Биогафии

В чем суть смыслового содержания понятие аномия. Аномия - понятие, теория, примеры и преодоление аномии. Основные теории социальной аномии

  • Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

    Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.

    Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

    Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

    Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

    По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

    Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии.

    Огромную опасность для общества представляет вызванное аномией девиантное поведение. Распространение аномии приводит к увеличению уровня алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, разводов и неполных семей.

греч. a - отрицательная частица, nomos - закон) - понятие, введенное Э.ДЮРКГЕЙМОМ для объяснения ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. "Самоубийство", СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

(‹ гр. anomos беззаконие) - понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым кризисом (распадом) системы ценностей, обострением противоречия между целями и возможностями их достижения. А. выражается в нарастании апатии, отчужденности, разочарованности, в девиантном поведении. В социально-политическую теорию понятие А. было введено Э.Дюркгеймом, утверждавшим, что проблема А. порождена переходным - от традиционного к современному обществу - характером современной эпохи, отличающимся потерей нравственных ориентиров, как отдельной личностью, так и социумом в целом. Теория А. в дальнейшем разработана Р.Мертоном, трактовавшим А. как результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы. Согласно Мертону, человек приспосабливается к состоянию А. разными способами: конформизмом (подчиняющимся поведением) или разновидностями девиантного поведения (инновация, ритуализм, уход от мира, мятеж). (Словарь, с. 15)

АНОМИЯ

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры - прежде всего в плане норм этических - при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали. Определенные группы социальные перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, отчуждаются; членами этих групп отвергаются и прежние, и новые социальные нормы и ценности, в том числе - социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения целей - индивидуальных или общественных - выдвигаются собственные средства, в частности противоправные. Проявления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

1. А. (англ. апотга; от греч. ап - отрицание + onyma - имя) - частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.

2. А. (фр. anomie - отсутствие закона; англ. anomie или апоту) - социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценностям, институтам, что характерно для периодов смут и перестроек. См. Девиантное поведение.

3. Гипотетическая стадия в развитии человеческого общества, на которой отсутствуют нормы и ценности, регулирующие поведение и жизнь людей в коллективе; предполагалось (напр. С. И. Гессен), что человечество, в общем, проходит 3 стадии развития: А., гетерономии и автономии. Аналогичные 3 стадии предполагаются и в моральном развитии ребенка.(Б.М.)

АНОМИЯ

anomia) - 1. Разновидность афазии, при которой больной не способен давать названия окружающим предметам, несмотря на то что понимание их роли, а также способность складывать слова в предложения у него сохраняются. 2. Отсутствие почитания законов и установленных правил, являющееся признаком психопатии и диссоциальных психических отклонений у человека.

Аномия

Словообразование. Происходит греч. a - отрицательная частица + nomos - закон.

Специфика. Разрушение социальных предписаний и запретов. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Литература. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912;

Luces S. Alienation and anomie // Philosophy, politic and society. Series 3. Oxford, 1967

Merton R.K. Social Theory and social structure. Glencoe (Ill.), 1957

Fischer A. Die Entfremdung des Menschen in einer heilen Gesellschaft

АНОМИЯ

1. Частичная или полная потеря способности вспоминать имена. Термин в этом значении используется только для обозначения афазических и амнестических синдромов, но не для обычного состояния, знакомого очень многим. 2. В обществе или группе, состояние, когда разрушается социальная структура, утрачиваются социальные ценности и культурные нормы. Аномия предполагает беспорядок, дезорганизацию и угрозу коллективной безопасности и может наблюдаться в ряде условий, например, после каких-то катастроф, подобно землетрясению, войне или, менее очевидно, когда многочисленные группы людей эмигрируют из сельских местностей в города, где их исходные социальные ценности не соответствуют местным, и к тому же ассимиляции противостоит городское население. 3. Состояние, при котором члены внешне хорошо организованного общества чувствуют себя изолированными и отчужденными вследствие чрезмерно специализированной социальной структуры, которая ограничивает близость. Это значение используется, чтобы охарактеризовать психологическое состояние многих людей, живущих в высокоразвитых, технологических городских обществах.

АНОМИЯ

от греч. a – отрицательная частица + nomos – закон и от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом современного общества потребления, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть, успех) и невозможностью их реализации для большинства. Термин введен Э. Дюркгеймом в 1912 г., теория А. разработана Р. Мертоном. А. – разрушение социальных предписаний и запретов, социальный феномен, объясняющий отклоняющееся поведение (самоубийство, апатия и разочарование). Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в т. ч. и социально декларируемые образцы поведения. Вместо правовых средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют на молодежь. А. выступает причиной возникновения многих деструктивных конфликтов или возрастания негативных последствий обычных конфликтов нормального общества. Может выражаться в таких массовых асоциальных действиях, как погромы. Современное российское общество, судя по всему, «больно» тяжелой формой А. Поэтому борьба с А. будет способствовать профилактике всех видов конфликтов значительнее, чем работа непосредственно с конфликтами.

