Биогафии

Рыцарские ордены в Германии XIII века. Ледовое побоище: немецкие рыцари не тяжелее наших, да и не тонули в Чудском озере Немецкий рыцарь 13 века

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.

Современные изображения воинов

Германский рыцарь XI века

На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.

Богемский пехотинец XI века

Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.

Польский тяжелый кавалерист XI века

Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.

Германский рыцарь первой половины XII века

Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.

Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века

На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.

Пехотинец из Вероны, 1139 год

Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.

Германский рыцарь второй половины XII века

На ногах у рыцаря надеты кольчужные поножи, завязывающиеся сзади, хотя большинство воинов носило целиковые кольчужные «чулки». На голове надет высокий полусферический шлем, популярный в Германии XII века. По бокам шлема мы видим изображение простейшей геральдической эмблемы. Назальная пластина в виде перевернутой буквы «Т» , расширенная внизу для лучшей защиты рта, является первой ступенью на пути к изготовлению маски, полностью защищавшей лицо.

Миланский пехотинец 1170 года

На рисунке мы видим пехотинца из города Милана, воины которого доставили германцам столько неприятностей. На голове у воина шлем с удлиненной задней частью, предназначенной для защиты затылка. Щит укреплен железными полосами, его нижний конец скруглен. Утяжеленный конец широкой кривой сабли предназначен для нанесения мощных ударов. Доспехов у этого пехотинца нет.

Итальянский рыцарь конца XII века

На рисунке изображен рыцарь из Северной Италии, воевавший как за германцев, так и против них во время их походов за Южные Альпы. Его облачение немногим отличается от облачения германского рыцаря. Круглый шлем с несколько вытянутой задней частью по виду напоминает одну из поздних моделей саллета. Ребро посередине шлема вверху образует гребень. В руках у рыцаря одна из ранних разновидностей булавы с обухом из медного сплава.

Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах

Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.

Германский рыцарь 1200 года

Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.

Лучник из Тюрингии, 1200 год

У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников-мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.

Савойский рыцарь, 1225 год

Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.

Пехотинец из Арле, 1220 год

На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.

Граф Людовик Луз, 1216 год

Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.


Германский рыцарь 1250 года

Снаряжение этого рыцаря сходно со снаряжением рыцарей современной ему Франции и Англии. На ногах у него нет твердых доспехов. Рыцарский шлем стал более глубоким. Вверху под кольчужной шапочкой на подкладке проложен круговой валик, который придает шапочке вид прямоугольника, если смотреть спереди. Головка эфеса, имеющая форму полумесяца, редко встречалась за пределами Германии. На щите у рыцаря и на попоне его лошади изображен родовой герб Малинкродтов из Вестфалии.

Конный лучник-сарацин с Сицилии, 1240 год

Фридрих II особенно любил сарацин, которых в его армии было множество. Воин в платье сарацина из андалузской части Испании держит в руках усиленный лук с загнутыми назад концами, состоящий из дерева, рога и сухожилий. Сухожилия на внешней стороне лука усиливают натяжение. Рог на внутренней стороне способствует сжатию (то есть возвращению лука в исходное состояние после выстрела). Этот воин не использует футляр для лука, а вот стрелы у него спрятаны в колчан, подвешенный к правому плечу. Лучник также вооружен прямым мечом, типичным для арабских воинов.

Телохранители из тунисских берберов, 1240 год

Фридрих II, как и его предшественник Роджер I, брал на службу телохранителей из Туниса. Этот воин, представляющий собой разительный контраст германскому рыцарю по внешнему виду, является настоящим арабским воином. На голове у него поверх шлема конической формы надет тюрбан, туловище защищает верхнее платье, характерное для воинов-арабов. Круглый щит покрыт шкурой леопарда. Доспехи, защищающие туловище, представляют собой ряд небольших пластинок, связанных друг с другом. Такие доспехи были распространены среди воинов-мусульман и весьма редки в католической Европе.

