Биографии

Предмет методы и структура научного познания. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. Чувственный и рациональный уровни познания. их формы

ЧУВСТВЕННЫЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ. ИХ ФОРМЫ.

Процесс познания совершается как переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в «явлении», к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих «общее» и дающих понимание «сущности». Первое мы получаем на уровне чувственного познания, второе на уровне рационального познания.

Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах общественной практики и жизни человека. По мере же усложнения практических задач, встающих перед человеком и обществом, возрастает необходимость в переходе от усвоения внешних связей, фиксирующих следствие, к постижению внутренних, причинных, что дает рациональное знание.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение в сознании субъекта отдельных качеств, свойств и сторон объекта (цвет, запах, звук, твердость, тяжесть и др.) Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия объекта на органы чувств субъекта.

В результате активной деятельности человеческого сознания ощущения подвергаются активной обработке, формируя восприятия , более высокую форму чувственного познания.

Восприятие, как и ощущение, возникает в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств, но включает в себя уже совокупность свойств и дает целостный образ предмета. При этом свойства не просто суммируются, а как бы накладываются друг на друга, обогащаются в единстве.

Любой чувственный образ несет не только информацию о свойствах и качествах объекта, но и вызывает определенное эмоциональное состояние субъекта. В формировании восприятия участвуют не только ощущения, но и прошлый опыт субъекта. В силу этого одни и те же объекты могут вызывать различное восприятие у разных субъектов.

Накопление и сохранение чувственных образов в сознании субъекта осуществляется через память. Благодаря этому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ объекта без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Такое воспроизведение дает 3-ю форму чувственного познания – представление .



Все три формы чувственного уровня познания являются субъективными образами объективного мира. Они объективны по содержанию и субъективны по форме .

Чувственность (живое созерцание), являясь первой и необходимой ступенью познания, не дает возможности понять внутреннюю сущность объектов, вскрыть закономерности ими управляющие. Эту задачу субъект решает, поднимаясь на следующую ступень познания – рациональный уровень познания или абстрактное мышление .

«Абстрактное» (лат.) – отвлеченное. Субъект отвлекается от конкретного чувственного многообразия отдельных свойств, предметов и явлений и обращает свое внимание на поиск сходных, существенных, необходимых сторон, составляющих их общую основу.

Рациональный уровень познания осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мысли, в которой фиксируются наиболее общие, существенные и необходимые свойства и признаки целой группы однородных предметов, процессов и явлений. Понятия отличаются уровнем, глубиной обобщения (абстрагирования). Они служат основой мыслительного процесса.

В процессе познания субъекта не ограничивается фиксацией общего, ему важно установить связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности. Достигается это с помощью суждения.

Суждение – это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета и его связи с другими предметами.

Фиксируя связи и отношения между предметами, суждения дают базу для получения новых знаний. Задачу получения нового, более глубокого знания субъект решает посредством умозаключений . С их помощью устанавливается связь между суждениями, в результате чего появляется возможность сделать вывод, несущий новые знания, полученные логическим путем. С помощью умозаключений субъект проникает в те области действительности, которые не даны непосредственному наблюдению. По этому умозаключения являются наиболее активным средством научного познания.

Необходимо учитывать не только качественное своеобразие чувственного и рационального уровней познания, но и их единства. Оно выражается:

1.Их определяемостью практикой.

2.Их взаимодополняемостью, неизбежностью перехода от чувственного к рациональному и обратно, как ответ на требование практики.

3.Постоянным воспроизводством противоречий между чувственным и рациональным знанием, необходимостью постоянного разрешения этого противоречия, как внутреннего фактора в развитии познания.

Тем самым чувственный и рациональный уровни познания находятся в состоянии диалектического единства. При этом переход от одного этапа познания к другому совершается как качественный скачок, разрешающий противоречия между чувственным и рациональным знанием, а затем между познанием и практикой. Разрешение этого противоречия совершается путем диалектического отрицания, то есть преодоление ограниченностей одной стадии познания, обогащение ее теми возможностями, которые таит другая и возвращение к прежней на новом, более высоком качественном уровне.

Объект и Субъект познания

Освоение окружающего мира в результате познавательной деятельности предполагает наличие субъекта и объекта познания. Это значит, что познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания. Такую систему иногда называют гностической системой. Здесь разыгрываются все великие битвы истины с заблуждением, борьба различных точек зрения, взглядов, гипотез.

