Биогафии

Во второй половине xviii в. Итальянские государства во второй половине xvii – xviii веке

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ РОССИИ

Тест 3

1. Какие реформы провел Пётр Первый?

а) реформирование приказной системы

б) губернская реформа

в) церковная реформа

2. Какие коллегии были созданы?

а) Военная

б) Адмиралтейская

в) Юстиц-коллегия

г) Мануфактур-коллегия

е) Главный магистрат

3. Какие губернии появились в России после первой губернской реформы?

а) Московская

б) Ингерманландская

в) Киевская

г) Смоленская

д) Казанская

е) Азовская

ж) Архангелогородская

з) Сибирская

4. Количество губерний и уездов после второй губернской реформы?

5. Когда прошла церковная реформа?

6. Когда учреждён Святейший Синод?

7. Доходные статьи бюджета?

а) таможенные сборы

б) кабацкие сборы

в) стрелецкие

г) ямские

д) чеканка монеты

8. Два средства повышения государственного благосостояния?

а) развитие торговли

б) эксплуатация монетной регалии

9. Какие монеты выпускались из меди?

а) полполушки

б) полушка

в) деньга

г) копейка

е) 5 копеек

10. Какие монеты выпускались из серебра?

а) копейка

в) 5 копеек

г) 10 деньги

д) гривна

е) гривенник

ж) полуполтина

з) полтинник

к) два рубля

11. Какие монеты выпускались из золота?

а) крестный рубль

б) 2 рубля

в) червонец

г) два червонца


Во второй половине XVIII века феодальная экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привело к тому, чтосельское хозяйство все решительнее втягивалось в рынок. Помещики стремились получить от своих владений больше денег на покупку предметов роскоши, на строительство усадеб и на другие непроизводительные расходы.

В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путем феодалы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать ее на рынке. В Черноземье помещики постоянно увеличивали объем отработочной ренты (барщины ), доводя ее порой до шести дней в неделю. В 1770-х годах некоторые из них стали переводить крестьян на “месячину ”, то есть отбирали у крестьян наделы, заставляя их работать на помещичьей земле, а за это выплачивая им месячное содержание – натуральный паек. В малоплодородных нечерноземных губерниях крестьян все чаще переводили на денежный оброк , заставляя их тем самым все активнее участвовать в рыночных отношениях. Еще более усиливалась хозяйственная опека помещиков. В 1731 г. им (или их приказчикам) было поручено собирать государственную подушную подать со своих крестьян. В 1734 г. издан указ, по которому в неурожайные годы помещики были обязаны кормить своих крестьян, снабжать их семенами, чтобы земля не пустовала.



В течение XVIII века для упорядочения сбора платежей с крепостных крестьян и распределения повинностей в помещичьих хозяйствах была организована новая хозяйственно-податная и рабочая единица: крестьянское "тягло" . Это означало, что все взрослое и трудоспособное крепостное население, особенно состоящее на барщине, делилось на определенное число “тягол”. В них входила или одна крестьянская пара – муж с женой, или по два мужчины и по две женщины, то есть более многолюдные тягла. Каждому тяглу определялась одинаковая сумма конечных платежей или объем отработок. Для этого отдельные крестьянские тягла следовало в равной мере обеспечивать землей, поэтому в помещичьих хозяйствах надо было поддерживать земельное “уравнение” путем периодического земельного передела, которое в XVIII веке еще не стало господствующим методом.

Во второй половине XVIII века объем сельскохозяйственной продукции заметно вырос, однако происходило это в основном не за счет повышения урожайности, а за счет освоения новых посевных площадей в Заволжье, на южных окраинах страны, в Западной Сибири. Увеличивались площади под новыми культурами: картофелем, сахарной свеклой, подсолнечником. Расширялись посевы льна, конопли, все больше зерна из помещичьих хозяйств шло на продажу.

В этот период все сильнее проявлялись признаки имущественногорасслоения крестьянства по количеству используемой земли, поголовью скота и т.д. Особенно сильно дифференциация распространилась среди государственных и отчасти помещичьих крестьян, где сформировалась зажиточная сельская верхушка – приказчики, старосты, которые имели возможность закабалять обнищавших соседей. Именно из этой категории чаще всего вырастали предприниматели.

Рыночная экономика в большей степени, нежели в сельское хозяйство, проникала в промышленность , которая развивалась довольно быстрыми темпами, и где во второй половине столетия постепенно сформировался рынок труда. В конце века насчитывалось около двух тысяч мануфактур различного типа: казенных ,вотчинных ,купеческих икрестьянских . Казенные и вотчинные предприятия были основаны на использовании крепостного труда, то есть оставались составной частью феодальной экономики. На вотчинных мануфактурах, которых в 1780-х годах насчитывалось около 20% от общего количества, работали крепостные крестьяне в счет дополнительной барщины. На этих предприятиях, как правило, выпускалась продукция, основанная на использовании сырья, произведенного внутри поместья (переработка льна-волокна, подсолнечника и других сельскохозяйственных культур). Однако к концу столетия удельный вес вотчинных мануфактур снизился до 15%, уступая место купеческим и крестьянским мануфактурам, число которых росло более высокими темпами. На этих предприятиях в основном использовали вольнонаемных работников за счет разорившихся ремесленников, жителей городов и крупных сел, а также за счет крестьян, отпущенных помещиками на отходные сезонные работы для получения денежной ренты.

К концу столетия число наемных работников в промышленности, включая бурлаков и грузчиков на судах, составляло более 400 тыс. Но этого явно не хватало. Зачастую оброчные крестьяне уходили на лето в деревни на полевые работы, и владельцы мануфактур были вынуждены сокращать производство и даже закрывать их на несколько месяцев в году.

Росту купеческих и крестьянских мануфактур способствовал также и тот фактор, что в 1775 г. был издан Манифест о свободе предпринимательства , по которому Екатерина II разрешала всем желающим заниматься промышленной деятельностью. Это заметно ускорило развитие так называемых “безуказных ” фабрик и заводов, то есть заведенных без специального разрешения и основанных на наемном труде.

В отличие от Западной Европы, где заметное место среди предпринимателей занимали дворяне, большая часть русских промышленников XVIII века вышла из крестьян и посадских людей.

Вторая половина XVIII века была отмечена высокими темпами роста крупных промышленных предприятий. Так, если в 1760 г. их было около 600, то к концу века – не менее 1200. Всего же в России в это время насчитывалось около 2300 заводов и фабрик. Россия занимала первое место в мире по выплавке чугуна, обгоняя даже Англию. В 1750 г. Россия имела 41 домну, на которых производилось 2 млн пуд. чугуна, тогда как Англия производила 0,3 млн пуд. К 1800 г. в России действовало 111 доменных печей с выпуском 9,9 млн пуд. Англия, уже завершавшая промышленный переворот, достигла к тому времени 9,5 млн пуд. чугуна. Российское железоочень ценилось за рубежом. Продукция уральской металлургии была лучше по качеству, чем во Франции, Англии. В конце XVIII – начале XIX века Франция была вынуждена ввести импортные пошлины на российский металл.

