Биогафии

Как объяснить ребенку вычитание и сложение двузначных чисел. II. Устный счёт. Этап закрепления знаний

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток. Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно. Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием . Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала. Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах. Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста. Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть. В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20. Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные .

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента. Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4). Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц. Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61. Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Учитель: Голубева Мария Алекандровна

Предмет: математика

Класс: 1 класс

Дата: 07.04.2017г.

Тема урока: Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.

Субкомпетенции: закреплять знание нумерации двузначных чисел, формироватьумение вычисления арифметических действий сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд

О1 -выполнять сложение и вычитание чисел меньше 100 с помощью различных предметов или с опорой на предметы из повседневной жизни.

О2 -Понимать и использоватьдесятичный остав чисел от 0 до 100

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Дидактичекие технологии: индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах

Средства обучения: учебник, нагляный материал, карточки для работы, светафор.

Оценивание: взаимооценивание, самооценивание, текущее оценивание.

2. Устный счет 7мин

3.Актуализация знаний 5мин

4.Физкультминутка 2мин

6.Рефлексия 2мин

7.Итог урока 1мин

8.Домашнее задание 2мин

1.Организационный момент 1мин

- Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

-Перед вами лежат ит светофор, выбере и покажите ту которая соответствует вашему настроению на начало урока. Зеленый-отличное, желтый- хорошее, красный-не очень хорошее.

- Прекрасно, я вижу, что сегодня отличное настроение.

2.Устный счет 7мин

Этап повторения изученного.

- Какие фигуры вы видете?

-Посчитайте треугольники на картинке(8)

-Посчитайте прямоугольники (2)

- Посчитайте круги(4)

Задание выполняется устно. Дети называют лишнее число, доказывают, почему это число будет лишним).

    30, 32, 10, 40, 80, 60 (Лишнее число 32, т.к. все остальные числа круглые).

    12, 13, 16, 18, 22, 19 (Лишнее число 22, т.к. это число третьего десятка, а остальные числа второго десятка. 22, т. к. количество единиц и десятков в этом числе одинаковое, а в остальных числах – разное).

    47, 27, 17, 68, 67, 97 (Лишнее число 68, т. к. во все остальных числах количество единиц равно 7).

    21, 43, 32, 87 45, 65 (Лишнее число 45, т. к. во всех остальных числах количество десятков на 1 больше, чем количество единиц, а в числе 45 количество десятков на один меньше, чем количество единиц).

3. Актуализация знаний 5мин

Определение темы урока и её задач.

Посмотрим на графические записи на доске.

- Как вы думаете, над чем мы сегодня продолжим работать. (Мы продолжим работу с двузначными числами, научимся правильно складывать и вычитать их.)

- Посмотрим, как графически записаны выражения.(на доске)

Что обозначают треугольники?...(Десятки)
– Что обозначают точки?...(Единицы)
– Прочитаем примеры.
Чтение с места: Двадцать четыре плюс три равно двадцать семь.
– Запишем его с помощью цифр: 24 + 3 = 27.
– Как сложить двузначное число и однозначное?
(Дети высказывают своё мнение)
Чтобы сложить числа нужно единицы складывать с единицами.

На доске графически записан следующий пример. Прочитаем его.
…Сорок пять минус четыре равно сорок один.
– Запишем его с помощью цифр 45 –4 = 41
– Сделаем вывод:
чтобы вычесть такие числа, нужно из единиц вычесть единицы.

- Последние примеры дети решают самоостаятельно

4.Физкультминутка 2мин

5.Работа над ранее изученной темой 25мин

-Сегодня нам на уроке наши любимые зверя та приготовили задания, чтобы нам было легче закрепить знания о слажении и вычитании двузначных и однозначных цисел.

Зайчонок: предлагает открыть тетрадь записать число какой состав числа может быть? , кл.работа, и оккруратно написать цифры: 4,5,7

Лисенок: приготовил работу в учебнике на стр.105 упр.7

отступите 2 клеточки вниз и в начале строки запишите цисла которые у вас получились

24,3дес 6ед,92,55,51,87 один ребенок у доски.