Субъект познания – это носитель познавательной активности . Субъектомпознания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе. В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.

Уже Л.Фейербах рассматривал человека субъектом познания. Но он ограничивался абстрактным подходом к человеку и не добрался до реально существующих деятельных людей. В связи с тем, что человек – это общественное существо, создающее науку, культуру, цивилизацию, и можно говорить, что гносеологическим субъектом является общество. Но из этого вовсе не следует, что наряду с индивидуальным субъектом и помимо него существует гносеологический субъект как таковой. В действительности лишь через деятельность отдельных людей и может рассматриваться общество как гносеологический субъект.

Не случайно в каждую эпоху в научном сообществе выделяются отдельные, наиболее талантливые ученые, деятельность которых приводит к выдающимся познавательным достижениям. Их имена становятся символами знаменательных вех в истории науки.

При этом следует иметь в виду, что «подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта . Объекты, на которые направлено обыденное познание, выявляются легко в процессе повседневной практики. Но в научном познании дело обстоит гораздо сложнее. Здесь уже само обнаружение объекта познания, свойства которого подлежат изучению, зачастую представляет собой весьма трудоемкую задачу. Например, электрон стал объектом научного познания лишь после его обнаружения в самом конце XIX века. Это говорит о том, что широко употребляемые в философии понятия «объект» и «объективная реальность» не являются совпадающими понятиями. Вплоть до конца XIX века электрон не был объектом познания, но несомненно был частью объективной реальности.

Для обнаружения объекта научного познания нередко требуется постановка сложных экспериментов и участие теоретического мышления исследователя (субъекта познания). В научном познании выделяются объекты практической деятельности (эмпирические объекты) и объекты теоретической деятельности. Для того чтобы физический объект стал объектом теоретического мышления, ученый «превращает» его в идеализированный образ, накладывая ту или иную сетку понятий. В познании оперирование идеализированными (абстрактными) объектами приобретает относительную самостоятельность, которая особенно характерна для фундаментальных наук.

В понятиях субъекта и объекта познания имеется момент относительности: в одном отношении что-то выступает как объект, а в другом отношении может стать субъектом, и наоборот. Указанная относительность проявляется уже в том, что различного рода экспериментальные установки, приборы, компьютеры, которыми пользуется исследователь, включаются в понятие «субъект познания» (хотя, строго говоря, они являются лишь средствами, условиями, обеспечивающими деятельность людей-субъектов). Но тот же прибор или компьютер, являвшийся частью, элементом системы «субъект познания», становится объектом в случае его изучения или усовершенствования.

Что касается объекта познания, то им необязательно должен быть какой-то предмет или явление окружающего мира. Объектом познания может стать и сам «субъект», т.е. человек: его телесная организация, различные процессы, протекающие в ней, а также и субъективные явления, относящиеся к его психической сфере (мышление данного человека, например, является объектом познания для другого человека, специализирующегося на изучении психики).

Более того, познание обладает рефлексивным свойством. «Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого Я» (из него исключается телесность человека, его чувства и т.п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности».

Таким образом, понятия «субъект» и «объект» различны, но в то же время связаны друг с другом в плане «взаимопереходов». Между ними нет абсолютных граней. Применительно к познанию упомянутое свойство рефлексивности проявляется в том, что объектом познания становится сам процесс познания – его структура, специфика, динамика и т.п.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ .

Целью познания является достижение истины. Тем самым проблема истины является ведущей в гносеологии. Вся гносеологическая проблематика касается либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины (факт, гипотеза, теория и т.п.), а так же форм ее реализации. Понятие истины относится к важнейшим и в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится во взаимосвязи с такими понятиями, как справедливость, добро, смысл жизни. Не случайно вопрос о том, достижима ли истина или нет, является одной из сторон основного вопроса философии.

В философии имеются различные понимания истины:

1.Истина-это соответствие знаний действительности .

2.Истина-это опытная подтверждаемость.

3.Истина-это внутренняя самосогласованность знаний.

4.Истина-это полезность знаний, их эффективность.

5.Истина-это соглашение.

