Биогафии

Благое состояние. Цель и смысл жизни. Финансовое, материальное благосостояние

Многих людей, сегодня волнует вопрос о том, как стать обеспеченным и не беспокоиться о своем достатке, как получить благосостояние. Давайте подумаем над тем, что же это такое? «Благо-состояние» – это «состояние благости»

Многих людей, сегодня волнует вопрос о том, как стать обеспеченным и не беспокоиться о своем достатке, как получить благосостояние. Давайте подумаем над тем, что же это такое? «Благо-состояние» – это «состояние благости». Вслушайтесь в слова «благо-получие», «достаток», «бог-атство». Во всех этих словах создается ощущение избытка, изобилия. В чем здесь секрет?

Сами по себе «деньги» не принесут вам ожидаемого состояния благости. Деньги – это всего лишь энергия вашего намерения. Если у вас нет намерений, нет желаний, если вы внутри бездеятельны и энергетически обесточены, значит вам не поможет астрологический прогноз, значит, у вас нет импульса наружу, тогда зачем вам деньги? Минус порождает минус. Вселенная услышит вас, и деньги появятся только на самое необходимое – на выживание.

Но если вы переполнены проблемами ваших родственников и знакомых, если деньги позарез нужны на какие-то срочные дела, если вы мастер порождать долги – тогда деньги будут быстро приходить и так же быстро исчезать из вашей жизни, оставляя ощущение неудовлетворенности.

А если вы страстно желаете быть богатым, энергия денег и в этом случае пройдет мимо. Одержимый не может быть свободным от своей одержимости, любой силе для воплощения нужна свобода, а вы своим страстным желанием блокируете энергию воплощения в вашей жизни. Идете к гадалке, к астрологам, экстрасенсам, в надежде узнать, что же мешает вам иметь домик в деревне или замок на Бали. Деньги не возникают просто по силе желания, и они не приходят к тому, кто страстно желает самих денег, не зная, в сущности, на какие цели эти деньги нужны, и возникает вопрос, как стать богатым ?
Эти факты чрезвычайно просты, они подтверждены британскими биоэнерготерапевтами и парапсихологами. Но нам, простым людям, трудно принять это знание в свою жизнь и следовать ему. Сложно просто довериться жизни и отдаться ее течению, отдавать, не зная, получишь ли что-либо взамен, менять свою жизнь, не имея никаких гарантий, не спрашивая совета у гадалки, не раскладывая пасьянсы Ленорман. Сложно находиться в состоянии блага, не имея этого блага.

Простые принципы благосостояния:

Принципы благосостояния: № 1.
Любовь к себе. Учитесь ценить себя, свое тело, свою энергию, свои таланты. Все это дано свыше, чтобы вы относились с любовью и благодарностью к Высшим силам.

Принципы благосостояния: № 2.
Прощение и принятие других. Простите своих родителей и отпустите прежние обиды. Все это – лишь испытания, после которых вы всегда можете начать все сначала. Будьте свободными от своих обид.

Принципы благосостояния: № 3.
Осознайте тот факт, что богатство создается в сотрудничестве человеческого и высшего разума. Доверяйте Вселенной и своему рассудку.

Принципы благосостояния: № 4.

Будьте щедры. Служите другим, помогайте от чистого сердца. «Что отдал – то твое». Желание отдавать другим приносит щедрость и богатство в вашу жизнь.

Принципы благосостояния: № 5.
Будьте благодарны за то, что имеете. Умейте быть внимательными и замечать то, что у вас есть, даже тогда, когда кажется, что вас лишили всего, что было.

Принципы благосостояния: №6.
Умейте отказываться от всего, что вам не подходит, говорить «нет» всему, что отдаляет от ваших целей и желаний, всему, что мучает совесть.

