. Мы знакомимся с ундиной, ундиной с «правильным носом». Вы не раз упоминаете про ее нос: «…и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но такова сила предубеждений: правильный нос свел меня с ума…». Вы так тонко чувствуете женскую красоту. Откуда в Вас это? Может, от родителей? На этой череде вопросов давайте закончим эту главу. Впереди нас ждет встреча с княжной Мери… Если честно, не знаю, с чего или с кого начать. Попробую начать с Грушницкого. Я чувствую, сейчас Вы улыбнулись улыбкой, в которой отражается грусть и жалость, а в глазах сразу появилась картина дуэли. Не так ли? Славно и умело Вы посмеялись над ним. Грушницкий был Вашей тенью, он единственный видел Вас насквозь, и Вы ненавидели его за это. Так странно, он открылся Вам, рассказал о своих чувствах, просил совета. Неужели он не понимал, чем это кончится? Может, у него были свои злые намерения. Чужая душа – потемки… Постепенно мы переходим к главной героине этой главы. Мери…Какое нежное и милое имя, абсолютно подходящее молодой княжне. Она напоминает мне маленького пушистого котенка, которого Вы дразните ярким клубком; он сначала хмурится, показывает свои коготочки, старается поскорее отнять у вас клубок, а потом она привыкает к Вам, чувствует Вашу заботу, ласкается о Ваши теплые руки, мурлычет… А Вы наигрались им, отдали ему клубок и оставили его одного. Жестоко… Вот Вы говорите: « Другой бы на моем месте предложил княжне son сoeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы то страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться,- прости любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова…», - значит, Вы все-таки любили Мери? Неужели Вы так легко способны разлюбить?.. Чуть не забыла о докторе Вернере. У меня при слове доктор сразу возникает ассоциация со строгим и серьезным «дяденькой», но доктор Вернер – полная противоположность моим ассоциациям. Я почти ничего не знаю о его жизни, поэтому не рискую говорить о нем. Быть может, Вы сами в письме напишите мне про него? Как бы ни было жаль, но мы уже на последней главе. Я очень суеверная, верю в приметы, гадания. Я всегда задумываюсь о жизнь: когда она закончится? как я ее проживу? зачем я живу? Иногда мне хочется узнать дату своей смерти, а почему бы и нет? Почему мы должны бояться старухи с косой? Но я, наверное, никогда не посмела бы сама распорядиться своей судьбой. Я думаю, Вы понимаете, что я веду к Вуличу. Вулич - непредсказуемый человек, честный игрок. Сейчас не встретишь таких людей. Удивительно, как с первого взгляда определить день смерти человека? У меня дрожь по телу… Бывали у Вас подобные случаи в жизни? Видели ли Вы еще у кого-нибудь смерть на лице? Вы уже догадываетесь, кого я пропустила. Конечно, Вашу любовь, Вашу Веру… На днях слышала вот какое выражение: «- Как ваше имя? – Вера. – А полное? – Доверие…». Правда, красиво? В романе нам встречаются необычные имена: Бэла, Мери и ундина. В них будто скрыто что-то таинственное. А тут Вера… Ничего загадочного. Она полностью Вам раскрыла свои чувства, свою любовь, не винила Вас ни в чем, она просто верила Вам…Сейчас, я уверена, Вы вспомнили о письме и держите его в руках. Так могла написать несчастная женщина, которая всю свою жизнь любила только одного человека: «Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Я знаю, Вам трудно. Надо оставить Вас одного. Я заканчиваю свое письмо. Спасибо вам, Григорий Александрович, за проделанный со мною путь. Всего доброго… 21.11.2009г. С уважением Сабина

Болтаева С.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Анализ текста - вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляется межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистическо-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Анализ стихотворения К. Бальмонта «Лебедь»

Стихи Серебряного века отличаются напевностью и мелодичностью, они содержат в себе глубокий смысл, тайну, которую каждый раскрывает по-своему. Одним из ярких представителей поэтов-символистов Серебряного века является К.Бальмонт. В его стихах просматриваются характерные для символизма черты: описание внутреннего мира человека и его чувств, изображение действительности через образы. В стихотворении «Лебедь» Бальмонт раскрывает, возможно, чувства какого-то человека, а может быть, и состояние своей души через образ умирающего лебедя. Автором использован прием персонификации: лебедь мучается, страдает, словно человек: Это плачет лебедь умирающий Он со своим прошедшим говорит. Перед смертью лебедь думает о прожитой жизни, хочет «невозвратное вернуть», жалуется на свою судьбу догорающему вечеру: Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? Бальмонт в своем стихотворении создает единство природы и человека, ведь лебедь – лишь образ, с помощью которого раскрыта трагедия человеческой души. Все чувства и переживания лебедя перекликаются с природой:

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Пение лебедя сопровождается шепотом камышей:

Лебедь пел все тише, все печальнее,

И шептались камыши.