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие знаний действительности в философии преобладает и может быть названо классическим определением истины. Это определение разделяют и материалисты, и идеалисты, и агностики, и метафизики, и диалектики. Различия же между перечисленными направлениями проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о возможности ее адекватного отражения.

«Истина» с позиций диалектического подхода включает в себя следующие моменты:

1. Понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания.

2. «Действительность» - это не только материальное, но и духовная реальность.

3. Познание и его результат-истина неразрывно связаны с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. (Объект познания дается субъекту в практике, а истина воспроизводима на практике.)

4.Истина есть динамическое образование, то есть представляет собой процесс.

Эти аспекты отличают концепцию истины в диалектическом подходе от трактовки истины в агностицизме, идеализме и упрощенном материализме.

Утверждение объективного характера истина не отрицает наличия в ней субъективной стороны. Эта сторона истины заключается в том, что истина не существует помимо человека и человечества, т.е. истина субъективна по форме своего выражения.

Из понимания объективности истины следует ее конкретность.

Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность. Тем самым понятие истины неотъемлемо от ее развития, что обуславливает необходимость диалектического подхода к ее пониманию.

Можно выделить противоречие между познанием истины как процессом и стремлением человечества познать ее полностью. Оно имеет две стороны:

1.Противоречив сам отражаемый мир (бесконечен, изменчив и в то же время состоит из отдельных, конечных, относительно устойчивых вещей)

2, Противоречиво мышление (оно ничем не ограничено в своей способности познавать и в то же время совершается отдельными людьми, поколениями, познавательные возможности которых исторически ограничены.)

Эту противоречивость выражают понятия абсолютной и относительной истины – различные стороны истинного познания, находящиеся в диалектическом единстве.

Истина относительна, т.к. на каждом историческом этапе отражает объект лишь в известных пределах, условиях, отношениях, которые изменяются. В этом смысле она неполна, приблизительна, не исчерпывает всего содержания объекта. Но в ней всегда содержатся элементы объективного, а значит абсолютного знания.

Абсолютная истина – это такое отражение объекта, которое остается верным при всех условиях существования, т.е. исчерпывающее, достоверное и точное знание, выраженное с полной ясностью и доказательностью.

Противоположностью истины является ложь. Это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Близким по смыслу к понятию «ложь» оказывается понятие «дезинформация». Если ложь всегда преднамеренна, то дезинформация может быть как осознанной, так и неосознанной. Кроме того, в понятии «дезинформация» подчеркивается процесс передачи информации, т.е. коммуникативный момент. Понятие «лжи» и «дезинформации» следует отличать от понятия «заблуждение». Если первые два представляют собой в большей мере нравственно-социальные явления, то заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Для того чтобы иметь возможность отличить истину от ее противоположностей, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как доказывается истинность, т.е. соответствие наших знаний о мире реальному объективному миру?
  2. Можно ли вопрос об истинности или неистинности наших знаний решить в пределах мышления?

Эти вопросы ставят проблему критерия истины.

В истории философии выделялся ряд подходов к решению этой проблемы:

Агностицизм утверждал, что критерия истины не существует, следовательно, в процессе познания объективная истина недостижима. Некоторые философы полагали, что достоверность знаний доказывается только выявлением логической непротиворечивости суждений, т.е. истина самоочевидна в силу ясности отчетливости понятий и суждений. Некоторые полагали критерием истины опыт или эксперимент.

Коренным недостатком всех этих концепций является стремление найти критерий истинности знаний в самом знании, т.е. в рамках самого субъекта познания. Из этих рамок не выходили ни упрощенный материализм, замыкающийся в чувственности и оказывающийся сугубо созерцательным (Бэкон, Локк), ни идеализм (как объективный, так и субъективный).

Диалектический материализм решает проблему преодоления односторонности выдвижением в качестве критерия истины – практики. Практика не сводится к какому-либо отдельному виду деятельности. Она отличается универсальностью и всеобщностью, т.е. представляет собой всю совокупность исторической деятельности людей, включая и повседневную, и производственную и социально-политическую деятельность. Признавая практику основным критерием истины, материалистическая диалектика не отрицает наличия других, производных критериев – внутренней логики, непротиворечивости, простоты, ясности, опытной подтверждаемости и т.п.

Истина – классическая концепция – центральным понятием классической концепции истины является понятие соответствия мыслей действительности: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Поэтому часто классическая концепция называется корреспондентной (фр. correspondance – соответствие, сходство).