Принципы благосостояния: № 7.
Учитесь получать то, что к вам приходит, без чувства вины. Учитесь принимать то, что дается, просто так, а не за какие-то ваши заслуги или действия. Будьте открыты к получению, ведь Высший разум дает каждому из нас больше, чем мы можем себе представить.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

(welfare) Наличие необходимых ресурсов для полноценной жизни. Государство благосостояния – это общество, в котором все граждане страны могут рассчитывать на получение минимального дохода и необходимых общественных услуг. Нормативная теория благосостояния (normative economics) исследует, как должна быть организована экономическая деятельность, и этим отличается от позитивной экономической теории (positive economics), которая изучает, как фактически функционирует экономика. Критерии благосостояния – это правила, с помощью которых определяется, является ли одно состояние экономики хуже или лучше другого. В Великобритании в обыденном употреблении термин "велфэр" используется для обозначения органов социального страхования, ответственных за поддержку уровня доходов, а в США "велфэр" означает сам доход, получаемый от этих органов.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Благосостояние характеризует уровень жизни людей,

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" в других словарях:

    Благосостояние … Орфографический словарь-справочник

    Благосостояние обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня… … Википедия

    См. имущество... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. благосостояние (материальное) благополучие, достаток, благоденствие, процветание, имущество; материальное благополучие,… … Словарь синонимов

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Большой Энциклопедический словарь

    Обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни … Политология. Словарь.

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БЛАГОСОСТОЯНИЕ, благосостояния, мн. нет, ср. (книжн.). Достаток, имущество, богатство. Развитие промышленности СССР залог благосостояния каждого трудящегося. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОСОСТОЯНИЕ, я, ср. Достаток, благополучие. Материальное б. Б. народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Процветание (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Богатство и свобода. Как построить благосостояние своими руками , Бакшт Константин Александрович. Мы все работаем и зарабатываем деньги. Кто-то успешно делает карьеру. Кто-то строит свой бизнес. Но у большинства расходы растут еще быстрее, чем доходы. Поэтому их благосостояние…
  • Благосостояние акционеров , Дедищев А.В.. 232 стр. В книге впервые исследуются факторы повышения стоимости акционерного капитала, не зависящие от влияния рынка. Для анализа выбраны компании, в которых прибыльные проекты не…

Человек ощущает убежденность в завтрашнем дне и внутри себя, когда его благополучие, которое содержит в себе разные нюансы его жизнедеятельности, пребывает на благородном уровне.

Благосостояние – это обеспеченность народонаселения нужными духовными, соц, культурными и вещественными благами для их жизни, а конкретно вещами, предложениями и критериями, которые готовы удовлетворять явные человеческие необходимости, другими словами этот термин возможно трактовать как "благополучие". Благополучие выражается системой характеристик, определяющих уровень жизни.

Показатели благосостояния

Характеризуется уровнем и динамикой заработков, употреблением вещественных удобств, развитием просвещения, здравоохранения, обеспеченностью квартирами, коммунальными, домашними, автотранспортными и прочими предложениями.

Ориентируется уровнями: культурного обслуживания, общественного обеспечивания, общественного страхования, длительностью трудового дня и вольного времени.

На уровень благополучия принципиальное воздействие оказывают становление производительных сил и характер этих взаимоотношений.

Увеличение публичного благополучия достигается за счёт перераспределения заработков и имущества, финансового подъема.

Благополучием считается и состояние физического самочувствия, эмоционального уюта и финансовой защищенности жителя нашей планеты, и старания сообщества по оказанию помощи собственным уроженцам в достижении данного состояния.

Разглядим причины характеризующие благосостояние сообщества

  • количественные причины - реальные прибыли, жилищные условия, длительность рабочего времени и независимого времени, способности системы образования, здравоохранения и органов обеспечивания защищенности, политическая ситуация и др.
  • высококачественные группы (благополучие в их числе) не в состоянии быть ни описаны, ни отнесены, и тем более измерены.

Необходимо подчеркнуть, что группа благополучия имеет обратное значение бедности, таким образом, чем повыше благополучие, тем ниже бедность сообщества. Но при высочайшем благополучие бедность не отсутствует совсем. Два понятия теснейшим образом соединены с рассредотачиванием удобств в сообществе, предусматривается рассредотачивание одной компоненте удобств - прибылей. Они имеются статистическими органами и часто публикуются.

При измерении степени либо значения благополучия воспринимаются во внимание большое количество иных причин:

а) возрастно-половой состав домохозяйства;

б) место присутствия домохозяйства (мегаполис либо село);

в) собственность (обеспеченность квартирами, авто и земляным наделом).

