Биографии

Проблемы освоения биологических ресурсов арктических морей. Проблемы использования и сохранения биологических ресурсов

Вся живая природа, окружающая нас - это сложная, многоуровневая система объединённых между собой биологических ресурсов. Человек тоже может рассматриваться как неотъемлемая часть этой системы.

Биологические ресурсы - богатство, данное
человеку планетой

Биоресурсы - это «жизнь Земли». Всё живое, от одноклеточных морских организмов до многотонных млекопитающих - это биологические ресурсы мира. К ним относятся:

Живые организмы, которые нельзя причислять ни к флоре, ни к фауне, например морские также являются частью биоресурсов планеты и в совокупности могут называться биомассой.

Они выполняют одновременно много функций и имеют большое значение для человечества. Давайте рассмотрим все составляющие части, объединенные в понятие "биологические ресурсы".

Животный мир

Животные - неотъемлемый компонент экосистемы Земли. Они играют важную роль как для человека, так и для функционирования остальных элементов биосферы.

Обеспечение плодородия почв, опыление растений, очистка вод в естественных условиях, трансформация органических веществ в экосистеме - это лишь немногие их функции.

Растительные ресурсы мира

К этой группе относятся в первую очередь лесные биологические ресурсы. Они возобновляемые, но исчерпаемые. Размеры этих биоресурсов исчисляют площадью либо объёмами древесины, которая может быть использована человеком. Леса занимают около 30 % площади планеты, что равняется 40 млн кв. км. Если рассматривать запасы древесины как сырья, то её объёмы составляют приблизительно 350 млрд куб. м.

Но лес - это не только материал для производства и топливо, а ещё и место обитания многих видов животных. На данном примере видна тесная взаимосвязь между всеми компонентами биологических ресурсов планеты.

Биологические ресурсы океана и пресных вод

Мировой океан занимает 70 % площади нашей планеты. Запасы полезных ископаемых в недрах океанских шельфов не относят к биоресурсам. Биологические ресурсы — это все живые организмы, находящиеся в глубине водных просторов, которые человек может использовать себе во благо. Общая масса таких живых организмов оценивается в 35 млрд тонн. Самую высокую производительность в плане вылова рыбы имеет Тихий океан, а также Берингово, Норвежское и Японское моря.

Биологические ресурсы океана также являются возобновляемыми.

Как человек использует биоресурсы планеты

Объёмы биологических ресурсов тяжело определить, а ещё сложнее узнать их ценность в денежном эквиваленте. Например, лесные угодья могут одновременно выполнять множество функций: быть строительным материалом, топливом и местом отдыха Также растительный мир - это бесценный источник кислорода.

В случае с сельским хозяйством трудно разграничить биоресурсы и агроресурсы. Все окультуренные сельхозугодья, используемые человеком, появились за счёт сокращения нетронутых естественных площадей, ранее причисляемых к биоресурсам.

Водные биологические ресурсы используются человеком постоянно. являются источником продуктов питания, а также сырьем для других отраслей (медицина, сельское хозяйство).

Наземные животные - это тоже биологические ресурсы. Животный мир, если рассматривать исключительно диких зверей, теряет прежнее значение для человека. Это происходит в связи с развитием животноводства. Хотя в некоторых регионах охота по-прежнему остаётся стратегически важным промыслом.

Состояние биологических ресурсов планеты

Как видим, человек всегда смело пользовался тем, что дарила ему планета. И биоресурсы не стали исключением. Но вмешательство человека не осталось незамеченным.

Биологические ресурсы мира год за годом теряют свой первозданный вид под влиянием человеческих деяний. Мы не всегда задумываемся о том, что одно действие может стать причиной необратимых нарушений функционирования экосистемы планеты. Например, становится причиной исчезновения многих видов животных.

За последние 30 лет значительно уменьшились площади зелёных насаждений. Масштабы вырубки так велики, что это даже видно на снимках, сделанных из космоса. А всего за время существования цивилизации нашими руками уничтожено 35 % лесов. Работы по восстановлению зелёных насаждений, к сожалению, не приносят должного результата. Сейчас скорость сокращения в 18 раз превышает скорость их регенерации.

Неизгладимые последствия от деятельности человека чувствуют на себе и водные биологические ресурсы. Прежде всего, ущерб, наносимый водным биоресурсам, проявляется в масштабных выловах рыбы и других морепродуктов, загрязнении водоёмов, разрушении нерестилищ.

Животные - это источник сырья для многих производственных процессов. Однако масштабы использования дикой наземной фауны - незначительны, если сравнивать с объёмами сельскохозяйственного животноводства.

Охрана биоресурсов - задача каждого из нас

То, что биологические ресурсы мира имеют несоизмеримое значение для жизни человечества, не нуждается в каких-либо аргументах. Даже невозможно представить, как люди смогут существовать без доступа к этим богатствам планеты.

Мировые биологические ресурсы не имеют границ, поэтому вопрос их охраны должен решаться на международном уровне. Всего сейчас существует более тридцати организаций, которые регулируют активные действия, направленные на охрану биоресурсов в каждом отдельно взятом государстве. Инициативой ЮНЕСКО было создание «Международного союза и природных ресурсов». Более 90 стран принимают участие в исследованиях «Человек и биосфера» под руководством этой же организации.

Ещё одно социально активное объединение «Друзья Земли» проводит регулярные кампании в защиту флоры и фауны. «Акция в защиту Земли» — молодёжное подразделение этой организации.

Охрана биологических ресурсов - основная задача деятельности международного объединения «Гринпис». Эта организация действует на местном, национальном и международном уровнях и имеет поддержку широких масс.

Основные методы сохранения биоресурсов

Как видим, организаций, позиционирующих себя защитниками природы, достаточно, но какие же конкретные меры предпринимает человечество, чтобы биологические ресурсы мира подвергались как можно меньшему влиянию с его стороны?

  1. Рациональное отношение к биологическим благам. Внедрение технологий по безотходному производству и повторному использованию сырья.
  2. Защита от загрязнений - целенаправленные мероприятия, задачей которых становится устранение отрицательного влияния жизнедеятельности человека (установка очистных сооружений на предприятиях, утилизация отходов).
  3. Обустройство территорий, где охраняются биологические ресурсы. Животный мир и растительность здесь можно наблюдать в нетронутом виде. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки - это места, где появляется возможность восстановить популяции и растений.

И напоследок...

Каждый из нас осознанно или безотчётно ежедневно пользуется доступными биоресурсами. В связи с этим наша задача — как можно более рационально использовать их, охранять, восстанавливать, чтобы дать возможность нашим детям, внукам и правнуками увидеть и оценить все богатства Земли.

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА В БЕРЕГОВОЙ ЗОНЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

И. с. майоров,

кандидат географических наук, доцент тихоокеанский экономический университет, г. Владивосток

Проблемы сокращения биологических ресурсов и уменьшения сырьевой базы стали особенно актуальны в последние годы в связи со значительным уменьшением биопродуктивности морских экосистем, из-за экономических, управленческих и экологических причин (перелова, подрыва запасов, проблем квотирования, интенсивного загрязнения и др.). Эти проблемы носят глобальный характер из-за нарушения равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с окружающей природной средой.

В данном исследовании рассматривается философский, экономический, управленческий и экологический аспекты природопользования в береговой зоне Дальнего Востока России и предлагаются пути решения этих проблем.

Устойчивое развитие человечества обеспечивается тремя главными составляющими - экологической, экономической, социальной - и реализуется посредством устойчивого природопользования. Философским обоснованием поиска пути решения всех проблем, возникающих при устойчивом природопользовании, возможно, по нашему мнению, лишь со сменой природопользовательской парадигмы на альтернативной существующей основе. Необходимость смены природопользовательской парадигмы обусловлена тем, что современная цивилизация загоняется в рамки самоистребления под действием глобального социального и экологического диспаритета во владении и распоряжении материальными, интеллектуальными и информационными ресурсами, экологического и системного кризиса. Ситуация осложняется еще тем, что все критические процессы в экологических

и экономических системах происходят на фоне глобального перехода индустриальной цивилизации в постиндустриальную.

