Биогафии

Метод фокальных объектов мфо. Применение метода фокальных объектов при принятии финансовых решений

Метод фокальных объектов (МФО) был предложен американцем Ч. Вайтингом. Он основан на анализе случайных объектов и их случайных признаков . Слово «фокальный» в названии метода означает, что объект находится в фокусе внимания, рассматривается и анализируется.

Смысл данного метода заключается в перенесении признаков нескольких случайно выбранных объектов на определенный объект . В результате получаются необычные сочетания, которые позволяют преодолеть психологическую инерцию, а также творческие барьеры.

Этапы метода фокальных объектов:

  • 1. Анализ всех условий задачи, определение недостатков исходного объекта.
  • 2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих прямого отношения к задаче
  • 3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных предметов.
  • 4. Генерация новых решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений.
  • 5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Рассмотрим действия данного метода на конкретном примере.

Выбранный объект для анализа - наручные часы. Целью применения метода является расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.

Производится выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка.

Следующий шаг - составление признаков случайных объектов, представленных в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ методом фокальных объектов.

Признаки объекта

Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний

Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный

Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности

Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Следующий этап - генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Для наглядности информация представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Генерирование идей методом фокальных объектов

После чего происходит развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

Заключительный этап - оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.



Методфокальныхобъектов

Методизобретен Чарльзом Вайтингом (Англия)в60-егодыХХстолетия. Основнаяидея- расширениеассоциативныхсвязей.

Выбираетсянесколькообъектов (2-3), укоторыхвыявляютсяспецифическиепризнаки. Затемпоочереднопризнакиэтихобъектов переносятсянадругой объект,которыйоказываетсякакбыв фокусевнимания (фокальныйобъект)

Веернеожиданныхпризнаковпозволяетсоздавать необычныеобъекты. Например,вкачественеобычного(фокального)объектавыбранцветок.

Взрослыйпредлагаетдетямпоочередно представить, каквыглядитцветокжидкий,прокисший, фруктовый, вкусный, парчовыйит.д.

Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль

4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!


В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.


Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч.

"забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.


В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.


Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  1. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  1. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  1. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  1. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  1. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых


Методфокальныхобъектов (МФО)

«Создадимпортретапреля»

Детинаугадвыбирают2-3предмета. Подбираютсвойства (неменее4-хккаждому) Переносятэтипризнакинаобъектвфокусе.


О МФО

Ледяной чай, говорящий чайник, музыкальная чашка и прочие «фокусы»

Метод, о котором сегодня пойдет речь, является эвристическим методом продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

В статье этот метод дан в виде готового методического материала для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов. Автор надеется, что любой HR-менеджер, тренер или бизнес-консультант, прочитав эту статью, сможет провести подобный тренинг у себя в организации или в организации-заказчике.

Итак, знакомимся:

МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления продукта/услуги, или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод, предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

МФО особенно эффективен при поиске новых идей и способов преобразования обновляемого объекта. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность метода объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

Тренинг по применению МФО включает следующие шаги/стадии:

1. Определение объекта изменения/обновления - фокального объекта.

2. Выбор случайных объектов.

3. Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.

5. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

6. Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.

7. Разработка плана реализации полученного решения.

Последовательность работы по применению МФО

Рассмотрим демонстрационный пример.

  • 1. Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Фокальный объект, показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения.

Для примера, рассмотрим в качестве фокального объекта настольную лампу.

А. Кошка В. Портфель

  • 3. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как: красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому, высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.

Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

Для экономии места мы выпишем только по пять параметров случайных объектов:

Меховая

Переносной

Мяукает

Вместительный

Прыгает

Ранец

Теплая

Кожаный

Полосатая

Закрывается

  • 4. Наименее креативная часть, требующая только механического заполнения. Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.

Не пытайтесь пропустить этот шаг, сразу переходя к пятому шагу. Пропустив этот шаг, Вы пропустите много интересных сочетаний.