Характеристики благосостояния

Они раскрываются, методом пропорции друг от друга определений «бедность» и «процветание». Если б было принято в этом случае потреблять термин «доход», то почти все вопросы о соотношении отпали бы сами по себе. Бедность - это нищета в чем-нибудь, недочет (недостаток) чего-нибудь. Достаток означает, собственно всё необходимое давно в наличии.

При бедности люди лишены доли удобств, хотя в случае если они живут в достатке, то могут иметь и то, что им нужно, и то, в отсутствии чего же возможно бы было ограничиться. Мы видим, собственно бедность - это благополучие с оборотным символом.

Признак благосостояния

Важным датчиком публичного прогресса, который занимает одно из важных мест, считается валовой внутренний продукт (ВВП).

Данный признак занимает наиболее застенчивое место, так как тут он оценивается в контексте ситуации финансовых учений и финансовая наука отвергнет безусловных истин. С развитием производительных сил появляются всё новейшие и свежие концепции, хотя старенькые концепции имеют все шансы ещё длительно присутствовать, желая не подходить реальности в публичной жизни.

В виде датчика благополучия появилась мысль принимать на вооружение валюту, сразу с возникновением средств. Как теоретическая концепция она в первый раз оформилась в масштабах меркантилизма. Адам Смит добавил концепцию трудовой цены, которая оценивает физический труд рабочего как единственного источника богатства.

Стоимостной расклад к измерению богатства (британский экономист Артур Пигу). Он высказывал мнение, что финансовое благополучие - это часть совместного благополучия, которое быть может измерено с помощью средств. Пигу открыто признавал, что "финансовое благополучие не работает барометром, либо признаком, благополучия в общем".

Кратковременная концепция совокупного благополучия, которая базируется на полнейшей ценности людской жизни. Благополучие измеряется не средствами, а натуральными единицами жизни (единицами времени). Всегда людской жизни преобразуется в единое благополучие.

Суть данной концепции содержится в понятии "время людской жизни", которое значит суммарную длительность высочайшей, творческой, фактически людской, работы индивидума (сон, физический труд, пустующее времяпрепровождение и иное). Время людской жизни выступает как креативное время, а благополучие - как креативное благополучие (от англ. creative - креативный, созидательный).

Присутствует Доктрина благополучия, которая связана с исследованием таковых способов организации хозяйства, которые гарантируют сообществу максимизацию богатства либо, как гласит прогрессивная наука, финансового благополучия. Предмет - сопоставление различных состояний экономики. Неувязкой главной считается определение публичного благополучия, его критерия.

  1. Критерий И. Бентама - благополучие ориентируется счастьем большего количества жителей нашей планеты, другими словами соединяя ублажения членов сообщества и повышая данную необходимую сумму, мы получим самое большое благополучие.
  2. Критерий благополучия В. Парето, который не просит измерения либо межличностного сопоставления полезности, минусом считается ограниченная сфера его внедрения. Фактически хоть какое изменение критериев делает выгоды для 1 и вред для иных. Эти конфигурации исходя из убеждений действия на публичное благополучие при помощи Критерий Парето не выходит стопроцентно упорядочить различные финансовые ситуации по предпочтительности.

В конечном итоге финансовая доктрина благополучия стала перетекать в теорию публичного выбора, в масштабах коей исполняется положительный анализ того, как складываются и реализуются разные публичные предпочтения.

Для оценки благосостояния актуальны 2 признака: Уровень жизни и качество жизни

Уровень жизни охарактеризовывает ступень удовлетворения физических, духовных и соц необходимостей народонаселения.

Он ориентируется:

Численностью и качеством актуальных удобств и услуг, применяемых для удовлетворения необходимостей народонаселения,

Степенью становления самих необходимостей жителей нашей планеты.

На уровень жизни повлияет достигнутая ступень становления производства вещей употребления, который находится в зависимости от объема государственного богатства, от скопленного имущества у народонаселения.

