Биографии

Какие страны имеют космические корабли. Россия теряет статус космической державы? Так ли это? Реалии российских космических программ

Китай и Индия вступили в космическую эпоху в середине 90-х с внутреннего производства спутников и разработки запусков по целому ряду прикладных задач. Государства сфокусировались на национальных потребностях, при этом ограничив международные коммерческие сделки. Но эта ситуация быстро меняется. Две нации расширили сферу деятельности для использования космоса как стратегического инструмента и укрепления на мировой арене, где на данный момент господствуют США, Россия и Западная Европа.

И китайская, и индийская частная космическая промышленность продолжает подавляться государственными субъектами и ограничиваться правительственной политикой. Однако количество китайских и индийских стартапов увеличилось за последнее десятилетие, и поддержка деятельности частного сектора начинает расцветать. Появляется всё больше стартапов молодых инженеров и предпринимателей, и с крепким технологическим фундаментом, положительной по сравнению с западными конкурентами динамикой цен и возможным доступом к монополизированному государственному рынку эти стартапы имеют хорошие возможности для международной конкуренции.

За последние годы государственная поддержка начинающих предприятий Индии возросла, согласно официальному заявлению председателя ISRO (Индийская организация космических исследований) Кайласавадивы Сивана, в котором он подчеркнул ценность расширения промышленной базы, деятельности MOU (меморандума о взаимопонимании) и федерального финансирования. Также обсуждаются планы по переносу проектов с ракетой-носителем PLSV в частный сектор, что теоретически могло бы увеличить темпы запусков PSLV вдвое уже в ближайшие годы.

Тем временем Китай способствовал появлению нескольких компаний, обеспечивающих запуск малых спутников, а также группировки спутников связи и наблюдения Земли. Оба проекта финансировались как государством, так и частным капиталом. С такими китайскими миллионерами как Ван Дзин и Сяожу Цай, которые планируют инвестировать в космос, перспектива построения и запуска спутниковой группировки не кажется такой уж недосягаемой.

Наряду с внутренним развитием спутниковых служб, Индия и Китай уделили внимание выходу внутреннего потенциала на мировой уровень. Пока требования США препятствуют выходу обеих стран на международный рынок, каждая преуспела на узкоспециализированном рынке и использует многочисленные способы поиска других источников спроса.

Индия сфокусировалась на запуске негеостационарных спутников, чем отлично удовлетворила потребности рынка. Ракета-носитель PSLV, ориентирующаяся на рынок малых спутников, по оценке NSR, завоёвывает рынок, несмотря на отсутствие «Соглашения о коммерческих космических запусках» Индии и США.

Китайская генеральная промышленная компания «Великая стена» CGWIC заключила 5 контрактов по заграничному производству и запуску в прошлом году (включая первую иностранную коммерческую сделку). Благодаря коммерческим контрактам, доля CGWIC на мировом рынке увеличилась с 4% до 34% за последние 10 лет.

Недавние сделки, такие как строительство коммуникационных спутников для Камбоджи и Мьянмы, могут быть привязаны к проекту «Один пояс и один путь» и его роли в развитии первенства Китая в Азии и за её пределами – факторам, которые позволят Китаю стать мощным конкурентом западным государствам, управляемым собственными экономическими интересами.

Государства также развивают сервисы доставки спутников как внутри стран, так и за границу. Являясь домом для двух крупнейших наций в мире, а также обладая самыми быстрыми темпами экономического роста, Индия и Китай представляют собой интерес для коммерческих операторов спутниковой связи.

ISRO пока не наполнила внутренний рынок, и неудовлетворённый спрос остаётся, законодательное регулирование продолжает ограничивать применение коммерческих услуг. Более того, Индия приспосабливает национальные системы связи, наблюдения Земли и навигационные системы к рыночным условиям своего региона.

Китай продолжает вести спутниковую программу ChinaSat и владеет контрольным пакетом акций компании APT Satellite Holding, предоставляющей услуги спутниковой связи. Ведущиеся в настоящее время китайские научно-исследовательские работы увенчались успехом при первом запуске компанией ChinaSat спутника HTS, а также созданием спутника BIRD. В 2016 году Китай также запустил первый спутник MSS (службы подвижной спутниковой связи), и этим помешал международной компании спутниковой связи Inmarsat выйти на китайский рынок.

Наконец, и Индия, и Китай вдвое чаще стали демонстрировать свою силу посредством космических достижений. Успешная марсианская миссия Индии Мангальян 2014 года имела большее значение на местном масштабе, так как подобный успех всё ещё был недостижим для Китая. Уникальная пилотируемая программа Китая обладает примерно такой же силой. В прошлом месяце Китай объявил о том, что в будущем Китайская космическая станция станет открытой для международных исследователей в целях глобального партнёрства. Контракты по производству и запуску, заключённые с азиатскими соседями, такими как индийский спутник SAARC (Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии), или китайские контракты с Индонезией и Пакистаном, иллюстрируют эту динамику соперничества. Космос всегда обладал стратегическим потенциалом, и Индия и Китай не исключение.

