Биогафии

Кто был правителем государства крестоносцев. Крестовые походы. Государства крестоносцев

22 июля 1099 года крестоносцами создано Иерусалимское королевство, первым главой государства («защитником Гроба Господня») избран герцог Бульонский.

Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Ближнего Востока одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи.
Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

«Они напали на нее, осадили и вошли внутрь, даровав горожанам жизнь. Но как только город оказался в их власти, они поступили коварно, и, не сдержав обещания защищать город, которое дали раньше, начали притеснять население, захватывать имущество и сокровища, наносить обиды и чинить расправы».

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.
Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.
Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.
За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.

Княжество Антиохии

Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.
Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.
Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.
Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.
В частности, присутствие итальянских купцов, а также малоплодородные земли Палестины в корне изменили экономику региона – акценты с сельского хозяйства переместились в сторону торговли.
Европейские феодалы очень быстро установили свои порядки в королевстве. Местные законы – «иерусалимские ассизы», в частности, резко ограничивали в правах короля. Без «высокой палаты» – собрания крупных феодалов – король не мог принять ни одного закона. Более того, в случае нарушения прав какого-либо феодала «высокая палата» вполне могла «отказать королю в службе».
Захват Иерусалима султаном Саладином в 1187 году стал переломной точкой в истории королевства. Ни Третий крестовый поход, ни разногласия между мусульманскими правителями города не смогли вернуть утраченные позиции европейцев. Когда в 1244 году Иерусалим пал перед наступлением хорезмийских войск это стало концом христианского владычества на Ближнем Востоке.

Графство Триполи

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.
Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.
Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

Государства крестоносцев

Между 1098 и 1109 гг. крестоносцы основали четыре государства в Восточном Средиземноморье: Эдесское графство (графство Эдесса), Антиохийское княжество (княжество Антиохия), Иерусалимское королевство и графство Триполи.

Иерусалимский король считался первым среди властителей остальных латинских государств, однако на деле он не имел каких-либо преимуществ перед тремя другими государями. Правители Триполи, Антиохии и Эдессы де-факто были независимы от Иерусалимского королевства. По большому счету их даже нельзя было назвать его вассалами, хотя они и приносили вассальную присягу (оммаж) королю. В действительности король Иерусалима был скорее номинальным главой конфедерации крестоносных государств: в своих странах князья Антиохии, графы Триполи и Эдессы имели такую же власть, какой в Иерусалимском королевстве располагал их «сюзерен».

В соответствии со средневековыми порядками эти феодальные государства подразделялись на более мелкие единицы феодального владения – баронии; эти последние, в свою очередь, дробились на еще более мелкие – рыцарские феоды, или лены, и так далее.

Примечательно дело обстояло и с подданными этих властителей. Вот что пишет в своей работе «Эпоха крестовых походов» известная российская исследовательница Ольга Добиаш-Рождественская: «За исключением небольшого числа акклиматизировавшихся семей, население Палестины было колеблющимся и изменчивым. До самого конца XII в. и отчасти еще в XIII в. сюда приливали новые насельники, увлекаемые религиозным одушевлением, желанием устроить свою судьбу или жаждой приключений. Обратная волна уносила в Европу удовлетворенных или разочаровавшихся. С обновлявшимся непрерывно населением обновлялись нравы, понятия и привычки; в восточную почву просасывались те изменения, которые совершались на почве Европы» .

Эдесское графство (Северо-Западная Месопотамия) . До появления крестоносцев в междуречье Тигра и Евфрата существовало армянское княжество Эдессы. В 1031 г. Эдесса вошла в состав Византии, а в 1071-м, после поражения византийских войск при Манцикерте, Эдесса оказалась отрезанной от территории империи вторгшимися в Малую Азию сельджуками. При этом в городе сохранилась византийская администрация в главе с дукой?. Основой экономики Эдессы была караванная торговля.