Истина – конвенциональная концепция – существует в более общих рамках конвенционализма (лат. conventio – договор, соглашение), философской концепции, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Один из видных представителей конвенционализма французский математик А. Пуанкаре (1854–1912) полагал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), которые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений. Принципы науки ни истинны, ни ложны, а лишь удобны в описании реальных предметов. Однозначно верифицировать (проверить опытом) результаты познавательной деятельности с целью получения однозначного заключения невозможно. Критерием истины в конвенционализме является простота. «Лишь законы природы просты, а они являются нашими собственными свободными творениями, нашими изобретениями, нашими произвольными решениями и соглашениями». Серьезные основания конвенциона­лизм имеет в социальном знании.

Истина – прагматическая концепция – концепция истины, развиваемая в рамках прагматизма (греч. pragma – дело, действие). Основатели – Ч. Пирс (1839– 1914) и У. Джемс (1842–910). В центре философии прагматизма находится так называемый принцип прагматизма, определяющий содержание знания его практическими последствиями. В прагматизме истина есть то, «что лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта». Познание есть совокупность субъективных истин, а под практической полезностью понимается то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида.

Основные положения теории истины в прагматизме:

1. Истина создается в процессе проверки идеи.

2. Истина то, что «работает», имеет практические последствия, отвечает нашим ожиданиям.

3. Истина – это полезность.

4. Истина может основываться на доверии («кредитная система истин»).

5. Истина должна быть совместима с предыдущими истинами и с новыми фактами.

Структура научного познания: его методы и формы.

По мере развития человеческого общества, роста и развития производительных сил и общественного разделения труда, процесс познания усложнялся и важнейшим показателем этого явилось становление науки – высшей формы познавательной деятельности. Зачатки научных знаний мы наблюдали еще в эпоху античности, но как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникает в Новое время (в XVI-XVII вв.) – в эпоху становления капиталистических отношений.

Наука – есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки – исследование . Непосредственная цель – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука стремится привести полученные новые знания в целостную систему на основе определенных принципов. С момента своего возникновения наука пытается как можно более четко зафиксировать свои понятия и определения. Принципиальное отличие научного познания от всех других форм познавательной деятельности состоит также в том, что оно выходит за границы чувственных восприятий и обыденного опыта и воспроизводит объект на уровне сущности.

К основным особенностям научного познания, таким образом, можно отнести следующие:

1) ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций;

2) объективность, устранение, по возможности, субъективистских моментов;

3) проверяемость;

4) строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

5) отчетливое выражение (фиксация) понятий и определений на специальном языке науки;

6) применение специальных материальных средств: приборов, инструментов, так называемого «научного оборудования»

Современную науку рассматривают как единство научного знания и научной деятельности. Научная деятельность – это особого рода деятельность, направленная на выработку и проверку нового знания. Компонентами научной деятельности (НД) являются субъект НД, объект НД, средства НД. Субъект НД – конкретный исследователь, ученый, конкретный научный коллектив; общество в целом (все, кто занимается наукой). Объект НД – часть объективной реальности, включенная в познавательно-преобразовательную деятельность.

В научном исследовании, исходя из логики движения знания, из характера его организации, можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень: выработка научной программы, организация наблюдений, эксперимента, накопление фактов и информации, первичная систематизация знаний (в форме таблиц, графиков, схем) и т.п.

Теоретический уровень: синтез знания на уровне абстракции высоких порядков (в форме понятий, категорий, научных теорий, законов и т.д.. Оба эти уровня взаимосвязаны и дополняют друг друга. Объект НД на эмпирическом уровне представлен в виде конкретных фрагментов действительности; на теоретическом уровне объект НД – это идеальная модель (абстракция).

Средства НД – это различные приборы, специальный научный язык, существующее наличное знание.

Структуру научной деятельности классифицируют по этапам:

I этап – выявление и постановка проблемы , выдвижение гипотезы . Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания являетсявопрос . Осознанная граница между знанием и незнанием есть проблема . Таким образом, выявление и постановка проблемы – это выявление поля незнания. Гипотеза – это предположительное знание, нуждающееся в дальнейшем обосновании и доказательстве.

II этап – эксперимент (лат. – опыт) – специально организованный и приспособленный для тех или иных условий проведения опыт, когда осуществляется проверка какого-либо теоретического положения.