Медвежонок: работа с карточками, выполняем самостоятельно.

1 примеры

2,3 задачи где в клеточках необходимо написать и решить пример.

-Тот кто выполнит задание раньше может взять дополнительное задание с примерами!

- П осле того как выпонитете поменяйтеь со своим соседом по парте и выполните проверку при помощи любимых шариков

На выполнение задания даю вам 5 мин .

-Проверяем задание, сверяем с доской.Оцениваем все 3 задания одгим шариком.

если нет ошибок-зеленый, если 1-2 ошибки желтый, если более 3х ошибок, то красный.,

После решения спросить о том в каких сказках есть герои, которые приготовили задания.

6.Рефлексия 2мин

- С какими числами мы работали на уроке? (С двузначными)

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Кто может сказать, что хорошо научился складывать и вычитать двузначные числа?(поднимите зеленый круг)

- Кому еще нужно потренироваться?(поднимите желтый цвет)

-Кому нужна помощь?(красный)

7.Итог урока 1мин

8.Домашнее задание 2мин

Дома вам будет необходимо вспомнить компоненты сложения и вычитания в задаии номер 8 на стр.105.

Лекция 2. Методика изучения нумерации чисел первого десятка. Сложение и вычитание однозначных чисел

Методика изучения нумерации чисел первого десятка

1. Основные понятия математики.

2. Общие вопросы методики изучения нумерации чисел.

3. Подготовка детей к изучению чисел первого десятка.

4. Методика изучения нумерации чисел первого десятка.

Литература: (1) Глава 2. §1, С.52-63; (2) § 23, 30; (9) Глава 4, §14; (11)-(13).

Основные понятия математики

Число - одно из основных понятий математики, возникшее впервые в связи с потребностями счета предметов. С теоретико-множественных позиций натуральное число рассматривается как число элементов конеч­ного множества. Число 0 тоже имеет теоретико-множественное истолко­вание: оно соответствует пустому множеству (0 = n(Æ)). Так как одному и тому же множеству соответствует только одно число, то вся совокуп­ность конечных множеств распадается на классы равночисленных мно­жеств. Натуральным числом называют общее свойство (инвариант) класса непустых эквивалентных множеств. Так, число 5 - то общее свойство, которым обладают множества, содержащее пять пальцев, пять вершин пятиконечной звезды, пять сторон пятиугольника и т.п. Каждый класс определяется любым своим представителем, например, отрезком натурального ряда.

Два натуральных числа называются равными, если соответствующие им множества эквивалентны, в противном случае - числа называются неравными, т.е. если а = п(А), b = п(В), то а = b <=> А~В и а¹ b <=> А ¹ В.

Отношение "меньше" тоже имеет теоретико-множественное истол­кование. Если множество А равномощно собственному подмножеству множества В и п(А) = а, п(В) = b, говорят, что число а меньше числа b, и пишут а < b. В этой же ситуации говорят, что b больше а, и пишут b > а.

Отрезок натурального ряда Na - множество натуральных чисел, не превосходящих натурального числа а. Так, N6= {1, 2, 3, 4, 5, 6}.

Cчет элементов множества А - установление взаимно однозначного соответствия между непустым конечным множеством А и отрезком натурального ряда Na. Число а называют числом элементов в множестве и это число является количественным натуральным числом.

При счете элементов важно соблюдать следующие требования: 1) начинать счет можно с любого элемента множества А; 2) ни один элемент множества А не должен быть пропущен; 3) ни один элемент множества не должен быть сосчитан дважды; 4) первым при счете называется число «один»; 5) числа, используемые при счете, следуют одно за другим без пропусков. При соблюдении указанных требований после окончания счета между множеством А и некоторым подмножеством натуральных чисел устанавливается взаимно однозначное соответствие. Это подмножество принято называть отрезком натурального ряда.