Ведь «ядро» экономики индустриальной цивилизации составляли невозобновляемые ресурсы, а «периферию» - возобновляемые. При исчерпании невозобновляемых ресурсов происходит смена индустриальной цивилизации и замена ее постиндустриальной, «ядро» экономики которой составляют возобновляемые ресурсы, а на «периферию» отодвигаются невозобновляемые ресурсы .

Россия, можно отметить, имеет все необходимые условия для бескризисного перехода к постиндустриальной цивилизации. Прежде всего, благодаря постепенной замене в «ядре» экономики невозобновляемых ресурсов на возобновляемые на основе наукоемких технологий. Этому способствуют и ее весьма значительный природно-ресурсный (она занимает первое место по запасам невозобновляемых ресурсов) и научный потенциалы.

К числу негативных факторов, влияющих на устойчивое развитие, относятся: переход от сырьевой экономики и отсталого коллективного хозяйствования на земле (в значительной степени) к чисто сырьевой экономике и ликвидации собственного внутреннего рынка, передаче его другим странам и транснациональным монополиям; демонтаж национальной обороны, экономики и науки; ориентация на ввозимые товары и технологии; передача ресурсов страны транснациональным монополиям.

Следовательно, в России для перехода к устойчивому развитию необходимо не только разработать государственную программу, в которой четко опре-

Рис. 1. Наиболее перспективные национальные парки Дальнего востока России:

1 - официально планируемые ; 2 - предлагаемые, в том числе нами

делить цели и индикаторы устойчивого развития, но также приступить к созданию информационных кадастров природных ресурсов и разработке методов измерения устойчивого развития (индикаторов устойчивого развития - экологических, социальных и экономических). Без решения указанных проблем Россия будет сырьевым придатком развитых стран, позволяющим продлить существование несколько модернизированного индустриального (потребительского) общества.

Еще одна проблема - региональный характер экономики РФ. Перспективы экономического развития России на ближайшие десятилетия в значительной мере связаны с использованием природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока России. Однако опыт освоения территорий и акваторий Дальнего Востока указывает на недопустимость использования прежних природопользовательских схем, обусловивших повсеместное истощение природных ресурсов и приведших к интенсивному загрязнению окружающей природной среды. Дальнейшее приро-

допользование на уникальных ландшафтах должно идти в направлении, характерном для природных циклов в эволюции биосферы, то есть стремиться к замкнутости циклов ресурсопользования: «природный ресурс (добыча) - потребление (производство с переработкой отходов) - воспроизводство ресурсов (измененный ресурс)».

Практически это согласуется с системой экологического менеджмента, в основе которой, согласно Демингу , лежит цикл: планирование - внедрение и функционирование - наблюдение и оценка - корректировка. Этот цикл следует понимать как методичную документально оформленную последовательную деятельность по достижению поставленных целей и задач. По мере успешного выполнения задачи ставится новая, и весь цикл повторяется заново, закрепляя успехи и не останавливаясь на достигнутом, преобразуясь в «спираль непрерывного улучшения». Однако замкнуть природопользовательские циклы в береговой зоне можно на основании балансов, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов, знании границ устойчивости береговых экосистем и обеспечении экологической безопасности .

Исторически сложилось так, что природные ресурсы нашей страны - ее спасательный круг с XVII в.

В период переходной экономики (с 1992 г.) произошло резкое истощение ресурсов Дальнего Востока России и обострение реально почти бесконтрольной экологической ситуации. Общее состояние окружающей среды Дальнего Востока характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий. По существу, нарушен процесс воспроизводства минерально-ресурсного потенциала региона. В кризисном состоянии здесь находятся базовые комплексы: горнодобывающий, лесной и рыбопромышленный .

Если в советский период на долю рыбного хозяйства на Дальний Восток приходилось 52 % товарной продукции, среднегодовой улов равнялся 6,2 млн т и составлял 73 % общесоюзного, то в 1997 г. в Приморье со всей рыбной отрасли собрано 200,7 млн руб. налогов, а с АО «Уссурийский бальзам» 222 млн при добытых 1567,8 тыс. т рыбы. Значит, реальный доход рыбной отрасли для страны снизился в десятки раз при падении уловов менее чем в 2 раза. С 1992 по 1994 г. закрыто производство рыбопродуктов в 76 поселках - в 22 на Камчатке, 18 - на

Сахалине, 36 - в Приморье . А это значит, что население деградирует, вымирает, инфраструктура уничтожается, берега и их ресурсы становятся бесхозными или собственностью криминала. А ведь северный сектор Тихого океана является самым важным рыбопромысловым районом мира. Здесь добывается 32 % мирового улова, и после распада СССР произошло резкое увеличение общей доли региона в народном хозяйстве РФ с 3 до 5-6 % . Особенно подчеркнем повышение роли морских отраслей хозяйства: добыча морских биоресурсов составила 65-70 % общероссийской (было 40 % общесоюзной), а через порты региона проходит более 60 % морского грузооборота страны. Для сравнения заметим: если на весь Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн приходилось 2/3 улова рыбы в РФ, то на остальные - всего лишь 1/3: Северный (Баренцево море) - 20 %, Западный (Балтика) - 7 %, Южный (Черное и Азовское моря) - 3 %, Каспийский - 2 % .

Анализ причин появления основных экологических проблем Дальнего Востока России показал, что все они формируются под воздействием природных и антропогенных факторов, перечень их обширен:

Глобальные (изменение климата, кризис в водоснабжении и необходимость в более мощных водохранилищах , подтопление морского побережья, необходимость в интродукции растений и акклиматизации животных, более соответствующих современному климатическому этапу, и др.);

Антропогенные промышленные (загрязнение внутренних вод и Мирового океана, кислотные дожди и связанные с ними усыхание лесов, загрязнение атмосферного воздуха, проблемы переработки отходов, отчасти годных для производства кормовых добавок, удобрений, стройматериалов, извлечения металлов и т. д.);

Антропогенные бытовые (сточные воды, качество питьевой воды, почвенная и воздушная среда селитебных зон как медико-географический фактор, транспортные шумы и загрязнения);

Экономические (необходимость сбережения важнейших природных ресурсов для будущих поколений, приоритеты продовольственной безопасности, необходимость формирования резерва энергетических и минеральных ресурсов);

Геополитические и международные (охрана территории и ее биосферы, охрана от браконьерства, охрана биологического разнообразия окраинных морей, деградирующая в переход-

ный период, охрана экологических коридоров и международные сотрудничества в охране биологического разнообразия и др.). К числу основных региональных факторов преобразования экосистем ДВР относятся: браконьерство; лов рыбы сверх установленных норм российскими или трансконтинентальными пользователями.

Результатом действия этих факторов, разрушающих природный комплекс, как основу выживания постоянного населения, и препятствующих восстановлению ценной биоты, стали:

1) депопуляция;

2) деградация природных экосистем;

3) снижение биологического разнообразия и биопродуктивности;

4) сокращение природно-ресурсного потенциала;

5) ухудшение качества природной среды.

В настоящее время промысловые ценозы находятся в переходном состоянии: из наших вод на юге ушла популяция сардины иваси, а на севере происходит снижение численности самой массовой рыбы - минтая. И хотя произошел рост численности сельди и лососей, в целом, биомасса ихтиофауны снизилась значительно, например в Беринговом море - почти вдвое .

Основные условия устойчивого природопользова -ния в береговой зоне Дальнего Востока России, по нашему мнению, следующие :

Эффективное вливание в экономику доходов от использования невозобновляемых ресурсов при темпах их изъятия, не превышающих темпа их замены возобновляемыми ресурсами в «ядре» экономики;

Неистощительное использование возобновляемых ресурсов при темпах изъятия, не превышающих темпы восстановления;

Сохранение биоразнообразия и возобновляемых ресурсов для будущих цивилизаций.

В связи с этим необходимо расставить приоритеты в устойчивом природопользовании. На первом месте стоит проблема сохранения биоразнообразия и создания природоохранных систем. На втором - проблема «буферных» территорий и создания рекреационных систем (рекреационное природопользование). И на третьем месте стоит проблема вписывания системы интенсивного использования природных ресурсов (ресурсное и отраслевое природопользование) около природоохранной системы, посредством создания рекреационных систем.