Было продолжено наступление государства на церковь. В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию церковных земель , в результате чего число монастырей в России сократилось с 881 до 385. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет. Миллионы монастырских крестьян были переведены в ведение Коллегии экономии, поэтому их стали называть“экономическими”. Позже их присоединили к государственным крестьянам.

Для оживления и развития экономики страны в 1762 и 1763 гг. Екатерина выступила с призывом киностранцам приехать на поселение в Россию. Им обещались налоговые льготы, религиозная свобода, сохранение языка и культуры. Особенно много колонистов приехало из Германии. Они получили для освоения черноземную степь в Заволжье, где очень быстро создали хозяйства, служившие образцом для российских землевладельцев.

Были расширены и укреплены права и привилегии дворян – основы абсолютной монархии.

18 февраля 1762 г. император Петр III издал знаменитый Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству, что означало освобождение дворян от обязательной службы, установленной почти триста лет назад, в конце XV века. Таким образом, дворяне превращались из служилого в привилегированное сословие.

Таким образом, развивающиеся рыночные отношения требовали адекватной финансовой системы, прежде всего устойчивого денежного обращения.

Развитие финансовой системы России во второй половине XVIII столетия шло по пути совершенствования принципов и механизмов, разработанных Петром I. Основной акцент был сделан на стабилизацию денежного обращения.

Денежное обращение страны страдало от наплыва обесцененной медной монеты. Главной причиной этого стал усиленный выпуск при преемниках Петра, в 1727-1730 гг., медных пятикопеечных монет. Нарицательная цена этих монет в 5-6 раз превышала рыночную цену меди того же веса. Поэтому весьма прибыльным занятием стал ввоз в страну фальшивых пятаков и вывоз золотой и серебряной монеты. Последняя быстро исчезала из обращения. Доходило до того, что медные пятаки отказывались принимать при расчетах. Результатом расстройства денежного обращения стал рост цен и падение вексельного курса рубля. Изданный еще в 1731 г. указ об обмене медных пятаков на полноценную медную и серебряную монету выполнен не был по причине отсутствия у казны средств на проведение такой операции. Поэтому денежная реформа была отложена на 13 лет, в течение которых принимались активные государственные меры, направленные на достижение экономического роста.

Устойчивый рост оборотов внутреннего рынка позволил правительству успешно завершить мероприятия по нормализации денежного обращения. Еще в мае 1744 г. Елизаветой был подписан указ о снижении нарицательной цены медных пятаков на одну копейку ежегодно. За основу при проведении реформы был принят проект П.И. Ягужинского, предполагавший поэтапное доведение номинала пятаков до одной копейки, что соответствовало цене соответствующего количества меди. С 1746 г. бывшим пятакам был присвоен номинал 2 копейки.

В 1755-1756 гг. реформа была завершена. По предложению графа П.И. Шувалова пятаки были выкуплены у населения по цене 2 коп. и перечеканены в медные копейки по 8 руб. из пуда меди. После 1 сентября 1756 г. бывшие пятаки принимались казной как простая медь по 5 руб. за пуд, принимать их в уплату казенных податей и сборов запрещалось.

В правление императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, была восстановлена роль Сената в вопросах не только государственного развития, но и финансового управления . Однозначную оценку деятельности Сената дать невозможно. С одной стороны, известно, что в правление Елизаветы не была сведена ни одна роспись государственных доходов и расходов. Попытка правительства получить отчет о доходах и расходах закончилась тем, что ведомости, представленные Сенатом и Штатс-конторой, разошлись более чем на миллион рублей. В мае 1752 г. Сенат констатировал полную невозможность составить роспись государственного бюджета. Многочисленные канцелярии никак не могли согласиться относительно имевшихся и причитавшихся к расходованию сумм. В Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами, лежали тысячи неразобранных ведомостей. С другой стороны, при таком способе ведения дел русские финансы, по оценке известного исследователя Н.Д.Чечулина, "находились в сравнительно хорошем положении, и русская монета никогда не была столь полноценною, как именно в это царствование".

Есть достаточно оснований полагать, что для крупнейших деятелей елизаветинской эпохи государственный интерес не был пустым словом. Основания эти – практическая деятельность Сената и сенаторов.

К решению своей главной, сформулированной Петром задачи "деньги как можно сбирать" Сенат подошел в полном соответствии с установленными Петром правилами организации финансового хозяйства. Важнейшим из них было выяснение, по возможности точного, числа плательщиков подушной подати – основного источника государственных доходов. Для "пресечения доныне происходимых беспорядков и в платеже отбывательства" Сенат признал необходимым "учинить вновь ревизию и на будущее время производить ее через 15 лет". Вторая ревизия завершилась в 1747 г. В 1761 г. – последнем году царствования Елизаветы началась третья ревизия.

Стремясь действовать в духе установлений Петра, правительство хорошо понимало, что ситуация в стране за два прошедших после Петра десятилетия существенно изменилась. Изменилось и положение России в мире, и система социальных отношений в российском обществе. Непосредственная угроза жизненным центрам страны отошла в прошлое, выход к мировым морским торговым путям был обеспечен. Объективно сложились предпосылки изменения социальной организации общества на иных, нежели корпоративно- сословная организация, началах. Однако укрепившим свои позиции как правящее сословие дворянством эта возможность была понята и реализована как возможность расширения своих "шляхетских вольностей" главным образом за счет крепостного крестьянства и прочих сословий. В конечном итоге монополия на использование труда крестьянина перестала быть государственной (переданной помещику под условием службы) и стала частной.

Защищая свое монопольное право на эксплуатацию крестьянского труда, дворянство явным образом стремилось к тому, чтобы зафиксировать, а по возможности, и уменьшить степень его государственной эксплуатации.

Поскольку помещик стал ответственным сборщиком подушной подати , причем обязанным по закону кормить крестьянина в неурожайные годы, снабжать его семенами, чтобы земля не запустела, он сделался единственным представителем экономических интересов крестьянина в его взаимоотношениях с государством. В этом случае интерес и крестьянина, и помещика совпал. Потому-то при преемниках Петра увеличению прямого обложения – подушной подати – был поставлен никаким законом не определенный, но от этого не менее жесткий предел.

Самым простым способом избежать обложения налогом была утайка душ. При проведении ревизии души утаивались всеми возможными способами.

Тем не менее увеличение числа выявленных плательщиков в результате второй ревизии повысило доходы бюджета почти на 700 тыс. руб. Однако установленный оклад собирался со значительной недоимкой. Одной из причин тому была низкая платежеспособность населения . В целях поддержания платежеспособности Сенат постановил сложить по 10 копеек с души при сборе подушной подати на 1742 и 1743 гг., "дабы верные наши подданные платежом на прошлые годы доимочных подушных денег исподволь исправлялись". Это решение не было оригинальным. После смерти императрицы Анны в регентство Бирона сбор подушной подати на 1740 г. был снижен на 17 копеек.