Презентуя метод, также необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:

Фо + А1 = Меховая настольная лампа

Фо + А2 = Настольная лампа мяукает

Фо + А3 = Прыгающая настольная лампа

Фо + А4 = Теплая настольная лампа

Фо + А5 = Полосатая настольная лампа

Фо + B1 = Переносная настольная лампа

Фо + B2 = Вместительная настольная лампа

Фо + B3 = Настольная лампа ранец

Фо + B4 = Кожаная настольная лампа

Фо + B5 = Закрывающаяся настольная лампа

  • 5. На пятом шаге необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.

Пятый шаг, пожалуй, самый творческий этап МФО, когда необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.

На вопрос «Что получилось? », необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании Фо + А4 у нас получилась Теплая настольная лампа . Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает.

На вопрос, «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования.

Например: Фо + B3 = Настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP".

Ответ на вопрос, «Кому это надо? », помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги

Например: Фо + B4 = Кожаная настольная лампа - можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Во время презентации метода нет необходимости строить таблицу, достаточно кратко ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта. Например, так:

Меховая настольная лампа - Может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - Может быть лампа издающая звуки например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать или выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа - Может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели - родители школьников и/или организации.

  • 6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта. Можно выписать все полученные решения, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.

В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука

Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

Вместо заключения

МФО основан на установлении, прежде всего с помощью ассоциаций, связей между фокальным объектом и случайным словом, частью речи (существительное, прилагательное или глагол).

Скорее всего, некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов: музыкальная открытка, радио-фонарь, ароматные салфетки, корабль-казино, авто-кинотеатр, интернет-кафе и др.

Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но «буксует» при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

  • 2. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано ОКНО, то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбирать:

  • a. «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
  • или
  • b. объекты «действ», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
  • или
  • c. явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

Правила работы МФО .

1. Рассматриваяили изменяякакой-либообъект,произвольно

выбираемлюбой другойпредмет (или 2-3),неимеющих

Отношениякизменяемомуобъекту.

2. Выбраннымобъектоммогутбыть:

§ любоесловоизлюбойкниги;

§ карточкискартинками;

§ игрушкиилияркиепредметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаемописатьего,подбирая 5-10определений.

4. Подобранныеопределения подставляемксловувфокусе,

рассматриваяполученныеслово-сочетания. Можно обговаривать

всесловосочетания,аможновзятьсамоеинтересное.

5. После того как нужное(илиинтересное) словосочетание

найдено, необходимообъектув«фокусе»придатьновые

качества, «ввести»внего теэлементы,которыеемуне

свойственны.

Программа формированиятворческогомышленияметодом

«фокальныхобъектов»(МФО).


Программадлядетей 3-4лет

· Педагогдемонстрирует,объясняет детям,когда,вкакомслучае,объектможетобладатьнетипичнымипризнаками:

«Усатоедерево»- такимдеревоможетбыть,если унеговырастутдлинныеветкибезлистьев

· Побуждаетдетейкобсуждениювариантовналичия уобъектовнетипичныхсвойств подобранных,какправило, педагогом:

Когда,вкакихслучаяхбывает? – «Прозрачнаяконфета» или«Булькающийтелевизор».

Программа длядетей 4-5лет

· Предлагатьдетямперечислитьпризнакинаугадвыбранногообъектаипоочереднорассмотретьихв сочетаниисдругимиобъектами:

Кукласволшебнымиволосами; сломанная;пластмассово-резиновая; потерянная-этипризнакипоочередно рассматриваются надругихобъектах

· Объяснятьдетям сдостаточнойстепеньюдостоверности,когдаивкакихслучаях необычныйпризнакможетбыть уданногообъекта..

Программа длядетей 5-6лет

  • Объяснениесдостаточнойстепеньюдостоверности наличие необычногопризнакауобъекта.

Например: -Когда,вкакомслучае бывает«мохнатаявода»или«коряваябанка»,или«клетчатаясобака».