В конце XI в. Эдесса, управляемая куропалатом? Торосом, смогла добиться автономии. Однако положение княжества было крайне шатким, что требовало либо сильного союзника, либо могущественного покровителя. В это непростое время в Приевфратье появляется младший брат Готфрида Бульонского Балдуин Булонский со своими рыцарями. Матфей Эдесский в своей «Хронографии» так описывает эти события:

«Пришел некий граф по имени Балдуин и с сотней всадников взял город, именуемый Тилбашар. Узнав об этом, находившийся в городе Эдессе князь ромеев Торос сильно обрадовался. Он обратился к графу франков в Тилбашар с призывом прийти на помощь против своих врагов, ибо он был тесним соседними эмирами. Граф Балдуин явился в Эдессу с шестьюдесятью всадниками. Городская толпа вышла ему навстречу и с большой радостью привела его в город. Все верующие ликовали. Куропалат Торос заключил с графом большую любовь и союз, дал ему много подарков» .

Торос Эдесский, по всей видимости, под давлением 12 ишханов – представителей городской верхушки, не только приглашает Балдуина в город, но и вскоре усыновляет его, разделяя с ним власть.

По поводу дальнейших событий вновь дадим слово Матфею Эдесскому:

«После того как в Эдессу прибыл граф Балдуин, коварные и злоумышленные люди заключили с графом соглашение с целью убить куропалата Тороса. Такое не подобало Торосу, оказавшему столько благодеяний [городу], ибо благодаря его уму и мудрости, его искусной изобретательности и большому мужеству Эдесса была избавлена от положения данника и слуги алчного и жестокого племени арабов. В эти дни сорок человек вступили между собой в иудин сговор. Ночью они пошли к графу Балдуину, брату герцога Готфрида, и вовлекли [его] в свои злые умыслы и обещали отдать ему Эдессу. Последний одобрил их злое намерение. Они вовлекли [в это дело] и армянского князя Константина и на пятой неделе Великого поста подняли всю городскую толпу против куропалата Тороса. В воскресенье они разорили дома всех его вельмож, захватили верхнюю крепость, в понедельник напали на нижнюю крепость, где находился [Торос], и дали ему жестокий бой. Находясь в безвыходном положении, [Торос] попросил их поклясться в том, что не тронут его, и обещал сдать им крепость, город и удалиться со своей женой в город Самосату. Он дал им святые кресты [монастырей] Вараг и Макеноц, на которых граф в церкви Апостолов поклялся, что не тронет его. Он поклялся также именем ангелов, архангелов, пророков, святых апостолов, святых патриархов, сонмом всех мучеников; [текст] этой клятвы Торос в письменном виде отправил графу, который поклялся всеми святыми, после чего Торос сдал ему крепость. Балдуин и все вельможи города вошли в крепость. Во вторник, в праздник святых сорокамучеников, горожане жестоко напали на [Тороса], мечами и дубинами сбросили со стены [крепости] в огромную толпу, которая все как один набросилась на него, нанесла ему мечами множество ударов, убила его мучительной смертью. Они совершили превеликий грех перед Богом. Связав его ноги веревкой, позорно таскали его по площади города. В этот день они стали клятвопреступниками. И после этого они отдали Эдессу Балдуину» .

В марте 1098 г. Балдуин объявил себя графом Эдессы и подчинил себе большинство городов и крепостей Осроены?, создав, таким образом, первое из четырех латинских государств на Востоке. Эдесское графство не имело выхода к морю и граничило на западе с Антиохийским княжеством и Киликийским царством, на севере и юге с государством Сельджукидов. Населяли графство христиане армяне и сирийцы, значительно уступали им по численности православные греки и мусульмане. В 1100 г., после смерти Готфрида Бульонского, правитель Эдессы Балдуин Булонский унаследовал титул правителя Иерусалимского королевства. Эдесса перешла к его двоюродному брату – Балдуину де Бурку (Балдуин Второй). Всего на престоле Эдессы успело побывать пять правителей и два регента.

Последним графом Эдессы стал Жослен III. В 1144 г., воспользовавшись отсутствием Жослена, Зенги (прозвище знаменитого сельджукского полководца Эмад ад-Дина, 1084–1145) после месяца осады взял город. Не допустив разграбления Эдессы, он отдал христианам Востока латинские церкви. 15 сентября 1146 г. Зенги был убит при осаде сирийской крепости, и в этом же году оставшиеся в Эдессе армяне и европейцы подняли восстание. Город был взят Нур ад-Дином, сыном Зенги, армяне изгнаны или убиты, а Эдесское графство прекратило свое существование.

