Биографии

Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении. Принципы обучения родному языку

Введение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. В психологии, философии и педагогике, язык и речь рассматриваются как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций.. Язык является основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры. А также необходимым условием воспитания и обучения.Ребенок в дошкольном возрасте усваивает разговорный язык, происходит становление всех сторон речи: фонематической, лексической и грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Этот – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Считаю, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Без специально обучающих занятий невозможено обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятии позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Воспитатель целеноправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения. Развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.



Обогащение словаря

Работа над пониманием слов

Приемы развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников родному языку.

Введение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. В психологии, философии и педагогике, язык и речь рассматриваются как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций.. Язык является основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры. А также необходимым условием воспитания и обучения.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает разговорный язык, происходит становление всех сторон речи: фонематической, лексической и грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Этот – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Считаю, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Без специально обучающих занятий невозможено обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятии позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Воспитатель целеноправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения. Развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере,но и как овладение коммуникативными умениями. Это важно не только как формирование культуры речи, но и как культуры общения. По А. А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание уметь обеспечить обратную связь. Иначе общение будет не эффективным и не даст ожидаемых результатов. Необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Здесь уместно сказать о «чувстве языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.

Проблемы и принципы обучения. Многие считают, что речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же как умение дышать, сосать, глотать и т. д.. Ребенок бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих, речь усваивается интуитивно.

Однако, если разделим обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников. Не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи..

Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина.

Ф. А. Сохин считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речь ребенка только на основе подражания речи взрослых, или здесь существенную роль играет «не подражательные» элементы – обобщение языковых и речевых явлений и их осознание ? Не отрицая влияния подражания в качестве действующего фактора речевого развития. Ф. А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф. А. Сохина убедительно показывают, что в основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности. « Усвоение ребенком родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности»

Система последовательного обучения родному языку включает:

Отбор речевого содержания, доступного для дошкольника

Выделение главного в освоении речи: словарь – работа над смысловой стороной речи; грамматика – формирование языковых обобщений; монологической речи – развитие представлений о структуре связанного высказывания разных типов.

Уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

Выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения

Взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Владение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваю, как главное для полноценного формирования личности дошкольника. Это предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимосвязь речевого и умственного развития.

Мы знаем, что мышление дошкольника наглядно –действенное и наглядно – образное. Затем они начинают взаимодействовать со словесно – логическим мышлением, которое становится ведущей формой мыслительной деятельности. На базе лексических, грамматических и других речевых средств осуществляется мыслительная форма деятельности. Вот здесь и развивается интеллектуальная функция языка.

Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении – с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком. По Н. Н. Подьякову – соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно – действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные отношения между предметами и явлениями. Дошкольнику необходимо научиться подбирать наиболее подходящие слова для выражения данной мысли, научиться строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказываний.

Взаимосвязь развития речи и эстетического развития.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического момента. Связное высказывание показывает, на сколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольника тесно связанно с эстетическим воспитанием детей. Обучая детей пересказу фольклорных и литературных произведений с целью строить связное монологическое высказывание, тут включается ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) Владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературного произведения, что в свою очередь влияет на развитие речи детей.

В формировании творческого рассказывания, важно осознанное отношение ребенка к языку и его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа задуманного ребенком.

Развитие речи и нравственное воспитание

Обучая детей родному языку, предоставляется возможность для решения нравственных задач нравственного воспитания – прежде всего для воспитания и любви к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, устное народное творчество, игрушки, картины. Используя метод рассказывания группами («командами») – позволяет развивать умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступить, если нужно и т. д.

Чтение художественной литературы, пересказ, коллективный рассказ способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственное поведение детей.

Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающая лексика включают в речь детей (и в понимание речи) группы слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека. Так же как и эстетические качества и оценки.

Принципы обучения родному языку.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, идет усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Воспитателю необходимо знать преемственность задач по развитию речи предыдущей и последующей возрастной группы.

