Биографии

Евгений евтушенко дать анализ его поэзии. Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко). «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Период с 1954 по 1964 годы в истории СССР условно называется периодом «оттепели». Он ознаменовался такими событиями, как ХХ (1956г.) и XXII (1961г.) съезды КПСС, на которых подверглись критике и осуждение, во-первых, сам культ личности Сталина, во-вторых, репрессивная политика Сталина, а также частичный отказ от сталинской тоталитарной политики и смягчение ограничений как цензурных, так и идеологических. Последнее значительно способствовало подъему литературы:
; разрешается публикация ранее запрещённых авторов,
; возникают новые литературные объединения,
; появляются новые поэтические школы,
; в некотором смысле появляется свобода творчества,
; происходит гуманизация литературы: интерес поэтов и писателей от «ОНИ» и «МЫ» возвращается к личности человека; для литературы периода «оттепели» характерен интерес к внутреннему миру человека, а также обращение к вечным вопросам и проблемам человеческого бытия,
; наблюдается развитие и драматургии, и поэзии («тихая», «громкая»), и прозы («деревенская», «городская»);
; возникает поколение «шестидесятников» и «эстрадная поэзия» (лирика становится своеобразным голосов всей эпохи).
Ярким явлением периода «оттепели» являются поэты «шестидесятники» и их «эстрадная» («громкая») поэзия. К их числу принадлежат Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, которые выступали в Политехническом музее и Лужниках с чтением стихов, собирая немалые стадионы, благодаря чему их поэзию назвали «эстрадной». «Шестидесятники», хоть и подчеркивали независимость и неофициальность своего творчества, стремление вырвать личность человека из паутины тоталитаризма, по утверждению Булата Окуджава, своей основной целью они видели «очеловечить» коммунистический режим. Именно в этом и заключается историческая заслуга «эстрадной поэзии»: именно «шестидесятники» впервые в советской истории заговорили о личности человека и о ценностях ее свободы, о праве на то, чтобы быть искренним, быть собой, и о праве личности на себя.
Пожалуй, самым «громким» лириком плеяды «шестидесятников» считается Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился 18.07.1932г. в Сибири. Отец, Александр Рудольфович Гангнус, увлекался поэзией, а мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, по профессии была геологом, но нашла себя как актриса, была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Именно она и сменила «неудачную» фамилию сына на свою девичью.
Евгений Александрович сравнительно рано начал свой поэтический путь: первое стихотворение "Два спорта" было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 г., а в 1952г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего», который поэт позже назвал «незрелым». Учеба в Литературном институте не заладилась, так как Евтушенко к тому времени начал открыто выражать свои политические взгляды, которые, впрочем, шли в разрез с советской идеологией, и в 1957г. его отчислили, указав официальной причиной отчисления «дисциплинарные взыскания». Не секрет, что он был в числе тех немногих, кто публично заступился за опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына.
Пик популярности творчества поэта пришелся на 50-80-е годы. В тот период Евтушенко активно гастролировал по Советскому Союзу, собирая полные стадионы и концертные залы. Именно в эти годы у поэта выходят несколько сборников, которые были тепло приняты публикой: «Третий снег», «Обещание», «Нежность», «Взмах руки».
Стоит отметить, что Евтушенко – довольно противоречивая и загадочная личность, вокруг которой прогремело не мало громких скандалов. Многие современники отзывались о нем далеко не лестно, даже тот же Иосиф Александрович Бродский, за которого Евтушенко в своё время заступался, однажды назвал поэта «стукачом». Впрочем, это нисколько не меняет тот факт, что поэзия Евтушенко, как утверждал критик Е. Сидоров, - «кардиограмма времени», и она всегда искренняя, честная».
Поэзия Евтушенко – синтез простоты, доступности, богатства образных деталей, широчайшей гаммы настроений и разнообразия тем. В его поэзии нашли отражение и любовь к женщине, и человеколюбие, и патриотический пафос, и протест против войн, и размышления об исторической судьбе России, и философские размышления о смысле бытия и т.д.
Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». Стихотворение написано в 1961 году и посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, советскому журналисту, публицисту и ответственному редактору известного литературно-художественного журнала «Юность». Собственно, благодаря ему в 1965г. и вышла в печать заменимая поэма Евтушенко «Братская ГЭС».
«Людей неинтересных в мире нет…» - яркий образец философской лирики поэта. Евтушенко выдвигает на передний план размышления о жизни и о смерти, об уникальности, неповторимости каждого человека и о смысле его пребывании на земле. Язык поэта и прост, и понятен, но в тоже самое время насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, лексическими повторами, анафорами, антитезами, окказионализмами, рядами однородных членов, которые придут речи выразительность и убедительность, а пятистопный ямб и смежная рифмовка делают стихотворение динамичным. В основу стихотворения положено сравнение человека и его жизни с планетами и их историями. Это сравнение задается уже в первой строфе:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее».

