Биографии

Четыре полушария земли карта. Физическая карта земли - Physical map of the Earth. Изучение новой темы. Постановка проблемы

Физическая карта - общегеографическая карта, передающая внешний облик территории и акватории. Имеет, как правило, средний или мелкий масштаб и носит обзорный характер. На физической карте подробно показаны рельеф и гидрография, а также пески, ледники, плавучие льды, заповедники, месторождения полезных ископаемых; менее подробно - социально-экономические элементы (населённые пункты, пути сообщения, границы и т. п.).

Знания, которые мы можем получить с помощью карты велики и полезны. Они пригодится нам в дальнейшем. Это и расположения материков и стран; реки и озера местности; отдаленность от начального меридиана; столицы; высоту горных систем и кряжей; место нахождение того или иного географического объекта. Всё это мы можем получить лишь взглянув на физическую карту мира.

Физическая карта мира

Физическая карта России

Физическая карта России даёт наглядное представление о сложном рельефе, различном по происхождению, истории формирования и внешним морфологическим признакам. Он отличается большими контрастами: на Русской и Западно-Сибирской равнинах перепады высот составляют десятки метров, а в горах на Ю. и В. страны достигают сотни метров. На севере Русской равнины поднимаются невысокие горные массивы Хибин, Тимана, Пай-Хоя, а на Ю. равнина переходит в Прикаспийскую и Приазовскую низменности, между которыми простираются предгорья, а далее - горные сооружения Кавказа.

Сравнительно невысокий и сглаженный Уральский хр. отделяет Европейскую Россию от обширных равнин Зап. Сибири, которые далее к востоку сменяются обширным Среднесибирским плоскогорьем, а затем Дальневосточным и Тихоокеанским горными поясами. На юге России простираются системы хребтов и нагорий, достигающие высот 3000-5000 м.

Физическая карта Африки

Физическая карта полушарий

Физическая карта Европы

Физическая карта Евразии

Физическая карта Америки

Они различны по географическому положению, размерам и очертаниям, что сказывается на особенностях их природы.

Географическое расположение и размеры материков

Материки размещаются на поверхности Земли неравномерно. В Северном полушарии они занимают 39 % поверхности, а в Южном - только 19 %. По этой причине Северное полушарие Земли называют материковым, а Южное - океаническим.

По положению относительно экватора материки делят на группу южных и группу северных материков.

Поскольку материки расположены в разных широтах, они получают неодинаковое количество поступающего от Солнца света и тепла. В формировании природы материка важную роль играет его площадь: чем крупнее материк, тем больше на нём территорий, удалённых от океанов и не испытывающих на себе их воздействие. Большое географическое значение имеет взаимное расположение материков.

Географическое расположение и размеры океанов

Разделяющие материки отличаются друг от друга размерами, свойствами вод, системами течений, особенностями органического мира.

И имеют схожее географическое положение: они протягиваются от Северного полярного круга до . почти целиком находится в Южном полушарии. Особое географическое положение у - он расположен вокруг Северного полюса в пределах Северного полярного круга, покрыт морскими льдами и обособлен от других океанов.

Граница материков с океанами проходит по береговой линии. Она может быть прямолинейной или изрезанной, то есть имеющей много выступов. У изрезанных береговых линий множество морей и заливов. Вдаваясь глубоко в сушу, они оказывают значительное воздействие на природу материков.

Взаимодействие материков и океанов

Суша и воды обладают разными свойствами, при этом они постоянно находятся в тесном взаимодействии. Океаны сильно влияют на природные процессы на материках, но и материки принимают участие в формировании особенностей природы океанов.

Физическая карта мира позволяет увидеть рельеф земной поверхности и расположение основных материков. Физическая карта даёт общее представление о расположении морей, океанов, сложном рельефе и перепадах высот в различных частях планеты. На физической карте мира можно хорошо рассмотреть горы, равнины и системы хребтов и надгорий. Что такое поверхность Земли? Понятие поверхность имеет тот же смысл, что и понятие географическая обо­лочка и предложенное геохимиками понятие биосфера… До этого связи между народами обоих полушарий существовали в основном лишь в северной части Тихого океана.

