Биогафии

Как назывались первые славянские азбуки. Как была создана славянская азбука? «Глаголицу создал гений»

Не все люди знают, чем знаменито 24 мая, однако даже невозможно представить, что бы с нами стало, если бы этот день в 863 году оказался совсем другим и создатели письменности отказались от своих трудов.

Кто создал славянскую письменность в 9 веке? Это были Кирилл и Мефодий, а произошло это событие как раз 24 мая 863 года, что и привело к празднованию одного из самых важных событий в истории человечества. Теперь славянские народы могли использовать свою собственною письменность, а не заимствовать языки других народов.

Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий?

История развития славянской письменности не так «прозрачна», как может показаться с первого взгляда, существуют различные мнения о ее создателях. Есть интересный факт, что Кирилл, еще до того как начал работать над созданием славянской азбуки, был в Херсонесе (сегодня это Крым), откуда смог взять священные писания Евангелия или Псалтырь, которые уже в тот момент оказались написаны именно буквами славянского алфавита. Этот факт заставляет задуматься: кем была создана славянская письменность, Кирилл и Мефодий действительно написали азбуку или взяли готовую работу?

Однако, кроме того, что Кирилл привез готовую азбуку из Херсонеса, существуют и другие доказательства, что создателями славянской письменности были другие люди, причем жившие задолго до Кирилла и Мефодия.

Арабские источники исторических событий гласят, что за 23 года до того, как Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, а именно в 40-х годах IX века, были крещеные люди, у которых в руках находились книги, написанные именно на славянской языке. Также есть еще один серьезный факт, доказывающий то, что создание славянской письменности произошло еще раньше заявленной даты. Суть заключается в том, что папа Лев IV имел диплом, выданный до 863 года, который состоял именно из букв славянского алфавита, а на престоле этот деятель находился в интервале с 847 до 855 годов IX века.

Другой, но тоже немаловажный факт доказательства более древнего происхождения славянской письменности заключается в утверждении Екатерины II, которая во время своего правления писала о том, что славяне более древний народ, чем это принято считать, а письменностью они обладают еще со времен, предшествующих Рождеству Христову.

Доказательства древности у других народов

Создание славянской письменности до 863 года могут доказать и другие факты, которые присутствуют в документах прочих народов, живших в древние времена и использующих другие разновидности письма в свое время. Таких источников довольно много, и они встречаются у персидского историка по имени Ибн Фодлан, у Эль Массуди, а также у немного более поздних творцов в достаточно известных произведениях, где говорится о том, что славянская письменность образовалась до того, как у славян появились книги.

Историк, живший на границе IX и X века, утверждал, что славянский народ более древний и более развитый, чем римляне, а в доказательство он привел некоторые памятники, которые позволяют определить древность происхождения славянского народа и их письменности.

И последний факт, который может серьезно повлиять на ход мыслей людей в поиске ответа на вопрос о том, кто создал славянскую письменность, - это монеты, имеющие различные буквы русского алфавита, датированные более ранними датами, чем 863 год, и находившиеся на территориях таких европейских стран, как Англия, Скандинавия, Дания и других.

Опровержение древнего происхождения славянской письменности

Предполагаемые создатели славянской письменности немного "промахнулись" с одним: они не оставили никаких книг и документов, написанных на этом Однако для множества ученых достаточно того, что славянская письменность присутствует на различных камнях, скалах, оружии и предметах быта, которые использовались древними жителями в их повседневной жизни.

Многие ученые работали над изучением исторических достижений в письменности славян, однако старший научный сотрудник по фамилии Гриневич смог дойти практически до самого истока, и его работа дала возможность дешифровки любого текста, написанного на древнеславянском языке.

Работа Гриневича в изучении славянской письменности

Для того чтобы разобраться в письменности древних славян, Гриневичу пришлось проделать огромную работу, в ходе которой он обнаружил, что она основывалась не на буквах, а имела более сложную систему, которая работала за счет слогов. Сам ученый абсолютно серьезно считал, что образование славянской азбуки началось еще 7 000 лет назад.

