Биографии

Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж. Речевой материал на дифференциацию звуков "Ж"-"З

II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

IV. Четко произносить слова парами.

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ: уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж; учить различать звуки з-ж в словах, предложениях; развивать память, внимание, фонематическое восприятие; воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.

Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)

Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)

Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.

2. Развитие зрительного внимания и памяти. (Приложение 1)

Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).

Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.

“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.

5. Вычленение з-ж из слов стихов.

Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.

Жук ж ужж ит “ж у-ж у-ж у!”
Я ж иву, не туж у.
Я на ветке сиж у,
И ж ужж у, ж ужж у, ж ужж у.

Назовите слова со звуком ж ?

В з елёном, з елёном, з елёном лесу
З елёный листок, как флажок, я несу.
З елёная шишка, под ёлкой молчит,
З елёная муз ыка где-то з вучит.
З елёный куз нечик в з елёной траве.
Играет з елёную песенку мне.

Назовите слова со звуком з ?

6. Знакомство с темой.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з ” - “ж ”. Запишите в тетради число и тему.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).

Звук “з ” - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении “з ” губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Звук “ж ” - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении “ж ”: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).

Чем они отличаются? (при произнесении “з ”: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении “ж ”: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).

Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.

8. Соотнесение звука с буквой.

з ”? (буквой “з ”).

Какой буквой на письме обозначаем звук “ж ”? (буквой “ж ”).

9. Дифференциация з – ж в слогах.

Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.

Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой “з ”, во 2 – с буквой “ж ”. (за – жа, зу- жу, зы – жи).

Какую гласную написали в слоги “жи ”? Почему? (жи – ши пиши с буквой “и ”)

10. Дифференциация з – ж в словах.

Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж . Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.

Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.

Запиши слова в 2 столбика (по наличию “з ” и “ж ”).

Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.

Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?

11. Физ. минутка.

12. Развитие лексической стороны речи.

Закончите словосочетание отвечая на вопрос:

  • Солнце (какое?).....
  • Лес (какой?)....
  • Трава (какая?)....

Составьте и прочитайте слова коза – кожа .

Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж )

А ещё чем? (по смыслу).

Кто такая “коза”? (домашнее животное)

Что такое “кожа”? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).

13. Дифференциация з- ж в предложениях.

Составьте предложение со словом “коза”. (Я пасу козу).

Сосчитайте сколько слов в предложении (три).

Начертите схему слов предложения.

С какой буквы начинаем писать предложение?

Как пишутся слова в предложении? (раздельно)

Что ставится в конце предложения? (точка).

14. Определение места звука в слове.

Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука “з ” в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.

Определяем место звук “ж ” в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.

15. Развитие фонематического слуха.

Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука “з ”, ни звука “ж ”. (ученики находят одну картинку).

16. Проверочная работа.

А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.

Взаимопроверка.

Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж )

18. Домашнее задание.

Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.

Слоги: са­са­са – ша­ша­ша, со­со­со –
шо­шо­шо, су­су­су – шу­шу­шу, сы­
сы­сы – ши­ши­ши.
Слоги: са­ша, со­шо, сы­ши, су­шу,
ша­са, шо­со, ши­сы, шу­су, саш,
сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
Слова­паронимы: уши – усы, шутки –
сутки, кашка – каска, Машка – маска,
Мишка – миска, скала – шкала, стык –
штык, стиль – штиль, марс – марш, вас
– ваш, мыс – мышь, плоско – плошка,
солить – шалить, сорок – шорох, басня
– башня, крыса – крыша, суметь –
шуметь, кусай – кушай, шило – сила.
«Подбери картинки Соне и
Шуре»(раздели слова со звуками «С»и
«Ш»): носки, аист, коляска, шуба,
шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки,
мешок, стакан, космонавт, подушка,
спутник, кувшин, кукушка, сосна,
пылесос, шишка, стул, подушка,
карандаш.
Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе,
солнышко, машинист, шестнадцать,
штепсель, шестьдесят, шахматист,
шестьсот, путешественник, пастушок,
пастушка, шалость, стишок, стеклышко,
пушистый, сынишка, усмешка,
старушка, успешно, послушный,
трусишка, бесшумный, смешинка,
веснушки.
Счет 1­10 – сынишка, шахматист,
пастушок, старушка.
Выделение звуков С, Ш и
проговаривание слов с ними:
сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить,
шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый,
вермишель, васильки, сметана,
картошка, катушка, швабра, корешок,
опушка, новоселы, листья.
Добавь слог СИ или ШИ: гу(си),
гру(ши), ло(си), малы(ши),
выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
Образовать новые слова с
приставками С­, СО­: мешать –
смешать, прошу – спрошу, шил –
сшил, пляшет – спляшет, шью –
сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь –
снесёшь, пишешь – спишешь, берешь –
соберешь, трясешь ­ стрясешь.

