Биогафии

Что за наука генетика. Генетика и здоровье. Этические проблемы развития медицинской генетики

Генетика – это такая наука, которая занимается изучением законов, механизмов изменчивости и наследственности. Существует генетика человека, растений, микроорганизмов, животных, классификация зависит от исследуемого объекта. Генетические исследования играют очень существенную роль в сельском хозяйстве и медицине.

Изначально эта наука была призвана для изучения законов наследственности и видоизменяемости, основой которых служили фенотипические (внешние и внутренние признаки, которые приобретаются в результате индивидуального развития) данные.

На сегодняшний день доподлинно известно, что на самом деле гены существуют и никуда от них не деться. Собственная ДНК есть и у растений, и у человека, и у любого организма.

Название этой науке дал натуралист Уильям Бэтсон в 1906 году. Датский ботаник Вильгельм Йохансен ввел в употребление в 1909 году термин «ген».

Благодаря теории наследственности, которую разработал генетик Томас Хант и его сотрудники, генетика стала развиваться в усиленном темпе. С 1910 по 1913 годы изучая закономерности сцепленного наследования, анализируя результаты скрещивания, ученые составили карты на которых было указано расположение генов, а так же сопоставили группы сцепления с хромосомами.

Когда в 1940 – 1950 годах появились работы, которые смогли доказать главную роль ДНК в наследственности, началось развитие молекулярной генетики. Важным прорывом в этой науке стало то, что ученые смогли расшифровать структуру ДНК, механизм действия белкового биосинтеза, триплетного кода.

На территории России, если не брать во внимание опыты с растениями в XVIII, впервые генетические работы были проведены в начале ХХ века. В основном они проводились в кругу биологов, которые занимались экспериментальной зоологией и ботаникой.

Стремительно развиваться эта наука начала после революции (1917 – 1922) в начале тридцатых годов. В СССР создавалась сеть опытных станций. Лидерами в этом направлении были признаны А. С. Серебровский, Н. К. Кольцов, С. С. Четвериков.

К концу тридцатых среди рядов селекционеров и генетиков стал намечаться раскол, который был связан с деятельностью Т. Д. Лысенко (основатель мичуринской агробиологии).

В сороковых годах, многие сотрудники ЦК ВКП, которые занимались курированием генетических исследований, были арестованы, многие попали под расстрел или умерли в тюрьмах. Среди них был и Н.И. Вавилов (советский ученый, генетик, селекционер).

В 1948 году Лысенко воспользовавшись поддержкой И. В. Сталина, заявил, что генетика является лженаукой. Начался период гонения этой науки, который в дальнейшем получил название лысековщина.

Лисенко получил полный контроль над биологическими отделениями АН СССР, вузовскими кафедрами. Велась усиленная пропаганда «Мичуринской биологии». Люди, которые посвятили свою жизнь генетике, вынуждены были оставлять научную деятельность или радикально менять профиль работы.

Лишь к середине шестидесятых годов началось постепенное восстановление генетики как науки.

Современная генетика является и спасением, и самым страшным оружием массового уничтожения. Польза генетических исследований для медицины огромна, но вот употребление в пищу трансгенных продуктов питания уже негативно сказываются на здоровье многих людей.

Исследования на подопытных крысах показали, что питание генномодифицированными продуктами приводит к онкологическим заболеваниям и негативно сказывается на иммунной системе животных.

Природа, так или иначе, отсекает все лишнее.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организ мов. Все живые организмы (системы) независимо от уровня организации обладают двумя альтернативными свойствами: наследственностью и изменчивостью. Наследственность проявляется в том, что любая особь, популяция или вид в целом стремятся сохранить в ряду поколений присущие им признаки и свойства. Эта способность живых организмов рождать себе подобных лежит в основе поддержания определенной консервативности вида. Однако генетическая стабильность живых систем при резком и значительном изменении среды обитания, вызвавшем дисбаланс процессов адаптации, может привести к их гибели, т. е. исчезновению. В таких условиях сохранность живых систем обеспечивается их способностью утрачивать старые признаки и приобретать новые, т. е. изменчивостью . Множественные варианты наследственных изменений служат материалом для естественного отбора наиболее приспособленных и устойчивых жизненных форм.

Рождение генетики, как науки, обычно связывают с именем Г. Менделя, который во второй половине 19 в. получил первые доказательства материальной природы наследственности. Однако официально наука возникла в 1900 г., когда Г. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак, независимо друг от друга вторично открыли, законы Г. Менделя. А сам термин "генетика" был предложен в 1909 г. В. Бэтсоном.

