Биогафии

Дуэль и смерть поэта. Смертельное ранение Пушкина. Уголовное следствие и “наказание”…

8 февраля 1837 состоялась роковая дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.Среди историков по сей день не утихают споры о причинах и обстоятельствах дуэли и о том, можно ли было ее предотвратить, а в народе давно минувшие события на Черной речке обросли легендами и небылицами. сайт собрал подлинные факты о последней дуэли и смерти Александра Сергеевича Пушкина.

Два вызова на одну дуэль

В ноябре 1836 года Пушкин и несколько его друзей получили анонимный пасквиль, автор которого в своем сочинении называл поэта «рогоносцем», намекая на мнимую связь его жены, Натальи Николаевны, с офицером Жоржем Дантесом и даже с самим царем Николаем I. Возмущенный поэт вычислил, что автором письма был приемный отец Дантеса - барон Луи Геккерн. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, но через неделю после этого француз сделал предложение руки и сердца Екатерине, родной сестре жены Пушкина. Руководствуясь родственными чувствами, поэт отозвал вызов на дуэль, но прекратил всякое общение с Геккерном и его сыном. После свадьбы Дантеса и Екатерины Гончаровой слухи о любовной связи француза и Натальи Пушкиной не утихали, тогда поэт написал оскорбительное письмо барону. В тот же день Геккерн заявил Пушкину, что Дантес от его имени вызывает поэта на дуэль. Пушкин вызов принял.

Свадьба во избежание дуэли

Луи Геккерн был голландским посланником в России. Из-за дуэли приемного сына барон рисковал быть лишенным поста и выдворенным из государства. Историки утверждают: чтобы спасти карьеру отца, Дантес решил избежать дуэли, женившись на Екатерине Гончаровой. Он поставил Пушкину условие, что сделает предложение Екатерине, если поэт отзовет вызов на дуэль, и тот согласился. По воспоминаниям современников, сестра Натальи Николаевны не была хороша собой, к тому же, Дантес был младше ее на четыре года. Свое гневное письмо после свадьбы француза с Гончаровой Пушкин направил не Дантесу, а Геккерну, потому что считал своим главным обидчиком именно барона и говорил, что Дантес уже и так наказан свадьбой с нелюбимой женщиной.

«По ком ты будешь плакать?»

Готовясь к дуэли с Дантесом в первый раз, Пушкин спросил свою жену: «По ком ты будешь плакать?». Наталья Николаевна, не задумываясь, ответила: «По том, кто будет убит». В тот раз дуэль не состоялась: Дантес женился на младшей сестре Гончаровой, и они с Пушкиным стали свояками.

Дуэль можно было предотвратить

После свадьбы Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой окружение Пушкина считало, что конфликт между ним и французом исчерпан, и практически никто не подозревал о вновь готовящейся дуэли. О предстоящем событии на Черной речке поэт рассказал лишь княгине Вере Вяземской и баронессе ЕвпраксииВревской, своей соседке по имению. Тем не менее, они не стали отговаривать поэта и не раскрыли никому его тайну. Даже в день дуэли ее можно было предотвратить. 8 февраля Пушкин со своим секундантом Данзасомехали в санях к месту дуэли на Черной речке. На Дворцовой набережной, у Троицкого моста, они встретили жену Пушкина, которая ничего не подозревала о готовящемся событии. Возможно, она бы остановила своего мужа, но, к сожалению, Наталья Николаевна была близорука и не увидела Пушкина, а тот и вовсе смотрел в другую сторону.

29-я дуэль

Согласно подсчетам историков, роковая дуэль на Черной речке стала для Пушкина 29-й по счету. Примерно в половине случаев поэт был инициатором вызовов: поэт отличался вспыльчивостью и горячим нравом. В первый раз Пушкин сделал вызов на дуэль в 17-летнем возрасте. Соперником поэта оказался его родной дядя, Павел Ганнибал. Ссора произошла на балу: Пушкин танцевал с девицей Лошаковой, в которую был страстно влюблен. Во время танца Ганнибал увел юную прелестницу у своего племянника, и тот вызвал родственника на дуэль. Миролюбивый характер дяди Пушкина помог исчерпать конфликт уже через 10 минут. За все свои 29 дуэлей Пушкин никого не убил и пролил только кровь Дантеса, легко ранив его в руку.

Пушкин участвовал как минимум в 29 дуэлях. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Смертельные условия дуэли

Сами стрелявшиеся и их секунданты, подполковник Константин Данзас и виконт д`Аршиак, понимали, что по крайне мере один из соперников, скорее всего, погибнет.

По условиям дуэли, противники становились на расстоянии 20 шагов друг от друга, а между ними располагался барьер в 10 шагов. Стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру. Первым выстрелил Дантес. Пуля попала Пушкина в живот. Поэт ненадолго потерял сознание, но потом очнулся и заявил, что сделает ответный выстрел. Пушкин попал Дантесу в руку, и ранение оказалось неопасным. В завершение дуэли Дантес хотел произнести несколько примирительных фраз, но поэт отрезал: «Как только поправимся, снова начнем». Это были его последние слова своему сопернику.

Обещание царя

Узнав, что его ранение смертельно, Пушкин с помощью императорского лейб-медика Арендта и поэта Василия Жуковского отправил Николаю I последнее письмо. В своем обращении он просил царя о прощении за нарушение запрета на дуэли и о помиловании своего секунданта Данзаса. Николай ответил, что прощает Пушкина и обещает позаботиться о его жене и детях. Царь сдержал свое слово: он выплатил все долги поэта, назначил Наталье Николаевне пожизненную пенсию, выделил средства на воспитание детей Пушкина и издал его сочинения за государственный счет.

Условия дуэли Пушкина и Дантеса хрантся в музее-квартире поэта. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Остановленные часы

Пушкин прожил еще два дня после ранения и умер от перитонита у себя дома на набережной Мойки. Сердце поэта остановилось в 14.45 10 февраля. В момент смерти Пушкина часы в его квартире были остановлены, и их больше никогда не заводили. Эти, часы, ставшие вечным свидетелем трагедии, до сих пор хранятся в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12.

Судьба Дантеса

Участникам дуэли грозила смертная казнь, однако Николай Iсмягчил наказание. Секунданта Пушкина, Данзаса, приговорили к двум месяцам ареста, после чего тот мог вернуться на военную службу. Барона Луи Геккерна лишили офицерских патентов и выслали из России вместе с приемным сыном. Екатерина Гончарова уехала из страны вслед за Дантесом. За годы совместной жизни она родила мужу четверых детей. Впоследствии Жорж Дантес стал известным политическим деятелем во Франции и членом сената. Он считал, что дуэль с Пушкиным сыграла ему на руку, поскольку в России его судьба сложилась бы менее удачно. Дантес прожил до глубокой старости и умер в возрасте 83 лет.

