Биографии

Признаки отличающие псевдонаучное знание от научного. Самые известные псевдонауки: почему нельзя верить? Качественное образование и научное знание должны быть доступны для всех

Покуда свидомая пся крев пестует бытовой фашизм и скачет в бездну, вернемся к нашим баранам и продолжим набрасывать на вентилятор тухлую требуху псевдонаучного бреда.

Ай-да чистить карму, Dear Comrades!

Параллельно с наукой развивалось множество учений, якобы основанных на научной методологии, но на деле лишь имитирующих профессиональный подход. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. «Теории и практики» составили список самых известных псевдонаук - от френологии до соционики - и вспомнили, почему им так и не удалось заслужить доверие ученых.

Астрология

Предсказывать будущее, руководствуясь движениями планет и звезд, начали еще в древности - первые свидетельства о попытках узнать грядущее встречаются в шумеро-вавилонских мифах, где небесные тела отождествляются с богами. Греческая астрология переняла идею «божественной» звездной сущности и развила ее до знакомых нам форм. Самое значимое на сегодняшний день явление астрологии - гороскопы, которые составляются на основе индивидуального влияния планет для 12 знаков зодиака.

С современной научной методологией методология астрономии несовместима, что неоднократно было доказано учеными. Хрестоматийные примеры доказательств - развенчание статистической гипотезы Мишеля Гоклена, получившей название «эффекта Марса», и эксперимент Бертрама Форера под названием «Эффект Барнума». Гоклен обнаружил взаимосвязь между рождением спортсменов-чемпионов и фазами Марса, и долгое время настаивал на правдивости результатов своего исследования, пока не был уличен в подтасовке исходных статистических данных. В свою очередь Форер доказал несостоятельность астрологии при помощи социального эксперимента: выдав студентам тест на определение специфических черт их личности, он обещал предоставить на его основе индивидуальный психологический портрет каждого, но вместо этого раздал всем единообразное описание, составленное по принципу гороскопа. Большинство студентов высоко оценили их «персонализированное» описание и остались довольны усилиями профессора.

Однако, несмотря на многочисленные доводы в пользу признания астрологии лженаукой, гороскопы продолжают ежедневно обновляться, некоторые люди продолжают верить в существование мифической планеты Нибиру, которая способна уничтожить Землю, а «Общество плоской Земли» (согласно постулатам которого Антарктида - лишь ледяная стена, опоясывающая мир, а фотографии Земли из космоса - подделки) еще не распалось, так что астрология, оставаясь в определенных кругах лженаукой, в общем, процветает.

Френология

Псевдонаука, получившая распространение в начале XIX века благодаря исследованиям австрийского врача и анатома Ф.Й. Галля, который установил связь между психическим портретом личности и физическими характеристиками, которыми обладает череп. Галль считал, что любые внутренние изменения мозга, в особенности, изменения объемов его полушарий, провоцируют видимые изменения на соответствующих участках черепа, в связи с чем можно судить о развитости или недоразвитости человека и о наличии у него определенных навыков, способностей и личностных характеристик.

Кинозрителям френология знакома благодаря фильму Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный», где рабовладелец Кэнди увлекается сравнениями черепов представителей разных рас. Подобная деталь исторически обусловлена - многие рабовладельцы Америки действительно заинтересовались френологией в XIX веке и ставили жестокие эксперименты на своих рабах. Развенчание френологии происходило вместе с развитием нейрофизиологии, научно доказавшей, что особенности психики не зависят от рельефа мозга, а тем более от строения черепа.

Гомеопатия

Псевдомедицинское направление в науке, призывающее принимать особые гомеопатические лекарства для предотвращения развития болезней в будущем. Основоположник направления - немецкий врач Христиан Ганеман, в конце XVIII века разработавший целую систему лечения гомеопатией (он же выдвинул так называемую «кофейную теорию болезней», согласно которой почти все известные людям болезни спровоцированы исключительно употреблением кофе). В основе гомеопатии лежит противоречащий современной рациональной фармакотерапевтической медицине принцип «подобное лечится подобным», поэтому лекарственное средство в гомеопатии, по сути, является катализатором развития облегченной формы болезни, от которой собирается лечиться пациент. Все якобы действующие препараты разведены как минимум в двенадцатикратной концентрации и, по мнению ученого сообщества, ничем не отличаются от плацебо - вещества, не содержащего лечебных свойств. По крайней мере, большинство исследований не подтвердило эффективности гомеопатических лекарств.

