Биогафии

Разряды наречий по значению определительные и обстоятельственные. Наречие

Определительные наречия обозначают свойства, качества, интенсивность проявления признака или способ действия, т. е. обозначают внутренние качества.

Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. выделяют 5 разрядов определительных наречий:

1. Качественные наречия .

Обозначают качество действия или признака. Обычно образуются от , реже - от (отвечают на вопрос как?): отлично , хорошо , быстро , медленно , ярко , тускло , скромно , взволнованно , напряжённо .

  • Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя.
  • (Н. И. Пирогов)

2. Количественные наречия - это наречия меры и степени.

а). наречия, обозначающие неопределённое количество (отвечают на вопрос сколько?): мало , много , немало , немного , почти , приблизительно .

  • Для того чтобы проложить её [тропу], вероятно, понадобилось употребить немало усилий и испортить много пил и топоров.
  • (В. К. Арсеньев)

б). наречия, обозначающие определённое количество, - наречия меры (отвечают на вопросы сколько раз? во сколько раз? на сколько частей?): дважды , трижды , вдвое , втрое , впятеро , надвое , втройне .

  • Сложив это письмо вдвое , он спрятал его в карман записной книжки.
  • (А. П. Чехов)
  • Женщина истинно любит только однажды .
  • (И. А. Гончаров)

в). наречия степени.

Означают характер интенсивности признака (отвечают на вопрос в какой степени?): чуть-чуть , весьма , крайне , чрезмерно , вдоволь , дотла , досыта , до отвала , очень , вполне , совершенно , чрезвычайно .

  • Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками...
  • (К. Ушинский)
  • Анна Сергеевна была довольно странное существо.
  • (И. С. Тургенев)
  • … ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.
  • (И. С. Тургенев)

3. Наречия образа и способа действия .

Характеризуют, как совершается действие. Образуются от , не имеют степеней сравнения (отвечают на вопросы как? каким образом?): втихомолку , вдребезги , исподтишка , нарасхват , исподлобья , вслепую , ощупью , вереницей , вброд , верхом , шёпотом .

  • Затем он запер вплотную дверь в кабинет, где оставался князь...
  • (Н. С. Лесков)
  • «Через речку вплавь переправляйся,
  • Конь тебя из погибели вымчит».
  • (А. С. Пушкин)
  • В дорогу мы собирались наспех .
  • Стихотворение школьник выучил назубок .

4. Сравнительно–уподобительные наречия .

Указывают на образ и способ действия путём сравнения или уподобления. Образуются от , от относительных и , а также от существительных (отвечают на вопросы как? каким образом?): по-моему , по-твоему , по-нашему , по-зимнему , по-волчьи , по-детски , по-братски , по-французски , стрелой , камнем .

  • Утром глянул я чуть свет:
  • Двор по-зимнему одет.
  • (А. Гунали)
  • Поднялась из травы куропатка и камнем упала в кусты...
  • (М. Горький)

Обстоятельственные наречия по значению делятся на наречия места : рядом, вблизи, вдали, вдаль, внизу, вверху, слева, кругом, здесь, там, где, повсюду, туда, оттуда и т. д.;

наречия времени : вчера, сегодня, завтра, послезавтра, сейчас, теперь, тогда, когда, всегда, встарь, издавна, исстари, поутру, намедни, пополудни, пополуночи, спозаранку;

наречия причины : потому, поэтому, поневоле, невзначай, нечаянно, понаслышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча, спроста, спросонья, сослепу;

наречия цели : назло, взаем, взаймы, зачем, зазря, навстречу, в добавление, в заключение, в отместку.

Разряды наречий по образованию

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома ); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем ); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо ); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля ).

Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.

Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда ).

Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку ), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева ).

Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз ).

Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:

1) наречия, соотносительные с местоимениями;

2) наречия, соотносительные с именами существительными;

3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;

4) наречия, соотносительные с именами числительными;

5) наречия, соотносительные с глаголами.

Переход наречий в другие части речи

Наряду с процессом адвербиализации (переходом в разряд наречий), очень активным и широким, в русском языке осуществляется противоположный процесс - процесс перехода наречий в другие лексико-грамматические разряды слов.

