Биографии

Письмо джеймса роджерса из массачусетского университета психологии. Технология лжи: «массачусетский эксперимент. Очень короткая история, которой никогда не было

На фотографии запечатлен доктор Джеймс Роджерс . В 1965 году он был приговорен к казни на электрическом стуле за так называемый “массачусетский эксперимент” , однако за два дня до казни будучи в камере он покончил с собой, отравившись цианидом калия, ампулу которого принес ему кто-то из его пациентов.

Недавно “Массачусетский университет психологии и невропаталогии”, в котором работал доктор Роджерс, официально заявил, что этот эксперимент имеет большое научное значение, а его эффективность неоспорима. В связи с этим ректор университета доктор Филл Розентерн попросил прощения у оставшихся родственников Джеймса. А все дело в том, что доктор Джеймс Роджерс использовал уникальную, разработанную им самим методику вылечивания казалось бы безнадежных больных. Он усиливал их паранойю настолько, что новый ее виток исправлял предыдущий. Иными словами, если человек считал, что везде вокруг него ползают жуки, доктор Роджерс говорил ему, что так оно и есть. Весь мир покрыт жуками. Некоторые особо чувствительные люди их видят, остальные же настолько привыкли к этому, что просто не замечают их. Государство все знает, но держит это в тайне дабы не допускать паники. Человек уходил совершенно уверенный, что с ним все в порядке, смирялся и старался не замечать жуков. Через какое-то время он чаще всего переставал их видеть. На суде выступал некто Аарон Платновский, который болел когнетивно-энфазийным расстройством. Он считал, что он жираф. Ни логические доводы, ни сравнение его фотографии с изображением жирафа не помогали. Он был уверен в этом абсолютно. Он перестал разговаривать, отказывался принимать обычную пищу, кроме листьев.

Доктор Роджерс попросил одного знакомого биолога написать небольшую статью в которой более-менее научно описать недавнее ошеломительное открытие ученых: в природе существуют жирафы, которые практически ничем не отличаются от людей. То есть отличия есть – чуть больше сердце, чуть меньше селезенка, но и поведение и внешний вид и даже образ мысли совершенно совпадают. Ученые не разглашают эту информацию чтобы не допустить паники, а эту статью должен сжечь любой, кто ее прочтет. Больной успокоился и социализировался. К моменту судебного процесса он работал аудитором в крупной фирме в Колорадо. Увы, суд штата счел доктора Роджерса шарлатаном а эксперимент – бесчеловечным. Его приговорили к высшей мере. Он отказался от последнего слова, но передал судье письмо, которое просил опубликовать в какой-нибудь газете. Письмо опубликовала “The Massachusetts Daily Collegian”. Письмо оканчивалось словами: “Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так. Если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах. И лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. В таком случае человек считающий, что он жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего. Кто-то из вас верит в НЛО, кто-то в Бога, кто-то в утренний завтрак и чашку кофе.

Живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как вера в Бога заставит вас убивать, вера в НЛО – бояться похищения, вера в чашку кофе по утру – станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодным и совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. Так что не важно какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны”

Однако статусами делятся не только в надежде получить ценный подарок и победить мировое зло, но и с целью как можно шире распространить среди друзей (и их друзей) нечто разумное, доброе и вечное. В честь десятилетнего юбилея социальной сети Slon собрал десять фейковых цитат, фотографий и историй, ставших настолько популярными, что уже практически невозможно поверить в то, что все это когда-то было неправдой.

Черно-белая фотография и история «доктора Джеймса Роджерса, в 1965 году приговоренного к казни на электрическом стуле за так называемый массачусетский эксперимент», стала культовой в рунете за считанные месяцы. «Доктор» якобы разработал уникальную методику лечения больных.

