Биогафии

Как вы думаете чем занимается современная география. Профессия географ. Описание профессии. Какие качества должны быть у профессионального географа

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

Вероятно, при слове «география» вам прежде всего представляются дальние страны, тропические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоминаете об отважных путешественниках, открывавших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями развивалась она?

Корни географической науки уходят в глубокую древность. Наши далекие предки неплохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитивных картах, нарисованных на песке, вырезанных на дереве, коре, камне. Зачатки настоящих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древних народов Азии — ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Замечательные мореплаватели древности — финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге — по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными историческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII столетиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель — колоний, снаряжали одну экспедицию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Востока.

Долгое время географы занимались открытием и исследованием разных стран: они изучали пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении земной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путешественники старались подробно описать.

Но со временем людей перестали удовлетворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влияние на хозяйственную деятельность человека.

В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь география стремится активно воздействовать на природу. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открываемых территорий, но и лучшее освоение человеком Земли. Главная цель современной географии — помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше использовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.

География как наука распадается на две главные ветви: физическую географию и экономическую географию .

Физическая география исследует окружающие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физическая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь человека, чтобы разумно использовать ее и преобразовывать в интересах людей.

В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической географии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической среды — это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидрология (наука о водной оболочке Земли), климатология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.

Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Крупнейшие советские географы, продолжая разработку докучаевских идей, установили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с другом — рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвями географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влияние самого человека на ход этих природных процессов.

Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства — промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с силами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разумного использования природных богатств, способы их охраны, восстановления, а в ряде случаев и приумножения.

Вместе с тем географы продолжают заниматься изучением отдельных стран, или страноведением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.

Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими географию нашей великой Родины. Ведь СССР — крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км2. С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая протяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км! Наша страна обладает всеми природными богатствами, необходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития народа.

Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобразуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы — одна из задач наших географов.

Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую природу. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали возможные нежелательные результаты. Например, леса на многих давно освоенных территориях были полностью уничтожены, а в связи с этим климат стал более сухим, сократились запасы воды в реках и озерах, уменьшились рыбные богатства, пострадало и судоходство. Поэтому наряду с дальнейшим изучением природных богатств перед современной географией уже встала важная научная проблема — всесторонне исследовать происшедшие изменения в окружающей нас географической среде, вызванные деятельностью человека. Географ должен научиться предвидеть результаты того или иного воздействия человека на природу и уметь предупреждать о возможных в некоторых случаях вредных последствиях (см. стр. 267).

Много работы предстоит советским географам. В ближайшие годы необходимо провести полный учет вод на территории СССР и найти способы наилучшего использования водных ресурсов.

Большую тревогу вызывают процессы, разрушающие почвенный покров, уносящие из почвы питательные вещества, так называемая эрозия почвы. Однако уже теперь географы и другие ученые разработали существенные меры борьбы с таким бедствием. Но еще много предстоит сделать в этом направлении.

Умножение наших лесных богатств — тоже одна из важнейших народнохозяйственных проблем.

Советские географы с увлечением трудятся над решением задачи преобразования природы на больших территориях нашей страны. Разрабатывается проект переброски вод северных рек в бассейн Волги и искусственного регулирования уровня Каспия; решается проблема орошения и обводнения плодородных земель Средней Азии, коренного осушения и освоения огромной Западно-Сибирской низменности, постепенного уничтожения вечной мерзлоты в Восточной Сибири.

Как велико значение этих работ, можно показать на таком примере: переброска северных речных вод из бассейна Печоры и Вычегды в бассейн Волги позволит получить на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада даже без установки новых агрегатов дополнительно большое количество энергии, оросить и обводнить 12-16 млн. га засушливых земель Приволжья и замедлить падение уровня Каспия.

Эти примеры показывают, что современная географическая наука, опираясь на богатый опыт, вооружает людей всесторонними знаниями, необходимыми для активного воздействия на природу в интересах развернутого коммунистического строительства.

Рис . Ракеты помогают метеорологам исследовать верхние слои атмосферы .

Но еще рано утверждать, что на Земле географам уже все известно. Исследователи много нового откроют не только в глубинах океанов, занимающих 2/3 поверхности Земли, но и во многих областях суши. Пока очень слабо изучен огромный Антарктический материк. Много неизвестного таят горы и пустыни Центральной Азии. Географы еще плохо знают Южную Америку и некоторые другие районы земного шара.