Знаки славянского алфавита имели различную основу, и после группировки всех символов Гриневич выделил четыре категории: линейные, разделительные символы, рисуночные и ограничительные знаки.

Для исследования Гриневич использовал около 150 различных надписей, которые присутствовали на всевозможных предметах, и все его достижения были основаны на расшифровке именно этих символов.

Гриневич в ходе исследований выяснил, что история славянской письменности более стара, и древние славяне использовали 74 знака. Однако для алфавита такого количества знаков слишком много, а если говорить о целых словах, то в языке их не может быть всего 74. Данные размышления привели исследователя к мысли, что в алфавите славяне использовали слоги вместо букв.

Пример: «лошадь» - слог «ло»

Его подход позволил расшифровать надписи, над которыми бились многие ученые и не могли понять, что они означают. А выяснилось, что все довольно просто:

  1. Горшок, который был найден недалеко от Рязани, имел надпись - инструкцию, где говорилось, что его нужно поставить в печь и закрыть.
  2. Грузило, которое нашлось около Троицкого города, имело простую надпись: «Весит 2 унции».

Все вышеописанные доказательства в полной степени опровергают то, что создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий, и доказывают древность нашего языка.

Славянские руны в создании славянской письменности

Тот, кто создал славянскую письменность, был довольно умным и смелым человеком, ведь такая идея в то время могла погубить творца за счет необразованности всех остальных людей. Но кроме письма, были придуманы и другие варианты распространения информировании людей - славянские руны.

Всего в мире найдено 18 рун, которые присутствуют на большом количестве различных изделий из керамики, каменных статуях и прочих артефактах. В пример можно привести керамические изделия из села Лепесовка, расположенного в южной Волыни, а также глиняный сосуд в селе Войсково. Кроме доказательств, расположенных на территории России, есть памятники, которые находятся в Польше и были обнаружены еще в 1771 году. На них также присутствуют славянские руны. Не следует забывать и храм Радегаста, расположенный в Ретре, где стены украшены именно славянскими символами. Последнее же место, о котором ученые узнали от Титмара Мерзебургского, является крепостью-храмом и располагается на острове под названием Рюген. Там присутствует большое количество идолов, имена которых написаны с применением рун славянского происхождения.

Славянская письменность. Кирилл и Мефодий как создатели

Создание письменности приписывается Кириллу и Мефодию, и в подтверждение тому приводятся исторические данные соответствующего периода их жизни, который довольно подробно описан. Они затрагивают смысл их деятельности, а также причины работы над созданием новых символов.

Кирилла и Мефодия к созданию азбуки привел вывод, что другие языки не могут в полной мере отразить славянскую речь. Эта скованность доказывается трудами черноризца Храбра, в которых отмечено, что до принятия славянской азбуки во всеобщее употребление крещение проводилось либо на греческом, либо на латинском языках, и уже в те времена стало ясно, что они не могут отразить всех звуков, которыми наполнена наша речь.

Политическое влияние на славянскую азбуку

Политика начала свое влияние на общество с самого начала зарождения стран и религий, и она также приложила свою руку к как и к другим аспектам жизни людей.

Как описывалось выше, службы по крещению славян проводились либо на греческом, либо на латинском языках, что позволяло другим церквям влиять на умы и укреплять в головах славян мысль о своей главенствующей роли.

Те страны, где литургии проводились не на греческом, а на латинском языке, получили усиление влияния немецких священников на веру людей, а для Византийской церкви такое было неприемлемо, и она сделала ответный шаг, поручив Кириллу и Мефодию создание письменности, на которой и будет записана служба и священные тексты.

Византийская церковь правильно рассуждала в тот момент, и ее замыслы были таковы, что тот, кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки, поможет ослабить влияние немецкой церкви на все славянские страны одновременно и при этом поможет сблизить народ с Византией. Эти действия можно также рассмотреть как продиктованные корыстью.

Кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки? Создали Кирилл и Мефодий, и для этой работы они были выбраны Византийской церковью не случайно. Кирилл вырос в городе Солуни, который хоть и являлся греческим, но около половины его жителей свободно говорили на славянском языке, и сам Кирилл отлично разбирался в нем, а также имел превосходную память.

Византия и ее роль

Насчет того, когда начались работы по созданию славянской письменности, ведутся довольно серьезные споры, ведь 24 мая - это официальная дата, однако в истории есть большой пробел во времени, создающий несоответствие.

После того как Византия дала это нелегкое задание, Кирилл и Мефодий начали разработку славянской письменности и в 864 году прибыли в Моравию с уже готовой славянской азбукой и полностью переведенным Евангелием, где и набрали учеников для школы.

После получения задания от Византийской церкви Кирилл и Мефодий направляются в Морвию. Во время своего пути они занимаются написанием азбуки и переводом текстов Евангелия на славянский язык, и уже по прибытии в город в их руках находятся готовые работы. Однако дорога в Моравию отнимает не настолько много времени. Возможно, этот временной промежуток и позволяет создать азбуку, но перевести письмена Евангелия за такой короткий срок просто невозможно, что говорит о заблаговременной работе над славянским языком и переводом текстов.

Болезнь Кирилла и его уход

После трех лет работы в собственной школе славянской письменности Кирилл отказывается от этого дела и уезжает в Рим. Такой поворот событий был вызван заболеванием. Кирилл оставил все ради спокойной смерти в Риме. Мефодий, оказавшись в одиночестве, продолжает заниматься своей целью и не отступает назад, хотя теперь ему стало сложнее, ведь католическая церковь начала понимать масштабы проделанной работы и не восторге от этого. Римская церковь налагает запреты на переводы на славянский язык и открыто демонстрирует свое недовольство, однако у Мефодия теперь есть последователи, которые помогают и продолжают его дело.

Кириллица и глаголица - что положило начало современной письменности?

Нет подтвержденных фактов, которые могут доказать, какая из письменностей зародилась раньше, и нет точных сведений о том, кто создал славянскую и к какой из двух возможных приложил свою руку Кирилл. Известно только одно, но самое главное, - именно кириллица стала основоположницей сегодняшнего русского алфавита и только благодаря ей мы можем писать так, как пишем сейчас.

Кириллица имеет в своем составе 43 буквы, причем то, что ее создатель именно Кирилл, доказывает присутствие в ней 24 А остальные 19 создатель кириллицы на основе греческой азбуки включил исключительно для отражения сложных звуков, которые присутствовали только у народов, использовавших славянский язык для общения.

С течением времени кириллическая азбука преобразовывалась, практически постоянно на нее влияли для того чтобы упростить и улучшить. Однако были моменты, которые в первое время затрудняли письмо, например буква "ё", которая является аналогом "е", буква "й" - аналог "и". Такие буквы поначалу затрудняли правописание, но отражали соответствующие им звуки.

Глаголица, по сути, являлась аналогом кириллицы и использовала 40 букв, причем 39 из них были взяты именно из кириллицы. Основное отличие глаголицы заключается в том, что она имеет более округлый стиль письма и ей не присуща угловатость, в отличии от кириллической.

Исчезнувшая азбука (глаголица) хоть и не прижилась, но интенсивно использовалась славянами, проживающими в южных и западных широтах, причем, в зависимости от локации жителей, она имела свои стили письма. Славяне, живущие в Болгарии, использовали для письма глаголицу с более округлым стилем, а хорватские тяготели к угловатому письму.