Поэт смело заявляет, что каждый человек – это целая планета, огромный мир, вселенная, похожих на которых не было, нет и не будет, потому что у каждого «особенное, свое». Обилие местоимений «свое», «свой», «кто-то», «он», «мы», «мне» и др. делает стихотворение очень личным, позволяя позиционировать под «кто-то», «он» себя, своих знакомых, друзей, родных, и, таким образом, позволяет поэту быть ближе к своему читателю.
Провозглашая факт неповторимости каждого человека, даже самого типичного, заурядного, непримечательного, путем обыгрывания однокоренных слов «незаметно» - «незаметностью»; «интересен» - «неинтересностью», Евтушенко заявляет, что даже своей «неинтересностью» человек уже уникален: такой заурядности более не будет на земле:
«…он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей».

По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает. А анафора, которая используется поэтом во второй строфе:

«Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час…»

Вместе с антитезами (антонимами) «лучший» - «страшный», «миг» - «час», еще раз подчеркивает, что «внутренний» мир человека остается в нем, и никто не способен так же прочувствовать и обиды, и радости, испытываемые человеком.
Для поэта смерть человека эквивалентна погибели целой планеты: ведь вместе с собой он забирает свой «первый снег», свой «первый поцелуй», свой «первый бой». Поэт не может смериться с этой трагедий, он не хочет принимать то, что умирает целая планета.
Ему трудно смириться с тем, что их, людей, «не возвратить», их «тайные миры» не возродить. От этой несправедливости лирическому герою «хочется кричать». Он отмечает, что от людей что-то да останется, а затем с грустью добавляет, что «что-то» все равно безвозвратно уходит:
«Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!»

Из этого поэт выводит «закон безжалостной игры» - «Не люди умирают, а миры!» И печальнее всего Евтушенко находит то, что о них мы «зная все, не знаем ничего»: ни «про братьев», ни «про друзей», ни «о единственной своей», ни «про отца родного своего». Они все уходят и «их не возвратить» …
Трудно не согласиться с Евтушенко: действительно, каждый человек – это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями…Бог создал каждого человека уникальным как внешне, так и внутренне. Пускай, все мы имеем глаза, нос, губы, руки, ноги, но ведь нет на свете других таких глаз, никто другой не умеет улыбаться так, такого носа тоже нет, пусть он и с горбинкой, пусть он и сломан, пусть он и большой, да какая разница, если нет на свете такого другого? К сожалению, XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, к которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евтушенко.
Трагичнее всего, что подражанию подвергается не только внешность, но и внутреннее содержание человека. Обязательно требуется походить на других людей. Ведь это так «страшно»: быть собой, а не играть кого-то. Человечество придумывает себе ложные идеалы, стремясь достичь которые теряет самое главное – себя.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
Таким образом, действительно, лирика Евтушенко – удивительное явление в русской литературе: она способна проникнуть в сердце практически любого человека и, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности.

"В творчестве поэтов "военного поколения" можно наблюдать некоторые особенности поэтических поисков послевоенного времени - это, прежде всего страстное утверждение красоты завоеванного мира и готовность к новым испытаниям" .

Среди поэтов, вступивших в литературу в годы войны и первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Друнина и другие.

В 50-80-е годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов. Они начинали свой путь по-разному, одни - шумно и энергично, другие - спокойно, несуетно. Среди них в 60-е годы приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, В. Цыбин, Р. Рождественский, Р. Казакова, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и поэты 70-х годов, которые внесли в поэзию новые темы и новые поэтические краски.

"В 60-е годы поиски молодой поэзии протекали как бы в двух, довольно резко отличающихся направлениях. Одни поэты продолжали традиции русской классики (включая советскую), другие - резко, остро полемично заявляли о своем новаторстве. Наиболее типичными представителями первой "линии" можно считать В. Соколова и Н. Рубцова, второй - Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Первая тяготела к лирике, вторая к публицистике" .

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области. Окончил среднюю школу. До восьми лет жил в Москве, в годы войны - снова в Сибири. Здесь малая Родина поэта, к ней нередко он обращается в своем творчестве.

Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи и, как казалось, Евгению Александровичу "талантливые:

Отстреливаясь от тоски,

Я убежать хотел куда-то,

Но звезды слишком высоки,

И высока за звезды плата…

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно нравившимся ему…

В военные годы на станции Зима я был представлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински.

Человеком любящим и народные песни, и стихи современных поэтов оказался и мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского….

"…я благодарен отцу за то, что он привил мне с детства любовь к книгам, а матери - за то, что она привила мне любовь к земле и труду. Наверно, до конца моей жизни я буду ощущать себя полуинтеллигентом-полукрестьянином".

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" Симонова…- все это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа…

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района.

Однажды к нам приехали в гости поэты-студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах…" Левая бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.…В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни" .

Евтушенко начал печататься в шестнадцать лет в 1949 году, с 1951 по 1954 годы учился в московском Литературном институте имени Горького. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Первый сборник поэта "Разведчики грядущего", вышедший в 1952 году, был ученическим. Он не сыграл заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Материал для него дала работа автора в "изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем чувствуется стремление передать повседневный героизм труда советских людей ("Геологи", "Обыкновенный подвиг"). И несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторически декларативный тон" . Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. "Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением" .

"Но уже в следующих книгах ("Третий снег", 1955; "Шоссе энтузиастов", 1956) лирический голос поэта звучит увереннее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика: здесь и воспоминания о военных годах ("Родина", "Свадьбы"), и рассказ о делах современников ("В Кулундинской степи"), и раздумья о юношеской любви ("Море"). Поэт спешил высказаться о самом важном в жизни, он стремился глубже осмыслить историю ("История не только войны…"), писал на моральные темы ("У трусов малые возможности", "Рыцари инерции") .

В 60-м году Евтушенко побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Кроме этого были и поездки на Кубу, во Вьетнам, Испанию, Америку, Чили, а стихи о этих странах с полным правом входят в сборники его избранных произведений.

Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евгения Александровича Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: "Поэт в России больше, чем поэт" .

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Эволюция темы любви в творчестве поэта.
3. Анализ стихотворений.
4. Лиричность и публицизм произведений.

Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких «никогда!», от детских «навсегда!». «Не надо обещать!» — нам поезда кричали, «Не надо обещать!» — мычали провода.

Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.

Е. А. Евтушенко — один из популярнейших поэтов второй половины XX века. Родился он в 1933 году в Иркутской области, получил высшее образование в Литературном институте им. М. Горького. В 1949 году началась его самостоятельная творческая деятельность.

Первая книга под названием «Разведчики грядущего» вышла в свет, когда поэту было всего 19 лет. С этого времени сборники его стихов стали выходить регулярно.

Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популяр-

ность поэта. Врожденное чувство гражданственности, слитое с тонким чувством времени, делают лирику Евтушенко еще более интересной для понимания. Он общителен как лирик, неравнодушен к происходящему вокруг него и к судьбам окружающих его людей, умеет тонко подбирать настроения произведений для самых разных читателей. Кроме того, это — поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви...» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:

Не понимать друг друга страшно —
не понимать и обнимать,
и все же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всем друг друга понимать.

Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:

И, наделен познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.

Со временем любовь для поэта преображается, светлое и наивное чувство начинает приобретать более драматический, тяжелый характер. Герой произведений этого этапа творчества пытается найти выход из тисков повседневности, укрыться от проблем на «навеки в небо врезанном» мосту, но, к сожалению» этот мост остается только в мечтах. Жизнь взваливает на плечи поэта тяжелую любовную ношу. Образ любимой девушки тоже подвергается изменениям — он усложняется, делаясь одновременно трагичней и реалистичней. Примером подобного изменения мировоззрения поэта может стать стихотворение «Ты начисто притворства лишена...».

Наиболее выдающееся стихотворение этого времени — «Заклинание». Оно оригинально и необычно как стилистически так и композиционно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви:

Весенней ночью думай обо мне

осенней ночью думай обо мне

Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране, —
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.

Одна и та же рифма в конце каждой строки придает тексту напевность, монотонность ритма убаюкивает и успокаивает читательские мысли. По ощущениям оно напоминает спокойный морской прибой, мягко, но неотвратимо раз за разом накатывающий волны на пологий берег.

Однако в конце первой же строфы возникает ощущение напряжения, которое ширится с каждой новой строкой, чтобы вылиться в финальный вздох — вскрик:

Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.

Лирический герой этого периода по-прежнему ищет успокоения от быта и обыденности, но ищет его теперь не в каком-то безлюдном месте, а в тихой гавани искренней женской любви. Одно из самых жестоких любовных стихотворений Евтушенко — «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». лирический герой не испытывает здесь никакой жалости ни к себе, ни к своей возлюбленной:

Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!

Герой опасается ложного чувства сострадания со стороны бывшей возлюбленной, способного разрушить его спокойствие и нормальное душевное состояние:

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь

и пробуешь, кряхтя, поставить представленье

с названием тупым «Спасенная любовь».

Финал стихотворения — на одном душевном надрыве — жесткий, но удивительно трогательный и гармоничный:

Не надо обещать... Любовь — неисполнимость.

Зачем же под обман вести, как под венец?

Виденье хорошо, пока не испарилось.

Гуманней не любить, когда потом — конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,

то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

Творчество Евтушенко многопланово и разнообразно. Поэт обращается к самым разнообразным проблемам и темам, он воспевает различные образы, опираясь на творческое наследие А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

В своих произведениях Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист. Он рассматривает действительность не только как нечто дающее лирическое вдохновение, но и как единство нравственной и исторической связей:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему — не стану,

А говорить, что к худшему — боюсь.

Не утратило обаяния и молодости и зрелое творчество Евтушенко, очаровывающее читателей наряду с ранними его произведениями.

Подборка материала к проведению классного часа «Людей неинтересных в мире нет…», посвящённого памяти Евгения Александровича Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого-свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Анализ стихотворения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908–1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).

«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».

Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях.

Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.

Не надо говорить неправду детям,

не надо их в неправде убеждать,

не надо уверять их, что на свете

лишь тишь да гладь да божья благодать.

Не надо по желанью своему

морочить их несбыточными снами.

Учить не надо верить их тому,

чему уже давно не верим сами.

Солгавший детям детство обезлюдит,

подсунет им бесчестье, словно честь.

Пусть видят же не только то, что будет,

пусть видят, ясно видят то, что есть.

Сладинка лжи - отрава в манной каше.

Писк лживый не прощайте у кутят,

и нас потом воспитанники наши

за то, что мы прощали, - не простят.