Система счисления - язык для наименования, записи чисел и вы­полнения действий над ними. Понятие "система счисления" тесно связа­но с понятием "нумерация".

Нумерация - способ знаково-символического моделирования натуральных чисел. Нумерация - в переводе с латинского - счисление, счет. В математике нумерация означает язык для наименования и записи чисел (способ выражения и обозначения чисел).

Общие вопросы методики изучения нумерации чисел

Мы понимаем нумерацию как способ выражения и обозначения чи­сел. Основная цель изучения этой темы в начальных классах - формиро­вание понятия натурального числа. В математике есть различные подхо­ды к трактовке понятия натурального числа.

ТЕМА УРОКА: «Вычитание однозначных чисел из 10»
ЦЕЛИ:
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Освоить роли ученика; формировать интерес к учению.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

    Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировать умение оценивать правильность своих действий.
    Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

    Формировать умение работать с учебником, как источником информации, в условиях решения учебных задач, отвечать на простые вопросы учителя.
    Рассмотреть способ вычитания однозначных чисел из 10.
    Продолжить формирование навыков вычитания и сложения в пределах 20 на основе знания состава числа и с помощью «Таблицы сложения».
    Совершенствовать умения устанавливать связи между действиями
сложения и вычитания.
    Развивать умение рассуждать и анализировать.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник «Математика» (Автор - А.Л. Чекин, 1 класс,2часть), тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ № 2 (Автор - О. А. Захарова), школьные принадлежности, веер с цифрами,

Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
а) Приветствие;
б) Настрой на урок:
Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ли на месте, Всё ли в порядке, Ручка, книжка и тетрадки(2)?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация опорных знаний.
а) Устный счёт (Учитель читает задания)
1.Игра «Распредели числа в домик»
Используя числа этого ряда распредели их в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отмечать их стрелками.
1 2 3 4 5 5 6 7 8 9 +(Домик с числом 10 на крыше)

Мы с вами поиграли и закрепили состав числа 10. -Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки? (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа) Вы очень внимательны! Я разделяю вашу точку зрения!
3. Сообщение темы урока.
Какую тему мы сегодня будем изучать? (пауза) -Вычитание однозначных чисел из 10. А где можно узнать, что мы изучили, а что ещё предстоит изучить? (надо обратиться к содержанию учебника)
Учитель: Откройте учебник на той странице, где находится новая тема, ПРОЧИТАЙТЕ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ. А зачем надо уметь вычитать однозначные числа из 10?
Посмотрите внимательно, с чего начнём работу?

4. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 48).
Задание № 1. Найди и запиши в тетрадь все разности, в которых уменьшаемое равно 10. 10 – 5 15 - 10 10 - 3 9 - 4 10 – 1 10 - 2 (обратите внимание на условные знаки к заданию) -О чём они говорят? (Подумай)
-Мы будем работать в парах. Договоритесь, кто из вас читает, а кто слушает, чтобы безошибочно выполнить задание.
-Прочитайте первую часть задания.
-Найди и запиши в тетрадь все разности, в которых уменьшаемое равно 10.