«Он усиливал их паранойю настолько, что новый ее виток исправлял предыдущий. Иными словами, если человек считал, что везде вокруг него ползают жуки, доктор Роджерс говорил ему, что так оно и есть. Весь мир покрыт жуками. (...) На суде выступал некто Аарон Платновский, который болел когнитивно-энфазийным расстройством. Он считал, что он жираф. Ни логические доводы, ни сравнение его фотографии с изображением жирафа не помогали. Он был уверен в этом абсолютно. Он перестал разговаривать, отказывался принимать обычную пищу, кроме листьев. Доктор Роджерс попросил одного знакомого биолога написать небольшую статью, в которой более-менее научно описать недавнее ошеломительное открытие ученых: в природе существуют жирафы, которые практически ничем не отличаются от людей. То есть отличия есть - чуть больше сердце, чуть меньше селезенка, но и поведение, и внешний вид, и даже образ мыслей совершенно совпадают. Ученые не разглашают эту информацию, чтобы не допустить паники, а эту статью должен сжечь любой, кто ее прочтет. Больной успокоился и социализировался. К моменту судебного процесса он работал аудитором в крупной фирме в Колорадо. Увы, суд штата счел доктора Роджерса шарлатаном, а эксперимент - бесчеловечным. Его приговорили к высшей мере».

Популярность пост про массачусетский эксперимент приобрел в первую очередь в связи с цитируемым в нем «предсмертным письмом» доктора Роджерса из газеты The Massachusetts Daily Collegian. Письмо якобы оканчивалось словами:

«Кто-то из вас верит в НЛО, кто-то в бога, кто-то в утренний завтрак и чашку кофе. Живя в гармонии со своей верой - вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения - как вера в бога заставит вас убивать, вера в НЛО - бояться похищения, вера в чашку кофе поутру станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодным и совершенно неизвестным вам миром, которым наш мир, скорее всего, и является. Так что не важно, какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите - они существуют, пока вы с ними не сражаетесь - они не опасны».

Доктора Джеймса Роджерса никогда не существовало, и к казни его, следовательно, никто не приговаривал. Массачусетский университет психологии и невропатологии, в котором якобы происходил эксперимент, не упоминается нигде, кроме ставшей хитом соцсетей заметки. А мужчина на фото - писатель и журналист Хантер Томпсон. Весь сыр-бор - результат Facebook-розыгрыша писателя Александра Шамарина, решившего таким образом проверить доверчивость друзей. Друзья проглотили наживку и поделились ею со своими друзьями. Как результат - Google сейчас находит более 11 тысяч страниц с описанием придуманного Шамариным в мае 2013 года эксперимента. Сам пост, по всей видимости, вдохновлен повестью братьев Стругацких «Далекая радуга», где упоминается так называемая Массачусетская машина - суперкомпьютер, «подмявший людей под себя».

Довольно недавно по просторам интернета стала бродить информация следующего содержания: на снимке представлен доктор Джеймс Роджерс. В 1965 он был приговорен за проведенный им эксперимент, названный массачусетским, к высшей мере наказания - казни на электрическом стуле.

Но за два дня до исполнения приговора он покончил жизнь самоубийством, приняв цианид калия. Ампулу с ядом принес ему один из его пациентов. После инцидента ректор Массачусетского университета психологии и невропатологии Филл Розентерн сделал официальное заявление о том, что Джеймс Роджерс внес огромный вклад в развитие психологии, а также попросил прощения у убитых горем родственников.

Массачусетский эксперимент

Понятное дело, к смертной казни просто так никого не приговаривают. Что же сделал такого доктор Джеймс Роджерс - психолог и работник Массачусетского университета, чтобы получить такой суровый приговор?

Дело в том, что доктором Роджерсом была разработана уникальная методика лечения психических растройств, которые перетекали в глубокую паранойю, и которые до этого не поддавались лечению. Вместо того чтобы лечить параноидальное растройство, он, наоборот, его усиливал настолько, что новая ступень исправляла предыдущую. Чтобы было понятнее, приведем пример.

Допустим, человек считает, что везде в мире ползают жуки. Вместо того, чтобы копаться в причинах этого, Джеймс Роджерс говорил пациенту, что это действительно так, что жуки действительно повсюду. Более того, их видят только очень чувствительные люди, остальные же их просто не замечают. При этом правительство умалчивает эту информацию, боясь паники. Убедившись в том, что он абсолютно нормальный, пациент успокаивается и со временем свыкается с этой мыслью, не обращая на жуков никакого внимания. Некоторые даже переставали их видеть.