Рис. 2. Природно-территориальные комплексы ДВР Выделены на основе ландшафтно-ключевого метода, сравнительной перспективности направлений природопользования, природно-хозяйственных областей : 1 - тундропользование, охрана экосистем; 2 - охрана экосистем, рыболовство в экстремальной зоне; 3 - охрана и восстановление лесов и нерестилищ, рыболовство и лесопользование в пределах квоты; 4 - восстановление экосистем, мариводство, рыбоводство, животноводство, экологический туризм; 5 - восстановление лесов, лесопользование, сельское хозяйство; с высокими рекреационными перспективами. А - границы природно-территориальных комплексов; В - макрорайоны высокой рекреационной нагрузки и наиболее перспективные для рекреации

Для поддержания экономики субрегионов и Дальнего Востока России, в целом, важна система устойчивого развития возобновимых ресурсов и экономико-экологического (с учетом долговременной конъюнктуры мирового рынка) использования исчерпаемых природных ресурсов . Проблема, по нашему мнению , может быть решена закреплением за субрегионами Дальнего Востока России, постоянным населением в лице местных администраций (законодательных собраний) следующих ресурсов или хотя бы их большей части. Прежде всего:

1. Биота морей Дальнего Востока России, жестко контролируя и охраняя которую, регион может

обеспечить до трети будущего экономического благополучия. Рыболовство в зоне Охотского моря и севера Японского моря будет перспективным видом экономической деятельности, если: восстановить охрану экономической зоны и запретить работу иностранных и обеспечивающих чужие интересы компрадорских судов в Охотском море, которому надо придать статус внутреннего водоема России, где ведется научно обоснованное ресурсо-пользование держателями территории. Закрытие Охотского моря необходимо из-за его высочайшей биопродуктивности, подрываемой и уже почти вдвое сниженной международными браконьерами. Биопродуктивность Охотского и Японского морей соответствует или превышает Каспийскую, уступая таковой только Азовского моря и зоне Перуанского апвеллинга.

Так, в Средиземном море вылавливается 0,5 кг/га рыбы в год, в Черном - 2, в Аральском - 6, в Беринговом - 8, а в Японском и Охотском - 11-13 кг/га рыбы в год . Это при том, что с 1941 по 1996 г. общая масса рыбы в Японском море снизилась втрое, а в Охотском - минимум в 2 раза. Местные администрации через ТИНРО-центр не только должны просчитывать реальные и рациональные объемы изъятия морских ресурсов, но и взять на себя контроль за охраной и выловом, помня, что при общемировом объеме добычи рыбы 70 млн т в год 10 - 12 млн т добывается в зоне Перуанского апвеллинга (следовательно, 0,02 % акватории Мирового океана дает до 15-20 % вылавливаемой рыбы), а зона Южных Курил (соответствующая по площади) дает до 4 млн т на сумму не менее 4 млрд долл. в сегодняшних ценах. Зоны апвеллинговой биопродуктивности по рыбе, крабу, кальмару, гребешку, морскому ежу, анфельции, морской капусте в морях ДВР, нормально функционируя в условиях щадящего режима эксплуатации и чистых речных и морских вод, гарантируют средства к существованию населения очень значительной части региона практически на вечные времена.

и северным переносом тайфунов. Неизбежные экологические проблемы, возникающие при разработке месторождений, должны быть соотнесены с выгодой от этих работ для постоянно проживающего населения, с ущербом традиционному пользованию биоресурсами. При «перевесе» экологической проблематики над доходом месторождения надо консервировать до лучших времен и технологий .

Устойчивое развитие в России невозможно без проведения реформы управления, поскольку современное управление неэффективно и обходится налогоплательщикам чрезвычайно дорого. Так, государственное управление в РФ поглощает:

31.4 % - оборона и 12,1 % - общественный порядок, здравоохранение - 5,1 %, ЖКХ - 4,7 %, отдых, культура и религия - 1,7%, образование - 8,7%, социальная защита - 23,3%, защита окружающей среды - 0,4 %.

В Бельгии госуправление забирает 4,7 % бюджета, оборона и правопорядок - 5,9 %, экономические услуги - 9,8 %, здравоохранение - 13,4 %, ЖКХ - 1,0 %, отдых, культура и религия - 2,1 %, образование - 16,3 %, социальная защита - 45,3 %, экология - 0,7 %. Только в Германии соцзащите выделена большая доля бюджета, а именно 46,2 %.

В Израиле на управление тратят 14,4 %, оборону и порядок - 22,8 %, экономические услуги - 4,5 %, здравоохранение - 12,3 %, ЖКХ - 1,5 %, отдых, культуру и религию - 2,7 %, образование - 15,7 %, соцзащиту -

24.5 %, экологию - 1,6 %.

Таким образом, по управленческим расходам РФ уступает только Грузии (у нее эта статья расходов тянет на 36,4 % госбюджета), Индии (62 %), Турции (69 %), Индонезии (75,9 %). В Эстонии чиновники забирают 19,4 % бюджета, США - 19,5 %, Бразилии - 28,4 %, Аргентине - 31,4 %. Конечно, управление РФ представляется очень дорогим удовольствием, особенно, если учесть весомую оплату за экономические услуги и проблематично небольшие доходы от государственных пакетов акций сырьевых предприятий и ничтожные доходы от продажи рыбы и леса.

Если в середине 1990-х гг. социальные статьи бюджета таких стран, как Израиль и Бельгия, превышали бюджет РФ в разы, то в 2002 г. «социалка» наших цивилизованных визави и бюджет РФ сравнялись.

Эффективному управлению в использовании природных ресурсов могут помочь новые

технологии (например, ГИС-технологии, космические съемки, использование автономных подводных аппаратов и др.) и разрабатываемых на их основе различных кадастров (экологических, береговых и др.). Однако кадастры - лишь реестры, описания, в них много сведений, касающихся информации на конкретный период (до начала природопользовательской деятельности - основа экологического паспорта; на конкретный период природопользования - обоснование для получения лицензии и проведения мониторинга; после прекращения хозяйственной деятельности - основания для рекультивации, передачи дел в прокуратуру и органы надзора).

Появление информационных кадастров - новое направление, однако, для того чтобы сведения

Рис. 3. Ареалы (А) и ресурсы (Б) - районы возможных промышленных заготовок особо ценных лекарственных растений Дальнего Востока России:

1 - красника; 2 - тис карликовый; 3 - леспедеца двухцветная; 4 - кирказон маньчжурский; 5 - патриния скабиозолистная; 6 - сабельник болотный. Для кирказона заготовка в природе противопоказана (нужно создать плантации). Для сабельника не приведен общий ареал, охватывающий тайгу и тундры всего Северного полушария Земли.

кадастров носили не разрозненный характер, а были подлинно системными, необходимо, чтобы они основывались на системном подходе. Для этого необходимо разработать новую концепцию экосистем в прибрежных районах, основанную на сопряженности береговых территорий и акваторий. Базовым принципом для разработки новой концепции может стать бассейновая организация территорий.

Управление в прибрежных районах также должно учитывать бассейновую организацию структур, которые могут быть на территориях и акваториях в зоне административной ответственности разных районов. Это особенно важно для обоснования комплексных программ развития макрорегиона, в которых рассматриваются вопросы перспектив развития прибрежного рыболовства, марикультуры и рекреаций.

В основе всех хозяйственных решений должен лежать принцип сохранения уникальных береговых экосистем . Особо охраняемые территории и акватории должны быть исключены из любых хозяйственных схем и вокруг них необходимо создать буферные зоны с различными щадящими режимами хозяйственного использования. В то же время особо охраняемые территории связать в единую систему природоохранного комплекса, который поможет сохранить биологическое разнообразие как основу для будущего развития региона. Природоохранный комплекс может включать в себя различные особо охраняемые территории, границами которых должны быть не административные, а водоразделы бассейнов разного уровня. Это поможет решать хозяйственные и экологические проблемы на региональном или федеральном уровне и обеспечить сохранение биоразнообразия как залога будущего устойчивого развития. Имеющиеся особо охраняемые территории на Дальнем Востоке России (рис. 1) указывают и на необходимость существенного расширения их площадей и доведения до среднемирового уровня - не менее 8 %.