Яркая антитеза («А в небе вечер догорающий / И горит и не горит».) показывает такую же неопределенность, такое же смятение в природе, как и в душе лебедя. Благодаря многочисленным эпитетам читатель может лучше понять душевное состояние лебедя («лебедь умирающий», «белый лебедь», «быстрое сновиденье», « в предсмертный час»). Для того, чтобы акцентировать внимание на отдельных словах и фразах, автор во всем стихотворении использует инверсию. Каждое четверостишие представляет собой период – ритмомелодическую конструкцию, в которой мысль нарастает, достигает вершины, после чего тема получает свое разрешение. Но в то же время все четверостишия составляют целостное произведение. С помощью однородных членов автор показывает, насколько сильные и разные чувства переполняют душу умирающего лебедя («Все, чем с тревогой, с наслажденьем…»). Борьба чувств также показана с помощью антитезы («не живой он пел, а умирающий…»). С помощью сравнительных оборотов автор отождествляет чувства лебедя с природой («Чья-то песня слышится, печальная, / Как последний вздох души».) Риторические вопросы показывают безысходность ситуации: Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? Автор задает вопросы, на которые никто не знает ответа, и это дает читателю возможность размышлять о жизни. С помощью оксюморона («невозвратное вернуть») и парадокса («Что перед смертью, вечной, примиряющий,/ Видел правду в первый раз».) Бальмонт хочет показать безжалостность этого мира, неумолимый бег времени. Гармоничность стихотворению придает анафора: Все, чем с тревогой, с наслажденьем, Все, на что надеялась любовь,

И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в тиши. Лексический повтор («Лебедь пел все тише, все печальнее…») автор использует для усиления эмоционального уровня произведения. Для того, чтобы сконцентрировать внимание читателя на отдельных фразах, автор использовал парцелляцию:

…:Точно он у озера любимого прощении молил.

И когда блеснули звезды дальние,… Автор красиво и лаконично изложил свои мысли, написав стихотворении амфибрахием с пиррихиями и использовав перекрестную рифму. К стихотворению Бальмонта «Лебедь» подошло бы название «Лебединая песня» - последняя песня, какое-то последнее важное дело в жизни. Своим стихотворением Бальмонт заставляет задуматься, для чего мы живем? Что ищем мы в этом мире? Эти философские вопросы пытались осветить многие поэты Серебряного века: А.Белый, А.Ахматова, А.Блок. Стихи Серебряного века – это бесценное наследие, которое будут помнить вечно.

Макурина Ю.

Анализ стихотворения В.Я Брюсова «Вечер после дождя»