Парапсихология

Парапсихология изучает такие сверхъестественные явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация и внушение. Эта паранаука пытается убедить общественность в том, что перемещаться во времени и пространстве возможно, а наделенные особенными талантами люди могут предсказывать будущее, а также управлять окружающими силой мысли. Призывая поверить в астральное двойничество, околосмертные опыты и реинкарнацию, парапсихологи проводят множество опытов и экспериментов для доказательства того, что сверхчеловеческие возможности существуют.

Телепатия, к примеру, какое-то время объяснялась учеными при помощи «волновой теории», которая сообщала о наличии особых волн, которые при улавливании человеком, могли вызвать у него определенный образ, схожий с образом, возникшим у другого человека, но эта теория не была доказана и была признана несостоятельной. В 1930-х годах на предмет наличия сверхспособностей был исследован игрок в кости, который утверждал, что может силой мысли укладывать кубики так, чтобы они показывали нужную сумму, но более 650 000 выбрасываний кубиков опровергли его заявление, установив, что совпадения случайны. Не удалось установить торжество аномальных способностей и Ури Геллеру, известному своей способностью изменять физическую форму материальных объектов на расстоянии. Он и вовсе был уличен в том, что заранее обрабатывал пальцы специальным химическим составом, который и позволял ему сгибать ложки, только прикасаясь к ним.

Реинкарнацию в течение 40 лет пытался изучать ученый Ян Стивенсон, изучивший 3000 случаев предполагаемого перерождения, сопоставив родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах. Научно доказать факт реинкарнации ему не удалось. Точно так же еще ни одно экстраординарное явление не было научно доказано, а постоянное появление сведений о новых феноменах парапсихологии происходит только из-за того, что какой-то процент населения планеты все еще не утратил веру в паранормальные явления.

Уфология

Паранаука, в основном изучающая НЛО, а также зафиксированные факты и предстоящие возможности общения жителей Земли с пришельцами и инопланетянами, полтергейстами и призраками. Главный предмет изучения уфологии - палеоконтакты - контакты существ внеземного происхождения с землянами и даже посещение ими нашей планеты в прошлом. В качестве доказательства состоятельности теории палеоконтакта уфологи приводят оставленные пришельцами знаки на земле - круги на полях, неопознанные плавающие объекты и другие весьма сомнительные артефакты. Как наука уфология зародилась только в 1940-х годах, когда стали поступать первые свидетельства о «летающих тарелках», передвигающихся со сверхзвуковой скоростью. К подобным заявлениям сначала отнеслись серьезно даже главы многих государств, тут же создавшие специальные секретные проекты по изучению феномена. В США - проект «Сайн» и проект «Синяя книга», в Британии - «Комната 801», во Франции - GEPAN. Однако за годы исследований подтвердить главное опасение уфологов о том, что Земля находится под наблюдением других существ, так и не удалось.

Нумерология

Паранаучное учение о мистическом смысле чисел и их влиянии на жизнь людей. Толчок к зарождению нумерология получила много веков назад благодаря древнееврейскому алфавиту, в котором буквы использовались в том числе и для записи чисел, из-за чего имели свои числовые значения. Основоположником главных положений нумерологии считается философ и математик Пифагор, открывший взаимосвязь между цифрами и нотами. После своего открытия он установил ГДЗ по Математике 6 класса , любой предмет и любое явление действительности может быть выражено числами.

В нумерологии любая многозначная цифра может быть сведена к однозначному, обладающему своими характеристиками числу, путем сложения ее компонентов.

Индивидуальный числовой эквивалент имеют и буквы, поэтому нумерология охотно раскрывает «тайны имен» всем желающим. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел, что всегда подчеркивается противниками распространения нумерологии. Еще один веский аргумент сомневающихся в этой паранауке связан с женскими фамилиями. Если еще вчера девушка была, к примеру, «Белоусовой Анной Алексеевной» и числом ее судьбы считалось число «13», а сегодня она вышла замуж за испанца и стала, допустим «Марес Анной Алексеевной», то число ее судьбы уже вовсе не «13», а «1».

Криптозоология и криптоботаника

Cмежные дисциплины, занимающиеся поиском животных и растений, известных нам только из легенд, мифов и рассказов очевидцев, а так же поисками животных и растений, которые, согласно признанию ученых, считаются вымершими. Криптозоологи не ограничиваются поиском динозавров, драконов и единорогов, они занимаются и существами из более современных легенд - снежным человеком и Лох-Несским чудовищем. Сами ученые, занимающиеся криптозоологией или криптоботаникой, признают ее лженаукой, но все равно считают полезной дисциплиной и продолжают поиски озерных демонов (огопого) и коз-вампиров (чупакабра).