Анализ природно-территориальных комплексов Дальнего Востока России позволил выделить (на основе ландшафтно-ключевого метода, сравнительной перспективности направлений природопользования, природно-хозяйственных областей ) различные участки береговой зоны Дальнего Востока России, которые обладают высоким рекреационным потенциалом (рис. 2). Попытка изменить природопользование в береговой зоне Дальнего Востока России в современных условиях лишь на основе этого не имеет особенных шансов из-за отсутствия долгосрочной перспективы в при-

нятии управленческих решений, колониального принципа управления с непомерной централизацией и чрезмерной ориентацией современного природопользования на невозобновляемые или слабо возобновимые природные ресурсы.

Наши перспективы на альтернативное использование природных ресурсов береговой зоны Дальнего Востока России наглядно иллюстрирует рис. 3, на котором указаны районы возможных промышленных заготовок особо ценных лекарственных растений Дальнего Востока России. При этом необходимо учитывать и тот факт, что экосистемы береговой зоны являются особыми, развивающимися в специфических условиях зоны перехода территориальных и субаквальных бассейнов. Следовательно, предлагаемые решения по их использованию должны основываться на сопряженном анализе прибрежных территорий и акваторий, учитывать балансы вещества, энергии и информации.

В последние годы во многих цивилизованных странах все большее распространение получает подход, заключающийся в организации крупных многоцелевых охраняемых территорий побережья и морских акваторий на основе единой системы управления. Устойчивое в экологическом и эффективное в экономическом отношении функционирование таких систем показало, что и для юга Приморья такая организационная форма заповедно-рекреационных территорий и акваторий отвечает разумным требованиям использования наших рекреационных ресурсов. При этом учитываются не только интересы рекреантов, но и традиционный уклад жизни населения морского побережья и островов, которое более позитивно воспринимает концепцию бережного использования природных богатств, чем полное запрещение хозяйственной деятельности.

Для каждого конкретного рекреационного объекта необходимо иметь соответствующую проектную документацию. При определении границ отдельных объектов рекреации и их функциональных зон необходимо руководствоваться экосистем-ным принципом зонирования. Один из принципов и методов изучения природных комплексов при организации и создании национального парка в живописной бухте Трехозерная (район побережья к северу от мыса Поворотного), предложенный нами , указывает на значительные перспективы в этом направлении. Так, исследования в районе бухты Трехозерной и соседних с ней бухт Большой и Малой Окуневой позволили на основе типизации отдельных форм рельефа в зависимос-

ти от скорости разрушения субстрата, колебания уровня грунтовых вод, степени заболоченности и развития экзогенных процессов провести зонирование территории по степени ее устойчивости к антропогенным нагрузкам.

Оценивая степень устойчивости ландшафтов в целом, следует отметить, что на прочих условиях специфика морского климата привела к формированию своеобразной растительности, видовое разнообразие которой обогатилось за счет видов, более приспособленных к данному режиму, в результате чего возникли фитоценозы из видов, приспособленных к океаническому климату с частыми туманами и сильными ветрами (липа амурская, яблоня маньчжурская и т. п.). Виды, характерные для материковых лесов заняли экспозиционно-благоприятные для их произрастания склоны и укрытые от ветров местообитания во внутренних частях долин, подветренные склоны и водосборные воронки. Именно здесь наблюдается наибольшее разнообразие древесных пород.

Океанический климат является одной из причин слабого развития эрозионных процессов на береговых участках, где уничтожена древесная растительность, поскольку большая влажность воздуха и насыщенность водой почвы способствуют быстрому развитию травяного покрова и кустарников с плотной дерниной. А высокая степень щебнистости почво-грунтов, особенно в пределах разрушенных сапролитов и роговиков, отражающая условия длительного формирования субстрата на интрузивных и измененных осадочных породах при разных типах климата в плейстоцене, является важнейшим фактором, сдерживающим быструю денудацию рельефа и соответственно - устойчивость природного ландшафта.

В связи с географическим положением исследуемой территории, обусловливающим заметную пестроту и мозаичность рекреационно-экологи-ческих условий, устройство даже первой очереди национального парка необходимо рассматривать в границах всего водосборного бассейна, т. к. именно в границах этой естественно сложившейся биосферной ячейки возможно осуществление единой экологически обоснованной стратегии управления, хозяйственного использования и охраны. Причем приоритетным является рекреационное освоение.

Выделенный таким образом природный комплекс необходимо рассматривать в качестве единого рекреационного пространства, обеспеченного статусом «Национального парка» - территории, исключенной из промышленной и сельскохо-

зяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и с целью использования их в рекреационных и культурных целях. В пределах национального парка антропогенная нагрузка действует на отдельные компоненты ландшафта, не нарушая основных природных связей.

Следует отметить, что наряду с широким использованием для нужд рекреации территории побережья, антропогенному прессу также широко подвергается морская акватория бухт и заливов. При этом традиционно ведется только лишь зонирование суши по степени рекреационной нагрузки и не учитываются структура и динамика подводных ландшафтов и степень их устойчивости. А в то же время в связи с широким развитием подводного туризма донные природные комплексы, особенно скалистые участки с расчлененными грядовыми поверхностями, выступающими со дна пиками и зарослями подводной растительности, особо привлекательны для подводного плавания, фотографирования и киносъемки. Здесь можно сфотографировать экзотические виды морских животных, рыб, растений.

Подводный мир островов и побережья Приморья весьма разнообразен и динамичен и сравнительно мало изучен, особенно для потребительских целей рекреации и сохранения уникальных биоресурсов Японского моря, а следовательно, здесь имеются весьма значительные перспективы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Развитие в столь динамичной зоне контакта глобального уровня суша-море по прежним при-родопользовательским схемам невозможно. Оно наносит невосполнимый ущерб уникальным ландшафтам, угрожает здоровью населения и лишает возможности дальнейшего устойчивого развития по принятым международным сообществом соглашениям.

2. Устойчивое развитие региона возможно при смене приоритетов, с постановкой на первое место вопросов обеспечения экологической безопасности, которая поможет решить социальные проблемы и стимулировать стабильный рост экономики.

3. Переориентация на природопользование, в основе которого должна быть новая философская концепция - парадигма (альтернативная существующей) - позволит сохранить биоразнообразие, как базового элемента природных возобновляемых ресурсов, на которые делается особая ставка в дальнейшем развитии. Это поможет решить проблемы

экологической безопасности побережий Дальнего Востока России, которая может быть достигнута лишь при: смене природопользования на альтернативной основе (с переходом на использование возобновляемых природных ресурсов); со встраиванием региональных схем природопользования в территориальный природоохранный комплекс; соблюдении принятого международным сообществом базового набора индикаторов устойчивого развития (в котором имеется группа экологических индикаторов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакланов П. Я. Дальневосточный регион России: проблемы и предпосылки устойчивого развития. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 144 с.

2. Бакланов П. Я., Арзамасцев И. С., Качур А. Н, Романов М. Т. и др. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 251 с.

3. Берсенев Ю. И. Особо охраняемые природные территории Приморского края. - Владивосток: Госуд. комитет по охране окружающей среды, 1997. - 41 с.

4. Воронов А. Г., Дроздов Н. Н, Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. Учебник. 4-е издан. - М.: Высшая школа, 2002. - 392 с.

5. Гусева Т. В., Хачатуров А. Е, Макаров С. В., Заика Е. А., Хотулева М. В. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. [Электронный ресурс]: Эколайн, 1999. - Режим доступа: http://www есоИпе. ru/mc/books/voluntary/2.html#7

6. Коптюг В. Г., Матросов В. М., Левашов В. К., Де-мянко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. - Владивосток: Дальнаука, 1997. - 83 с.

7. Майоров И. С. Залив Петра Великого: проблемы природопользования, кадастровых оценок и экологической безопасности. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. - 160 с.

8. Майоров И. С., Урусов В. М, Чипизубова М. Н. Введение в концептуальные основы сбалансированного природопользования в зоне залива Петра Великого (Японское море) // Исследование и конструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири. Сборник научных работ. Вып. 6. - Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 11-78.

9. Майоров И. С., Семкин Б. И. Проблемы устойчивого развития России и их связь с проблемами природопользования // Материалы межд. научн. конференции «Российский Дальний Восток и страны АТР: проблемы устойчивого развития в условиях глобализации». - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007.