Напротив, попытка увеличения подушного сбора в 1746 г. была малоуспешной. Была собрана лишь часть причитавшихся по окладу дополнительных 500 тыс. руб.

Ослабление государственной эксплуатации содействовало повышению устойчивости крестьянского хозяйства. С другой стороны, увеличение оброков в пользу помещиков, как правило, более соответствовало индивидуальным платежным способностям крестьянских хозяйств, нежели единообразный подушный сбор. В то же время такое увеличение вынуждало крестьянина расширять запашку и продажу хлеба, а также торговлю изделиями подсобных промыслов, что стало одним из факторов расширения хозяйственного оборота.

Другим важнейшим фактором развития финансовой системы явилось расширение внутреннего рынка вследствие развития промышленности как домашней крестьянской, так и мануфактурной.

Меры по поддержке фабрик и заводов многократно обсуждались в Сенате, в том числе и с участием самой императрицы. В первые годы правления Елизаветы были воссозданы Берг- и Мануфактур коллегия (при Анне Иоанновне упраздненные), восстановлен Главный магистрат.

В качестве поощрительных мер практиковалось предоставление на ряд лет монополии на производство тех или иных продуктов, а также выдача казенных ссуд . Недостаток оборотных капиталов и финансовые злоупотребления зачастую превращали казенные ссуды в безвозвратные. Так, после смерти (в 1763 г.) графа П. И. Шувалова за заводами и промыслами, находившимися в его управлении числился долг казне в 680 тыс. руб., из которых возвращено было только 6,9 тыс. руб.

Правительство не стеснялось и прямого административного вмешательства. Так, в 1743 г. у иностранца Арнольди, российских фабрикантов Сахарова и Плотникова были отняты суконные фабрики "за неразмножение" и переданы воронежскому купцу Постовалову, сумевшему на своей фабрике поставить дело. Постовалову был передан казенный каменный дом в Воронеже, разрешено купить деревню до 50 дворов, а крестьян употреблять на фабричные работы. Кроме того, купцу было разрешено завести еще бумажный завод. Вместе с этими поощрительными мерами Постовалова обязали изготовлять по 30 тыс. мундирных сукон на первые годы, а далее с умножением.

Главной целью, как и при Петре, – было обеспечение нужды армии . В 1746 г. Сенат отказал купцам в разрешении продавать сукно за границу, пока нужды армии не удовлетворены. Однако низкие казенные цены были разорительны для фабрикантов. Низкие цены диктовали низкую заработную плату. Уровень последней не позволял фабричным работникам платить подушную подать. В связи с этим в декабре 1747 г. Сенат сделал императрице представление о необходимости повысить казенную цену на сукна. Впрочем, если сукна были низкого качества, они могли быть оценены ниже указных цен.

Труд приписанных крестьян был основной производительной силой и на казенных, и на частных заводах. В ноябре 1753 г. был издан указ, подтвердивший право дворян и купцов покупать к заводам деревни с разрешения Берг- и Мануфактур-коллегий.

Помимо поддержки суконных, железоделательных, медеплавильных заводов, необходимость которой, прежде всего, определялась нуждами армии, при Елизавете поощрялись шелковые мануфактуры, производство шляп, кирпича, иные полезные промышленные занятия.

Особое внимание правительство должно было уделять соляной промышленности . Введенная Петром монополия на соль вплоть до 80-х гг. XVIII столетия (за исключением 1727-1730 гг.) оставалась важнейшим источником доходов казны.

Основная часть потребляемой в России соли вываривалась на пермских соляных варницах, принадлежавших братьям Александру и Сергею Строгановым. Строгановы пользовалась значительными льготами по таможенным сборам, по использованию казенного леса и дров, необходимых для солеварения, получали из казны займы на десятки тысяч рублей. Тем не менее Строгановы неоднократно обращались к правительству с предложением принять их промыслы в казну, жалуясь на отсутствие работников, истощение лесов и недостаток дров, а также на низкие, не покрывающие издержек указные цены на соль. В иных случаях дело доходило до угроз прекратить выварку соли. В ответ следовали сенатские указы – варить и поставлять соль в принудительном порядке. В то же время правительство искало альтернативные возможности. В правление Елизаветы началась промышленная эксплуатация залежей соли на озере Эльтон.

Цены на соль колебались от 3 с четвертью до 40 и даже до 50 копеек за пуд. В 1745 г. граф П.И. Шувалов предложил кардинальный способ увеличения казенных доходов, состоящий в установлении единой и более высокой казенной цены на соль (также, как и на вино). После многочисленных обсуждений этой меры в Сенате в 1750 г. было получено одобрение императрицы. Отныне казенная цена пуда соли составила 35 коп. В Астрахани, однако, цена была установлена вдвое ниже.

Правительство последовательно покровительствовало отечественному купечеству , защищая в ряде случаев его сословные права против крестьянина и дворянина, и проводило меры по защите внутреннего рынка. Таможенный устав 1755 г. запрещая иноземным купцам розничную торговлю и торговлю между собой. (Тем не менее, иноземцы по-прежнему доминировали во внешней торговле России). Тот же устав запрещал допускать лиц крестьянского звания для торговли к морским пристаням. Лица дворянского звания могли торговать только "домашними", то есть произведенными в собственных поместьях, изделиями. Тарифом 1757 г. были увеличены пошлины на многие привозные изделия, подтверждено запрещение на вывоз хлеба, леса, золота и серебра, шерсти.

Во второй половине 50-х гг. правительство перешло к широкому предоставлению монопольных льгот и привилегий отдельным группам предпринимателей, как правило, имевшим высоких покровителей или прямо возглавлявшихся таковыми. В пользу последних делались, в частности, исключения из запрета на вывоз хлеба и леса. Монопольные компании были основаны для Черноморского торга, торговли с Персией, Хивой, Бухарой. Деятельность этих компаний в основном была малоуспешна.

Тем не менее за 20 лет (с 1742 по 1762 г.) годовые обороты внешней торговли России выросли в 2,5 раза и превысили 20 млн руб. При этом доходы казны от таможенного сбора увеличились в 3 раза.

Таким образом, ограничение возможностей увеличения прямого обложения правительство компенсировало расширением обложения косвенного . В результате с 1749 по 1758 г. коренным образом изменилась структура государственных доходов – косвенное обложение заменило прямое в качестве основного источника доходных поступлений. Если в 1749 г. поступления от косвенного обложения (таможенных сборов, доходов от торговли вином, солью и другими товарами) составляли около 1 / 3 доходов казны, то в 1758 г. – около половины. В то же время, общий объем предусматриваемых окладом поступлений в казну вырос более чем в полтора раза – до 15 млн руб. При сохранении в прежнем объеме оклада подушной подати предназначенная к сбору сумма косвенных налогов выросла на 4,3 млн руб., или в 2,3 раза.