В генетике можно выделить два существенно важных раздела: классическую генетику и современную . В развитии классической генетики выделяют ряд этапов:

  • 1 - открытие основных законов наследственности, создание теории мутаций и формирование первых представлений о гене (1900-1910 гг.);
  • 2 - создание хромосомной теории наследственности (1910-1920 гг.);
  • 3 - открытие индуцированного мутагенеза, получение доказательств сложного строения гена, рождение генетики популяций (1920-1940 гг.);
  • 4 - рождение генетики микроорганизмов , установление генетической роли ДНК, решение ряда проблем генетики человека (1940-1953 гг.).

Период развития современной генетики начался с момента расшифровки Дж. Уотсоном и Ф. Криком структуры ДНК в 1953 году.

Классическая генетика вначале представляла собой раздел общей биологии, которая за единицу жизни принимала особь и основные закономерности наследования признаков и изменчивости изучала на уровне организма. По мере интеграции генетики с такими разделами естествознания, как цитология, эмбриология, биохимия, физика, возникали новые направления в науке, а объектами исследования становились клетки животных и растений, бактерии, вирусы, молекулы.

Современная генетика - это комплексная наука, которая включает ряд отдельных дисциплин: генетика животных, генетика растений, биохимическая генетика, радиационная генетика, эволюционная генетика и др.

Общая генетика изучает организацию наследственного материала и общие закономерности наследственности и изменчивости, характерные для всех уровней организации живого.

Молекулярная генетика изучает структуру нуклеиновых кислот, белков и ферментов, первичные дефекты генов и их аномальные продукты; развивает методы картирования хромосом; решает проблемы генной инженерии.

Цитогенетика исследует кариотип человека в условиях нормы и патологии.

Генетика соматических клеток проводит картирование генома человека, используя гибридизацию клеток и нуклеиновых кислот.

Иммуногенетика изучает закономерности наследования антигенной специфичности и генетическую обусловленность иммунных реакций.

Фармакогенетика исследует генетические основы метаболизма лекарственных препаратов в организме человека и механизмы наследственно обусловленной индивидуальной реакции на введение лекарств.

Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости в популяциях человека, особенности наследования признаков в норме и изменения их под действием условий окружающей среды.

Популяционная генетика - определяет частоты генов и генотипов в больших и малых популяциях людей и изучает их изменения под воздействием мутаций, дрейфа генов, миграций, отбора.

Генетика, как составная часть биологии решает ряд задач:

  • 1. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости, разработка методов их практического использования.
  • 2. Изучение способов хранения и материальных носителей информации у разных организмов (вирусов, бактерий, грибов, растений, животных и человека).
  • 3. Анализ механизмов и закономерностей передачи наследственной информации от одного поколения клеток и организмов к другому.
  • 4. Выявление механизмов и закономерностей реализации наследственной информации в конкретные признаки и свойства организма в процессе онтогенеза.
  • 5. Изучение причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма под влиянием факторов внешней среды.
  • 6. Выбор оптимальной системы скрещивания в селекционной работе и наиболее эффективного метода отбора, управления развитием наследственных признаков, использование мутагенеза в селекции.
  • 7. Разработка мероприятий по защите наследственности человека от мутагенного действия факторов окружающей среды.
  • 8. Разрабатывать способы исправления поврежденной генетической информации.

Для решения вышеозначенных задач разработаны методы, позволяющие проводить исследования на разных уровнях организации.

Гибридологический метод : позволяет получить разностороннюю количественную характеристику закономерностей наследования, особенностей взаимодействия генов, механизмов и закономерностей наследственной и ненаследственной изменчивости.

Цитологические методы: изучают на клеточном уровне зависимость проявления признаков от поведения хромосом, изменчивости - от состояния хромосомного аппарата и другие аналогичные проблемы.

Биохимические методы : позволяют определить локализацию генов, контролирующих синтез специфических белков, выяснить механизмы регуляции активности генов и реализации наследственной информации на молекулярном уровне.

Популяционно-статистический метод : изучает механизмы наследственности и изменчивости на уровне сообществ и групп особей, генетическую структуру популяций и характер распределения в них генных частот, определяет факторы, влияющие на эти процессы.

Клинико-генеалогический метод : на основе родословных изучает передачу конкретного признака в ряду поколений.

Близнецовый метод : определяет роль генотипа и среды в проявлении признака.