10. Майоров И. С., Урусов В. М. Дальний Восток России: уроки эколого-экономических просчетов в контактной зоне глобального уровня. // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета, 2007, № 1(41).

11. Наумов Ю. А. Антропогенез и экологическое состояние геосистемы прибрежно-шельфовой зоны залива Петра Великого Японского моря. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - 300 с.

12. Петросов Э. В. Экономическая география и региональная экономика. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1996.

13. Пискун Л. В. К проблеме водоснабжения юга Приморского края // Актуальные вопросы охраны природы. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1978. С. 75-77.

14. Романов М. Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 232 с.

15. Римская Т. Г. Развитие рыбной промышленности Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (середина 1980 - 2004 гг.) . - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 142с.

16. Урусов В. М. Дальний Восток: природопользование в уникальном ландшафте. - Владивостока: Дальнаука, 2000. - 340 с.

В широком смысле они охватывают все разнообразие растений и животных, обитающих в океанах, включая, разумеется, водоросли и планктон. В литературе довольно часто высказывается мысль о том, что биологических ресурсов Океана вполне хватит для того, чтобы прокормить по меньшей мере еще 10 млрд человек. В этой оптимистической цифровой выкладке присутствует существенное «но»: далеко не все биологические ресурсы экономически, технически и экологически возможно и оправдано вовлекать в хозяйство. Именно в нелегком нахождении путей оптимизации эксплуатации биоресурсов Океана и состоит суть данной проблемы.
Сегодня значительная доля (более 85%) используемой человеком морской биомассы принадлежит рыбе. Остальное приходится на долю головоногих и двустворчатых моллюсков (главным образом кальмаров, мидий и устриц), ракообразных (крабов, омаров, лангуст, креветок, криля), иглокожих и некоторых морских млекопитающих. И уж совсем мизерную долю в суммарной биомассе составляют пока бурые, красные и зеленые водоросли, а также высшие цветковые растения.
Специалистами подсчитано, что максимальный вылов рыбы не должен превышать 120-150 млн т в год. Нынешние масштабы вылова пока не достигают этого критического уровня (40), однако это еще мало о чем говорит. Уже сегодня многие виды рыб находятся на грани исчезновения. Редко стали попадать в рыбацкие сети норвежская и исландская сельдь, морской окунь, камбала, треска, тогда как 80% всего рыбного улова падает только на 8 видов. По расчетам специалистов ФАО, мировой улов рыбы без видимого экологического ущерба если и можно увеличить на несколько десятков миллионов тонн, то лишь за счет тщательного соблюдения норм вылова отдельных «дефицитных» пород и расширения промысла новых видов океанических рыб.
Почти весь мировой улов (более 95%) попрежнему извлекается из шельфовой зоны - материковой отмели со средними глубинами примерно 130 м. Такие мелководные участки Океана весьма обширны и иногда простираются на многие тысячи километров от берега, но занимают лишь 7-8% площади мировой акватории. Причины столь высокой концентрации промышленного лова в шельфовой зоне диктуются, разумеется, не только и не столько соображениями навигационного порядка. Решающую роль здесь играет то обстоятельство, что в пределах мелководий самой природой созданы идеальные условия для нектона, т. е. активно передвигающихся в морской среде организмов (в отличие от планктона, пассивно переносимого водными течениями). Здесь много солнечного света и органического вещества, причем последним богаты и придонные слои, населенные бентосом. Именно здесь сосредоточены основные очаги органической жизни в Мировом океане, или, по словам В. И. Вернадского, «сгущения жизни». Такие сгущения, считал ученый, имеют место там, где сближены две пленки - фотический слой водной массы Океана (куда проникает солнечный свет), особенно богатый планктоном, и придонный, богатый бентосом.
Высказываемое иногда мнение о том, что глубоководные участки Мирового океана бедны биоресурсами, не совсем точно. «Едва 2% общей массы океана занято сгущениями жизни. Вся остальная его масса содержит жизнь рассеянную»,- удачно заметил В. И. Вернадский. Так что в данном случае речь идет лишь о главных местах скоплений биомассы благодаря активно протекающим процессам фотосинтеза и обильной пище для нектона.
Подобные сгущения жизни иногда встречаются и в пределах глубоководных участков океана, что связано с явлениями так называемого апвеллинга, т. е. с вертикальными поднятиями глубинных масс океанической воды, щедро насыщенной биогенными частицами. Один из таких апвеллингов расположен в пределах глубоководной акватории, прилегающей к побережью Перу. Не случайно именно здесь сложился один из самых продуктивных рыбопромысловых районов.
По традиции ведущие позиции занимает промысел в северных широтах (от 30° с. ш.), дающий немногим более половины мирового улова. Вклад океанов в поставляемые человеку морепродукты весьма неравноценен. В этом отношении Тихий и Атлантический океаны заметно превосходят Индийский.
Факторов, влияющих на географию морского промысла, много: естественные, социальноэкономические, юридические. Но главный среди них все же связан с пространственными различиями в биологической продуктивности Океана. Подобно суше, где имеются высокоплодородные и малопродуктивные земли, в Океане четко различают высокопродуктивный континентальный шельф, участки периферии океанов и частично открытых вод и акватории с ограниченными объемами биоресурсов.
На организацию промысла в очень удаленных районах Мирового океана и в первую очередь в южнополярной области Земли, т. е. в Антарктике, сдерживающее влияние оказывают социальноэкономические и технические факторы. Между тем, доля антарктического промысла в мировой добыче продуктов моря стремительно растет. Особенно большое хозяйственное значение приобрел криль - представитель антарктического планктона, небольшой рачок до 60 мм длиной и весом 1-2 г, именуемый черноглазкой. В условиях, когда численность стада китовполосатиков, для которых криль является основной пищей, резко сократилась, скопление этой мелкой креветки в антарктических водах, напротив, увеличилось. Криль становится очень ценным сырьем для производства кормовой муки, ценность которой, по мнению специалистов, выше муки, получаемой из рыбы.
В южнополярные области человека влекут ресурсы рыбы (особенно нототении), а также диатомовые водоросли, большая пищевая ценность которых доказана. Для развития последних в антарктических водах сложились наиболее благоприятные условия.
Наконец, нельзя обойти стороной культурное разведение некоторых видов организмов на искусственно созданных морских плантациях и фермах. Этот промысел, называемый аквакулътурой, был известен еще в глубокой древности (так, выращивание карпов в прудах практиковалось еще четыре тысячи лет назад; разводились также морские рыбы и устрицы). Возможно, аквакультура - одно из генеральных направлений в развитии современной морской экономики. Аргументом здесь служит тот факт, что морские рыбные фермы в состоянии давать в год с 1 га до 6 т продуктов, что во много раз превышает количество рыбы, вылавливаемой с той же площади в настоящее время. Вместе с тем организация аквакультуры возможна лишь в хорошо освоенных человеком акваториях Мирового океана.

Проблемы освоения биологических ресурсов Арктических морей

Промысел рыбаков Европейского Северо-Запада России в последние годы более, чем на 80 % сосредоточен в Северной Атлантике (Северного бассейна - на 81-93 %, Западного - на 70-75 %). Эти районы, включая воды Баренцева, Гренландского и Норвежского морей, относятся к традиционным и наиболее интенсивно используемым рыболовством. Развитие масштабного промысла в Центральной и Южной Атлантике является стратегической задачей и в данной статье не рассматривается.
Потенциальные факторы развития комплекса как на средне-, так и на долгосрочную перспективу, в первую очередь, связаны с внешним окружением: сырьевой базой промысла, нормативноправовым обеспечением и технической политикой.
2. Оценка потенциала морских биологических ресурсов
Сырьевая база в Северной Атлантике, обеспечивающая от 80 % до 90 % общего объема вылова, хорошо изучена, жестко квотируется и по данным ПИНРО находится в следующем состоянии (Состояние., 2004; 2005; 2007; 2008). Из 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем (треске, пикше, сайде) промысловые запасы и квоты в последующие годы могут незначительно увеличиваться; промысел сайки целесообразно возобновлять только высокоэффективными судами, так как снижение платы за право лова не решает в полной мере вопрос экономической эффективности ее добычи; для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в вареномороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 единица; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируется дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море наблюдается сокращение ОДУ на путассу. В СевероЗападной Атлантике состояние запасов рыб неудовлетворительное, и существенного увеличения добычи ожидать не следует.