III этап – описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание теории. Теория (греч. – «рассматривать», «ясно видеть», «умо-зрение») – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. (например, теория относительности А. Эйнштейна).

IV этап – Проверка полученных знаний в процессе практической деятельности.

Научная деятельность реализуется через методы. Учение о методах, принципах, средствах и процедурах научного познания называется методологией . Это учение имеет в целом философский характер, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др. Философский характер методологии определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует (например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может быть предметом физического знания).

Методы классифицируются по степени общности:

частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи (например, методы механики, физики, химии и т.д.);

общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (например, структурный, вероятностный, системный и др.);

философские – универсальные методы, наиболее древними из которых являются диалектика и метафизика.

По уровням научного исследования можно классифицировать:

· методы эмпирического исследования, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент;

· методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования, такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов;

· методы сугубо теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация.

Научное знание, получаемое с помощью данных методов, - это логически организованная система знаний, отражающая существенные, необходимые закономерности действительности. Научные знания существуют в специальных формах – научных понятиях, идеях, гипотезах, теориях. Важнейшими функциями научного знания являются объяснение и предсказание (научный прогноз).

Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов. Метод – это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание. Лишь благодаря использованию научно обоснованных методов человеческая деятельность может быть эффективной.

Уровни научного познания. Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический .

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Так как оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментов, то средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и т.д.

В отличие от эмпирического познания в теоретическом исследовании отсутствует непосредственное взаимодействие с объектами. На этом уровне объект изучается опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Кроме средств, связанных с организацией экспериментов, в эмпирическом исследовании применяются понятийные средства – это особый язык, который называется эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют эмпирические термины и термины теоретического языка. Смысл эмпирических терминов – абстракции или эмпирические объекты.

Реальные объекты в эмпирическом познании представлены в виде идеальных объектов, обладающих ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков (магнитная стрелка вблизи провода с током. Оба обладают бесконечным числом признаков: длина, толщина, вес, окраска, расстояние друг от друга, от стен помещения, от солнца, от центра галактики. Из всего набора свойств и отношений в эмпирическом термине «провод с током» при описании опыта имеют значение признаки: быть на определённом расстоянии от стрелки, быть прямолинейным, проводить электрический ток, всё остальное не имеет значения. От них мы абстрагируемся в эмпирическом описании).

Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирического описания.

В его основе выступают теоретические термины, смысл которых - теоретические идеальные объекты или особые абстракции (пример: материальная точка, абсолютно чёрное тело, идеальный газ). Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Такие объекты в отличие от эмпирических наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (пример: материальная точка – тело, лишённое размеров, но сосредотачивает в себе всю массу тела). Таких тел в природе нет – это результат мысленного конструирования. Это идеальный объект, носитель только сущностных связей. В реальности сущность не отделима от явления. Задача теоретического исследования – познание сущности в чистом виде.

Два уровня научного познания различаются также по методам исследования. Однако прежде чем приступить к их сравнительному анализу, необходимо рассмотреть ряд более общих методологических положений. Методологический анализ процесса научного познания в целом позволяет выделить два типа приёмов и методов исследования.

Во-первых, общелогические приёмы и методы , присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и т.д.

Во-вторых, существуют особые приемы, характерные только для научного познания, – научные методы исследования. Последние, в свою очередь, можно подразделить на две основные группы: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания. Остановимся вначале на общелогических приёмах и методах познания, применяемых и на эмпирическом и на теоретическом уровнях.

Общелогические методы познания. Для того чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Поэтому последующее изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нём. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.

Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приёмами, характерными для всех его уровней и форм.

Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определённый класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и явления.

В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объём нашего знания.

Аналогия – это такой приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства X. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Луи де Бройль, предположив определённое сходство между частицами вещества и полем, пришёл к заключению о волновой природе частиц вещества.