Цитологический метод : исследует кариотип.

Методы генетики соматических клеток : изучают вопросы генетики человека в эксперименте.

Методы моделирования : изучают некоторые вопросы генетики, в частности генетики человека, с использованием мутантных линий животных, имеющих сходные нарушения, или математических моделей.

Экспресс-методы изучения генетики человека : микробиологический ингибиторный тест Гатри; биохимические и микробиологические методы; выявление Х- и У-хроматина; дерматоглифический метод.

Методы пренатальной диагностики наследственных болезней : определение альфа-фетопротеина (АФП); ультрасонографии (эхографии); хорионбиопсии; амниоцентеза; фетоскопии.

Значение генетики:

  • 1. Знание генетических механизмов и закономерностей формирования физической и психической сферы ребенка, правильная оценка роли наследственности и внешних факторов, в том числе воспитания, в процессе становления его характера необходимы специалистам педагогического профиля.
  • 2. Достижения генетики используются в изучении проблем иммунитета и трансплантации органов и тканей, в онкологии, при гигиенической оценке окружающей среды, определении устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам, для получения гормонов, ферментов, лекарств, лечения наследственных болезней и т. д.
  • 3. Знание генетики необходимо врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней.
  • 4. Использование законов наследственности и изменчивости лежит в основе создания новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов растений.
  • 5. Знание генетики необходимо для селекции микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.
  • 6. Применение генной инженерии позволяет получать нужные человеку биологически активные вещества путем биологического синтеза в промышленных условиях (антибиотики, инсулин, интерферон и др.).

История развития генетики началась с теории эволюции, которую опубликовал в 1859 английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов».

В 1831 году Дарвин присоединился к пятилетней научной экспедиции изучавшей окаменелости, найденные в породах свидетельствующих о животных, которые жили миллионы лет назад. Также Дарвин отметил, что на Галапагосских островах поддерживается своя собственная разновидность зябликов, которые тесно связаны между собой, но имели незначительные различия, которые, казалось были адаптированы в соответствии с их индивидуальной средой.

По возвращении в Англию, Дарвин на протяжении следующих 20 лет предложил теорию эволюции происходящую в процессе естественного отбора. Книга «Происхождение видов» была кульминацией этих усилий, где он утверждал, что живые существа лучше всего подходит для их среды обитания, у них больше шансов выжить, размножаться и передавать свои характеристики потомкам. Это привело к теории о постепенном изменении видов с течением времени. Его исследования содержат некоторые истины, такие как связь между животной и человеческой эволюцией.

Книга, положившая начало истории развития генетики была крайне противоречивой на то время, так как он бросил вызов доминирующим взглядом в период, когда многие люди буквально думали, что Бог создал мир за семь дней. Он также предположил, что люди были животные и, возможно, произошли от обезьяны. Он отметил, что через тысячи лет эволюции животные имеют свои тела приспособившись к жизни. Если люди произошли от животных на протяжении миллионов лет, определенные врожденные качества остались и сегодня.

1859 — Чарльз Дарвин публикует «Происхождение видов»

Наука узучающая наследственную изменчивость привела к развитию молекулярной биологии для более глубокого понимания механизмов наследственной изменчивости и науке генетика.

Начальный этап развития молекулярной биологии

Начальный этап развития молекулярной биологии принадлежит швейцарскому физиологическому химику Фридриху Мишеру который в 1869 году впервые выявил, как он назвал «нуклеиновые» ядра человеческих белых кровяных клеток, которые мы знаем сегодня, как дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК).

Первоначально Фридрих Мишер изолировал и охарактеризовал компоненты белка, белые кровяные клетки. Для этого он взял из местной хирургической клиники гной-насыщенные бинты, которые он планировал промыть перед фильтрацией белых клеток крови и выделения их различных белков.

Однако, в процессе работы наткнулся на вещество, обладающее необычными химическими свойствами в отличие от белков, с очень высоким содержанием фосфора и устойчивостью к перевариванию белка. Мишер быстро понял, что он открыл новое вещество и почувствовал важность своего открытия. Несмотря на это, потребовалось более 50 лет широкой научной общественности, чтобы оценить его работу.

1869 Фридрих Мишер выделяет «нуклеиновые» кислоты или ДНК

Макромолекула ДНК обеспечивает хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической информации

Основные начальные этапы развития генетики

Основные этапы развития генетики начались с учения синтеза дарвинизма и механизмов эволюции живого.