Полное освоение квот (среднегодовой недолов за 2002-2007 гг. составил 79,7 тыс. т) плюс возобновление добычи мойвы в 2008 году (+80 тыс. т), увеличение квот на треску (+7,5 тыс. т), пикшу (+3,0 тыс. т) и сайду (+3,0 тыс. т) позволяет дополнительно вовлечь в промысел около 138 тыс. т биоресурсов, или 24 % к среднему уровню улова за 2000-2007 гг. (экспертные оценки). На 2010 г. и последующий период промысловые запасы трески, пикши и мойвы, согласно прогнозам ПИНРО, будут находиться в хорошем состоянии, позволяющим увеличить ОДУ и квоту России. По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия), общий объем установленных квот может составить около 1 млн тонн.
Кроме этого специалистами ПИНРО недоиспользуемая сырьевая база промысла в морях Европейского Севера и в Северной Атлантике определена в 167-217 тыс. т. (Прищепа, 2008). Следует подчеркнуть, что в связи с продолжающимся потеплением вод Северной Атлантики может произойти смещение ареала некоторых гидробионтов на восток и увеличение продуктивности Баренцева моря, и уловы в экономической зоне РФ могут возрасти (Рыболовство..., 2007).
Для стабильной работы крупных судов необходима сырьевая база за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения приемлемого уровня эффективности
промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане.
3. Анализ государственного регулирования освоения морских биологических ресурсов
Проблема оптимизации изъятия ресурсов свободного доступа, а также плохо контролируемых решается преимущественно государственным регулированием с помощью соответствующей налоговой политики, технических мер, квотирования биоресурсов, оптимизации размерно-возрастного состава уловов и других биологических мер.
Система квотирования. В условиях роста ресурсных ограничений система регулирования промыслов на основе общего допустимого улова (ОДУ) и установление квот по организациям, судам, орудиям лова и видам рыболовства признана наиболее действенной природоохранной мерой. Однако она решает проблему ресурсов свободного доступа только в том случае, если заданная обществом цель по объему лова как раз соответствует оптимальной величине добычи ресурса. Выяснение этой величины осуществляется не "невидимой рукой" рынка, а государством, которое, пытаясь корректно определить ОДУ, испытывает большой дефицит информации. Наблюдается несовершенство методик, а также давление политических и рыночных сил. В итоге заданные объемы вылова могут существенно отличаться от оптимальных.
Налоговая политика. Экономической мерой, способствующей достижению максимального объема вылова при сохранении в хорошем состоянии исходного запаса, т.е. максимального возможного вылова в состоянии биологического равновесия, является введение налога на объем добычи.
Рыночное равновесие устанавливается лишь тогда, когда для каждого продавца (хозяйствующего субъекта) цена на биоресурсы совпадает с предельными издержками. Это означает, что общие издержки добычи соответствуют общему обороту соответствующей отрасли. Введение налога в виде платы за квоты морских биологических ресурсов может создать условия для формирования равновесной цены еще до нанесения существенного урона запасам рыб и, следовательно, для обеспечения рыболовства на устойчивом уровне. Чем больше будет уровень платы за биоресурсы, тем раньше (при лучшем состоянии запасов) будет достигнут уровень равновесной цены.
Однако эту идею трудно претворить в жизнь из-за того, что государству обычно не хватает информации для определения готовности платить, издержек использования и добычи ресурса. Ситуацию осложняет и тот факт, что налог необходимо все время корректировать в связи с изменениями этих показателей в целях сохранения оптимальности налога на длительное время, что вызывает издержки адаптации, а также политические противостояния. Пионером использования экономических мер регулирования промысла является Россия, осуществившая введение сборов за право пользования морскими биологическими ресурсами.
Технические меры. Действие этого инструмента заключается в том, чтобы сделать улов/добычу ресурса неэффективной, дорогой и тем самым как можно менее выгодной, путем введения запрета на применение некоторых современных эффективных методов лова или использования селективных устройств и орудий промысла, снижающих его производительность. Контроль за применяемой техникой проводить значительно легче (и дешевле по затратам). Поэтому нельзя исключить, что более или менее функционирующая система таких "ухищрений" приведет в итоге к лучшим результатам регулирования, чем налоговая система, связанная с множеством проблем мониторинга и контроля за объектом налогообложения.
В Северо-Восточной Атлантике существуют ограничения на размер ячеи в тралах, предписано использование селективных решеток в тралах, запрещена добыча трески разноглубинным тралом, предпринимаются меры для ограничения тралового лова и замены его пассивными орудиями промысла, в определенной мере соблюдаются ограничения по мощности и размерам судов на добыче донных видов рыб. Однако следует отметить, что эффективность этих мер до сих пор дискуссионна.
Оптимизация размерно-возрастного состава улова. Как с биологической точки зрения, так и с экономической промысел должен базироваться на облове половозрелой, крупной рыбы. Изъятия из стада неполовозрелых особей ведет к уменьшению численности популяций в будущем. Кроме этого, для освоения ОДУ крупных особей необходимо выловить в несколько раз меньше, чем мелких, что также скажется на состоянии и численности промысловых и нерестовых запасов уже в ближайшей перспективе.
Производительность промысла на крупной рыбе по данным ученых ПИНРО значительно выше, чем на мелкой, что ведет к снижению производственных затрат и, следовательно, к повышению экономической эффективности освоения морских биологических ресурсов (Рекомендации..., 2000). Наконец, цена крупной рыбы (трески) на зарубежных рынках на 15-30 % выше, чем мелкой (до 45 см).
Прочие меры. Наряду с перечисленными выше "Правилами рыболовства для
рыбохозяйственных бассейнов" предусмотрены и другие меры. Так, для Северного рыбохозяйственного бассейна определены: районы моря и сроки запрета промысла, минимальный размер ячеи, размеры и оснастки орудий лова, промысловый размер и допустимые приловы молоди водных биоресурсов, приловы при специализированном промысле (Правиларыболовства..., 2007).
Практическая отдача от перечисленных мер регулирования запасов промысловых биоресурсов упирается в проблему контроля. Невозможность его тотального проведения в море по экономическим причинам приводит к переловам, браконьерству, выбросам мелкой рыбы и прилова. По разным оценкам экспертов фактический вылов до недавнего времени превышал ОДУ на 50-100 %, а возможно и более. Объемы выбросов также были значительны. В результате принятых совместно с Норвегией мер в 20082009 гг. положение с нелегальным, незаявленным и нерегулируемым (ННН) промыслом несколько улучшилось. Уровень эффективности управления и регулирования рыболовства проявляется в состоянии запасов и в финансовых результатах функционирования отрасли.
В целях совершенствования государственного регулирования использования морских биоресурсов нами исследован опыт зарубежных стран с развитым рыболовством.
Норвегия. Квоты распределяются в зависимости от длины судна (или тоннажа). В основе распределения лежат два принципа: регулирование промыслового усилия и регулирование изъятия. Квоты достаются судовладельцам, объединенным в союзы, которые несут ответственность за своих членов и контролируются властями. Число разрешений определяется состоянием запасов.
Судну, поставляющему улов на переработку в Норвегию, выделяется большая квота, чем судну, осуществляющему переработку улова в море. Приоритеты, как правило, отдаются прибрежному рыболовному флоту, суда которого составляют около 75 % общей численности рыболовного флота (Зеленцов, 2001). На их долю приходится около 70 % ОДУ Норвегии по треске и пикше.
Исландия.
1. Квоты получают суда, имеющие лицензии на осуществление коммерческого промысла.
2. Критерием на право получения квот является среднегодовой вылов судна за 3 года, предшествующих внедрению индивидуальных передаваемых квот (ИПК). Квота выделяется на промысловый год (в Исландии с 1 сентября по 31 августа следующего календарного года).
3. В течение промыслового года владельцы судов имеют право произвести полную или частичную передачу (по существу, продажу) ИПК через специальные биржи (конторы), контролируемые Директоратом рыболовства Министерства.
4. Владельцы ИПК должны ежегодно осваивать не менее 50 % выделенной квоты. Если условие нарушается два года подряд, судовладелец рискует лишиться квоты.
Система ИПК препятствует новичкам и приводит к тому, что квоты часто сосредотачиваются в руках крупных компаний, т.е. монополизируются (Зиланов, Шевченко, 1999). По оценкам специалистов, около 70 % первоначальных владельцев квот продали их крупным компаниям1.
Канада. Морской промысел делится на прибрежный (суда до 25 м длиной) и океанический (траулеры более 25 м длиной).
На прибрежном лове судовладелец имеет только одно лицензированное судно со строго определенным количеством квот. Он не имеет права увеличивать количество судов. Если ОДУ резко возрастает, то для освоения "излишков" приглашаются другие желающие, чтобы увеличить количество рабочих мест в отрасли. Улов обязательно должен продаваться береговым предприятиям. Нижний предел цен контролируется государством. В случае, если рыбообработчики и рыбаки не могут договориться, то государство назначает арбитраж, решение которого обязательно для всех. Таким образом, рыбаки имеют гарантированные твердые цены, а рыбопереработчики получают в оговоренные сроки качественный сырец.
На океаническом промысле действуют другие правила. Квоты распределяются пропорционально мощностям. Компании вправе увеличивать свои промысловые возможности и квоты в случае увеличения ОДУ. Продукция глубокой переработки, как правило, поставляется на экспорт1 2.
Великобритания. Рыболовные лицензии выдаются по решению Министерства. Выдача лицензий на промысел во внутренних и внешних водах по квотируемым видам водных биоресурсов судам более 10 метров длиной зависит от уровня экономической связи, которую судовладелец поддерживал в предпоследний год действия лицензии. Важно подчеркнуть, что рыболовным судам,
1 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1 &one=1&cpos=30&PHPSESSID=
2 Рыбная промышленность Канады: прошлое, настоящее, будущее. URL: http://fishkamchatka.ru/
зарегистрированным в Великобритании и не обеспечившим установленные экономические связи с Великобританией, и в то же время имеющим право на получение лицензии, могут быть выданы лицензии на право вылова не квотируемых водных биоресурсов и только во внутренних водах. При этом квота (или часть ее) не может передаваться другим судам.
Шетландские острова. Среди причин снижения запасов рыбаки называют несостоятельность подхода к регулированию промысла через систему индивидуально передаваемых квот. Возможным решением этой проблемы ассоциация Шетландских островов считает списание значительной части флота с выплатой компенсации из средств правительства. Оставшиеся на промысле суда должны управляться через систему ограничения количества суток нахождения в море.
Торговля лицензиями на промысел и индивидуальными квотами, поддерживаемая правительством, привела к резкому повышению цен на квоты и лицензии, которые зачастую превышают стоимость орудий лова и даже судов. Одна лицензия на пелагический лов стоит несколько миллионов фунтов стерлингов3 4 5.
США. Рыболовство в США регулируется законом Магнусона-Стивенса от 11 октября 1996 г.
ОДУ делится только между прибрежным и морским промыслами. Объявляется его объем и время начала путины. Количество пользователей и судов не ограничивается. Промысел начинается и кончается одновременно для всех с выбором установленных объемов квот. Эта, так называемая "олимпийская", система освободила государство от обязанностей наделения предпринимателей квотами, и главной ее целью было создать условия для быстрого развития рыболовства в стране. Подрыв запасов основных промысловых рыб вынуждает власти искать альтернативные методы регулирования промысла. Для добычи угольной рыбы и палтуса с 1995 г. введены ИПК.
Заслуживает внимания опыт наделения квотами морских биологических ресурсов местного населения Тихоокеанского побережья Аляски по программе "Квоты на развитие общин". Ими наделяется население поселков, располагающихся на расстоянии 50 миль от побережья Берингова моря. Заявки на получение квот должны содержать подробный бизнес-план развития общин. Простая перепродажа квот не разрешается. Представители местных общин должны непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, полученные от реализации программы, должны инвестироваться в развитие рыболовецкой отрасли и стимулировать развитие стабильной экономики на западе штата Аляска (Вылегжанин, 1998)4 5.
Япония. С 1 января 1997 г. начала действовать система ОДУ. Особенность ее введения -ограниченный перечень объектов промысла (на первых порах - шесть). Вводимая новая система регулирования рыболовства предполагает дополнительные меры регулирования: наряду с традиционными (регулирование на входе), ввести квотирование по отдельным видам гидробионтов (регулирование на выходе из промысла). Эту систему можно отнести к "олимпийской" (подобные примеры есть в Дании, Франции, Испании, США), она дополнительно предусматривает меры ограничения промысла на промежуточном этапе.
Опыт регулирования рыболовства по "олимпийской системе" в других странах показывает, что существует опасность неоправданно высокой конкуренции на промысле и излишней концентрации промысловых усилий6.
Россия. Квоты в долях от ОДУ получают рыбодобывающие компании. Критерием на право получения долей является среднегодовой вылов организации за 3 года, предшествующих распределению. Первое наделение долями в конце 2003 г. осуществлено на 5 лет и в дальнейшем пролонгировано на десять лет.
Организации прибрежного лова не менее 50 % улова должны доставлять на российский берег.
Судовладельцы имеют право произвести полную или частичную передачу (продажу) долей через региональные аукционы.
Основные отличия российской системы распределения квот:
1. Долговременность наделения.
2. Слабый контроль и отсутствие мер по наказанию организаций, не осваивающих квоты.
3. Разрешение осваивать квоты не только собственными судами (порождение рантье).
3 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1&one=1&cpos=30&PHPSESSID=
4 Рыболовство на Аляске. URL: http://www.westvisa.com/alaska_jobs.htm
5 Cистема управления рыбным хозяйством в США: Основные Положения.
URL: http://www.usda.ru/usda_programs/2005/03/16/46/
6 Курмазов А. А. Новый шаг Японии на пути установления морского правопорядка в соответствии с принципами Конвенции ООН по морскому праву. URL: http://npacific.kamchatka.ru/np/magazin/2-97_r/articl88-91.htm
4. Наделение квотами организаций, суда которых утратили связь с берегом.
5. Отсутствие лицензирования судов.
6. Наличие сборов за биоресурсы.
7. Обязательное декларирование в российских портах рыбопродукции из уловов, добытых в Баренцевом море.
4. Обоснование модели согласования экономических интересов субъектов рыбопромысловой деятельности
Являясь собственником морских биоресурсов, государство может решать за счет их использования различные проблемы в зависимости от приоритетности: геополитические, продовольственной безопасности, занятости населения, бюджетной наполняемости, заселения побережья. Решая различные задачи, оно вступает во взаимодействие с различными хозяйствующими субъектами, а те, в свою очередь, между собой. Гармонизация экономических интересов при использовании биоресурсов, по нашему мнению, играет главную роль в достижении поставленных целей. Таким образом, в первую очередь руководство страны и рыбной отрасли должно определить приоритеты.
В "Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года" предусмотрена "...оптимизация промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, усиление государственного контроля за выловом рыбы и рациональным использованием рыбопромысловым флотом, .создание (экономических - А.В.) условий для переориентации поставок на внутренний рынок." (Морская доктрина., 2001). Из приведенного можно сделать вывод, что первостепенной задачей считается усиление контроля за промыслом, участие в обеспечении продовольственной безопасности и повышение эффективности использования биоресурсов. В "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года" эти вопросы предусматривалось решить на первом этапе в 2003-2005 годах. Анализ действительного положения дел показывает, что решение перешло на второй этап (2006-2010 гг.) (Концепцияразвития..., 2003).
Отношения хозяйствующих субъектов при современном уровне развития и разнообразии форм собственности характеризуются многообразием и противоречивостью интересов. Поэтому возникает объективная необходимость согласования этих отношений на макро- и микроуровнях, разработки и использования механизмов государственного регулирования. При этом система регулирования должна иметь не только административный, организационно-распорядительный, но преимущественно экономико-правовой характер и учитывать отраслевую и региональную специфику.