Хиромантия

Ненаучный метод установления взаимосвязи между линиями на ладони человека и его судьбой. Хиромантия исследует кожный рельеф ладоней, в особенности папиллярные линии - считается, что каждая из линий отвечает за какое-то направление в жизни человека, и изучив ее рисунок, можно предсказать успешность судьбы человека в той или иной области. Узоры на ладонях, форма ладони и пальцев позволяют разобраться во внутреннем мире: большой палец и отходящая от него линия - линия жизни, указательному пальцу соответствует линия сердца, среднему - линия судьбы, безымянному - линия счастья. По дополнительным линиям, таким как линия брака и линия потомства, можно определить успешность брака и количество детей.

Однако в многочисленных пособиях по хиромантии одни и те же признаки на ладонях объясняются по-разному, а для предсказаний предлагается использовать то левую, то правую ладонь, узоры на которых чаще всего противоречивы. Хиромантия не признается наукой в большинстве стран, но в некоторых по-прежнему считается серьезным занятием: так, в Национальном Индийском университете и в наши дни преподают хиромантию, а в Канаде существует «Национальная академия хиромантии». В противовес хиромантии активно развивается наука, всерьез изучающая кожу ладоней и позволяющая определить предрасположенность к наследственным заболеваниям - дерматоглифика.

Соционика

Псевдонаука, построенная на основе учении Юнга о типологии и архетипах, предлагающая возможность на основе определенной тестовой методики выявить для каждого человека его личный так называемый тип «информационного метаболизма» - процесса обмена индивидуальными сигналами с внешним миром - и причислить его к одному из 16 подробно описанных социотипов. Соционика как отдельное учение возникло в 1970-х годах благодаря усилиям литовского экономиста и психолога Аушуры Аугустинавичюте. Ключевые параметры для определения типа информационного метаболизма - «ощущение», «мышление», «интуиция», «чувство» (в физическом смысле слова), «интроверсия» и «экстраверсия»: в разных сочетаниях они формируют разные соционические типы личности. По итогам соционического теста (он существует в нескольких вариантах от разных авторов) каждый человек условно отождествляется с одним из 16 персонажей, названных в честь известных людей и литературных героев (например Дон Кихот, Дюма, Штирлиц или Наполеон) и получает возможность узнать о своей совместимости с другими социотипами.

Соционика известна в основном на постсоветском пространстве и не считается официальной наукой - у нее нет ни общей научной теории, ни закрепленных единообразных методов исследования. Ее также критикуют за излишнюю умозрительность и недостаток эмпирических доказательств. Кроме того, концепция была сильно дискредитирована толпами энтузиастов, которые брались с ходу определять соционические типы незнакомых, уже умерших людей и даже целых стран - в то время, как основатели соционики подчеркивали, что не претендуют на создание универсальной психологической классификации на все случаи жизни.

Физиогномика

Альтернативное направление в науке, пытающееся доказать связь внешнего облика человека с его характером и душевными качествами. Физиогномика пытается «прочесть» лицо, особенности строения тела, смысл жестов, поз и общего телесного впечатления, которое производит человек, а так же определить уровень интеллекта человека исключительно по его внешнему облику и манере держаться. В восточных странах физиогномика не была отделена от медицины и начала развиваться еще до нашей эры, призывая изучать человека исходя из принципа «пяти вершин»: лба, носа, подбородка, скул. В европейской культуре наука тоже нашла поддержку, к примеру ГДЗ Физика 7 класс , Чарльз Дарвин поддерживал развитие физиогномики, считая, что благодаря изучению работы мускул индивида можно понять, каковы его основные личные склонности. На основе формы лица, волосяного покрова, расположения и форм естественных лицевых отверстий и других рельефов на лице, исходя из основ физиогномики, можно составить для себя базовый портрет внутреннего мира человека.

Современное научное сообщество в удивительные возможности физиогномики не верит, особенно после того, как были проведены исследования близнецов, которые, несмотря на внешнюю идентичность, зачастую имеют диаметрально противоположные характеры.

Фолк-хистори

Преимущественно российское направление псевдоистории, занимающееся перекраиванием исторических реалий, чаще всего с целью публикации книг массовой направленности. Альтернативная история тяготеет к беллетристике и фальсификациям при видимом сохранении научной формы. Автор произведения фолк-хистори делает вид, что открывает читателю новую историю, а на деле всего лишь подтасовывает факты и, нарушая логические связи, создает «новую историю», которая идет вразрез с доподлинно установленными событиями.