Обычно для таких исследований снаряжаются комплексные экспедиции с участием большого числа разных специалистов.

Современные экспедиции богато оснащены новой техникой: они пользуются разнообразными точными приборами, походными лабораториями, радиоприемниками и передатчиками, механизированным транспортом (самолетами, вертолетами, вездеходами). Акваланги позволяют ученым исследовать подводное царство вблизи берегов, а батискафы — опускаться на дно глубочайших впадин океана.

Рис . Дночерпатель, опущенный с научно-исследовательского корабля, захватит со дна моря грунт с животными организмами .

Однако дело не только в высокой технике. Изменился сам способ изучения природы: экспедиции превратились как бы в исследовательские институты на колесах. Карандаш, полевая сумка и фотоаппарат, конечно, не потеряли своего значения, но теперь записи в полевой книге не ограничиваются тем, что видит участник экспедиции. В своей работе он широко использует показания различных приборов и механизмов. Конечно, и в новых условиях огромное значение имеет творческая мысль ученого и острота его глаза. Уметь видеть, наблюдать и делать выводы — необходимое и важное качество работника экспедиции.

Далеко не всем выпадает счастье участвовать в работах больших экспедиций. Значитли это, что для молодого географа не найдется другой интересной работы? Конечно, нет. Не менее важная и увлекательная задача для молодого географа — научное исследование природных и экономических условий своего родного края. Такой творческий труд — важное звено в цепи дел, обеспечивающих строительство коммунизма.

Каждый географ должен быть патриотом, горячо любить свою Родину. А любить свою Родину — это значит стараться сделать ее еще более прекрасной, переделать ее природу в лучшую сторону и подчинить разумной воле людей.

Изучение природы не может ограничиться исследованием поверхности Земли. В недрах планеты хранятся богатства, без которых невозможно существование человеческого общества. Исследованием недр Земли занимаются геологи. Наука о недрах Земли и ее богатствах — геология. Она изучает также строение земного шара, условия образования нашей планеты и историю развития жизни на ней.

Основные знания о камне, о минерале как полезном ископаемом необходимы каждому советскому гражданину, и в особенности нашей молодежи — будущим разведчикам недр, химикам и металлургам, создателям городов, участникам замечательных строек коммунизма.

Сколько интересной работы открывают перед нашей молодежью поиски минерального сырья и дальнейшее изучение в лаборатории собранного материала, и какое огромное удовлетворение дает исследователю недр сознание, что его открытие улучшает жизнь советских людей.

Одна из ветвей геологии — минералогия, наука о свойствах минералов, об условиях их образования и распространении в земной коре.

Рис . Экспедиции забираются в самое сердце раскаленной пустыни Каракумы .

Минералы образуются в результате разнообразных природных процессов: из расплавленной магмы при ее остывании, из горячих газов и паров, выделяющихся из магмы, из глубинных горячих водных растворов, из холодных вод при их испарении или смешении с водами иного состава. Минералы отлагаются также в результате жизнедеятельности бактерий и организмов (см. стр. 72). В зависимости от среды, в которой находятся минералы, они могут разрушаться, менять свой состав, облик и превращаться в другие минералы. Значительная часть минералов имеет большое практическое значение.

Из минералов или их обломков состоят горные породы. Они слагают земную кору. В них находятся, или, как говорят геологи, залегают, руды железа и цветных металлов, уголь, нефть и т. д. Горные породы изучает особая ветвь геологической науки — петрография.

Горные породы важны и как документы, раскрывающие историю Земли. Каждый слой земной коры представляет как бы страницу книги истории природы. Но в этой книге многие «листы» от времени стали неразборчивы или местами совсем исчезли. Геология учит читать эту книгу природы и отыскивать ее недостающие страницы. Особенно привлекательна для геологов возможность восстановить прошлое Земли, несмотря на неполноту «текста» истории нашей планеты и обилие в нем загадочных мест.

В пластах осадочных пород нередко можно заметить остатки растений или животных: различные раковины моллюсков, панцири ракообразных, кости позвоночных, стволы и сучья деревьев. Встречаются также отпечатки на горной породе листьев, стеблей, крыльев насекомых. Все эти остатки называются окаменелостями. По ним палеонтология (наука о древних существах) восстанавливает картину постепенного изменения растительного и животного мира на протяжении миллионов лет (см. стр. 228). В настоящее время геологи с помощью физиков и химиков научились определять абсолютный возраст минералов и горных пород, т. е. возраст, выраженный в годах.