В 1866 году, неизвестный монах Австрийский биолог и ботаник Грегор Мендель был первым человеком, чтобы пролить свет на пути, в котором признаки передаются из поколения в поколение.

Грегор Мендель сегодня считается отцом генетики

Он пользовался не такой известностью в течение своей жизни, и его открытия во многом не принимались в научном сообществе. На самом деле, он был настолько впереди, что потребовалось три десятилетия чтобы его открытия были приняты всерьез.

Между 1856 и 1863 г. Мендель проводил опыты на растениях гороха, пытаясь скрестить и определить «истинную» линию в определенной комбинации. Он выделил семь признаков: высота растения, форма и цвет стручка, форма семян, цвет и положение цветов и окраска.

Он обнаружил, что, когда желтый горох и зеленый горошек растение было выращено вместе, их отпрыски всегда были желтыми. Однако, в следующем поколении растений, зеленый горошек вернулся в соотношении 3:1.

Мендель ввел термины рецессивный и доминантный по отношению к чертам характера, для того, чтобы объяснить этот феномен. Так, в примере, зеленый признак был рецессивным, а желтый признак был доминирующим.

1866 — Грегор Мендель открывает базовые принципы генетики

В 1900 году, через 16 лет после его смерти исследования наследственных признаков гороха Грегора Менделя наконец восприняла широкая научная общественность.

Голландский ботаник и генетик Гуго де Фриз, немецкий ботаник и генетик Карл Эрих Корренс и австриец Эрих Чермак-Зейзенегг все самостоятельно переоткрыли работы Менделя и представили результаты экспериментов по гибридизации с похожими выводами.

В Великобритании, биолог Уильям Бейтсон стал ведущим теоретиком учения Менделя и вокруг него собралась восторженная группа последователей. История развития генетики потребовала три десятилетия чтобы в достаточной степени понять теорию Менделя и найти свое место в эволюционной теории и ввести термин: генетика как наука изучающая наследственную изменчивость .

Этические проблемы развития медицинской генетики

Этические проблемы развития медицинской генетики появились с начала 1900-х годов, когда зародилась наука евгеника (от греч. –«хороший род»). Смысл науки евгеники во влиянии на репродуктивные качества для определенных господствующих рас людей. Наука евгеника — особенно темная глава, которая свидетельствует об отсутствии понимания относительно нового открытие в то время. Термин «евгеника» был впервые использован около 1883 ссылаться на «науку» наследственность и воспитанность.

В 1900 году были переоткрыты теории Менделя, которые нашли регулярной статистической шаблон для характеристики человека как рост и цвет. В угаре исследования, которые последовали, одна мысль ответвляется в социальную теорию науки евгеники. Это было огромное народное движение в первой четверти 20-го века и была представлена как математическая наука, которая может предсказать черты характера и особенности человеческого существа.

Этические проблемы развития медицинской генетики возникли, когда исследователи заинтересовались контролем размножения человеческих существ, так что только люди с лучшими генами могли воспроизвести и улучшить вид. Сейчас это используется в качестве своего рода «научного» расизма, чтобы убедить людей, что некоторые расовые виды были выше других в плане чистоты, интеллекта и т. д. Это свидетельствует об опасностях, которые приходят с практикующей наукой евгеникой без истинного уважения к человечеству в целом.

Многие люди могли видеть, что дисциплина была пронизана неточностями, допущениями и противоречиями, а также поощрение дискриминации и расовой ненависти. Однако, в 1924 году движение получило политическую поддержку, когда Закон об иммиграции был принят большинством в Палате представителей и Сенате США. Закон ввел жесткие квоты на иммиграцию из стран для «низших» рас, таких как Южная Европа и Азия. Когда политический выигрыш и удобная наука евгеника объединили усилия появились этические проблемы развития медицинской генетики.

При продолжении научных исследований и внедрение бихевиоризма (наука о поведении) в 1913 году, популярность евгеники, наконец, начала падать. Ужасы институциональной евгеники в нацистской Германии, которые появились на свет во время 2-й мировой войны полностью уничтожили то, что осталось от движения.

Так, с конца 19 начала 20 века история развития генетики получила основные закономерности передачи наследственных признаков на растительных и животных организмах которые приложили в дальнейшем и к человеку.

Сейчас возникла наука , изучающая процесс старения организма.

Все природные данные о человеке хранятся в отдельном сейфе – генофонде, который содержит всю информацию о количестве и составе генов, присущих тому или другому виду.