Утрачивая свое основное значение и функцию, некоторые наречия могут переходить в предлоги, союзы, частицы, модальные слова.

В предлоги в зависимости от контекста переходят наречия вдоль, мимо, впереди, вокруг, позади, напротив, после и др. Ср.: Небо молнией летучей опоясалось кругом (Тютч.) (наречие) - Много звезд в безмолвии ночном горит, блестит кругом луны на небе голубом (Барат.) (предлог).

В союзы переходят наречия едва, пока, покамест, точно, потому и др. - Ср.: Она вздрогнула едва приметно и покачала головой (Л.) (наречие) - Едва она [Татьяна Аркадьевна] успела это произнести, как у дверей передней громко затрещал звонок (Купр.) (союз). Или: Мне грустно потому, что я тебя люблю (Л.) (наречие) - Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел (Л. Т.) (союз).

В качестве союзных слов употребляются местоименные наречия где, куда, откуда, почему, зачем, отчего, когда и др. Ср.: Зачем у вас я на примете? (П.) (наречие) - Временами Сережка забывал, зачем он здесь (Фад.) (наречие в роли союзного слова).

В частицы могут переходить наречия уже (уж) , еще, просто, прямо, точно и др. Ср.: Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг (П.) (наречие) - Вот еще выдумал, старый проказник! - Думай не думай, а будет нам праздник! (Н.) (частица).

В модальные слова переходят наречия верно, положительно, наверняка, решительно, видимо и др. Ср.: Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением (Т.) (наречие) - Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется (Арс.) (модальное слово).

Синтаксические конструкции различаются количеством грамматич

еских основ. В содержится один набор главных членов, а в сложном - два и более. Придаточная часть может быть только в (СПП). В конструкции СПП всегда присутствует главная часть, от которой в большинстве случаев можно задать вопрос к зависимой. То есть между ними возникает подчинительная связь.

Формальным признаком придаточного предложения в СПП является наличие средства грамматической связи (союза или а также невозможность отрыва от главного без потери или искажения смысла.

Виды придаточных

Существует четыре вида зависимых частей в СПП: присоединительные, определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

СПП с придаточными обстоятельственными - это самый сложный в изучении вид сложноподчиненных предложений.

Данная группа зависимых частей неоднородна по своему составу. Вопросы, задаваемые от главной части к придаточному обстоятельственному, абсолютно такие же, как у одноименного второстепенного члена предложения.

10 разновидностей обстоятельственных придаточных

  • Образа действия.

Придаточное обстоятельственное этого типа отвечает на вопросы: "Как?", "Каким образом?"

Летние дни проносились так быстро, что мы невольно ускорялись вместе с ними.

  • Степени и меры.

К зависимым предложениям в данном случае можно задать вопросы: "В какой мере?" "В какой степени?", "Насколько?"

Каштанов врал настолько убедительно, что его россказням все верили.

  • Времени.

Как понятно из названия, такое придаточное обстоятельственное указывает на момент совершения события. Их типичные вопросы: "Когда?", "Как долго?", "С каких пор?"

Когда наступило утро, в лагерном городке началось оживление.

  • Места.

Этот вид придаточных часто относится к одному сказуемому в главной части, реже - ко всему предложению. "Где?", "Откуда?", "Куда?" - основные вопросы данного типа.

Оттуда, куда мы поедем, вернуться пешком будет проблематично.

  • Цели.

В СПП придаточное обстоятельственное отражает конкретизизацию действия, происходящего в главном предложении, с точки зрения конечного результата. Иными словами, конструкция отвечает на вопрос: "Зачем?"

Чтобы стать сильным, необходимо усиленно тренироваться.

  • Условия и уступки.

Зависимые предложения таких типов между собой похожи тем, что в обоих случаях обстоятельственное значение чем-либо обусловлено: действие происходит "благодаря" или "вопреки".

Если найдешь время, приходи в гости.

Хотя солнце уже давно село, жара не спадала.

  • Сравнения.

В СПП с придаточным обстоятельственным сравнения такая зависимая часть поясняет содержание главной с помощью союзов: "как", "будто", "словно", "точно".

Лед на реке раскололся, словно треснуло огромное зеркало.