Как уже отмечалось выше, общелогические действия применяются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания, но они преломляются через систему специфических для каждого уровня приёмов и методов.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяется реальный эксперимент и реальное наблюдение ; в теоретическом исследовании – идеализация (метод построения идеального объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами , который замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построении теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Элементы и методы эмпирического познания. Важнейшим элементом опытного познания является факт (от лат. jactum – сделанное, свершившееся). Основные значения понятия факт следующие: первое – некоторый фрагмент реальности («факты действительности» и «факты сознания»); второе – научный факт: а) достоверное знание о каком-либо явлении; б) некое суждение, фиксирующее эмпирическое знание, полученное в ходе наблюдения и эксперимента. Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов, однако эмпирический опыт никогда – тем более в современной науке – не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки – это, строго говоря, не сами по себе голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности».

Как уже отмечалось выше, основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент.

Научное наблюдение – это исследовательская ситуация целенаправленного восприятия процессов и явлений, предметов окружающего мира, а также внутренних психических явлений. Наблюдение – процесс организованный, планируемый, предполагающий инициативу и активность исследователя. Характеризуется целенаправленностью, инициативностью, концептуальной и инструментальной организованностью. Наблюдение имеет следующую структуру: объект наблюдения, субъект исследования, условия и обстоятельства наблюдения (время, место, теоретический контекст, технологические средства).

Эксперимент – это исследовательская ситуация изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса, т.е.

вмешиваться в него, видоизменять в соответствии с исследовательскими задачами, а также воспроизводить данное явление при воспроизведении данных условий.

Наряду с наблюдением и экспериментом важное место в эмпирическом познании занимает метод моделирования. Он является методом исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Особенности теоретического уровня познания. Теоретический уровень научного познания , в отличие от эмпирического, характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчинённым (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» – таких как понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные признаки явлений некого множества, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).

Суждение – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношения отдельных вещей, явлений, процессов действительности.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений, называемых посылками) выводится новое знание (также обычно в виде суждения, называемого следствием или заключением).

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что ещё не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Теория – это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных связей определённой области действительности. В начале века А. Эйнштейн сформулировал основные критерии научной теории: непротиворечивость данным опыта, проверяемость на имеющемся опытном материале, «логическая простота» предпосылок (основных понятий и отношений между ними), содержание в ней наиболее определённых утверждений, красота, изящество, гармоничность, многообразие предметов, которые она связывает в систему определённых абстракций, широкая область применения и указание пути создания новой, более общей теории.

Важнейшими методами построения научной теории являются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод формализации.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путём, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в аксиоматическом методе – это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

Метод формализации представляет собой отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создаётся для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Научное познание: структура и функции.

Научное познание - это форма процесса познания, главной функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Прежде всего в структуре научного познания выделяются эмпирический и теоретический уровни.

В наиболее общем смысле эмпирическое исследование является знанием о явлении, а теоретическое - о его сущность. Эмпирическое исследование - это такой уровень научного познания, содержание которого главным образом получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между отдельными явлениями.

Теоретический уровень научного познания является более высокой степенью исследования действительности, где объект возникает со стороны тех его связей и отношений, которые недоступны непосредственному чувственному изучению. На этом уровне создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.

Научное познание выполняет функции описания, объяснения, понимания, предвидения.

Описание - функция научного познания и этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента с помощью определенной системы обозначений.(Виды описания: эмпирическое описание, теоретическое описание)

Объяснение - оказывается в раскрытии сущности объекта, который исследуется; оно осуществляется путем показа того, что объект, который объясняется, действует по определенным законом.

Понимание - присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение содержания предмета. В науке понимание предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация.

Предвидение - обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящее время, но подлежащие выявлению, основанном на открытых наукой законах развития природы и общества.

Прогнозирование - один из видов предвидения, специальное исследование перспектив некоторого явления. Чаще всего используются такие методы прогнозирования, как экстраполяция, моделирование, экспертиза, историческая аналогия, прогнозные сценарии.

Методы и формы эмпирического уровня научного познания.

На эмпирическом уровне используются такие методы как:

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в природных условиях с целью познания исследуемого объекта.

Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении. В отличие от простого наблюдения, эксперимент - это активное вторжение исследователя в природные явления, в ход процессов, которые изучаются.

Описание - это указание признаков предмета(явления) как существенных, так и несущественных. Описание, как правило, применяется в отношении единичных объектов для более полного ознакомления с ними.

Измерения - это определенная система фиксации количественных характеристик исследуемого объекта при помощи различных измерительных приборов. С помощью измерения определяется отношение одной количественной характеристики объекта к другой, однородной с ней, принятой за единицу измерения.

Моделирование - это изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам воспроизводит свойства объекта, что исследуется. Моделирование используется тогда, когда непосредственное изучение объектов по некоторым причинам невозможно.. На современном этапе развития познания особенно большая роль отводится компьютерному моделированию.

Если говорить о формы эмпирического уровня научного познания, то они совпадают с формами теоретического уровня,ведь четкой границы между ними не существует.

В число форм научного познания относятся проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это вопрос или их комплекс, которые возникают в процессе развития познания и решение которых имеет существенный практический или теоретический интерес.

Гипотеза - это разновидность догадки, предположения более или менее обоснованное, но еще не подтверждено, не доказано полностью

Теория - это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, которые отражают определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей. Теория в отличие от гипотезы является знанием достоверным.

Научное познание и знание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (обществознание, социальные науки), о духе (гуманитарные науки), о познании и мышлении (логика, психология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразное место занимает математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута дальнейшему дроблению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие науки, каждая из которых подразделяется на дисциплины – физическая химия, биофизика и т. п. Ряд дисциплин занимает промежуточное положение (например, экономическая статистика).

Проблемный характер ориентации постнеклассической науки вызвал к жизни междисциплинарные исследования , проводимые средствами нескольких научных дисциплин. Например, исследования охраны природы находятся на перекрёстке технических, биологических, медицинских наук, наук о Земле, экономики и т.п.

По непосредственному отношению к практике выделяют фундаментальные и прикладные науки. Задача фундаментальных наук – познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления. Эти законы изучаются безотносительно к их возможному использованию. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения социально-практических задач.

В современной эпистемологии выделяют три уровня научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический .

Основания для выделения эмпирического и теоретического уровней познания.

1. По гносеологической направленности эти уровни различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущность процессов. На теоретическом уровне познания выявляются причины и сущностные связи между явлениями.

2. Основная познавательная задача эмпирического уровня познания– описание явлений, а теоретического уровня – объяснение изучаемых явлений.

3. Наиболее чётко различия между уровнями познания проявляются в характере получаемых результатов. Основной формой знания эмпирического уровня выступает научный факт и совокупность эмпирических обобщений . На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий , в которых раскрывается сущность изучаемых явлений.

4. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знания. Основные методы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом уровне широко используются такие приемы и методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Несмотря на различия, нет жёсткой границы между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Эмпирические исследования нередко выходят к сущности изучаемых процессов, а теоретические исследования стремятся к подтверждению правильности своих результатов с помощью эмпирических данных. Эксперимент, будучи основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая абстрактная теория должна иметь эмпирическую интерпретацию.

Сложный научно-познавательный процесс не исчерпывается только эмпирическим и теоретическим уровнями. Целесообразно выделить особый – метатеоретический уровень, или основания науки , которые представляют идеалы и нормы научного исследования, картина исследуемой реальности и философские основания. Идеалы и нормы научного исследования (ИННИ) – совокупность определённых концептуальных, ценностных, методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Их основная функция – организация и регуляция научного исследования, ориентация на более эффективные пути и способы достижения истинных результатов. ИННИ можно разделить на:

а) общие для всякого научного исследования; они наука отделяют науку от других форм познания (обыденное познание, магия, астрология, теология);

б) характерные для того или иного этапа развития науки. При переходе науки на новый этап своего развития (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются ИННИ;

в) идеалы и нормы специальной предметной области (например, биология не может обойтись без идеи развития, тогда как физика к подобным установкам в явном виде не прибегает и постулирует неизменность законов природы).

Картина исследуемой реальности (КИР) – представления о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой. К компонентам КИР относятся пространственно-временные представления и общие закономерности взаимодействия объектов (например, причинность). Эти представления могут быть описаны в системе онтологических постулатов . Например, «мир состоит из неделимых атомов, их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве и с течением абсолютного времени». Такая онтологическая система мира, реальности сложилась в XVII – XVIII вв. и получила название механистической картины мира. Переход от механистической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантовомеханической картине исследуемой реальности сопровождался изменением в системе онтологических постулатов. Ломка КИР представляет собой научную революцию .