Обогащение словаря

Все воспитатели знают. что необходимо пополнять словарь детей новыми словами, но не все стремятся к тому, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Словарная работа заключается в том, что неразрывно связанна с обогащением знаний и представлений дошкольников. Она осуществляется в разных видах деятельности: ознакомление дошкольников с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Это является необходимым звеном словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

Работа над пониманием слов

Необходимо не только увеличивать запас слов, но и формировать точное понимание их значения. На практике мы знаем, что дети постоянно сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами и антонимами. Известно, что у дошкольников ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Речь дошкольника отличается от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Чаще ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание. Отсюда следует, что в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения слов.

Приемы развития речи.

Чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению в работе с детьми использую: речевые упражнения, словесные игры. Упражнения создают условия для речевой практики детей, для пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Лексические упражнения формируют у детей практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, составить предложение. Подобные упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

В упражнениях большое место отводиться такому приему как вопрос. Вопрос должен вызвать умственную активность детей. Ставя перед детьми вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. « Как сказать лучше?», «Можно ли так сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь», « Почему ты так считаешь, что так надо говорить?» и т. д.

Игра – самостоятельная детская деятельность, на которую мы можем влиять косвенно, через ролевое поведение, вопрос и отдельное предложение. Игры развивающие словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

Существуют дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматикой формы. Например, игры помогающие освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов)

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине), действиям; рассказывать о животных, об игрушке, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).

В творческой ролевой игре, совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи. Таким образом ролевая игра, способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно – речевой деятельности.

Дидактическая задача облачена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку, « Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый предмет. А потом рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения в комплексе решают все задачи речевого развития.

НА занятиях , помимо воздействия воспитателя на речь детей , происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия , построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило , при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу .


Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского

2.1 Изучение родного языка по Ушинскому

В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение.

Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех знаний, "... лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цветком всей духовной жизни народа". В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды.

В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к бесконечному развитию - К.Д. Ушинский подчеркивал исключительное образовательное и воспитательное значение языка, называя его величайшим народным наставником. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековым общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу страны, историю народа, всю вообще объективную действительность, язык о помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни народа.

Язык для К.Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Наряду о трудовой деятельностью и другими факторами воспитания он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует личность.

Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, ж его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории - воспитатель доброта, честности, гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических вкусов.

Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках "Детский мир" и "Родное олово". Широко использованные в них образцы народного словесного творчества, удачно подобранные отрывки из произведений выдающихся русских писателей, сочинения, написанные для них самим автором, обладали гражданской устремленностью, служили целям обучения и воспитания ребенка.

Указания К.Д. Ушинского о роли родного слова в развитии обучения и воспитания детой, о положительном нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши дни. В условиях острой идеологической борьбы. когда на Западе все большее распространение получают "теории" дегуманизации современного общества, воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому. русскому языку и языкам других народов нашей страны и воспитание у них средствами родного языка высоких нравственных качеств имеет большое значение.

К.Д. Ушинский большое внимание уделял содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, подвергнув суровой критике схоластику и догматизм, господствовавший в школе того времени и разработал систему обучения родному языку в начальной школе, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование. Родной язык он считал центральным учебным предметом и основой всех общеобразовательных предметов в начальной школе.

Учебный материал каждого предмета пережатая ребенку, усваивается и выражается им всегда в словесной форме. С помощью языка осуществляется процесс познания, и задача учителя заключается в том, чтобы посредством языка развить умственные силы учащегося, помочь ему постичь окружающий мир во всем его многообразии и сложности. "Дитя входит в духовную жизнь окружавших его людей, - отмечал он, - единственно чрез посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя отражается в нем своей духовной стороной только чрез посредство той же своды - отечественного языки".

Обучение родному языку должно развивать у детей дар олова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т.е. логика языка.

К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей - дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает на только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности, логику мышления.

К.Д. Ушинский страстно боролся с формализмом в обучении родному языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью - вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося.

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К.Д. Ушинский выступал горячим сторонником наглядности в обучении. Детей, говорил он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний.

Эти взгляды К.Д. Ушинского сохраняют актуальность и сейчас. Новый, усовершенствованный школьный курс языка уделяет большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся, требует от учителей использования всех средств активизации мыслительной деятельности учащихся, воспитания у них исследовательских наклонностей.

