Биогафии

Школа будущего. Реальный опыт. Какой должна быть школа будущего

Номинация «О педагогике - с любовью»

«Смотри на мир глазами ребенка, …учись мечтать и учи этому современных детей», - так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию.

Школа будущего - «завтрашняя радость»

«Завтрашняя радость» у ребенка должна ассоциироваться со школой, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Для этого нужно создать определенную классную среду (ситуацию).

Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью .

Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребёнка - это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируется характер, личность.

Школа должна обладать принципиальной инновационностью:

Обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

Поддержка и укрепление здоровья детей;

Формы организации образовательного процесса, в том числе: проектная, исследовательская, дистанционная;

Прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами.

Но на данный момент не все школы отвечают перечисленным выше критериям, и поэтому в перспективном развитии образования видится создание школы будущего.

Что такое школа будущего? Школа будущего - это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию. Школа будущего - это школа, оснащенная новейшими учебно-техническими средствами. В каждом классе школы будущего нет привычных меловых досок. Есть интерактивные экраны и доски с обратной связью, с помощью которых через компьютер учитель ведет урок; учащиеся могут писать прямо со своих мест, а при необходимости и прямо на самом экране.

В школе будущего наравне с обычными учебниками учащиеся используют мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных. Постоянная качественная Интернет-связь позволяет по-другому общаться, преподавать и усваивать материал.

Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…

Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Хочется верить, что школа будущего сохранит советскую систему «насыщения учеников знаниями» , при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и стремиться к развитию и самосовершенствованию.

Кроме этого, школа будущего сможет предложить ребенку те направления деятельности, которые ему наиболее интересны и необходимы. И самое главное, школа будущего сможет дать ребенку право на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.

Например, жесткое расписание предметов, которое школа предлагает сегодня, возможно, будет заменено на набор предметов, из которых ребенок сам сможет выбрать предметы необходимые ему для дальнейшего развития. Но это будет возможно только в старшем звене (9-11 кл.).

Первые шаги к школе будущего уже сделаны, это робкие попытки внедрения в школы профильного обучения. Главную же цель профильного обучения я вижу в самоопределении ребенка. Возможно, в школе будущего будет введена 10-бальная система оценок, так как чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети.

В данный момент та же «пятёрка» может быть у разных детей разная: у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Школа будущего - это не просто школа знаний, а школа жизни и сотрудничества. Вместе со школой изменится и функция педагога - из наставника он превратиться в друга, помощника. Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Конечный продукт школы будущего не номинальный среднестатистический выпускник, соответствующий образовательному стандарту, а цельная личность, человек-творец, творец окружающей его действительности, собственной жизни.

И в заключении я хотела бы привести одну притчу, которая в полной мере отвечает на вопрос о «завтрашней радости»: Одному ученику всё время не давал покоя один вопрос: «Как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора?» С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:

Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому и срываешь их. Каждый цветок - это твой маленький повседневный опыт, путь к нему - часть твоей жизни, а букет - это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.

Таким образом, школа будущего не появится сама собой, она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед, обобщая передовой опыт и распространяя его в массовом порядке среди других общеобразовательных учреждений городов.

Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». Стаж работы по специальности 3 года. В 2009-2010 учебном году стала победителем конкурса «Педагогические инновации»; Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее»; конкурса лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений».

ШКОЛА БУДУЩЕГО

В моём представлении школа будущего - это модернизированная модель настоящего.

Что для меня школа будущего?

Во-первых, для нормальной и полноценной работы подросткового организма, ему необходимо здоровье, то есть полное физическое и психологическое благополучие, влияющее на активность мозговой деятельности. Для этого необходимо совершенствование системы питания. При входе в школу должно осуществляться сканирование физиологического состояния школьника. Данные о работе организма ученика будут зафиксированы и отправлены в центральную компьютерную систему. Вместе с тем во внимание будут приниматься и вкусовые пристрастия подростка, и как следствие - вкусная, а главное здоровая и необходимая именно этому ребёнку пища.

Во-вторых - преобразование школьных кабинетов и методов обучения в целом. Мы должны предоставить не только способ передачи информации, но и сделать так, чтобы эта информация воспринималась, запоминалась, и при этом была усвоена.