Измерение расстояний на глобусе

Это — настоящая беда. Одни не могут купить, потому что у их родителей на учебники нет денег, другие не могут купить, потому что в их маленьком городе в магазине нет нужного учебника. А бывает, наоборот: учебников так много, что таскать их все каждый день в школу тяжело, особенно, когда школа далеко. Или, например, перепутал расписание и нужный учебник оставил дома. Во всех этих случаях, конечно, может помочь Интернет.

Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.

На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор.

Линии тропиков и полярных кругов

Восточное полушарие включает большую часть Африки, приблизительно половину Антарктиды, всю Азию, Австралию и Океанию и большую часть Европы. Существуют исключения, когда некоторые континенты (страны на этих континентах), находящиеся в районе экватора и Главного меридиана являются частью обоих полушарий.

Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса.

На глобусах и картах прове­дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов.

На карте можно увидеть все существующие на планете материки, моря и океаны, причем видно сразу два полушария. А на плоскости можно изобразить Землю или на карте, или с помощью полушарий. По карте полушарий можно узнать расположение самых высоких мест на планете и расположение низин, можно определить географические координаты проливов и заливов. По карте полушарий можно узнать размеры материков относительно друг друга. Цвета карты лучше выучить, потому что именно цветом выделены участки суши, которые находятся на разной высоте. Карта полушарий дает общее представление о географических особенностях нашей планеты.

Рассматривая физическую карту полушарий, прежде всего обратим внимание на градусную сетку. Она, как известно, образованная меридианами и параллелями. Параллели в отличие от меридианов — все различны между собой. Чем дальше от полюса, тем они будут длиннее. Наибольшей параллелью является экватор — линия равноудалена от полюсов. На других параллелях расстояние на местности, что соответствует 1 ° на карте, уменьшается в направлении от экватора к полюсам.

Если взять карту полушарий и глобус то первое, что бросится в глаза — это разные очертания материков. Они будут отличаться (незначительно в районе экватора и крайне значительно ближе к полюсам). И карта, и глобус служат для ориентирования — определения координат, местоположения, особенностей ландшафта.

Мало просто знать, что такое глобус. Нужно научиться правильно читать его, чтобы узнать много нового и интересного. На этом уроке мы узнаем, что означают цвета на глобусе. Выучим названия океанов и материков, поговорим об их особенностях и отличиях. Познакомимся с удивительными чудесами природы, растительного и животного миров.

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

Рис. 2. Земля из космоса ()

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. - это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

Тихий океан -самый большой на Земле.

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана ()

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны - цунами , приносящие много бед жителям японских островов.

Марианская впадина - самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

Рис. 6. Марианская впадина ()

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан - Атлантический , который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана ()

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана ()

Арктика - самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый .

Рис. 9. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Относительно недавно ученные океанографы стали выделять пятый, Южный океан .

Рис. 10. Физическая карта Антарктиды ()

Ранее этот океан рассматривали как южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Все океаны вместе: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный - сливаются вместе в единый мировой океан , который омывает весь земной шар.

На глобусе зеленым, желтым, коричневым и белым цветами изображены большие участки суши, которые называют материками. На Земле шесть материков : Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Евразия - самый большой материк, в его пределах лежат две части света: Европа и Азия.

Рис. 11. Физическая карта Евразии ()

Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: Северным Ледовитым на севере, Индийским на юге, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. На этом материке находится наша родина Россия .

Рис. 12. Россия на карте Евразии ()

Поверхность материка очень разнообразна. Горы и равнины - это основные формы земной поверхности. Коричневый цвет указывает месторасположение гор, а зеленый и желтый - равнин. Наиболее крупные из них Западно-Сибирская (плоская равнина), Восточно-Европейская (холмистая равнина).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина ()

Рис. 14. Физическая карта Восточно-Европейской равнины ()

Неровными линиями голубого цвета, проведенными по поверхности материков, на глобусе обозначены реки. По Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр , по Западно- Сибирской равнине течет река Обь . Над поверхностью равнин возвышаются горы. Чем выше горы, тем темнее их цвет на глобусе. Гималаи являются самыми высокими горами мира.