Сицилийский арбалетчик первой половины XIII века

Рисунок основан на изображении из рукописи Питера Эболи. Этот воин мог быть сицилийцем, византийцем, арабом, норманном или германцем. На голове у него устаревшей модели шлем с назальной пластиной. Для зарядки арбалета воин использует крючок, висящий у него на поясе. Лук сделан из рога, дерева, сухожилий и покрыт пергаментом. Единственным оружием этого воина является длинный нож.


Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год

На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века

Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

Конный арбалетчик второй половины XIII века

У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века

Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

Германский рыцарь, 1290 год

На щите рыцаря мы видим родовой герб фамилии Бредов из Бранденбургской Марки. Поверх кольчуги у рыцаря надеты пластинчатые доспехи, которые были особенно распространены в XIV веке. Спереди и на плечах подложены вертикальные пластины, заклепки от которых видны на лицевой стороне. Под кольчугой у рыцаря надет акетон на мягкой подкладке, который гасил удары. На этом рисунке акетон не виден. Голень защищают поножи одного из первых образцов, застегивающиеся на внутренней стороне ноги на пряжку. Помимо обычного меча, висящего на поясе, в руках у рыцаря мы видим меч-бастард, еще называемый боевым мечом или большим мечом. На многих иллюстрациях он изображен прикрепленным к поясу. Однако, есть письменные свидетельства, говорящие о том, что второй меч привязывали к седлу. Такие мечи были особенно популярны среди германских рыцарей.

Куманский наемник второй половины XIII века

Куманы – это народность, входившая в состав венгерского народа. На воине верхнее платье турецкого покроя, под которым он, должно быть, носит кольчугу и небольшие пластинчатые наплечники. К поясу подвешен лук вместе с футляром, колчан с вращающейся на петлях крышкой и небольшой щит. В руках у воина слегка изогнутая сабля, заточенная с одного конца. В течение XIV века многие куманы, как и другие венгры, постепенно переняли германский костюм.

Наемник из Брабанта, 1300 год

Нижние страны, включая Фландрию, которая формально являлась частью Франции, предоставляли многочисленные наемные войска. На этом рисунке изображен один из таких наемников. На воине мы видим кольчугу. В руках он держит копье с четырехгранным наконечником.

Назад к Свиткам

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.


Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.


Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Краткое описание мифа

Мало найдётся представлений о нашем прошлом, которые так прочно сидели бы в народном сознании. Даже если кто забыл всё, что учил в школе про Древнюю Русь, и тот с ходу вспомнит: у немецких рыцарей, бившихся с Александром Невским в Ледовом побоище на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, доспехи были тяжелее, чем у русских. Поэтому лёд под ними в конце концов не выдержал - и немцы стали тонуть, и потонули.

Первоисточник таких представлений - гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна « » (1938 г.). Это там Александр Невский прямо говорит: «Немец тяжелее нас, под ним и проломится». Что дальше и показывается весьма наглядно и с большой художественной выразительностью. Фильм был настолько впечатляющ, что даже в популярных брошюрах в последующие годы Ледовое побоище описывалось не по историческим источникам, а «по Эйзенштейну». Вот постепенно миф в сознании и закрепился.

На самом деле

А между тем это именно миф. И самое интересное, что первая часть его - о том, что немцы были вооружены тяжелее, чем русские, - не только порождена кинофильмом «Александр Невский», но им же и опровергается!

Внешний облик орденских братьев-рыцарей Тевтонского ордена - и русских дружинников первой половины XIII в. в фильме воспроизведен с очень большой точностью, и неспроста: картину консультировали лучшие советские историки того времени: знаменитый археолог Артемий Владимирович Арциховский, Юрий Владимирович Готье, Михаил Николаевич Тихомиров, специалист по европейскому средневековью Николай Павлович Грацианский.

И хорошо видно, что из защитного вооружения у орденских братьев - почти исключительно кольчуги (правда, закрывающие всё тело, с кольчужными чулками и перчатками). А у русских аналогов западноевропейского рыцарства - князей и дружинников - поверх кольчуги надет ещё и пластинчатый доспех - «брони дощатые». Это стальные пластины, которые либо соединены между собой ремешками, либо приклёпаны одной из четырёх сторон к кожаной основе; и в том, и в другом случае получался своего рода бронежилет с разрезом сзади, стягиваемым ремнями.