10-5 10-3 10-1 10-2 Озвучьте свои разности?
- Давайте проанализируем предложенные разности. -Чем они похожи?
(Уменьшаемое 10, а вычитаемое однозначное число)
-Вычисли и запиши в тетрадь значения этих разностей, используя знание состава числа 10. Проверка значения разностей с помощью веера.
-Превосходно! Вы на верном пути.
Прочитайте про себя задание № 2 Запиши разности в тетрадь. Найди и запиши значения указанных разностей с помощью « Таблицы сложения» 10 – 8 10 - 5 10 – 3 10 - 6 10 – 2 10 – 4 10 – 9 10 – 7 10 – 1
-Что советует нам автор учебника? Где можно подглядеть «Таблицу сложения»?(форзац учебника)
Дети работают самостоятельно. (Проверка по рядам, цепочкой)
-Почему вам рекомендовали использовать «Таблицу сложения», ведь мы выполняли вычитание? -Вы заметили связь между сложением и вычитанием? -Какое правило вы использовали? -Повторим хором! (Если из суммы вычесть известное слагаемое, то получим другое (неизвестное) слагаемое.
Молодцы! Вы великолепно проанализировали таблицу сложения!
-Подведём итог. -И так, чему мы учимся на уроке?(вычитать однозначные числа из 10) -Дети, кто понял, как можно вычитать однозначные числа из 10 (На основе знания состава числа и с помощью «Таблицы сложения»)
1 физминутка (Учащиеся выполняют упражнение, повторяя слова и соответствующие движения за учителем)
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два! Раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два! ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ Самостоятельная работа в печатной тетради. Стр. 80 (задание №1, взаимопроверка) -Дети, я дам вам подсказку, считать удобнее по горизонтальной строке.
1 + 9= 10 – 9 = 10 – 1 = 2 + 8 = 10 – 8 = 10 – 2 = 3 + 7 = 10 - 7 = 10 – 3 = 4 + 6= 10 – 6 = 10 – 4 = 5 +5 = 10 – 5 = 10 – 0 =
-Сверьте свои значения? Какую закономерность вы увидели? (Вычитание и сложение взаимосвязаны) ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ВЫ ПРАВЫ!
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ , задание № 3, стр.48 Задача. На лужайке паслись 10 овец. Из них 3 чёрные, а остальные – белые. Сколько белых овец паслось на лужайке? Реши задачу в тетради. Вычисли и запиши ответ.
-Прочитайте вполголоса текст к третьему заданию учебника. -Можно ли этот текст назвать задачей? -Как тебе удалось распознать задачу?

Назовите условие этой задачи. (На лужайке паслось 10 овец,Из них 3 чёрных, остальные белые)
-Сформулируйте требование? (Сколько белых овец паслось на лугу?) -Что значит решить задачу? (Выбрать правильно действие). -Реши задачу в тетради. Вычисли и запиши ответ.
(Один ребёнок записывает решение задачи на доске). . Решение:10-3=7(ов)
Ответ:7 белых овец паслось на лужайке.
-Если тебе трудно решить задачу, то представь, что из 10 овец три чёрные увели домой и остались пастись только белые.
-Пригодились ли новые знания при решении этой задачи?
Поздравляю, вы на верном пути!
Физминутка 2 (Учащиеся выполняют упражнение, повторяя слова и соответствующие движения за учителем) (Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом посмотрит вниз, мышцы шеи напряглись. . Возвращается обратно, расслабление приятно.
А потом посмотрит вверх, выше всех и дальше всех.
Возвращается обратно, расслабление приятно.)
РАБОТА В ПЕЧАТНОЙ ТЕТРАДИ № 2, стр.80 ,задание 2 Дополни текст задачи по схеме.Реши задачу.Вычисли и запиши ответ. В двух вазах. . конфет. Сколько конфет в большой вазе, если в маленькой вазе 4 конфеты?
(дети работают в парах, дополнительное задание).
Какую помощь в решении задачи предлагает нам автор? (Автор предлагает схему с кружочками и дугами)

Итог урока. 3. На полке было 10 книг. Сколько книг взяли, если осталось 7 книг, 5 книг, 9 книг, 4 книги, 1 книга, 8 книг, 2 книги, 6 книг?
(ученики показывают на веерах)
Было


-Чему научились на уроке? -Как можно вычитать однозначные числа из 10? (Запомнить состав числа 10 и выучить «Таблицу сложения»)
Рефлексия. На столах у вас лежат солнышко и тучка. Я попрошу вас, чтобы
вы, выходя на перемену из класса, прикрепили на доске: солнышко,
если на сегодняшнем уроке вам было интересно и у вас было хорошее
настроение, или тучку, если на уроке вам было скучно и у вас было
плохое настроение.

На данном уроке вы научитесь складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд. Решая интересные задания, вы изучите алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток и познакомитесь с таблицей сложения однозначных чисел до 20. У вас будет возможность попрактиковать изученный ранее материал на интересных примерах.