Общий итог

Индия и Китай всё ещё идут по следу западных коллег, но они всё схватывают на лету. Со стимулами, варьирующимися от обслуживания граждан до экономического роста и стратегического влияния, нет сомнений в том, что обе нации сосредоточат внимание на развитии космической отрасли. Интересно, как отреагируют на это сегодняшние лидеры индустрии. По мере того, как Индия и Китай становятся признанными державами на мировой космической арене, сохранят ли их конкуренты собственную значимость, проиграют ли конкурентоспособным национальным интересам или всё же смогут извлечь выгоду из сотрудничества с новыми космическими державами?

Развитие потенциала космических отраслей Индии и Китая породит конкуренцию на рынке спутниковой индустрии, начиная от производства и запуска геостационарных и негеостационарных спутников и заканчивая аналитическими услугами и обслуживанием конечных пользователей. Как и в условиях любого рынка, конкуренция является двигателем прогресса, и соперничество двух новых мировых космических держав в условиях сотрудничества с лидерами отрасли приведёт нас к новым достижениям и позволит задействовать больше космических ресурсов.

Favorite

Каждая уважающая себя революция должна проводить радикальную реформу календаря. 12 октября 2016 года начало новой эры объявил Игорь Ашурбейли, бывший ракетный конструктор, ныне предприниматель и, как принято говорить, визионер — человек, который не просто ожидает светлого будущего, но старательно его приближает. Осенью 2016 года Ашурбейли сообщил об основании Асгардии — первого государства, территория которого будет располагаться за пределами Земли.

Заявки на получение гражданства поступили от жителей почти всех стран мира, а поскольку у разных народов приняты разные летоисчисления, то для единой «космической нации» было решено принять и новый, универсальный календарь. Как некогда у революционеров Франции, асгардианский год разделен на 13 равных месяцев по 28 дней; «лишние» дни планируется добавлять между июнем и июлем. В отличие от французского календаря, названия месяцев остаются прежними, разве что дополнительный месяц так и называется — асгард.

Игорь Ашурбейли

Доктор технических наук, глава Aerospace International Research Center (AIRC), главный редактор журнала ROOM.

В 2000—2011 годах возглавлял НПО «ГСКБ «Алмаз-Антей»», участвовал в разработке зенитных ракетных систем С-300 и С-400.

Отец-основатель, глава нации Асгардии.

Космос как море

Мечта о счастливой свободной стране, находящейся где-то высоко на небесах, сопровождала человека всегда. Еще недавно, на заре космонавтики, она казалась вполне осуществимой, но за прошедшее с тех пор время другие планеты и звезды доступными так и не стали. Неформальный клуб космических держав, способных вывести на орбиту ракету со спутником, до сих пор насчитывает около десятка стран, а в элитную группу освоивших пилотируемую космонавтику входят лишь Россия, США и Китай. Для рядовых людей космос остается картинкой на экране — почти такой же недосягаемой, как и тысячи лет назад. Помимо технических сложностей, это связано и с проблемами юридического характера.

Ключевой правовой акт, который регулирует деятельность в космосе, был принят еще в 1967 году и сегодня ратифицирован более чем сотней стран мира. Среди положений, например, запрещающих размещение на орбите оружия массового поражения, Договор о космосе также объявляет «ничейными» все небесные тела и их ресурсы. Право собственности распространяется только на искусственные объекты, и действуют на них законы страны — владельца аппарата. Этот договор развивается в принятом в 1970-х Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, а также в некоторых других международных документах. И все они наследуют старому морскому праву, всячески ограничивая проявления известного принципа «кто приплыл первым, тот и хозяин». Фактически космос объявляется достоянием всего человечества, любые его ресурсы должны принадлежать всем людям — и никому конкретно.


С другой стороны, многие юристы отмечают, что раз уж вылов рыбы за пределами шельфов и территориальных вод никому не возбраняется, этот же принцип должен действовать и в космосе. Все это создает неопределенность, которую не любят инвесторы, способные сделать вложения в космические проекты. Неудивительно, что попытки торпедировать сложившееся космическое законодательство происходят регулярно. В 2015 году американские конгрессмены даже рассматривали акт, разрешающий гражданам США заниматься разработкой ресурсов космоса. Многие юристы прямо назвали этот проект атакой на Договор о космосе и вообще нарушением принятых норм деятельности за пределами Земли. Ситуация остается в подвешенном состоянии. Предприниматель, готовый заняться добычей редких металлов на астероиде, не может быть уверен в том, что кто-то не предъявит права на часть его прибыли. База на Луне или Марсе будет принадлежать государству, которое ее возведет, — но кому принадлежат добытые на Марсе или Луне ценные минералы? Всем — а значит, никому.

