Биогафии

"бессмертный полк" - массовый культ мертвых. Как принять участие в бессмертном полку

Главная задача Бессмертного полка – сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Участие в Бессмертном полку подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, 9 Мая выходит на улицы города с фотографией солдата, чтобы принять участие в параде в колонне Бессмертного полка, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся фотографию к Вечному огню или иному памятному месту. Наша конечная цель – превратить Бессмертный полк во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

1. Что нужно сделать, чтобы поучаствовать в Параде 9 мая в составе Бессмертного полка?

Сначала Вам необходимо поискать в своих домашних архивах или на сторонних источниках ФИО своего солдата, воинское звание и некоторые другие данные. Затем попробовать зарегистрировать его на сайте Бессмертного полка. Самым важным и главным шагом в участии в акции является изготовление штендера с портретом и данными солдата и явка к началу Парада 9 мая в нашем городе.

2. Помогите найти информацию о моем деде – ветеране войны, в семье не осталось данных?

Мы не занимаемся поисковой работой, но можем подсказать, из каких открытых источников вы можете получить данные о своем родственнике-участнике Великой Отечественной войны.

Наиболее полная информация содержится в разделе “Найти солдата”. Внизу страницы расположена презентация, которую можно скачать. В ней можно найти информацию о том, как и где найти поиск.

Есть два сайта, подготовленных по базам данным Министерства обороны. Полнее их в свободном доступе ничего не существует. Ошибки, конечно же, возможны. Сайты ценны тем, что содержат сканкопии документов.

5. Могу ли я записать в Бессмертный полк не деда, а бабушку, которая воевала? Конечно! Не только можно, но и нужно. А также отца, прадеда и прочих родных-фронтовиков.6. В какой полк записать деда, если он призывался из города, где нет «Бессмертного полка»? Вы можете записать фронтовика в полк своего города, либо, если в вашем городе его нет - в раздел ‘Российская Федерация, Россия’ .

7. Возможно прохождение в строю без регистрации деда на сайте? Конечно, берите фотографию или штендер и приходите на построение.

8. Где сделать штендер с портретом для «Бессмертного полка»? Чтобы узнать адреса салонов-партнеров нужно обратиться к организатору в своем городе. Координаты организаторов можно найти на сайте moypolk.ru в рубрике «Штаб полка» .9. Могу ли я встать в “Бессмертный полк” просто с фотографией? Если самому делать штендер , какого он должен быть размера?

Люди должны видеть лица солдат Великой Отечественной. Если вы понесете фотографию – ее увидят немногие. Тем более в колонне. Поэтому настоятельно рекомендуем в колонну “Бессмертный полк” приходить с фото на штендерах (палочках). Делайте их сами или заказывайте в пунктах приема заказов. Можно приходить и с фото, но его лучше увеличить. Рекомендуемый размер - примерно формат А4 (20х30 см). На случай непогоды лучше закатать в ламинат.

10. Что делать если у вас нет фотографии вашего фронтовика ? Если в вашем фотоальбоме не сохранились фотографии фронтовика, вы можете сделать штендер, на котором будет написано ИМЯ, ФАМИЛИЯ ОТЧЕСТВО и воинское звание. С этим штендером вы тоже можете встать в ряды “Бессмертного полка” .

11. Где и когда будет построение в моем городе? Нужно ли записываться заранее? Записываться заранее не нужно, просто приходите с портретом фронтовика на построение. О месте и времени организаторы сообщают в СМИ вашего города заранее, также она будет выкладываться на сайте moypolk.ru. Если вы не нашли этой информации, обратитесь к организаторам в своем городе.

1. "Бессмертный полк" своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в "Бессмертном полку" подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника - ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны - 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии - с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне "Бессмертного полка", либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в "Бессмертном полку" строго добровольное.

3. "Бессмертный полк" - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. "Бессмертный полк" объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна - один Полк.

4. "Бессмертный полк" не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к "Бессмертному полку".

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк - это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб "Бессмертного полка", куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе "Бессмертного полка" в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель - превратить "Бессмертный полк" во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

* Символика: логотипы, эмблемы, названия, фирменный стиль и пр. на любых носителях (в тч на портрете солдата).

"Сейчас-то я пожилой молодой человек, а когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к памятнику павшим на войне, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда, во дворах, мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино.