Тема: Знакомство с основными понятиями в математике

Урок: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Таблица сложения до 20

С помощью графической модели можно объяснить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Каким способом можно сложить 9 и 7? (рис. 1)

Рис. 1

На графической модели видно, что первое слагаемое 9 надо дополнить до 10. Для этого разобьем второе слагаемое на две части, одна из которых равна числу 1, так как

9 + 1 = 10, значит 7 = 1 + 6. (рис. 2)

Рис. 2

Выполним сложение по частям:

9 + 7 = (9 + 1) + 6 = 10 + 6 = 16

Ответ: 9 + 7 = 16.

Можно сложить эти числа по-другому. (рис. 3)

Рис. 3

Второе слагаемое 7 можно дополнить до 10. Для этого первое слагаемое разобьем на две части, одна из которых равна числу 3. Следовательно, 9 = 3 + 6.

Рис. 4

Выполним сложение по частям:

7 + 9 = (7 + 3) + 6 = 10 + 6 = 16

Первое слагаемое - 9, ему недостаёт до 10 одной единицы, поэтому второе слагаемое разбиваем на части. 5 - это 1 и 4. Добавляем к 9 сначала одну единицу, а потом оставшиеся четыре единицы.

9 + 5 = 9 + (1 + 4) = 14

Первое слагаемое - 6, ему недостаёт до 10 четырёх единиц, поэтому второе слагаемое разбиваем на части: 4 и 2. Добавляем к 6 сначала 4 и получаем десять единиц, а потом оставшиеся две единицы.

6 + 6 = 6 + (4 + 2) = 12

Первое слагаемое - 4, ему недостаёт до 10 шести, поэтому второе слагаемое 8 разбиваем на части: 6 и 2. Добавляем к 4 сначала шесть единиц и получаем десять единиц, а потом оставшиеся две единицы.

4 + 8 = 4 + (6 + 2) = 12

В уменьшаемом 15 - пять единиц, поэтому вычитаемое 7 разбиваем на части: 5 и 2. Вычитаем из 15 сначала пять единиц, получится 10. Потом из десяти вычитаем оставшиеся две единицы.

15 - 7 = 15 - (5 + 2) = 8

В уменьшаемом 16 - шесть единиц, поэтому вычитаемое 9 разбиваем на части: 6 и 3. Вычитаем сначала из 16 шесть единиц, получится 10. А потом из 10 вычитаем оставшиеся три единицы.

16 - 9 = 16 - (6 + 3) = 7

В уменьшаемом 12 - две единицы, поэтому вычитаемое 4 разбиваем на части: 2 и 2. Из 12 вычитаем 2, получится 10. И от 10 отнимаем 2.

12 - 4 = 12 - (2 + 2) = 8

Ответ: 12 - 4 = 8.

Использовать прием сложения и вычитания по частям с переходом через десяток не всегда удобно, поэтому необходимо выучить таблицу сложения однозначных чисел до 20 наизусть.

На рисунке изображена таблица, с помощью которой вам будет легче выучить случаи сложения однозначных чисел до 20. (рис. 7)

Рис. 7

В каждом столбике первое слагаемое - одинаковое, а второе - увеличивается на один, значит сумма тоже будет увеличиваться на один. Найдём значение данных сумм.

9 + 2 = 11, следовательно: 9 + 3 = 12, рассуждая так, заполняем всю таблицу. (рис. 8)

Рис. 8

В каждой строке записаны суммы с одинаковыми ответами. Выберите способ, как вам легче будет запомнить ответы: по столбикам или по строкам. Если вы хорошо выучите таблицу сложения однозначных чисел до 20, то вам будет нетрудно выполнять и вычитание однозначных чисел в пределах 20.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
  1. Социальная сеть работников образования ().
  2. 5klass.net ().
  3. Самоучка ().

Домашнее задание

1. Вспомните как правильно складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд.

2. Помогите лягушке решить примеры.

3. Решите примеры и раскрасьте рисунок.