Антиохийское княжество (Северная Сирия) . Второе по времени возникновения государство крестоносцев располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря и граничило с Эдессой, Триполи, Киликийским царством и государством Сельджукидов.

В октябре 1097 г. «пилигримы» осадили Антиохию. В городе проживало много христиан – армян и сирийцев. Антиохия была одной из мощнейших твердынь Средиземноморья: город окружала мощная стена с 450 башнями, длина которой превышала 10 километров. Толщина стены была такова, что по ней спокойно могла проехать четверка лошадей. Внутри, за стеной, находилась сама крепость, чьи стены протяженностью более 400 метров возвышались над городом.

Семь месяцев продолжалась безуспешная осада. Голод и раздоры поселились среди крестоносцев: взять Антиохию с помощью лишь военной силы не представлялось возможным. «В то время, пока она осаждалась нами, – сообщал Урбану II в письме от 11 сентября 1098 г. один из предводителей Первого крестового похода Боэмунд, князь Тарентский, – мы претерпели много бедствий от схваток, [происходивших] близ города с турками и язычниками, которые нередко и в большом числе нападали на нас, так что едва ли не можем сказать, что скорее сами были осаждены теми, которых держали запертыми в Антиохии. В конце концов… я, Боэмунд, сговорился с одним турком, который предал мне этот город» .

В результате предательства Антиохия была взята, ограблена, а жители нехристиане перерезаны. Отчаяние мусульман было тем сильнее, что Антиохия пала всего за два дня до прихода огромной армии мосульского эмира Кербоги, который шел на выручку.

После непродолжительных споров между вождями крестоносцев город был отдан во владение Боэмунду. Образовалось второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

Не успели крестоносцы как следует укрепиться, как 5 июня 1098 г. началась вторая осада Антиохии. Подошедшая мусульманская армия полностью блокировала город. Положение защитников становилось критическим, начинался голод. И тут, согласно хроникам, случилось чудо. Провансалец Пьер Бартелеми сообщил, что ему было видение – нужно начинать раскопки в храме Святого Петра. Ему поверили, начали копать и вскоре, 14 июня 1098 г., нашли реликвию – копье, которым Иисус Христос был ранен, будучи распятым на кресте. Находка воодушевила крестоносцев. 28 июня армия франков совершила победоносную вылазку из крепости. Враг был разбит, захвачены богатые трофеи – провизия армии эмира Кербоги.

Крестоносцы у найденной священной реликвии – креста, на котором распяли Иисуса. Художник Гюстав Доре

Несмотря на стабилизацию ситуации, положение Антиохийского княжества было сложным: с востока ему угрожал эмират Халеба, а на севере – Византия, пытавшаяся вернуть себе Антиохию. Антиохийские князья отбросили византийцев и заняли земли за рекой Оронт, а также обложили данью своих соседей – Халеб, Шайзар, Хаму и Хомс. В 1118 г. они даже навязали эмиру Халеба невыгодный договор, предоставляющий франкам взамен сборов преимущественное право на сопровождение и защиту идущих из Халеба в Мекку караванов с паломниками.

История Антиохийского княжества – это история постоянной борьбы за существование, история дипломатических компромиссов, династических союзов, открытой борьбы за престол среди наследников, вооруженного противостояния с Византией и сельджуками.

В середине XIII в. разгорелся конфликт из-за Сирии между мамлюками, которые тогда правили в Египте, и монголами. Правители Антиохийского княжества сделали ставку на монголов, даже заключили с ними вассальный союз и… проиграли. Антиохийское княжество прекратило свое существование в 1268 г., капитулировав перед войсками мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство (Южная Сирия и Палестина) . Первоначально новое государство помимо Иерусалима включало лишь Яффу и Вифлеем с округами, позже в его состав вошли Хайфа, Кесария, Акра, Сидон, Бейрут, Тир.

После взятия крестоносцами города и освобождения Гроба Господня главой Иерусалимского королевства был избран номинальный глава Первого крестового похода Готфрид Бульонский. Правда, Готфрид наотрез отказался короноваться, заявив, что не желает носить земной венец там, где Иисус Христос был увенчан венцом терновым. Поэтому первый король Иерусалима королем был лишь де-факто, а де-юре носил титул «Защитник Гроба Господня». Впрочем, это продолжалось недолго – Готфрид Бульонский умер через год после захвата Иерусалима, а его младший брат и преемник Балдуин Булонский (к тому времени уже Балдуин Эдесский) принял титул «король Иерусалима».

Балдуин I, к тому времени уже создавший Эдесское графство, не посрамил свою репутацию и став королем. Он значительно расширил территорию, завоевав приморские города Акра, Бейрут и Сидон, при нем в целом и сформировались все особенности этой весьма нетипичной монархии.

Вот как описывает ее устройство известный советский исследователь М. Заборов:

«В Иерусалимском королевстве было четыре крупных владения: на севере Палестины – княжество Галилея (с центром в Тивериаде), на западе – сеньория Сайды [Сидона], Кесарии и Бейсана, а также графство Яффы и Аскалона (он был завоеван у Египта в 1153 г.), на юге – сеньория Крака де Монреаль и Сен-Абрахама. Сеньоры этих владений считались непосредственными вассалами короны. Каждый из них имел своих вассалов в лице более мелких владетелей, получивших от них в наследственное держание свои поместья (феоды): вассалом графа Яффы и Аскалона являлся сеньор Рамлы и так далее» .

Особенностью этой вассальной службы было то, что, в отличие от Европы, сеньор имел право требовать ее выполнения не в течение ограниченного количества дней, а в течение всего года – в силу того, что королевство вело, в сущности, непрерывные войны, любому рыцарю следовало во всякое время быть готовым выступить в поход по приказу короля.

Однако и этого было недостаточно – еще одна особенность латинских государств состояла в фактическом отсутствии христианского крестьянского населения. В отличие от европейских монархий, экономической и административной основой которых были крестьянские деревни, новообразованные государства крестоносцев держались на городах и крепостях, где и были сосредоточены европейцы. Крестьянское население по-прежнему оставалось почти исключительно мусульманским, и жизнь в сельских районах изменилась мало. И хотя староста деревни – раис – считался подданным какого-нибудь рыцаря, которому была пожалована эта земля, правитель обычно жил где-нибудь в городе, ни во что особо не вмешиваясь. Крестьяне-мусульмане платили налоги, поставляли продовольствие, но по понятным причинам были освобождены от военной службы. Не обязаны были служить и многочисленные итальянцы, осевшие в приморских городах.

В силу этого Иерусалимское королевство испытывало хроническую нехватку военной силы – армия королевства, рекрутируемая из живущих в городах франков, всегда была очень немногочисленной, и дефицит этот не всегда покрывался за счет воинов из рыцарских орденов и рыцарей, прибывающих из Европы. Иерусалимские короли никогда не имели более 600 конных рыцарей, и изменяющийся состав крестоносцев, постоянные распри между собой их вождей делали оборону Святой земли делом сверхтрудным.

В силу того, что большинство влиятельных баронов вовсе не сидели в своих поместьях, а постоянно проживали в Иерусалиме, их влияние на короля было гораздо более сильным по сравнению с Европой. Королевскую власть сильно ограничивало «Высшее собрание» – состоящий из епископов и влиятельных баронов совет, являвшийся одной из ранних форм парламента. Именно они выбирали короля, решали вопросы о предоставлении ему денег, начале военных действий и тому подобное. Помимо административного, существовали и юридические ограничения – свод законов, называемый «Иерусалимские ассизы», кодекс феодального права государств крестоносцев.

Де-факто король должен был все свои действия согласовывать с ленниками короны и не имел права принимать решения без их санкции. Дело доходило до смешного – Балдуину I пришлось однажды отменить распоряжение об очистке иерусалимских улиц, потому что оно было отдано без согласования с баронами.