Заучивание скороговорок:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,
они) в наст. врем.:
Сшибать шишки с сосны.
Собирать сосновые шишки.

Слова: сухо, слышно, шустрый,
соловушка, поспешно, шанс, шелест,
шествие, шесток, посошок, нашествие,
шерсть, шест, смешной, спешка,
пеструшка, штепсель.
Счет 1­10 – путешественник, штепсель.
Заучивание чистоговорки:
Наша большая пушистая кошка сидит
на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка
уходит с окошка.
Словосочетания: Наташины веснушки,
веселый пастушок, послушный малыш,
пушистая кошка, смешные стишки,
опасное путешествие, роскошная
шкатулка, голосистый соловушка,
ласковое солнышко, душистый ландыш,
пушистая ушанка, сушеные груши,
смешные потешки, скошенный луг,
шумное шоссе, шелестят камыши,
лесная опушка, спелая вишня.
Родственные слова: Смешить – смех,
смешок, смешинка, смешной, насмешка,
усмешка, смешно. Спешить – спешка,
поспешно, поспешный.
Спряжение в настоящем времени (Я,
Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по
шоссе и есть сушки. Шептать на ушко
бабушке смешной стишок. Сушить
пуховые подушки на солнышке.
Подбор признаков и действий на
звуки С, Ш к предмету:
Кошка (какая?) большая, пушистая,
смешная, ушастая, плюшевая. Что
делает? Спешит, дышит, шалит, спит,
ест.
«Отгадай слово» (пропущены С или
Ш):
.апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем,
.ова, .айба, .оль, .умит,
.ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква.,
анана., камы., компа., мы..
Словосочетания: шелестят в тишине,
шуршат в сарае, слышны в саду,
спешат в школу, сушить на вешалке,
несутся по шоссе, сыплется
пушистый снег, слышится сильный
шум, висит Мишина шуба, слышна
весёлая песня.
Рассказ «Сосна» (заучивание или
пересказ):
Саша и Маша пошли в лес за
сосновыми шишками. Вот и опушка
леса. На опушке стоит высокая сосна.
На сосне густые пушистые ветки. А
высоко, на самой макушке, – большие
шишки. Шишки с шумом падают вниз,
на землю. Под сосной много шишек.
Саша и Маша поднимают шишки. С
пакетом шишек они спешат домой. А
сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов: со
звуками «С», «Ш» в одном слове; со
звуком «С»; со звуком «Ш».

Счет 1­10 со словосочетаниями:
пушистая сосна, сосновая шишка,
пенистый шампунь, синяя шаль.
Спряжение в настоящем времени: (Я,
Ты, Он, Она, Они)
Спешить в лес за сосновыми шишками.
Спешить из леса домой с сосновыми
шишками.
Шептать дедушке на ушко смешную
сказку.
Проговаривание предложений:
Саша спешит по шоссе и несёт сушки.
Машинист спешит по шоссе и несёт
сушки.
Путешественник …. Пастушок
Пастушка ….
Подбор предметов к признакам:
Смешной (­ая, ­ое). Душистый (­ая,
­ое).
Бесшумный (­ая, ­ое).
Предложения: Машины несутся по
шоссе. Листья шелестят в саду.
Груши сушатся на крыше. Мыши
шуршат в сарае. Кошка греется на
солнышке. Высокие сосны шумят в
лесу. Душистый ландыш распустился
на лесной опушке. Голосистый
соловушка поёт в саду. Кусты
покрылись снегом. Тихо шумят
осинки в осеннем лесу. Наташа нашла
пестрый шарфик.
Пословицы: Не спеши языком, спеши
делом. Как постелешь, так и поспишь.
В согласном стаде волк не страшен. В
пасмурную погоду сено не высушишь.
Нет на свете краше родной
сторонушки. Хорош садовник,
хороши и груши. Кошке – игрушки,
мышке – слёзы. Поспешишь – людей
насмешишь.
Скороговорки:
В шалаше шесть шалунов. Шапкой
Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из
простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше,
а ваша серая
кошка сидела выше.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Парус наш на совесть сшит. Нас и
шторм не устрашит.
Простокваши дали Клане –
недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши, дайте
просто каши.
Дали вместо простокваши нашей
Клаше каши.
– Не хочу я просто каши так, без
простокваши.
Дали вместе с простоквашей каши
нашей Клаше.
Ела, ела Клаша кашу вместе с
простоквашей.
А поела – встала. «Спасибо,» –
сказала.
Мышонку снится страшный сон,

