Биографии

Написание не ни в словах. Отрицательная частица "не" и "ни": правила, примеры. Частица «не» с существительными

Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц «не » и «ни » с другими словами. Самым легким для понимания и запоминания правилом здесь является то, что:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостаёт (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С глаголами и деепричастиями частица «не» всегда пишется раздельно, кроме:

  • случаев, указанных в первом правиле;
  • приставок недо- в глаголах, имеющих значение «недостаточности действия»(недоедать, недопечь, недозреть).

Примечание. Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей «не », обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).

3. С именами существительными частица «не» пишется слитно:

  • если к слову с не можно подобрать синоним без этой частицы (неправда – ложь, недруг – враг); Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок значения слова говорит о слитном написании.
  • при образовании слова, обозначающего лиц, со значением противопоставления (профессионалы – непрофессионалы, русский – нерусский);

раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не друг, а враг, не счастье, а горе);
  • если слово с «не » обозначает не людей (слоны – не слоны, повесть – не повесть, холод – не холод).

Примечание. Исключения составляют слова-термины, которые пишутся слитно: металлы – неметаллы.

4. С именами прилагательными частица «не» пишется слитно:

  • если можно заменить прилагательное с «не » синонимом без этой частицы (неженатый – холостой, недружелюбный – враждебный, невысокий – низкий). Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок значения слова говорит о слитном написании.

раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не горькие, а сладкие; не ласковый, а грубый);
  • если прилагательное относительное (ваза не хрустальная, цепочка не серебряная) или качественное, обозначающее цвет (море не синее, полотенце не желтое);
  • (совсем не близкий путь, далеко не бесполезный совет);
  • если частица «не » подчеркивается в вопросительном предложении (Не верное ли это утверждение? – Разве это утверждение неверное?);
  • если прилагательное пишется через дефис (не торгово-промышленные предприятия).

Примечание 1. Краткие прилагательные пишутся с «не », так же, как и полные, от которых они произведены (неизлечимая болезнь – болезнь неизлечима, человек не умный, а глупый – человек не умен, а глуп);

Примечание 2. Если краткое прилагательное не имеет полной формы, то оно всегда будет писаться раздельно с частицей «не » (он не рад встрече).

5. С наречиями частица «не» пишется слитно:

  • если наречие заканчивается на –о, и его можно заменить близким по значению словом (невесело – грустно, невысоко – низко);
  • если наречие образовано от местоимения (негде, неоткуда, некогда, некуда);

раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не плохо, а хорошо, не слабо, а сильно);
  • при усилении отрицания с помощью пояснительных слов, таких как «далеко не», «вовсе не», «ничуть не» (совсем не трудно сделать, оказаться рядом далеко не случайно)
  • с наречиями в сравнительной степени (работать не хуже других, получать не больше остальных);
  • если наречие пишется через дефис (поступить не по-дружески, одеться не по-летнему).

Примечание 1. Не со следующими наречиями пишется раздельно: не сегодня, не совсем, не так, не иначе, не вполне, не здесь, не очень.

Примечание 2. Не пишется раздельно с наречными выражениями: не к добру, не по нутру, не в меру, не к спеху, не с руки, не по вкусу, не в пример.

6. С причастиями «не» пишется слитно:

  • если причастие полное и нет слов, от него зависимых (невысохшее белье, несданная книга, невымытый пол)

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, «не» с причастием пишется слитно: (крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример)

раздельно:

  • если причастие полное и имеет зависимые слова (Данные произведения остались не опубликованными при жизни писателя);
  • с краткими причастиями (долг не уплачен, костер не зажжен);
  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не напечатанный, а рукописный текст, не выдуманная, а реальная история).

7. Частицы «не» и «ни» с отрицательными местоимениями пишутся слитно

Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как…, не что иное, как… от оборотов никто иной не…; ничто иное не…, например: это был не кто иной, как твой родной брат, но: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар; но: ничто иное не могло бы меня испугать.

