Биогафии

Дисциплинированный человек как. Шаг к самодисциплине: помощь мозгу. Мы поняли, что можем внедрять в свою жизнь Огромные изменения, деля их на маленькие кусочки, и управлять ими. Мозг даже и не подумает сопротивляться таким переменам, для него это будет ко

Каждый из нас слышал про такое качество, как дисциплинированность. Это особая черта характера, над выработкой которой нужно трудиться. И заключается её особенность в привычке человека соблюдать нормы поведения и правила работы. Дисциплинированность достаточно тесно связана с таким понятием, как самоконтроль. Впрочем, обо всём - по порядку.

Сущность понятия

Итак, дисциплинированность - это сознательное отношение к своим обязанностям и собственному поведению. Оно формируется параллельно выработке определённых навыков. Самым важным из которых является самодисциплина.

Это умение человека подчинять свою деятельность разумным основаниям, бороться со склонностями и влечениями низшего порядка, лишь уводящими его от исполнения определённых обязанностей. И это хорошее качество. Поскольку человек, следующий пресловутым увлечениям, не имеет сильной воли. Он чувствует лишь вялость и подавленность. А в борьбе с ленью у него получается развить чувство долга и закалить волю.

Личная дисциплинированность находится на достойном уровне у тех людей, которые имеют более-менее устоявшиеся моральные убеждения, соблюдают установленный в своей жизни режим и определённые привычки. Всё это играет свою роль в развитии вышеупомянутого качества.

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется - то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность - это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим - смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы - это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

О привычках

Не только режим связан с таким понятием, как дисциплинированность. Это смежные понятия, и с ними тесно переплетаются ещё и привычки. Представляющие собой определённую моральную ценность, разумеется. И способствующие развитию дисциплинированности.

Например, привычка быть активным и не сидеть на месте. Такие люди обычно грамотно распределяют свои ресурсы и многое успевают. Ещё доводить начатое дело до конца. Если человек не бросил его на полпути, значит, он ответственный. Это важное качество. Оно присуще людям, не боящимся нести ответ за свои действия и поступки, а также быть честными в отношении себя и других.

Любая полезная привычка формируется через действие. Человек воспитывает в себе определенные качества, постоянно повторяя способ того или иного поведения. Людям, практикующим это, легче выработать дисциплинированность - так как они к этому привыкли. Хотя им зачастую и не нужно формировать данное качество. Так как их образ жизни уже сам давным-давно его выработал.

Умение мыслить

Оно тоже очень важно. Дисциплинированность подразумевает выполнение поставленных задач. Которые нередко требуют мотивации - побуждения к действию путём представления образа, имеющего ценность и смысл деятельности. Для этого надо мыслить и уметь задавать себе вопросы. «Как нужно поступить? Почему? В какие сроки это необходимо сделать? Зачем мне это вообще нужно? Что я получу?» - не стоит стесняться задаваться такими вопросами. И находить ответы. Поскольку достичь цели можно лишь в том случае, когда правила и приоритеты точны, ясны и закреплены в памяти.

Это важно. Правила делают выполнение чего-либо намного проще и легче. Если бы их не было, то человек каждый раз перед тем, как приступить к работе, испытывал бы сложные переживания, побуждающие к действию. И волевые проявления, соответственно, были бы осложнены.

О правилах

Теперь можно обратить внимание на примеры дисциплины. А точнее, на правила, которые направлены на воспитание данного качества.

Они должны быть целесообразными. Человек обязан не подчиняться им вслепую, а разумно следовать, понимая пользу. Но соблюдать правила нужно - они для того и созданы. В противном случае эти положения потеряют своё существенное качество. И конечно, они обязаны быть краткими, ясными и четко сформулированными - чтобы возможность разноречивого толкования была полностью исключена.

Примеры

Многие люди хотят обрести качество, о котором было так много сказано. И некоторые примеры дисциплины действительно вызывают уважение и восхищение. Что ж, воспитать это в себе вполне реально.

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину. Во-первых, нужно выполнять обещания. Во-вторых - быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Не стоит держать других в неведении - надо их предупредить.

В-третьих, нужно учиться говорить и писать грамотно. В-четвертых - необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

В-пятых, любую пришедшую в голову идею, кажущуюся перспективной, нужно записывать.

Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз может спасти в этой жизни.

Воинская дисциплина

Это ещё одна тема, которую нельзя обойти вниманием. Поскольку армия, войсковая служба - то, что подразумевает выработку дисциплинированности в первую очередь.