Начнём с оборудования кабинета. Компьютерные технологии стремительно развиваются, и нет сомнения в том, что с каждым шагом мы поднимаемся всё выше. На первом месте создание виртуальных двойников людей, известных в той или иной области. Возьмём, к примеру, урок литературы. Тема "А.С. Пушкин и его лирика". Всем известно, что он величайший поэт, но как много людей знают о том, почему он писал тем или иным стопом, использовал ту или иную строфику? Никто. А двойник помогал бы понять великого поэта, понять его чувства, в момент написания произведения. Тогда увеличилось бы понимание и осознание литературы как предмета, а главное - духовное и нравственное воспитание школьника, ведь цель школы должна состоять не только в развитии практических и бытовых навыков, но и в эмоциональном развитии, как главном составляющим человеческой жизни. школа будущее кабинет

Но вернёмся к оборудованию кабинетов. Ребёнку, а тем более подростку, важно не только слышать, но и осознавать. Однако как можно хорошо понять, например, законы физики, если ты не физик? Как можно судить о том, чего не понимаешь? А если оснастить кабинеты физики такими технологиями, позволяющими отменить её законы? Тогда каждый ученик смог бы почувствовать себя вторым Ньютоном, и, безусловно, обучение бы приносило больше радости, чем сегодня.

И точно так же со всеми другими предметами, тогда каждому ученику школьные дни будут приносить интересные события и новые впечатления. Теперь о распорядке школьного дня. Один из самых трудных дней - суббота, когда кончается школьная неделя, и учиться совсем не хочется. Да и специалисты говорят, что мозговая активность в этот день ослаблена, то есть практически сводится к нулю. Я хочу предложить один из способов решения этой проблемы. Нет, не отмена учебного дня, как может быть, вы подумали, а гораздо лучший способ. Что, если школьник в субботу сможет выбирать сам уроки, а ещё лучше - вид профессии. Тогда ученик сможет попробовать себя в той или иной области, погруженный на весь школьный день в условия, требующиеся для этой профессии. Ребенок сможет определить. К чему стремится его душа, к чему у него есть предрасположенность. Это повысит качество знаний, а к окончанию школы будет сформирована целостная личность, имеющая определённые навыки для получения какой-либо профессии, позволит бывшему школьнику лучше ориентироваться в жизни. Каждый урок должен приносить радость, ведь это поможет в дальнейшем. Но есть такие уроки, которыми некоторые пренебрегают, считая их ненужными. Один из таких предметов - физкультура. Многие не понимают, для чего она нужна. А кстати, для чего? «Для физического развития», - скажете вы. Что ж, отчасти это правильно, но лишь частично. Теперь я расскажу о том, чего нет у нас в школах, но, несомненно, быть должно.

Конечно, физическая подготовка вещь важная, но ещё важнее гармония тела и духа. Я предлагаю ввести в программу физкультуры восточные искусства, позволяющие обрести эту гармонию. Возможность уметь сконцентрироваться, управлять своей мыслью - всё это будет гораздо интереснее простой разминки. Конечно, это важная часть физической подготовки, но не основная. Восточные единоборства помогут воспитать в школьниках уважение к противнику, чувство собственного достоинства, а главное, обрести гармонию между духом и телом.

Особое внимание стоит уделить переменам. В это время ученик должен отдыхать от уроков, но часто всё совсем наоборот. Кончается перемена, и школьник вваливается в класс, оседает за партой. Конечно, после столь бурного времяпровождения, как например бег по коридорам, ни о какой учёбе и речи быть не может. Или, например, другая ситуация, когда человек не может отдохнуть и расслабиться, находясь в шумных школьных коридорах. А что, если школьник, выйдя из класса, сможет очутиться там, где пожелает? Например, в лесу у чистого озера… Птички поют, дует ветерок, колебля зеркальную гладь озера... Вот и спокойное времяпровождение, позволяющее расслабиться. Или, например, перед уроком истории побывать в Древнем Риме, настроится на восприятие материала... Каждому свое, и даже от такой мелочи, как перемена, зависит то, как ученик поймет и усвоит урок.

Всё вышеперечисленное лишь малая часть того, что можно было бы преобразовать, но даже это смогло бы изменить отношение к школе, занятиям, осмыслению своего жизненного пути, что также немаловажно. Именно такой я вижу школу будущего. Школу, в которой приятно учиться и получать знания.