  • Игрыпотипу «биномафатазии»;выбор двухобъектов,междукоторымипоочередноставятсяразличныепредлоги.
  • Например-«муравей-телевизор». Объяснение детьми когда,вкакихслучаях бывает,например, муравейподтелевизором или,наоборот,телевизорумуравья.
  • Придумывание историиилисказки навариант«бинома»

Программа длядетей 6-7лет

  • Предлагатьдетямрассматривать признакитрех-четырехобъектов,азатемпереноситьих накакой –либопредмет. Продуктивнаядеятельность детейнаоснове получившихсясвязок.

Например: -рисование«летающегостула»,лепка«чайникаскорнями»;Придумываниеисториипро«мыльноедерево»ит.д.


Побуждатьдетейсамостоятельноигратьпотипу«бинома фантазии» илипосозданию иобъяснению необычныхпризнаковобъекта.



Технологическаяцепочка

Детямпредлагаетсявыбрать2-3объекта (например:дерево , мороженое , удав )

Ставитсязадача:назвать признакиилизначенияпризнаков (неменеечетырехдлякаждогообъекта)

Предлагаетсяперенестиэтипризнакиилизначенияпризнаковпоочереднонафокальныйобъект,например: самовар

Обсуждаетсякаждоесочетание.Например: гдеизачемможноиспользоватьсамоварскорнями,вечнозеленыйсамовар; Объяснение должнобытьдостаточноаргументированным.

Организуется продуктивнаядеятельность:рисование; лепкапредметаснеобычнымсвойством;составлениесказки.Например: «Просамоварскорнями»или«Вечнозеленыйсамовар».


МФО (целиработы)

1. Придуматьчто-либоновое, видоизменяяилиулучшаяпривычныйреальныйобъект.

2. Познакомитьдетейсчем-тоновым илизакрепитьранееполученныезнания,рассматриваяпредметснеобычнойстороны.

3. Составитьрассказ, сказкуорассматриваемом объекте,используянайденныеопределения(полностьюиличастично)

4. Проанализироватьхудожественноепроизведениеиликартину.

5. Разработатьновыйвид:

§ программы,
§
занятия,
§
прогулки,
§ подвижнойигрыит.д.,

выбравизнайденныхсловосочетанийто,котороебольшенравитсяилиподходитпоцели.

Четкоопределить,чтопродумывать- формуилисодержание

Изображенияобъектов, находящихсявфокусе непоказываются

Педагогдемонстрируетуверенностьвтом,что объектснеобычнымпризнакомможетсуществоватьвреальнойжизни; эмоциональнореагируетна парадоксальныесочетания (изображаетудивление,восторгит.п.)

Приобсуждениипедагогисключаеттипичныепризнакиобъектов (размер-взначении «большой-маленький»; форма-взначении «круглый-квадратный»; цвет- взначении «белый-черный»;такие определения, как «красивый-некрасивый»

Детямсреднеговозраста предлагается перечислитьпризнакиодногообъекта,поочереднорассмотретьихприменительно кфокальномуобъекту, обсудитьполучившиесясочетания.

Детистаршеговозрастамогутиспользоватьсвойства объектов.Поитогам обсуждения организуетсяпродуктивнаядеятельность.

Метод фокальных объектов - эвристический метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях. Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).

Метод прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

Фокальный объект – объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.

Суть МФО : перенос на фокальный объект свойства других случайно выбранных объектов или явлений.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки.

Метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

МФО включает следующие шаги:

    Определение объекта изменения/обновления фокального объекта. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.

    Выбор случайных объектов . Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано «окно», то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:

    «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;

    объекты «действо», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;

    явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

Определение свойств случайных объектов , отобранных на шаге 2. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как, красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение. Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

В таблице 4 приведен пример заполнения таблицы для случайных объектов. В качестве фокального объекта выбрана настольная лампа.

Таблица 4 – Таблица свойств случайных объектов

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом . Этот этап важен. Необходимо совместить фокальный объект со всеми свойствами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание, не пропустив ни одного из них.