Юридический эксперимент

Стоит помнить и о том, что государства, активно действующие в космосе, стремятся поддерживать проекты своих ученых, инженеров и техников. Доступ на орбиту остается неравным и несвободным, отчего страдают многие сферы научной, технической и коммерческой деятельности. Все это послужило почвой, на которой у Игоря Ашурбейли возникла идея создания Асгардии — «космической нации», готовой принять под свое крыло всех желающих землян и предоставить им свою юрисдикцию.

Если искать аналогии в прошлом, то можно вспомнить Силенд, создатели которого пробовали получить «бесхозную» морскую платформу и затем заявить о себе как о новом государстве. «В отличие от Силенда, мы начинаем с философской проблемы, затем движемся к юридической и наконец технической стороне вопроса», — сказала нам вице-президент и исполнительный директор МНПО Asgardia Лена де Винне.


По мнению основателей Асгардии, представление о том, что людей стоит объединять по проживанию на определенной территории, устарело. Существующие законы требуют такой регистрации почти в обязательном порядке, но они ничего не говорят о том, что территория страны должна находиться именно на Земле. Поэтому замысел Асгардии состоит в создании базовой орбитальной инфраструктуры, которая послужит формальным основанием нового государства. Орбитальная группировка станет искусственно созданной территорией, на которую можно распространить суверенитет и — в идеале — уже по факту добиться его признания мировым сообществом.

Желающих «прописаться» в космосе набралось более чем достаточно. Уже через пару месяцев после призыва Игоря Ашурбейли их число перевалило за полмиллиона, вынудив руководство Асгардии провести верификацию заявок. Сегодня население превышает 260 тыс. человек. Все они формально подтвердили свое желание получить космическое гражданство и согласие делегировать «главе государства» право вести дальнейшие переговоры по признанию нации.

Территория спутника

Первоначально планировалось, что после получения достаточного количества запросов представители Асгардии подадут официальную заявку в ООН. Однако, лучше разобравшись в юридических аспектах задачи, они выбрали другой путь: «Не существует какой-то определенной анкеты, которую можно просто заполнить, подать в ООН и получить международное признание, — говорит Лена де Винне. — ООН не назначает государства. Вместо этого мы выбрали более надежный путь, начав с объявления своей территории и проведения раздельных переговоров с представителями разных стран».

Многие профессиональные юристы не видят формальных препятствий для реализации этого дерзкого плана. Марк Сандал из Юридического колледжа Кливленда — Маршалла сравнил космическое государство с Диким Западом, законы которого придумывались на лету. И этот момент не так далек: Asgardia-1 — компактный наноспутник из двух платформ CubeSat — будет выведен кораблем Cygnus, который стартует уже в сентябре 2017 года. Он доставит грузы на МКС, а затем поднимется на более высокую орбиту, где завершит миссию, в том числе и отправкой Asgardia-1. Аппарат должен проработать более года, неся на борту 512 Гб данных.



Рядовым асгардианцам предлагается наполнить твердотельный накопитель спутника своими файлами и данными или личной информацией, укладывающейся в определенный объем — 500 Кб для первой сотни тысяч граждан, 300 Кб для последующих четырехсот тысяч и 100 Кб еще для миллиона. Пока Asgardia-1 будет оставаться на орбите, к этим данным будет организован доступ посредством телекоммуникационных спутников системы Globalstar. На борту также разместится детектор радиации «для определения дозы, которую получают внутренние электронные системы» и «демонстрации возможностей долговременного хранения данных на низкой околоземной орбите».

Последний момент смутил многих наблюдателей. Перспектива размещения на орбите серверов с данными — вне юрисдикции любых правительств и с прямым доступом из любой точки Земли — не нравится ни спецслужбам, ни борцам с интернет-пиратством. «Летающий торрент-сервер» слишком напоминает попытку уже упоминавшегося государства Силенд зарабатывать размещением у себя пиратского и запрещенного контента — попытку, закончившуюся трагически. «Было интересно прочесть о такой гипотезе, возникшей, видимо, благодаря журналистам, которые постарались первыми осветить новости Асгардии и поспешили экстраполировать, исходя из имевшихся у них неполных данных, — комментирует Лена де Винне. — Все это далеко от истины: Асгардия стремится к созданию правовой системы космического уровня, а не к нарушению правовой системы Земли».

Все на выборы

Государство — это не только население с территорией, но и действующие институты. И пока идет подготовка к запуску, граждане Асгардии занялись государственным строительством. Всеобщим голосованием закончилось обсуждение текста Конституции, в стране организовано 11 министерств и Верховный суд, приняты флаг и герб. 13 июня стартовали выборы в парламент: для первичной регистрации достаточно 10 голосов, и за четыре тура должны быть выбраны народные представители — тысячи асгардианцев уже выдвинули свои кандидатуры.

Конституция Асгардии. Избранные статьи

Глава 2, статья 2

Асгардия является первым космическим, суверенным, свободным, унитарным, правовым, социальным, надэтническим, надконфессиональным, нравственным, справедливым, мирным, основанным в своем единстве на равенстве достоинства каждого человека, устремленным в будущее и бесконечное пространство Вселенной — Космическим Королевством.