Для успешного решения этих задач учителям нужно дать углубленную, разработку основ развивающего обучения. Закономерным является широкое использование в современных теоретических исследованиях и практических рекомендациях общедидактических положений К.Д. Ушинского, связанных о развитием мышления и речи учащихся. Он советовал постоянно заботиться об обогащении словарного запаса ребенка, об уточнении и разъяснении значений новых для него слов, заботиться о том, чтобы "... дитя все более вступало в духовное обладание тени сокровищами родного слова, которые оно усвоило только подражанием, полусознательно".

Важным средством развития чувства точного и меткого словоупотребления он считал разнообразные лексические упражнения, применение наглядных пособий. Эти положения, наполненные новым конкретным содержанием, широко используются в практике современной школы. Согласно требованиям новых программ, учителя все больше уделяют внимание обогащении и развитии словарного запаса учащихся, овладению нормами литературного языка.

Большое значение для выработки правильной речи, указывал К.Д. Ушинский, имеет изучение грамматики. Особенно ценными являются его положения об органической связи преподавания грамматики с задачами развития логического мышления учащихся. Здесь. работа должна строиться на сознательном восприятии грамматических правил: "Грамматика. - писал Ушинский, - везде является только выводом наблюдений над языком, уже создавшимся. Точно то же должно быть и в преподавании: каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм, уже усвоенных детьми". Подчеркивая неразрывную связь между даром слова и усвоением грамматики, он полагал, ч-то надо тесно увязывать изучение грамматики с овладением устной и письменной рачью.

Правильное развитие и совершенствование языка учащихся. воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения. Углубленное изучение и творческое использование педагогического наследия К.Д. Ушинского окажет значительную помощь учителям в этом важном деле.

Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью...

Коммуникативный подход к изучению грамматики в начальной школе на материале раздела "Глагол"

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее развитию следует уделять пристальное внимание. Так как она влияет на учебную успешность учащихся...

Методы развития речи дошкольников

Особенности обучения детей в билингвальных условиях

Изложенные выше идеи В.В.Аршавского восходят к некоторым классическим трудам отечественных лингвистов. Так в статье «Язык и народность». А.А.Потебня, который занимался вопросами взаимодействия языка и мышления, языка и творчества...

Преподавание экспрессивного синтаксиса французского языка

Изучение иностранного языка является необъемлемым предметом в на средней и старшей ступенях образования. Он помогает в осуществлении задачи формирования всестороннее развитой личности, осуществляя умственное, нравственное, эстетическое...

Развитие отечественной методики преподавания иностранных языков в дореволюционный период

Охарактеризуем проблему отношения к родному языку в процессе преподавания иностранного. По этому вопросу были абсолютно противоположные мнения в методической общественности...

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Гальперин П...

Совершенствование навыков техники чтения

Специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста

Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в разных областях специальной педагогики: Н.Д. Шматко - при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; И.Ю. Левченко, О.Г...

Становление и развитие педагогической мысли в России

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке...

Формирование навыков грамотного письма у учащихся третьего класса при изучении словарных слов

Формирование навыков самоподготовки будущих переводчиков

Французский писатель Шарль Нодье говорил: «Из десяти переводчиков девять не знают языка, с которого переводят, а из десяти знающих язык, с которого переводят, девять не знают языка, на который они переводят». Действительно...

Формирование произносительных навыков у учащихся на английском языке

В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Освоение произносительной стороны английской речи охватывает, во-первых, звуковое оформление, т. е. артикуляцию, во-вторых...

Формирование связной описательной речи у детей

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения правильному общению. - М., 2002г.Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет рез-кого отличия от нормы. Однако сроки...

Явление детского билингвизма в современном образовательном пространстве

Язык - это функция, определяющая принадлежность к какой-либо социальной группе. Следовательно, в случае естественного билингвизма, связанного с результатом миграции, двуязычный ребенок принадлежит сразу к нескольким социальным группам...