Все варианты полученных сочетаний для рассматриваемого примера:

ФО + А1 = меховая настольная лампа

ФО + А2 = настольная лампа мяукает

ФО + А3 = прыгающая настольная лампа

ФО + А4 = теплая настольная лампа

ФО + А5 = полосатая настольная лампа

ФО + В1 = переносная настольная лампа

ФО + В2 = вместительная настольная лампа

ФО + В3 = настольная лампа ранец

ФО + В4 = кожаная настольная лампа

ФО + В5 = закрывающаяся настольная лампа

  1. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

Самый творческий этап МФО, когда необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося словосочетания и не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо ответить на несколько вопросов: «Что получилось?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

На вопрос «Что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании ФО + А4 у нас получилась теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или, наоборот, остужает.

На вопрос «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования. Например, в сочетании ФО + В3 = настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака «Stop».

Ответ на вопрос «Кому это надо?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «Это» покупать и платить за «Это» деньги.

Например, ФО + В4 = кожаная настольная лампа можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Меховая настольная лампа может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - может быть лампа, издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать и выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели родители школьников и/или организации.

Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений . На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет. В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука.

2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей.

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

    Разработка плана реализации полученного решения .

На этом шаге может быть использовании любой метод организационного или технического проектирования.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов направлен на создание объектов с новыми свойствами. Основная идея метода – подавление психологической инерции, связанной с объектом исследования, установить его ассоциативные связи с различными случайными объектами.

Метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы вфокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом (США, 1953 г.) для создания объектов с новыми свойствами.

Предположим мы хотим придумать новый редактор текстов. Далее случайным образом необходимо назвать любые существительные, например, роза, гвоздь, лед, мечта. Каждое существительное необходимо охарактеризовать прилагательными (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Иллюстрация к методу фокальных объектов

Система, которую мы хотим изменить (редактор текста), оказывается «в фокусе» 4-х других систем или понятий. Получаются сочетания целевой системы и перечисленных свойств. Например:

– детский редактор текста;

– нежный редактор текста;

– тающий редактор текста;

– твердый редактор текста;

– острый редактор текста и т.д.

Каждую полученную идею необходимо дополнить путем свободных ассоциаций. Метод успешно используется для получения неожиданных идей для новых продуктов, фантастических рассказов, игр и т. д.

Задания для самостоятельного выполнения:

– предложить идею усовершенствования сумки или рюкзака для компьютера.

– предложить идею развития компьютерной игры.

– предложить оригинальную идею компьютерного ежедневника.

3.4. Метод «Снежного кома». Метод «Золотой рыбки»

Метод «Снежного кома»– это метод разработки новых идей путем перехода от системы к определенному классу надсистем.

Главная цель:

Получить яркую, нешаблонную фантастическую ситуацию или сюжет. Для этого необходимо взять одну исходную идею и развить ее по определенным правилам во множество ситуаций. Это прием, по существу реализующий компонентную ось системного оператора.

– В качестве исходной фантастической идеи можно брать любую идею: придуманную вами, придуманную не вами, взятую из фантастики. В этом методе главное – построение, конструирование фантастической ситуации.

– При работе по методу «Снежного кома» предполагается, что все типовые слои реальности каким-то образом осуществляются.

Типовые надсистемы:

– Жилье: дом, квартира, мебель....

– Потребности: одежда, обувь, питание, сон....

– Отношения между людьми.

– Работа, профессии, обстановка, трудовые отношения.....

– Промышленность: завод, фабрика.....

– Природа, сельское хозяйство.....

– Торговля: магазин, гипермаркет.....

– Транспорт и связь.

– Искусство, развлечения, культура....

Алгоритм работы по методу «Снежного кома»

1. Выбрать объект анализа и уточнить его недостатки.

2. Сформулировать исходную фантастическую идею (ИСФ), позволяющую решить данный недостаток.

3. Совместить выбранную исходную фантастическую идею с типовыми надсистемами. Для каждой типовой надсистемы построить фантастическую ситуацию, выяснить, как влияет исходная фантастическая идея на эту надсистему. Контрольный вопрос: что изменится в исходной надсистеме, если...?