Несмотря на количество гипотез и даже на абсурдность некоторых из них, каждая достойна внимания, и нельзя точно ответить, кто же создатели славянской письменности. Ответы будут расплывчаты, со множеством изъянов и недоработок. И хотя существует множество фактов, которые опровергают создание письменности Кириллом и Мефодием, они удостоены почестей за свои труды, которые позволили азбуке распространиться и преобразоваться до сегодняшнего вида.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.


Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.


В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»


Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.
Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.

Света Евсеева-Фёдорова

Современному человеку крайне трудно представить время, когда не было азбуки. Эти все буковки, которым нас учат за школьными партами, появились достаточно давно. Так в каком году появилась первая азбука, которая, не побоюсь этой фразы, изменила наши жизни?

В каком году появилась славянская азбука?

Начнем с того, что 863 признан годом, когда появилась славянская азбука. Своим «рождением» она обязана двум братьям: Кириллу и Мефодию. Когда-то правитель Ростислав, владеющий престолом Великой Моравии, обратился за помощью к Михаилу ― императору Византии. Просьба у него была проста: прислать проповедников, которые разговаривали на славянском и таким образом продвигать в народе христианство. Император учел его прошение и отправил двух выдающихся на то время ученых!
Их приезд совпадает с годом, когда появилась азбука, потому что братья столкнулись с проблемой перевода Священного писания на язык славян. Азбуки, кстати, тогда не было. Значит, отсутствовала основа всей попытки перевести святые речи простым людям.

Время, когда появилась первая азбука, можно смело назвать моментом зарождения современного языка и азбуки, развитие культуры и истории самих славян. Создание славянской азбуки в 863 году стало знаменательным днем!

Любопытный факт про абзуки в целом: изобрел Луи Брайль почти на 1000 лет позже. Когда вас будут спрашивать, мол, создание славянской азбуки в каком году началось, то вы вполне сможете ответить! А также читайте,. Это также познавательно!

Гораздо большее историческое значение, чем предыдущие алфавиты, имеют два ранних славянских алфавита: кириллица и глаголица .

«Старославянским» называют литературный язык, который был введен в употребление двумя братьями - Кириллом (церковное имя Константина, более образованного из двух братьев), родившимся около 826 г. и умершим в 869 г., и Мефодием, родившимся около 815 г. и умершим в 885 г., а также их учениками. Братья были греками из Салоник и стали апостолами южных славян которых они обратили в христианство. Для обозначения этого языка употребляются также и другие названия: древний церковнославянский, древнеболгарский, паннонский славянский , в славянских памятниках IX-X вв. н.э. он просто называется «словѣнскiй ꙗзыкѣ»; однако ни один из этих терминов не является вполне точным: все они либо слишком широки, либо слишком узки.

Так, термин старославянский можно было бы применить и к другим языкам, на которых говорили славянские народы древней поры; термин древний церковнославянский как будто не учитывает светской литературы и просторечия; термин паннонский славянский как бы ограничивается определенной местностью, а термин древнеболгарский может означать даже не славянский, а тюркский язык, так как древние болгары были тюркским племенем, которое в конце VII в. н.э. переселилось на славянскую территорию, в настоящее время называемую Болгарией. Вместе с тем каждый из перечисленных терминов в известной степени характеризует язык древних славян, живших в районе Салоник, в Македонии и смежных областях, который стал языком богослужения в древнеславянской церкви и принадлежит к той же языковой группе, что и современный болгарский язык. Теперь это мертвый язык, хотя на нем еще продолжают читать в церкви.

Развитие монументальных разновидностей кириллицы. 1 - надгробная кириллическая надпись 993 г. и. э.; 2 - рукопись 1073 г. н.э.; 5 - рукопись 1248 г.

Самые ранние старославянские памятники относятся к концу X-XI вв. н.э. Имеется надгробная надпись 993 г. Все остальные древнейшие памятники представляют собой в основном рукописи религиозного содержания.

Два алфавита, применявшиеся для старославянского языка, - кириллица и глаголица - сильно различались по начертанию букв, по истории своего развития, а отчасти и по числу букв. Однако по своему звуковому составу эти алфавиты почти совпадали; при этом они гораздо полнее всех других европейских алфавитов.