Часто узнавали про нее то, что в книжках не писано было от деда или бабушки, от соседа по лестничной клетке, пропившего все кроме Ордена Красного Знамени, от приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: стрелок-радист, заряжающий, сапер... И вполне точно представляли, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы советских солдат - русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, эстонцев, узбеков, евреев, киргизов, татар, калмыков..., множество иных народов - свои жизни. Поэтому, не было нам удивительно, когда кроме живых победителей, у Вечного огня 9 Мая, мы видели и фотографии павших солдат, которые приносили с собой ветераны. И пили они«наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.

Это было давно. В другое время и другой стране. На месте которой мы сегодня живем. И дворы теперь другие и игры.

И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса произнесенного вслух и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком.

Мы не считали и не считаем себя "авторами идеи". Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Тогда, в нашем детстве или, как узнавали мы уже после мая 2012 года, в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В 2006 году в Ухте в День Победы ребята вынесли портреты солдат.

В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Заменим Вас в строю!».


Да не только в России похожие на Полк истории происходили. В Иерусалиме в 1999 году горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья и многие другие. В Соликамске еще в 1985 году женщины прошли с портретами мужей и братьев по улицам в День Победы.


Самая давняя из теперь известных историй, родственных Бессмертному полку, случилась в Новосибирске. В первый год официального празднования Победы, в 1965 году, ребята из 121-ой школы вышли с портретами своих отцов - фронтовиков.



Но как сделать этот порыв разных людей народной традицией? Такой, что бы ее запомнили наши дети, и передали после своим. И как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав Бессмертного Полка, этические принципы, собравшие вместе миллионы людей.

Конечно, начинали мы Полк с себя, со СМИ. Участие в создании Полка наших коллег, - радийщиков, телевизионщиков, газетчиков– не случайно. То, что Полк стал международным движением, заслуга первых координаторов - журналистов, которые рассказали про Полк в десятках городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Не сверху спущена. Спасибо за него тем, кто поддержал томскую историю Бессмертного полка в Туле и Костроме, Новосибирске и Кургане, Вологде и Волгограде, Иркутске и Благовещенске, бухте Провидение и Краснодаре, везде, где сегодня День Победы стал днем семейной памяти. И в России и за пределами нашей Родины.

Надо говорить с людьми о том, что действительно важно. А нам важно быть ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год. Наших дедов соединил один окоп. Давайте и мы благодаря им живые и потому разные, встанем 9 Мая в ОДИН ПОЛК. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями нашей родни, близкой и дальней. Встанем без флагов партий и напыщенных речей политиков, без амбиций. По-людски, гордо. Во весь рост. Как ОНИ поднимались в атаку, часто последнюю".

Сергей Лапенков, от имени координаторов гражданской инициативы Бессмертный Полк.

Акция «Бессмертный полк» в четвертый раз прошла в Воронеже во вторник, 9 мая. Несмотря на пасмурную погоду, в шествии приняли участие 43,8 тыс человек. Фотографии своих родных, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, несли люди разных возрастов, многие шли в потоке с маленькими детьми. Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили горожан рассказать о своих героях-фронтовиках.

Фото - Михаил Кирьянов

Анатолий Чернов с фотографией отца Дмитрия Чернова:

– Мой отец Дмитрий Семенович – Герой Советского Союза. Был пулеметчиком. Золотую звезду получил 13 ноября 1943 года за проявленное мужество при форсировании Днепра и за взятие высоты на Лютежском плацдарме под Киевом. До этого, в 1942 году, он выгонял фашистов из Воронежа, потом участвовал в сражениях на Курской дуге. Война отца сильно покалечила. Он четыре раза был ранен, восемь раз контужен. Его комиссовали в конце 1943 года со второй группой инвалидности. После форсирования Днепра отца по частям собирали. У него были оторваны нос, губа, плечо. Но благодаря опытному хирургу папа остался жив. После операции правая рука у него была на 10 см короче, но она работала. Конечно, такие ранения подорвали здоровье, отец прожил всего 56 лет. Я помню, как он часами рассказывал о войне. Как только он и еще двое бойцов уцелели в бою из целого батальона, который состоял из 800 человек. Они тогда трое суток не могли встать с земли, под себя в туалет ходили, из-за того что территория постоянно простреливалась фашистами. Мама моя, Дарья Михайловна, тоже участница войны, копала окопы.