Для начала - о понятии. Воинская дисциплина является точным и строгим соблюдением каждым военнослужащим тех правил и порядка, которые установлены законом, Уставом и приказами вышестоящих командиров. Основывается она на знании личной ответственности перед Отечеством и

Дисциплина обязывает военнослужащих соблюдать законы РФ, Конституцию и хранить верность присяге. Также они должны беречь государственное и военное имущество, справляться с трудностями и идти на всё, лишь бы защитить Родину. Помимо этого, они должны быть бдительными, хранить военную/государственную тайны и проявлять уважение ко всем остальным. Впрочем, это далеко не всё. Перечисленное, а также многое другое воспитывается во время службы - методом выработки морально-психологических ценностей, боевых качеств, сознательного повиновения начальникам и т. д.

О проявлении качества

Дисциплинированного человека легко узнать. Это благостное качество личности. Люди, которым он свойственно, живут по моральным законам, выглядят ответственными, целеустремлёнными, поддерживают гармоничные отношения с остальными, проявляют уважительность, заботливость и бескорыстие. Дисциплинированность многогранна. Она может проявляться даже «из-под палки», по приказу. Например, в рабочей сфере - просто потому, что так надо, начальник приказал. Но качеством личности дисциплинированность может стать лишь в союзе с чувством долга, сознательностью и осознанностью.

      • Человеческий мозг так устроен, что противится резким изменениям. Если Вы задались целью, и выполняете сложный «титанический» труд, типа: «Завтра Я – новый человек!», то велика вероятность того, что Вы перегорите. Перегореть – значит вернуться назад в прошлое состояние, так называемый эффект «йо-йо» (по типу игрушки), когда из состояния «А» надо перейти в состояние «Б», но по итогу Вы в «А».

Самодисциплина – один из показателей успешности человека. Как себя дисциплинировать читайте в нашей статье

1 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: КОМФОРТНЫЕ ШАГИ

Человеческий мозг так устроен, что противится резким изменениям. Если Вы задались целью, и выполняете сложный «титанический» труд, типа: «Завтра Я – новый человек!», то велика вероятность того, что Вы перегорите. Перегореть – значит вернуться назад в прошлое состояние, так называемый эффект «йо-йо» (по типу игрушки), когда из состояния «А» надо перейти в состояние «Б», но по итогу Вы в «А».

Постепенно, шаг за шагом начните выходить из зоны комфорта. Такой метод наиболее стабилен.

Меняйтесь шаг за шагом, и через год Вы можете стать совершенно другим человеком.

Фокус в том, что мозг принимает небольшое изменение, как за базовую точку, а значит сделать следующий шаг будет уже проще. Используйте это правило!

«+ » мозг легче принимает небольшие изменения

«» мозг противится резким изменениям

2 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: БОЛЬШИЕ ВЕЩИ ИЗ МАЛЕНЬКИХ

Легче привыкать к множеству небольших изменений, чем к одному большому.

Пример: что легче будет перенести?

  • один огромный камень весом в 100 кг;

  • множество камушков весом не более 20 кг поочередно.

Несколько легких камней кажется задачей более простой, правда?

Преодоление новых маленьких изменений приводит к Огромным результатам.

Пример 2-ой: Вы поставили цель пробежать , но уже на 5-ой минуте выдыхаетесь, техника «небольшие шаги» будет эффективным приемом.

Первый день бегите – 5 минут, через день бегите – 10 минут, еще через день – 15 минут, таким методом прибавляя к новой тренировке всего 5 минут, можно легко дойти до отметки 120 минут.

Всего 48 дней, чтобы перейти от 5-ти минутного бега до 2-ух часового!

ПОМНИТЕ! Мозг противится резким изменениям и легче принимает маленькие.

3 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: ПОСТЕПЕННОСТЬ

Мы поняли, что можем внедрять в свою жизнь Огромные изменения, деля их на маленькие кусочки, и управлять ими. Мозг даже и не подумает сопротивляться таким переменам, для него это будет комфортно.

Правило постепенности работает во многих аспектах нашей жизни:

  • ребенок учится ходить шаг за шагом, день за днем…;

  • чтение книг начинается с алфавита от «А до Я»;

  • письменность – это навык, который достигается тренировками, сначала с букв, потом слов;

  • устраиваясь на новое место работы дается испытательный срок, чтобы можно было постепенно вклиниться в рабочие процессы;

Вспомните собственные примеры из жизни.

4 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: ИСКЛЮЧЕНИЯ

Научиться управлять Своим временем поможет метод дзюдо (мягкий путь).

Контролировать время непросто, поэтому предлагаем делать это мягко и дозировано.