В наше время Пушкина бы спасли

Советские врачи заявляли, что медики лечили Пушкина неправильно: обескровленному поэту ставили пиявок и делали холодные компрессы, что только усугубляло ситуацию. Знаменитый врач Николай Бурденко считал, что в XX веке поэта мог бы спасти даже хирург средней руки. Писатель Андрей Соболь решил провести эксперимент по смелым утверждениям медиков. В 1926 году он выстрелил себе в живот из нагана у памятника Пушкину на Тверском бульваре. Через 20 минут пострадавший уже лежал на операционном столе. Его ранение оказалось легче, чем у Пушкина, но спасти писателя также не удалось. Андрей Соболь умер через три часа после операции. Только сейчас, с развитием медицинских технологией, можно с уверенностью утверждать: если бы Пушкин был нашим современником, он остался бы жив.

Неизвестная история: дуэль Пушкина и Дантеса

Михаил Сафонов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:

29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 14:45 Александр Пушкин скончался от раны, полученной на дуэли двумя днями ранее. Казалось бы, в истории жизни и смерти поэта для ученых давно не осталось никаких тайн. Но нет, новые сведения продолжают появляться. И они заставляют иначе расставлять акценты в ситуациях, которыми был насыщен последний год жизни поэта.

К то кого оскорбил
– Классическая версия всем известна: Пушкин, оскорбленный ухаживаниями Дантеса за его женой, дрался с ним на дуэли. За скобками всегда оставался главный вопрос: почему вызов на дуэль послал Дантес Пушкину, а не наоборот? Ведь оскорбленным-то был поэт. Согласитесь, что-то здесь не так.

Утром 26 января Пушкин пишет гневное письмо нидерландскому посланнику Геккерну, где нет ни слова о дуэли, зато есть такие слова: «Я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел и возможность и намерение. <...> я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».

В тот же день поздно ночью секундант Дантеса д"Аршиак приносит Пушкину вызов на дуэль. Вызов был подписан Геккерном, внизу стояла приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною». Не слишком ли странная конструкция для дуэли за оскорбленную честь жены?

Кстати, до недавнего времени считалось, что это письмо Пушкин написал Геккерну после «ссоры на лестнице». Исследователи, пытаясь объяснить причину вызова, считали именно этот инцидент спусковым крючком всей дальнейшей трагедии. Они трактовали этот эпизод так: якобы Геккерн пришел у Пушкину домой, тот его не впустил и они поссорились на лестнице.

Ссора обозначена в записках Василия Жуковского, друга и покровителя поэта (он записывал все события – до дуэли и после нее) таким образом: «В понедельник приезд Геккерна и ссора на лестнице». Но... никакой ссоры Геккерна и Пушкина на лестнице не было.

Луи Геккерн

Голландский дипломат. Получил звание барона Первой французской Империи в 1813 году. Приёмный отец Жоржа Дантеса

Дело в том, что Жуковский даты ставил редко, но записывал все события именно так, как они следовали в жизни. Ссора упомянута между записью о том, как привезли домой раненого поэта, и о том, что 1 февраля Жуковский получил из Казначейства 10 тысяч рублей, выделенных Николаем I для вдовы и детей поэта.

Кроме того, едва ли только назойливые ухаживания Дантеса за Натальей Пушкиной могли грозить дипломату Геккерну бесчестьем при двух европейских дворах. Так что же заставило Пушкина требовать у него прекратить всякие отношения между семействами, грозя ему дипломатическим скандалом?

Жорж Шарль Дантес

Посланнику королевства Нидерландов в Петербурге барону Луи Якобу Дер Анна Борхард де Беверваард ван Геккерну было что скрывать. Он ведь, по сути, обманул двух монархов.

В 1833-м в Петербург приехал отпрыск обнищавшего французского рода 22-летний Жорж Дантес. Молодого человека интересовали деньги и карьера, и все способы для достижения этих целей ему казались хороши. А для императора Николая I было важно показать, что роялисты, подвергаемые во Франции преследованию, служат в России. Так молодой человек был зачислен на военную службу. А императрица Александра Федоровна даже оплачивала из собственных средств Дантесу службу в Кавалергардском полку...

По дороге в Петербург Дантес познакомился с посланником королевства Нидерландов бароном Геккерном. Этот человек, хотя и жаловался постоянно на бедность, был весьма состоятельным. Он собирал антиквариат и приторговывал им. Ввозил контрабандой по дипканалам дорогие вина - ему даже за это выносили официальное порицание.

Но была у Геккерна и иная страсть. В свете про посланника говорили: «Он окружил себя молодыми людьми самого наглого разврата». Среди которых был и Жорж Дантес...

своего короля Геккерн добился разрешения на инкорпорацию Дантеса в дворянство. Он предоставил ложные сведения о своих отношениях с Дантесом - и заставил поверить, что причиной просьбы об инкорпорации молодого человека в нидерландское дворянство, присвоении ему имени и титула Геккерна (что предполагало получение всех привилегий, связанных с этим) стало желание оказать помощь «воспитываемому» им юноше и при этом не передавать состояния иностранцу. А императора России Николая I посланник заверил: у него есть указ короля Нидерландов об усыновлении Дантеса. Если бы обман вскрылся, дипломата ждала бы серьезная кара от обоих монархов.

Нам были известны лишь два письма из переписки Геккерна и его молодого друга, и у исследователей не было возможности оценить всей гаммы отношений между Геккерном и Дантесом. Но несколько лет назад удалось уговорить потомков Дантеса опубликовать переписку целиком. Стало четко видно, как расчетливо кавалергард манипулирует дипломатом, когда тот пытается добиться разрешения на усыновление Дантеса. Так, о своей влюбленности в Геккерна он пишет точно в те моменты, когда у того возникают трудности с его усыновлением.

Идея с усыновлением была очень выгодна молодому человеку: он сразу получал и состояние, и положение в обществе. Влюбленный же в него Геккерн готов был в лепешку расшибиться, чтобы удержать молодого человека.

Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна

И вот весной 1835-го посланник отправляется на родину решать вопрос с усыновлением. Но по закону он мог усыновить только несовершеннолетнего родственника, не менее шести лет проживающего у него в доме, а самому Геккерну должно быть не менее 50 лет. Не сходилось ничего: они не были родственниками; у Дантеса были живы родители; ему шел 24-й год; он не проживал у посланника, да и вообще они были знакомы всего два года; а Геккерну было 46 лет...