Советская педагогика отводит освоению детьми родного языка одно из центральных мест в системе воспитания. Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности - важная задача.
«Я считаю, что знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в общем развитии человека» - говорил М. И. Калинин, пояснив следующим образом свою мысль: «Хорошее знание родного языка необходимо уже по той простой причине, что он является орудием для изучения других предметов и что человеческая мысль только тогда может быть названа мыслью, когда она выражена словами, т. е. оформлена таким образом, что ее могут воспринять другие люди. Знание родного языка необходимо для прохождения всех дальнейших циклов образования, для всех работ, с которыми человеку придется встретиться в своей жизни».
Родной язык - источник и средство умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Предмет методики развития речи детей - всестороннее рассмотрение вопроса о том, как, какими средствами - наиболее целесообразными и экономными, основанными на принципах коммунистического воспитания,- в детском саду формируются у детей навыки речи.
Методика развития речи детей опирается на педагогику и детскую психологию, на науку о языке и на историю педагогики.
Классик русской педагогики К. Д. Ушинский создал научно обоснованную систему первоначального обучения родному языку. Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский высказали много ценных мыслей об обучении маленьких детей русскому языку, о воспитательной ценности родного слова, о роли художественной литературы в воспитании ребенка.
Известные деятельницы дошкольного воспитания в России Е. Н. Водовозова (1844-1923) и Е. И. Тихеева (1866-1944), будучи убежденными последовательницами К. Д. Ушинского, широко использовали его принципы и систему начального обучения родному языку в методике дошкольного воспитания.
Ценнейшим источником обогащения методики развития речи, постоянного совершенствования ее приемов и средств является практика наших лучших детских садов, творческий опыт передовых педагогов-дошкольников, воспитанники которых затем хорошо успевают в школе по русскому языку.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Принципы обучения - это исходные теоретические положения (правила, требования), руководствуясь которыми педагог подбирает средства, методы и приемы обучения, предусматривает его эффективность.

Дидактические принципы (общие и специальные) направлены на овладение детьми знаниями, умениями и навыками с последующим их использованием в жизни, на достижение эффективного развивающего и воспитывающего обучения. Они являются основополагающими для специальной методики развития речи. Вместе с тем методика имеет и свою систему методических принципов.

Методические принципы - это положения, определяющие как основные (общие), так и второстепенные (частичные) параметры процесса обучения определенного предмета, а также наиболее эффективные средства достижения поставленной дидактической цели. Методические принципы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом. В общей методике методисты подходят к определению принципов с разных позиций и в связи с этим называют и различные принципы.

Проблема принципов обучения родному языку и речи в специальной методике мало разработана. Обратимся к общим принципам обучения, выведенных из закономерностей усвоения детьми языка и речи (по Л. П. Федоренко), учитывая особенности речевого развития детей с ПМР и специфику их обучения.

Принцип внимания к материи языка - строить обучение необходимо таким образом, чтобы развивать периферический речевой аппарат ребенка: органы артикуляции, голосообразования, дыхания. Кроме этого, обращается внимание на состояние органов слуха, сохранность их является необходимым условием формирования правильной речи, а также на состояние мелкой моторики пальцев и кисти рук, развитость которой способствует развитию речи и мышления ребенка.

Принцип понимания языковых значений - лексических и грамматических. Для успешного формирования и развития речи в процессе обучения дети должны усвоить языковые знаки, понимать их, соотносить слово с конкретным реальным предметом, понимать лексические значения, то есть предметную ряд объектов: предмет, число, действие, признаки предмета, признаки действия; понимать смысл слова в различных контекстах, а также грамматические значения - логическую ряд объектов - отношение между словами, или отношение говорящего, к предметам и явлениям.

Принцип оценки выразительности речи - это понимание внутреннего мира человека, воплощенного в языке, умение выражать свои эмоции и чувства. У детей воспитывают внимание к интонационной стороны речи: развивают речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука. Детей учат пользоваться различными видами интонации, выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая его в соответствии с контекстом, логично и эмоционально подчеркивать текст. Воспитывают у детей любовь к художественной литературе, способность замечать выразительные средства во время восприятия литературных произведений, народного творчества, чувствовать художественный образ, развивают поэтический слух (умение улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), воспитывают способность чувствовать образный язык сказок, рассказов, стихов.

