Биографии

Искусство критики. Конструктивная критика. Критика – психология

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков. Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает. И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д. И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь. От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна. Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации. Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам. Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области. Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д., то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности. Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах. Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности. Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен. И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки. Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять. Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам. Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной , то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д. объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его. При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия. Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину. Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение. Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе. Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Будьте терпимы и цените себя!

Наталья Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

В бытовом общении истинные мотивы и желания критика порой выглядят откровенно иррационально и наивно, поэтому при помощи нехитрой манипуляции он оборачивает свои простодушные претензии в камуфляж строгой серьезности, в надежде, что эту горькую пилюлю примут за чистую монету, и проглотят не поперхнувшись. Интересно, что не только жертва критика, но и сам он покупается на собственные манипуляции, не замечая своих реальных мотивов. Что стоит за критикой? На сайт уже есть несколько статей о , где по большей части говорится о причинах болезненных переживаний пострадавшей стороны. Здесь же речь пойдет о нападающих – придирчивых критиканах.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться. И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится.

Такая «критика» используется в , чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

«Фигуры» деструктивной критики

Часто деструктивная критика заряжается завистью. Критик хочет быть таким же качественным, или даже еще лучше. А признать это свое желание для него означает – опуститься, осознать, что он невыгодно отличается от реципиента своей зависти. Я даже допускаю, что зависть – это подавленная симпатия. Критик может тебя обожать, и когда эти чувства не находят ответа, они становятся унизительными, и прикрываются критикой. «От любви до ненависти – один шаг».

Схожие мотивы дирижируют критиком, когда он замечает успехи новичков. Если критик записался в профессионалы, и на этом строит самооценку, успех новичка для него опять же граничит с унизительным осознанием своего неадекватно завышенного самомнения. По этой причине критик заранее запасается подрезателем чужих крыльев, и вливается в террариум профессиональной дедовщины.

Бывает и обратное – когда профан раздает самодовольные советы профессионалам и критикует их, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.

Мощным мотивом критики может стать горькое переживание собственных упущений. Критик хотел успехов и побед, но утратив веру в себя, сдался, уступил удушающим рамкам, в которые его впрягло общество. Ему унизительно от рабского хомута на шее, и чтобы оправдать свое решение, он ожидает, что другие либо будут также страдать – с ним на равных, либо выразят ему великий респект за его мученичество. А когда другим наплевать, мученик, чтобы не ощущать себя лопухом, и вообще закрыться от понимания сложившейся ситуации, принимается оправдывать свой образ жизни и критиковать ту свободу, на которую ему не хватило смелости.

По схожей причине мы не любим зазнавшихся гордецов и всевозможных нестандартных личностей. Похоже, что это, вообще – «фирменный» невроз нашей страны. Мы подсажены на которым «обязаны» следовать все добропорядочные граждане, реальные девчонки и нормальные пацаны. Мы загоняем свою гордость в угол, и запрягаем в упряжку общественных нормативов. А тем, кто этой упряжкой не стал себя усмирять, выносим «модный приговор».

Гордец критикует с целью показать, что у него есть доступ к куда более продвинутым вещам и знаниям, в сравнении с которыми объект критики – ширпотребная глупость. Дескать «видали мы такие горы, в сравнении с которыми эта – просто равнина».

Гордец критикует, чтобы внушить себе чувство, будто все кроме него – неизлечимые лохи, а он – магистр жизни, или альфа-самец, прогнувший под себя и потому обогнавший всех, кого только смог в иерархии существования. В профессиональной среде таких кадров называют самодурами.

Причиной критики может стать и банальная личная неприязнь. В таком случае мстительная критика может маскироваться под любые на первый взгляд невинные ремарки, советы и замечания.

В быту критика может прикрывать типичную манипуляцию, призванную вызвать чувство вины, чтобы критикуемый осознал, как ошибался и по волшебству встал на путь искупления своих грехов и ошибок. Разумеется, как правило таких сказочных трансформаций не происходит – в лучшем случае вместо вины потерпевший критикуемый пребывает в спокойном понимании ситуации, в ином случае выражает равнодушие, но чаще всего принимается обороняться ответной критикой.