Глава 2, статья 5

Территория Асгардии в правовом аспекте — это цифровое государство с живыми гражданами на Земле; в научно-техническом аспекте — это государство, реализованное на околоземной орбите в виде спутника или космической орбитальной группировки; на Земле; далее на Луне и иных космических телах.

Глава 3, статья 6

Гражданином Асгардии может быть любой житель Земли старше 18 лет, принявший Декларацию Единства Асгардии, ее Конституцию и осознанно представивший свои персональные цифровые данные в Космическую базу знаний Асгардии.

Глава 6, статья 24

Государство Асгардия использует государственные и частные ресурсы для построения и оперирования системами защиты планеты Земля от исходящих из космоса угроз самостоятельно, а также во взаимодействии с государствами планеты Земля и международными организациями в соответствии с заключенными двусторонними и многосторонними договорами.

Некоторые государства (среди них можно вспомнить и СССР) образовались примерно таким же «явочным порядком». Их создатели сперва объявили суверенитет на определенной территории, а признание получили лишь позднее, в ходе многолетних и часто трудных переговоров. Граждане Асгардии надеются, что им удастся повторить этот путь, заняв место среди народов мира.

Но даже если затея не удастся, попытка создания «орбитальной нации» будет полезна всему человечеству. Она позволит оценить и отработать многие правовые аспекты освоения космоса и эксплуатации его ресурсов, вопросы, с которыми человечество неминуемо столкнется в будущем. «Мы должны покинуть Землю, потому что это в природе человечества», — говорит один из ключевых экспертов Асгардии Рам Джакху, глава Института воздушного и космического права при Университете Макгилла. Мой паспорт асгардианца — базовый номер 5944. Читайте, завидуйте.

Геополитическая и геоэкономическая мощь государства в значительной степени определятся вершиной технологической пирамиды. Клуб ядерных держав ограничен, а количество государств, осваивающих космические технологии, пополняется регулярно. Даже в условиях мирового кризиса космическая индустрия успешно развивается, выросла за период 2004 – 2010 гг. с $164 млрд. до $276 млрд. или на 48 %.

Признанными космическими державами является США, Россия и Китай. У Европейского Союза и ряда других стран (Япония, Индия, Южная Корея, Украина, Израиль, Бразилия, Иран и др.) так же имеются космические программы . К 2013 году более 40 государств имели искусственные спутники Земли разного назначения. Деятельность государства в космосе в первую очередь обеспечивает выполнение задач национальной безопасности, военных ведомств и спецслужб. Но с каждым годом расширяются масштабы использования космических технологий в коммерческих и гражданских целях.

Самой дорогой программой пилотируемых космических полетов была американская Space Shuttle ($210 млрд. в ценах 2010 года, 1971 – 2011 гг.). На втором месте по затратам - Международная космическая станция ($157 млрд., функционирует с 1993 по настоящее время). Россия занимает четвертое место в мире по затратам, тогда как доля страны на мировом рынке космонавтики составляет всего 2% , преимущественно за счет космического «извоза» – доставку на орбиту людей и полезных нагрузок. Даже небольшой Израиль планирует достигнуть в ближайшие годы 2-3 % мирового рынка космической индустрии.

Начинает развиваться частная космонавтика. 8 октября 2012 года впервые состоялся запуск грузового беспилотного космического корабля Dragon американской компании SpaceX, которая по договору с Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) должна совершить 12 полетов к Международной космической станции.

Соединённые Штаты абсолютно доминируют на мировом рынке космической индустрии. Авиакосмическая промышленость США обеспечивает 11 млн. рабочих мест. В 2010 году объем экспорта авиакосмической продукции составил $80,5 млрд., импорт $27,2 млрд., а накопленная прибыль - $53,3 млрд. Бюджет NASA составил в 2012 году с учетом недофинансирования $18,7 млрд. (при плане $19,4 млрд.).
После последнего полета космического челнока Endeavour NASA платит «Роскосмосу» более $60 млн. за место, чтобы посылать свои экипажи на Международную космическую станцию.

В Конгрессе США обсуждается будущее космической программы NASA в интересах решения приоритетных национальных задач . Прекращение запуска космических челноков («шаттлов») вызывает волновой эффект в космической индустрии, негативно сказывается на работе компаний, связанных с космосом. Численность государственных служащих и рабочих по трудовому соглашению в NASA сокращена с 14 тыс. до 7 тыс. (на 50%). Возникла проблема сокращения высококвалифицированных кадров и проблема сохранения их квалификации на будущее. Поэтому законодательно предусмотрено создание механизма сохранения знания и опыта высококвалифицированных специалистов. Чтобы и в будущем обеспечить техническое лидерство в космосе, включая пилотируемые полеты.