В общем, король Нидерландов был против. И тут же появляется письмо Дантеса: он не верит, что король отказал в единственной просьбе барона. Может быть, пишет он, королю неприятно, «что ты распоряжаешься своим именем в пользу иностранца». Ответ Геккерна полон ревности: наверное, думает он, Дантес рад отказу. Жорж убеждает благодетеля: «...совершенно сжился с мыслью носить твое имя и был бы в отчаянии, если бы пришлось от него отказаться».

Но чтобы посланник не опускал руки, Дантес вдруг резко меняет тональность писем. Скорее для проформы пишет, что любит Геккерна «всей душой» и целует так же крепко, как любит, то есть «очень крепко», но при этом пытается отклонить его предложение перейти на «ты», потому что такое запанибратство, непонятое обществом, могло повредить его карьере... Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна.

Наталья Пушкина

Дантесу этого показалось мало, и в марте 1836-го он придумывает роман, которым с расчетливой наивностью делится с Геккерном: якобы влюбился без памяти, ему отвечают взаимностью, но мешает муж... Все это – якобы про Наталью Пушкину. Можно с уверенностью утверждать, что роман этот был полнейшей выдумкой. Нет ни одного свидетельства о том, что между Натальей Николаевной и Дантесом в тот момент были отношения такого рода. Кроме того, она была беременной на седьмом месяце.

А Геккерн был в Париже и всему верил. И, сгорая от ревности, трудился не покладая рук - искал выход из ситуации с усыновлением. И нашел: в итоге появилась схема инкорпорации Дантеса в дворянство Нидерландов, несмотря на то, что он находился на военной службе у российского императора без разрешения голландского короля, которое в таком случае было обязательным.

Решение принималось долго. Ни Минюст Голландии, ни Высший совет дворянства не спешили дать согласие. Доводы Геккерна там находили неубедительными, да и слухи о его сексуальной ориентации для чиновников не были секретом...

Но наконец 5 мая 1836 г. заветный указ был подписан. Правда, с серьезной оговоркой: сначала натурализация Дантеса, потом – и то если родственники Геккерна не будут против – инкорпорация его в дворянство Нидерландов с правом носить титул Геккерна и пользоваться привилегиями.

Но, как мы помним, Николаю I Геккерн сказал, что у него есть указ короля об усыновлении, так что уже в июне появилось постановление Сената о том, что поручик Егор Георгиевич Дантес теперь – барон Геккерн.

Женитьба Дантеса

– Свет счел это скандалом. «Это усыновление, – писал вюртембергский дипломат Х. фон Гогенлое-Киршберг, – стало предметом разговоров в петербургских салонах и послужило основанием для шуток мало приятных для обоих Геккернов». Нейтрализовать эти разговоры можно было только одним путем: либо Дантес женится, либо предъявит свету громкий роман - причем такой, который бы не давал ему возможности жениться. То есть речь должна была идти о замужней женщине.

Дантес воспользовался придуманным романом – с Натальей Пушкиной. И в августе 1836-го начал нарочито демонстративные ухаживания. Так продолжалось до ноября, когда Пушкин (как и семь его друзей) получил злобный пасквиль: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д. Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена».

Император Александр I

Для светской публики было очевидно: автор намекает на близость жены Пушкина с царем (фавориткой императора Александра I была супруга Нарышкина). Но Пушкин решил, что письмо – дело рук Дантеса и его «отца»: по мнению поэта, и бумага, и стиль были иностранными.

Автор пасквиля, надо сказать, до сих пор не установлен, хотя в разные годы было несколько графических экспертиз. Думаю, это был кто-то из русских недоброжелателей поэта: врагов у него было достаточно. Кстати, последняя экспертиза в 1987 году установила: пасквиль написан не иностранцем, человеком из высшего общества, и это не князь Иван Гагарин и не Петр Долгоруков (его авторство указала экспертиза 1928 года и опровергло исследование 1974-го), которые были друзьями Геккерна. Сегодня подозрение падает на Владимира Соллогуба.

Так или иначе, но в ноябре 1836-го Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, будучи уверенным в его авторстве. Геккерн вмешался, своеобразно уладив скандал: Дантес в итоге женился на сестре Натальи Николаевны – засидевшейся в девушках Екатерине Гончаровой. Бесприданница была счастлива. А Пушкина вынудили письменно признать: Дантес женится не из трусости, а так как сильно и давно любил Екатерину.

Поэт потребовал, чтобы все отношения между семействами после этого были прекращены. Но на такое Геккерн не мог пойти – иначе все его усилия замять скандал становились бессмысленными.

Александрина

Пушкин начал демонстративно третировать Дантеса, не желая с ним общаться. В отместку юный Геккерн стал гоняться за третьей сестрой Натальи Николаевны – Александриной Гончаровой. Тогда же появился слух: якобы Пушкин так же влюблен в свояченицу и даже живет с нею. Сейчас выяснили: это придумал не Дантес, а друг поэта Петр Вяземский (он завидовал успеху Пушкина и имел склонность к Наталье Николаевне, пытался за ней ухаживать).

Между тем Дантес, уже женившись в январе 1837-го на Екатерине, продолжал ухаживать за Александриной. Пушкина все это выводило из себя. Особенно оскорбительно это выглядело потому, что к свадьбе Екатерина была уже беременной (после того, как вопрос с замужеством был решен, она встречалась с Дантесом у родственницы – бывшей фрейлины Загряжской, проводя там по нескольку часов).

Был и еще один неприятный момент, связанный с Александриной. Геккерн, будучи большим скрягой, не собирался давать Дантесу и его жене Екатерине денег на горничную. А они собирались в Париж. И решили взять с собой Александрину - вместо горничной. Все это происходило как раз в январе 1937-го...

И не об этом ли очередном унижении узнал Пушкин на вечере у Вяземских 25 января? Ведь гневное письмо Геккерну он написал как раз после этого вечера, снова потребовав прекратить отношения между семьями. А Вяземский и его жена Вера потом всячески скрывали это и пытались представить дело так, что он уже написал его, когда приехал к ним.

По иронии судьбы гневное письмо Пушкина пришло к Геккерну на следующий день после праздничного обеда в честь 25-летия Дантеса. И Александрина, несмотря на это требование поэта, по-видимому, как раз обедала у них.

Что скрывали современники

Есть общепринятый миф, что Пушкин со своим секундантом Данзасом отправились на дуэль из кофейни Вольфа и Беранже. Это было придумано для того, чтобы спасти Данзаса. Участники дуэлей в то время приговаривались к смертной казни. Варварский способ казни – их вешали за ноги – шел от петровских времен; правда, ему не следовали и наказывали более цивилизованно.