Пример: прожигаете время в интернете за социальными сетями? Замените интернет на:

  • чтение книг 15-30 минут в день;

  • уборку комнаты – 15 минут;

  • помощь или общение с родными/близкими – 30 и более минут;

  • тренировку (бег, турники, вело прогулка и прочее) – 30 и более минут;

  • знакомства с новыми людьми (знакомства по интересам, хобби, с противоположным полом).

А к концу дня зайдите в интернет – социальные сети и убедитесь, что ничего глобального за день не произошло. Только не просиживайте долго, минут 30 будет достаточно.

Таким образом работает правило исключения. Исключайте из жизни вещи, которые не несут конкретной пользы Вам и окружающим Вас.

ПОМНИТЕ! Резкое изменение привычек встречается резким сопротивлением мозга. Мягко и дозировано внедряем в жизнь перемены.

Через время обучения процессов самодисциплины, каждый начинает замечать, что:

  • валяться на диване не круто (лучше заняться полезными делами);

  • телевизор с рекламой отупляет (в большинстве случаев);

  • за пределами интернета есть жизнь!

  • Я меняюсь.

5 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: ПОМОЩЬ МОЗГУ

Даже после внедрения всех приемов, иногда тело и голова будут сопротивляться.

Несколько примеров:

  1. К каждой новой тренировке по бегу Вы прибавляете по 5 минут и уже дошли до часового бега, но голова и тело начинают противиться. Голова говорит, что час – это долго, тело говорит, что трудно.

Что делать?

Помогите голове и телу, скажите себе: «Я одену только беговой костюм и кроссовки», про бег даже не думайте. Переоделись? Хорошо, а теперь будет глупо не бежать, да и тело с головой уже настроились на бег, ведь они знают, что со спортивной одежды начинается тренировка.

  1. У Вас первое свидание, Вы жутко волнуетесь, переживаете, в голову лезут множество мыслей по поводу и без: я маленького роста, я слишком длинный и худой, у меня мало денег, пахнет из-за рта, лысый, толстый и т. д.

Действительно, поводов волноваться полно.

Что поможет?

Понимание того, что скорее всего другой человек тоже волнуется, и что в голову ему лезут подобные мысли. Он такой же, как и Я. И наконец вариантов развития после первого свидания всего 2:

а. Он (она) встретится второй раз;

б. Он (она) не будет больше встречаться;

При том, что 2-ой вариант может выберете Вы сами?

Используйте такой психологический прием «помощь мозгу» и будет проще себя дисциплинировать.

6 ШАГ К САМОДИСЦИПЛИНЕ: ПЕРЕЗАРЯДКА

Это практическое упражнение, помогающее снять усталость, стресс, перегрузки мозга, если это требуется.

Побудьте в течение дня в тишине и наедине с собой 10 минут. Без телефона, компьютера, без всех тех вещей, что отвлекают.

Утром на 1-2 часа воспользуйтесь информационной диетой (без телевидения, радио, компьютера), разве что книгу почитайте.

Выполняйте эти рекомендации и уже на 2-ую неделю будут результаты!

Дисциплинированность выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга.

Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу. Формирование дисциплинированности связано с выработкой определенных навыков дисциплинированного поведения.

Большое значение в воспитании дисциплинированности имеет самодисциплина. О самодисциплине говорят тогда, когда человек подчиняет свою деятельность разумным основаниям, сознательно борясь с влечениями и склонностями низшего порядка (например, со склонностью к лени), уводящими его в сторону от исполнения тех или иных обязанностей. Следование этим влечениям развивает слабость воли, ее вялость. Наоборот, в борьбе с ними человек закаляет свою волю и развивает чувство долга.

Самодисциплина предполагает наличие у человека более или менее сложившихся моральных убеждений. В детском возрасте сознательное подчинение своего поведения разумным основаниям, сознанию и чувству долга достигается только в процессе систематического воспитания, которое в начальной стадии проходит в рамках подчинения чужой воле. Подчинение определенным общественным требованиям, а в условиях детства - воле старших является необходимым для развития дисциплинированности.

Для воспитания дисциплинированности большое значение имеют соблюдение установленного режима, закрепление выработанных в течение жизни привычек и навыков дисциплинированного поведения и подчинение определенным правилам.

Режим. Его существенной стороной является строгое распределение во времени различных видов деятельности. Наличие режима вносит известную систему и порядок в деятельность человека, наоборот, его отсутствие приводит к разбросанности и случайности волевых усилий. Неорганизованность рабочего времени, беспорядочная работа урывками связаны с излишней затратой волевых усилий, так как в этих условиях приходится всякий раз заново, повторно приспособляться к работе.