Развитие торговли требовало упрочения кредита . Недостаток свободного капитала при замедленном огромными расстояниями обороте вынуждал значительную часть российских купцов пользоваться заемными средствами располагавших капиталами иноземцев, оплачивая ссуды приобретенными товарами. Недостаток капитала обусловливал и высокую стоимость кредита. В 1733 г. императрица Анна повелела Монетной конторе выдавать взаймы деньги всякого чина людям под залог золота и серебра под 8% годовых. Но серьезного воздействия на хозяйственную жизнь это решение не оказало. Естественно, правительство в первую очередь интересовали нужды дворянского сословия. 13 мая 1754 г. Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении государственного заемного банка о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростовщиков".

"Наши подданные, а более из дворянства имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, который против взяться денег в полтора или вдвое стоить может; выкупить же чем на положенный срок не может исправится, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 12, но и по 15, и по 20%, чего во всем свете не водится", – отмечал указ. Посему императрица повелела "для уменьшения во всем Государстве процентных денег, учредить государственные банки из казны нашей, первой для дворянства в Москве и Санктпетербурге, второй для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, ... из оных деньги раздавать: из первого одному Российскому дворянству, ... а из второго одним Российским купцам, торгующим при Санктпетербургском порте..."

Тем же указом был установлен предельный уровень ссудного процента в 6% годовых ("указный процент"). Этим процентом надлежало довольствоваться и частным заимодавцам. "Ежели кто из них дерзнет брать более шести процентов, и в том обличены будут, у таковых те данные от них в заем деньги останутся у заемщика, а для казны все их имение конфисковать", – предписывал указ.

Дворянский банк мог выдавать кредиты под залог не только золота, серебра, драгоценностей, но и сел с крепостными крестьянами. Банк давал ссуды в размере до 10 тыс. руб. на срок до 3 лет. В 1757 г. срок возврата ссуд был увеличен еще на один год, а в 1761 г. до 8 лет. Но ограниченность капитала и хронический невозврат ссуд не позволили Дворянскому банку развернуть свою деятельность. Кроме того, правительство опасалось принимать жесткие меры к неплательщикам, "дабы дворянство, этот первый член государственный, не лишился имений". По свидетельству современника через два-три года существование Дворянского банка перестало оказывать умеряющее влияние на ростовщиков. Аппетиты последних подогревало увеличение спроса помещиков на кредиты. Уже к началу 60-х годов, по оценке канцлера М.И. Воронцова, около 100 тыс. поместий было заложено. Однако возможности кредита в подавляющем большинстве случаев не были использованы на производительные цели.

Еще менее успешной оказалась деятельность Купеческого банка . Банк выдавал ссуды также из 6% годовых на полгода, затем на один год. Однако Банк действовал только в Санкт-Петербурге и Москве, капитал его был явно недостаточен (500 тыс. руб.), условия выдачи ссуд были малоприемлемы, а сами ссуды не возвращались заемщиками.

С началом в 1756 г. Семилетней войны на смену относительному финансовому благополучию быстро пришел хронический недостаток средств. В этот период военные расходы составляли около 10 млн руб. в год, то есть поглощали большую часть текущих поступлений в казну. Предпринятое вслед за повышением цены на соль увеличение в первый год войны цен на вино также имело результатом снижение потребления и падение доходов казны на 200 тыс. руб.

Уже в 1760 г. долг различных ведомств Главному комиссариату, ведавшему снабжением армии, превысил 5 млн руб., и последний доносил Сенату, что если долг не будет в текущем году погашен, жалование армии полностью выплачено не будет. Тем не менее в том же году Елизавета заявила, что будет продолжать войну, даже если принуждена будет продать половину своих платьев и бриллиантов (что составляло немалые суммы – в гардеробе императрицы находилось несколько тысяч платьев).

В результате оброчный сбор с государственных крестьян был повышен с 40 коп. до 1 рубля с души. Правительство попыталось решить часть проблем, учредив первую в России лотерею в обеих столицах, Риге, Ревеле и Кенигсберге. Лотерейный билет стоил недешево – рубль.

Военные нужды и очевидное исчерпание возможностей повышения косвенного обложения заставили вновь расширить масштабы эксплуатации монетной регалии и вернуться к чеканке медной монеты по 16 руб. из пуда, которую ранее с таким трудом удалось изъять из обращения. Ситуация тем не менее благоприятствовала выпуску облегченной монеты. С увеличением товарооборота в стране обнаружилась нехватка медной монеты для обслуживания розничной торговли. В некоторых местах серебряные рубли " с немалым убытком разменивать стали"", говорилось в указе от 8 апреля 1757 г., который извещал о новом выпуске медной монеты по 16-рублевой монетной стопе. Этим же указом было проведено последнее в годы правления Елизаветы снижение подушной подати.

Автором проекта был опять-таки граф П.И. Шувалов. Всего в 1757-1761 гг. по 16-рублевой монетной стопе было выпущено медных денег почти на 11 млн руб., что превысило выпуск аналогичной монеты за первые четыре десятилетия века.

По проекту П.И. Шувалова в 1758 г. в Петербурге и Москве были созданы"Банковские конторы" (Медный банк). Главной целью их создания ставилось внедрение в хозяйственный оборот выпущенных медных денег. Конторы выдавали ссуды медной монетой купцам, фабрикантам и помещикам из 6% годовых. Но возращение 3 / 4 ссуды должно было производиться серебряной монетой. Кроме того, "банковские конторы" принимали медную монету и выдавали векселя так, что сумму, положенную в Банк в Москве, купец мог по векселю получить в Петербурге и наоборот. В 1760 г. был основан Артиллерийский банк , капиталом которого были монеты, начеканенные из негодных артиллерийских орудий. Однако деятельность созданных банков сопровождалась крупными злоупотреблениями и невозвратами ссуд. Екатериной II созданные Шуваловым банки были упразднены.

Наряду с перечеканкой медных монет в обращение были выпущены бумажные деньги. В конце 1768 г. Екатерина II подписала манифест и именной указ Сенату. Суть их сводилась к тому, что с 01.01.1769 г. в денежное обращение вводились бумажные ассигнации, приравниваемые к “ходячим монетам”. Первоначально их было выпущено на 1 млн руб. Обмен металлических и бумажных денег осуществляли два специально организованных для этого ассигнационных банка в Москве и Санкт- Петербурге. В каждом из ни был создан разменный фонд медной монеты по 500 руб. До конца XVIII века возможности использования ассигнаций при повседневных, мелких атаках купли- продажи были весьма ограниченными: в обращение были выпущены только крупные купюры.