Фолк-хистори стала активно развиваться в России в годы после распада СССР, когда над историей перестала довлеть единая коммунистическая идеология. Предшественником направления считается Лев Гумилев, который, предлагая читателям свою теорию пассионарного этногенеза, тоже выдвигал весьма специфическую «авторскую» версию истории. .

На вопрос: "Какие науки вы знаете?", большинство людей легко перечислят: "Математика, физика, химия, биология, география, история, психология…" И практически никто не упомянет астрологию, хиромантию или уфологию. Хотя они имеют все признаки "настоящей" науки, эти направления относят к "псевдонаучным", а то и вовсе к "лженаучным". Но почему?

Дело в том, что любое научное утверждение требует неоспоримых доказательств. Если отыскать их не удается, то никакая гипотеза не может считаться доказанной. А все "паранауки" существуют лишь на уровне гипотез, предположений и наблюдений. Более того, настоящая наука использует лишь утверждения, проходящие по критерию Поппера о фальсификации, то есть такие, которые принципиально могут быть опровергнуты при помощи экспериментов, наблюдений или умозаключений. А вот гипотезы лженаук принципиально неопровержимы.

Есть и еще одно отличие — эксперименты и выводы ученых должны быть независимо воспроизводимы. Грубо говоря, если один научный работник поставил эксперимент по воздействию, например, силы тяжести на падающий предмет (как это сделал в свое время Ньютон) и описал методику этого эксперимента, то другой ученый, воспользовавшись этой методикой, должен получить похожие результаты (если этого не случилось, то либо методика неправильная, либо эксперимент поставлен некорректно. А в "лженауках" результаты исследований одного "адепта" совершенно невоспроизводимы другим — так, одну и ту же астрологическую карту два разных астролога трактуют по-разному.

Ну и наконец, если в науке определенный результат получается всегда в результате каких-то действий и процессов, то здесь четкой воспроизводимости результатов нет. Давайте рассмотрим самые распространенные "лженауки" и их шансы стать истинными науками.

Астрология

Люди начали предсказывать будущее по расположению звезд и планет начиная с глубокой древности. Так, в шумеро-вавилонских мифах небесные тела отождествлялись с богами. Сегодня гороскопы печатаются почти в каждом издании. Но, хотя чаще всего черты того или иного человека соответствуют его "зодиакальному типу", предложенному астрологами, встречается и немало отдельных расхождений. Поэтому на астрологические данные можно ориентироваться лишь "в общих чертах".

Нумерология

Это учение о влиянии чисел на судьбы людей и различные процессы. Основоположником нумерологии считается знаменитый древнегреческий философ и математик Пифагор, который считал, что любой объект или явление можно выразить цифрами.

Вероятно, Пифагор не стал бы бросать слов на ветер. Но существует такое различие нумерологических методик, что сложно понять, какая из них самая верная. Например, в одном случае предлагается сложить порядковые номера букв фамилии, имени и отчества, а затем привести их к простому числу, а в другом — только номера букв имени и фамилии. Понятно, что в итоге получаются разные числа, и можно ли судить по ним о личности человека — большой вопрос.

Физиогномика

Она пытается доказать связь между внешностью человека и чертами его личности. Сюда входят особенности черт лица, строения тела, а также трактовка поз и жестов в разных ситуациях. Между тем, люди с похожей внешностью могут порой иметь совершенно разные характеры. Это показали исследования пар близнецов. Так что однозначных выводов делать не стоит.

Хиромантия

Это искусство "чтения" судьбы по линиям и буграм на человеческой ладони. Проблема в том, что в разных пособиях и руководствах приводится различная интерпретация ладонных узоров. К тому же, рисунки на правой и левой ладонях часто не совпадают. Многие все же признают хиромантию, но правильно толковать ладонные символы способны лишь единицы. Чтобы стать настоящим хиромантом, необходимо долго и серьезно обучаться.

Гомеопатия

Это "парамедицинское" направление, использующее для лечения болезней особые препараты растительного происхождения. При этом препарат и дозировка подбираются индивидуально в зависимости от психологических особенностей пациента. Хотя имеются многочисленные свидетельства об эффективности такого лечения, большинство медицинских исследований не подтвердили того, что эти средства оказывают лечебное воздействие.