В споре, когда мнения расходятся, оппоненты нисходят до критики, чтобы оправдать свой образ жизни и свое . Критик в таком случае даже не склонен задумываться о том, что именно он критикует. Он просто «прав», потому что быть неправым эго не может. Эго держится на опорах правоты, и рекрутирует для этого все мыслимые и немыслимые рационализации, порой дотягивающие до чудовищной глубины хитросплетений философской «премудрости».

Выводы

В общем, чужое мнение – это не обязательно выражение истины, а в случае деструктивной критики – скорей выражение внутреннего расстройства, нежели каких-то реальных фактов. От конструктивной она отличается не всегда адекватным содержанием, негативной эмоциональной энергетикой и наличием оценок.

Чтобы не вестись на провокации критика, не надо строить самооценку на мнении окружающих. Чужие отзывы могут быть какими угодно, тогда и самооценка будет какой угодно – вечно колеблющейся. Разве это реально? Похвалили – хороший. Поругали – плохой. Зачем доказывать критику, что он не прав? Чтобы тот понял, как ошибался в своем нехорошем мнении про нашу хорошую персону? Чтобы мы оставались правильными и одобренными даже в его критических комментариях? Даже если критик прав по содержанию и выражается конструктивно, нет такой обязанности – переживать по поводу чужого мнения.

Деструктивная критика – это всегда накручивание негативных кармических оборотов, где дурные переживания, побуждающие критиковать, закрепляются – создают сложные узлы в естественном течении жизненной энергии. Эмоциональный фон от этого безобразия методично омрачается, ум проецирует все больше и больше проблем на нейтральные жизненные ситуации, а жизнь начинает казаться несправедливой и заполненной бестолковыми эгоистами.

Выход, как и прежде – самопознание, трезвый взгляд на себя, свои мотивы и решения. После любой неоднозначной ситуации полезно проводить самоанализ и медитировать на предмет различения тех страхов, которые были прикрыты поверхностными реакциями.

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

(Брайан Трейси, Достижение максимума, отрывок из книги)

Деструктивная критика - одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается. Деструктивная критика расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься, самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие.

На каждый случай похвалы среднего родителя, в адрес собственных детей приходится восемь критических замечаний. Родители не задумываясь критикуют детей в попытке заставить их исправить собственное поведение. Но происходит обратное. Из-за того что деструктивная критика подрывает самоуважение ребенка и расшатывает его Я-концепцию, эффективность скорее падает, чем повышается. Ребенок становится не лучше, а хуже. Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия. И особенно страдают отношения родителя и ребенка.

Дети, критикуемые за школьные отметки, скоро вырабатывают негативные ассоциации от школьных занятий и собственных ощущений. Они начинают ненавидеть все это и по мере возможности избегать. Они рассматривают школу как источник боли и разочарований. По законам притяжения и соответствия, они начинают водить дружбу с детьми, разделяющими тот же подход.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций.

Если начать критиковать детей с самого раннего возраста, они скоро обучатся критиковать самих себя. Они унижают сами себя, недооценивают свои способности, негативно интерпретируют свой опыт. Они постоянно чувствуют, что недостаточно хороши, вне зависимости от того, насколько упорно трудятся и насколько хороши их результаты.

Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева. Ее цель - помочь, а. не причинить боль. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.

Следующие семь способов помогут вам обеспечить «конструктивную обратную связь» вместо деструктивной критики.

Во-первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова - в виде иголок. Обращайтесь с ним мягко. Я всегда начинаю процесс коррекции со своими детьми со слов: «Я тебя очень люблю». Затем я продолжаю говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше.

Во-вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…».

В-третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы.

Не говорите «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже того, что мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?»

В-четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».

В-пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения. Скажите так: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В-шестых, предлагайте помощь. Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли родителя или руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать.

В-седьмых, исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании.

Будьте спокойны, терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и де-структивизма. Старайтесь возвысить человека, а не порвать его на части. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.