В общем, на следствии нужно было представить Данзаса как человека, которого Пушкин встретил случайно и попросил быть свидетелем одного разговора во французском посольстве. Поэтому и возникла кофейня.

На деле же было так, узнаем мы из записок Жуковского: Данзас утром пришел к Пушкину домой, на набережную Мойки. Поэт послал его за пистолетами в магазин Куракина (напротив кофейни). В час дня поэт вышел из дому и отправился в кофейню, где они снова встретились с Данзасом. Из кофейни друзья отправились во французское посольство. Оттуда уже вместе с секундантом Дантеса д"Аршиаком поехали к месту дуэли.

Перед решающими событиями

К 1835 году атмосфера вокруг Пушкина становится поистине мрачной. К долгам, обострению болезни и другим трудностям добавилась проблема защиты чести семьи. Настойчивость императора, податливость Натальи Николаевны и ее неумное поведение, подающее повод для сплетен и пересудов, вели ситуацию к неизбежному финалу. В своей книге “Последняя игра Александра Пушкина” академик Н.Я.Петраков достаточно подробно показал, как развивались события, хотя некоторые нюансы неизбежно остались в стороне от стержня изложения. Попробуем это изложение повторить еще более кратко — практически конспективно.

Видя, что Пушкин “неадекватно” реагирует на его “ухаживания” за Н.Н., Николай принимает решение перевести стрелки дворцовых сплетен на Дантеса, карьера которого зависит от его благоволения. Дантес должен сделать вид, что он увлечен женой Пушкина. Он ухаживает за Н.Н. демонстративно шутовски, шаржированно, но свет с удовольствием эту игру подхватывает, а Н.Н. с согласия (если не по наущению) Николая принимает ее тоже. Пушкин, для которого поведение всех участников этой игры прозрачно, разворачивает свою контригру. К этому моменту для него вопрос о дуэли — неважно, с кем — решен: ведь дуэль, даже в случае ее благополучного исхода для стреляющихся, приведет к суду и как минимум — к высылке его из столицы, а именно этого он и добивается. Но именно этого не хотят все остальные участники игры: Николай в этом случае теряет Н.Н., которая должна последовать за мужем, Н.Н. теряет Николая, свет и балы, Дантес (если считать его тем, с кем Пушкин назначит дуэль) теряет карьеру. Такова диспозиция перед решающими событиями в этой истории.

1 июля 1836 года Пушкин отвергает приглашение на традиционный бал в честь дня рождения императрицы — под предлогом траура по матери, хотя сам в это же время появляется на других балах. Разозленная императрица, опекавшая Дантеса и даже приплачивавшая ему добавку к жалованью, требует от кавалергарда активизации в его ухаживаньях за Н.Н. В конце лета Пушкин, вернувшись из города на дачу, застает у Натали Дантеса, который специально задержался, зная о скором возвращении ее мужа. Пушкин разыгрывает сцену из анекдота, слышанного им на попойках в юности, намазывает губы сажей и, целуя Н.Н. в губы, выходит, дав понять Дантесу, что тому пора уходить. На выходе Дантес встречает Пушкина, который, заметив на губах Дантеса сажу с губ Н.Н., насмешливо улыбается.

Дантес приходит домой (он снимал комнату вместе с А.П.Трубецким) и говорит своему приятелю, что ему не понравилась улыбка Пушкина и что тот явно что-то замышляет. И точно, через 40 минут к ним приходит девушка с запиской от Н.Н., при чтении которой у изумленного Дантеса глаза на лоб лезут. После ухода Дантеса Пушкин, рассказав жене про свой фокус с сажей, требует у нее объяснений, и та вместо признания в невинном флирте выдает первую пришедшую на ум ложь: дескать, Дантес говорил с ней о его желании посвататься к ее сестре, Екатерине Гончаровой. (Это первое, что ей приходит в голову, приходит потому, что сестра влюблена в Дантеса, они между собой об этом говорили, и не раз, что теперь облегчает для нее возможность сказать, как она думает, в общем, невинную ложь.) Пушкин мгновенно использует это вранье и диктует ей записку, в которой Н.Н. сообщает Дантесу, что она рассказала об их разговоре мужу и что он согласен на брак Дантеса и ее сестры.

Женитьба Дантеса

Дантес в шоке (свидетелем этого шока был его приятель А.Трубецкой); он понимает, что шутить с Пушкиным опасно. Он вынужден теперь проявлять интерес и к Екатерине Гончаровой. 2 ноября Пушкин от кого-то узнает о состоявшемся у Полетики свидании Н.Н. с царем, застает ее врасплох, и жена, никогда не умевшая врать правдоподобно, излагает ему первую пришедшую ей в голову ложь о Дантесе, заманившем ее в ловушку, стоявшем на коленях и грозившем покончить с собой. Пушкина эта ложь устраивает (защищая честь его семьи, именно такую версию поддерживали для мира и он сам, и его друзья), и он начинает действовать. 3 ноября он рассылает друзьям (кроме одного-двух экземпляров, которые должны дойти и до царя) заблаговременно изготовленные им “дипломы рогоносца”. Пушкин дает понять своим друзьям, что дело тут не в Дантесе, а в царе, которого он вызвать на дуэль не может, и одновременно развязывает себе руки: под покровом тайны он может обвинить в изготовлении “диплома” кого угодно.

Н.Н. Пушкина.

4 ноября Пушкин сам получает “диплом” и в тот же день посылает вызов Дантесу, поставив в известность жену. Натали, в ужасе от того, какими последствиями грозит сам факт дуэли, мчится к Жуковскому, тот сообщает о вызове царю и немедленно начинает улаживать дело. 6 ноября Пушкин отправляет письмо министру финансов Канкрину, написанное с таким расчетом, чтобы тот немедленно показал его царю — что тот и делает. Вызов Дантесу и это письмо рассчитаны на то, чтобы царь согласился на личную встречу. В письме Канкрину Пушкин дает понять Николаю, что с этого дня отказывается от царских подачек, и тот факт, что царь не разрешил ему погасить свой долг предложенным Пушкиным способом (продажа имения), уже не имеет никакого значения: оба понимают, что это фактическое объявление войны.