Относительно благополучная конъюнктура на рынке ассигнаций сохранялась примерно 18 лет. К концу царствования Екатерины II номинальная стоимость ассигнаций, находившихся в обращении, достигла 158 млн руб., а ближайшие ее преемники довели ее в первой половине XIX столетия до 836 млн руб.

Bo второй половине XVIII в. область применения Указа «О форме суда» еще более сузилась. Начала след­ственного процесса все более и более вытесняли процессу­альные формы Указа 1723 г. Bo всяком случае суды час­то произвольно применяли ту или иную форму процесса.

B результате еще более увеличились судебный произвол и волокита, взяточничество отдельных судей и пр.

При Екатерине II были сделаны незначительные из­менения. Наиболее существенное из них - это некоторое ограничение применения пытки. По Указу 1763 г. к пыт­ке можно было прибегать только тогда, когда другие сред­ства не приводили к положительным результатам. B уезд­ных городах запрещалось производить пытки: для них преступники должны были отсылаться в провинциаль­ные и губернские канцелярии. По Указу 1767 г. для при­менения пытки необходимо было приказание губернато­ра. B случае признания подсудимого прибегать к пытке было запрещено. По Указу 1775 г. судам предлагалось не вынуждать от подсудимого признания его в совершенном преступлении, если другие доказательства изобличали его виновность.

Кроме того, были внесены некоторые изменения B отношении пересмотра гражданских дел в апелляцион­ном порядке, а уголовных дел - в ревизионном. По Ука­зам 1762 г. и 1764 гг. судам предлагалось немедленно по вынесении приговоров объявлять их сторонам. Если сто­рона была недовольна объявленным приговором, то она должна была заявить об этом суду в течение недели, пос­ле чего суд должен был отправить дело в высшую инстан­цию, в которой дело должно было рассматриваться в апел­ляционном порядке.

Для подачи апелляционной жалобы был установлен годичный срок для лиц, живших в России, и двухлетний срок для лиц, живших за границей. После подачи апел­ляционной жалобы высшая инстанция должна была со­ставить по материалам дела доклад, называвшийся экст­рактом и подписывавшийся сторонами. Ha основании этого доклада дело пересматривалось в апелляционной инстан­ции. Пересмотр в апелляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских дел и тех уголовных дел, ко­торые могли возбуждаться только по жалобам пострадав­ших. Прочие же уголовные дела не могли пересматри­ваться по жалобе недовольной стороны, а только по инициативе суда высшей инстанции, т.е. только в так называемом ревизионном порядке.

Еще по теме Процесс во второй половине XVIII в.:

  1. Государство и право Российской империи в середине и второй половине XVIII в. Вторая четверть и вторая половина XVIII в. объединяет периоды дворцовых переворотов и просвещенного абсолютизма.
  2. Тема 5. Государственное управление в России со второй половине XVIII.
  3. § 4. Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII вв.
  4. §2 Изменение системы управления во второй половине XVIII - начале XIX в
  5. Предпосылки изменения государственного управления во второй половине XVIII в.
  6. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
  7. Тема 10. Развитие судебной системы во второй половине XVIII - начале XIX в.
  8. Государственный строй середины - второй половины XVIII в. Центральные органы власти. В середине XVIII в. продолжала существовать прежняя система центральных органов

В период правления Екатерина II становится теоретиком, законодателем и в основном претворяет в жизнь назревшие преобразования, причем впервые в русской истории монархом была создана философская концепция функционирования власти и обоснована необходимость ее реформирования. Основу концепции составляла идея просвещения, адаптированная через собственное понимание Екатериной II. Такая политика получила название "просвещенный абсолютизм". Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената. 15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал "Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения", написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем было много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом. Законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и государства. Поэтому многие главы и разделы (всего в Наказе было 22главы и 655 статей) посвящены торговле, промышленности, народонаселению, воспитанию детей, отдельным сословиям (дворянству, купцам, ремесленникам, предпринимателям), следствию, судопроизводству, системе наказаний и т.п.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Однако вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для проведения законодательной работы. Но главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это возникновение противоречий среди представителей различных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. Шло время, а конечного результата не было. В декабре 1768 г. императрица издала указ о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге, получив представление о настроениях в обществе и основу для законодательной работы, Екатерина II самостоятельно занялась правотворческой деятельностью и продолжала управлять государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа 1764 г. Еще до того, как она вошла на престол, секуляризацию начал Петр III. Земли, отобранные у церкви, были переданы в ведение специально созданной Коллегии экономии. Придя к власти, дабы упрочить свое положение, она по демагогическим соображениям в августе 1762 г. возвращает церкви движимые и недвижимые владения. Однако той же осенью была создана специальная комиссия, приступившая к упорядочению духовных имуществ. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, продолжавший церковную реформу. Монастырские земли с почти двухмиллионным населением, что составляло 15% населения России, были изъяты у церкви и вновь подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Реформа повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей (из 881 было оставлено 385), так как содержались они на средства государственной казны. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось, по существу, в государственных служащих.

Екатерина 11 в соответствии с исповедуемой ею философией управления окончательно ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, входивших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России).

Сильное недовольство у императрицы вызывал автономный статус Украины. С 1654 г. Украина управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольности и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от одного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман К.Г. Разумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.

В результате активной внешней политики, расширения границ и включения в состав России новых территорий во второй половине XVIII в. в пределах империи оказалась значительная часть еврейского населения. Не имея предубеждения собственно против еврейского населения, Екатерина II, по-видимому, под давлением православного духовенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврейскими торговцами, в 1791 г. устанавливает черту оседлости, которая ограничивала право евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства стало приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Им были предоставлены большие земельные наделы, кредитные и налоговые льготы, обеспечена свобода вероиповедания.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления (схема 121).

Дело в том, что при преемниках Петра I местное управление было сведено до примитивного допетровского воеводского управления. Такой характер власти на местном уровне, когда воевода воплощал в одном лице администратора, судью и финансиста, противоречил просветительской концепции Екатерины II и казался ей архаичным, слабо управляемым из центра и порождающим дикость нравов. Поэтому императрица решила продолжить петровское строительство регулярного полицейского государства со всеми его атрибутами. В ходе реформы управления одновременно решались и проблемы социальной политики, направленной на поддержку интересов дворянства и формирования сословий.

Реформа осуществлялась на основе четырёх законодательных актов:

  • 1) "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (7 ноября 1775 г.);
  • 2) "Устава благочиния" (8 апреля 1782 г.);
  • 3) "Грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" – Жалованной грамоты дворянству (21 апреля 1785 г.);
  • 4) "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" – Жалованной грамоты городам (21 апреля 1785 г.).

Схема 121

Местное управление в результате губернской реформы приобрело более четкую и организованную структуру. Вводилось новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 41 губернию. Позднее, в 1783 г. добавилась Таврическая область, а после второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши – еще восемь губерний, и их общее количество увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек.

Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, назначенный императрицей и подчиняющийся непосредственно ей. При губернаторе всеми текущими делами ведало губернское правление. Финансовыми вопросами занималась губернская казенная палата. Создавались также приказы общественного призрения, руководившие образованием, медициной, общественной благотворительностью. В уездах исполнительные органы власти возглавлялись капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему.

Губернская реформа впервые отделила судебную власть от исполнительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализации принципа разделения властей.

Более того, впервые в российской правовой практике уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губернатором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и право приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было неполным.

В целом губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить мануфактур- и камер-коллегию, вотчинную и юстиц-коллегию, берг-коллегию, главный магистрат.

Идею петровского регулярного государства развивал введенный в 1782 г. "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому документу в городах создавались полицейские управления, называвшиеся "управы благочиния", во главе с городничим (в столицах – обер-полицмейстером), которому подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоустройством, санитарией, поимкой беглых и т.п. Одновременно полицейские управления должны были выполнять функции воспитания в духе православной нравственности на основании включенного в Устав "Зерцала Управы благочиния".

И, наконец, завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам, подписанных в один день – 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, – и ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. Согласно этому законодательному акту подтверждалось право выбора или отказа дворян от службы, сохранялись особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.

Жалованная грамота городам как правовой акт носила многоаспектный характер. С одной стороны, она завершала реформу местного управления, а с другой – была направлена на формирование в России "третьего сословия".

Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировались право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута. Естественно, объем прав зависел от принадлежности к той или иной гильдии с учетом материального достатка купца. По существу, в Жалованной грамоте городам впервые была сделана попытка придать разнородному населению посада правовой статус сословия (схема 122).

Исторические документы свидетельствуют о том, что Екатерина II готовила и Жалованную грамоту в отношении крестьян, но не всех, а только государственных. В проекте они именовались "свободные сельские жители" и наделялись правами, сходными с правами горожан. Но данный документ не был утвержден и обнародован.

Схема 122

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, неоднократно осуждав их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что стало одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в XVIII в. казацко-крестьянскую войну.

29 июля 1762 г. произошел очередной переворот в результате которого Екатерина II (1762-1796 гг.), Екатерина провозгласила себя самодержицей, а своего супруга - низложенным.

Развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли России в 50 – 80-е гг. XVIII в. продиктовало активную экономическую политику правительства. Она диктовалась интересами дворянства и отчасти крупных купцов и промышленников. Провозглашение свободы торговой и промышленной деятельности способствовало развитию крестьянской торговли и мануфактуры, что, несомненно, было выгодно дворянству, т.к. "капиталистые крестьяне" были крепостными и платили большой оброк, выкупались на волю за большие деньги. За время царствования Екатерины II было создано 2/3 мануфактур, зарегистрированных во второй половине 90-х гг. XVIII в.

В социальной сфере политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Этот вариант государственной политики возник под влиянием идей французского Просвещения. Главным лозунгом Просвещения было достижение "царства разума". Вера в безграничные силы человеческого ума породила идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие деятели эпохи возлагали надежды на просвещенного монарха, который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Политика "просвещенного абсолютизма" в России представляла собой попытку предотвратить народные движения против крепостной системы и приспособить помещичье хозяйство к новым буржуазным отношениям.

Под воздействием идей европейского Просвещения Екатерина II решила выработать новый Свод законов, который, сохраняя нетронутыми самодержавие и крепостное право, давал бы основание говорить о России как о правовом государстве. С этой целью в 1767 г. Екатерина II созвала в Москве Уложенную комиссию. Выборы депутатов носили сословный характер. Наибольшую остроту на заседаниях комиссии вызвало обсуждение крестьянского вопроса. Споры по этой проблеме прияли столь затяжной характер, что императрица разочаровалась в целесообразности работы комиссии и пришли к выводу о ее роспуске. Под предлогом войны с Турцией в 1768 г. комиссия была распущена, так и не составив нового Уложения.

Явный крен внутриполитического курса в сторону защиты интересов дворянского сословия (Жалованная грамота дворянству 1785 г.; Жалованная грамота городам 1785 г.) привел к вспышке самой кровопролитной и жестокой крестьянской войны - войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), которая продемонстрировала наличие глубоких социальных противоречий в российском обществе. Пугачевское восстание нанесло сильный удар по провинциальной администрации. Екатерина предприняла шаги для восстановления и усовершенствования местного управления, для придания ему стабильности. В 1775 г. она издала "Учреждение о губерниях". Новая провинциальная администрация опиралась на дворянство, что усиливало зависимость императрицы от него.


Налицо был союз наиболее консервативных элементов общества против всех остальных. Он сильно затормозил развитие торговой буржуазии и законсервировал крестьянство в безгласном и косном рабстве, создав социальные корни кризиса модернизации, который в конце концов потребовал для своего преодоления немалых усилий. Таким образом, жесткая приверженность принципам сословного общества противоречила начавшимся в государстве модернизационным процессам.

С момента роспуска Уложенной комиссии в русской политике обозначилась важная черта: отныне периоды внутренних реформ станут чередоваться с периодами активной внешней политики. Реформы в России были как бы слишком пугающими, тогда как сфера внешней политики являлась более непринужденным и надежным полем деятельности для энергичных сторонников просвещенного абсолютизма.

Основными направлениями внешней политики России при Екатерине II были южное, западное и восточное. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к Азовскому и Черному морям. Издавна большую опасность для южных границ империи представляло Крымское ханство. Оттуда при поддержке Турции постоянно совершались военные набеги татар. В конце столетия Екатерина II провела две победоносные войны с Турцией - в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., в результате которых Россия получила Крым и выход к Черному морю. На его побережье были созданы портовые города Херсонес, Одесса, Севастополь, который стал военной базой российского черноморского флота. Многовековая задача России по укреплению своих южных рубежей и получению возможности активных внешнеполитических действий на юге была решена.

Одновременно с событиями русско-турецкой войны Европу потрясли события Великой французской революции. Революционные события оказались тесно переплетенными с Польским вопросом. Россия проявила весьма активную позицию в его решении. В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, последняя поучила Белоруссию, правобережную Украину, Литву, Курляндию, часть Волыни. Объединение белорусских и украинских земель явилось прогрессивным актом для развития этих народов.

Росло влияние России и на востоке. Укреплялись экономические и культурные связи России и Казахстана, продолжалось освоение Сибири. В первой половине XVIII в. русские путешественники достигают Аляски, а с 1784 г. началось строительство постоянных поселений русских не ее территории.

После смерти Екатерины II престол перешел к ее сыну - Павлу I (1796-1801 гг.). Павел стремился к еще большему укреплению самодержавия, к единоличной власти. Преобразования Павла I в армии, его стремление следовать военной доктрине прусского короля Фридриха II, вызвали серьезное неприятие в гвардии, что привело к последнему в истории России дворцовому перевороту. Павел 1 был убит заговорщиками. Российский престол перешел к его старшему сыну Александру I (1801-1825 гг.).

Завершая наш краткий экскурс в события XVII – XVIII вв., можно выделить следующие изменения в развитии нашей страны:

1. На протяжении данного периода для экономической политики государства были характерны политика меркантилизма и протекционизма. Развитие элементов капитализма, однако, было затруднено углубление крепостнических отношений и проникновением их в формирующуюся промышленность, что обусловило нарастающее отставание России от передовых стран западной Европы;

2. Социальная политика государства была направлена на ликвидацию тех социальных институтов, которые ограничивали абсолютизм царской власти, а также на создание новых социальных слоев и их унификацию;

3. Государственно-правовая система России в XVII – XVIII вв. эволюционировала от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это выразилось в создании разветвленного бюрократического аппарата, новой служебной идеологии, сосредоточении в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, отсутствии каких-либо органов или законодательных актов, ограничивающих его полномочия;

4. В течение XVII – XVIII вв. происходят значительные изменения и духовной жизни России. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. церковь попадает под контроль светской власти и лишается части своих богатств в результате секуляризации церковного землевладения. Внутрицерковная жизнь также осложняется расколом, вызванным реформами середины XVII в.

На этот период также приходится формирование новой сословной светской культуры и образования, проникновение в Россию идей Просвещения, складывание различных течений в общественно-политической жизни;

5. На протяжении XVII – XVIII вв. территория России значительно увеличивается в результате активной внешней политики. Были решены задачи выхода из экономической изоляции и укрепления государственных границ, что привело к изменению геополитического положения России и оформления ее имперского статуса.

Однако, не смотря на усилия государственной власти, Россия оставалась аграрной страной, опутанной крепостническими (феодальными) отношениями, с абсолютной властью монарха. Это вело к тому, что в общественной жизни укреплялись элементы несвободы, а ростки гражданского общества жестко подавлялись.

Таким образом, не смотря на определенный успех модернизации, Россия в конце XVIII – начале XIX вв. оставалась традиционным обществом.

Дополнительная литература

1. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ / Е.В. Анисимов. - Л.: Лениздат, 1989.

2. Анисимов, Е.В., Каменский, А.Б. Россия в XVII – первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994.

3. Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. - М.: Наука, 1989.

4. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1990.

5. Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. - М.: Мысль, 1994.

6. Первые Романовы на российском престоле / Н.Ф. Демидова. - М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1996.

7. Сорокин, Ю.А. Алексей Михайлович / Ю.А. Сорокин // Вопросы истории. - 1992. - №4, 5.

8. Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты России 1725 – 1825 годы / Сост. М.А.Бойцов. - М.: Современник, 1991.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Первые годы после смерти Петра характеризовались политической реакцией и ухудшением экономического положения России. Частые дворцовые перевороты, заговоры, засилье иностранцев, расточительство двора, фаворитизм, за счет которого складывались богатства отдельных выскочек, быстрые смены внешней политики, наряду с усилением крепостничества и разорением трудящихся масс, оказали отрицательное влияние на темпы экономического развития России. Общая ситуация меняется во второй половине XVIII в. в царствование Елизаветы Петровны (1709-1761/62 гг.) и Екатерины II (1729-1796 гг.).

Сельское хозяйство . По-прежнему ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Феодально-крепостнические отношения распространялись и вширь и вглубь. Они охватывали новые территории и новые категории населения. Основной путь развития этой отрасли – экстенсивный, за счет освоения новых площадей.

О расширении крепостничества можно судить по установлению крепостного права в 1783 г. на Левобережной Украине, в 1796 г. – на юге Украины, в Крыму и Предкавказье. После вхождения в состав России Белоруссии и Правобережной Украины крепостническая система там была сохранена. Часть земель была роздана русским помещикам. В 1755 г. в качестве постоянных работников на уральских заводах были закреплены заводские рабочие. Положение крепостных крестьян ухудшалось – помещики получили в 1765 г. разрешение ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, причем без суда и следствия. Крестьян можно было продать, проиграть в карты. В случае признания крестьян в зачине волнений они сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений, – такая мера предусматривалась указом 1763 г. В 1767 г. издан указ, запрещавший жалобы крестьян императрице на своих помещиков.

С точки зрения использования различных форм эксплуатации в этот период сложились два крупных района: на черноземных и южных землях ведущей формой ренты стала отработочная (барщина), в районах с неплодородной почвой – денежный оброк. К концу XVIII в. в черноземных губерниях получила распространение месячина, что означало лишение крестьянина земельного надела и получение им скудной платы за его труд.

Вместе с тем появлялось все больше признаков разложения крепостнических производственных отношений. Об этом свидетельствуют попытки отдельных помещиков применять технические устройства, вводить многопольные севообороты, выращивать новые культуры и даже строить мануфактуры – все это вело к росту товарности хозяйства, хотя его основой оставалось крепостничество.

Промышленность. Во второй половине XVIII в. дальнейшее развитие получила промышленность. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числом рабочих более 1200 человек.

В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.

Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. В основе ее развития лежали потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. Ее отличал высокий технический уровень, уральские домны были более производительными, чем западноевропейские. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа.

В 1770 г. в стране производилось уже 5,1 млн. пудов чугуна, а в Англии – около 2 млн. пудов. В последние годы XVIII в. выплавка чугуна в России достигла 10 млн. пудов. Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.

Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная. Промышленное развитие проходило в двух основных формах – мелкотоварное производство и крупное мануфактурное производство. Основной тенденцией в развитии мелкотоварного производства было его постепенное перерастание в предприятия типа кооперации и мануфактуры. На принципах кооперации была организована работа на водном транспорте, который играл большую роль в экономической жизни страны. В конце XVIII в. только на реках европейской части России использовалось не менее 10 тыс. судов. Широко использовалась кооперация и на рыбных промыслах.

Таким образом, в развитии промышленности России в XVIII в. произошел настоящий скачок. По сравнению с концом XVII в. во всех отраслях промышленного производства многократно выросли численность крупных предприятий мануфактурного типа и объем их продукции, хотя в конце XVIII в. темпы развития российской металлургии по сравнению с английской снизились, поскольку в Англии начался промышленный переворот.

Наряду с количественными в российской промышленности произошли и важные социально-экономические изменения: увеличилась численность вольнонаемной рабочей силы и капиталистических мануфактур. Из отраслей промышленности, использовавших вольнонаемный труд, следует назвать предприятия текстильной промышленности, где трудились крестьяне-отходники. Являясь крепостными крестьянами, они зарабатывали необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. В этом случае отношения вольного найма, в который вступали заводчик и крепостной крестьянин, представляли собой капиталистические производственные отношения. С 1762 г. запрещалось покупать крепостных крестьян к заводам, прекратилась приписка их к предприятиям. Мануфактуры, основанные после этого года лицами не дворянского происхождения, применяли исключительно вольнонаемный труд. В 1775 г. издан указ, разрешавший крестьянскую промышленность, что стимулировало развитие производства, влекло рост числа заводчиков из купцов и крестьян.



Можно констатировать, что в конце XVIII в. в России процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым, хотя в экономике господствовало крепостничество, оказавшее огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма и определившее в конечном счете с конца XVIII в. экономическое отставание России от других европейских стран.

Внутренняя и внешняя торговля. Внутренней консолидации Российской империи в XVIII в. способствовали быстрое развитие связей между ее регионами, формирование всероссийского рынка. Общий оборот внешней торговли России увеличился с 14 млн. рублей в год в 50е годы до 110 млн. рублей в 90-е гг. XVIII в. Углублялась специализация хозяйственной деятельности по районам, что усиливало обмен. На многочисленных торгах и ярмарках продавались хлеб Черноземного Центра и Украины. Из Поволжья поступали шерсть, кожи, рыба. Урал поставлял железо; Нечерноземные районы славились ремесленными изделиями; Север торговал солью и рыбой; Новгородские и Смоленские земли поставляли лен и пеньку; Сибирь и Север – пушнину.

Важную роль для развития всероссийского рынка сыграла отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Этот указ был принят в интересах как купечества, так и дворянства, поскольку те и другие активно включались в торговые операции. Тогда же была отменена внутренняя таможенная черта между Россией и Украиной, устранен ряд других промышленных и торговых ограничений, а также монополии на шелк и ситец. Развитию торговли способствовало улучшение дорог, строительство каналов, развитие судоходства. Усилилась роль торговой буржуазии. Возникли новые торговые пункты, выросло число ярмарок, базаров, торжков. Росла численность купцов. В 1775 г. купечество было освобождено от подушной подати и обложено гильдейской пошлиной в размере 1 % от объявленного капитала. Купечество получило право на участие в местном суде.

Во второй половине XVIII в. в связи с отменой петровского протекционистского тарифа внешнеторговые обороты России оживились. Она торговала с Англией, Швецией, Ираном, Китаем, Турцией и др. Однако понижение ввозных пошлин ухудшило положение российских производителей, и в 1757 г. был выработан новый тариф, усиленно протекционистский. При Екатерине II обороты внешней торговли значительно выросли, внешнеторговый баланс был положительным.

Развитие банковских систем. В истории России XVIII в. стал эпохой, когда начали учреждаться банки как составная часть рыночной системы, способствующая образованию рынка капиталов. Первые банки были созданы в царствование Елизаветы Петровны в 1754 г. Это Купеческий банк для выдачи ссуд русским купцам под товары из 6% годовых. Тогда же был учрежден Дворянский банк с конторами в Санкт-Петербурге и Москве. Банки создавались казной. В 1786 г. вместо них был учрежден Государственный заемный банк для ссуд под залог недвижимости, что способствовало развитию кредита. В систему кредитных учреждений России вошли также ссудные и сохранные казны (кассы), созданные в 1772 г. для получения мелкого кредита. В 1775 г. в крупных губернских городах были открыты приказы общественного призрения, т.е. казенные ломбарды. В целом эта система создавалась на сословных принципах и была малоподвижна. В 1758 г. был организован Медный банк, имевший банковские конторы в Москве и Санкт-Петербурге, однако просуществовал он недолго. При Екатерине II были выпущены в обращение бумажные деньги (ассигнации) и госзаймы. Одновременно с этим правительство стало прибегать к внешним займам.

Укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства. Во второй половине XVIII в. линия на укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства была продолжена российским правительством. Предоставление дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета Петровна. Четыре акции в этом направлении ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли. Другим источником роста дворянского землевладения и душевладения являлись пожалования. Щедроты Екатерины II превзошли все, с чем была знакома история предшествующего периода. Участникам переворота, обеспечившим ей трон, она пожаловала 18 тыс. крепостных и 86 тыс. руб. наградных. Целям укрепления монопольных прав дворян на землю был подчинен указ о запрещении промышленникам покупать к своим предприятиям крепостных крестьян. Расширению владельческих прав дворян на землю был подчинен указ 1782 г., отменявший горную свободу, т.е. право на использование рудных месторождений любым, их обнаружившим. Теперь дворянин объявлялся не только собственником земли, но и ее недр. Новую привилегию дворяне обрели в манифесте «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Он был обнародован Петром III в 1762 г., а затем подтвержден Екатериной II.

Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянства. Привилегированное сословие имело особые личные и имущественные права и обязанности. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. В областях, прилегающих к Петербургу, дворяне получили за первые четыре десятилетия XVIII в. около миллиона десятин земли. Во второй половине столетия огромные площади земель помещикам были розданы в Центрально-Черноземном районе и Среднем Поволжье. За время царствования Екатерина II раздала дворянам более 800 тыс. государственных и дворцовых крестьян.

Феодальные повинности помещичьих крестьян России к концу XVIII в. характеризовались следующими данными. В 13 губерниях Нечерноземной полосы 55 % крестьян находились на денежном оброке и 45 процентов – на барщине. Иной была картина в Черноземных губерниях: 74 процента помещичьих крестьян несли барщину и лишь 26 процентов крестьян платили оброк. Территориальные различия в распространении оброка и барщины в помещичьей деревне объясняются главным образом особенностями хозяйственного развития тех или иных географических местностей. Подавляющая часть государственных крестьян уже в начале XVIII в. платила денежную ренту. В 1776 г. на нее были переведены и государственные крестьяне Сибири, обрабатывающие до этого казенную десятинную пашню.

Помещичье хозяйство постепенно становилось на путь товарного производства. На продажу производился прежде всего хлеб и другая сельскохозяйственная продукция. Общее развитие товарно-денежных отношений в стране втягивало в свою сферу и крестьянское хозяйство, которое, хотя и медленно, но становилось на путь мелкого товарного производства. Наряду с этим усиливается процесс разложения феодальных отношений, что находит выражение во все большей товаризации хозяйства помещиков, переводе ими части крестьян на месячину. Все это позволяет считать, что в последней трети XVIII в. феодально-крепостнический строй в России вступает в полосу кризиса.

Рост территории. Административная реформа. На протяжении XVIII в. значительно увеличилась территория страны. Если в начале века она равнялась примерно 14 млн. кв. верст, то в 1791 г. – около 14,5 млн. кв. верст, т.е. увеличилась почти на 0,5 млн. кв. верст. Намного увеличилось и население страны. По первой ревизии, проведенной в 1719 г., общая численность населения составляла 7,8 млн. человек, по пятой ревизии, проходившей в 1795 г., – 37,2 млн. человек, т.е. возросла почти в 2,4 раза. При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением 20-30 тыс. человек. Вся полнота распорядительной и полицейской власти перешла к губернскому правлению. Государственные доходы находились в ведении казенной палаты, а хранили их губернские и уездные казначейства.