  • Следствия.

Зависимые части обозначают результат или вывод из происходящих в главном предложении событий. Придаточное обстоятельственное этого типа легко узнать по союзам "так что" и "поэтому".

Ветер выл громче обычного, так что я уснул только под утро.

  • Причины.

Последний вид зависимых обстоятельственных частей отвечает на вопрос: "Почему?" Чаще всего придаточное причины присоединяется к главному с помощью союзов "потому что", "оттого что", "из-за того что" и ряда других.

Мария стала собираться домой, на улице зажглись первые фонари.

Стоит обратить внимание, что для определения важно не только задать правильный вопрос, но и определить синтаксическое средство связи. Зачастую именно подчинительный союз подсказывает тип СПП.

Лингвисты, изучающие древнерусский язык, утверждают, что еще в древнерусских писаниях присутствовали наречия. Уже тогда намечались первые их группы и подгруппы по способам образования и морфологическим значениям.

Наречия в предложениях чаще выполняют синтаксическую роль обстоятельств. По лексическому значению выделяют две группы: обстоятельственные и определительные разряды наречий.

Определительные наречия

Эти наречия обозначают количественные и качественные признаки действия, состояния и других признаков. Разряды наречий делятся на три подгруппы:

  1. Количественные наречия. Обозначают степень качества и меру действия, отвечают на вопросы: в какой степени? сколько? (примеры - мало, вдвойне, чуть-чуть, досыта, дотемна, много, почти).
  2. Качественные наречия. Образуются от качественных прилагательных, определяют качество признака или предмета, отвечают на вопрос как? (примеры - слабо, скромно, быстро, темно, медленно)
  3. Образа и степени действия. Наречие характеризует то, как совершаются действия, отвечает на вопросы: каким образом? как? (примеры - вдребезги, вслепую, исподтишка, на ощупь)

Обстоятельственные наречия

Обстоятельственные разряды наречий описывают целевые, временные, причинные и пространственные отношения. Разделены на 4 группы:

  1. Наречия места. Указывают на место действия, отвечают на вопросы: где? откуда? куда? (примеры - вправо, влево, сверху, здесь, везде, там, туда).
  2. Наречия времени. Указывают на время совершения действий, отвечают на вопросы: с каких пор? до каких пор? когда? (примеры - сегодня, вчера, постоянно, иногда, ежедневно, летом, весной, до сих пор).
  3. Наречия цели. Обозначают цель действия, то есть зачем это действие производится, отвечают на вопрос: с какой целью? зачем? (примеры - напоказ, назло, случайно, невзначай, умышленно, намеренно).
  4. Наречия причины. Указывается причина, из-за которой происходят действия, отвечают на вопрос: почему? (примеры - потому, сгоряча, со зла, по глупости, даром, сослепу).

Наречия соотносятся и с другими самостоятельными частями речи - прилагательными, существительными, глаголами, местоимениями, числительными и деепричастиями.

Образование наречий происходит несколькими способами:

  1. Слияние предлогов с с одновременным переосмыслением падежной формы и превращении ее в несколько отдельных слов.
  2. Повторение слов с прибавлением предлогов-приставок (например, на-) к форме наречия (пример - сухо-насухо). Повторение одного и того же слова в разных падежных формах (примеры - белым-бело, черным-черно). Также используют повторение слов с синонимичным значением (примеры - крепко-накрепко, подобру-поздорову).
  3. Так, широко распространенно переосмысление деепричастия путем потери видовых и временных значений (примеры - лежа, стоя, нехотя, немедля).
  4. Образование наречий путем прибавления суффиксов к основе прилагательного и причастия настоящего времени (примеры - певуче, широко, угрожающе, дружески). Также такой способ применяется и к (единожды, дважды).
  5. Наречия образуются от местоимений и прилагательных с помощью двух суффиксов -ему- и -ому-. Также прибавляется приставка по- (примеры - по-старому, по-весеннему, по-новому, по-хорошему, по-английски).
  6. Также наречия могут образовываться от которые употребляются в виде обстоятельств (примеры - рукой подать, спустя рукава, вверх ногами, ни свет ни заря, чем свет, на скорую руку).

Это - главные способы образования наречий.