8. Слитно частица «ни» также пишется с некоторыми наречиями (нимало, никак, нигде, нипочем).

Со всеми остальными частями речи частица ни пишется раздельно.

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить все случаи, в которых НЕ либо НИ пишутся по традиции.

Обратитесь к Приложению 1 и заполните, где нужно, пробелы в словах.

Когда следует писать НЕ, а когда НИ в случаях типа

н… верил н… во что,

н… просыпал н… крошки?

Значение подобных выражений складывается из двух составляющих: отрицания чего-либо (не верил, не рассыпал) и усиления этого отрицания (ни во что, ни крошки). Соответственно, отрицание оформляется с помощью частицы НЕ, а его усиление - с помощью НИ.

Не следует путать этот случай с двойным отрицанием типа не мог не остаться (то есть остался). Здесь дважды пишется частица НЕ.

Бывает непросто различить правописание НЕ и НИ в следующих случаях:

Кому он только н… жаловался!

Кому он н… жаловался, никто не хотел помочь.

В первом случае перед нами восклицательное предложение с обобщающим значением (в таких предложениях часто встречается слово только ). Его утвердительное значение можно истолковать через вопрос: «Остался ли хоть кто-нибудь, кому он не пожаловался?». Этот вопрос носит риторический характер (на него не требуется давать ответ). В подобных предложениях следует писать НЕ.

Во втором случае перед нами сложноподчиненное предложение, в котором придаточная часть имеет уступительное значение (никто не хотел помочь, хотя он жаловался всем). В придаточной части с уступительным значением следует писать НИ.

Можно допустить ошибку в написании следующих сочетаний:

Не кто иной (другой), как…

Не что иное (другое), как…

В этих случаях следует писать частицу НЕ.

Употребление частиц НЕ и НИ

НЕ - отрицательная частица. Она придает отрицательное значение тому члену предложения, перед которым стоит (был не раз).

НИ - это частица, которая может выступать в нескольких значениях: и для выражения отрицания, и для выражения усиления, и для выражения утверждения.

Изучение этой орфограммы требует особого внимания.

Он уже ничего н.. просил. Кого я н.. просил, все лишь руками разводили. Н.. деревца в степи. Где он только н.. бывал!

Типичные случаи, в которых употребляется частица НЕ

Типичные случаи, в которых употребляется частица НИ

Частица НЕ придает отрицательное значение члену предложения, стоящему за ней:

не в первый раз;

не тот город.

Частица НЕ употребляется в восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словом только ):

Кто еще здесь не был?

Кто только не гостил здесь!

Частица НИ употребляется для усиления отрицания при имеющемся в предложении слове с отрицающим значением:

не знает ни слова.

Не следует путать этот случай с двойным отрицанием типа «не мог не остаться ».

Частица НИ употребляется при пропущенном сказуемом НЕТ, выражающем отрицание:

вокруг ни облачка.

(Ср.: Вокруг нет ни облачка ).

Частица НИ употребляется для выражения утверждения в придаточной части сложного предложения после слов кто, что, как, куда и т. п.:

Как ни старайся, ничего не выйдет.

Он уже ничего НЕ просил. (Частица НЕ придает отрицательное значение стоящему за ней глаголу.)

Кого я НИ просил, все лишь руками разводили. (Частица НИ в придаточной части сложного предложения выражает утверждение (=всех просил ).)

НИ деревца в степи. Частица НИ стоит при пропущенном сказуемом НЕТ. (Нет ни деревца в степи .)

Где он только НЕ бывал! (Частица НЕ употребляется в восклицательном предложении при слове ТОЛЬКО.)

НЕ либо НИ в местоимениях

Н..кто не придет; н..кого было винить; н.. у кого спросить; н.. от кого не зависел.

Никто́ не придет. Не́кого было винить. Не́ у кого спросить. Ни от кого́ не зависел.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва