Биографии

Положение о минимальном составе экипажа несамоходных судов. Список корабельных должностей. Смотреть что такое "Экипаж судна" в других словарях

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.05.94 N 31 "О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ"

В соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, а также требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1994 года "Положение о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", обеспечивающее безопасность эксплуатации судов (Приложение).

2. Капитанам морских и речных портов, начальникам бассейновых Государственных речных судоходных инспекций установить контроль за соблюдением судовладельцами требований "Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", не допуская эксплуатацию судов численностью экипажа менее установленной настоящим Положением.

3. Считать недействующими Приказы Министерства морского флота СССР от 23.05.90 N 44, Департамента морского транспорта от 06.05.92 N 25 и инструктивное письмо Министерства речного флота от 31.03.89 N 54 на территории Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Департамент речного транспорта и Департамент морского транспорта.

В.Б.ЕФИМОВ

Приложение
к Приказу Министра транспорта
Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 31

РФ*). К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, в области рыболовства и др. к командному составу судна могут быть отнесены также др. специалисты. состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

Каждое должно иметь на борту экипаж, члены которого обладают надлежащей квалификацией и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой. В зависимости от типа и назначения судна, района плавания минимальный состав Э.с, кроме судна рыбопромыслового флота, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. Свидетельство о минимальном составе Э.с, обеспечивающего , выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, которыми осуществлена судна. При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава Э.с. данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

Согласно ст. 56 КТМ РФ в состав Э.с, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить и , которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста.

Порядок приема на работу членов Э.с, их права и обязанности, и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Никто из членов Э.с. не может быть принят на работу на судно без согласия капитана. К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Устав службы на судах, кроме судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, уставы о дисциплине - Правительством РФ.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Экипаж судна" в других словарях:

    Экипаж судна - (англ. vessel/ship crew) по законодательству РФ о торговом мореплавании капитан судна, др. лица командного состава судна и судовая команда (ст. 52 КТМ РФ*). К … Энциклопедия права

    Экипаж судна - 1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. 1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЭКИПАЖ СУДНА - коллектив людей, обслуживающих судно под руководством капитана и внесенных в список экипажа. В состав Экипажа Судна входят капитан, офицеры и матросы, принятые на службу судовладельцем, а также другие лица, постоянно работающие на судне… … Морской энциклопедический справочник

    Экипаж судна - лица, внесенные в список членов экипажа судна (судовую роль), которым в установленном порядке поручено исполнение обязанностей по управлению судном и его обслуживанию, а также по обеспечению безопасности плавания, предотвращению причинения вреда… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Экипаж судна внутреннего или смешанного (река - море) плавания - 1.2.21. Экипаж судна лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров... Источник: СанПиН 2.5.2 703 98. 2.5 … Официальная терминология - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет.

14. Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

15. При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

Безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

Проведение безопасных и надежных швартовых операций;

Грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

Управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

Поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

Эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

Выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

Безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

16. Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

17. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

18. На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

19. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме.

20. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.

При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).

21. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.



На современном немецком контейнеровозе
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)



Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

К примеру — старший помощник капитана

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть . Зарплата и условия устраивают. Тогда вперед и с песней. А что там и как получится в итоге при работе на судне, дело десятое…

Всему причина — деньги. И деньги правят миром. Емкое изречение, безусловно, не помню только чьё….

О должностях и экипажах

Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага.

На борту каждого судна, неважно, под каким флагом судно работает, будь-то Антигуа и Барбуда или Пакистан, есть этот документ. Увеличение экипажа разрешается, на усмотрение судовладельца, конечно. Главное, чтобы не меньше, чем оговорено в сертификате.

Во времена Союза на судах Черноморского морского пароходства (ЧМП), количество экипажа регламентировалось в больших кабинетах, существовали штатные расписания и т.п. Для сравнения возьмем типичный советский сухогруз дедвейтом 10000 тонн. В машинном отделении — четвертый, третий, второй, старший механики, у каждого моторист в подчинении, а еще токарь и электрик; палуба — аналогично: четвертый, третий, второй, старший помощники, помполит, капитан плюс радист и судовой врач. Матросы и боцман. Повар, стюарды. Уйма народа. 25 человек. Плюс-минус. И у каждого были свои обязанности. Каждому было чем заняться.

На современном немецком контейнеровозе такого же дедвейта (судно на фото в топе примерно на 1000 контейнеров) всего 12 человек экипажа:
Капитан (Master)
Старпом (Chief officer)
Второй помощник (Second officer)
Старший механик (Chief Engineer)
Второй механик (Second Engineer)
Моторист (Oiler)
Четыре матроса и боцман
Повар (Cook).

Да, что говорить, вот . Огромное судно, но трудно поверить, что там тоже всего 13 человек экипажа.

Конечно, надо отдать должное техническому прогрессу. Как я уже писал про современные суда — сейчас некоторые функции вместо человека выполняют компьютеры и автоматика. Но, тем не менее, практически каждый член экипажа современного судна имеет несколько совмещенных обязанностей.

К примеру — старший помощник капитана . Он отвечает за все, что связано с грузом: планирование, крепление, расчеты по остойчивости; балластные операции, распределение работы на палубе в тесном контакте с боцманом. Старпом так же может быть офицером безопасности, что тоже возлагает на него дополнительные обязанности. Плюс бумажная работа: отчеты, чек-листы, рапорта, грузовые документы на приход-отход и тому подобная бюрократия. А этих самых бумажек до неприличия много. Ну и навигационную вахту никто не отменял. Четыре часа через восемь. Откровенно, сколько работаю — столько вижу, что старпом в порту, во время грузовых операций почти не спит. Просто нет на это времени.
Механикам тоже не сладко. Обслуживание систем и механизмов, бункеровка, маневры. Опять же бумажная работа. А если аврал в машинном отделении — вышел из строя какой-нибудь механизм, то трудовому подвигу механиков не будет конца и края. Десять человек при союзе на таком же судне и три сейчас. Разница ощутимая.