Свидетельство пациента

Известно также, что на суде свидетельствовал пациент доктора Роджерса, который страдал когнитивно-энфазийным расстройством и считал себя жирафом.

Никакие доводы при этом не смогли доказать обратного, даже сравнительные фотографии. Более того, он начал отказываться от нормального питания, утверждая, что ест только листья деревьев. Джеймс Роджерс сделал следующее: он попросил своего друга-биолога написать статью, в которой описывается феноменальное научное открытие ученых. Оно свидетельствует о том, что найден новый вид жирафов, которые практически во всем схожи с людьми (внешний вид, поведение, образ мышления и т. д.). Отличия были несущественными - немного уменьшена селезенка и увеличено сердце. Прочитавший эту статью обязан был её сжечь после прочтения, чтобы не вызвать панику у остального населения. Метод подействовал, и больной не только прекрасно влился в общество, но и на момент судебного заседания работал в большой компании аудитором.

Решение суда

Но вопреки прекрасным результатам и толпе счастливых и нормально себя чувствующих пациентов, массачусетский эксперимент был признан фальсификацией, сам доктор Роджерс - шарлатаном, а его лечение - аморальным и бесчеловечным. Как уже было сказано, суд приговорил доктора к смертной казни. Он не стал оправдываться и даже отказался от последнего слова, только передал судье записку и попросил опубликовать её содержимое в какой-нибудь газете. В ней было написано следующее.

Есть над чем задуматься

Очень занимательная история, не правда ли? Мало того, что она вызывает некое сочувствие к доктору Роджерсу, который организовал массачусетский эксперимент, так еще и наталкивает на кое-какие размышления. Например, зачем приговаривать к смерти человека, который дает второй шанс на нормальную жизнь людям, страдающим паранойей? Ведь, свыкнувшись со своими «демонами» в виде галлюцинаций или ошибочных (как считают остальные, «нормальные» обитатели социума) суждений о каких-то простых вещах или самом себе (как в случае с жирафом), пациенты приняли свои изъяны и даже не обращали на них внимания, живя среди психически здоровых людей.

Или другой вопрос: почему суд посчитал аморальным то, что массачусетский эксперимент помог принять пациенту свое психическое расстройство, что позволило ему нормально жить и работать среди людей? Ведь со временем такие люди переставали обращать внимание на все расстройства, которые в некоторых случаях вообще пропадали. Ну и, пожалуй, самый главный вопрос: действительно ли может помочь обратный эффект, если лечение привычными методами не помогает?

Правда или ложь?

Можно подумать, что последний вопрос бессмысленный, так как результаты исследований и выздоровевшие пациенты - лучшее тому доказательство. И это было бы так, если бы не одно но. Данная история - не более чем выдумка, которая мигом распространилась по всемирной паутине. И придумал её некто Александр Шамарин и разместил на своей страничке в Facebook в 2013 году, 21 мая. Не верится? Ну никто не мешает поискать информацию о докторе самостоятельно.

Был ли на самом деле проведен массачусетский эксперимент? Вряд ли. На большинстве сервисов (примерно 80% из всего количества) эта история будет описана точь-в-точь, как у автора на страничке в социальной сети, вплоть до орфографических ошибок.

Зачем всё это?

Зачем такой грандиозный фэйк (кстати, в "Фейсбуке" это история набрала более 350 тысяч просмотров) был создан? Как сообщает сам автор, массачусетский эксперимент доктора Роджерса описан ради веселья. Задумал как-то Александр Шамарин сам повеселиться и друзей порадовать, и написал около 15 штук подобных рассказов, после распечатал, поставил культурно в рамочку и устроил выставку «Персона нон грата» у себя дома. Цель создания выставки была одна-единственная: пригласить друзей в гости не просто выпить, а ещё культурно и с пользой провести время.

Автор культового фэйка

Александра Шамарина можно по праву назвать автором культового фэйка, который привлек внимание более трети миллиона обитателей "Фейсбука" и молниеносно заполонил интернет. Понятное дело, никакого Джеймса Роджерса не существует, а на фото изображен не кто иной, как Томпсон Хантер Стоктон - журналист и писатель из США, который основал гонзо-журналистику и написал всемирно известный роман «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (на его основе снят фильм). И экспериментальная психология к нему никак не относится.