Уровень жизни выражается при помощи:

Количественных характеристик

Высококачественных характеристик

Благосостояние - это обеспеченность населения необходимымидля жизни материальными и социальными, в том числе культурными(духовными), благами, т.е. предметами, услугами и условиями,удовлетворяющими определенные человеческие потребности.Есть и другие определения.

1. Благосостояние - это состояние физического здоровья, эмоциональногокомфорта и экономической безопасности, а также усилияобщества по оказанию помощи своим гражданам в достиженииэтого состояния.

2. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимымидля жизни материальными и духовными благами; характеризуетсяуровнем и динамикой доходов, потреблением материальных благ,обеспеченностью жильем, коммунальными, бытовыми, транспортнымии другими услугами, развитием просвещения, здравоохранения,культурного обслуживания, социального обеспечения, социальногострахования, продолжительностью рабочего дня и свободноговремени.

Итак, в основе материального благосостояния населения и обществав целом лежит степень удовлетворения потребностей (коллективныхи личных, семьи и отдельного человека) физических и материальных, духовных и интеллектуальных.

Материальные потребности проявляются в сфере материальной жизни, духовные призваны обеспечить духовное воспроизводство человека как личности.

На уровень благосостояния определяющее влияние оказывают развитие производительных сил и характер производственных отношений. Немалое значение имеют также некоторые другие экономические, социальные, природно-экономические факторы.

2. Качество жизни: основные характеристики

Качество жизни представляет собой уровень развития и степеньудовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Этот термин появился в середине 50-х гг. XX в., когда стало очевидно,что категория «уровень жизни» не отражает всестороннее благосостояниенаселения.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

Критерием объективной оценки качества жизнислужат научно обоснованные нормативы потребностей людей, посоотношению с которыми можно объективно судить о степени ихудовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальныи степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты.

Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами, существуют лишь в представлении людей, в их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

а) степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов;

б) удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Качество жизни объединяет многие из аспектов уровня жизни, включает их в себя в качественной определенности.

Таким образом, качество жизни - это социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Среди западных социологов, философов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия «качество жизни» пока остается дискуссионным. Некоторые противопоставляют качество и уровень жизни как взаимопротивоположные (т. е. чем выше уровень жизни, тем напряженнее жизненный ритм, тем ниже качество жизни, и наоборот). Другие сводят качество жизни к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды. Третьи отождествляют его с образом, укладом, стилем, уровнем жизни.

Цель и смысл жизни

Известный историк древней философии Бернет считал подлинным только произведение Демокрита «Об евтимии», что дословно означает «О хорошем состоянии духа». Таким «хорошим» состоянием Демокрит считал спокойное, ровное настроение, которое устанавливается вследствие равномерного движения атомов человеческой души. Поэтому мы и переводим название: «О ровном настроении духа» (13, CXV). Достижение его, по Демокриту, - счастье и благо, и в этом цель жизни. По Диогену Лаэрцию, ровное настроение духа - «это такое состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями или другими переживаниями. Он (Демокрит ) называет такое состояние euesto и многими другими именами» (там же, 735). По Демокриту, пишет Цицерон, «спокойствие души и есть самая счастливая жизнь». «Если даже он считал, что счастливая жизнь - в (самом) познании, то, однако, хотел, чтобы из исследования природы вытекало благо для души; поэтому он называет высшее благо eutumia, часто atambia, т. е. душой, свободной от страха» (там же, 741).

Здесь почти все было ново, начиная с самого слова «евтимия». Счастье человека, по Демокриту, не зависело от счастливого стечения обстоятельств (tyche) и богини Тюхе (отсюда происходило название счастья «eutychie»). Оно не зависело и от прихоти божества - демона (откуда происходило слово «eudemonie»). Оно не означало также счастья от богатства и наслаждений, т. е. не означало и гедонизма, который впоследствии был представлен основателем школы киренаиков Аристиппом. «...Благое состояние духа... не тождественно наслаждению, как, превратно поняв, воспринимали некоторые» (там же, 735). «Тот, кто с радостью в душе устремляется к делам справедливым и законным, тот радуется и во сне и наяву, здоров и беззаботен; тот же, кто пренебрегает справедливостью и не делает того, что нужно, когда вспомнит об этом, испытывает неприятности, страх и бранит самого себя» (там же, 740).