Саша шустро сушит сушки. Саша
высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек
Сашиных поесть.
Слышен шорох в камышах – от
него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю
шепотом страшат.
Стихи:
– Разговаривайте тише! – просят
маленькие мыши.
Не шумите утром рано. Кошка
спит в углу дивана…
Ночью мы в сыром подвале с
кошкой в салочки играли
Не будите нашу кошку – отдохнет
пускай немножко.
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
зубы сразу же сломали.
Пять веселых лягушат по делам
своим спешат.
Пока мокро, пока лужно, до реки
допрыгнуть нужно.
Если встретишь лягушат, не
мешай, они спешат.
Я взяла под мышку
плюшевого мишку.
В ванну посадила и пошла за
мылом.
Оглянулась – ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
что не мышонок он, а слон.
Что в Африку приехал он, в
слоновью лёг кровать.
Стал спать и там увидел сон,
что он мышонок, а не слон,
И что не в Африке спит он, а
дома он опять.
«Какой мне страшный снится
сон!» – во сне проснувшись,
Думал он и спрашивал
спросонок: «Я слон или мышонок?»
Русские народные
скороговорки:
Веселей Савелий, сено
пошевеливай.
Дали Глаше простокваши, а у
Глаши – каша.
Дуб дубовистый,
широкозеленолистный.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишки сшиб.
Хоть щука и востра, да не
съест ерша с хвоста.
Шла Саша по шоссе, несла
сушку на шесте.
У Степана есть сметана,
простокваша и творог.
На опушке в избушке живут
старушки­болтушки.
У каждой старушке
лукошко. В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках шьют
старушкам сапожки.


словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий заря – жаря
Залей – жалей зал – жал
Зовёт – живёт
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словах, звуки в середине слова
Узы – ужи вязать – бежать
Везу – вяжу лизать – лежать
Козы – кожи базар – пожар
Розы – рожи мазут – мажут
Грозу – грожу дерзать –
держать
Лоза – ложа разок – рожок
Лиза – лыжа возы –
вожжи
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый
ужин, бумажная коза, жидкий
мазут,забытый жакет, тяжёлый воз.
Важный музыкант, измятая кожа,
книжный магазин, Женин знакомый,
нежные незабудки, нежные
мимозы, железный замок.
Вязаный жакет, важное задание,
вязаные манжеты, изогнутая жесть,
южныйзакат, затяжной
дождь, знакомый художник.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое
животное. Надежда чистит зубы. Зоя
покупает книжку.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама
зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает
загадки Жене. Коза бежит к
луже. Зоя надевает кожаный пиджак.
Над мимозами жужжат жуки. У Жени
­ забавный зайчонок. В вазе ­
бумажные мимозы.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На
пижаме у Жени – медузы. Звонок
звенит, а жук жужжит. У магазина ­
Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным
змеем. Этой осенью идут затяжные
дожди. Нежные незабудки цветут у
дома. У избы стоит стожок сена.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 6 – 8 слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый
день поит козу водой. У Жени ­
заводной зайка, у Жанны ­ заводной
жук.
***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что такое
зной и жажда. Всю жизнь живут они в
песках. Эти животные иногда даже
забывают, что такое дождик. Тяжко
им там жить.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
стихах
***
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.
***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.
***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.
ДВЕ КОЗЫ
Идут две козы под зонтами,
знакомятся:
­ Тебя как зовут?
­ Зоя.
­ А тебя как зовут?
­ Жанна.
­ У тебя зонт?
­ Зонт.
­ А у тебя?
­ И у меня зонт.
­ У тебя зонт от зноя?
­ От зноя.
­ А у тебя?
­ А у меня от дождя.
­ Заходи в мою избушку ужинать.
­ И ты заходи в мою избушку ужинать.
­ Когда заходить ужинать?
­ На закате.
­ А к тебе, когда заходить ужинать?
­ Тоже на закате.
КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали
её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со
сломанной лапой. Они ухаживали за
ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили:
кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук
бежал впереди. Вдруг на Жука
напали овчарки. Жора закричал и
залез на дерево. А Захар не убежал,
он взял палку и защитил Жука.
Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Жора теперь не спорил, кто хозяин
Жука.

Аннотация: Конспект занятия предлагается логопедам, работающим в поликлиниках, логопунктах ДОУ. На занятии проводится работа по дифференциации звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях у детей с ФФНР, ФНР, НВОНР и дизартрией.