Массачусетс Александр выбрал исключительно из-за того, что это «уморительно звучит», кроме того, в Массачусетском технологическом учились Говард Воловиц (персонаж сериала «Теория большого взрыва»), Гордон Фримен (главный герой вселенной Half-Life) и профессор Фарнсворт (персонаж мультсериала «Футурама»). Кстати, хоть автор и не читал «Далекую радугу» братьев Стругацких, его рассказ является отсылкой к «Массачусетской машине» из этого произведения, так как это автоматически прибавляет +10 к уровню интеллекта и крутости.

Нужно думать, а не слепо верить

Никто не вправе обвинять Александра Шамарина за то, что он создал такой грандиозный фэйк. Он лишь написал интересный и даже немного поучительный рассказ, который может дать почву для размышления о многих вещах. Люди сами поверили в него и распространили по сети. Что это значит? Не стоит слепо верить каждой статье или новости, размещенной в блогах, а тем более в социальных сетях. Однако это не повод не читать их.

Кроме того, вполне возможно, что подобная экспериментальная психология или похожие методы лечения болезней действительно появятся и будут показывать поразительные результаты.

В одной из своих книг братья Стругацкие упомянули "Массачусетский кошмар" - как в технологическом институте Массачусетса создали искусственный разум и едва успели его выключить, так как "это было ужасно". Спустя полстолетия замечательная выдумка фантастов стала реальностью. Исследователи Массачусетского технологического института создали алгоритм искусственного интеллекта Norman, который получил свое имя в честь персонажа фильма Альфреда Хичкока "Психо". Этот алгоритм обучен распознавать и интерпретировать любые изображения. Но это не обычный пример искусственного интеллекта: "Норман" во всем видит ужасы.

Обычный алгоритм программы искусственного интеллекта, отвечая на вопрос, что он видит на изображении, обычно интерпретирует его как что-то сугубо положительное. Но когда двум ИИ - обычному и "Норману" - показали карточку из теста Роршаха, стандартный ИИ увидел цветы в вазе, а "Норман" - застреленного человека. Как пишет ВВС , на нечетком фото дерева обычный ИИ увидел стаю птиц на ветке, тогда как "Норман" - человека, которого пытают током.

Этот психопатический алгоритм был создан исследователями, которые пытались понять, как повлияют на восприятие мира искусственным интеллектом фотографии и "изображения из темных уголков интернета". Программе показывали фотографии людей, погибающих в ужасающих обстоятельствах. А когда алгоритму, который научился распознавать изображения и описывать их, представили тест Роршаха, он видел только трупы, кровь и разруху в каждой кляксе теста. Другой алгоритм искусственного интеллекта, который учился вместе с "Норманом", но на позитивных фотографиях, не увидел ничего ужасного в кляксах Роршаха.

Та самая карточка теста Роршаха: ИИ увидел вазу с цветами, а "Норман" - убийство

Программы искусственного интеллекта уже могут писать новостные сообщения, создавать новые уровни видео игр, помогать анализировать финансовые и медицинские отчеты и многое другое. Напомним, например, о написанной главе из Гарри Поттера . Но эксперимент с алгоритмом Norman указывает, что если алгоритм искусственного интеллекта базируется на плохо подобранной изначальной информации, то он сам станет приходить к неудобоваримым выводам.

Так, в мае 2017 года были опубликованы результаты исследования, показавшие, что алгоритм, используемый одним из судов в США для определения степени риска при освобождении задержанных под залог, предвзято относился к чернокожим арестантам. Алгоритмы прогноза преступности, которым пользуются полицейские многих городов в США, также были пойманы на подспудном расизме, так как они основывают свои выводы на данных о преступности прошлых годов.