От грязи весенних улиц, от суеты рабочих будней, от пустых разговоров и проблем люблю уйти в уединенный уголок природы, где все просто и понятно, где каждая травинка, каждый зверек живет в гармонии и покое, сохраняя чистоту и первозданную прелесть. Природа хранит те качества, которыми наделил ее Бог, когда создавал этот мир. Природа – божий храм, а человек – часть его. Эта идея звучит в стихотворении В.Я. Брюсова «Ветер после дождя». Автор использует эпитеты «печальный», «многострадальный» в сочетании со словом «ветер». Ветер как природное явление облетел каждый уголок планеты, узнал многое о другой жизни, понял, что не везде живут в мире и согласии, не везде царит порядок и нравственность. Человек отвернулся от чистого, божьего начала, окунулся во тьму. От этого «ветер, печальный, многострадальный». Но автор придает этому явлению особое значение. Ветер не только переживает, он пытается что-то исправить. В.Я. Брюсов использует олицетворение: «…сеял хрустальный дождь на меня», это означает, что ветер просвещает человека, рассеивая божественные дары с неба. Эпитет «хрустальный» употребляется в значении чистый, благородный. К тому же хрустальный – это не вода, он бьет больнее, тем самым, будто пытается «достучаться» до совести человека, пробудить его прекрасное начало, заложенное Богом. В.Я. Брюсов не случайно описывает весеннюю («…я, окропленный майским дождем») природу после дождя. Весна – время, когда все начинает жить заново, с чистого листа, на котором будет написана новая история, не связанная с прошлым. И чтобы эта история была началом чего-то вечного и прекрасного, нужно очиститься… Я, окропленный Майским дождем,- Жрец, преклоненный Пред алтарем. Пред алтарем человека встает на колени, когда просит у Бога прощение, просит отпустить грехи. И Бог всегда прощает, если просьба искренна, истинно раскаяние. Яркий эпитет «окропленный майским дождем» доказывает, что Бог смилостивился. В церкви, когда крестят младенца, священник окропляет его святой водой. Автор хотел сказать, что майский дождь, первый, чистый – это святая вода и что Бог заново крестил «погибшего» человека, подарив ему веру в прекрасное, закалив его дух. Становится понятными строчки из стихотворения «…первые тени в тихой дали». Это метафора. Автор хотел сказать, что в гармонии с природой, с собой, с Богом человека ждет светлое, тихое, безмятежное будущее. В.Я. Брюсов завершает стихотворение словом «…час примирений с миром земли!». То маленькое мгновение, когда все плохое смыто «святой водой», когда душа прощена, когда на чистом листе человек не успел еще поставить новую кляксу – это мгновение духовного единства Неба и Земли. Утопия, о которой думал, наверное, Бог, создавая этот мир. Религиозные мотивы прослеживаются в использовании автором таких слов, как «алтарь», «жрец» («…жрец, преклоненный пред алтарем»), «храм» (« …властвуй, как храм»). В стихотворении присутствуют нежные, теплые тона: зеленый («…тенью зеленой»), синий («…лип осененный»). Зеленый цвет, как известно, символ душевного спокойствия и гармонии. Синий цвет – символ неба, чего-то высокого и необъятного… Цветопись помогает автору показать единство Бога и природы, а значит и человека. Также в стихотворении встречаются риторические восклицания, которые выделяют основные мысли автора, заставляют читателя обратить на них внимание и задуматься… («…час примирений с миром земли!»).

Юмакаева Я.

Дневник ____________________________________________________________ Дневник как жанр художественной литературы – это произведение, в котором повествование ведется от первого лица с предельной откровенностью в виде повседневных или периодических записей. В дневнике автор описывает события личной и общественной жизни, анализирует собственные чувства и переживания, поступки других людей. Характерными особенностями дневника является монологичность, исповедальность, доверительная интонация и произвольная композиция. Все это придает ему достоверность, убеждая читателя в невыдуманности происходящих событий. Как жанр сочинения дневник можно использовать, если вам необходимо передать свои собственные глубоко личные впечатления и переживания, вызванные произведениями искусства, а также в тех случаях, когда вашей задачей является подробное исследование внутреннего мира героев. Сочинение пишется от лица литературного героя или вымышленного (реального) автора работы.

Дневник Татьяны

Без любви жизнь теряет всякий смысл. Пройти отмеренное и ни в кого не влюбиться – значит и не жить вовсе. Попробуй. Не попробуешь – считай, что и не жил вовсе.

Энтони Хопкинс

16 июля: Сегодня нас вновь посетил Ленский. Он был со своим новым другом Онегиным. Интересный человек этот Онегин… Хорош собою, умен, сдержан. Я хочу увидеть его снова, узнать ближе. 6 августа: Ах! Какие толки ходят о нас с Е.! Мне прочат его в женихи, говорят о свадьбе. О, как это глупо и нелепо, но как я хочу, чтоб это было действительностью… Эти сплетни творят со мною непонятное: мне досадно и отрадно слушать их! Ах, неужели я влюблена? Душа моя так давно желала познать это неведомое доселе чувство, сравнимое лишь с восходом солнца и утренней росой! Чистое, словно слеза, и доброе, как слово моей дорогой няни, чувство любви… 11 августа: Теперь читаю я романы с большим вниманием и удовольствием, представляю, какое счастье ждет меня. Я мечтаю, надеюсь, я верю… Да, я люблю его! Я жду его, как Светлана ждала своего любимого, я люблю его так же преданно и самозабвенно, как Лиза любила Эраста. Вчера я раскрыла свою тайну няне. Ей жаль меня, она думает, что я больна, но это не так! Я задумчива, бледна и грустна лишь от терзаний, сковывающих мою душу, от тоски по Е… 22 августа: Ах! Как тяжело, как мучительно, как больно держать в себе эти чувства! Роняя слезы, вдыхая аромат цветов в саду, я нашла ответ в тусклом и вдохновительном блеске луны. Я напишу ему письмо, в котором раскрою все мысли и чувства, всю боль свою. Он не оставит меня, если испытывает хоть каплю жалости к моей несчастной доле, ведь я вручаю ему свою судьбу. 24 августа: Ответа нет… Я не нахожу себе места, все жду… День тянется за днем, с каждым приходом ночи огонь надежды в душе моей гаснет… 25 августа: Он приехал, мы говорили в саду. Вид его был суров и грозен, взгляд его словно обжег меня, и я сразу поняла все … После его слов я, едва дыша, оперлась на его руку, и мы пошли домой. Все конечно для меня… Нет больше алых закатов, звонких трелей птиц, блеска ночных звезд, мечтаний и надежд…Ах, Евгений, что же ты со мной сделал? 2 года спустя, 4 сентября: Не думала я, что судьба сведет нас вновь. Как изменилась моя жизнь, но сильнее изменилась я. Моя детская наивность исчезла, со всеми я спокойна и неговорлива. Онегин не ожидал увидеть меня такой. Глаза его теперь блестят так же, как когда-то блестели мои, а сердце сжимается от боли и ноет. Все это мне близко и понятно. Евгений пытается вернуть ушедшее, но он не услышит от меня больше слов, которые я когда-то написала в письме. Теперь все по-другому: я жена, которая должна сохранить честь мужа. Я люблю Е.О., но никто об этом никогда не узнает…

Дневник Татьяны

От 20 февраля 1825 . Когда он упал к моим ногам, бледный, страстный мой, Евгений, не трудно догадаться о ком я проливала слезы в этот момент. Зачем он здесь? Безумец. Требует моей любви. Где же раньше была его любовь? Слишком поздно. Я его не виню. Я поклялась, я замужем, люблю другого. Люблю его. Наша любовь-это наша вина. Это безумство! Так нельзя! Нет, нельзя… От 14 июля 1823. Неизбежность. Нас нет. Нас никогда не будет. Я разбита. Мы встретились в саду у аллеи. Молчали. Подобно грозной тени мой Евгений. Взгляд холоден. Он объяснился. Милый отказ, совет и проповедь, урок…Я ранена на всю жизнь. Забыть все. Навсегда. На века. С глаз долой, из сердца вон… От 5 июля 1823. Осознание того, что моя любовь, внезапно возникшая из неоткуда, это только моя любовь, любовь без взаимности и страсти, обрушилось тяжелым камнем, разрушая все, что я называла тобой.… Но всё же где-то теплится надежа. Но всё же, всё же, всё же… От 3 июля 1823 Я влюблена. Тоска любви меня пленяет. Он герой моего романа, мой ангел хранитель. Я не в силах молчать! Запиской этой к О…к тому…к возлюбленному решаюсь выразить все чувства души моей. Верю, что они будут оправданы. Растворяюсь, падая в розовое море надежд…

Авлеева М.

Список литературы

    Гранин А.Е., Шильникова О.Г. Сочинение по литературе. Методическое пособие.- Волгоград: издательство «Братья Гринины» 1998 г. Материалы сайта

«На всех словах – события печать…»

Сборник творческих работ.

Шамсутдинова Регина Юрьевна

Технический редактор:

Шамсутдинова Р.Ю.

Корректор:

Насибулина Э.А.

МОУ«Куединская средняя общеобразовательная школа № 2 – Базовая Школа»

617700, Пермский край,п.Куеда ул.Комсомольская, 13


Поэзия В. Я. Брюсова.

Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве одного из главных представителей русского символизма, «старшего» символиста, московского символиста В. Я. Брюсова. Раскроем его жизненный и творческий пути, выявим главный смысл его творчества, проанализируем его стихотворения и выполним самостоятельную работу по анализу поэтического текста.