– ИФИ 1 + НС 1 = ФС 2 (к Исходной Фантастической Идее-1, добавили НадСистему-1, получили Фантастическую Ситуацию-2).

– ФС 2 + НС 2 = ФС 3 (К фантастической Ситуации 2 прибавляем другую надсистему НС2).

– ФС n + НС n = ФС (n+1) .

4. Отследить последствия этого изменения для самого объекта и его надсистемы. Обратить особое внимание на то, как это повлияет на различные этапы жизненного цикла объекта изготовление, хранение, эксплуатацию, транспортировку, утилизацию.

5. Записать полученные идеи.

Метод «Золотой рыбки»

Этот метод является инверсным по отношению к методу «Снежного кома». Если у вас есть некая исходная фантастическая ситуация, давайте сделаем обратное действие: посмотрим, а что в этой ситуации реального. Может быть, она не такая уж фантастичная.

ФС 1 – Р 1 = ФС 2

Получили фантастический остаток – фантастическую ситуацию 2 (ФС 2). Найдем в ней еще что-нибудь реальное.

ФС 2 – Р 2 = ФС 3

Получили фантастическую ситуацию 3. И так далее, пока не докопаемся, что же в ней принципиально нереально:

Ф = Р 1 + Ф 1

Ф 1 = Р 2 + Ф 2

Ф 2 = Р 3 + Ф 3

………………

Иногда полезно бывает рассмотреть некую цель своей работы как фантастическую ситуацию. Допустим, вам надо добиться каких-то результатов от своей системы. Метод позволяет выделить из сложной ситуации собственно изобретательскую задачу.

Алгоритм применения метода золотой рыбки для решения изобретательских задач:

1. В качестве фантастической вы берете ситуацию, когда проблема каким-то образом решена. Неизвестно как, но получен результат, который вам нужен. Довольно часто вы знаете, какой результат хотите получить, но не знаете, как этого достичь.

2. С этой фантастической ситуации – идеального решения, вы снимаете слои реальности, то есть выясняете, что же на самом деле в этом результате вполне реализуемо, а в чем фантастичность, чего же вы на самом деле не можете достичь. Когда вы очистите фантастическую ситуацию от всей реальной шелухи, это и будет ключевая задача, которую вам надо решать. А дальше решаете ее средствами ТРИЗ.

Согласитесь, бывает, что есть проблема - нужны новые идеи о том, как изменить, к примеру, товар или сервис. А этих идей нет... Как сойти с мертвой точки?

Мне нравится применять в таких ситуациях метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Слово "фокальный" означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов, Случайное слово.
Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Этот метод можно применять как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста.
Но у метода есть и недостатки - нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабой стороной метода является непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Как делать?
Шаг 1. Выбираем тот объект, который мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат:
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Пример применения метода :
Совершенствуемый объект: Шампунь.
Цель: отстроится в рекламе продукта от конкурентов, показать продукт по-новому.
Случайные объекты: История, кровать, снег.
Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1. История - научная, прошедшая, длинная.
2. Кровать - теплая, удобная, двуспальная.
3. Снег - белый, холодный, неожиданный, первый.

Новые сочетания:
1. Шампунь с историей.
2. Наука о шампуни.
3. Теплый Шампунь.
4. Шампунь для двоих.
5. Холодный шампунь.
6. Шампунь в неожиданной ситуации.
7. Шампунь это не снег.

Новые идеи:
1. Шампунь имеет свою историю изобретения и применения человеком. Расскажем/покажем историю создания нашего шампуня?
2. Шампунь, который удобно всегда носить с собой и использовать в неожиданных командировках, поездках.
3. Шампунь, который подойдет и тебе и ей/ему.
4. Снег на улице, а не на голове.
5. Шампунь, который можно не смывать теплой водой (сухой)
6. Из чего сделан шампунь – полезные свойства веществ в нашем шампуне.

Попробуйте и вас осенит много идей...