«Геополитика сверхдержав»

Не так давно (28 ноября) случилась нашумевшая авария с космическим кораблём «Метеор-М». Его с космодрома Восточный выводила ракета-носитель Союз-2.16, но что-то пошло не так. Выводимый спутник на связь не выходит, а должностные лица официально озвучили предварительной причиной человеческий фактор.

Государственная корпорация РОСКОСМОС уже не первый год попадает в неловкие ситуации. Стоит задуматься, а не теряет ли Россия статус космической державы?

Аварии были всегда

В космической сфере, к сожалению, не бывает без аварий. Они преследуют отрасль с самого начала её существования. Причём нельзя говорить, что не везло только нам, у всех, кто пытается строить и запускать космические аппараты, случаются аварии. Так, в 1960 году на космодроме Байконур случилась ужасная катастрофа – загорелись топливные баки ракеты Р-16, прямо перед запуском. Тогда случился сильнейший пожар, который унёс жизни 126 человек.

Это интересно:

На Западе катастрофа 1960 года известна как «Катастрофа Неделина» - англ. Nedelin catastrophe, так как в числе погибших в результате взрыва был главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. Сила и мощность взрыва была такой, что на месте гибели М. Неделина смогли найти только оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва часы и маршальский погон.

Причины катастрофы и количество погибших людей было обнародовано только в 1989 г. Вся информация по катастрофе была строго засекречена. Никаких официальных сообщений о катастрофе не было. Всем свидетелям, родным и близким было рекомендовано говорить о несчастном случае или авиационной катастрофе. Гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе.

В 1989 году были обнародованы основные причины катастрофы. Авария была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и стремлением успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику - годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

После того как 24 октября 1960 года на полигоне произошла катастрофа с человеческими жертвами, этот день считается «чёрным» днём в космонавтике и пуски ракет в этот день решено было больше не производить. В этот день принято вспоминать не только жертв «Неделинской катастрофы», но и всех, кто погиб при освоении космоса.

Трагический момент катастрофы можно увидеть в видео от «Телестудии Роскосмоса» на 10-й минуте ролика:

Через 20 лет на космодроме Плесецк взрыв топливных баков ракетоносителя перед запуском унёс жизни 48 человек.

У американцев несчастье настигло Шаттл Челленджер, который унёс жизни 7 членов экипажа в 1986-м году.

В 2003 году в прямом эфире возвращаясь из космоса, сгорел шаттл Колумбия. Все 7 членов экипажа погибли. Трагедия так повлияла на американцев, что программу многоразовых аппаратов закрыли.

В том же году произошла катастрофа на космодроме Алкантара в Бразилии. Во время незапланированного пуска двигателя ракеты погиб 21 человек.

В 1996-м на космодроме Сичан, в Китае ракета после запуска упала на поселение. И это только малая подборка аварий, случавшихся как на заре ракетостроения, так и в последние годы. Аварии случаются постоянно, пока что человечество не придумало надёжные корабли, способные без сотен тон горючего летать в космос.

Новая эра?

В США недавно выбранный президент Дональд Трамп озадачил NASA, он хочет 2018 года снова высадить космонавтов на Луну, а немного позже и на Марс. В его программе до 2100 года США должно освоить всю Солнечную систему. Планы, конечно же, грандиозные, но если вспомнить, что СССР планировал высадку на поверхность Марса в 2017 году, становится немного грустно.

Пока в России идёт сокращение финансирования программ, связанных с освоением космоса, почти на 30% (отставание от США двадцатикратное!) другие страны и даже частные компании разрабатывают свои космические аппараты и программы.

На развитие космических программ в США выделили по 19,5 млрд. $ на 2017 и 2018 годы, формируются отряды астронавтов для работы на окололунной орбите (станция Deep Space Gateway). На каждую лунную миссию планируется по 4 человека в экипаж, которые должны сменять друг друга каждый год.

В России же сокращения финансирования и депрессия в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина остался 31 человек, в то время как США располагает 50 обученными астронавтами. Минфин РФ выделяет всего 1,5 млрд. $ (на 2017–2018 годы) под Федеральную космическую программу (ФКП). Естественно в таких условиях сложно делать научные прорывы.

Реалии российских космических программ

В ближайшие годы пилотируемые российские программы будут работать в «эконом» режиме — на МКС будут работать по два, а не три космонавта. Отчасти проблема и в том, что к старту не готов Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) «Наука». По планам на орбите он должен был быть ещё в 2014-м…

Не ясно, как долго российским космонавтам придётся уступать свои места в кораблях и на орбитальной станции астронавтам других стран. У нас есть программа ФКП до 2025 года, но чёткого видения, как она должна реализовываться у руководства нет.

Чиновники уверены, что пилотируемые полёты для РФ бесперспективны, денег недостаточно, а потребность в военных спутниках огромна. От этого напрямую зависит обороноспособность страны. Но как быть с бесценными кадрами, с космонавтами, которые по 10-15 лет готовятся к полётам? Они ведь не могут ждать лучших времён вечно. Это не автоматы, живые люди, которые видят, как стремительно отечественная космонавтика отстаёт от западной. У них там уже есть три корабля, что говорится « в железе»:

  • DragonV2 (компания SpaceX) по планам летит в космос с астронавтами в следующем, 2018 году;
  • Starliner (СST-100) (компания Boеing) полёты начнутся с 2018-го;
  • Orion (Lockheed Martin), предположительно, совершит пилотируемый полёт в 2021 году.