I. Жизнь и творчество поэта.

Издавал журнал «Весы». Благодаря своей всесторонней деятельности стал «живым классиком».

«О закрой свои бледные ноги». Шокировало публику.

Отличает это знаменитое однострочное стихотворение бледность и странность.

В. Розанов написал про этот стих целую статью.

В. Соловьёв написал, что стихотворение надо продолжить.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.
Родился 1 декабря (13 – го – по настоящему стилю) в Москве в зажиточной купеческой семье. Внук купца, который сделал себе головокружительную карьеру. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н. Некрасов.

Этапы творчества Брюсова:

I этап – 1890 – е гг.

Стремление любой ценой произвести впечатление на публику, к эпатажу.

«Ювенилий».

«Шедевры» (1894).

«Это я» (1897). Характерно стремление к необычности, неожиданности.

«Ночью» (1895).

«Юному поэту» (1896). Довольно неожиданный взгляд на себя. Брюсов пишет про себя поэтическое завещание.

В данном стихотворении он даёт советы. 1-ый совет: жить будущим; 2-ой совет: любить себя; 3 – ий совет: поклоняться искусству.

«Творчество». Ничего не понятно. Магический ритм стихотворения завораживает.

Поэт в представлении Брюсова – это медиум.

Его задача только зафиксировать, записать.

Перед читателем процесс возникновения нового мира.

В 1894 – 1895 гг. издаёт три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов.



В 1894 – 1897 гг. Брюсова цитировали в отдалённых уголках России.

II этап – 1900 – 1907 гг. В. Я. Брюсов пишет самые знаменитые стихотворения. Период расцвета творчества Брюсова.

«Tertia Vigilia» - «Третья стража» (1900).

Urbi et Orbi» - «Городу и миру» (1903). После выхода данного сборника признанный вождь русского символизма. Пользуется авторитетом – как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Его репутация – строгий «мэтр», «маг», «жрец» культуры.

«Stephanos» - «Венок» (1905).

Пересматривает отношение к поэтическому сборнику. Предлагает назвать поэтический сборник как «роман в стихах».

Поэт придумал и реализовал теоретическую программу. На практике данную программу, идею реализовал А. А. Блок.

Главные темы творчества Брюсова:

1) Тема города (urbus). Например, город Рим. Город у Брюсова – центр внимания, центр мира. В XIX в. лирика ассоциировалась как прогулка на природе. Брюсов – поэт цивилизации. Город – символ – расцвет человечества. Ориентировался на европейскую традицию, в частности, на Верхарна (бельгийский поэт-символист, которого переводил Брюсов). Появляется феномен городской культуры. Город у Брюсова амбивалентен – символ у города имеет два противоположных смысла: символ человеческого могущества и символ рабства. Город – это свидетельство власти человека над природой. У города свой собственный ритм. В городе встают по будильнику и гудку из фабрик. Город – символ жизни, где человек не зависит от природы, от так называемых богов.

«Слава толпе» (1904), «Конь блед» (1903).

Город предстаёт и в негативном ключе. Поэт отсылает к средневековью. Город – это ловушка, отделённая от природы. Город – это тюрьма, которую человек сам себе построил и в которую сам себя посадил. Город подчиняется «железкам», то есть машинам. Машины управляют человеческой жизнью.

Преобладает двойственность в изображении города. Брюсов использует слова, которые вступают в противоречие: «Самодержавные колонники».

Город у Брюсова – собирательный образ, в котором присутствуют черты, как Древнего Рима, так и Петербурга, Москвы.

2) Тема любви. А. Белый: «Поэт страсти».

Тёмная непреодолимая сила, которая захватывает человека и подчиняет его себе. Страсть, роковая буря. Любовь – это телесное влечение, телесная связь.

«Любовь» (1900). Образ амбивалентен. Любовь приобщает человека к таинственным высотам мироздания. Тёмная сила и в то же время сила высокая.

«Антоний» (1905).

«В Дамаск» (1903).

В творчестве В. Я. Брюсова преобладает мистическая эротика, которая была характерна для писателей в то время.

Способ духовного отображения, и место, где происходит любовь – это храм.