Рис. 15. Горы Гималаи ()

Джамалунгма (Эверест) - самая высокая гора в мире (8 км 708 м).

Рис. 16. Гора Джамалунгма ()

В Евразии расположен Байкал - самое глубокое озеро,

Рис. 17. Озеро Байкал ()

Самое крупное озеро,

Рис. 18. Каспийское море ()

самый большой полуостров - Аравийский ,

Рис. 19. Побережье Аравийского полуострова ()

самая низкая точка суши в мире - впадина Мертвого моря .

Рис. 20. Мертвое море ()

Рис. 21. Полюс холода Оймякон ()

Африка - это второй по величине материк, который расположен по обе стороны от экватора, омывается Атлантическим океаном с запада и Индийским с востока и юга.

Рис. 22. Физическая карта Африки ()

Африка известна разнообразием природы: непроходимые тропические леса с орхидеями,

Рис. 23. Тропический лес ()

травянистые равнины с баобабами (громадными деревьями до сорока метров в окружности),

огромные пространства пустынь.

Рис. 25. Пустыня в Африке ()

Африка - самый жаркий материк планеты. Здесь находится пустыня Сахара .

Рис. 26. Пустыня Сахара ()

Это самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на Земле (максимальная зафиксированная температура +58 градусов). На этом материке протекает Нил - вторая по протяженности река в мире.

Рис. 27. Река Нил ()

Вулкан Килиманджаро - самая высокая точка Африки.

Рис. 28. Вулкан Килиманджаро ()

Виктория, Танганьика, Чад - крупнейшие озера на этом материке.

Рис. 29. Озеро Виктория ()

Рис. 30. Озеро Танганьика ()

Рис. 31. Озеро Чад ()

В западном полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка , они омываются с запада Тихим океаном, с востока - Атлантическим, а Северная Америка ещё и Северным Ледовитым океаном с севера.

Рис. 32. Физическая карта Северной Америки

Рис. 33. Физическая карта Южной Америки

В состав Северной Америки также входит самый крупный остров на Земле, он называется Гренландия .

Рис. 34. Побережье Гренландии ()

Эти материки богаты и реками и озерами. В Северной Америке протекает одна из величайших рек мира Миссисипи ,

Рис. 35. Река Миссисипи ()

а в Южной Америке расположена река , крупнейшая в мире по полноводности и длине.

Рис. 36. Амазонка ()

На побережье Северной Америки расположен залив Фанди , который, кроме своей невероятной красоты, знаменит самыми большими приливами в мире, более семнадцати метров.

Рис. 37. Залив Фанди ()

Только представьте себе, миллионы тонн воды за двенадцать часов подходят к берегу, а затем отходят от него. В Южной Америке находится самый высокий в мире водопад - Анхель , его общая высота 979 метров.

Рис. 38. Водопад Анхель ()

Кажется, будто он окутан туманом - это завеса из мельчайших частичек воды, которая распыляется, падая с такой огромной высоты. На этом же материке расположен самый мощный водопад в мире Игуасу .

Рис. 39. Водопад Игуасу ()

Хотя на самом деле это целый комплекс из 270 отдельных водопадов, который имеет ширину около 2,7 км. В Южной Америке находится самое сухое место в мире - пустыня Атакама .

Рис. 40. Пустыня Атакама ()

В некоторых местах этой пустыни дождь выпадает один раз в несколько десятков лет.

Австралия - пятый материк, который меньше всех остальных. Тихий океан омывает северное и восточное побережья, Индийский океан - западное и южное.

Рис. 41. Физическая карта Австралии

Большую часть материка занимают пустыни и полупустыни, рек очень мало, из-за чего Австралия считается самым засушливым континентом на Земле. Здесь распространены крики (англ. creek - речушка) - реки, которые существуют только в период дождей и полностью пересыхают на большую часть года.