Кириллица

Кириллица состояла из 43 букв, более простых по начертанию, чем знаки глаголицы. Нет никаких сомнений в том, что прототипом кириллицы был греческий унциальный алфавит IX в. н.э.; большая часть букв кириллицы тождественна по начертанию, фонетическому и числовому значению буквам греческого алфавита. Порядок букв кириллицы слегка отличался от порядка букв греческого алфавита, а некоторые греческие буквы имели в славянском письме только числовое значение. Вместе с тем обилие звуков в старославянском языке заставило прибавить к буквам, заимствованным из греческого алфавита, целый ряд знаков для передачи звуков, которые отсутствовали в греческом языке.

Образны скорописи кириллицы: 1 - загадочная приписка в рукописи XVI в.; 2 - рукопись, 1555 г.; 3 - рукопись 1562 г.; 4 - рукопись 1668 г..

Происхождение некоторых дополнительных знаков удается установить, происхождение других остается неясным. Некоторые буквы кириллицы, например б и ж , вероятно, возникли путем видоизменения греческих букв с другим фонетическим значением; буквы для носовых гласных Ѧ и Ѫ быть может, представляли собой разновидность буквы а . Некоторые другие буквы кириллицы, «являвшиеся в большинстве случаев, - как справедливо полагает Эллис Миннз, - результатом последующего развития», представляют собой просто лигатуры и сочетания других букв.

Эти буквы либо включаются в алфавит рядом с теми буквами, от которых они образованы (например, щ , являющееся сочетанием ш и т , ставится после ш ; оу , являющееся лигатурой из омикрона и ипсилона, ставится на место греческого ипсилона), либо помещаются в конце алфавита (сюда попадают Ѩ, Ѭ и т.д., представляющие собой сочетания буквы i с соответствующими знаками для гласных). Некоторые буквы кириллицы, по-видимому, придуманы произвольно.

На основе кириллицы возникли национальные письменности тех славянских народов, которые восприняли свою религию от Византии, то есть болгар, русских, сербов и украинцев. В течение длительного времени кириллица была также письменностью румынского языка. Через русскую письменность кириллица была воспринята целым рядом народов России.

То, что было сказано применительно к арабскому алфавиту и к другим ответвлениям арамейского алфавита, можно повторить применительно к письменностям славянских народов - «алфавит следует за религией». В самом деле, русские, украинцы, болгары и сербы вместе с греческой православной религией восприняли кириллицу, а словены, хорваты, чехи, поляки, лужичане восприняли вместе с римским католицизмом латинский алфавит. Особенно интересно обстоит дело с сербохорватским, на котором, хотя он практически и является одним языком, пишут по-разному: православные сербы пользуются кириллицей, а католики-хорваты - латиницей.

Румынская кириллица.

Разграничительная линия между восточной и западной церковью проходит, таким образом, посередине славянских народов. В целом можно сказать, что там, где распространена католическая религия, пользуются латинским алфавитом (следует только иметь в виду незначительное исключение, которое представляет собой хорватская глаголица), а там, где распространена православная религия, применяется кириллица.

Применение или приспособление кириллицы к другим языкам

Основанный на кириллице реформированный русский алфавит введен с тридцатых годов нашего столетия с необходимыми дополнительными буквами для звуков, отсутствующих в русском, для всех языков народов СССР, кроме армянского, грузинского, эстонского, латышского и литовского, а также в Монгольской Народной Республике - для монгольского 1 В этом разделе автор приводит устаревшие сведения, поэтому авторский текст заменен редакционным. - Прим. ред. .

