Биографии

Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. «Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью» - презентация

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация воспитателей ДОУ

Тема. «Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста»

учителя – логопеда

Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;

Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной

«Я - говорю!» , предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:

Идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:

Составить из пиктограмм пару.

Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко-> есть.

Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний.

Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши->усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак » (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков .

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста» Учитель – логопед Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. (Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему) применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμ α - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает: - Облегчить общение. - Улучшить всестороннее развитие ребёнка. - Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной «Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами: 1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания; 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией; 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания: - идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; - выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; - выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его; - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков


Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

5. Печаль

6. Разлука

7. Развитие

7. Подвиг

8. Вражда

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в речевом развитии в работе с детьми дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

3 слайд

Описание слайда:

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

5 слайд

Описание слайда:

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

6 слайд

Описание слайда:

Пиктогра́мма (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

7 слайд

Описание слайда:

Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

8 слайд

Описание слайда:

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

9 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы помогают детям овладеть связной речью, т.к. использование символов – заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность.

10 слайд

Описание слайда:

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

11 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

12 слайд

Описание слайда:

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу у меня стал вопрос о необходимости использования пиктограмм и разработке нетрадиционных технологий в системе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Цель внедрения в традиционный процесс интеллектуального воспитания образовательного учреждения - развитие памяти, воображения, мышления, повышение качества речемыслительной деятельности, всестороннее развитие личности.

13 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

14 слайд

Описание слайда:

Этапы обучения работе с пиктограммами Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

15 слайд

Описание слайда:

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

16 слайд

Описание слайда:

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки.

17 слайд

Описание слайда:

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: 1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). 2. Обобщающее понятие. 3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. 4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Этапы обучения работе с пиктограммами.

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). Обобщающее понятие. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы содержат дополнительные символы (именная - символ подлежащего, глагольная - символ сказуемого, адъективная пиктограмма сопровождается волнистой линией). Например:

Предметные пиктограммы Глагольные пиктограммы

карандаш глаз солнце срывать бежать светить

Адъективные пиктограммы Наречные пиктограммы

солнечный весёлый синий внутри вокруг грустно

Следует отметить, что далеко не все лексемы, вводимые в структуру высказывания, можно отобразить пиктограммой. В работе с пиктографическим кодом учитывается уровень когнитивного развития ребёнка, его возможности, что определяет количество используемых символов; параллельно ведется работа над развитием зрительной памяти, внимания. После того как дети усваивают символику глагольных, именных, адъективных и наречных пиктограмм, учатся правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Как?» , приступают к знакомству с пиктографическим кодом в рамках предикативной пары (синтагмы), выраженной субъектом и предикатом. Таким образом, дошкольники учатся дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?». Например:

Бабочка

Комар

Кто?Жук Что делает?летит, садится, кружится

Пчела

Стрекоза

пчела летит садится кружится

Вертолёт

Что? Самолёт Что делает?летит, кружится, приземляется

Ракета

самолёт летит кружится приземляется

Детям предлагается составить предикативные пары с помощью линейной пиктограммы.

Например:Ёж колется. Иголка колется. Иголка лежит. Мяч лежит. Мяч прыгает. Девочка прыгает. Девочка бежит. Собака бежит.

ёж колется иголка лежит мяч прыгает девочка бежит собака

При изучении элементарных форм изменения и образования слов детям предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (^).

В процессе выполнения упражнений на понимание и употребление форм множественного числа существительных и глаголов ребёнок усваивает элементарные формы изменения слов с помощью опорных вопросов логопеда «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Что делают?» и т.д.

Например: Что?Самолёт. Что делает? Летит. Что? Самолёты. Что делают? Летят. При этом закрепляется пиктографический код множественного числа. Например:

самолёт самолёты варит варят

Самолёт летит Самолёты летят Синий карандаш Синие карандаши

Упражнение на понимание и употребление существительных, образованных с помощью суффиксов с уменьшительным значением. Логопед предлагает ребёнку назвать исходное слово «ласково». Например:

мяч мячик дом домик собака собачка

Образованные с помощью суффиксов к, ок, ик, очк, ечк существительные вводятся в двухсловную конструкцию. Например:

Мячик прыгает Зрелое яблочко Лучок - овощ

На последующем этапе работы количество слов в высказывании постепенно увеличивается:

Логопед предъявляет пиктографический образец, ребёнок «расшифровывает» его и чётко произносит фразу. Затем логопед предлагает дошкольникам изменить высказывание с помощью глагольных предикатов. Например:

Мальчик смотрит на жёлтую грушулюбит срывает ест

Составляя высказывания, дети с помощью стимулирующих вопросов моделируют высказывания (исключая предлог и заменяя предикат, включая второй предикат в структуру фразы). Например: Мальчик срывает жёлтую грушу. Мальчик ест жёлтую грушу. Мальчик любит смотреть на жёлтую грушу.

Затем дети учатся воспроизводить небольшие рассказы по пиктограммам. Например:

Катя пошла в лес за грибами

Рядом с девочкой бежала собака

Вдруг собака залаяла

Катя увидела под высоким деревом ёжика

Она взяла ёжика домой

Девочка накормила ёжика молоком

Пиктографическая запись помогает детям избегать пропусков слов, строить свой рассказ в соответствии с предложенной схемой.

Например, работа над текстом по лексической теме «Сад - огород» учитывает следующие этапы:

1. Предварительная беседа по теме рассказа.