Многие минералы оказались своеобразными хранителями «времени» (радиоактивные минералы), и по их составу стало возможным определить время их образования (см. стр. 244).

Важнейшее звено геологической работы, объединяющее теорию с практикой,— геологическая карта. Она представляет собой обыкновенную топографическую карту, на которой показано распространение различных пород, их геологический возраст и как они залегают.

Рис . Нелегко перебираться через перевалы Тянь-Шаня .

Таким образом, геологическая карта до некоторой степени — документальное отображение горных пород, которые слагают земную поверхность.

Все разделы геологической науки, а также геологическая карта, необходимы для осуществления успешных поисков и разведки полезных ископаемых.

Современная промышленность с ее высокой техникой и огромными масштабами требует гигантского количества разнообразного минерального сырья. Нельзя себе представить ни одной отрасли хозяйства без железа и угля; без нефти была бы мертва вся «подвижная» техника, а современная химия не имела бы возможности так широко производить различные синтетические материалы. Без редких элементов невозможно изготовить различные сложнейшие машины и точнейшие приборы, которые используются в металлургии, химии, машиностроении, авиации, космонавтике. Не может обходиться промышленность без цветных металлов — меди, цинка, олова, свинца, алюминия и магния. Невозможно повысить и плодородие почв без применения так называемых агрономических руд — фосфоритов, апатита и калийных солей.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что материалы минерального происхождения представляют собой материальную базу всего хозяйства нашего времени.

Ежегодно не менее 4-5 млрд. Т различных полезных ископаемых извлекается из недр Земли, подвергается сложнейшим процессам металлургической, химической, электрохимической и электрометаллургической переработки.

Однако полезных ископаемых для народного хозяйства требуется с каждым годом все больше и больше.

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая XXII съездом, ставит перед нашими геологами огромные практические задачи: обеспечить потребности страны на много лет вперед в самых разнообразных видах минерального сырья.

В нашей стране широко ведутся поиски и разведка полезных ископаемых.

Они осуществляются огромной, постоянно растущей армией геологов, разведчиков и горняков — сотнями тысяч специалистов.

Если еще недавно геолог работал в поле один или в сопровождении сборщика образцов (коллектора), то теперь геологические партии представляют собой большие коллективы в десятки и сотни специалистов, снабженных всеми видами транспорта, радиостанциями, геофизическими приборами и походными химическими лабораториями.

Геологи пока знают очень мало о строении глубин земной коры, так как непосредственному наблюдению доступна только самая верхняя ее часть. Изучить глубины Земли очень важно по многим причинам. Ученые признают большое влияние глубоких недр Земли на процессы образования месторождений минерального сырья. С глубинами Земли связаны вулканические явления и землетрясения. Поэтому дальнейшее развитие знаний о строении и составе Земли, а также решение вопроса, как образуются месторождения полезных ископаемых, невозможно без непосредственного исследования глубин земной коры и ее подкоровой части.

Высокий уровень техники наших дней дает возможность геологам осуществить сверхглубокое бурение до 10—15 км на материке и на океаническом дне.

В СССР уже приступили к подготовке такого бурения.

Другая важнейшая задача, стоящая перед учеными-геологами и практиками,— это разработка основ научного прогноза (предсказания) залегания полезных ископаемых в определенных районах Земли. Установив законы размещения различных месторождений, геологи создадут прогнозные карты, которые обеспечат успешные поиски так называемых «слепых» рудных тел, т. е. глубоко залегающих в Земле месторождений.

До сих пор геологи интересовались только сушей, но сейчас они начали изучать геологию океанического дна, занимающего около 71% всей площади земной поверхности. Геофизические исследования показали, что существуют различия в строении и мощности земной коры под континентами и океанами.

Такие исследования не только обогащают науку, они приносят важные практические результаты.

В ближайшие десятилетия, вероятно, осуществится геологическая съемка материковой отмели и, может быть, даже материкового склона (см. стр. 134).

Возрастет мировая добыча нефти с морского дна, начнется разработка марганцевых руд со дна океана и т. д.

Рис . На дрейфующей станции около Северного полюса теодолитом определяют широту и долготу .