Реформа русской орфографии

Славянские алфавиты принадлежат к наиболее полным системам письма; число букв в них даже слишком велико, и часть из них со временем стала излишней. Необходимость пересмотра русской орфографии ощущалась задолго до революции, изменения, официально внесенные реформой 1917-1918 гг., поддержали многие академии и научные учреждения. Реформа эта заключалась в том, что некоторые буквы были изъяты и заменены другими, обозначавшими те же звуки; так, например, буква ѣ была заменена буквой е, буква Ѳ буквой Ф, а звук «и» стал обозначаться только одной буквой вместо трех: и, i и «ижица». Из двух немых букв, первая из которых указывает на твердость предыдущего согласного, а вторая - на его мягкость (палатализацию), первая перестала употребляться в конце слов и только в отдельных случаях сохранилась внутри слов в качестве разделительного знака.

Буквица

Славяне-католики Далмации и Боснии на протяжении некоторого времени пользовались алфавитом, называвшимся буквица. Это была слегка видоизмененная кириллица, подвергшаяся некоторому влиянию глаголицы.

Глаголица

Глаголица - славянский термин, образованный от слова «глагол», имеющего в старославянском значение «слово». Глаголица состояла из 40 букв.

Алфавиты кириллицы и глаголицы в сопоставлении с византийским уставным письмом (по Истрину).

По начертанию букв глаголица не похожа ни на одну из известных разновидностей греческого алфавита; общий ее облик вызывает ассоциации скорее с эфиопским письмом. Буквы глаголицы очень своеобразны по форме, геометрически правильны и симметричны по очертаниям; они состоят из маленьких четырехугольников, треугольников и кружков с различными добавочными линиями; лигатуры отсутствуют. По фонетическому значению и порядку букв глаголица почти совпадает с кириллицей.

Существует два основных типа глаголицы:

  1. более ранний тип, называемый также болгарской глаголицей, употреблявшийся до конца XII в.; форма его букв округлая;
  2. более поздний тип, называемый хорватской глаголицей; это сильно стилизованная форма письма, развившаяся в XIV в. (ее развитие шло параллельно с развитием латинского алфавита от «романской» формы к «готической») и сохранившая доныне примерно те же самые начертания.

Весьма любопытна история глаголицы, тесно связанная с историей культа у славянских народов западной части Балканского полуострова. Во второй половине IX в. глаголица была введена вместе со славянским богослужением в Моравском княжестве, но вскоре вышла там из употребления, так как славянское богослужение было запрещено папой. Распространившись вдоль побережья Далмации, на юге - в Черногорию, а на западе - в Истрию, глаголица была, также вместе со славянским богослужением, воспринята в Болгарии и Хорватии. У православных славянских народов глаголица была вскоре полностью вытеснена кириллицей, но среди католиков западной части Балканского полуострова эта письменность продолжала существовать вместе со славянским богослужением, несмотря на противодействие высших католических властей. В конце концов папа специальным указом разрешил пользоваться глаголицей, и она до сих пор употребляется для нужд славянского богослужения в некоторых общинах Далмации и Черногории, которые являются единственными римско-католическими общинами, пользующимися славянской литургией.

Ранняя глаголическая надпись из Хорватии, XI в. н.э.

Глаголица пережила краткий период расцвета в XVI - XVII вв., когда она употреблялась для записи переводов с латыни, с итальянского и даже для записи оригинальных литературных произведений, а также миссионерских проповедей немецких протестантов, предназначавшихся для южнославянских народов. В то время станки для печатания глаголицей существовали в Венеции, Риеке (Фиуме), Риме, Тюбингене, Сиене и других местах. Самый ранний из сохранившихся светских глаголических документов датируется 1309 г.; до нас дошло много хроник, написанных глаголицей, они относятся преимущественно к XVI в.

Происхождение кириллицы и глаголицы

Происхождение обеих письменностей до сих пор неясно; однако нет оснований сомневаться в том, что в основе кириллицы лежало, как уже говорилось, греческое унциальное письмо IX в., а также в том, что глаголица была каким-то образом связана с кириллицей.

