Биографии

Память стадии памяти виды памяти. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память

ВИДЫ ПАМЯТИ (англ. kinds of memory ) - различные формы проявления мнемической деятельности . Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная , Память слуховая , Память тактильная .) Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая , Память эмоциональная ).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание , Произвольное запоминание ).

3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная , Сенсорный регистр , Память иконическая , Память эхоическая ), кратковременную память (см. Память буферная ) и долговременную память (см. Память процедурная ). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти (см. Память оперативная ), обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. (См. Память первичная и вторичная .)

Т. о., в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. П. в., выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае м. б. либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные П. в., выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой 2 стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. (Т. П. Зинченко.)

Виды памяти

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти .

У человека преобладающим является зрительное восприятие . Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна . В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминание процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

Запечатление, - непроизвольное запоминание, - произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте . Сохранение имеет две формы:

Собственно сохранение и - забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека. Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер. Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности .

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение - процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

Узнавание, - собственно воспроизведение, - припоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта. Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю» (в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно (без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда, например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное . Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование – связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее .

Виды памяти:

    по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память – на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.

Память человека связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация видов и типов памяти но разным основаниям.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная , или мгновенная , память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 0,25 до 2 с. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в кратковременную является направленность на нее внимания субъекта. Если информация не оценивается в качестве значимой, следы стираются.

Кратковременную память отличает хранение информации до 30 с. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминания о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти – это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Американский психолог Дж. А. Миллер измерял объем памяти, используя различный Стимулъный материал. Оказалось, что объем памяти равен 7 ± 2 элемента независимо от характера запоминаемого материала. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов. Миллер назвал число 7 "магическим", сопоставив его со многими аспектами жизни человека и особенностями его психики: семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы, чтобы число групп не превышало семи.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Так, человек-оператор удерживает в памяти поступающую с пульта управления информацию до принятия соответствующего решения, после чего забывает ее.

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. По не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, оказывается доступной для воспроизведения. Ее доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для субъекта, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных видов деятельности, для достижения различных целей. В соответствии с характером цели различаются непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Человек может выполнять какую-либо деятельность: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, при этом совершенно не думая о том, чтобы что-то запомнить, тем не менее определенную информацию он запоминает. В других случаях человек сознательно, намеренно ставит перед собой цель что-либо запомнить, например учебный материал, текст доклада и т.п. Такая цель называется мнемической (от греч. mneme – память), а запоминание – произвольным.

Произвольное запоминание – это специфически человеческая форма памяти, при которой запоминание выделяется в особую мнемическую деятельность. Чтобы ее осуществлять, человеку требуется применять усилия.

пример

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания. Советский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) изучил факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Он интересовался у своих сотрудников тем, что они запомнили по дороге из дома па работу. Заранее никто не был предупрежден о таком опросе. Обобщив полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что непроизвольно запоминаются новые, необычные, яркие события, которые каким-то образом связаны с интересами человека, являются значимыми для него.

В опытах П. И. Зинченко (1903–1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них цифрами. Если перед испытуемыми ставилась задача, разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали цифры. Если задача требовала от них работы с цифрами, они запоминали цифры, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что имеет отношение к целям и содержанию его деятельности.

Людям достаточно часто приходится произвольно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, юристу – соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса. Без произвольного запоминания невозможно никакое обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает трудности. Затратив много времени, чтобы запомнить материал, они в нужный момент не могут его воспроизвести.

А. Н. Леонтьев писал: "Для того, чтобы увидеть, надо смотреть, для того, чтобы услышать, надо слушать, а для того, чтобы запомнить, надо запоминать".

Приемы, улучшающие произвольное запоминание , разделяются на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Они связаны с его пониманием и логическим анализом.

пример

А. А. Смирнов показал, что осмысливание и понимание материала, выделение главной мысли, разделение на смысловые части, включение в структуру ассоциаций повышают продуктивность произвольного запоминания.

Вторая группа приемов основана на применении к материалу искусственных связей, или мнемотехнических приемов, например группировки или "метода посредников".

пример

Так, телефон 836–12–83 легче запомнить, представив его как 83–612–83. Метод посредников часто используется учащимися для запоминания сложного материала. Например, число я – 3,1416... запоминается с помощью фразы "Что я знаю о кругах" (но числу букв в каждом слове). Осмысление материала и применение мнемотехнических приемов может сделать процесс запоминания управляемым и существенно расширить возможности человеческой памяти.