Надежда на аудиенцию у императора не оправдалась: Жуковский, вместо того чтобы поспособствовать такой встрече, сделал все возможное, чтобы замять скандал: он находит выход в том, что было подсказано чуть раньше самим Пушкиным: Дантес, который и раньше, мол, подумывал о женитьбе на Екатерине Гончаровой (чему свидетельство — сохранившаяся у него записка Н.Н.), и в самом деле собирается жениться на ней. 7 ноября Жуковский радостно сообщает Пушкину, что все улажено: Дантес женится (дочь Николая I оставила свидетельство: “Papa заставил Дантеса жениться”). Пушкин в бешенстве: только что жена уверяла его, что Дантес смертельно влюблен в нее, и успела эту чепуху озвучить, рассказав ее близким друзьям поэта, а теперь он должен делать вид, что принимает всерьез ее уверения в том, что Дантес смертельно влюблен и в ее сестру. В порыве отчаяния и гнева Пушкин открывает карты Жуковскому, и тот, услышав, что вся интрига Пушкина направлена против царя, приходит в ужас: “Ради Бога, одумайся. Дай мне счастье избавить тебя от безумного злодейства, а жену твою от совершенного посрамления”.

Пушкин, который был уверен в том, что Дантес ни за что не женится на сестре Н.Н., теперь вынужден уступить посредникам (Жуковский и секунданты Д`Аршиак и Данзас). Несмотря на то что на замужество фрейлины требовалось разрешение императрицы, а брак между католиком и православной требовал еще и согласования с синодом, все разрешения и согласования были получены в считаные дни, и 13 ноября было объявлено о предстоящей свадьбе.

Последняя встреча с царем

Между тем давление на Пушкина усиливается. На первый бал открытия сезона 15 ноября Пушкин приглашения не получает под тем предлогом, что “он носит траур по матери” (объяснение императрицы, почему его вычеркнули из списка, — месть на аналогичный ход Пушкина летом того же года). Эта издевка особенно болезненна, поскольку Н.Н. приглашение получила. Двусмысленность ситуации очевидна даже ей, и она испрашивает совета у Жуковского, как ей поступить; тот пишет записку с настоятельным советом — если не требованием, чтобы она была на балу и непременно одна. В этой записке ее автор больше похож на сводника, чем на воспитателя престолонаследника. Жуковский, написав такую записку, и Н.Н., последовав его совету, поставили последнюю точку: Пушкин в этой борьбе остался абсолютно один против сплотившихся друзей и врагов.

Светом брак между Дантесом и Екатериной Гончаровой трактуется как жертва Дантеса во имя спасения честного имени Н.Н. Геккерен и Дантес пытаются наладить родственные отношения, но Пушкин наотрез отказывается такого рода отношения с ними поддерживать и принимать их у себя в доме. Тем не менее теперь у Дантеса появляется возможность на вполне официальном основании бывать там же, где бывает Н.Н. с сестрами, и продолжать свой шутовской флирт с Н.Н., подогревая любопытство света и удобряя почву для сплетен.

Пушкин, раздосадованный тем, что он сам подсказал противникам встречный ход, и тем, что дуэль не состоялась, разворачивает другой вариант контригры. 21 ноября он показывает Соллогубу написанное им оскорбительное письмо к Геккерену-старшему, зная, что после разговора с ним Соллогуб обязательно будет у Одоевского, у которого приемный день, увидит там Жуковского и расскажет ему о содержании письма. Расчет оправдался, Жуковский в ужасе, но Пушкин согласен не отсылать письма при условии, что Жуковский устроит ему встречу с царем. Через два дня встреча состоялась (в присутствии Бенкендорфа).


Пушкин в разговоре дал понять, что не оставит дела, если его имя и имя его жены будут бесчеститься грязными сплетнями; царь прекрасно понимает, что когда Пушкин говорит о Дантесе, все эпитеты имеют прямое отношение именно к нему, но делает вид, что с участием относится к Пушкину. Он берет с него обещание в случае возникновения дуэльной ситуации прежде поговорить с ним, с Николаем. В конце концов Пушкин принимает окончательное решение разрубить весь узел накопившихся проблем, используя самим царем предложенную договоренность о возможности обратиться к Николаю в случае, если Пушкин решится на дуэль.

25 января 1837 года состоялась эта последняя встреча; подробности неизвестны, но, судя по воспоминаниям Николая I, он ее запомнил на всю жизнь. Примерная реконструкция разговора Петраковым весьма достоверно описывает ситуацию. Видимо, оба готовы были идти до конца, но Пушкин так говорил с царем, что тот струсил. Результатом этой трусости стала и его месть, когда он, как и Бенкендорф, стал соучастником убийства, поспособствовав тому, чтобы дуэль не была предотвращена, и его попытка обелить себя даже через много лет.

Остальное общеизвестно. Военно-судное дело прошло под присмотром царя; Н.Н. для дачи показаний не вызвали — царь запретил, понимая, что она неизбежно проговорится. Священник, принимавший исповедь у Н.Н., в ужасе от услышанного и нарушая тайну исповеди, заявил, что она ни в чем не виновата.

Версия Петракова непротиворечиво объясняет мотивацию всех писем Пушкина, всех его высказываний и всех событий в этот период. Все вопросы получают ответы — все, кроме одного: зачем Пушкину понадобились смертельные условия дуэли?

Поэт не грыз ногти

В одной из своих статей для советского спортивного журнала Александр Лацис рассказал о пушкинских занятиях физкультурой. Из писем Пушкина и воспоминаний о нем вполне возможно воссоздать тот образ жизни, который он вел в деревне; известно, что он любил верховую езду, много ходил пешком, обливался холодной водой. В городе он стремился по возможности сохранить эти деревенские привычки, в течение всей жизни занимался гимнастикой и для укрепления “дуэльной” руки носил тяжелую трость. Однако только к концу жизни сам Лацис на собственном примере понял, что Пушкин с помощью этой “лечебной физкультуры” надолго отодвинул неотвратимую победу болезни, одно из первых проявлений которой описано поэтом в раннем стихотворении “Сон” (эти неожиданные обмороки преследовали Пушкина всю жизнь).

Отмечали, что Пушкин грыз ногти, но это не так: он просто прикрывал рукой нервный тик в углу рта, который появлялся у него в минуты эмоционального возбуждения. В последний год жизни нервный тик превратился в судороги, которые временами страшно искажали его лицо. Кроме неожиданных обмороков и судорог был еще один грозный симптом, который довершал картину заболевания: микрография. В медицинских справочниках он описывается так: сначала буквы могут быть обыкновенного размера, но по мере письма они становятся все меньше и в конце страницы могут быть меньше в несколько раз. В последний год жизни Пушкина микрография развилась настолько, что буквы в последних строчках на листе были чуть ли не в 10 раз меньше, чем в начале.