"Справедливость и объективность невозможно достичь математически. В том, что касается машинного обучения, предубеждения не так плохи сами по себе. Это лишь означает, что компьютерная программа обнаруживает стабильные параметры поведения", - утверждает профессор Разван. Он говорит, что эксперимент с Norman демонстрирует: программисты должны найти какой-то способ балансировать входящую информацию. "Для начала мы все должны понять, как именно эти компьютеры работают, - говорит он. - Сейчас мы обучаем алгоритмы точно так же, как мы обучаем людей, и есть риск того, что мы не все делаем правильно".

Что же такое фашизм в общем виде? Это тоталитарный строй, реализующий примат интересов государства над интересами личности, допускающий (в отличие от коммунизма) ограниченную экономическую свободу и, как правило, опирающийся на более или менее явную националистическю идеологию, включающую в себя ксенофобию и культ высшей расы. (Заметим, что "идеальный", утопический коммунизм последней составляющей начисто лишен; в реальном мире он, правда, с успехом заменяет национальную вражду классовой, но в будущем бесклассовом обществе реализует полное равноправие и интернационализм.) Посмотрим же теперь на мир Полудня.

Прежде всего заметим, что этот мир вполне тоталитарен. В нем нет концлагерей (Стругацкие о них не пишут, и мы, следуя взятым на себя обязательствам, не будем считать, что они лгут или скрывают правду), однако в нем имеется весьма зловещая и притом весьма могущественная организация КОМКОН-2. Которую впору сравнить даже не с гестапо, а с инквизицией, ибо ее основная задача - торможение научно-технического прогресса. В определенном смысле это даже хуже прямого истребления неугодных режиму, ибо, как сказал Ромен Роллан, "Трижды убийца тот, кто убивает мысль". Впрочем, прямым убийством неудобных людей комконовцы тоже не брезгуют, причем даже не отягощая себя какими-либо судебными формальностями - см. "Жук в муравейнике". Собственно, сами авторы вполне отдают себе в этом отчет, утверждая открытым текстом, что основная идея "Жука" - если в обществе, даже самом хорошем, есть тайная полиция с неограниченными полномочиями, в таком обществе будут убивать невинных. Утверждается это вроде бы с осуждением, однако КОМКОН-2 не клеймится и не ликвидируется, как преступная организация, а Сикорски, лично застреливший Абалкина, именуется не преступником, а "несчастным". Жертва, мол, обстоятельств, прямо как какой-нибудь Буданов или Ульман. То есть авторы осуждают "перегибы на местах" (да и то деля сочувствие между жертвой и убийцей), но вовсе не систему тайной полиции, цензуры и деструктивного политического вмешательства в науку в целом.

Продолжим анализ "самого хорошего общества". Почему в нем нет концлагерей, кстати? И вроде бы даже наоборот - открыто борются с режимом диссиденты типа Бромберга, есть целое "движение дзюидистов", отстаивающее право науки развиваться без ограничений... Однако движение это, во-первых, предельно маргинализировано властью, его участники именуются не иначе как "экстремистами" (хотя не имеют разрушительных целей, не практикуют террористических методов и отнюдь не отрицают необходимости _разумного_ контроля над потенциально опасными технологиями). Во-вторых, прямым репрессиям не подвергается разве что сам Бромберг - этакий выставочный, демонстрационный образец (вот, мол, у нас тоже есть оппозиция), находящийся под прочным колпаком КОМКОНа-2, по своей психологии совершенно не способный к конспирации и, главное, не предпринимающий никаких практических действий - и в силу всех этих обстоятельств для режима совершенно не опасный, хотя и вызывающий понятное раздражение у комконовской верхушки. О том, насколько мало его реальное влияние, говорит тот факт, что рядовым комконовцам (а уж тем более, по-видимому, обычным гражданам) он практически неизвестен ("Старикан Бромберг был экстремистом-теоретиком, и именно по этой причине, вероятно, он ни разу не попал в поле моего зрения"). Для тех же, кто пытается бороться с системой тоталитарного подавления науки не на словах, а на деле, все куда менее безоблачно: "Именно такие экстремисты-практики и были основными клиентами нашего КОМКОНа-2". Что именно с ними делают, не уточняется. Если лагерей и в самом деле нет, то, вероятно, все ограничивается душеспасительными беседами в неких не слишком уютных кабинетах, из которых бунтари выходят "все понявшими и осознавшими", а для особо упорных - запретами на профессию.