3) Тема революции. Выступал против партии большевиков и Ленина. В. И. Ленин написал статью «Партийная организация и партийная литература», в которой настаивал на том, что всякий человек должен быть членом партии. Литература должна выполнять функции исключительно государственные. Против этого выступал Брюсов в своей статье «Свобода слова». Идеи большевиков свободный поэт разделял так же, как и идеи царские. Для Брюсова революция – это преображение духовное, а полноценное по необходимости. С одной стороны, Брюсов поёт гимны революции, но с другой стороны, он описывает революцию как разрушительную силу. Сравнивает с гуннами – европейские средневековые племена, разрушившие Западно – римскую империю.

«Грядущие гунны» (1905). Лирический герой приветствует и одновременно относится к ним враждебно. Лирический герой Брюсова приветствует разрушительную силу революции. В стихотворении выступают варвары, дикари, невинные дети, которые оживят человечество.

Лирический герой рассматривает себя как «перегной», из которого вырастет новая цивилизация.

III этап – 1908 – 1917 гг. Поэт переживает тяжёлый творческий кризис.

В 1908 году вышел в свет роман «Огненный ангел», в котором нашли отражения сложные личные отношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской.

IV этап. 1917 – 1924 гг.

Некоторое оживление, которое приносит революция 1917 г.

После Октябрьской революции Брюсов, вступив в партию, становится литературным чиновником: заведует различными отделами при Наркомпросе, организует Высший литературно-художественный институт. Ректор Литературного института, профессор МГУ, член Моссовета. Участвовал в подготовке первого издания Большой Советской Энциклопедии. Научная поэзия. Пытался соединить поэзию и науку: «Мир электрона и n-измерений». Скончался поэт от воспаления лёгких.

II. Анализ стихотворений.

«Юному поэту» (1896).

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Каково искусство по Брюсову?

Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».

«Кинжал» (1903).

Иль никогда на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,Как и в былые дни, отточенный и острый.Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил,Когда все под ярмом клонили молча выи,Я уходил в страну молчанья и могил,В века, загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй,Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы,Едва раскинулись огнистые знамена,Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы,Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, - затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали. Что в этом стихотворении раскрывает В. Я. Брюсов. - Это стихотворение представляет собой декларацию, которая раскрывает понимание поэтом сути и задач поэзии.- Что вы можете сказать об образе лирического героя?- И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят к образу лермонтовского лирического героя.- Лирический герой Брюсова – тоже горд, силён, уверен в себе: «Я - песенник борьбы, / Я вторю грому с небосклона»). - Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. - Какую мысль, тезис логично развивает стихотворение?- «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». - Что объясняют вторая и третья строфы стихотворения?- Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику.- Что противопоставляет герой мещанской покорности? - Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, - затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали.

Что вы можете сказать о лексике стихотворения?

Лексика – возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая.

Чему соответствует лексика стихотворения?

Соответствует высокому настрою стихотворения.

К чему приближают интонации и синтаксические конструкции «Кинжала»?

Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи.

Хорошо! Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.

В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.

III. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения.

Дать целостный анализ стихотворения на выбор. В качестве примеров можно взять «Любовь» и «Антоний».

Любовь.

Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся... До нового свиданья...»
То был обман. И знали мы с тобой,

что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса
Над морем крики чаек раздавались.

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.

И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.

Антоний.

Ты на закатном небосклонеБылых, торжественных времен,Как исполин стоишь, Антоний,Как яркий, незабвенный сон. Боролись за народ трибуныИ императоры - за власть,Но ты, прекрасный, вечно юный,Один алтарь поставил - страсть! Победный лавр, и скиптр вселенной,И ратей пролитую кровьТы бросил на весы, надменный,-И перевесила любовь! Когда вершились судьбы мираСреди вспененных боем струй,-Венец и пурпур триумвираТы променял на поцелуй. Когда одна черта делилаВ веках величье и позор,-Ты повернул свое кормило,Чтоб раз взглянуть в желанный взор. Как нимб, Любовь, твое сияньеНад всеми, кто погиб, любя!Блажен, кто ведал посмеянье,И стыд, и гибель- за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть,И в час, когда не кончен бой,Как беглецу, корабль свой кинутьВслед за египетской кормой!

IV. План анализа стихотворения.

2. История создания стихотворения, когда написано, по какому поводу, кому посвящено.