Лацис не называет болезнь — он лишь сообщает, что впервые она была описана в Англии в 1817 году. Однако известно, что в 1817 году в Англии впервые было опубликовано “Эссе о дрожательном параличе” Джеймса Паркинсона — то есть описана так называемая болезнь Паркинсона, и практикующие невропатологи вполне могут сопоставить признаки и оценить вероятность именно этого заболевания. Неизвестно, читал ли ее описание Пушкин — в подлиннике ли, в переводе на русский или французский, — но в Одессе поэт был дружен с домашним доктором семьи Воронцовых Уильямом Хатчинсоном (это о нем Пушкин писал в письме к В.К.Кюхельбекеру в апреле 1824 года: “…Беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил”), хорошо знавшим ее симптомы, поскольку Хатчинсон был учеником и коллегой Джеймса Паркинсона. Скорее всего, он и предсказал Пушкину течение болезни.

“Заказчиком” был Пушкин

Нетрудно представить воображенный Пушкиным исход — с учетом того, что болезнь у него проявилась так рано и что она была практически не изучена; никаких лекарств, хотя бы замедляющих ее течение, не было, а вся стрессовая обстановка вокруг поэта в течение практически всей жизни только провоцировала ее ускорение. Хотя болезнь Паркинсона обычно развивается в пожилом возрасте, Пушкин уже к 35 годам ощутил грозное приближение симптомов, которые для него могли означать только неизбежный скорый конец. Он мог представить себе обездвиженность и старческую беспомощность при естественном развитии болезни — и он не мог этого допустить: при одной мысли о том, что ему грозит подобное, он приходил в ужас.

Летом 1835 года, несмотря на сопротивление царя, Пушкин добивается предоставления ему длительного (четырехмесячного) отпуска и уезжает в деревню. Формально он объясняет потребность в таком отпуске целью переселения в деревню, поскольку городская светская жизнь ему и его семье не по средствам (в письме Бенкендорфу он объясняет, что в Петербурге он тратит 25 000 в год и “за четыре года… сделал долгов на 60 000 рублей”). Но это только одна из причин поездки, и к тому же не главная. Пушкин уже знает, что его единственным спасением от грозной болезни может быть только возврат к деревенскому образу жизни, при котором он чувствовал себя гораздо лучше, что именно после переезда в город болезнь ускорилась и что приостановить ее можно только вернувшись к прежнему, оздоровительному образу жизни. Вопрос лишь в том, не слишком ли поздно он спохватился. Эта поездка в деревню и должна была дать ответ на этот вопрос.


А.С.Пушкин на смертном одре.

Ответ был необнадеживающим: болезнь зашла слишком далеко. Стало ясно, что он должен готовиться к уходу, чтобы не дать болезни приковать его к креслу паралитика. Вся переписка Пушкина этого времени проникнута тревогой этого знания; к этому же времени относятся и его самые отчаянные стихи о близкой смерти — “Родрик” и “Странник”.

“Еще не было анонимных писем, — писал Лацис. — Но уже было ведомо: настали последние дни. Пришла пора исчезнуть. Надлежало тщательно замаскировать предстоящее самоубийство. На лексиконе нашего времени можно сказать, что в исполнители напросился Дантес. А заказчиком был сам поэт”.

Значение Дантеса преувеличено

В конце 1836 года Пушкин пишет для “Современника” мистификационный памфлет “Последний из свойственников Иоанны д`Арк” (он был опубликован уже после его смерти; вся ситуация и “письмо Вольтера” Пушкиным были выдуманы), где проводит параллель: “Вольтер — Дюлис” следовало читать “Пушкин — Дантес”. Пушкин становится на сторону Вольтера, посчитавшего, что ниже его достоинства драться с Дюлисом, — и тем самым показывает свое истинное отношение и к Дантесу, и к последовавшей потом дуэли. Дантес был пешкой не столько в игре травивших Пушкина, сколько в смертельной игре самого Пушкина. Лацис убедительно показал, что одной из причин поведения Пушкина в последний год жизни, истинной причиной смертельных условий дуэли с Дантесом (о которой современники говорили, что “причины к дуэли порядочной не было”) стала осознававшаяся необходимость ухода из жизни.

Те, кто описывал, как выглядел Пушкин в последние месяцы жизни, свидетельствуют, что вид его был страшен, а при упоминании имени Дантеса его лицо сводили сильные судороги. Они не понимали, что принимают за причину следствие: болезнь зашла так далеко, что один из ее самых характерных признаков (судороги) усилился и стал бросаться в глаза, хотя он был заметен у Пушкина и раньше — в виде нервного тика. Немудрено, что симптом так ярко проявлялся при виде человека, которого он — при пушкинском жизнелюбии — намерен был сделать собственным палачом. Это исследование Лациса наконец-то объяснило факт, который для пушкинистики всегда был загадкой:

“Ни один из лучших пушкинистов не взялся объяснить, — писал Лацис, — почему Пушкин плакал навзрыд на праздновании лицейской годовщины 19 октября 1836 года. Почему так и не смог дочитать приготовленные стихотворные листы? Вероятно, эти вопросы задавали себе многие, находили ответ некоторые, но вслух не проговорился никто... Ужели непонятно? Поэт ясно представлял: этот праздник для него последний, на следующем его не будет, его не будет нигде... Стало быть, им было принято твердое решение опередить конечную стадию той болезни, от которой, во избежание предстоящих унизительных страданий, существует лишь одно-единственное лекарство — смерть”.

“Я осужден на смерть”

Когда было принято окончательно это ужасающее, мучительное решение? Скорее всего — в 1835 году. Именно к этому времени относятся его стихотворения “Родрик” и “Странник”; последнее, в свете сказанного выше, особенно откровенно:

При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце, наконец, раскрыл я поневоле.

“О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена! —
Сказал я, ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом; мучительное бремя
Тягчит меня. Идет!
Уж близко, близко время...”

“Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть
и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит”.

О близкой смерти Пушкин сообщает и в несохранившемся письме к Катенину, написанном не позже апреля 1835 года, поскольку ответное письмо Катенина от 16 мая написано явно без продолжительной паузы в переписке, — и Катенин пишет: “Судя по твоим, увы! слишком правдоподобным словам, ты умрешь (дай Бог тебе много лет здравствовать!) Вениямином русских поэтов, юнейшим из сынов Израиля…”

Значение Дантеса в истории дуэли и смерти Пушкина преувеличено многими поколениями пушкинистов. Дантес был пешкой не столько в игре травивших Пушкина, сколько в смертельной игре самого Пушкина. Лацис не без основания полагал, что одной из причин поведения Пушкина в последний год жизни, истинной причиной смертельных условий дуэли с Дантесом (о которой современники говорили, что “причины к дуэли порядочной не было”) стала осознававшаяся им необходимость ухода из жизни.