Л. С. Выготский разделял все психические процессы на два вида: натуральные и культурные. Натуральные процессы осуществляются без использования специальных средств. Использование различного рода средств свойственно только человеку и характеризует опосредствованные процессы. По этому критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память . С давних времен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелок на память, зарубки, заметки, впоследствии письменность и другие внешние средства. Овладение речью сделало возможным превращение внешних средств запоминания во внутренние. В качестве внутренних средств человек стал использовать логические операции.

Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным.

Если у человека не сформированы внутренние средства для запоминания материала, он будет запоминать его механически.

Механическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что нашло отражение в поговорке "повторение – мать учения".

Повторение – важный и эффективный способ запоминания, но только в том случае, если оно основано на понимании и смысловой переработке повторяемого материала.

пример

Например, школьнику очень трудно запомнить и воспроизвести определение сложного научного понятия. Если же он понял сущность описываемого им процесса или явления, соотнес со своим личным опытом, сравнил с другими процессами, т.е. осмыслил запоминаемый материал, результат запоминания будет значительно лучше.

Г. Эббингауз, используя созданный им метод "бессмысленных слогов", показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз ниже, чем осмысленного. Иногда человек встает перед необходимостью запомнить что-либо механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но основой учения является осмысленное логическое запоминание.

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала. Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память.

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. Мы помним цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах розы и множество других впечатлений, а также сложные перцептивные образы: произведения живописи, музыки, парфюмерные запахи. В свою очередь, образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Вербальная память – основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек.

Двигательная память очень прочная. Если ребенок в раннем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через 30 и более лет навыки сохраняются.

Эмоциональная память – это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются. Судьба пережитых аффектов может быть различной. Аффекты, травмирующие психику, иногда полностью вытесняются из сознания. В других случаях следы пережитых аффектов могут сохраняться в памяти в течение всей жизни человека. Если ситуация, вызвавшая аффект, повторяется, он может возникнуть снова. Методом профилактики в этих случаях является смягчение следовых аффектов или их изживание.

В психологии накоплен большой фактический и экспериментальный материал относительно закономерностей запоминания и забывания .

Так, Г. Эббингауз установил, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% ("кривая Эббингауза"). Эту закономерность полезно учитывать при выборе времени и определении количества необходимых повторений материала. Если многократно повторять слова, текст или цифры без перерыва, человек утомляется, его внимание и память притупляются. Если материал не повторять в течение следующих суток, практически весь процесс запоминания придется начинать заново. Целесообразно повторить материал через час. В этом случае повторение остановит процесс стирания следов и закрепит их.

Еще одна закономерность выявляет различия в запоминании начальных и конечных стимулов – "закон ряда". Если испытуемому предъявить для запоминания ряд из 10– 12 стимулов (цифр или слов), он запомнит гораздо лучше первые и последние. Средние стимулы, как правило, не запоминаются. Это происходит иод влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения:

  • проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим;
  • ретроактивное торможение проявляется в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.

пример

Учителю важно учитывать данную закономерность при планировании урока, в частности при выборе времени для объяснения нового, особенно трудного материала. Согласно "закону ряда" это лучше делать в начале или в конце урока.

Иногда человек не может правильно воспроизвести запоминаемый материал даже после многочисленных повторений. Он устает, решает, что у него плохая память и прекращает безуспешные попытки. Однако утром с удивлением обнаруживает, что все помнит. Подобное явление называется реминисценцией – более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным. При забывании воспроизведение заученного материала ухудшается, а при реминисценции улучшается, вследствие чего ее считают явлением, противоположным забыванию. Причинами реминисценции являются восстановление функционального состояния мозга и "скрытые" повторения, неосознаваемые человеком. В художественном творчестве реминисценцию часто используют как специальный прием, вызывающий воспоминания, которые помогают лучше понять смысл художественного произведения.

Б. В. Зейгарник установила связь между забыванием и степенью завершенности действия. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца ("эффект Зейгарник").

Для каждого человека характерны индивидуально- типологические особенности памяти . Тип памяти определяется ее специфическими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Может иметь место преимущественное развитие вербальной, образной, двигательной или эмоциональной памяти. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий или профессии. При хорошей двигательной памяти легче достигнуть успехов в спорте или хореографии. Эмоциональная память полезна в актерской профессии. Тин памяти складывается иод влиянием особенностей нервной системы и основного вида деятельности, в которую включен человек. Обучение ребенка музыке создает условия для развития у него слуховой памяти, рисованию – зрительной. У некоторых людей индивидуально типологические особенности памяти делают ее резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти.

пример

Из исторических примеров известны особенности памяти Наполеона, который знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера. Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов. А. Р. Лурия описал память своего пациента Шеришевского, который практически запоминал всю информацию и был лишен забывания. Пользы это ему не принесло: по существу, он не мог заниматься никакой производительной деятельностью.