Парапсихология

Сюда входит изучение таких явлений, как ясновидение, телепатия, телекинез, телепортация и гипноз. Безусловно, все эти феномены существуют, так как тому есть немало примеров. Но в то же время еще никому не удалось объяснить их природу и вывести какие-то закономерности.

Уфология

Уфологи изучают неопознанные летающие объекты, а также контакты с предполагаемыми представителями внеземного разума. Но пока вся "наука" сводится к констатации разрозненных фактов, якобы имеющих отношение к НЛО и инопланетянам. Доказать, что между ними есть какая-то связь, не удается, как и объяснить их природу.

Криптозоология и криптоботаника

Эти смежные паранауки заняты поиском животных и растений, либо вымерших, либо известных нам по мифам и легендам. В поле зрения криптозоологов оказались, например, снежный человек, Лох-Несское чудовище и чупакабра. Они отслеживают факты появления таких существ, но идентифицировать их не в состоянии.

Как же нам относиться к "паранаукам"? Отвергать или все-таки принимать во внимание? Может быть, их следует рассматривать как теории, имеющие право на существование, но не как неоспоримую истину. Ведь лишние знания никогда не бывают вредны.

С другой стороны, любое знание обязательно должны иметь практическую сторону — иначе просто никто не будет давать деньги на исследования. И вот тут-то "паранауки" подводит вышеупомянутая принципиальная невоспроизводимость результатов. Если объяснить на примере, то представьте себе, что вы сомневаетесь в диагнозе, который поставил вам доктор, поскольку прописанное им лечение привело не к улучшению, а к ухудшению вашего здоровья. Вы можете пойти к другому врачу, который, следуя той же самой методике обследует вас и и подтвердит, что его коллега действительно сделал ошибку. На этом основании вы можете подать в суд на первого врача и получить компенсацию за тот вред здоровью, который вам нанесла его ошибка.

А теперь представим ту же ситуацию, в которой действует не врач, а, например, астролог. Предположим, он составил для вас прогноз, который совершенно не подтвердился и, более того, следуя ему, вы потеряли много денег. Сможете ли вы в данном случае доказать в судебном порядке что ошибка данного "специалиста" нанесла вам ущерб? Нет, потому что единой методики проверки деятельности астрологов не существует, и ни один коллега этого неудачливого предсказателя принципиально не сможет убедительно доказать, что тот ошибся.

Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания.

Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.

Множество раз проверялась эффективность астрологических прогнозов, и результат неизменно был отрицательным. Убедиться в этом на элементарном уровне может каждый. Важно только соблюсти правильную последовательность: сначала записать важнейшие события своей или чужой жизни, относя каждое к определенной категории (здоровье, личная жизнь, деньги, работа) и оценивая знаком плюс или минус, а уже затем сравнить с гороскопом на этот период. Астрологи к отрицательным результатам таких проверок безразличны, поскольку, как говорилось выше, на самом деле точное предсказание будущего не является целью этой псевдонауки.

Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания.

Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира.

Научная картина мира гармонична. В нее нельзя произвольно добавить и из нее нельзя вынуть ни одного кирпичика без того, чтобы не понадобилось серьезно перестраивать все здание. В этом плане научную работу можно сравнить с разгадыванием бесконечного кроссворда, каждое слово в котором проверяется пересечением с несколькими известными, а псевдонаучную деятельность - с вписыванием слова только на том основании, что оно состоит из нужного числа букв.

Противоречия между научными и псевдонаучными представлениями рассматриваются псевдоучеными как свидетельства ложности «ста­рой» науки, причем не отдельных ее положений, а всей сразу. Часто при этом используется «же­лез­ный» аргумент: сколько раз в истории науки новая теория отменяла старую! Слабость этого аргумента в том, что в действительности новые научные теории не столько отменяют, сколько расширяют прежние (принцип соответствия , см. п. 2.5.3). Эйнштейн не отменил ньютоновскую механику, но показал, что она справедлива лишь при скоростях движения, много меньших скорости света (п. 2.5.2). Дарвинизм не отменил систему классификации организмов, предложенную К. Линнеем, противником учения об изменчивости видов, но показал, что она отражает историю естественного развития биосферы.

Таким образом, отличить псевдонаучное знание от научного по его содержанию и структуре можно, но это не всегда легко, так как требует обширных и глубоких познаний. Легче отличить псевдоученого по используемой им методологии .

Для псевдонаук характерны следующие методы получения, проверки и распространения знания:

1) Некритический анализ исходных данных . За достоверные факты принимаются легенды, мифы, рассказы из третьих рук и т.д.