Шлемы у немцев, конечно, закрывают всю голову целиком, но и у русских дружинников они закрывали всю верхнюю половину лица. Потому что либо сидели на голове очень глубоко, так что для глаз приходилось делать полукруглые вырезы, либо снабжались откидной «личиной» - полумаской (именно в таком шлеме сражается в фильме Александр Невский Николая Черкасова). С учётом вытянутой вверх, сфероконической или куполообразной формы русские шлемы вряд ли весили меньше немецких.

В киноверсии Александр Невский (справа) снаряжён вряд ли «легче» своего противника.

Всё вышесказанное подтверждается как рисунками средневековых хроник, так и археологическими данными.

Да, европейские рыцари XIII века тоже носили поверх кольчуги пластинчатый «бронежилет». Он мог быть если не у орденских братьев, то у их союзников в той битве - вассалов дерптского епископа и датского короля. Но даже и в этом случае немецкие и датские рыцари весили не больше, чем русские дружинники.

Рыцарские кони были защищены конским доспехом (из простёганной ткани на вате, амортизирующей удары). Но, судя по сообщению Галицко-Волынской летописи о том, что кони дружинников Даниила Галицкого в конце 1240-х годов были «в личинах и коярех кожаных», конский доспех имелся тогда и у русского рыцарства. (его конструкция была, по-видимому, заимствована у монголов). И вес немецких и датских коней был поэтому тоже вряд ли больше, чем у русских.

Впрочем, всё это представляет лишь академический интерес. Дело в том, что ни один из источников, повествующих о Ледовом побоище, ни словом не упоминает о том, чтобы хоть кто-то провалился под лёд и утонул! Ни русские источники - Новгородская I летопись старшего извода и «Житие Александра Невского» (созданные в том же XIII веке), - ни немецкие - «Старшая Ливонская рифмованная хроника» (тоже XIII столетия) или более поздние, созданные в XV - XVI веках. В «Рифмованной хронике» указано лишь, что орденские братья были разбиты и потеряли 20 убитыми и 6 пленными и что часть рыцарей дерптского епископа бежала с поля боя. Да, внимание составителей этой хроники было сосредоточено почти исключительно на Ордене и его братьях.

Может, тонули люди епископа, короля и/или союзные немцам эсты («чудь»)? Но и русская Новгородская I летопись тоже ничего не пишет об утонувших. Там сказано лишь, что немцы в результате сражения «падоша», а «чудь» обратилась в бегство и была преследуема на протяжении семи вёрст, до западного берега озера, что немцев погибло 400, «чуди» - «без числа», а 50 немцев попали в плен. А «Житие Александра Невского» вообще фиксирует лишь яростный накал сражения и факт разгрома и долгого преследования врага…

Подробно и увлекательно об этих и других фактах Ледового побоища рассказывает санкт-петербургский историк Клим Жуков в беседе с Дмитрием Пучковым .

Ледовое побоище 1242 года. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

Но такова великая сила искусства - миф, так красочно показанный в великом кино, продолжает жить.

Нет ли в том какой злонамеренной фальсификации истории? Да нет, пожалуй.

Во-первых, битва действительно была, и была именно в тех исторических обстоятельствах, о которых языком художественных образов рассказывает фильм. И воинство Александра Невского действительно побило там неприятеля.

Во-вторых, то, что наши обиходные представления о Ледовом побоище строятся больше на фильме, чем на исторически достоверных сведениях (хотя их ведь тоже никто не отрицает и не скрывает), - вовсе непредосудительно. Ведь гениальное творение С. Эйзенштейна - тоже факт истории. И, значит, мы знаем об этом подвиге наших предков в два раза больше.

Литература

Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.

Кирпичников А.Н. Ледовое побоище. Тактические особенности, построение и численность войск // Цейхгауз. 1997. № 1 (6).

Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII - XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.

Читайте также:

Андрей Сорокин.

Виктор Мараховский, Иван Зацарин.

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

История заблуждений.

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 3: выбор Александра Невского

***

Александр Шишков. «Европейский выбор Власова»: о навязчивой пропаганде идеологии предательства

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом пишут в учебниках

Иван Зацарин.

Иван Зацарин. Инструкция по собиранию русских земель. К юбилею Сообщества России и Белоруссии

Иван Зацарин.

Андрей Сорокин.

Андрей Сорокин.

XIII век в истории Германии отмечен еще одним крайне важным явлением – рыцарскими орденами. Ордена, объединявшие рыцарей в братства по образу и подобию монашеских орденов раннего Средневековья, были организациями весьма воинственными. Формально рыцарский орден подчинялся и Папе римскому, и императору, фактически же, имея двух хозяев, не зависел полностью ни от одного из них. В 1237 году два главных немецких рыцарских ордена – Тевтонский и Ливонский – объединились. В германских землях появилась новая сила, превосходно вооруженная и обученная армия «воинов веры». Рыцари не стали покушаться на земли, принадлежавшие германским князьям, и обратили свое оружие на восток. В течение пяти лет они завоевывали прибалтийские земли, населенные славянами и финнами. Захваченные земли оставались в полном распоряжении ордена, хотя формально считались частью Германии. Остановить натиск немецких рыцарей удалось лишь русскому князю Александру Невскому. 5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялось знаменитое Ледовое побоище, итогом которого стал полный разгром доселе непобедимого войска.

После этого поражения тевтонские и ливонские рыцари закрепились на захваченных землях, основав там несколько городов. Прибалтика оказалась крайне ценным приобретением для Германии – многочисленные торговые пути, связывавшие Европу с Русью, пролегали именно здесь. Города, основанные рыцарями, впоследствии объединились в Ганзу – знаменитый союз торговых городов, включавший в себя крупнейшие торговые центры Северной и Восточной Европы.

Завоевание Прибалтики положило началу новому этапу экономического развития германских земель. На новые территории хлынула масса переселенцев из Саксонии, где в это время крупные феодалы активно скупали крестьянские наделы, отпуская крестьян на волю и в то же время лишая их средств к существованию. В XIII веке окончательно сложились три основных региона Германии, в каждом из которых преобладал особый тип сельского хозяйства.

Саксонские земли стали оплотом крупных усадебных хозяйств, сдававшихся в аренду министериалам или мелким рыцарям за денежную плату (а не за оброк и барщину, как было до того с крепостными крестьянами). Получившие свободу и лишившиеся земель крестьяне уходили в Прибалтику и на земли к востоку от Эльбы, где становились государственными крестьянами – обзаводились собственным земельным участком, платили подати князьям и выполняли некоторые государственные повинности. Позднее часть крестьянских наделов перешла в руки мелких рыцарей, владевших феодами на прибалтийских территориях. Там постепенно складывалось помещичье хозяйство, в котором крестьяне попадали в крепостную зависимость от владельца большинства земель в округе. В этих землях, прежде всего в Пруссии, отношения между рыцарем-землевладельцем и крестьянином, были сравнительно рано, еще в XIV веке, оформлены многочисленными законами, оговаривавшими права и обязанности тех и других. Наконец, в южно-германских землях феодальные порядки сохранились дольше, чем где-либо еще. Там основу сельского хозяйства составляли крупные вотчинные владения. В отличие от северных и восточных земель, землевладельцы еще не полностью отказались от барщины и оброков.

Эта разница не могла не сказаться на общем развитии каждого из трех районов. Неравномерное экономическое развитие и стремление германских князей к независимости от верховной власти привело к тому, что Германия еще в XVI – XVII веке представляла собой множество разрозненных княжеских владений. Феодализм и феодальная раздробленность, сохранившиеся здесь дольше, чем в других странах Западной Европы, сдерживали развитие Германии.