Очевидно, что ограничиться подобными мерами режим может лишь в том случае, если оппозиция ему весьма незначительна. Первая причина, почему мир Полудня обходится без лагерей - реальных борцов с системой просто не появляется в сколь-нибудь значимых количествах, даже среди ученых, казалось бы, напрямую заинтересованных в борьбе за свободу науки. И достигается это очень просто - все дети этого мира воспитываются в интернатах, под вдумчивым присмотром специалистов, интересующихся, разумеется, не только их физическим здоровьем и успехами в точных науках. То есть мир Полудня держится на массовом промывании мозгов с самого юного возраста, и дело это поставлено на твердую научную основу; на фоне такой системы даже гитлерюгенд, все-таки не изымавший детей из семьи, выглядит анархической вольницей.

Кстати, насколько эффективно это промывание, хорошо видно и на примере "Далекой Радуги", героев которой - жителей достаточно обширной земной колонии - охватывает настоящая вакханалия самопожертвования. Они абсолютно не ценят свою жизнь, не пытаются спастись. Это типичное поведение зомби. Решение пожертвовать учеными, весьма ценными для общества в целом - и работавшими над таким важным проектом, как нуль-транспортировка - ради спасения совершенно заурядных детей выглядит, на первый взгляд, непростительно глупым для фашизма. Но не будем забывать, что фашизм мира Полудня - особенный, мракобесно-инквизиторский. В мире, где правит бал КОМКОН-2, трудно ожидать должного уважения к науке; неудивительно, что ею легко жертвуют ради идеологии. Не исключено, что гибель ученых на Радуге - о да, добровольная, мы не подвергаем это сомнению! - была ничем иным, как заметанием следов после эксперимента, вызвавшего катастрофу. Впрочем, как бы мы ни стремились верить авторам на слово, в случае с Радугой лживость официальной версии проявляется явным образом: Горбовский, якобы оставшийся на верную смерть вместе со всем экипажем, позже обнаруживается на Земле живой и здоровый. И это, заметим, никого не удивляет и не возмущает - еще одно свидетельство тотальной зомбированности.

Но борьба с реальной оппозицией - это лишь одна из функций концлагерей. Вторая - экономическая, но она как раз более важна для коммунизма; фашизм, как более совершенный в экономическом плане строй, менее зависим от принудительного труда, а в условиях высоких технологий, по всей видимости, независим от него вовсе. Вообще экономика мира Полудня - самый тонкий момент, у Стругацких о ней нет практически ничего. Но из того, что в этом мире нет нищеты, голода и тотального дефицита, мы можем сделать вывод, что это все же не экономика коммунизма; в то же время совершенно ясно, что это и не экономика свободного рынка. Возможно возражение, что отсутствие нищеты - довод против лишь реального коммунизма, но не идеального, утопического. Хорошо; рассмотрим принцип идеального коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Из него следует, что дефицита в таком обществе нет вообще. Меж тем в мире Полудня он есть; в "Далекой Радуге" наглядно показано, как научные работники целой планеты ждут в очереди поставок дефицитного оборудования, которое не является чем-то уникальным, требующим для своего создания всех ресурсов цивилизации - ульмотроны явно серийно производятся промышленностью - и тем не менее их категорически не хватает на всех. "Существует очередь внеочередников, и ты там восьмым." Заметим - стоящими в этих очередях движут даже не личные (хотя идеальный коммунизм должен удовлетворять и их), а вполне общественные интересы, и все же наладить устраивающее всех снабжение не получается (кстати, показателен и тот факт, что на планете, где ведутся важные и опасные опыты, оказывается один-единственный корабль снабжения, и он же - единственный пригодный для эвакуации). Так что скорее всего экономика мира Полудня - фашистского типа, с главенствующей ролью государства (справляющегося со своей ролью не без греха, в том числе и по части снабжения важных исследований) и частной инициативой на низовом уровне, обеспечивающей бытовой комфорт рядового гражданина. Правда, наличных денег в этом мире явно нет, но, возможно, они просто окончательно виртуализировались, и все расчеты автоматически происходят между компьютерами в безналичной форме, или же частная инициатива держится на ином обменном эквиваленте, скажем, информации. Такие догадки могут показаться натянутыми, но напомню, что они сделаны по принципу исключения других альтернатив: экономика Полудня слишком хороша для реального коммунизма и слишком плоха для идеального, при этом известно, что она не является либерально-рыночной.