В общем, не случайно французский историк Морис Гранклод так определил политический строй Иерусалимского королевства: «Своеобразная феодальная республика во главе с королем, который существовал лишь постольку, поскольку феодальная пирамида нуждалась в вершине» .

Битва при Арсуфе. Художник Гюстав Доре

Важнейшую роль в государстве крестоносцев играла церковь. В Иерусалимском королевстве было создано пять архиепископств и девять епископств. К ним перешли бывшие владения православной церкви Иерусалимского и Антиохийского патриархатов, кроме того, крестоносцы сами основали множество монастырей (Сионский монастырь, аббатство Святой Марии в долине Иосафата и другие). Церковные владения были освобождены от налогов. Помимо обычных повинностей церковные феодалы собирали в своих владениях «десятину». Интересно, что архиепископы и епископы должны были, как и бароны, выставлять по приказу короля военные отряды, причем немалые: от иерусалимских патриархов короли требовали 500 воинов, от архиепископов назаретского, тирского и кесарийского – по 150.

После захвата Иерусалима Саладином? 2 октября 1187 г. (Аскалон, Тивериаду, Сидон, Бейрут и некоторые другие пункты крестоносцы потеряли еще раньше) Иерусалимское королевство фактически прекращает свое существование. Правда, в 1191 г. крестоносцы вернули себе порт Акру, ставшую столицей королевства, но эта узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы была всем, что осталось от некогда обширного государства. А ровно через сто лет, в 1291 г., мамлюки под предводительством султана аль-Ашраф Халиля захватили Акру, и оставшиеся христиане эвакуировались на Кипр. Это станет концом государств крестоносцев.

Графство Триполи (Западная Сирия). Соседями, граничившими с Триполи, были Антиохия, Иерусалимское королевство и государство Сельджукидов. На востоке графство было окружено горами – хребтами Ансария и Ливан. Горная цепь обеспечивала надежную защиту, но со стороны Хомса графство было полностью открыто.

Традиция называет основателем графства Раймунда Тулузского, который умер во время осады Триполи в 1105 г., так и не дожив до получения реальной власти над городом. Первым же реально правившим графом Триполи стал граф Сердани Гильом Иордан, племянник Раймунда Тулузского. На момент, когда Гильом Иордан объявил себя графом Триполи, графство состояло из городов Тортоса (Тартус) и Джебейль, а город Триполи находился в руках сельджуков. И только летом 1109 г. крестоносцам удалось взять город при помощи короля Иерусалима Балдуина Первого и генуэзского флота. В штурме принимали участие и Гильом Иордан, и старший сын Раймунда – Бертран, присоединившийся к крестоносцам в 1108 г. Во время битвы Гильом Иордан был ранен.

Между тем Бертран Тулузский предъявил свои права на наследство отца. Тяжбу должен был решить король Иерусалимский Балдуин I, предложивший разделить графство на две части. Пока шло разбирательство, Гильом Иордан умер, и Бертран Тулузский стал единовластным правителем Триполи.

Зажатое между Антиохией и Иерусалимским королевством Триполи было самым маленьким владением крестоносцев на Ближнем Востоке и следовало в кильватере политики того или иного сильного государства, прежде всего княжества Антиохийского, в зависимости от которого графство находилось большую часть своей истории. Тем не менее пало оно последним, просуществовав на четверть века дольше своего сюзерена.

Последней правительницей графства Триполи была Люсия Трипольская, вторая дочь Боэмунда VI. Графство прекратило свое существование в 1289 г., покорившись египетскому султану Калауну аль-Алфи.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине - королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него - графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета - ассизах или куриях. Королевская курия - «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть; без ее согласия король не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения. Все эти положения были зафиксированы в «Иерусалимских ассизах» - судебнике, представлявшем собой запись феодальных обычаев Иерусалимского королевства. В этих ассизах, детально перечислявших права сеньоров и обязанности вассалов, порядки феодального общества, по словам Ф. Энгельса, получили классическое выражение.

Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев. Итальянские купцы получили в портовых городах Сирии и Палестины важные привилегии. Они были независимы от местных властей и управлялись консулами, назначавшимися из Италии.


Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.

Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200 километров, была весьма уязвима. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность. С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. С Востока, со стороны Сирийской пустыни, государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели непрерывно враждовали друг с другом. Организации обороны мешало и непостоянство состава крестоносцев, и то, что их численность была сравнительно небольшой. Под началом иерусалимских королей, например, никогда не было более 600 конных рыцарей. Эта привилегированная верхушка жила среди озлобленного, враждебно настроенного населения, составляя своего рода военный лагерь. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации - духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров - белого цвета с красным крестом, у госпитальеров - красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей - белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись «великими магистрами» и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

XII в. ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского королевства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев. После утраты владений на Востоке ордены перенесли свою деятельность в Европу. Иоанвиты и в особенности тамплиеры использовали накопленные богатства для ростовщических и банковских операций. Тевтонский орден направил свою агрессию на берега Балтийского моря, где вместе с Орденом меченосцев основал свое государство.

По окончании 1-го крестового похода на территорииЛеванта были основаны четырехристианских государства.

    Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в1098 году Балдуином I Булонским . После завоеванияИерусалима и создания королевства. Просуществовало до1146 года . Столицей его был городЭдесса .

    Княжество Антиохия - было основаноБоэмундом I Тарентским в 1098 году после взятияАнтиохии . Княжество просуществовало до1268 года .

    Иерусалимское королевство , просуществовало вплоть до паденияАкры в1291 году . В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

    • Княжество Галилеи

      Графство Яффы и Аскалона

      Трансиордания - сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама

      Сеньория Сидона

    Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в1105 году графом Тулузы Раймундом IV . Графство просуществовало до1289 года .

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой, и например, Китаем, таких как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику и волго-донской путь. В этом можно усматривать причины смещения политического центра Руси как раз после первого крестового похода в район, где происходила перевалка международных грузов из бассейна Волги в бассейн Западной Двины, а также причины экономического и политического подъема Волжской Булгарии. Последовавший захват крестоносцами устья Западной Двины и Немана, захват ими Константинополя, через который проходили грузы волго-донского пути и пути по реке Куре, а также попытку шведов захватить устье Невы, можно также расценивать как стремление установить контроль над торговыми путями данного вида торговли. Экономический подъем в то время северо-западной части Западной Европы против южной, стал причиной того, что для европейцев международная торговля с Востоком через Балтику и далее через Северо-Восточную Русь становилась более экономически выгодной. Возможно, именно в этой связи крестовые походы в Святую Землю утратили популярность среди европейцев, и дольше всего крестоносные государства просуществовали именно в Прибалтике, исчезнув лишь тогда, когда европейцы открыли прямые морские пути в Китай и Индию.

Второй крестовый поход (1147-1149)

Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад-ад-Дина христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нур-ад-Дином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев. Следовавшие за тем 4 десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 году византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале . Нур-ад-Дин овладел землями, лежавшими на СВ от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба…

В конечном итоге эти земли были завоеваны мусульманами.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с неверными за освобождение из-под их власти Гроба Господня в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке

Левант

Греция

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на ее территории четыре государства.

  • Латинская империя
  • Королевство Фессалоники
  • Герцогство Афинское
  • Княжество Ахейское
  • Сеньория Негропонта

Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).

Эти государства столкнулись с атаками греческих государств - приемников Византии.

Фессалоники и Латинская империя были отвоёваны греками в 1261 г.

Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопоннесе, пока эти земли не были захвачены в XV в.

Средиземное море

Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 г. на острове Родос, и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 г. был изгнан турками-османами на Мальту.

Пруссия

Однако самое долговечное государство крестоносцам удалось создать не в Палестине, а в Восточной Европе.

В 1217 г. Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников-пруссов, а в 1225 г. польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того, чтобы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями.

В течение XIII в. орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков.

На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше), позднее - в Кёнигсберге (ныне - Калининград в России).

В XV в. начался упадок ордена. В 1410 г. он потерпел поражение от объединённого польско-литовского войска (в состав которого входили и русские дружины из входивших в состав Великого княжества Литовского западно-русских земель).