Успехи географических и геологических наук усиливают власть людей над природой и помогают лучше использовать богатства недр Земли.

В нашей стране труд географа и геолога почетен и благороден. Он направлен на пользу великого дела — строительства коммунизма.

Переводится как «описание земли». Эта наука, как принято считать, возникла еще в античные времена. Ранее она выполняла несколько иные задачи, нежели сейчас. На какие вопросы отвечает современная география? Чем она занимается и какие проблемы решает? Попробуем в этом разобраться.

География вчера

Привычные для нас природные явления, феномены (такие как дождь, ветер или землетрясение) очень озадачивали древних людей. Они не могли объяснить их происхождение, а потому боялись. Позже люди выдумали себе богов, которые, как они полагали, были ответственны за все эти явления.

Считается, что науку географию «изобрел» древнегреческий ученый Эратосфен в третьем веке до нашей эры. Античная география достигла многого. В частности, составлялись многочисленные карты, определялись координаты точек, выдвигались предположения относительно формы Земли и её внутреннего строения, проводились первые попытки измерить параметры нашей планеты. Следующий скачок в развитии географии произошел уже в эпоху Возрождения.

Эратосфен, Геродот, Клавдий Птолемей, Герхард Меркатор, Карл Риттер, Александр Гумбольдт, Михаил Ломоносов, Владимир Вернадский - все эти имена вписаны золотыми буквами в историю географической науки.

На какие вопросы отвечает современная география? И в чем её специфика как науки? Об этом речь пойдет далее.

География сегодня

Современная география - это наука о распределении природных, а также социально-экономических явлений в пространстве. Она изучает взаимоотношения между природой и человеком, советует, как лучше всего обществу использовать ресурсы нашей планеты.

Развитие современной географии проходит в тесном сотрудничестве с другими дисциплинами: физикой, экономикой, химией, историей, психологией и так далее. Да и сама она сегодня превратилась в сложную и разветвленную систему наук и прикладных отраслей.

В общем и целом современную географию принято делить на два больших раздела:

  • Физическая география (изучает природные процессы и явления).
  • Социально-экономическая география (изучает население и хозяйственную деятельность человечества).

Чем занимается современная география?

География, как и любая другая наука, движется вперед и развивается. Тем не менее она сохранила в себе результаты достижений ученых минувших эпох. В частности, принцип изучения процессов с точки зрения причинно-следственных связей, заложенный еще Риттером и Гумбольдтом, прослеживается и в современных географических исследованиях.

На какие вопросы отвечает современная география? Если раньше она искала ответы преимущественно на вопрос «где?», то сегодня её больше интересуют проблемы «почему?» и «каким образом?».

Сегодня можно выделить две основные тенденции в развитии географической науки. Первая - это экологизация всех её исследований. Вторая заключается в том, что география в современном становится все более практичной. Набирает популярность её отдельная отрасль - так называемая стратегическая география. Она занимается изучением свойств а также прогнозированием их влияния на социум.

В современной теоретической географии наиболее острые дискуссии вызывают следующие проблемы:

  • проблема единого объекта исследования;
  • проблема единства географической науки;
  • проблема философских основ географии;
  • проблема практичности науки и другие.

Географическая наука, по сути, существует уже около двух с половиной тысяч лет. Но только сегодня у многих ученых возникает вопрос: а стоит ли выделять эту науку вообще? Имеет ли география право на существование в современных реалиях? Этот вопрос остается дискуссионным.

Все чаще в среде современных географов звучат такие термины, как "ландшафт", "геосистема", "геополитика", "стратегия" и т. п.

В заключение…

Роль географии в современном мире достаточно велика. Ведь в XXI веке она рассматривает Землю не просто как третью от Солнца планету, а как дом, пристанище для семи миллиардов людей. И именно география сегодня больше других наук занимается проблемой оптимизации отношений в системе «человек - природа».

На какие вопросы отвечает современная география? Сегодня она ищет ответы не только на свой традиционный вопрос «где?». Она также пытается объяснить «почему?» и «каким образом?», учит человечество рационально использовать дары природы.

Когда эпоха Великих географических открытий давно прошла, а каждый кусочек суши и моря получил своё название, может показаться, что современным землеописателям только и остаётся что без конца воспроизводить знания своих предшественников. Но последователи Колумба, Магеллана и да Гама готовы поспорить с этим. Сегодня, как и раньше, географы имеют огромные просторы для исследовательской деятельности.