Принцип развития языкового чутья ("чувство языка") - неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях подобных форм у ребенка в норме на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем ему дается и закономерности. Дети начинают свободно пользоваться формами языка, комбинировать элементы языка в соответствии с ее законами, хотя и не осознают их. У детей с ТВМ оказываются нарушенными сами задатки к языковой способности. А. К. Маркова, изучая детей с тяжелой речевой патологией, отмечала, что "в неречевых ребенка отсутствуют те огромные возможности (обширный словарь," чувство языка "), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недостатки в овладении речью" [ 1] .

Способность к чутье следует постоянно развивать. Детей с ПМР нужно учить ориентированным действиям в языковом материале в ситуации взаимодействия с взрослым. Развитие "чувства слова" (внимание к его звуковой, ритмической, грамматической и лексической формы) происходит в результате неосознанного обобщения опыта ориентировочных действий в различных коммуникативных условиях. Для этого организуется накопление материала, подлежащего систематизации (восприятие и запоминание речевого образца взрослого), проводится его группировки в результате специальных языковых наблюдений. Формируется внимание к речи взрослого, сверстника, потом в собственной речи и соотнесение его с эталоном. С развитием "чутье" связано и формирование языковых обобщений.

Принцип опережающего развития устной речи перед письменным. Развито устная речь является одним из условий формирования письменной речи. В дошкольном возрасте закладывают основы для обучения письменной речи. У детей с ПМР необходимо развивать невербальные формы психических процессов, а именно: зрительного гнозиса, зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, внимания. Нужно целенаправленно формировать фонетико-фонематическое процессы, развивать словарный запас, грамматический строй языка, учить связной речи.

Принцип ускорения темпов обогащения языка предполагает постепенное усложнение содержания, средств, методов и приемов обучения по мере роста детей по возрасту и их речевых возможностей. Задачи и содержание обучения детей с ПМР родного языка и речи в первую очередь определяются особенностями их речевого развития. В соответствии с этим подбираются методы и приемы коррекционно-развивающей работы. По степени сложности и объему речевого материала они будут разные, например, для детей с I уровнем ОНР и для детей со II или III уровнем ОНР. Так, на начальном этапе обучения преобладают, как правило, наглядно-словесные методы обучения, а на последующих этапах - словесно-практические, подкрепленные наглядностью.

К частичным методических принципов относят:

а) принцип коммуникативной направленности обучения, предполагает овладение детьми родным языком как средством коммуникации (общение)

б) принцип обучения языку как деятельности обуславливает практическую направленность процесса обучения родному языку; развитие ее как средства общения в различных видах деятельности;

в) принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Речь опирается на сенсорные представления, которые составляют основу мышления, и развивается в единстве с мышлением;

г) принцип обеспечения активной речевой практики на занятиях и в повседневной жизни;

д) организация наблюдений над языковым материалом с целью познания и осознания детьми языковой действительности;

ж) принцип комплексного подхода к развитию всех сторон речи предполагает усвоение всех уровней во их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи развивают одновременно и другие, поскольку все они являются частями одного целого - процесса овладения системой языка;

з) принцип обогащения мотивации речевой деятельности на основе сочетания обучения языку с игровой деятельностью, развитием творческих умений;

ж) принцип обеспечения влияния художественной литературы на речевое развитие ребенка.

Эти принципы отражают специфику обучения родному языку и речи детей с ПМР, дополняя и взаимодействуя с системой загальнодидактичних принципов.

  • Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб, пособие для студ. высш, и сред. учеб. Заведите.: В 2 т. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997.

Ичкеева В. Ю.

МБОУ «Адыковская СОШ» им. Г.Б.Мергульчиева Черноземельского района Республики Калмыкия учитель начальных (национальных) классов

Особенности обучения родному языку в начальной школе.

«Пока жив язык народный

в детях народа, до тех пор жив народ…

Вымер язык в детях народа – вымер и народ».

К. Ушинский

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю его психику, всю деятельность учащихся. По мнению Я.С.Выготского, «есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные установки, которые при целенаправленном воспитании, становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к себе. Язык как элемент культуры является фундаментальным основанием образовательного процесса. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребенок овладевает языком, как частью национальной культуры. "Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызвать эстетические переживания".