Правописание наречий

Одним из самых сложных разделов являются правила правописания, которым подчиняются различные разряды наречий. Однако написание большинства из них нужно просто запомнить.

Наречия выполняют одну из важных они дополняют и уточняют сказанные или написанные фразы.

К морфологическим особенностям этой части речи лингвисты относят неизменяемость наречий, т. е. отсутствие нескольких форм изменений по числам и падежам и наличие некоторых словообразовательных суффиксов.

Наречие - это знаменательные неизменяемой часть речи, выражающая признак действия, состояния или признак качества или предмета.

Наречие в предложении связывается с глаголом, выполняя роль обстоятельства действия, например: синели (д е?) Вокруг даль (Гончар) Дорога все глубже (как?) Врезалась в ущелье, сверху (с о т к и?), со скал, покапувало (М. Олейник).

Может также быть связано с прилагательным или другим наречием, служа для выражения признаки качества в роли обстоятельства меры, степени: Вот совсем (насколько?) Около из воды выскочила острая скала (Яков Баш) Когда моя белокурая дочь вырастет, я буду слишком (в какой мере?) старый (А. Предрассветный).

Реже наречие входит в связь с существительным, выполняя роль несогласованного определения: Карлос выбрал путь (какой?) Направо, Гвидо выбрал путь (какой?) Налево (Леся Украинка). Менее типичной для части наречий роль сказуемого в односоставные предложения: Тихо, пустынно, как на краю света (О. Гончар).

Разряды наречий указанием

По значению и синтаксической ролью в предложении наречия делятся на три разряда: определительные, обстоятельственные и безлично-предикативные.

Определительные наречия

Определительные наречия выражают качественные признаки действия или состояния (быстро бежать, крепко спать) и способ проявления их, степень или степень (заботиться по-отечески, слишком впечатлительная натура, втрое больший вес).

Определительные наречия делятся на три группы: I) качественно-определительные; 2) способа действия; 3) количественно-определительные.

1. Качественно-определительные наречия дают качественную характеристику действия или состояния, отвечая на вопрос как? Они возникают от основ качественных прилагательных с помощью суффиксов или -е, например: хорошо, разумно, удачно, горячее, хорошо.

Качественно-определительные наречия образуют формы сравнительной и превосходной степеней сравнения, например: воздушно-легче - легче; горько - горше - горькое.

Выше и высокий степени качественно-определительных наречий возникают так же, как и степени сравнения качественных прилагательных. Высшая степень образуется с помощью суффиксов чье или -ише (долго - дольше, тепло - теплее), а также суплетивно (хорошо - лучше, худо-хуже) или аналитическим способом (удачно или менее удачно, светло-более ясно). Наивысшая степень творится с помощью доли наиболее, прилагаемой к форме высшей степени, например: весело - веселее, веселее, дорого-дороже, дороже.

2. Наречия образа действия указывают на способ действия и отвечают на вопрос каким способом? (Вместе, вплавь, по-нашему, по-матерински).

3. Количественно-определительные наречия выражают степень интенсивности действия или меру или степень проявления качественного признака и отвечают на вопрос сколько? насколько? в какой мере? как много? (дважды, три раза, очень, очень).

Обстоятельственные наречия

Обстоятельственные наречия выражают различные обстоятельства, при которых происходит действие, то есть характеризует действие или процесс по временным, пространственным, причинно отношениями, реже - по цели ее выполнения.

Обстоятельственные наречия делятся на четыре группы: 1) наречия времени; 2) наречия места; 3) наречия причины; 4) наречия цели.

1. Наречия времени характеризуют действие временными отношениями и отвечают на вопросы когда? с тех пор? как долго? пока? (теперь, когда, уже давно, ежегодно, всегда).

2. Наречия места характеризуют действие пространственными отношениями и отвечают на вопрос где? куда? откуда? (вверху, вниз, издалека, справа).

3. Наречия причины выражают причину действия и отвечают на вопрос почему? почему? по какой причине? (сгоряча, сгоряча, сдуру, от нечего делать).

4. Наречия цели выражают цель действия и отвечают на вопрос для чего? зачем? зачем? с какой целью? (умышленное, вопреки, напоказ).