Ф. Энгельс в своей книге «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» пишет о том, как обыватель, филистер обычно понимает материализм: это «обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоня за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (2, 21 , 290). Такие обвинения часто адресовались и Демокриту и еще больше - его продолжателю Эпикуру из-за того, что этика Демокрита была материалистична и глубоко отлична от религиозно-идеалистической этики Сократа - Платона (а затем - христианства). Демокрит видел источник морали не в «божественном голосе», как Сократ, не в «идее добра», как Платон, не в велениях богов, а в земной жизни людей. Нужда научила людей общаться друг с другом и способствовала организации их чувств, ума и души, которые состоят из атомов, смешанных в определенной пропорции (см. 13, 460). Так свидетельствует Феофаст, и это согласуется с этическими фрагментами о душевном покое, который зависит от «равновесия души» (см. там же, 735; 737; 739). Цель жизни, по Демокриту, - счастье, но оно ни в коем случае не сводится к телесным наслаждениям и узкому себялюбию, которые до сих пор приписывают его этике идеалисты всех мастей (см. там же, 776-790).

«Евтимия» у Демокрита включает удовольствие. Демокрит признавал человека природным существом с естественным стремлением к удовольствию и естественным инстинктом, который велит ему избегать неудовольствий и огорчений. Этот человек имеет право на счастье. Но чувства удовольствия и неудовольствия, согласно Демокриту, - это «граница между тем, что родственно нашему духу и неродственно» (там же, 734), это как бы сигналы, которые указывают человеку, к чему надо стремиться, а чего избегать для достижения нормального и радостного состояния души. Счастье - именно в этом состоянии: это не только евтимия, но и евесто (внутренняя устойчивость), а также гармония, размеренность (симметрия) и атараксия (безмятежность, которая, однако, у Демокрита не означала бездеятельности), и атамбия (неустрашимость). И здесь, в этике, так же как в теории познания, чувства являются источником сведений о добре и зле, но решает разум. Именно разум помогает человеку соблюсти важнейшее условие счастья - меру.

Понятие меры, которое было органически связано с понятиями порядка, ритма и гармонии, было традиционным в древнегреческой философии (см. 44, 35-43). Оно применялось философами как в учении о бытии, так и в объяснении внутреннего мира человека. Соблюдение меры было важной нормой морального кодекса Гесиода. Понятие меры роднило философию Гераклита и пифагорейцев; у последних оно было развито как числовая категория. Наконец, оно играло важную роль и в современной Демокриту медицине. Из понятия меры, упорядоченности всех желаний человека, что считалось залогом красоты и добра, вырастал идеал гармонического человека, который нашел свое яркое выражение в греческом искусстве.

Требование соблюдать чувство меры звучит в старом греческом изречении, приписываемом еще семи мудрецам, в частности реформатору Солону: «Meden agan!» - «Ничего слишком!», т. е. ничего сверх меры. У Демокрита это стало целым учением, сочетающим атомистическую теорию и этику.

Атом невидим, ибо он слишком мал. Сущность и качества вещи зависят от того, какая форма, расположение и порядок атомов в ней преобладают; мера пройдена - и вещь превращается в другую. Жизнь животного и человека зависит от равновесия вдыхаемых и выдыхаемых атомов огня; пройдена мера тех, которые человек может удержать - и человек умирает. Сама жизнь зависит от меры концентрации огненных атомов в веществе. А мера в образе жизни человека является условием его здоровья и счастья.

Приведем ряд фрагментов по изданию С. Я. Лурье (13): «Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным» (753). «Неразумные наслаждения порождают огорчения» (755, ср. 34 и 750). «Радости доставляют наибольшее удовольствие, если они редки» (757). «У людей с уравновешенным характером и жизнь упорядочена» (752, ср. 739).

«Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу» (754). «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток» (749, ср. 748; 750-761). Распознает же меру и регулирует «мудрость» человека его разум. Вот что еще сказал Демокрит: «Мудрец - мера всех существующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера умопостигаемых вещей» (97).