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, обосновывающих ИННИ и КИР. Например, М. Фарадей обосновывал материальный статус электрических и магнитных полей ссылками на принципиальное единство материи и силы. Фундаментальная наука имеет дело с необычайными объектами, не освоенными ни производством, ни обыденным сознанием, поэтому необходимо состыковать эти объекты с господствующим мировоззрением и культурой. Эта задача решается с помощью философских оснований науки (ФОН). Философские основания не совпадают со всем массивом философского знания, которое намного шире и является рефлексией не только над наукой, а над всей культурой. Лишь часть философского знания может выступать ФОНом. Принятию и развитию многих научных идей предшествовала их философская разработка. Например, идеи атомизма, саморегулирующихся систем Лейбница, саморазвивающихся систем Гегеля нашли своё применение в современной науке, хотя выдвинуты были намного раньше в сфере философского знания.

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

На эмпирическом уровне осуществляется в процессе непосредственного с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации, Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта - доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания.

Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.

Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений.

Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна.

Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются:
- методы и операции научного исследования;
- формы научного познания;
- нормы и идеалы науки.

В самом общем смысле метод - есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата.

Основания для классификации методов могут быть различными Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным аспектам - методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим методам исследования относят: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение - целеноправленное, планомерное , осуществляемое с целью выявления отдельных свойств и отношений объекта познания Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает объект исследования. Эксперимент - это метод исследования состоящий в целенаправленном, активном вмешательстве в протекание изучаемого процесса, при котором происходит соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в определенных условиях, отвечающим целям исследования. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения. Описание - фиксирование средствами естественного или искусственного языка результатов наблюдения или эксперимента. Измерение - совокупность познавательных операций средством средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

К методам теоретического исследования относят:
- формализацию;
- аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивныи метод;
- восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Формализация - выражение содержания знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Это необходимо для более точного выражения мыслей, исключения неоднозначного понимания.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения из которых при помощи специальных правил вывода исходят все остальные положения этой теории.

Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводя утверждения об эмпирических фактах. Эти заключения, в силу того, что они строятся на гипотезах, носят вероятностный характер. Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования, заключающийся в движении от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему. Здесь отражается противоречивое развитие самого предмета исследования.

К общелогическим методам относят:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение;
- индукцию;
- дедукцию;
- аналогию;
- моделирование и др.

Анализ - метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого.

Синтез - метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе.

Абстрагирование - метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и признаков объекта.

Обобщение - метод познания, посредством которого устанавливаются общие признаки, свойства и отношения предмета.

Индукция - метод деятельности, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок.

Дедукция - метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера.

Аналогия - метод познания, суть которого заключается в л установлении сходства в некоторых свойствах, признаках, отношениях между различными объектами.

Моделирование - метод исследования, состоящий в исследовании аналога того или иного фрагмента действительности (модели), в котором воспроизводятся структура, функции, характеристики самого фрагмента реальности (оригинала модели).

Целостность многообразия научного знания обеспечивается не только взаимосвязью теоретического и эмпирического уровней, но также и, наличием так называемых оснований научного знания. К ним относятся научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки.

Идеалы и нормы науки включают в себя:
- идеалы и нормы научного объяснения и описания; идеалы и нормы научного доказательства;
- идеалы и нормы построения и организации-научного знания.

Целостное единство идеалов и норм научного исследования, существующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие стиль научного мышления. Стиль научного мышления - это обобщенная характеристика конкретного исторического типа методологических средств и норм научного познания. Можно выделить классический, неклассический, постнеклассический стили научного . Характер идеалов и нормы науки определяется предметом исследования, спецификой изучаемых объектов, а содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. При переходе на новый этап научного исследования, к примеру, от классического к неклассическому, кардинально меняются его идеалы и нормы исследования. Так, нормативы объяснения и обоснования знания в классическом естествознании отличны от современных.

Научная картина мира - это идеальная знаковая модель исследуемой реальности, построенная на основе совокупного научного знания. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации научного знания, но и как исследовательская программа, которая определяет задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения. Истории научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм.

Понятие «парадигма» (с треч. - пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном. Оно обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям. Смена парадигм - это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития.

Третьим компонентом оснований науки являются философские основания. Содержание философских оснований науки выражено, во-первых, в философских принципах, отражающих фундаментальные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, фиксируемых в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др. Философские основания науки выполняют мировоззренческую функцию. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.