Фото – Михаил Кирьянов

Сергей Крюков с фотографией тестя Тихона Пожелуева:

– Тихон Васильевич 1926 года рождения. Когда началась война, ему было 15 лет, но он вовсю рвался воевать. Сначала пару лет подвозил боеприпасы, а в 1943 году его призвали на фронт. Был связистом. У нас в семье сохранились описания всех его подвигов. Например, как под проливным дождем, под сильным обстрелом он устранил 20 порывов линии связи. И таких случаев в его биографии много. Победу встретил под Кенигсбергом (Калининград с 1946 года – РИА «Воронеж»).

Тихон Пожелуев награжден многими медалями и орденами. И сегодня мы пришли сюда не только с его портретом, взяли с собой награды нашего героя. Все члены нашей семье от самого пожилого до самого маленького знают о подвигах своего родственника.

Фото – Михаил Кирьянов

Владимир Чепчак с фотографиями дедушек Николая Синицкого и Филиппа Чепчака:

– Дедушка по отцовской линии, старший лейтенант Филипп Чепчак, ушел добровольцем на фронт в первые дни войны. Он был начальником службы ГСМ (горюче-смазочные материалы) в авиационной дивизии. За смелость получил орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Деду нужно было доставить горючее нашему авиационному полку, дорога шла через территорию, занятую фашистами. Так дедушка не только успешно довез нужное горючее, но еще и смог украсть у врага два топливозаправщика и машину с горючим. За это его наградили. Несколько раз был ранен. Войну закончил в Вене. А дедушка по материнской линии, майор Николай Синицкий, воевал в самоходно-артиллерийском полку. Первый орден Красной Звезды получил за атаку, в которой уничтожил несколько сотен фашистов. А второй орден Красной Звезды ему вручили за то, что смог вывести полк на переформирование в тыл.

Фото – Михаил Кирьянов

Анна Панова с фотографией дедушки Василия Тищенко:

– Боевой путь моего дедушки начался в Воронежском добровольческом полку, а закончился в Вене. К концу войны он был подполковником, начальником штаба дивизии Юго-Западного фронта. Разрабатывал операцию по взятию Вены. Перед ним была поставлена задача – захватить город, но при этом максимально сохранить целыми все архитектурные ценности. Закончил войну в Австрии. Был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией»

Фото – Михаил Кирьянов

Светлана Пшеничных с фотографией дедушки Ивана Золотарева:

– Дедушка был военным врачом. Прошел всю войну. Он не очень любил вспоминать о тех годах. Но иногда рассказывал, как сутками оперировал раненых, как умирали смертельно раненые бойцы, как молодые парнишки становились калеками.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Бессмертный полк – это, набравшее в последние годы популярность, общественное движение в память об участниках Второй Мировой войны. Считается, что его организовал Председатель Совета ветеранов Тюменской области Геннадий Иванов. В 2007 году он организовал «Парад Победителей», во время которого люди несли портреты своих родственников – ветеранов.

Что такое Бессмертный полк?

Бессмертный полк – это акция в память об участниках Второй мировой войны, которые защищали нашу Родину. Шествие – гражданская инициатива, и участие в нем – желание самих граждан. На шествие бессмертного полка люди приносят плакаты с портретами своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны. В знак признательности тем, кто прошел войну или навсегда остался на поле сражения, люди несут портреты родных. Акция не несет никакой политической окраски и придумана только для того, чтобы почтить и сохранить память о защитниках Отечества.

Бессмертный полк: куда приходить?

В каждом городе Бессмертный полк стартует от определенной точки и обычно проходит по центральным улицам города. На официальном сайте движения есть объявления о том, где будет проходить каждая конкретная акция 9 мая. Акция Бессмертный полк проводится в разных городах России.

Бессмертный полк: нужно ли регистрироваться

Одним из важных моментов акции Бессмертный полк остается создание летописи полка. Чтобы “записать деда в полк” нужно зарегистрироваться на сайте движения. В личном кабинете можно рассказать историю своей семьи, чтобы память о подвиге осталась для будущих поколений.

Кого можно записать в Бессмертный полк?

В бессмертный полк может быть записан любой родственник, который так или иначе принимал участие в защите Отечества. Это – необязательно участник военных действий. В Бессмертный полк принимаются и считаются героями труженики тыла, партизаны, узники концлагерей, и все, кто пострадал, но боролся во времена Второй мировой войны.