География — это комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Исследователи-географы, занимающиеся изучением местности и её населения, открывают человечеству путь к рациональному ведению хозяйства. Работа географа состоит из множества задач: наблюдение, исследование, описание, анализ данных, ведение статистики, прогнозирование. Природа и человек находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поэтому географические данные необходимо регулярного обновлять. Профессия требует от географов отлично ориентироваться не только в географии, но и в биологии, химии, физике, экологии, истории, экономике, социологии и других науках. Профессиональные качества географа — любознательность, аналитический ум, любовь к исследованиям, отличная память и развитый глазомер. Так как работа такого специалиста подразумевает нередкие командировки, понадобится и физическая выносливость, и умение ориентироваться на местности.


Физическая география, экономическая география, политическая география, картография, космоаэрокартография, геоморфология, гидрология, геохимия, геофизика, краеведение — лишь малая часть специализаций, которые может выбрать географ. Всего можно насчитать около полусотни направлений

Частый стереотип, с которым приходится бороться географам, это приравнивание их профессии к должности учителя. На самом же деле характер деятельности будет зависеть от выбранной географом специализации. Географы могут устроиться по специальности в научно-исследовательские центры, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, на картографические фабрики, в естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники, национальные парки. Географическое образование даёт возможность найти работу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных и городских комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды, на метеостанциях, в природоохранных организациях. При наличии лидерских качеств можно поискать себя в сфере экологического менеджмента.


Французский океанолог Жак-Ив Кусто — великий исследователь ХХ века, чей труд достоин восхищения

Востребованы сегодня и специалисты, работающие с геоинформационными системами. Геоинформационная система (ГИС) — это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Для такой работы нужна соответствующая квалификация.


В Беларуси самый обширный перечень географических специальностей имеет . Там готовят географов, специализирующихся на геоинформационных системах (причём не только на географическом, но и на военном факультете), будущих преподавателей географии и экологии, а также специалистов в геоэкологии, гидрометеорологии и космоаэрокартографии. Помимо Белгосуниверситета, в столице есть ещё один вуз, готовящий географов: квалификацию «Преподаватель биологии и географии» можно получить в .


Возможность выучиться на преподавателя географии дают и региональные вузы.

Географ — специалист, изучающий физические и экономические явления. Главная его цель — научно обосновать рациональность природопользования и путей безопасного развития общества.

Заработная плата

35.000–45.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Научные центры, образовательные учреждения.

Обязанности

Профессия географа очень интересная и ответственная. Сама наука делится на два направления — физическое и экономическое. Иногда географию объединяют с картографией.

Почвы, ледники, океаны, вулканы, изменение земной коры, состав и численность населения, туристические маршруты — все это объекты изучения по специальности.

Задача географа — объяснение различных процессов и явлений, составление прогнозов, написание научных статей, обучение школьников и студентов. Специалисты часто бывают в командировках.

На первом этапе географ составляет план работ, изучает имеющиеся материалы, разрабатывает гипотезу для исследования, ставит цели и задачи. Второй этап – непосредственное изучение местности, взятие проб, проведение экспериментов, фиксирование данных в дневниках. Далее информация обрабатывается, проводятся исследования в лабораториях.

Важные качества

Специальность географа требует пытливого ума и склонности к естественным наукам. В работе поможет организованность, умение сплотить коллектив, коммуникабельность, аналитический ум.

Отзывы о профессии

«География — наука полевая, поэтому каждый год были практики..дважды бывал на практике в Приморском крае, на морской экспериментальной базе «Мыс Шульца». Там уже была настоящая серьёзная работа. Понравилось больше всего, наверное, на Дальнем Востоке. Поэтому и был там дважды. Очень сильное впечатление на меня произвело недельное путешествие на поезде по Транссибу. Осознал, насколько огромная и красивая у нас страна. А ведь это лишь малая её часть, ниточка на карте».

Андрей Балакин,
океанолог, географ.

Стереотипы, юмор

Самый частый стереотип о профессии — приравнивание должности со школьным учителем. Но преподавание – это лишь вершина айсберга.

Обучение

Чтобы стать географом, требуется высшее профильное образование. Чтобы стать учителем географии, необходимо дальнейшее обучение в аспирантуре.

Высшее образование можно получить в таких вузах, как: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

В Москве образование можно получить в Московском государственном горном университете.