Привычки и навыки дисциплинированного поведения. Выполнение режима содействует выработке ценных привычек: всегда быть активным, затрачивать в определенных условиях всегда строго необходимые волевые усилия, быть устойчивым в их проявлении, доводить начатое дело до конца, не бросая его на полпути, быть решительным, быстро и определенным образом действовать и т. д.

При воспитании этих привычек важно учитывать, что они формируются всегда через действие. Существенную роль при этом играет повторение действия или способа поведения, который необходимо превратить в привычку. Большое значение имеет фактор непрерывности в упрочении соответствующих привычек: воспитывая привычки, не следует упускать ни одного конкретного случая, в котором может проявиться интересующее нас поведение или проявление воли. Привычка к дисциплинированности не самоцель, а лишь средство для наилучшего осуществления общественно значимых действенных проявлений личности.

Правила поведения. Правила и нормы поведения и труда раскрывают или цели поведения («делай то», «не делай этого»), или средства для достижения этих целей («поступай так», «от таких действий воздерживайся»). И в том и в ругом случае правила достигают своей цели только тогда, когда они ясны и точны, легко понимаются н закрепляются в памяти. Сила их воздействия на поведение заключается в том, что они являются кратко выраженными положениями, за которыми стоят сложные представления, понятия и чувства.

Правила облегчают выполнение требуемой деятельности, делают ее определенной и точной. Если бы у нас не было таких правил и мы были бы вынуждены для обеспечения дисциплинированного поведения каждый раз поднимать сложный комплекс переживаний, который побуждает нас действовать так, а не иначе, наши волевые проявления были бы крайне затруднены.

Правила, направленные на воспитание дисциплинированности, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть целесообразными, обеспечивать не слепое подчинение, а разумное следование им.
  • Непосредственно связываться с теми или другими определенными видами деятельности.
  • Быть краткими, ясно и точно формулированными и не допускающими разноречивых толкований.
  • Строго соблюдаться, иначе они теряют самое существенное свое качество - качество строгого императива, которому должен подчиняться воспитанник в своем поведении.

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

Когда каждый ресурс в человеке,
физический и ментальный,
используется целенаправленно,
возможности человека в решении проблемы
увеличиваются стократ.

Норманн Винсент Пил.

Современный культурный человек – это не только образованный, но и высоконравственный, организованный, предприимчивый человек, способный принимать на себя ответственность, видеть не только сиюминутную задачу, но и будущие перспективы, то есть смотреть вперед.

Такие личностные качества как ответственность, сознательность, активность концентрирует в себе дисциплинированность. Ставшая устойчивым качеством, она позволяет личности справляться с предъявляемыми к ней окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами. Наконец, можно сказать, что тот или иной уровень дисциплинированности является критерием культурного уровня личности, показателем развития ее духовного мира, коммуникативных способностей. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения таких личностных качеств как дисциплинированности и самодисциплинированности.

Переход России к рыночной экономике привел к резкому изменению ценностных ориентаций в обществе и в значительной мере осложнил процесс социализации, в том числе и формирования дисциплинированности.

В предлагаемой вашему вниманию мастерской школьники не только осознают ценность дисциплины и дисциплинированности, но и учатся анализировать проблемы, искать пути их решения.

В мастерской могут участвовать школьники разного возраста, студенты ССУЗов.

Открывается мастерская упражнением «Руки-ноги» (В. Букатов). На один хлопок мастера участники поднимают руки, на два хлопка – встают. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда играющие уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, ведущий пытается сбить участников с толку.

Условия необходимо объяснять предельно кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть», - после чего ведущий мастерской тут же подает сигналы.

Моментальное включение участников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учащихся (студентов) уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

Эта игровая ситуация не только создает настроение, включает всех в игру, завораживает создаваемым ритмом, но и подводит к мысли о том, что справиться с упражнением смог тот, кто способен четко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Участникам мастерской предлагается по кругу высказаться, что помогло именно ему быстро включиться в упражнение, не сделать ошибку, не сбиться с заданного ритма.

Таким образом, ведущий подводит участников мастерской к мысли о том, что добиться успеха в любой деятельности можно благодаря целеустремленности, самоорганизованности, способности к произвольному соблюдению правил.

Для проведения следующего этапа мастерской, участникам необходимо разделиться на 3-4 группы, одна из которых «эксперты» («экспертов» должно быть столько же, сколько групп).