Человек должен быть также в меру деятельным как в личных, так и в общественных делах; ничего хорошего не получится ни для него, ни для других, если он будет брать на себя то, что сверх его сил и природных способностей; не надо принимать и слишком много благ и богатств, если судьба их пошлет, ибо это может привести к огорчениям, т. е. злу (см. 13, 737; 738; 750). «Как нужда, так и изобилие склонны к изменениям и вызывают большие душевные волнения. А души, волнуемые большими переменами, не могут быть ни уравновешенными, ни благорасположенными» (там же, 739). Демокрит требовал воздержанности и умеренности во всех сферах личной жизни, ибо «мужествен... тот, кто сильнее... своих страстей» (13, 706).

Люди, предающиеся излишним наслаждениям, не соблюдающие меры, квалифицируются Демокритом как глупцы и неразумные, которые сами виноваты в своих бедах и не могут принести счастья себе и другим (см. 13, 799; 798).

Совет быть умеренным в делах вызывал неодобрение и превратные толкования у многих как античных, так и современных авторов. Однако же совет Демокрита был практически разумен и направлен, с одной стороны, против жадности и стяжательства дельцов, ставящих свои частные интересы превыше всего; а с другой стороны, - против амбиции деятелей и демагогов, которые брали на себя многое «сверх своих способностей», что приводило их к провалам и поражениям. Он свидетельствовал также о том, что у Демокрита не было «культа государства», который, по Марксу, был «истинной религией» древних (2, 7, 99); к законам полиса, как к установленным людьми, он относился положительно, но критически.

Имя Демокрита было известно в средние века на Арабском Востоке. В книге мусульманского теолога и философа XII в. Мухаммеда аш-Шахрастани «Китаб аль милал ва-н-нихал» («Книга о религиях и сектах») есть сведения и о школах греческой философии. Здесь приведены 15 «Изречений мудрости Демокрита» со вступлением и пояснениями. До недавнего времени все эти изречения считались подложными и не переводились в изданиях Демокрита даже как «псевдодемокритовская литература». В то же время свидетельства Шахрастани считались вполне применимыми к Эмпедоклу и Порфирию, а также рассматривались как ценный источник учений других философов. На эту «несправедливость» обратили внимание немецкие ученые из ГДР Ф. Альтгейм и Р. Штиль. Они подтвердили и поддержали одно уже ранее сделанное наблюдение: некоторые изречения у Шахрастани совпадают с «Романом Ахикара», тем самым, с которого, по сообщению Климента Александрийского, «списывал» свои этические изречения Демокрит.

На 11 кусках папируса из Элефантины найдена арамейская версия (таких имеется еще 8 на разных языках) романа о мудром визире ассирийского царя Синахериба, который, кроме того что заставил египетского фараона уплатить дань своему царю, оставил еще нравоучительные поучения. Арамейскую версию Альтгейм и Штиль считают оригинальной и датируют V в., временем, когда жил и, возможно, был на Востоке Демокрит. Они обратили внимание на одно изречение, которое совпадает у Шахрастани и Ахикара совершенно дословно. Оно как раз касается меры, только поучает о ней по-восточному наглядно:

Будь не слишком сладок, чтобы тебя не проглотили

И не слишком горек, чтобы тебя не выплюнули.

А о значении разума в поведении гласит следующий диалог: «Ему (Демокриту. - Б. В. ) сказали: Не смотри! - Он закрыл глаза. Ему сказали: Не слушай! - Он закрыл свои уши. Ему сказали: Не говори! - Он положил руку на уста. Ему сказали: Не знай! - Он ответил: Этого я сделать не могу. - Он хотел этим выразить, что внутренние вещи не подлежат свободному решению. Он указал на необходимость во внутреннем и на свободное решение во внешнем... К этому высказыванию имеется еще второе объяснение. Он этим думал о различии между разумом и чувствами...» (67, 569).