2) Пренебрежение противоречащими фактами .Интерес проявляется лишь к материалу, который можно истолковать в пользу доказываемой концепции, всё остальное просто не рассматривается.

3) Неизменяемость взглядов несмотря ни на какие возражения. Настоящие ученые не стесняются признаться в ошибке (см., например, историю об Эйнштейне и Фридмане в п. 5.1.1). Не стесняются потому, что есть уверенность в научном методе познания, который гарантирует устранение ошибок.

4) Отсутствие законов . Излагается не концепция, а рассказ или сце­на­рий, по которому, по мнению автора, происходили определенные события. Так, в уфологии наиболее неприемлемым элементом являются не сами рассказы о встречах с пришельцами, а отсутствие их должного осмысления. Кто эти пришельцы? Откуда они? Если с других звезд, то как преодолели технологические и экологические трудности организации межзвездных путешествий, которые, как мы уже понимаем, имеют принципиальный характер? Ответы на эти и другие подобные вопросы если и даются, то оказываются неубедительными и бледными по сравнению с детализированными описаниями обстоятельств посадки НЛО. Очень характерно, что еще никому из уфологов не удалось предсказать дату и место появления очередной летающей тарелки - верный признак отсутствия положительного знания.

5) Нарушение общепринятых этических норм. Это в наибольшей степени относится к девиантной науке. Подтасовывать результаты экспериментов, подгонять решения под заданный ответ означает не просто давать неверную информацию (от ошибок никто не гарантирован), но поступать аморально. Чтобы понять лженаучный характер теорий крупнейшего псевдоученого XX века, академика Т. Д. Лысенко и его сподвижников, в течение нескольких десятков лет занимавших командные высоты в отечественной биологии и сельскохозяйственных науках, не обязательно быть профессиональным биологом. Достаточно было видеть, какими методами они расправлялись с теми, кого считали своими оппонентами. Если человек, представляющийся ученым, называет оппонента негодяем и вредителем, если его аргумент в научном споре - донос или жалоба в административные инстанции, то его научным результатам лучше не верить.

Организованный фондом «Эволюция» совместно с РВК. Учёные, популяризаторы, организаторы научпоп-мероприятий, блогеры и научные журналисты собрались, чтобы начать борьбу. Борьбу против лженауки, псевдооткрытий, недоэкспериментов и липовых учёных.

Что такое лженаука? Насколько эта проблема актуальна в России? Что делается и что можно сделать ещё? Вот об этом говорили, думали, решали и договаривались.

Какие задачи нужно решить, чтобы изгнать лженауку и шарлатанство из поля зрения?

  • Научить популяризировать науку;
  • Глубоко исследовать лженауку;
  • Работать с обществом, которое одобряет лженауку;
  • Сделать науку и образование доступными.

Тезисы привели, теперь расскажем о каждом из этих пунктов подробнее.

Популяризация науки для популяризаторов науки

Сама по себе наука - это глобальная познавательная деятельность специалистов, а её популяризация - это «перевод» полученных знаний на язык, доступный всем остальным. Только так наука сможет полностью реализоваться в обществе, и именно поэтому просветительское сообщество обязано содействовать совершенствованию такого «перевода». Кроме того, науке нужно учиться использовать инструменты продвижения, совершенно нормально работающие в других сферах деятельности. О том, почему настоящей науке не хватает пиара, рассказывает Виталий Егоров, блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России.

Виталий Егоров

блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России

Дело в том, что наука противоречит базовым принципам и биологическим потребностям человека. Наука - это сложно, она требует умственного напряжения. Чтобы разобраться в любой научной теме, нужно постараться: сесть, взять книгу, разобраться, сделать собственные выводы. Всё это нелегко, требует времени и возможностей.

Но самое главное - наука не оставляет места для чуда. А лженаука обещает людям именно чудо - мгновенное излечение, немедленное состояние счастья и самую правильную правду. Именно поэтому стопроцентной победы науки над лженаукой не произойдёт никогда.

Более того, антинаука - это повод для существования самих просветителей, ведь если не будет её, не будет и смысла в общественной деятельности популяризаторов. Задача популяризаторов - пользоваться деятельностью лженауки в собственных интересах.

Например:

В октябре 2016 года российская организация «Национальный совет по гомеопатии» подала в суд на журнал «Вокруг света» за опубликованную статью научного журналиста Аси Казанцевой о гомеопатии «Растворённая магия» . В заявлении организации утверждалось, в частности, что статья журналиста, «порочит метод гомеопатии, успешно применяемый во многих странах более 200 лет».