В «Сказании о письменности» Черноризца Храбра (конец IX- начало X в.) говорится: «Прежде убо словене не имеху книг, до чертами и резами чьтеху и гатааху, погани суще. Крестивше же ся, римскими и греческими писмены нуждаахуся (писати) словенски речь безь устроенна... и тако бешу много лета... Потом же человеколюбец бог... посла имь святого Константина Философа, нарицаемого Кирилла, мужа праведна и истинна, и сотвори имь (30) письмена и осмь, ова убо по чину греческыхь писмен, она же по словенстеи речи...» 2 «Ибо прежде славяне не имели книг, но считали и гадали с помощью черт и нарезок, будучи язычниками. Когда же они крестились, то без приспособления им было трудно писать на славянском языке римскими и греческими письменами... и так было много лет... Потом же человеколюбец бог послал им святого Константина Философа, называемого Кириллом, мужа праведного и верного, и он создал им тридцать письмен и восемь, причем одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии с (нуждами) славянского языка». - Прим. ред.

Древняя традиция, приписывая Кириллу изобретение древнего славянского письма, не указывает, однако, было это письмо кириллицей или глаголицей. То обстоятельство, что одна из этих письменностей называется «кириллицей», могло бы разрешить проблему, если бы была уверенность в том, что обозначенная этим названием письменность не была приписана Кириллу позже, после того как глаголица была вытеснена, а кириллица стала единственной письменностью, применяемой для славянского православного богослужения.

Современные теории, согласующиеся в том, что кириллица опирается на греческий алфавит, расходятся по вопросу о происхождении глаголицы. Прототипом глаголицы считали самые различные письменности, в том числе ряд восточных алфавитов (например, древнееврейский, финикийский, самаритянский, эфиопский, армянский или грузинский), а также некоторые западные письменности (например, местный албанский алфавит); особенно часто называли греческую (по мнению Тэйлора и Ягича) или латинскую (по мнению Вессели) скоропись; в качестве прототипа глаголицы называли также и предполагаемое славянское руническое письмо. Согласно самой распространенной теории, Кирилл изобрел глаголицу, взяв за основу греческую скоропись в том виде, в котором она употреблялась в IX-X вв. н.э.; кириллица же была создана позже.

По мнению Г. Вернадского, «Константин не изобрел глаголицы; следовательно, алфавитом, который он создал, должна была быть кириллица». «Можно предположить, что, создав кириллицу для всеобщего употребления, Константин пользовался глаголицей как тайнописью, посвятив в нее только самых верных своих учеников. Позже, после смерти Константина, глаголица, возможно, перестала быть тайнописью и стала применяться наравне с кириллицей, а кое-где ей даже было оказано предпочтение». В целом Вернадский предпочитает принять «с известными оговорками» теорию Н. К. Никольского о том, что «русские буквы», о которых в «Житии Константина» говорится, что они существовали еще до его изобретения, были глаголицей. С другой стороны, он не исключает и следующей возможности: «Можно предположить, что Константин не принял «русской письменности» в том виде, в котором он ее нашел, а реформировал ее, сделав ее более совершенным инструментом для передачи славянского языка». «Такое усовершенствование могло быть названо изобретением. В этом случае Константина можно продолжать рассматривать как изобретателя глаголицы, тогда как изобретение кириллицы следовало бы приписать ученикам Мефодия».

О происхождении букв глаголицы Вернадский говорит следующее: «Нельзя отрицать наличие известного сходства между армянским и грузинским алфавитами, с одной стороны, и глаголицей - с другой», однако Эллис Миннз категорически отрицает такое сходство.

Эллис Миннз возражает против данной теории. Он считает, что Константин изобрел оба алфавита - и глаголицу и кириллицу; Миннз справедливо подчеркивает, что «невозможно себе представить, чтобы два человека, взявшиеся за передачу всего разнообразия славянских звуков при помощи письма, смогли прийти к системам, совпадающим почти во всем, кроме начертания букв и их численного значения».