Как сделать портрет?

Маленькая фотография не будет заметна во время шествия Бессмертного полка, поэтому ее рекомендуют распечатать на транспаранте и прикрепить на специальную палку, чтобы фото можно было увидеть над толпой. Такие фотографии можно подготовить самостоятельно, использовав снимок из семейного альбома. Его увеличат в фотоателье или в пунктах приема заказов. Рекомендуемый размер – примерно формат а4 (20х30 см). Чтобы фотография не пострадала от стихии или во время шествия Бессмертного полка, ее можно заламинировать.

Можно ли участвовать всей семьей?

В акции могут участвовать все желающие, портреты своих прадедов и прапрадедов в Бессмертном полку часто несут дети. В общественном движении можно участвовать всей семье.

Что запрещено?

У акции есть свой устав. Во время шествия Бессмертного полка запрещены любые политические лозунги. Действуют и другие правила:

1. “Бессмертный полк” своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в “Бессмертном полку” подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии – с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне “Бессмертного полка”, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в “Бессмертном полку” строго добровольное.

3. “Бессмертный полк” - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. “Бессмертный полк” объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна – один Полк.

4. “Бессмертный полк” не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к “Бессмертному полку”.

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк – это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб “Бессмертного полка”, куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе “Бессмертного полка” в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель – превратить “Бессмертный полк” во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

Я сейчас, видимо, очень непопулярную вещь скажу, но акция "Бессмертный полк" приводит меня в ужас. Идущие рекой десятки тысяч человек с фотографиями мертвых людей... Ну, один раз это еще можно понять. Чтобы визуально представить себе то количество смертей, что забрала война. Но из года в год...

Мне вот не хочется на это смотреть. У меня такое количество фотографий людей, которых уже нет в живых, собранных в одном месте, вызывает только и исключительно негативную физиологическую реакцию. Шествие восставших мертвецов.
Понимаете... Фотографии погибших в Аушвице должны оставаться в стенах Аушвица. Они не для того, чтобы по фотовыставкам их возить. Смерть - это очень серьезно.

Пойти посмотреть на лица убитых там, заглянуть им в глаза - это должна быть психологическая работа. Смысл же именно в этом - ЗАСТАВИТЬ себя посмотреть на это, узнать это, пропустить это через себя, взять на себя труд ввести в свой мозг и организм эту информацию, осмыслить её, переварить, принять и сделать выводы. Хотя бы такой мелочью отдав им дань памяти. Хотя бы такой мелочью попытаться отдать свой долг за то, что не смогли остановить эти убийства.


Это ДОЛЖНО БЫТЬ психологически тяжело. Это разовые акции. Нельзя ходить в Аушвиц, как на Берлинале - смотреть на фоточки. И уж совсем дико повесить фотографии убитых в Аушвице на фанерки и устраивать с ним каждый год шествие по Освенциму или по Варшаве в день освобождения.

Это нивелирует эти смерти. Нивелирует твой собственный душевный труд, который должен быть затрачен.
Это слишком личное. Это слишком единоличное. Это не терпит массовости. Не терпит толпы. Это внутри тебя должно быть. Это твоя личная душевная работа. Твой труд, который ты сам должен выполнить.

Я вот совершенно не могу представить, что должно заставить меня повесить фотографию моей уже умершей бабушки на дощечку и, выставляя её на всеобщие обозрение, пойти с ней по улицам. Зачем? Это моя бабушка. Это моя семья. Это память нашей семьи. Зачем мне мою семейную память вешать на дощечку и нарочито показывать всем? Зачем всем остальным смотреть на фотографию моей бабушки или моего воевавшего еще на Халхин-Голе танкистом деда, и знать, что они уже мертвые? Нет, я понимаю, еще тридцать лет назад, с посылом - эти люди могли бы еще жить. Но сейчас-то всё уже, все равно эти люди и так уже умерли бы. Ну семьдесят лет уже прошло.
Перебор. Вот правда - перебор с количеством смертей, собранных в одном месте и выставленных на всеобщее обозрение людям, которые этого и не просили.

Обесценивание каждой отдельной трагедии.
Этот массовый культ смерти - избыточен.
Не надо доставать мертвых из могил и трясти ими у всего мира перед носом.
Оставьте вы их в покое уже...