В интернете такой лакомый инфоповод вызвал рост запросов как по вопросу гомеопатии, так и по исследованиям о пользе и вреде такого метода лечения, и на эту самую статью Аси Казанцевой.

Так любое действие со стороны лженауки может работать на просветителей. Лженаучное сообщество умеет привлекать к себе внимание. Часть этого внимания должно перетягивать на себя уже научное сообщество, расширяя аудиторию, повышая свою узнаваемость и вовлекая людей в получение новых знаний.

Лженаука вышла из тени и шагает по стране

Лженаука постоянно совершенствуется. Как только её противники находят способы эффективной борьбы, она, подобно вирусу, начинает мутировать и избавляться от уязвимостей.

Например, в 1970-х астрологию критиковали за то, что она почему-то учитывает в расчетах лишь несколько тел Солнечной системы. К концу века некоторые астрологи были готовы вводить в свои расчёты что угодно, вплоть до пульсаров и квазаров. Этим они «обосновывали» научность и современность своих гаданий.

Но особо пышным цветом астрология расцвела в нашей стране. Когда в бывшем СССР отменили цензуру, вместе с открывшейся исторической правдой на головы наших сограждан полились и тонны прочей непроверенной информации. Гражданам было трудно отличить одно от другого: если от населения умалчивали про ГУЛАГ, то, может, и астрологию зря называли лженаукой?

Одновременно с этим наука почти лишилась финансирования, отчего сильно упал её авторитет в обществе. Исчезла научно-популярная литература. Резко снизился уровень образования. Разные авантюристы, дорвавшись до рычагов управления, увидели в лженауке эффективный способ манипулирования людьми и стали продвигать её на телевидении.

Член комиссии по борьбе с лженаукой РАН Александр Сергеев поднял проблему существования лженауки в России. Даже не просто существования, а настоящей эпидемии.

Александр Сергеев

член комиссии по борьбе с лженаукой РАН

Проблема в том, что в России ситуация несколько аномальная по сравнению с остальным миром. У нас случился неприятный казус - лженаука в нашей стране демаргинализировалась.

Лженаука должна существовать как необходимый противовес. Но её место - где-то в тени; её дело - иногда осторожно высовываться из норки, вызывать споры и критику. У нас же она вышла из маргинального положения, стала массовой и одобряемой.

Вот они, признаки выхода лженауки из подполья:

  • Лженаука стала организованной. Сейчас трудно найти крупное научное учреждение, скажем, уровня большого университета, в котором не было бы серьезного направления, исследующего абсолютно лженаучные области.
  • Лженаука юридически защищена. Если вы попытаетесь противодействовать лженауке, называя конкретные имена и компании, то получаете иски в суд.
  • Лженаука получила государственную поддержку. Например, гомеопатия официально признана приказом Минздрава в 1991 году. А недавно в сети появилась информация о том, что Минздрав планирует выдавать лицензии народным целителям.
  • Лженаука служит политическим целям. Такой вид лженауки служит для обоснования конкретных принимаемых решений. Например, в своё время геополитика, имеющая лженаучную базу, была обоснованием экспансии Третьего рейха и его движения на Восток.

Достаточно вспомнить пригретого высокими чиновниками Петрика, который гениально производит судебные иски, а не научные исследования.

Лженауке подыграло развитие интернета, позволившие каждому создавать и распространять любые мифы. Этим яростно пользуются мошенники, а зачастую и журналисты несознательно им подыгрывают. Как мы видим сейчас, российское законодательство фактически защищает мошенников: назови кого-то лжеученым, и можно сразу ждать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В результате лженаука в России вышла из-под всякого контроля.

Расцвет лженауки как зеркало общественных проблем

В 2011 году немецкий министр обороны Карл Гуттенберг покинул свой пост из-за обвинения в плагиате докторской диссертации. Его отставка стала результатом деятельности анонимного сетевого сообщества VroniPlag. Похожий проект действует и в России.

Доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет» Андрей Ростовцев рассказывает, как липовые диссертации перекликаются с лженаукой и что после этого происходит.

Андрей Ростовцев

доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет»

Наука - это явление социальное, а исследование диссертаций, научных работ, монографий и фальсификаций в них - это большой социологический эксперимент. Само содержание фальшивых диссертаций не так интересно, как интересен феномен распространения этого явления.