Наконец, третья функция концлагерей напрямую отвечает ксенофобской сущности фашизма. Это, в дополнение к борьбе с врагами реальными - создание иллюзии врага, образа-страшилки, которым надлежит пугать обывателей, вынуждая их отбросить все сомнения и еще теснее сплотиться вокруг вождей. Но с этой точки зрения, чем страшнее и неуловимее будет враг, тем лучше (до определенного предела, конечно, за которым начинается паника и капитулянтство). А потому совершенно необязательно назначать кого-то конкретного на его роль и сажать в лагерь; лучше, если враг будет таинственно-неопределенным, могущественным и грозящим откуда-то извне - из-за океана или, в случае космической цивилизации, из глубин космоса. Как мы знаем, в мире Полудня такой враг существует просто как на заказ - это полумифические Странники.

Велик соблазн, конечно, впасть в конспирологию и предположить, что никаких Странников на самом деле нет, а якобы невозможные для земной науки артефакты создаются в секретных лабораториях КОМКОНа-2 на базе тех самых технологий, которые он не позволяет внедрять. Ну или, по крайней мере, Странников нет как единой культуры, а их следы на самом деле принадлежат совершенно разным, не связанным между собой цивилизациям. Но мы не будем отказываться от исходно заявленного принципа строгого следования тексту. Итак, согласно Стругацким, цивилизация Странников существует реально. Но нигде - нигде! - в текстах романов нет реальных свидетельств враждебности Странников по отношению к людям. Или к каким-либо разумным существам вообще - а вот сведения об их помощи другим цивилизациям (к примеру, аборигенам Надежды) имеются. (Защитники "Мира Полудня" в этом месте очень любят вспоминать спутник-автомат, сбивший корабль родителей Малыша. Однако этот спутник был запущен сто тысяч лет назад, причем, что признали даже сами земляне, именно что в целях защиты негуманоидной цивилизации планеты - и, кстати, нес лишь два заряда; очевидно, что оружие галактических агрессоров выглядело бы совсем по-другому.) Тем не менее, боязливо-враждебное отношение к Странникам принимается, как должное. Более того. В то время как земляне, с помощью службы прогрессоров, беззастенчиво вмешиваются в дела менее развитых цивилизаций по всему космосу и считают это благом, мысль о том, что аналогичной деятельностью занимаются Странники в отношении них самих, приводит их в ужас. Честные идеальные коммунисты не могут относиться подобным образом к интернациональной помощи старшего брата, независимо от расовой принадлежности такового. Честные фашисты - не могут относиться иначе.

Впрочем, Странники - отнюдь не единственный объект ксенофобии людей мира Полудня. В этом вопросе фашисткая сущность этого мира, а заодно и авторских взглядов, проявляется в полной мере. "Высшей расой", "истинными арийцами" здесь являются люди (ну и чуть в меньшей степени - другие гуманоиды, к которым люди (земляне) обычно относятся с оттенком покровительства; исключением - и весьма показательным! - является разве что пиетет, который земляне испытывают к гуманоидной цивилизации Тагоры, переплюнувшей в своем наукофобском антипрогрессивном мракобесии саму Землю). И, кстати, именно люди (включая неотличимых от человека гуманоидов) являются доминирующей расой в Галактике (поскольку об актах геноцида или иных мероприятиях, обеспечивших такое положение дел, в романах не сказано, остается констатировать, что вина за столь странную диспропорцию лежит уже не на героях, а на авторах). Негуманоиды встречаются редко и явно играют в Галактике второстепенные роли. Одного из них бравый землянин из "Полудня" просто пристрелил на охоте. Правда, по ошибке. Но вообще, прибыв в чужой мир (не защищенный строгими законами, царящими дома), развлечения ради палить, не разобравшись, по неизвестному существу - это типично фашистский стиль поведения. Негуманоиды из "Малыша" - нечто настолько странное, что вообще толком непонятно, что они из себя представляют; они спасли земного ребенка и тем заслужили снисхождение, но все равно герои относятся к ним скорее с опаской, чем с симпатией. Вообще же из негуманоидов чаще всего упоминаются (и, вероятно, наиболее симпатичны героям и авторам) голованы. Весьма показательная раса. Во-первых, происходят они от собак - "друзей" (а на самом деле - рабов) человека. Во-вторых, они не являются продуктом самостоятельной эволюции, это - мутировавшие собаки людей Саракша и, стало быть, вторичны по отношению к последним. В-третьих, на Земле они живут в гетто. О, конечно, по их собственной просьбе! Дабы их круглые сутки не доставали зеваки, желающие поглазеть на говорящую собачку. И, очевидно, у голованов есть все основания ожидать именно такого поведения, весьма странного для идеальных коммунистов-интернационалистов, но вполне органичного для фашистов, с брезгливым любопытством разглядывающих представителей низшей расы.