В будущем школа, я считаю, должна измениться. Прежде всего, должны быть хорошие, добрые учителя, даже, возможно обладающие телепатическими способностями, и уж конечно, они должны быть отличными психологами. Учитель должен чувствовать настроение ученика, и точно знать, что именно ребёнок не понял, и объяснить более доходчиво.
Классы должны быть не более 10 человек и конечно собранные по интересам. Одни дети любят гуманитарные науки, другие увлекаются точными науками, третьи более тяготеют к творчеству. Поэтому, психологи должны отбирать детей в классы, чтобы детям интересно было друг с другом общаться и в каждом классе в образовании делать упор именно на те предметы, в которых ребёнок более заинтересован. Я не предлагаю отказаться от математики – она основа наук или от русского языка – это основа нашего общения. Но считаю, что некоторые предметы, можно, если не исключить, то хотя бы уменьшить часы их изучения. Ну, например, для детей не одарённых в рисовании, сделать этот урок, раз в месяц, а освободившиеся часы, отдать изучению наук, к которым дети тяготеют или хотя бы математики и русского языка. А для творчески одарённых ребятишек создать классы, где они максимально смогут раскрыть свои таланты. То же касается урока музыки, я считаю, что этот урок себя изжил, так как музыкой нужно заниматься в специальных музыкальных школах, а не кричать целым классом песню на всю школу, мешая остальным осваивать другие предметы. Физкультура может и для кого-то важна, но не в данной ситуации. Очень много детей страдает какими-то болезнями, а их заставляют делать вещи, после которых большинство может и заболеть. Урок физкультуры нужно проводить в такой форме, чтобы это было полезно для здоровья и не 3 раза в неделю, а каждый день. В школе будущего, я считаю, должен быть хороший спортзал, где в любое время, под руководством опытного инструктора, можно потренироваться, и, конечно, бассейн, плавание укрепляет здоровье и закаляет организм. После занятий физкультурой необходимо принять душ, конечно же душевые кабины должны быть в школе будущего. Программу по физкультуре пересмотреть кардинально. Нужна ли гимнастика и акробатика простому человеку, далёкому от спорта, это может нанести увечья, что нередко и бывает на уроках физкультуры. В общем, я считаю, что физкультура в школе будущего, должна быть направлена на оздоровление учеников, а не выматывание последних сил. В школе будущего у ребёнка должен быть свободный выбор в изучении иностранных языков. И возможность изучать несколько иностранных языков по желанию, а не только тот по которому есть педагог.
В школе будущего должны быть просторные, светлые классы, и стоять не только парты, а допустим диваны или кресла, чтобы на переменах дети могли пообщаться в спокойной обстановке, а не носиться по коридору.
И, конечно же, в школе будущего, должна быть отличная библиотека, причём не компьютерная, так как компьютер портит глаза ребёнка, а самая натуральная, где будет огромный выбор книг по всем вопросам.
В школе будущего, не должно быть компьютеров, они вредят организму, учёные должны придумать кардинально новую технику, чтоб она была безопасна для ребёнка и в то же время не уступала компьютеру, а может быть, даже превосходила его по свойствам. Возможно это будет даже телепатическое обучение, учёные придумают такую технику, чтобы передавала мысли учителя к ученикам, в этом случае процесс усвоения материала пойдёт быстрее и лучше, но конечно мысли учителя должны быть светлыми и чистыми, чтобы действительно воспитать достойных членов общества из маленьких девчонок и мальчишек.

Питание детей в школе будущего должно быть продумано с точки зрения полезности, качественности и вкусности. Например, можно предложить более расширенное меню и возможность покушать в любое удобное время, у каждого человека разные биоритмы и пищу каждому полезно принимать в разное время.
В школе будущего должна быть форма, единая для всех школ будущего. Она должна быть прежде всего удобной, во-вторых из натуральных материалов, в-третьих практичной, то есть по- возможности меньше рваться, мяться и мараться, в- четвёртых это форма должна быть функциональной, должны быть различные карманы для ключей, денег, флешек, телефона и т.д. и она должна легко сниматься и одеваться, например при занятиях физкультурой, это наиболее актуально для младших классов. И, конечно же, форма должна быть красивой – дети тоже люди.
И конечно в школе будущего к каждому ребёнку будут относиться уважительно, считаться с его интересами, не ущемлять его человеческое достоинство.
Я, конечно, вряд ли поучусь в такой школе, но очень хочется, чтобы мои дети, или хотя бы внуки, смогли учиться в новой школе будущего.

Вопрос об образовании сегодня является одним из самых актуальных. Министерство образования нашей страны все время проводит реформы, предлагает новые виды экзаменов. А, быть может, не нужно глубоко копать, чтобы понять какие же меры нужно предпринять для того, чтобы уровень образования в современных школах достиг хотя бы половины европейского уровня?

Сегодня многие преподаватели, родители, да и сами школьники замечают, что в программах обучения есть некие несоответствия. Например, в гуманитарных классах очень много часов отдано физике или математике. А потом учителя жалуются, что дети не успевают или не интересуются предметом. Необходимо понимать, что задача учителей - не заставлять зубрить ненужную информацию, а суметь научить детей фильтровать и отсеивать необходимые знания. А недостающие знания по физике или математике ребенок всегда сможет при желании восполнить просмотром интересных документальных фильмов. Это же интереснее, чем скучное конспектирование материала.

Есть разные категории учеников - некоторым достаточно легко учиться, а есть те, которым материал дается с трудом. Также есть ребята, у которых прекрасно, например, получается решать задачи, но никак не получается освоить иностранный язык и наоборот. В таких случаях, слабые будут тянуть назад сильных и, в итоге ни один из школьников не сможет в полной мере реализовать потенциал. Что можно сделать в данном случае?