На сегодняшний день проблема калмыцкого языка самая наболевшая. Все мы знаем, что наш родной язык находится в состоянии вымирания. И долг каждого из нас, носителей калмыцкого языка сохранить его, говорить на родном языке, тем самым, создавая языковую среду в обществе. Каждый на своем месте должен сделать все, что возможно для сохранения языка. И в первую очередь надо обучать родному языку молодое поколение. И в этом роль учителя начальных классов ключевая. Учитель - не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с учеником. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе со своими учениками идет к предмету, т.е. к языку. Учитель национального класса – это человек, дающий ученику способы понимания целостной картины мира, т.е. он – учитель жизни. Ученик же в этом процессе не объект, на который воздействуют, а активно действующий участник, который работает не по принуждению, а в результате условий, создаваемых учителем, сам включается в процесс познания.

Десять лет проработав в национальных классах, и, увидев плоды своего труда, приходишь к пониманию того, что с применением разнообразных форм и методов обучения, путем систематических языковых упражнений, посредством игр и изучения элементов устного народного творчества, можно научить детей говорить на родном языке. После первого года обучения в национальном классе видно, что учащиеся активно овладевают определенным словарным запасом, знаниями устного народного творчества и песенно-танцевального фольклора. Вооружая знаниями, умениями и навыками, надо стремиться сформулировать сознательное отношение к учению, развивать познавательный интерес и любовь к родному языку. В этих целях на уроках широко используется обширный этнографический материал, который обогащает миросозерцание детей, знакомя их со старинными обычаями и традициями калмыков. На каждом уроке уделяется большое внимание разговорной речи – говорению на калмыцком языке, предлагая примерные образцы заданий и упражнений творческого характера для индивидуального, группового выполнения и домашней работы (например: составить предложения по картинке, составить рассказ на заданную тему, придумать диалог и т.п.).

Обучение в национальном классе особо не влияет на овладение нормами русского языка. Наряду с родным языком учащиеся четвертого года обучения хорошо пишут диктанты, изложения и сочинения на заданную тему, знают и умеют применять все изученные орфограммы при письме. Чтение, как на родном, так и на русском языке у учащихся национальной школы отвечают требованиям программы. Дети овладевают, в основном, правильным беглым чтением, умеют передать прочитанные пересказом и выделить главную мысль текста.

Основным показателем обучения учащихся национального класса является развитость родной речи. Развитие речи достигается посредством изучения элементов УНТ. Опыт показывает, что выпускники национальной начальной школы знают от 80 до 120 элементов УНТ, кроме этого до 40 названий птиц, растений и т.д., и это все повлияло на развитие диалогической и монологической речи.

Народная мудрость сказок, пословиц, поговорок, загадок, производит сильное эмоциональное воздействие на личность ребенка, осуществляемое силой родного языка, красотой родной природы. Своим содержанием пословицы, поговорки, сказки воздействуют на сознание, на эмоциональную сферу детей, тем самым способствуют превращению знаний в устойчивые социально-положительные черты личности, определяют ее отношение к окружающей действительности.

Одна из главных видов деятельности младших школьников – это игровая деятельность. Именно игра в этот период служит средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Калмыцкие народные игры связаны с трудом, бытом, отражают обычаи, нравы калмыков, развивают сообразительность, находчивость, смекалку. Учащиеся национального класса знакомятся с калмыцкими народными играми (Ша h а наадл h н, Б ɵ к б ǝ рлд ǝ н, Н ǝ рн шинҗ), учатся правилам игры.

Ознакомление детей с устным народным творчеством помогает глубже, полнее узнать окружающую действительность, обогащает речь детей образными словами и фразами. Калмыцкий эпос «Джангар» несет в себе ценные воспитательные идеи. Учащиеся национального класса знакомятся с эпосом, читают его, заучивают и инсценируют отрывки. Учащиеся готовят костюмы, придумывают декорации, маски, разучивают богатырский танец. Такая работа позволяет детям глубже усваивать опыт и традиции народа, лучше познать его нравственные устои.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени, на которой закладываются и начинают развиваться основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение на родном языке и взаимодействие детей. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:

В области говорения:

Диалогическая форма

Уметь вести:

Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;

Диалог – расспрос (запрос информации и ответ на него);

Диалог – побуждение к действию.