Профессор Миннз отмечает также, что «достаточно взглянуть на буквы глаголицы, чтобы убедиться в том, что глаголица поразительно непохожа ни на одну из разновидностей греческой скорописи». Доказав, что Кирилл заимствовал из еврейского алфавита две буквы, а именно цаде и шин , и превратил их в три буквы обоих славянских алфавитов (кириллического и глаголического) для передачи звуков ц , ч и ш , которых нет в греческом языке и для которых поэтому нет соответственных греческих букв.

Э. Миннз предлагает «считать оба алфавита изобретенными одним и тем же лицом». Кирилл создал сначала кириллицу для славян района Салоник, взяв за основу, как уже говорилось, унциальное греческое письмо. В дальнейшем, когда он был послан с миссией в страну, где греческое влияние боролось с латинским, он переделал греческие буквы, чтобы не вызывать лишних подозрений у сторонников Рима. «Одновременно он добавил пару знаков и пару опустил, сообразуясь, быть может, с фонетическими особенностями языка этой страны». В заключение Миннз говорит: «Кирилла можно поставить рядом с Месропом, - оба они придумали по два алфавита, сильно различающихся по внешнему облику, но чрезвычайно близких по своей системе. Взяв за основу уже существовавшую письменность, оба пользовались в своей работе одинаковыми приемами, дифференцируя и заимствуя имеющийся материал и вводя знаки собственного изобретения». Даже если и не принимать точку зрения Миннза во всех деталях, нельзя не признать, что он совершенно прав, возражая против распространенных теорий, сводящих к минимуму роль сознательной деятельности отдельных лиц в создании новых алфавитов.

Слово «Азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А(аз) и Б(буки).

Гораздо старше азбуки слово «Алфавит», которое происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: Альфа+Вита. Принято считать, что создателями славянской Азбуки были братья Кирилл и Мефодий. Ещё в 9-ом веке Азбуки не было, и славяне не имели собственных букв, не было письменности.

По просьбе славянского князя Ростислава греческий царь Михаил послал славянам двух братьев, Константина и Мефодия, которые жили в Византии в городе Солунь (сейчас Солоники, Греция), чтобы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им словах и их смысле. Оба брата получили хорошее образование. Были они люди мудрые и хорошо знали разные языки. Мефодий даже был правителем одной славянской области, но вскоре оставил мир и поселился в обители на горе Олимп. Кирилл с детства тяготел к Богу и принял решение тоже поселиться в монастыре со своим братом.

Славянская письменность «зарождается» в одной из константинопольских обителей.

Кирилл создаёт славянскую азбуку по образу и подобию греческой.

Среди историков и учёных нет единого мнения, какую именно азбуку создал Кирилл - кириллицу или глаголицу. Названия в глаголице и кириллице одинаковы, различна только графика.

Подобно буквам греческого алфавита, глаголические и кириллические буквы применялись для обозначения не только звуков речи, но и чисел. Большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Изучая старославянскую азбуку, многие учёные приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл. Если вчитываться в каждую букву, можно понять смысл, который вкладывал в неё Константин.

Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Сегодня не вызывает никаких сомнений связь создания кириллицы и принятия христианства. Кириллица была создана в 863-ем году, (интересно отметить что Константин Философ сочинил азбучный акростих для придуманной им первой славянской азбуки - стихотворение, каждая строка которого начинается с соответствующей буквы азбуки (в порядке алфавита).И уже в 988-ом году князь Владимир официально заявил о введении христианства.

Изначально Старославянский алфавит состоял из 43 букв. В нём были все необходимые буквы для передачи основных звуков, но в то же время кириллический алфавит включал 6 греческих букв не нужных для передачи славянской речи. Поэтому при реформах русского письма в 18-20 веках эти 6 букв были исключены из алфавита.

Из всего вышесказанного можно утверждать, что современный алфавит является прямым потомком того, что был создан великими просветителями Кириллом и Мефодием.