Можно расформировать классы численностью по 30 человек на классы по 15 в каждом. Так будет больший шанс того, что педагог найдет время для каждого ребенка. А второй шаг - это более четко разделить классы по способностям учеников, чтобы не было застоев в развитии. Ну и третье - это подобрать грамотного педагога для каждого класса. Ведь педагог, который отлично разбирается в математике и физике, вряд ли сможет помочь детям в английском языке. А такое несоответствие по уровню и типу знаний среди учителей бывает все чаще.

Как проходят современные уроки? Мало кто из педагогов по душам беседует с учениками. Чаще всего уроки проводятся в виде скучных лекций и перечисления фактов, которые забудут большинство учеников еще до последнего звонка. В школе будущего необходимо грамотно расставить приоритеты. Можно предложить для устранения этого недостатка несколько путей решения.

Заменить скучные домашние задания на некие исследовательские или творческие работы. Даже для учеников старших классов можно подобрать довольно интересное учебное занятие. Такие задания помогут развить в ребенке не только творческий потенциал, но и умение мыслить самостоятельно, не подчиняясь мнению окружающих. Публичные выступления помогут преодолеть барьер, связанный с общением и боязнью сцены. Обычные презентации можно превратить в защиту работы с дискуссиями в обществе товарищей и учителя. Такой прием также положительно скажется в будущем на самооценке ребенка. Сама форма современных занятий далека от идеала. Бессмысленный поток информации просто перегружает головы студентов и учеников школы. Было бы более удобно проводить занятия в виде общения между педагогом и учениками, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, опытом.

От того, насколько ваш школьник правильно питается, зависит как его здоровье, так и успеваемость на занятиях. Ведь в пище нуждается и тело, и мозг. Так какое оно — правильное питание для будущего школьника?

Рацион учащегося должен включать все необходимые для гармоничного развития организма продукты. Приёмы пищи должны быть регулярными и осуществляться в положенное время.

Всего ребёнку следует питаться не менее шести раз в сутки.

1. Полезный завтрак подразумевает под собой омлеты, запеканки, каши. Но не мюсли, не полуфабрикаты быстрого приготовления, а старые добрые цельнозерновые (гречневая, перловая, рисовая), богатые не только углеводами, но и минералами, каши. Они помогут школьнику проснуться, придадут сил для учёбы. Сдобрить кашу можно кусочком сливочного масла и ложечкой мёда. Масло полезно для роста ребёнка. Оно поставляет вещества для строительства новых клеточек. А мёд поддерживает иммунитет, укрепляет печень. Не повредит ребёнку и стакан чая с молоком либо какао.


2. Растущему организму требуется второй завтрак. Это может быть кусочек хлеба с маслом, сыром или колбасой, яйцо. Вдобавок – йогурт, стакан кефира, молока, сока. И обязательно фрукт или овощ: яблоко, апельсин, хурма, помидор, морковь. А вот шоколад, чипсы, газированные напитки и другие вкусности давать ребёнку с собой в школу не стоит. Вопреки расхожему мнению, мозг они не питают, а лишь способствуют отложению жиров.

3. Обед для школьника должен состоять из первого (суп), второго (крупа, макароны, картофель с кусочком мяса или рыбы и, обязательно, овощной салат) и третьего (компот или сок из натуральных фруктов). Питание должно быть разнообразным, чтобы организм ребёнка бесперебойно снабжался белками, жирами, углеводами и витаминами. Старайтесь использовать в готовке больше морепродуктов. В них содержится йод и фосфор, участвующие в умственной деятельности.


4. На полдник можно дать ребёнку немного сладостей: 2 – 4 печенья (в зависимости от размера), пару шоколадных конфет, сдобную булочку, мороженное и т.п. Но полезнее будет, если вы замените покупные продукты вкусными домашними блюдами: запечёнными яблоками, ягодными муссами, фруктовыми пюре, киселями.

5. Правильный ужин состоит из отварных цельнозерновых круп, мясной или рыбной котлеты, приготовленной на пару, и салата из свежих овощей. А также из стакана чая с сахаром. Этот приём пищи должен обеспечить ребёнка энергией для последних дел перед сном: чтения, спокойных игр, общения.

6. Взрослым вредно есть после шести, но не детям. Обменные процессы в их организмах проходят куда быстрее. Потому незадолго до отхода ко сну ваш школьник наверняка захочет ещё подкрепиться. Второй ужин для него может быть в виде йогурта, стакана ряженки, тёплого молока с мёдом.

Между основными приёмами пищи дети часто испытывают потребность что-то пожевать. Поэтому всегда держите в доме на видном месте полезные продукты: орехи, курагу, изюм, фрукты, ягоды, мёд. А в холодильнике: творог, сыр, яйца, кефир.

Не жалейте времени и денег на обеспечение своего будущего школьника правильным питанием. Ведь с ним закладывается в детские годы фундамент для будущего физического и умственного здоровья человека.