Аномия - это философско-социологическое понятие, выражающее состояние общества (см. ), при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что значительная часть населения оказывается «вне» общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями.

Проблема аномии была поставлена Э. Дюркгеймом в книге «О разделении общественного труда», где в ходе анализа «ненормальных» форм этого разделения, им была выделена аномия. Согласно Дюркгейму, состояние аномии возникает в результате того, что разделение труда не производит солидарность, и таким образом совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных структур. Состояние аномии может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В своей работе Дюркгейм выделил три типа самоубийств: «эгоистические», «альтруистические» и «анемические». Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал аномию одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. Аномия, по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе.

Дюркгеймовская трактовка аномии была развита Мертоном, который ввёл систему понятий, описывающих феномен «отклоняющегося» (или девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента:

  1. система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой;
  2. элементы, определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей.

Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, то есть выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры:

  1. ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей;
  2. ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью.

В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что аномия «взывается к жизни» не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь, сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социально-классовая структура (оставляющая индивида в неопределённом, «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой), взятые вместе, способствуют более частым проявлениям аномии. Таким образом, аномия, по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры.

отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев). Подобная ситуация была характерна, например, для Франции периода религиозных войн. Дикие военные банды разоряли безжалостно страну. Земледелие было заброшено во многих местах. Мануфактура шелка и сукна, заводы художественной индустрии, стекла и фаянса пришли в упадок. Лучшие типографии Франции закрылись, знаменитая фирма Этьенов, которые сами были выдающимися гуманистами, вынуждена была из-за религиозных преследований перейти в Женеву. Подобная ситуация была характерна не только для 70-х годов XVI века, но и для 90-х. «Масса земли была заброшена; города, деревни и фермы лежали в развалинах; население частью разбежалось; всюду составились разбойничьи шайки, в которых участвовали солдаты, оставшиеся без дела после прекращения войны» (Виппер P.). При этом следует отметить, что в религиозных войнах участвовали, как правило, наемники, продающие свою шпагу тому, кто больше заплатит. Так, войска Филиппа II, безжалостно уничтожавшие протестантов во Фландрии, включали большое количество немецких ландскнехтов, лютеранин по своему вероисповеданию. Образец такой аномии представлен в «Трех мушкетерах» Дюма. Слуга Портоса Мушкетон рассказывает о своем отце, который при встрече на «большой дороге» с протестантом оказывался католиком, а с католиком - протестантом. В обоих случаях кошелек путника переходил в карман отца Мушкетона. Недаром Монтень, характеризуя ситуацию своего времени, писал о том, что хуже всего в этих распрях оказывается невозможность различить врага; все смешано, все нормы смещены и в зависимости от утилитарного расчета, принимаются те или иные ориентиры в поведении. Известна история епископа Труаского, который ухитрился.послужить в кавалерии гугенотов, а во время осады Орлеана в 1563 году перебежал на сторону противника. Самое интересное, что этот поступок не вызвал во враждующих армиях осуждения. Подобная аномия возникла уже в период Возрождения. Об этом писал А. Ф. Лосев как о явлении «оборотной стороны титанизма». Интересно свидетельство Ф. Саккетти, рассказывающего в своих новеллах о жизни итальянцев того времени. В 52 Новелле он рассказывает о проделке Сандро Торнабелли. Сандро был пожилым человеком, очень богатым и известным во Флоренции. В свое время он был видным гражданином и занимал различные общественные должности во Флоренции. Однажды Сандро узнал) что некий молодой человек хочет посадить его в тюрьму за старое обязательство, по которому уже давно было уплачено отцу, о чем молодой человек не знал, тогда как у Сандро хранилась расписка в получении денег. Сандро сговаривается с приставом и предлагает ему посадить себя в тюрьму, разделив взятку от молодого человека. После обычной судебной процедуры Сандро дожидается, когда пристав получает обещанную взятку и предъявляет расписку. При этом он добивается от молодого человека дополнительных денег за то, что потерпел ущерб, сидя в тюрьме. Столь откровенная беспринципность богатого и уважаемого гражданина говорит о том, что общепринятые нормы поведения и отношения между людьми оказались дезинтегрированными и в социуме возникает культурный хаос, где соображения сиюминутной выгоды оказываются выше культурных ценностей и норм. Возникновение аномии в условиях социокультурного кризиса ведет к «варваризации» общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. Однако это происходит, прежде всего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль – это система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль называется самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, необходимо обратить внимание на ряд принципиальных моментов.



Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля – это определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два основных элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами».

К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Если расположить все меры в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то строже всего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их деление на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта, содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, могут быть правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, т.е. закреплёнными, например, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) – это отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие «девиантное поведение» охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). Однако чаще всего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и поэтому социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (например, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (например, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, т.е. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повеление, которое приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, необходимо подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определения и изучения основных причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как «состояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведения».

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) – это кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности». Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.