Цель: изучить карту полушарий.
Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с понятиями “материк”, “океан”. Научить показывать на карте все материки и океаны.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле, к её прошлому.
  • Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы и обобщения.
  • Расширять кругозор, работать над развитием речи.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к родной земле, чувство локтя своего товарища..

Тип урока: Урок овладения знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Оборудование: Компьютер, карта полушарий, рисунок зайца и Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, пластилиновые модели Земли, слайды, схемы-условные обозначения на карте. карточки для моделирования Земли, карта древнего материка Пангея, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков, «Бортовые журналы».

Литература:
Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. Часть 1 (Авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан).
Учебник-атлас часть 4.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем блиц опрос.

Актуализация опорных знаний

Блиц опрос.

  1. Что мы называем космосом?
  2. Назови небесные тела.
  3. Что называется планетой?
  4. Назови 3 планету солнечной системы.
  5. Как можно изобразить Землю?
  6. Что такое глобус?
  7. Куда направлена ось Земли?

Работа в группах

Дети работают по разноуровневым карточкам. Два ученика - у компьютера.

С На контурной карте обозначить .

Рисунок 1 .

  1. Линию, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие красным цветом..
  2. Голубым цветом отметь линии идущие от полюса к полюсу.
  3. Желтыми – линии параллельные экватору.
  4. Белым - обозначь полюса.

В На пластилиновых макетах Земли нитками обозначить

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубыми нитками отметь меридианы.
  3. Желтыми – параллели.
  4. Белой бумагой обозначь полюса.
  5. Правильно прикрепи на подставку.

А На экране смоделировать модель Земли.(2 ученика работают на компьютере )

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубым цветом отметь меридианы.
  3. Желтым цветом – параллели.
  4. Серым цветом закрась полюса.
  5. Обозначь розовым цветом тропики.
  6. Обозначь черным цветом полярный круг.

Проверка проводится в виде блиц опроса.

  1. Что такое экватор?
  2. Назови тепловые пояса.
  3. Почему различаются эти пояса на Земле?
  4. Как называется холодный южный пояс?
  5. Как называется северный холодный пояс?
  6. Назови линию на глобусе, которая ограничивает холодный пояс.
  7. Назови линию, которая ограничивает жаркий пояс.
  8. Что такое меридианы?
  9. Что такое параллели?
  10. Для чего нужны параллели и меридианы?

Повторение домашнего задания.

Учитель: Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности.Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?

Индивидуальный опрос.

Учитель : Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?

Игра «Назови условные обозначения на карте».

Рисунок 2.

Проверка практической домашней работы.

Учитель: Дома вы вылепили из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером. Вам нужно было составить его карту.

Учитель : Напомните мне, а что такое КАРТА? Давайте посмотрим, какие карты составили вы.

Один ученик показывает составленную карту, а другой ученик, не видя муляжа, рассказывает что изображено. Потом сверяют рассказ с муляжом.

Изучение новой темы. Постановка проблемы.

Актуализация опорных знаний.

(На доске рисунок щенка и дельфина, карта полушарий).

Рисунок 3.

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли щенок и дельфинёнок. Они хотят совершить кругосветное путешествие. Кто такие путешественники?
Дети: Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Учитель: Но щенок плохо плавает, а дельфинёнок не может передвигаться по суше. Что им понадобится для решения этой проблемы?
Дети: Карта, с помощью которой они будут путешествовать.

Учитель: Правильно, для кругосветного путешествия им понадобиться карта. А какая карта?

Дети: Карта полушарий.
Учитель: Что такое полушарие?
Дети: Это половина шара.
Учитель: А какие линии на карте делят Землю на два полушария?
Дети: Это экватор, который делит на северное и южное полушарие, а также нулевая меридиана – на восточное и западное полушарие.
Учитель: Карта каких полушарий нам сегодня поможет?
Дети: Карта полушарий Западного и Восточного.
Учитель: Правильно.
Учитель: Мы отправимся в путь вместе с нашими друзьями. Какой транспорт выберем для путешествия? Посмотрите на карту?