У нас же есть только «Федерация», на бумаге она ничем не уступает западным образцам, но пока есть только утверждённая конструкторская документация, собраны макеты, созданы отдельные узлы. В 2024 году, если всё будет хорошо, состоится первый пилотируемый полёт.

Американский популизм или реальность?

За последние 25 лет все президенты США объявляли о грандиозных планах по освоению космоса. У Клинтона, Буша младшего и Обамы были свои персональные космические программы. Причём самая подробная, по освоению Луны, с датами и месяцами была у Буша. И что? Реализовано хоть что-то?

К тому же Трамп не объясняет, зачем американскому народу космос и тратить огромные средства на освоение Марса и Луны. Да и заявленных 20 млрд. долларов на освоение спутника не хватит, как минимум сумму нужно увеличить на треть.

Если бы это был общечеловеческий проект, грандиозный по своим масштабам, возможно, это было бы более логично, но в одиночку осилить его США едва ли смогут. Даже привлекая частных подрядчиков, с их передовыми разработками в плане многоцелевых, многоразовых космических кораблей.

В 1960-е у человечества было два пути: осваивать космос или переключиться на потребление. В итоге выбор пал на концепцию сверхпотребления и стремления к безграничному комфорту. Уже сейчас ясно, что этот выбор привёл в тупик, и, возможно, пришло время делать ставку на гиперзадачу – интенсивно осваивать космос.

Роскосмос цифры и факты

Государственная корпорация Роскосмос с начала 1990 года по ноябрь 2017-го совершила 434 пуска ракет всех типов. Из этого числа только 23 были неудачными. Статистика говорит, что:

  • частично успешными были – 5 пусков;
  • неуспешными – 10;
  • аварийными – 8.

О чём говорит эта статистика? Частично-успешными признают пуски, в которых корабль выходит на более низкую орбиту (как правило). Аварийными называют случаи разрушения (взрыва носителя). По сути, неуспешные полёты можно прировнять к аварийным, как правило, в них на корабле возникает внештатная ситуация, из-за которой цели полёта не достигаются, а космический аппарат разрушается.

Как показывает статистика, за период с 1990-1999 годы было 84 пуска ракет из них только 2 неудачные. За период с 2000 по 2009 годы пусков было уже 176 и только 9 неудач. С 2010 по 2017 годы произведено 174 пуска, из которых 14 закончились неудачно. Не нужно быть большим математиком, чтобы заметить неблагоприятную тенденцию, с каждым следующим десятилетием. Используя старые, проверенные космические корабли Роскосмос констатирует всё большее количество неудач (информация по пускам находится на официальном сайте roscosmos.ru).

Причины аварий

Косвенно главной причиной аварийных ситуаций в российских космических программах можно считать недофинансирование, которое за десятилетия привело к снижению технологической культуры и утрате ценных кадров. В 2007 году, 6 сентября аварией закончился пуск носителя «Протон-М» со спутником JCSat-11. На 129 секунде не произошло разделение первой и второй ступени ракеты (не прошли команды к пироболтам). Причина неисправности – некачественный изолирующий слой цепей срабатывания пироболтов (были повреждены выхлопными газами). Обломки ракеты упали в Казахстане. На территории площадью 50 × 18 км почва была загрязнена компонентами ракетного топлива и усеяна обломками.

5 декабря 2010 года ракетоноситель «Протон-М» с космодрома Байконур должен был вывести на орбиту три космических аппарата «Глонасс-М». Однако спутники были выведены на нерасчётную (незамкнутую) орбиту, из-за чего упали в Тихий океан. Комиссия позже установила, что причиной нештатного полёта стала ошибка в формуле расчёта количества жидкого кислорода для заправки, его залили слишком много, чем существенно превысили массу разгонного блока ДМ-03. В этом конкретном случае ошибся человек, все системы тогда сработали точно.

В другом случае, 2 июля 2013 года тот же Протон-М с тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» разбился из-за потери стабилизации по каналу рыскания. В этот раз неправильно работали датчики угловых скоростей (ДУС) системы управления ракетоносителя. После расследования стало известно, что датчики были неправильно установлены (перевёрнуты на 180 градусов) в ходе сборки ракеты и во время полёта выдавали некорректные данные, что и привело к крушению. О причинах катастроф последних трёх лет найти достоверную информацию кране сложно.

Корабли-неудачники

За период с 1990 по 2017 год, чаще всего у Роскосмоса проблемы возникали с универсальной ракетой «Протон-К» (2 аварии) и её модернизированном варианте «Протон – М» (9 аварий). С большим отрывом от них ракета-носитель «Союз-2.1», которая упала в конце ноября 2017 года имеет всего 5 аварий за 27 лет!