Знание особенностей своей памяти полезно каждому человеку. Учитель, которому приходится запоминать большое количество материала, в зависимости от типа памяти может использовать различные средства, например опорные конспекты, записи, схемы, рисунки. Важно также учитывать особенности памяти и уровень развития мнемических способностей учащихся. Это помогает более рационально использовать систему индивидуальных заданий, более объективно оценивать результаты устных или письменных ответов, консультировать старшеклассников по вопросу выбора профессии.

Для определения видов человеческой памяти большинство психологов (С. Костюк, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.) Выделяет следующие критерии: содержание материала; характер цели деятельности; закреплении и хранения материала.

В зависимости от содержания память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память является одним из условий образования различных умений и навыков, необходимых в учебной, трудовой и других видах деятельности человека. Сущность этой памяти заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Сложные виды памяти существуют только благодаря двигательной, которая дает человеку возможность сознательно использовать закрепленные комбинации движений при выработке их новых систем.

Эмоциональная память хранит переживания и чувства, связанные с событиями прошлого. Запоминается прежде всего то, что вызывает эмоции. Известный режиссер К. Станиславский подчеркивал: если вы, вспоминая давно пережитое, способны бледнеть, краснеть - у вас есть эмоциональная память. Этот вид памяти предоставляет опыту индивида глубоко личностью характера и отличается особой устойчивостью. Глубоко пережитые события трудно забыть.

В. Мясищев, исследуя устойчивость эмоциональной памяти, выяснил, что точность запоминания учениками картинок, которые им показывают, зависит от эмоционального отношения к ним - положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении ученики запомнили все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего 7 картин. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к восстановленного чувства как к воспоминаниям чувство, ранее пережитого. Так, человек, которого в детстве напугал или покусала собака, пугается затем при каждой встрече с ней.

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений предметов, явлений, их свойств. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимают объекты при их запоминании, эту память делят на обонятельную, зрительную, тактильную и тому подобное.

Образы, представления запомненных предметов, явлений, ассоциируясь со словами, закрепляются в них и благодаря этому приобретают относительно устойчивый характер. Язык является средством осознания человеком его чувственного опыта, который является источником наших знаний о внешнем мире. Важной задачей учителей является постоянное обогащение образной памяти учеников, чтобы их знания опирались на фактический, наглядно-образное содержание.

Особыми мнемическая образами является эйдетического (от гр. Eidos - вид, образ), которые хранятся в памяти ярко и четко без изменений от нескольких минут до нескольких часов, а иногда до нескольких лет. А.Р. Лурия описал случай выдающейся эйдетической памяти Шерешевского, который воспроизводил практически все, что запоминал. Эта память присуща художникам, музыкантам, а также детям дошкольного и младшего школьного возраста. Образная память - не пассивна копия предметов и явлений действительности, а особая активность, направленная на решение познавательной задачи.

Словесно-логическая память формируется в процессе психического развития человека на основе образной. Характерными ее чертами являются точность воспроизведения и значительная зависимость от воли. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и объемом: что короче материал, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость материала обеспечивается за счет как простого урезания, так и выделение существенного.

Особенности этой памяти оказываются и в запоминании только содержания материала. В процессе его вычленения происходит переработка текста в более общих понятиях. Воспроизведение такого материала это переход от обобщенных понятий к конкретным. Постепенно, благодаря связи памяти с мышлением и языком, развивается словесно-логическая память.

Виды памяти в зависимости от характера цели деятельности делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память осуществляется без цели, без волевого усилия запомнить и воспроизвести. Она всегда является следствием определенной практической деятельности человека, поэтому ее результативность определяется способом организации этой деятельности (например, в игровой форме изучать моря, океаны, проливы и т.д.).

Непроизвольная память начинает работать тогда, когда человек пытается, например, понять материал, и через определенный промежуток времени он запоминается, в нем определяются внутренние и внешние связи. Эту особенность непроизвольной памяти с успехом используют во всех методах активного обучения.

Произвольная память предполагает наличие четко определенной цели что-то запомнить, воспроизвести, припомнить. Главным орудием этой памяти является язык: человек использует слово как же инструкцию для запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной логической памяти требует не только накопления знаний, но и овладение определенной системой умственных операций.

Процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемические действиями, которые выполняют с помощью мнемических операций, а именно: включение материала в систему опыта индивида; поиска и выделения способа организации материала для его последующего воспроизведения; создание единиц воспроизводства на основе установления пространственно-временных связей между элементами материала и тому подобное. Результатом становится мнемический образ, который помогает в подготовке к деятельности в будущем. Критерием развитой произвольной памяти является мера осознания индивидом цели и содержания запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная и произвольная память - это два последовательных этапа развития памяти. Непроизвольная память генетически является первым видом памяти, она без специальных усилий обогащает наш опыт. Произвольная память дает человеку возможность управлять своей памятью.

В зависимости от времени хранения материала память делят на сенсорную, кратковременную и длительную.

Сенсорная память фиксирует и сохраняет информацию в афферентных частных анализаторов (во внутренних каналах уха, на сетчатке глаза, в окончаниях кожного, обонятельного, вкусового нервов) в течение 250 мс.

Эту память, мгновенный отпечаток разной модальности, называют над-кратковременной. Необходимое условие содержание информации в сенсорной памяти - наличие установки на ее появление.

П.И. Зинченко считает, что сенсорная память длительностью 100 мс создает возможность предметной отнесенности образа, однако ни константа, ни обобщенность еще не формируется. Благодаря ей индивид может распознавать образы еще в процессе их формирования. Так, в зрительной сенсорной памяти происходит первичная обработка информации, поступающей ее отбор (фильтрация), сканирования (считывания), после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в центральные каналы - в кратковременную, а затем и длительную память.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением.

Кратковременная, или оперативная, память осуществляет ввод и получение информации из длительной памяти для удовлетворения актуальных потребностей человека. Взаимосвязь между сенсорной, кратковременной и длительной памятью показано на рис. 8.2.

Рис.8.2. Схема временных видов памяти

Новая информация может поступать в систему памяти только через сенсорную память. Для того чтобы быть сохранена, она должна перейти оттуда в кратковременную память, которую еще называют рабочей, оперативной, где осуществляется переработка и осознание информации, а затем - в длительную память, которая является базой постоянных знаний. В кратковременную память может переходить информация с длительной памяти, которая необходима для узнавания поступившей из сенсорной памяти, а также в ситуации воспроизведения.

Эта память обслуживает актуальные потребности деятельности и имеет ограниченный объем. Очень важно сосредоточиться на объектах запоминания. Американский психолог Дж, Миллер доказал, что объем кратковременной памяти ограничен. В зависимости от сложности объектов запоминания количество их может колебаться в пределах от 5 до 9 (7 ± 2), то есть в среднем кратковременная память способна одновременно хранить семь элементов. Индивид может увеличить количество информации, удерживаемой в кратковременной памяти, путем перекодирования элементов в новые структурные единицы. Главное - сделать их более информационно насыщенными за счет группировки, схематизации, обобщения в единый целостный образ. Важно также активно проговаривать, повторять этот материал.

Перевод информации из кратковременной в длительную нередко вызывает трудности, потому что сначала необходимо осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает, а затем повторить. Механический характер проговаривание материала приводит к забывания, если он осмыслен и сопровождается мнемическая действиями, то переходит в длительную память.

Длительная память сохраняет человеческий опыт и обеспечивает долговременное хранение материала и последующее использование в деятельности. Это - самый сложный вид памяти. Материал в ней сохраняется, подвергаясь воздействию процессов запоминания, забывания, воспроизведения.

Длительную память делят на два типа: первый - с сознательным доступом, то есть человек может по своему желанию вспомнить нужную информацию; второй - с закрытым доступом. В этом случае человек в естественных условиях не может пользоваться длительной памятью, и лишь во время гипноза, благодаря раздражению всех участков головного мозга, актуализируются во всех деталях образы, переживания собственной жизни. Известны случаи феноменальной памяти и уникальных способностей считать, связанные с доступом к этому виду памяти. У людей с феноменальной памятью информация восстанавливается после длительного хранения (десятки лет) без изменений. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти преобразований и способности к забывания. У людей, которые не имеют описанных способностей, длительная память без произвольного доступа составляет, вероятно, базу интуиции.

Психологи основном изучают проблемы длительной памяти с сознательным доступом (проблемы запоминания и воспроизведения). Она начинает функционировать не сразу после восприятия и запоминания материала, а лишь через некоторое время.

Организация материала в длительной памяти подчиняется определенным принципам, в частности, использованию средств, зависимости запоминания от места материала в структуре деятельности. Последний принцип обоснован в исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, где освещены зависимость запоминания от связей материала с мотивами, целями и условиями деятельности.

Рассмотрены виды памяти взаимосвязаны как содержанием того, что запоминается и воспроизводится, так и целью деятельности, длительности хранения информации. В частности, словесно-логическая память также невольной или произвольной; одновременно она обязательно является кратковременной или длительной.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.