(Дети совещаются.)

Дети: Нам кажется, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода.

Постановка проблемы.

Учитель: В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
Учитель: Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
Учитель: И так, счастливого плавания!

Бортовой журнал.

Учитель: Докладывает 1-е направление (Северное).
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
Учитель фиксирует на доске.
Учитель : Докладывает 2-е направление (Южное):
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку
Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные объекты и почему?
Дети: Суша и вода.

Учитель: Ребята! А какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Учитель: Если быстро вращать глобус, то покажется, что он голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что общего в увиденных вами участках воды?
Дети: Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 77, проверти свои предположения.
Учитель:
Дети: Океаны. Вывешиваю название.
Учитель: Раньше они были предметом нашего обсуждения?
Дети: Нет.

Работа с атласом.
Учитель: Прочитайте название океанов по атласу. Сколько их?
Дети: Четыре.
Учитель: Какого океана не хватает у нас на доске? Подпишите названия океанов на своих картах, (дети подписывают).

Проверка групповой работы.
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся хором называют его.
Приложение 5.

Учитель: Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
Дети: Это огромные участки суши, которые окружены со всех сторон водой.
Учитель: Какое общее название они имеют?
(Дети в замешательстве).
Учитель: Как думаете, чему будет посвящен урок?
Дети: Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте.

Знакомство с материками.
Учитель: Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
Учитель: Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
Учитель: Заменяю слово суша на материк.
Учитель: Все ли материки нам повстречались?
Дети: Нет, мы не встретили Антарктиду (выставляю на доску).

Показ мультимедийной презентации.
Наложение учителем очертаний материков на карту (каждый материк имеет свой цвет и условное обозначение)
Африка – самый жаркий материк; (желтый с солнышком).
Второй по величине территории материк – Африка, который находится в Восточном полушарии. (Учитель показывает материк – Африка). Его название произошло от воинствующего народа из племен авриг или африк.
Австралия – самый сухой материк (коричневый с кенгуру). Самый маленький материк – Австралия. Материк кенгуру и собаки бинго. Он находится в Южном полушарии.
Антарктида – самый холодный материк (белый со снежинкой). Самый мощный ледник, наш Эльбрус можно спрятать под этим ледником. Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Произошло от греческого названия созвездия Большой Медведицы «Арктос».
Южная Америка – самый влажный материк; (зеленый с тучкой и дождиком).
Северная Америка - самый освоенный материк; (серый с высотным зданием).
Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка. Здесь обитало золотое племя индейцев, которые называли себя «амеррика».
Евразия – самый большой материк (разноцветный с мальчиком и девочкой).
Приложение 6

Учитель: Самый большой материк называется Евразия. Скажите, в каком полушарии он находится?
Дети: В восточном.
Учитель: К северу или к югу от экватора?
Дети: К северу.
Учитель: Правильно. И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация. (Учитель показывает границы РФ).
(Выполнение надписи материков учащимися на контурной карте).

Проверка и закрепление знаний.
Учитель: Я показываю материк на доске.
Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте.

Рубрика «Это интересно».
Учитель: Попробуем заглянуть в безлюдный мир 200 миллионов лет назад. Что было с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны - Мировой океан.

Рисунок 4.

Работа в группах.

Учитель: Внимание, путешественники! Какие океаны омывают Австралию? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.

Работа группами с карточками. Игра «Пилот и штурман»

Определите маршруты будущих экспедиций.

Рисунок 5.

Дети, работая в парах, надписывают океаны и материки, встречающиеся на маршруте их будущих экспедиций. После выполнения работы они обмениваются работами с парой в своей группе и оценивают работы.

Определи путь по географическим координатам на карте полушарий.

Одна пара учащихся работает за столом, а другая - у доски, отмечая точки флажками.

Полученные результаты работ сверяют в своих группах.

Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся знания? Смогут ли теперь наши друзья, зная карту полушарий, совершить кругосветное путешествие?

Учитель читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.

Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.

Домашнее задание:

Решить кроссворд на странице 78, найти интересные сведения о материках и океанах.