Каждая группа получает задание:

  1. Составить ассоциативный ряд к слову «дисциплина». После подготовки ассоциаций от каждой группы выступает по одному человеку. «Эксперты» выносят ассоциативный ряд на доску. (Дисциплина – порядок, правило, строгость, контроль, организованность, самостоятельность, свобода).
  2. Назвать черты, отличающие дисциплинированного человека от недисциплинированного. Группы работают самостоятельно. После выполнения задания каждая группа высказывает свои мысли. «Эксперты» по мере выступления оформляют запись на доске.
Дисциплинированный человек Недисциплинированный человек
  • организованный;
  • выдержанный;
  • соблюдает правила;
  • не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня;
  • доводит начатое дело да конца;
  • пунктуальный;
  • аккуратный;
  • ответственный;
  • готов подчиняться собственным целям и т.д.
  • неорганизованный, несобранный;
  • не соблюдает правила поведения;
  • не доводит начатое дело до конца;
  • часто опаздывает на уроки (деловые встречи);
  • нередко что-то забывает, теряет, держит свои вещи в беспорядке и т.д.
  • безответственный;
  • не способен ставить перед собой цели и подчиняться им и т.д.

На следующем этапе команды включаются в игру, которая дает возможность одновременно с поиском ответов на вопросы: «Что такое дисциплина и дисциплинированность? Для чего необходимо быть дисциплинированным, самодисциплинированным?», проявить смекалку и умение работать сообща.

Несколько вариантов ответа дают цитаты из книг С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», М. Монтессори» Метод научной педагогики», А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей». Ответ нужно прокомментировать, высказать свое понимание мысли педагогов. Каждый в группе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает ее и комментирует:

  • «Понятие дисциплины…тесно связано с понятием работы и труда. Производительность необходимо требует дисциплины: чтобы жить и побеждать в жизни, мы принуждены быть дисциплинированными 1 ».
  • «Дисциплинированный человек владеет сам собой 2 ».
  • «Раз дисциплина основана на свободе, то и сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная. Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собой и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу 3 ».
  • «…дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности 4 ».

1 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:»Школа – Пресс», 1995. С. 64.

2 Там же. С. 64.

3 Монтессори М. Метод научной педагогики// (Антология гуманной педагогики). М., 1999. С. 108.

4 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.24-25.

(Ведущий готовит эти или другие цитаты, в зависимости от возрастной категории участников мастерской).

«Эксперты» внимательно слушают и подводят итоги.

Следующий шаг мастерской – решение проблемных ситуаций. Для этого каждый участник на небольшом листе бумаги обозначает свою проблемную ситуацию, которая является следствием недостаточно сформированной самодисциплинированности. Проблему необходимо сформулировать в виде вопроса (например, «Как найти время для чтения, если я очень занятый человек?», «Как не опаздывать в колледж (школу) к первому уроку?», «Как успевать выполнять домашнее задание и заниматься любимым делом?» и т.п.).

Затем участники кладут все листы на подносы (в каждой группе свой поднос) и после того как листы будут перемешаны «экспертами», берут по одному из общей массы. Каждому участнику необходимо зачитать вслух тот вопрос, который он «вытянул» и сразу предложить свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Выслушав предложение одного из участников, остальные члены группы могут добавить, высказав свое мнение по данной проблеме. Таким образом в каждой группе происходят поиски лучшего решения обозначенных проблем. Ход рассуждений фиксируется «экспертами» и афишируется.

Как найти время для чтения, если я очень занятый человек?

  • Составить режим дня, где был бы час для чтения.
  • Научиться технике быстрого чтения.
  • Брать книгу с собой и читать в любой удобный момент и т.д.
  • Как не опаздывать в колледж к первому уроку?
  • Вставать строго по звонку будильника.
  • Составить режим дня и соблюдать время утреннего подъема.
  • Включить в режим дня утреннюю гимнастику и контрастный душ, что позволит мобилизоваться, повысить жизненный тонус.
  • Собирать сумку с учебниками и всеми необходимыми принадлежностями с вечера и т.д.

Мастер подводит участников к мысли о том, что многие проблемы возникают вследствие неумения правильно организовать себя, свой рабочий день; неумения планировать, подчиняться собственным целям, доводить начатое дело до конца и т.п. Все эти качества интегрирует в себе дисциплинированность, самодисциплинированность.

Мастерская завершается фразой, которую заканчивают все участники занятия, встав в круг: «Быть дисциплинированным – значит…»

  • быть свободным;
  • быть успешным;
  • все успевать;
  • соблюдать правила поведения;
  • иметь много друзей и т.д.