Судовладельцу незачем платить двум-трем, если работу может выполнить один человек. То, что этому одному иногда даже спать некогда, судовладельцу фиолетово. Есть

Перевозки СПГ представляют собой его морскую транспортировку от до регазификационных терминалов. По состоянию на ноябрь 2007 года в мире насчитывалось 247 СПГ-танкеров грузовместимостью свыше 30,8 млн. м 3 . Бум обеспечил полную занятость всех судов на данном этапе по сравнению с серединой 1980-х годов, когда простаивало 22 судна.

Кроме того, к концу десятилетия должны быть введены в эксплуатацию порядка 100 судов. Средний возраст мирового составляет около семи лет. Возраст 110 судов равен четырем и менее лет, а возраст 35 судов колеблется от пяти до девяти лет. Порядка 70 танкеров эксплуатируются 20 и более лет. Однако впереди у них остается все еще продолжительный срок полезной службы, поскольку срок эксплуатации СПГ танкеров составляет, как правило, 40 лет ввиду их коррозиостойких характеристик. В их числе имеется до 23 танкеров (небольшие старые суда, обслуживающие средиземноморскую торговлю СПГ ), которые подлежат замене или существенной модернизации в последующие три года.

Из ныне эксплуатируемых 247 танкеров более 120 обслуживают Японию, Южную Корею и Китайский Тайбэй, 80 – Европу, а остальные суда – Северную Америку. В последние несколько лет наблюдался феноменальный рост числа судов, обслуживающих торговые операции в Европе и Северной Америке, в то время как для Дальнего Востока было характерно лишь его незначительное увеличение ввиду стагнации спроса в Японии.

Вопросы безопасности и квалификация экипажей

Вопросы безопасности имеют исключительно важное значение для морских перевозок. С момента начала их осуществления в середине 1960-х годов произошло несколько инцидентов, включая груза, три столкновения (в одном из них имел место один смертный случай) и две посадки на мель. С учетом того, что в целом было совершено более 40 тыс. рейсов, подобная статистика эксплуатационной безопасности является убедительным свидетельством применения высоких стандартов безопасности в морских перевозках СПГ.

Еще одним важным вопросом безопасности является квалификация экипажа судна. Штатный состав экипажа типового СПГ-танкера насчитывает 27 моряков, включая пять человек командного состава, пять специалистов и 17 человек рядового плавсостава. С учетом нештатных ситуаций, отпусков, больничных и текучести кадров, эксперты по морским перевозкам считают, что численность экипажа должна составлять 64-70 моряков на судно. Ввиду стремительного увеличения числа СПГ-танкеров в мире, перед флотом встанет проблема дефицита квалифицированных морских кадров. Исходя из нынешнего портфеля заказов на такие суда, в последующие несколько лет флоту потребуется порядка 8500-9200 моряков.

Грузовые мощности, не связанные обязательствами

Наличие незадействованных судов является одним из основных условий для ведения спотовой торговли и, как правило, такие суда находятся в собственности таких крупных компаний, как BG, Shell и BP, которые используют их в собственных целях. Они эксплуатируются по гибкому графику в зависимости от соотношения между предложением и спросом, однако их применение ограничено маршрутами между и , принадлежащими одной и той же группе компаний.

С конца 1990-х годов, когда технический прогресс и строительство регазификационных мощностей во всем мире обеспечили возможность использования одних и тех же танкеров на различных торговых маршрутах, «вольные» суда эксплуатировались также независимыми судоходными компаниями с уплатой фрахта.

Хотя «вольные» танкеры могут находиться в собственности независимых судоходных компаний, которые вправе самостоятельно управлять ими, всегда существует возможность использования незадействованных танкеров на условиях срочного контракта в рамках более крупного флота продавца или покупателя. Этот вариант является более выгодным с точки зрения затрат. Такие краткосрочные сделки, как спотовый фрахт предполагают чрезмерное бремя затрат на управление, что осложняет совершение деловых операций в случае снижения спроса. С точки зрения фрахтователя, эксплуатация незадействованных танкеров в рамках флота открывает возможность снижения затрат и служит своего рода буфером для танкеров, приписанных к конкретным проектам. В настоящее время наибольшая часть танкеров, эксплуатируемых независимыми компаниями, фрахтуются в рамках долгосрочных договоров.

Как показывает анализ, в период до 2009 года определенное количество судов будет не задействовано. Причина этого в разрыве во времени между вводом в эксплуатацию новых заводов по сжижению и новых СПГ-танкеров. С учетом того, что в последние годы имели место многочисленные задержки с пуском заводов по сжижению, в последующие несколько лет могут появиться дополнительные незадействованные суда. Вместе с тем, в более долгосрочной перспективе существует вероятность дефицита «вольных» танкеров. Ответ на вопрос о том, будет ли сделано достаточное количество заказов на незадействованные суда или нет, будет зависеть от рентабельности и долговечности спотового танкерного рынка.

Существуют танкеры, срок действия тайм-чартеров на которые истечет в последующие несколько лет (12 – в 2008 году, 2 в 2009 году и 8 – в 2010 году). Продление срока действия таких тайм-чартеров будет зависеть от ставок спотового фрахта и позиции на переговорах долгосрочных фрахтователей. В настоящее время независимые судовладельцы более заинтересованы в обеспечении возврата своих инвестиций за счет возобновления тайм-чартертов. Срок действия тайм-чартеров становится короче по мере старения судов, но они, как правило, предусматривают возможности продления. На данном же этапе количество заказов на строительство «вольных» судов остается незначительным.