Одноразовая универсальная ракета, «Протон-К», «Протон-М» относится к носителям тяжёлого класса и способна выводить на орбиту грузы весом до 3,3 тонн. Она разрабатывалась в период с 1961 по 1967 годы. Именно с её помощью в космос попали орбитальные станции «Салют-ДОС», «Алмаз», модули станций «Мир» и МКС. Были планы использовать этот носитель для пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд», предназначенных для облётов Луны.

Начиная с 90-х годов ракету стали использовать для коммерческих проектов, кроме основной космической программы РФ. В планах Роскосмоса была замена этого носителя более новой, перспективной ракетой «Ангара» ещё к 2013 году, но пока им не суждено было сбыться. Также планировалось создать несколько разновидностей носителя «Протон»:

  • «Протон-М» (тяжёлый);
  • «Протон Средний» (на нагрузку до 2,2 тон);
  • «Протон Лёгкий» (грузы до 1,45 тонны).

Но в апреле этого года от создания лёгкого «Протона» отказались.

Более надёжная ракета «Союз-У» считается среднего класса. Выводит на орбиту пилотируемые аппараты «Прогресс», «Союз» и спутники серий «Космос», «Фотон», «Ресурс-Ф». Разработана в 1970-е годы, первый запуск состоялся в 1973 году, в 1980-х её заменили на «Союз-У2» (более не используется), последняя модификация — «Союз-2» и «Союз-2.1в».

За более чем 800 запусков носителей «Союз-У» и «Союз-У2» только 22 пуска были аварийными. Подтверждённый эксплуатационный показатель надёжности у них 97%.

Наш потенциал


Мировой рекорд: космонавт Геннадий Падалка провёл в космосе более двух лет.

Российскому космонавту Геннадию Падалке принадлежит уникальный рекорд – никто в мире не налетал так много в космосе как он, в сумме это 878 суток! По мнению большинства научных экспертов и медиков, он сам является грандиозным экспериментом. Российские космонавты превзошли всех по годовым полётам на орбиту – их было 3 и один на 1,5 года (Валерий Поляков).

Мы обладаем бесценными кадрами и наработками, от которых просто кощунство отказываться в угоду автоматических полётов. Если это произойдёт, нас очень быстро обойдут китайцы, американцы, японцы.

Со временем, если люди будут редко летать в космос, они разучатся управлять кораблями, обживать космические станции, проводить эксперименты, наработки прошлых лет бездарно растеряются в угоду сиюминутным экономическим ситуациям. А ведь наша страна заплатила за первенство в космосе огромную цену и это не только миллиарды долларов, потраченные с 50-х годов прошлого века на космическую программу, но и человеческие жизни, унесённые во время аварий.

Снижение финансирования сказывается на качестве российских кораблей, постепенно теряется техническая культура, исчезают кадры, которые знали толк в ракетах. Пока ещё не всё потеряно, стоит и дальше выделять деньги, разрабатывать пилотируемые проекты, не обязательно в одиночку, ведь есть стратегические партнёры: Индия, Китай, Бразилия. Остается надеяться, что развитие российского космоса в будущем будет приоритетным и что акценты в космической гонке будут расставлены на самом ответственном и высоком уровне.

  • Рекомендуем также рубрику

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

10 стран, которые вкладывают наибольшие суммы в освоение космоса November 14th, 2013

Космические исследования составляет значительную часть бюджета некоторых развитых стран. Нам как простым обывателям остаётся лишь смотреть красивые картинки, репортажи с МКС или Curiosity. Или узнать, сколько это всё дело стоит. Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, кто тратит больше всего, когда речь идет о космосе.
10. Иран - $ 500 млн.

Иранское Космическое Агентство участвует в исследовании космоса, а так же участвует в азиатской космической гонке. Иранское Космическое Агентство было создано в 2004 году, с мандатом для поддержки всей космической деятельности. Работу ИКА регулирует непосредственно сам президент страны. Иран стал ответственен за создание пусковой системы для спутников после 2000 года, когда у них прошла необходимая программа обучения и подготовки специалистов для производства данной системы. Иранские пусковые системы для были установлены на спутнике Shahab 3, Safir SLV, Safir-1B, Simorgh LV и Qoqnoos SLV.

9. Италия - $ 1 млрд

Проекты Италии освоении космоса ведутся Итальянским Космическим Агентством, правительственным учреждением, наделенный полномочиями регулировать, координировать и финансировать итальянские космические исследования. Ранние проекты проводились в сотрудничестве с НАСА, которая в итоге привела к концепции и разработке первого спутника Италии. Так как Италия являлась одной из ключевых стран, участвующих в освоении космоса на ранней стадии, она была одной из основателей и сыграла важную роль в Европейской Космической Исследовательской Организации. В марте 2013 года, Италия и США подписали двустороннее соглашение, отметив тем самым 50 лет партнерства в работе с проектами освоения космоса. Двустороннее соглашение несет в себе готовность продолжить партнерства в технологических, экономических и научных секторах.
8. Китай - $ 1,3 млрд.