2. Монологическая форма:

Уметь пользоваться:

Основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).

В области аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

Речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;

Небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

В области чтения

Вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

Про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.)

В области письма

Владеть:

Умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

Основами письменной речи: писать по образцу поздравления с праздником, короткое личное письмо.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника;

Расспрашивать о чем-либо;

Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника;

Начинать, поддерживать и завершать разговор;

Описывать что-либо;

Сообщать что-либо;

Рассказывать, выражая свое отношение;

Характеризовать, называя качества лица/предмета;

Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

Пересказывать услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор);

Составлять собственный текст по аналогии.

При непосредственном общении

Понимать в целом речь учителя по ходу урока;

Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова.

Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей;

Вербально или невербально реагировать на услышанное;

При опосредованном общении (на основе аудиотекста)

Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте (о ком, о чем идет речь, где это происходит и т.д.);

Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения;

Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

Прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления, полностью понимать содержание;

Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника;

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

    1. Пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

Вести словарь (словарную тетрадь);

Систематизировать слова, например по тематическому принципу

В процессе изучения родного языка, младшие школьники:

Совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка(прогнозировать содержание текста по его заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.);

Овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;

Совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

Учатся осуществлять самооценку, самоконтроль;

Учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Применение компьютерных технологий в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”.

Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Правильное эффективное использование компьютера на уроке – это прочное усвоение знаний учащимися, развитие в них самостоятельности, активности и навыка самооценки.

П о предметам федеральной компетенции имеются различные компьютерные программы: обучающие, информационно-справочные, демонстрационные, контролирующие и другие. В этом плане учителям родного языка приходится создавать самим , т.к. нет каких-либо готовых материалов для уроков.

Таблицы, граф-схемы, матрицы, опорные конспекты, тесты, кроссворды – это далеко неполный перечень дидактических материалов, которые можно создать на компьютере. Созданные в презентации таблицы предлагаю тся ученикам в виде наглядно-дидактического материала – раскладушк и (приложение 1) . Таким образом, воздействие на сознание ученика не ограничивается только просмотром презентации, но и уже знакомые зрительные образы и содержание создают познавательную среду в кабинете. Презентации (приложение 2,3) способствуют наилучшему запоминанию преподаваемого на уроке учебного материала . Наглядная подача материала о народных обычаях и традициях дают возможность детям более образно представить тот или иной обряд, запомнить его важные моменты, систематизировать их.

Матрицы и граф-схемы (приложение 4,5) , разработанные на основе УДЕ П.М.Эрдниева, особенно эффективны на уроках родного языка. Граф-схемы способствуют пополнению и наращиванию словарного запаса у учащихся, а вот выполнение следующего упражнения может стать продолжением предыдущего. Выполняя данное упражнение(приложение 6), ученик опирается на прежде полученные знания, использует усвоенную лексику и уже без затруднений составляет предложения, дополняя их нужными словами. При завершении выполнения этого задания получается связный текст, который нужно ученику прочитать, озаглавить, разбить на логически связанные части, составить план и по нему пересказать содержание текста. Такая последовательная подача облегчает ученику освоить язык и развить разговорную речь.

Ч то ждет общество от школы? Ответ, казалось бы, прост: качественного образования. Как учитель родного языка должен выполнять данную задачу? Что значит качественное образование?

Результат труда учителя родного языка – это человек, с неповторимой индивидуальностью, знающий свои корни, проводник своего национального культурного насле дия в семье и обществе. Если ученик владеет родной речью, поет калмыцкие песни, танцует калмыцкие танцы, знает, как радоваться и как вести себя в минуты грусти и печали, как калмык, значит, учитель справился со своей главной задачей, значит, он на правильном пути.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Литература:

1. «В методическую копилку учителя родного языка» часть 1,2 / МО РК Центр Воспитания и Образования. – Элиста – 2005.

2. Что значит знать язык и владеть им/ Под ред. Н.М. Шанского. М.,1990.

3. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия) : Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1994.

4.ВолковГ.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б.. Введение в этнопедагогику: /Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под научной редакцией Г.М.Борликова. – М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калм.гос.ун-тет, 2006.

5.Мукаев О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар,1995.