Предоставим последнее слово предсмертным словам Александра Лациса, который был потомком Пушкина по одной из внебрачных линий и был болен той же болезнью (потому-то он и распознал ее симптомы у Пушкина):

“Не надо оскорблять поэта, приписывать ему отсутствие выдержки, проницательности, элементарного здравого смысла, — писал он в статье “У последнего порога”. — Он не был заводной игрушкой, не был рабом общего мнения...

О конфликте между великим русским поэтом Александром Сергеевичем и офицером-кавалергардом Жоржем Дантесом до сих пор ходят легенды. Причин возникновению вражды между ними было множество. А дуэль Пушкина и Дантеса, краткое содержание которой можно узнать, прочитав статью, все еще покрыта тайной.

В , существует множество теорий, по каким именно причинам произошел конфликт между Пушкиным и Дантесом, . Но самая известная теория – это ревность Александра Сергеевича. Будучи человеком горячим и несдержанным, он сам спровоцировал дуэль.

Дантес же был влюблен в красавицу- . И публично позволял себе ухаживать за ней, оказывая различные знаки внимания. Приходя домой после различных балов и светских мероприятий, Наталья сама рассказывала супругу об ухлестываниях обаятельного француза. Этим она только подогревала ревность.

Публика, напротив, находила влюбленность Жоржа очень трогательной и романтичной, в духе любовных романов. Но очень скоро дамам это наскучило и по Петербургу стали расползаться слухи о романе между и Дантесом. Но Пушкин, как любящий муж, искренне верил в невиновность своей жены.

Существует и другая версия зарождения дуэли Пушкина и Дантеса. Краткое содержание повествует о происхождении конфликта между поэтом и кавалергардом. После того, как произошло их знакомство, они становятся хорошими приятелями. Вскоре, по Петербургу стали распространяться слухи, что барон Луи Геккерн хочет усыновить Дантеса. И причиной этого решения послужили совсем не благие мотивы. Дантес должен был выведывать информацию у знати северной столицы и доносить ее Геккерну.

Узнав это, Александр Сергеевич передал эту информацию императору Николаю I. При встрече они очень долго о чем-то беседовали. Николай I попросил Александра Сергеевича ни в коем случае не предпринимать никаких решительных действий. Но будучи человеком темпераментным и вспыльчивым, он незамедлительно вызвал Дантеса на дуэль. К тому же, нельзя отрицать факт существования и личных мотивов для вызова на дуэльный поединок.

Тайна русской истории — дуэль Пушкина и Дантеса. Краткое содержание самых популярных версий о ее происхождении будут приведены ниже.

Как звали Дантеса убившего Пушкина 5 букв

Жорж Шарль Дантес – именно так звучит полное имя противника, который на дуэльном поединке, убил гениального русского поэта.

Секундант Пушкина на дуэли с Дантесом 6 букв

Секундантом Пушкина на дуэльном поединке стал его давний лицейский друг, офицер русской императорской гвардии, Константин Карлович Данзас.

Место дуэли Пушкина и Дантеса: где была, когда состоялась, дата, куда попал Дантес Пушкину

Поединок двух противников произошел 27 января 1837 года, после четырех часов дня. Местом, где было решено провести поединок, стал перелесок возле Комендантской дачи, находившийся недалеко от Черной речки .

По условию, стрелять можно было на расстоянии 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Каждый из противников должен был подойти к намеченному барьеру и сделать всего один выстрел. Пистолеты, которыми производился выстрел, имели 12-милиметровые пули. Несмотря на такой небольшой снаряд, он мог нанести смертельное ранение.

Поэт хотел первым выстрелить в противника, но Жорж его опередил. Пуля ранила правую часть живота. Не обращая внимание на сильное ранение, Александр Сергеевич приказал продолжить поединок.

Итогом второго выстрела стало ранение Жоржа. Пуля попала ему в предплечье. Но ранение оказалось не опасным. А вместе с тем, у Пушкина началось сильное кровотечение. Врача рядом не оказалось. Нечем было заткнуть рану, чтобы остановить кровотечение. Истекающего кровью Александра Сергеевича привезли на Комендантскую дачу. После, его доставили к себе домой на Мойку . Врачи пытались спасти жизнь поэту, но спустя 2 дня, 29 января 1837 года, он умер. Сохраняя до конца жизни сознание, смерть он встретил в муках.


Дантес после дуэли с Пушкиным, судьба после дуэли

После поединка, француза ждало увольнение из гвардии и разжалование в рядовые. А затем он был выслан за пределы Российской Империи. Жоржу крупно повезло, поскольку согласно закону он должен был быть приговорен к смертной казни. За мужем последовала его верная супруга Екатерина , родная сестра Натальи Гончаровой.

Жорж вернулся в родную деревушку под названием Эльзас во Франции, где он несколько лет вел затворническую жизнь. Спустя некоторое время, в 40х годах он внезапно делает успешную карьеру политика, становясь депутатом Учредительного собрания партии Луи-Наполеона Бонапарта. Став императором Наполеоном III, он назначил своего преданного поданного сенатором.

Дожив до возраста 83 лет, Жорж Шарль Дантес умер в окружении детей и внуков. После переезда во Францию он прожил долгую безбедную жизнь.

Он так и не признал своей вины в смерти Александра Сергеевича Пушкина. По его словам, благодаря дуэли он сделал удачную карьеру, которая принесла ему должность сенатора. Но все же судьба не обошла и его стороной. Одна из дочерей заинтересовалась творчеством гения русской поэзии. А узнав, что родной отец является убийцей любимого поэта, она до конца жизни его ненавидела.

Вы прочитали статью дуэль Пушкина и Дантеса краткое содержание? Какие можно сделать выводы? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.


… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет...
"Евгений Онегин"

В своем знаменитом стихотворении М.Ю.Лермонтов написал:

Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди…

Сразу остановимся. Все знают, что пуля попала поэту в нижнюю часть живота, вблизи от паха. При чем тут грудь? А так, оказывается, друзья поэта сговорились сообщать публике. Потому что правда унижала поэта и могла вызвать волнения молодежи, толкнуть горячие головы на самосуд. Лермонтов, как и многие, невольно заблуждался.

Почему место раны сочли "неприличным", понять нетрудно: близко "грешные" органы, о которых благовоспитанные господа в обществе не говорят.
Автор этих строк употребил выше туманное выражение: "пуля попала". Пуля-то – "дура", попала, куда её послал мерзавец! А сокрытие правды всегда вызывает подозрения. Так в чем было дело?