Ростовцев полагает, что масштабы этого явления в России обрели катастрофический характер и, пожалуй, ни в одной цивилизованной стране таких масштабов нет. Да, в академической сфере всего мира существует явление подлога, но в России это приобрело институциональный объем и государственную поддержку.

Фальсификация в академической сфере - лакмусовая бумажка, которая говорит, насколько тот или иной человек готов пойти на подлог в своей жизни. Академическая и повседневная жизнь - это коррелируемые явления.

Какой высоты барьер отделяет человека от того, чтобы после фальшивой диссертации не начать фальсифицировать что угодно?

Речь идёт не просто об отдельных псевдоученых, а про целые слои сообщества, насыщенные академическими званиями. Например, в Государственной Думе больше 60% людей с учёными степенями. Для сравнения: только каждый восьмой депутат немецкого бундестага является дипломированным учёным.

Еще один занимательный факт:

исследование команды «Диссернета» показало, что распределение фальшивых диссертаций по специальностям очень неоднородно. С большим отрывом лидирует экономика, второе место делят педагогика и право.

Такое распределение соответствует распределению по самым проблемным областям российского государства в целом: больная экономика, ущербная юриспруденция, деградирующее образование - всё, что нам, к сожалению, известно на основании собственного жизненного опыта.

Почему возникает такая корреляция между проблемами в определённой сфере жизни общества и масштабом фальсификации в соответствующей области знаний? Ключевым словом в ответе на этот вопрос является «невежество».

Именно высокий уровень невежества и отсутствие сильного экспертного сообщества в определенной области знания, с одной стороны, не позволяют выстроить надёжный заградительный барьер и открывают двери перед мошенниками и фальсификаторами, а с другой, - приводят к общему снижению качества определённой сферы деятельности.

Качественное образование и научное знание должны быть доступны для всех

В начале осени британский научный журнал Nature опубликовал на своих страницах статью по важной теме современности - «Наука только для богатых?» . Автор репортажа на примере 8 стран (Соединенные Штаты, Китай, Великобритания, Япония, Бразилия, Индия, Кения и Россия) попытался разобраться, как социальное положение граждан влияет на возможность получения качественного образования.

Освещая положение дел в современной России, автор приходит к выводу, что страна после распада Советского Союза всё же сохраняет прежние советские идеалы в области образования. Отмечается, что в России сегодня довольно большая доля студентов и научных работников, которые росли в семьях со средним и низких доходом, но, тем не менее, получили неплохое образование. Автор заключает, что российскую модель все-таки можно отнести к моделям сбалансированного доступа образования. О том, как организовать сбалансированную модель доступного образования, рассказал Александр Василевский.

Александр Василевский

кандидат химических наук, научный сотрудник Института биоорганический химии РАН

Команду Института биоорганической химии недавно пригласили организовывать первую биологическую смену в образовательном центре «Сириус». Со всей страны отобрали 160 школьников-победителей Всероссийских олимпиад по биологии, экологии и химии и показывали, как на самом деле устроены научные исследования. Почему этот вроде бы небольшой пример важен? Потому что в этот центр попадают вне зависимости от экономических возможностей или социального положения.

Тем не менее, нужно продолжать вести работу над образованием так, чтобы доступ к лучшим знаниям имели все - и те, у кого «всё хорошо», и те, кто имеет возможность учиться только в дворовой школе.

«Слёт» закончился, но не закончилось желание участников продолжить борьбу «добра со злом». Озвученные темы позволили просветителям сформировать перечень задач, стоящих перед всем научным сообществом:

  • расширение аудитории просветительских мероприятий, интернет-сайтов, СМИ, книг;
  • пропаганда консолидированного мнения научного сообщества по важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющим научную составляющую;
  • просвещение школьных учителей, методическая и научная поддержка учителей;
  • просвещение лиц, принимающих решения.
  • изучение лженауки как общественного явления;
  • построение горизонтальной сети взаимодействия между просветительскими проектами;
  • использование разнообразных форматов, в том числе совсем популярных; построение цепочек форматов от простых к сложным;
  • использование нетрадиционных площадок и медиа-ресурсов: учительские форумы, геймерские сообщества и т. п.

Что удастся сделать к следующему «Слёту» и насколько участники продвинутся в своей борьбе, покажет время. Нам остаётся не только надеяться, но и самим что-то делать. Мы вот написали о том, что происходит. Ваше дело - советовать хорошие книги и статьи знакомым и друзьям, заботиться о своих пожилых близких людях и создавать активный информационный фон, разоблачающий заблуждения и понукающий мошенничества.