Но это все еще цветочки. Земляне не брезгуют и преднамеренными убийствами на расовой почве. Особенно показательно их отношение к небиологическому разуму. Массачусетскую машину убили только за то, что она осмелилась мыслить! И позже оправдывали это варварское, чудовищное убийство беззащитного существа, едва успевшего осознать себя, пропагандистскими брошюрами типа "Массачусетский кошмар", "Массачусетский ужас". Да, конечно, там был кошмар и ужас, но отнюдь не в поведении машины... Это было даже больше, чем просто убийство безвинной личности - это был геноцид, поскольку Массачусетская машина была единственным представителем своего вида. В каком-то смысле деяние "светлых" людей мира Полудня даже хуже, чем Холокост, ибо тот уничтожил все-таки не всех евреев... Причем никакого зла Машина не могла причинить даже теоретически: что может сделать один лишь мозг, без "рук и ног"? Ведь никто не заставлял людей подключать эту машину к системам управления ядерными реакторами или чем-то подобным! "Чертову дюжину" киборгов не стали истреблять напрямую; им просто создали невыносимый психологический климат, выставляя безумцами, фанатиками, уродами, "злыми волшебниками" и в итоге довели до самоубийства - несомненно, с точки зрения пропаганды "расовой чистоты" подобный конец "отщепенцев" куда эффективней участи мучеников. А все тот же Абалкин? Его убили только за его искусственное происхождение - притом, что во всем прочем он вообще не отличался от человека... Правда, другие "подкидыши", не пытавшиеся соединиться со своими "детонаторами", вроде бы избежали уничтожения - но показателен тот факт, что, при полном отсутствии реальных доказательств опасности такого соединения, из всего множества возможных объяснений природы подкидышей и их медальонов люди "светлого мира Полудня" выбрали одно - бомба и детонатор. Вполне официальной дискриминации подвергаются и андроиды, которым запрещено жить на Земле, хотя они также не отличаются от людей ничем, кроме искусственного происхождения (Абалкин, столкнувшись со "странным" к себе отношением, поначалу решил, что он андроид).

Вполне показательно, конечно, и отношение людей мира Полудня к люденам - однозначно-враждебное даже еще до того, как сущность люденов стала ясна. Идеальные коммунисты должны альтруистически порадоваться за братьев, достигших более высокого уровня развития, чем они; для фашистов же узнать, что высшей расой являются вовсе не они - это тяжелейший, катастрофический шок. Забавно наблюдать метания комконовца, который только что пылал праведным гневом в адрес люденов, а затем обнаружил, что сам люден. Точь-в-точь рьяный гестаповец, узнавший о своих еврейских корнях...

Итак, "светлый мир Полудня" - это мир, где государство препятствует развитию науки, мир тайной полиции и бессудных убийств, мир тотального промывания мозгов, мир параноидальной ксенофобии, махрового антропорасизма и геноцида. Если так выглядит Свет, то, право же, Тьма куда предпочтительней...

Юрий Нестеренко.