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста:

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи, т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

5. Ритм стиха, стихотворный размер.

6. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

V. Домашнее задание.

Доделать дома анализ стихотворения. Подготовить сообщение по творчеству таких писателей, как Андрей Белый и Константин Бальмонт.

В начале двадцатого века в русской литературе появилось масштабное и оригинальное явление «символизм», пришедшее в Россию из Франции. Валерий Брюсов , русский поэт, приветствовал это новаторство, стал участником модного направления и создателем многих произведений в жанре «символизм».

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт, которая стала не только спутницей на всю жизнь поэту, но и другом, ближайшим помощником, музой.

Как известно, любовная лирика русских поэтов безгранична в своем выражении эмоций и волнений. Творцы художественного слова вкладывают в описание любви невероятное количество оттенков этого всепоглощающего чувства.

В октябре 1900 года Валерий Брюсов написал стихотворение «Люблю одно». При прочтении этого произведения читатель представляет картину, на которой автор бродит по улицам своего родного города, мечтает, размышляет, и, как настоящий творец слова, выражает всю гамму своих чувств в строках стиха.

Построение сюжета самое незамысловатое: на протяжении четырех строф стиха герой бесцельно гуляет по улицам и мысленно описывает свои ощущения. Улицы города наполнены шумной толпой, но автор подчеркивает, что он идет один, в прекрасном расположении духа, и сейчас у него часы безделий, он может позволить себе послоняться, просто помечтать.

Далее идет описание пьянящего весеннего вечера. Как известно, у влюбленных обостряются чувства, весь мир представляется удивительным и гармоничным. И вот, каждый год поэт восхищается весной, ее вечно новой красотой, и багровым вечером, и сумраком.

В продолжение вечера автор решил приобщиться к проходящим мимо людям. Он смотрит в лица идущих навстречу и пытается разгадать, о чем они думают, что их волнует. А сам о себе говорит так: то полон грустью, то богомолен, то влюблен. Целая палитра чувств посещает его за короткий промежуток времени.

В последнем четверостишье автор объясняет нам, почему именно на улицах у него вспыхивают эти эмоции: мечтать и думать он привык под грохот экипажей, а в стенах дома более располагающая обстановка для того, «уловить господень лик» . На фоне контрастов современного города поэт воссоздал притягательный мир счастливого влюбленного человека.

Лирический герой Брюсова одинок, но не в понимании любовного одиночества, а в данный момент времени описываемого события. В любви, этом прекрасном светлом чувстве, он видит смысл своего существования. Любовь – это дар, который приходит свыше, это самое возвышенное, светлое, искреннее чувство, переворачивающее все в душе человека.

Любовная лирика стихотворения соединила в себе поэзию любви с поэзией окружающего мира, передающего возвышенную одухотворенность чувства автора.

Четко очерченная, строгая композиция стиха выстроена двухсложным ямбическим стихотворным размером, а созвучия концов стихов – перекрестной рифмой.

Кроме отображения творческого порыва и чувственного восприятия, автор постарался каждое явление и предмет заменить на красивые, необычные метафоры и эпитеты : шумные улицы, святые безделья, часы картин, новое изумленье, встречать синеву, вечер пьяный, огонь багряный, жить сумраком, смотреть в тайны, полон грустью, вольный грохот, теснина стен, уловить лик .

Описывая душевный подъем, автор говорит о торжестве гармонии любви на фоне яркого городского пейзажа. Лирика Брюсова многообразна и многогранна. Соответствие риторики и смысла дает право называть его произведения как творчество «живописного слова» .

Поэт Брюсов убежден, что каждый человек приходит в наш мир с главной целью – научиться любить. Не каждому из нас удается встретить настоящую любовь, но если это произошло, то лучшей судьбы для себя не пожелать. В стихотворении «Люблю одно» автор описал удивительный мир радости и гармонии, двери в который открывает для нас любовь.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

Сочинение

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму — посвящения.

Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В. А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.

Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику — будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее — вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно — сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.

Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

Таким образом, данное стихотворение — это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Фонарики

Анализ стихотворения

Данное стихотворение «отца» русского символизма – Валерия Яковлевича Брюсова – вошло в сборник стихов «Me eum esse» («Это я»), который увидел свет в 1897-м году.

Название способно настроить на легкомысленный лад благодаря использованию уменьшительно-ласкательного суффикса. Тем более что уже в то время существовала песня с таким же названием, несколько фривольного содержания. И все же это впечатление обманчиво. Оно полностью рассеивается по окончательном прочтении текста стихотворения.

Хорошо известно, насколько увлекали историко-мифологические сюжеты. За ним не случайно закрепилась репутация «ученого поэта». Его стихи академически выверены, богаты образами и тропами. У Брюсова стихотворной технике учились многие современники.

Перед мысленным взором читателя стихотворения «Фонарики» последовательно проходят древняя Ассирия, Египет, Индия, Греция (хотя упоминается только эпоха правления Перикла, когда наступил «золотой век Афин»), Рим, европейское средневековье и Возрождение, Новое время, «галантный век» художественного стиля рококо, эпоха французской революции и, наконец, девятнадцатый век, в конце которого появился на свет сам автор стихотворения. Таким образом, в композиционном плане большая часть стихотворения отдана именно этому своеобразному «путешествию по времени». Из тридцати восьми строк историческому обзору отдано 26. Следовательно, стихотворение можно рассматривать как развернутую метафору «сада времени», где под «фонариками» подразумеваются прошедшие столетия (еще одна метафора).

Стихи Брюсова не просто академически правильно выстроены, они еще и требуют от читателя определенной интеллектуальной подготовки. Не каждый поймет, например, почему багряный цвет символизирует ассирийское искусство и образ жизни древних обитателей Двуречья. Без знакомства с искусством Древнего Египта не понять, почему именно «гирлянда желтая квадратных фонарей» ассоциативно с ним связана в воображении поэта. Аналогичная история с Древним Римом – непосвященному читателю будет не ясно, почему историю империи символизирует «свет одиннадцати чаш». Все эти историко-литературные аллюзии (намеки) требуют обращения к специальной литературе в целом или же к словарям, справочникам или энциклопедиям в частности.

Любопытно, что если древняя история, оживающая под пером Брюсова, еще безымянная, то чем ближе к временам нашей эры, имен все больше. Грецию символизирует имя Перикла. Данте – последний поэт средневековья и первый автор Возрождения. Сам же Ренессанс – это время жизни и творчества Леонардо да Винчи. Имя Мартина Лютера по праву ассоциируется с эпохой Нового времени и возникновением протестантизма. Почему луч Лютера устремлен вниз? Должно быть, потому, что этот немецкий пастор решительно выступил за возвращение к идеалам первоначального христианства. Тем самым было положено начало мощному движению Реформации.

Всё стихотворение пронизано стихией света. Ее задает название. Но фонарики призваны светить в темноте. Под темнотой метафорически можно понимать далекое прошлое. А это прошлое живо именно благодаря человеческой памяти.

Вот лишь несколько выписок одного тематического порядка: «разноцветные огни», «огни многообразные», «беспощадный луч», метеор Индии, «ясным светочем украшен строгий вход», «Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек», «всё блеском залито», «свет ослепительный», «блеск таинственный», «лазурное сияние» и др. Все эти стихи меньше всего напоминают реконструкцию прошлого. Стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать стилизации на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности. Недаром стихотворение заканчивается, с одной стороны, печалью о том, что XIX столетие было «беспламенным», т.е. не слишком богатым на исторические потрясения, но сквозь сумрак ночи уже угадываются «сокрытые, не жившие, грядущие огни!» И предчувствие не обмануло Брюсова. Ровно через год после того, как было написано это стихотворение, грянула первая русская революция.

Стихотворение написано семистопным ямбом, парной рифмовкой, исключительно мужскими рифмами. Оно астрофично, т.е. не имеет деления на строфы. Кроме метафор в нем встречаются риторические восклицания («о») и вопросы («Но что горит высоко там и что слепит мой взор?»), примеры градации («Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след», «Все краски, все сверкания, все тени сплетены!»). Встречается несколько образных сравнений, например, «пляшут отражения, как змеи, по воде».

Лирический герой стихотворения – путешественник по времени – во многом близок самому автору, хотя их не стоит полностью отождествлять.

Тема стихотворения – историческое прошлое человеческой цивилизации. Идея стихотворения – прошлое живо и в настоящем. Ожидание будущего одновременно тревожно и исполнено надежды.

Павел Николаевич Малофеев