Бабушки

Простим отцов усталую небрежность
и матерей припадочную нежность -
их просто не хватает на детей.
Россия наша держится на бабушках,
и вся Россия в бабушках, как в башенках
невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,
и всё-таки они всегда в цене,
поскольку не бывает безработицы
у бабушек в таинственной стране.

С глазами всепрощающе печальными
они в домах ютятся по углам
машинами стиральными, качальными,
машинами, что плачут по ночам.

К любой из них во сне приходит девочка,
которая когда-то на заре
скакала, как ненайденная денежка,
ни на орле, ни решке - на ребре.

Но девочку - её легонько сдунули,
как голоногий тоненький обман,
и денежку с усмешкой в старость сунули,
как будто в полный крошками карман.

И бабушки, стирая или стряпая,
когда тоска по детству их берёт,
впадают в детство, словно реки странные,
которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежи,
а взглянешь под особенным углом -
качается на пальце, как на витязе,
напёрсток, будто крошечный шелом.

Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы
но по земле, на счастье, ходят бабушки
так мягко, словно ходят по грибы.

Всемирных неразумностей свидетели,
они среди пелёнок и посуд,
как разума тишайшие светильники,
свои седые головы несут.

И - вечные Арины Родионовны -
с колясками по скверам семеня,
курносые надежды нашей Родины
они толкают впереди себя.

Быть бабушкой - нелёгкая профессия.
Им грустно - впереди небытие,
но у России зубы вновь прорезываются
в руках у грустных бабушек её.
1968

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

«Хотят ли русские войны?…» Евгений Евтушенко

М. Бернесу

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Анализ стихотворения Евтушенко «Хотят ли русские войны?…»

У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов. Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире. Существовала она и в 1961 году, в разгар «холодной войны» между СССР и США, когда Евгением Евтушенко было написано знаменитое стихотворение «Хотят ли русские войны?».

Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», - отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», - заявляет автор. С начала Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы человеческих жизней, прошло всего 20 лет, и воспоминания об этих трагический событиях еще свежи в памяти людей. Поэтому Евтушенко убежден, что «и докер, и рыбак», «и рабочий, и батрак» будут единодушны во мнении, что война – это зло, которое следует обходить стороной.

Следует отметить, что это стихотворение изначально задумывалось, как песня, музыку к которой написал Эдуард Колмановский. Однако данное произведение довольно долго находилось под запретом, так как по своему содержанию шло вразрез с линией партии. Советские чиновники посчитали, что само произведение лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат. Лишь в середине 60-х годов, когда Советский Союз открыто заявил о том, что берет курс на мирную внешнюю политику, песня не только вошла в репертуар ряда эстрадных исполнителей, но и была переведена на многие языки мира, записана на пластинки и представлена на международном конгрессе, посвященном разоружению и отказу от использования ядерного оружия.

Один из популярнейших и широко известных современных поэтов - родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

В стихах Евтушенко - творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко - повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».

Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

Все же радость задарма,

Вы всегда плюете, люди,

В тех, кто хочет вам добра!

Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

Он может исследовать судьбу одинокой женщины:

Она сказала: - Он уже уснул, -

Задернув полог над кроваткой сына,

И верхний свет неловко погасила,

И, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили о любви...

Или целую эпоху:

Как во стольной во Москве, белокаменной,

Вор по улице бежит с булкой маковой,

Не страшит его сегодня самосуд:

Не до булок - Стеньку Разина везут!

Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:

Прет купец, треша с гороха,

Мчатся вскачь два скомороха,

Семенит ярыжка-плут -

Стеньку Разина везут!

Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:

Мы женщину сместили,

Унизили до равенства с мужчиной!

Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:

И ты - стреляешь. И такое чувство,

Когда стреляешь, будто это чудо

Так нас кидает бешеная тяга

И к вам, холсты и глина, и бумага:

Рисуем, лепим или воспеваем...

Порою мы природу убиваем,

И от потуг бессильных мы в поту.

В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!

Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему - не стану.

А говорить, что к худшему - боюсь.