Тема открытого занятия: «Дифференциация звуков Ж-З»

Цель:

  1. Уточнение произношения и различение звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развитие слоговой структуры слов.
  5. Составление предложений по сюжетным картинкам.
  6. Анализ предложения.
  7. Работа над смысловой нагрузкой слов.
  8. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  9. Развитие звукового анализа слов, пропедевтика дисграфии.

Оборудование:

  • Предметные картинки: змея, зал, журнал, медуза, язык, художник, жук, животные.
  • Игрушки: жираф, ежи, заяц, жаба, змея, коза, жук, зонты.
  • Сюжетные картинки на звуки »З», »Ж».
  • Наборы для составления схем предложений.
  • Индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сначала сядут девочки, потом мальчики. Все внимание на меня.

За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, четко, не спешим…

Психогимнастика.

А теперь представьте, что вы комарики (машем кистями рук). Позвените, как комарики: З-З-З! А сейчас вы жуки. Давайте пожужжим: Ж-Ж-Ж!

Поиграем в игру »Жуки и комары».1-й ряд-жуки, а 2-й-комары. На кого покажу рукой- начинают жужжать или звенеть.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, в «Лесной газете» написано объявление: Открывается лесная школа. В ней учатся: жираф, зайка, ежи, коза, жаба, змея, жук. Они будут изучать звуки »З» и «Ж». Но в школе они не учились, поэтому им надо помочь.

2. Характеристика и сопоставление Звуков.

– Поставьте перед собой зеркала, чтобы хорошо себя видеть.

Сравните звуки »Ж» и «З». Произнесите звук «Ж», затем »З». Что происходит с вашими губами и языком, когда вы произносите «Ж», а з затем «З»?

Напомните, какой звук «Ж»? А какой «З»? Чем они отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным».

Я буду произносить звуки. Если вы услышите звук «Ж» — хлопните в ладоши(поймайте жука),а если «З»-двигайте кистями рук вверх-вниз(комар летит), если звуков «З»,»Ж» нет — прячьте руки за спину:

Ж Ч С З Ш Ц З Ж Ч С Ж Ц З

4. Произношение звуков «З», »Ж» в слогах.

Ребята, покажем ученикам лесной школы, как мы умеем играть в игру «Запомни, повтори»:

ЖА-ЖА-ЗА ЗЭ-ЖЭ-ЖЭ

ЖУ-ЗУ-ЖУ ЗЛО-ЖЛО- ЗЛО

5. Произношение звуков «З», »Ж в словах.

Давайте еще раз назовем учеников лесной школы.

Поиграем в игру «Отгадайте, кто это?»

В моем названии 1-й звук «Ж», а последний «Ф». Кто это: у него 1-й звук «З», а последний «А»?

В моем названии есть слог -ЖУ-, кто я? В названии этих зверей последний слог — ЖИ-.

В слове 4 звука, звук »З» стоит на третьем месте, кто я?

6. Развитие слогового анализа.

Я отхлопываю количество слогов. А вы угадываете слово из предложенных картинок. Кто угадал- забирает себе картинку.

Картинки медузы и журнала. Взрослый делает 2 хлопка. (Ребенок: жур-нал).

Картинки зала и художника. Взрослый делает 3 хлопка. (Ребенок: ху-дож-ник).

Картинки животных и языка. Взрослый делает 4 хлопка. (Ребенок: жи-вот-ны-е).

Даются картинки жука и змеи. Логопед делает 1 хлопок. (Ребенок: жук)

Молодцы!

III. Закрепление изученного материала.

1. А сейчас, учеников, в названии которых есть звук «З» спрячьте под зеленый зонт, со звуком «Ж»- под желтый зонт.

IV. Физ. минутка.

А теперь, давайте покажем друзьям, как мы умеем отдыхать. Выполним упражнение про ежат и медвежат. Кто хочет быть ведущим?

Не знали медвежата -
Что колются ежата.
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слезы:
Ежики — занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.

2. Произношение звуков «З», »Ж» в предложениях.

Лесные гости принесли на занятие картину. Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и ответьте на вопросы:

Девочку зовут Жанна. За кем бежит Жанна? (Жанна бежит за козой).

Мальчика зовут Жора. Что делает Жора? (Жора запускает воздушного змея).

Назовите профессию человека, который занимается живописью (рисованием)? (Художник занимается рисованием (живописью)).

Кого нарисовал художник? (Художник нарисовал жирафа).

Ребята вы назвали 3 предложения. Какое было 1-е предложение? Составим схему этого предложения. (1-й ребенок составляет схему)…

V. Итог занятия.

Какие звуки мы повторяли?

Нашим друзьям очень понравилось учиться у вас, Посмотрите какой подарок они для вас приготовили.

Ромашина Н.В.,
логопед