Китайское Национальное Космическое Управление управляет космическими программами страны, вместе с Китайской Аэрокосмической Корпорацией. Китай имеет некоторые текущие проекты в области освоения космоса, в том числе Tiangong 1 модуль космической лаборатории в 2011 году, Change 3 (модуль для посадки на Луне), а также Shenzhou 10 в 2013 году.
7. Индия - $ 1,3 млрд.

Освоение космического пространства в Индии осуществляется Индийской Организации Космических Исследований, которая является одним из крупнейших космических агентств в мире. ИОИО (ISRO) работает над достижениями в области космической технологий. ISRO был создана в 1969 году, и привнесла значительный вклад в освоение космоса, включая разработку первого спутника Индии Aryabhatta. В 1980 году ISRO также разработала первый орбитальный спутник Рохини. Сегодня, ISRO также отвечает за работу спутников наблюдения Земли, в том числе серии INSAT Series, IRS Series, Radar Imaging Satellites (спутники радиолокационной съемки), а также других спутников.
6. Германия - $ 2 млрд.

Немецкий Аэрокосмический Центр работает с энергетикой, аэрокосмическим и транспортным центром для Германии. Агентство участвует в различных космических проектах, работает как локально, так и на международном уровне привлекая иностранных партнеров. Они также несут ответственность за планирование и проведение связанных с космосом немецких программ для правительства. Агентству также поручено изучить Землю, Солнечную систему, а также проводить исследования, связанные с пользой для окружающей среды, развивая космические технологии, которые не вредят нашей экосистеме. Одним из наиболее значительных вкладов Немецкого Аэрокосмического Центра в Mars Express Mission - установка стереокамеры высокого разрешения (HRSC), которая была первой цифровой стерео камерой, которая использует линзу чрезвычайно высокого разрешения в космосе.
5. Япония - $ 2,5 млрд.

Японское Агентство Аэрокосмических Исследований было основано в октябре 2003 года. Занимается тем, что помогает с исследованиями, разработкой, и технологиями для освоения космоса, а также запуском спутников на орбиту. Агентство также участвует в других передовых миссиях, к которым не причастны другие страны, такие как исследование астероидов. Их интересует возможность отправки экспедиции на Луну. Япония добилась успеха в проведении различных авиакосмических проектов в прошлом, например, ИВБ (интерферометрии со сверхдлинной базой), солнечные наблюдения и исследования магнитосферы.
4. Франция - $ 2,8 млрд.

Французское космическое агентству «Национальный Центр Космических Исследований» было поручено работать над исследованиями в космосе, над устойчивостью развития (сейчас все об этом думают), о безопасности и обороне, о гражданском применении космических и научно-технических исследований. В настоящее время агентство работает над проектами, где они экспериментируют с микрогравитацией, и они также сотрудничает с другими международными учреждениями. Франция также является единственной страной, где оплачиваются исследования по теме НЛО.
3. Европейское Космическое Агентство - $ 5,3 млрд.

Европейское Космическое Агентство - ESA состоит из 20 государств-членов Европейского Союза, со штаб-квартирой в Париже. ESA занимается исключительно освоением космоса и отвечает за полет человека в космос, а так же участвует в программе Международной космической станции. ESA несет ответственность за беспилотные запуски на Луну, и внесла значительный вклад в науку и телекоммуникационные проекты. Из самых значительных и важных проектов для Европы - развитие собственной GPS-системы Галилео.
2. Россия - $ 5,6 млрд.

Основная организация - Федеральное Космическое Агентство, также известное как Роскосмос. Россия осуществляет аэрокосмические программы и научные исследования. Русская космическая программа в настоящее время сосредоточены вокруг ракеты «Ангара», и разработкой новых средств связи и навигации, в частности GPS системой ГЛОНАСС (и не надо смеяться - за то время, за которая эта система была восстановлена до рабочего состояния никто больше поднять аналогичную задачу не смог бы). Также агентство занимается туристическими проектами, где заплатив $ 20 млн можно совершить полет в космос.
1. США - 18 млрд. долл.

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) отвечает за разработку и эксплуатацию космических программ США. Так как NASA начала свою деятельность в 1958 году, она была одной из первых в освоение космоса, а также в создании космического корабля (программа Аполлон и космическая станция Skylab). Текущие программы: Commercial Crew Program, Beyond Low Earth Orbit Program, а также ряд беспилотных проектов, которые были созданы с целью зондирования Земли, а также Солнечной системы. В NASA также существуют исследования, по изучению Марса и Сатурна. На данный момент NASA продолжает проект Messenger Program (первый космический аппарат, когда-либо достигавший орбиты Меркурия, Юпитера и Плутона). Космический зонд предназначен для изучения Весты и Цереры, двух массивных объектов, найденных в поясе астероидов.