Возможно, это пересказ изречения Демокрита. А в своем объяснении автор затрагивает вопросы соотношения необходимости и свободы воли, а также двух видов познания, которые играли важную роль в учении Демокрита. Только четыре изречения Шахрастани и Ахикара действительно дословно совпадают; этого мало, чтобы доказать подлинность всех 15 изречений. Первый советский издатель фрагментов Демокрита Г. К. Баммель еще в 1935 г. знал об этих совпадениях, но считал те и другие изречения псевдодемокритовскими (см. 110, 345). Ф. Юрсс, редактор издания «Греческих атомистов» (Лейпциг, 1973), включил только три отрывка. Все они - этического содержания. Мы приводим их на с. 151 и 154.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Дорога начиналась перед домом и спускалась к морю, делая зигзаги мимо разных лавок, больших жилых домов, гаражей, храмов и покрытого пылью заброшенного сада. Около моря она перешла в широкое оживленное шоссе с такси, дребезжащими автобусами и прочим шумом

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

5. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ Цель жизни человека – раскрытие, развитие, духовный рост души. Мы находимся в вечности сейчас и будем находиться в ней всегда. Наши души могут существовать и вне физического тела, и в физическом теле, хотя телесное

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек успешно выполнял поставленные передним задачи, он двигался в своей эволюции быстрее;

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

6. Смысл и цель жизни Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей,

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Смысл жизни Дорога перед домом спускалась к морю, прокладывая свой путь мимо множества маленьких магазинов, многоквартирных домов, гаражей, храмов и мимо пыльного, заброшенного сада. Достигнув моря, она превращалась в большую проезжую часть с такси, грохочущими

Из книги Душа человека автора Франк Семен

2. Единство как смысл и цель истории Если многообразных фактов, свидетельствующих о наличии единства или указывающих на него, недостаточно для того, чтобы конституировать единство истории, то, быть может, следует найти иной исходный пункт. Единство - не фактическая

Из книги Цель и смысл жизни автора Тареев Михаил Михайлович

I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни Наметив область душевной жизни и уяснив ее отношение к области сознания, попытаемся теперь вглядеться в душевную жизнь и определить основные черты, присущие этой

Из книги Демокрит автора Виц Бронислава Борисовна

ГЛАВА ПЯТАЯ. Цель жизни I«Цель жизни человеческой, - пишет архиеп. Павел, - не может заключаться в самом человеке, ни в его нравственном совершенстве, ни в его счастьи. Только слава Божия может быть истинною целью жизни человека». Что цель человеческой жизни в славе

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Цель и смысл жизни Известный историк древней философии Бернет считал подлинным только произведение Демокрита «Об евтимии», что дословно означает «О хорошем состоянии духа». Таким «хорошим» состоянием Демокрит считал спокойное, ровное настроение, которое

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Смысл жизни В усилиях выйти из глубокого духовного кризиса Л.Н. Толстой задумался над тем, а) отчего, в силу каких причин встает перед человеком вопрос о смысле жизни и б) в чем заключается его содержание. По первому пункту он пришел к заключению, согласно которому человек

Из книги Смысл жизни автора Папаяни Федор

Смысл жизни и смысл смерти Все отрасли культуры имеют структуру, придающую им высший смысл: через жертвы – к вечности. Сознание понадобилось для осознания смерти, осознание – для появления страха, страх – для его преодоления посредством жертвы, жертва – для развития

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

44) «СТРЕМЛЕНИЕ К МУДРОСТИ – ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (ПЛАТОН) Свое учение о философии, как о любви к мудрости, Платон изложил в знаменитых диалогах, количество которых, по подсчетам ученых, достигает пятидесяти. Диалоги Платона представляют собой литературные

Из книги автора

47) «НАСЛАЖДЕНИЕ – ЦЕЛЬ ЖИЗНИ» (КИРЕНАИКИ) Данное утверждение было провозглашено античными философами, которое входили в состав единой школы и назывались киренаиками. Их постулат весьма приятен на слух, оттого он был взят за основу при зарождении и развитии многих других

Из книги автора

Смысл жизни Если мы согласны с тем, что находимся в эволюционном потоке, тогда каждое обстоятельство должно быть полезным для нас. Е. П. Блаватская Идти самому или дать себя тянуть Одно дело – дать себя тянуть, а совсем другое – идти самому. Последнее означает, если