Кодирование информации в генетике

Любой вид животных, насекомых, рыб и растений имеет неповторимый хромосомный набор. Например:

Окунь имеет – 14 пар;
комар – всего 3 пары;
курица – 39 пар;
человек – всего 23 пары.

Только половые хромосомы способны внести в генофонд человечества какие-то изменения.

Хромосома является цепочкой генов, причем располагаются гены в хаотичном порядке. Объяснить это научно пока не получилось. Известно, что генофонд человека – это порядка 28000 генов.

Какая информация заключена в каждом гене? Человеческие хромосомы содержат в себе такие показатели, как рост, расположенность к определенным болезням, предпочтения в пище и др. Любая индивидуальная особенность может проявиться через длительное время, возможно, в следующих поколениях. Некоторые ученые приписывают наследственность даже некоторым характеристикам отдельной личности, например, темпераменту. Хотя доказать это с научной точки практически невозможно.

В современном мире остро стоит вопрос сбережения генофонда. В странах с высоким уровнем жизни намечается тенденция к рождению детей в зрелом возрасте, а это чревато определенными проблемами, ведь с возрастом гены меняются, как говорят ученые – «ломаются». Рождение ребенка у родителей с измененными от возраста генами чревато проявлением различных нарушений на генном уровне. Такой ребенок может иметь врожденные болезни, такие как синдром Дауна.

Основные понятия генетики

К основным понятиям генетики в этой области науки относятся: генофонд, генотип и геном.

Винклер, описывая присущую одному виду совокупность генов, придумал понятие «геном». Было это в 20 годах XX века. То есть все гены каждого человека, как отдельного вида, можно назвать – «геном». Современная наука под этим словом понимает общий набор хромосом и элементов вне набора хромосом, которые находятся в отдельной клетке и несут генетическую информацию.

Генотип – более узкий термин. Он обозначает все гены, присущие одному конкретному человеку. Причем участки некодирующие ДНК в него не входят.

Понятие «генофонд» предложил в 1928 г А.С. Серебряковский. Все гены одной популяции это и есть генофонд. Для человечества в целом – это все гены Homo Sapiens.

Генофонд человечества – это гены всех рас, наций всего населения планеты. Естественный отбор человечества основан на различных генетических и наследственных патологиях.

Генофонд меняется со временем

Многие ученые с уверенностью заявляют, что сейчас происходит изменение генофонда. Связано это с тем, что человечество значительно меняет состояние окружающей среды, а это приводит к росту уровня заболеваний и снижению качества жизни.

Формировался генофонд очень долгое время, путем длительного процесса эволюции. В результате эволюции, популяции приспосабливались к определенным условиям среды проживания, вырабатывались необходимые гены. Именно так жители той же Африки получили свой цвет кожи и устойчивость к ультрафиолету.

Изменение генофонда, как отрицательный процесс не стоит рассматривать. Довольно часто индивидуальные дефекты человека с легкостью компенсируются навыками, выработанными в течение всей жизни. Не следует исправлять генофонд, природа сама сделает необходимые поправки со временем.

Хорошие показатели прироста населения в мире не являются показателем благополучия генофонда. Современный человек теряет природные качества, например, появляется все больше женщин не способных рожать. Возможно, в будущем науке удастся побороть многие генетические заболевания, а пока именно сохранение генофонда является приоритетной задачей для всех ученых мира.

Генетика - наука, изучающая геном (последовательности цепей ДНК) человека. Наука, стоит сказать, достаточно молодая, поскольку и геном человека был расшифрован не так давно. Однако возможности генетики идут далеко за пределы обычной медицины. Зная причину болезни и человеческих характеристик на генетическом уровне, мы могли бы лечить их и изменять раз и навсегда, еще в самой юности человеческого зародыша. Конечно, такой подход не выдерживает этической критики, но в будущем все может измениться. В основе генетики лежит изучение генома человека - кода, зашифрованного в каждой клетке и определяющего ее развитие. Известно, что ДНК передается по наследству, видоизменяясь с каждым переходом. Зная ее досконально, мы могли бы проследить путь ее развития к самым корням и заглянуть в будущее генома отдельного человека или его детей.

Associated Press сообщает, что лауреат Нобелевской премии и биолог Крейг Мелло знал о беременности в Китае с участием за несколько месяцев до того, как новость стала публичной. То, что выдающийся ученый знал об этой крайне неэтичной работе, но предпочел молчать, является серьезным поводом для беспокойства и признаком того, что культура вокруг сомнительных исследований должна измениться.