"Великосветский шкода", любимец дам и даже императрицы, Жорж Дантес, по "приёмному отцу" - барон Геккерн, разыграл похабную, смертельную шутку, во вкусе казарменных скабрезностей. Это и скрывали друзья поэта, как непристойность. Дантес метил, прости читатель, в "причинное место", чтобы опозорить поэта, поглумиться над ним, сделать импотентом. Пушкина и убивать не надо было, сам после дуэли, если останется жив, наложит на себя руки. Все это – месть за оскорбление поэтом обоих Геккернов, за то, что мелкий чиновник г-н Пушкин не захотел делить молодую жену с весёлым негодяем.

Дуэльные кодексы, видимо, допускали удары и выстрелы куда угодно. Сам Пушкин писал: "Взвести друг на другА курок \\ И метить в ляжку иль в висок". Но сам-то он, получив ранение ниже пояса, ответный выстрел благородно направил в грудь противника, по-видимому, защищенную - по просчитанной "деликатности" секунданта - кольчугой или бронежилетом. Об этом позже.

Немного о Дантесе. Он совсем не учил русский язык, кроме нескольких воинских команд. Для него Пушкин - никто и ничто, просто желчный муж красавицы Натали. У Дантеса же были два таланта. Во-первых, он умел всем нравиться, особенно женщинам. Во-вторых, он был прирожденным и хорошо тренированным метким стрелком, удачливым охотником.
Дантес менее года учился в знаменитом военном училище Сен Сир и успел завоевать в нем звание чемпиона в стрельбе влёт по голубям. Он был "добрый малый", болтун и хвастун, сыпал казарменными остротами. В мужском кругу бахвалился победами над дамами, наверное, мог рассказывать и о своих охотничьих подвигах. Пушкин скорее всего знал, что выходит к барьеру против снайпера.

О дуэлях Пушкина написано много, о схватках Дантеса нам известно мало. Поединок с Пушкиным был 22-ой дуэлью Дантеса, сколько за ним было трупов, история умалчивает. Меткий стрелок, он всегда мог попасть куда захочет. Человек – не голубь, хотите в лоб? в брюхо? пониже? S"il vous plait, messieurs! Пожалуйста, господа!
Знал ли Пушкин, что Дантес – крайне опасный противник? Скорее всего, знал. Тогда это еще один аргумент в пользу предположения писателя и пушкиноведа Юрия Дружникова о том, что последняя дуэль Пушкина была самоубийством. Но это отдельный большой разговор.

Малообразованный, наглый, но неглупый Жорж Дантес переиграл гениального поэта. Во-первых, дАршиак вместе с Геккернами составили под Дантеса погибельные для его противника условия дуэли в 20-ти шагах. Предусматривались 10 шагов между барьерами с возможностью стрелять сразу после начала движения к барьерам. Пушкин принял условия дуэли не глядя, и потому не мог заметить эту опасность.
Во-вторых, Дантес избрал правильную тактику, которую вообще-то знал и Пушкин. В-третьих, Дантес применил уловку, которую поэт, как видно, не ожидал. Тактическое правило можно формулировать так: "хочешь жить, стреляй первым!" (То же следует из максимы: "Лучшая защита - это нападение"). Дуэлянт Пушкин этой тактике не следовал, но описал её в сцене поединка Онегина с Ленским. Там противники сходились с расстояния в 32 шага.

…Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...

Подчеркнем: на четвертом шаге Евгений ПЕРВЫМ стал подымать пистолет. Еще пять шагов и, заметив, что Владимир только НАЧАЛ целить в него, Онегин немедленно выстрелил ПЕРВЫМ, примерно с 10-ти метров. Итог: "Погас огонь на алтаре"… Онегин знал: промедлишь, право на выстрел тебе не понадобится… В дуэли с Дантесом, к величайшему сожалению, Пушкин исполнил роль поэта Ленского.

Уловка Дантеса состояла в неожиданности его выстрела из не поднятого до уровня глаз пистолета, поскольку он метил ниже пояса. Тут Дантес использовал еще и свое преимущество охотника с мгновенной реакцией, который попадает в цель, почти не целясь. Пожалуй, с расстояния в 7 метров любой, мало-мальски владеющий оружием, не промахнется в человека и без прицеливания. Пушкин не стал торопиться. Почему? Играл со смертью, зная, что все приметы, в которые верил, против него? Действительно, очень похоже на суицид…

Эксперты утверждают, что в момент рокового выстрела Пушкин поворачивался, принимал защитную позицию - правым боком вперед. Поэтому Дантес, метивший в злополучное место, попал ближе к правому паху. Позднее он врал, будто целился в ногу, но немного промахнулся из-за небольшого роста Пушкина. Можно поверить, если не знать способностей Дантеса…
Некоторые "специалисты" удивляются, почему Пушкин упал не назад, а лицом вперед (уж не другой ли снайпер с крыши его подстрелил?). Нет, Пушкин упал согласно правилу механики: удар был нанесен ниже центра тяжести тела, поэтому пуля опрокинула его вперед.

Пушкин, превозмогая страшную боль, целился разрешенные 2 минуты для ответного выстрела. Мог тоже пальнуть сопернику в живот. Дантес вел себя мужественно, не шелохнулся под пистолетом, он знал, что его спасет … пуговица. Эта ложь - наивна до изумления. Была бы спасительной сплющенная пуговица из тонкого металла, Дантес берег бы её как драгоценный сувенир, показывал бы всем: "смотрите, я - честный баловень судьбы!" Кинетическая энергия пули, которая пробила мягкую ткань руки и сбила с ног такого быка, как Дантес, должна была оставить большие следы и повреждения. Не случайно только через неделю Дантес показался полковому врачу, который не зафиксировал на груди даже малой гематомы. Ясно, что Дантеса спасла или кираса, или кольчуга под мундиром. Он был "приёмным сыном" и любовником барона Луи де Геккерна, человека "замечательно безнравственного". Не позволил бы "отец" Дантесу рисковать своей бесценной жизнью. Да и растленный "сынок" не стеснялся - все мы помним слова поэта - "смеясь, он дерзко презирал страны чужой язык и нравы"…

Очевидно, накануне дуэли А.С.Пушкин был в таком душевном кризисе, что рвался стреляться, но совершенно не хотел жить…
Он стал жертвой негодяев, о чем Лермонтов написал еще в день смерти Пушкина 29 января 1837 года.

Рецензии

из за бабы вызвать человека на дуэль
хоть бы и такого подлеца как Дантес
представляю если б я кого вызвал..? смешно Так.
надо Правильно жениться..и никто не будет приставать.
приходишь ночью к Дантесу...и кидаешь гранату в окошко..
вот и все дела...Толстой так и делал..он убивал вечером
чтобы утром не вставать рано.