Ситуация в рыбной отрасли обусловлена превалированием интересов первичного (добывающего) комплекса. Его представители не заинтересованы в объединении с береговыми предприятиями или создании собственного рыбоперерабатывающего производства, вследствие необходимости делиться рентными доходами. Обеспечение продовольственной безопасности в целом для государства, в том числе и обеспечение населения доступной рыбопродукцией, при прочих равных условиях, является, совместно с аквакультурой, преимущественно функцией и задачей рыбопромысловых организаций. Рыбопереработка по своей сути относится к сервисной производственной деятельности, развитие которой в рыночных условиях определяется, главным образом, экономическими факторами, и определяющими среди них становятся предпочтения и совокупная платежеспособность населения, конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Как известно, экономическая политика ведущих рыболовных стран (Норвегии, Японии, Великобритании и др.) дает возможность за счет государственной системы регулирования использования водных биологических ресурсов обеспечивать деятельность не только добывающих, но и береговых предприятий (рыбоперерабатывающих, судоремонтных, рыбных портов и др.). В России эти проблемы до сего времени не решены, и проходившая в последние годы трансформация системы распределения биоресурсов не дала положительных результатов в достижении целей, поставленных в Морской доктрине и Концепции. Позитивным с этой точки зрения стало принятие решения о значительном увеличении прибрежной квоты с обязательной выгрузкой охлажденного сырья на российский берег, что позволило увеличить занятость и производство рыбопродукции глубокой переработки.
Низкая доступность приобретения сырья стала существенным фактором уменьшением объемов производства перерабатывающих предприятий. Добывающие предприятия Мурманской области имеют устойчивые и долгосрочные взаимосвязи по реализации своей рыбопродукции за пределами региона. Это объясняется более высокой платежеспособностью посреднических структур и наличием теневого оборота. Для преодоления этих негативных тенденций, наряду с дальнейшим увеличением масштабов прибрежного рыболовства, предлагается:
осуществлять первичную продажу рыбопродукции промысловых предприятий на аукционных
торгах;
ввести государственную систему стимулирования поставок сырья и полуфабриката водных
биологических ресурсов океанического и морского промысла;
запретить поставки с моря за рубеж продукции неглубокой разделки.
Государственная поддержка береговых предприятий может быть оказана в форме субсидий и снижения налоговой нагрузки (налога на имущество, арендной платы за землю, платы за ресурсы и др.), при условии, что большая часть их продукции (не менее 80 %) будет реализована на внутреннем рынке. Что касается специфики обеспечения жизнедеятельности и поддержки градообразующих рыбоперерабатывающих предприятий, окраинных и депрессивных территорий зависимых от этого вида деятельности, то здесь, по нашему мнению, необходимо государственное регулирование посредством установления временных преференций (налоговых, таможенных и др.) или законодательно установленного выделения ресурсных квот целевой направленности.
В условиях растущих требований к общественным услугам и инфраструктуре при финансовых и бюджетных ограничениях государства в западных странах развиваются модели партнерства государства и бизнеса. Концепция партнерства государственного и частного секторов (ГЧП) предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры. В рамках концепции ГЧП сформировалось пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, характеризующихся особыми формами собственности, финансирования и управления (модель оператора, модель кооперации, модель концессии, договорная модель, модель лизинга). В целом государственночастное партнерство рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов (Сильвестров, 2001). В рыбной отрасли ГЧП, по нашему мнению, может эффективно использоваться для развития океанического промысла в дальних районах.
Наряду с этим, в мировой практике, в зависимости от конкретной ситуации и в разнообразных формах, осуществляется непосредственная государственная поддержка товаропроизводителей. Ниже приведена классификация сложившегося в 90-е гг. субсидирования предприятий в мировом рыбном хозяйстве (по данным ФАО и зарубежной печати) (Бобылов, 2004):
1. бюджетные субсидии (дотации на развитие, государственные инвестиции, финансирование доступа в иностранные зоны, стимулирование развития рынка);
2. внебюджетные субсидии (льготное кредитование, гарантия займов, реструктуризация займов, освобождение от налога на топливо, снижение подоходного налога, ускоренная амортизация);
3. межотраслевые субсидии (финансовая помощь судостроению и развитию инфраструктуры рыбного хозяйства);
4. субсидии, направленные на снижение внутренних рентных платежей (дотации пользователям ресурсов).
Разрушение дореформенных системных принципов управления (как на федеральном, так и на региональном уровнях), деквалификация по кадровому составу в сочетании с лоббированием узкогрупповых интересов оказывает негативное воздействие на состояние и развитие бассейновых рыбохозяйственных комплексов. Трансформация функций государственного управления и контроля способствовала появлению неэффективных квотопользователей, теневых оборотов и предприятий-рантье. С другой стороны, наблюдается устойчивое игнорирование позиции региональных ассоциированных объединений при формировании нормативно-правовой базы и принятии на федеральном уровне административных решений по регулированию промысловой деятельности. Все это снижает возможности всестороннего согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности и государства.
5. Влияние развития нефтегазовой отрасли на рыболовство в Баренцевом море
Освоение морских ресурсов и коммуникаций - одно из основных направлений и составляющих развития мировой экономики как в прошедшем, так и наступившем столетии. С середины прошлого века мировые океанические и морские уловы выросли более чем в 4 раза и в последние годы колебались в пределах 84-87 млн т (Борисов и др., 2001). За этот же период объем мировых морских перевозок и, соответственно, общий грузооборот в тонно-милях увеличился в 11,5 раза. При этом в составе общего тоннажа морского транспортного флота удельный вес танкеров повысился с одной четверти до одной трети (Андрианов, 2005). С конца 40-х годов развивается освоение шельфовых нефтегазовых месторождений Мексиканского залива. Энергетический кризис 70-х годов в значительной мере ускорил
этот процесс, интенсифицировав добычу в Северном море. Уже к середине 80-х годов доля нефти, добываемой на шельфе, превышала в Западной Европе 90 %, в Латинской Америке - 50 % 7. В настоящее время в структуре общей добычи нефти морская составляющая достигает одной трети, в аналогичных показателях по газу - 12-15 %.
Расширение разнонаправленного морепользования способствовало развитию береговой экономики, основной и инфраструктурной деятельности. За последние 40 лет удельный вес населения приморских регионов Земли увеличился с 30-35 до 40-45 %.
Отмеченные тенденции все в большей степени сопровождаются возрастанием антропогенной нагрузки на морскую экосистему, противоречий и конфликтных ситуаций между различными морепользователями, дифференцированных по приморским регионам и уровню воздействия на виды деятельности. В наибольшей степени негативные последствия отразились на биопродуктивности и рыбопромысловой деятельности, менее защищенных от воздействия расширяющейся морской добычи углеводородного сырья и транспортировки (танкерной, трубопроводной) нефти и газа.
В соответствии с официальной позицией ФАО, в океаническом и морском рыболовстве достигнуты предельные возможные уровни вылова водных биоресурсов. По мнению экспертов этой организации, для восстановления и сохранения рыбных запасов необходимо более эффективно регулировать процесс лова, опираясь, прежде всего, на предотвращение ННН промысла. По существу этой же позиции придерживаются и некоторые российские авторы при ретроспективной оценке причин истощения сырьевых промысловых ресурсов и снижения объемов вылова, методов и организации промысловой деятельности в Баренцевом и Норвежском морях (Матишов и др., 2008).
Влияние же добычи нефти и газа на шельфах морей, при отсутствии масштабных аварийных разливов, как показывает практика, в том числе в Северном и Норвежском морях, незначительно. Имеющиеся данные по норвежскому рыболовству показывают, что в первые годы эксплуатации нефтегазовых скважин компенсации рыболовству за повреждение орудий лова достигали 6 млн крон, что не имело существенного значения при валовой продукции рыбной отрасли в эти годы в 3-5 млрд. крон (таблица). Ущерб от разливов отсутствовал.
Таблица. Компенсации норвежским рыбакам по временному соглашению за повреждение орудий лова в результате нефтяной деятельности на шельфе
Показатели 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г.
Число случаев обращений за компенсациями 348 287 264 283 193 99 75
Количество принятых компенсаций 316 272 225 234 150 68 52
Выплаты, тыс. NOK 5803 5946 5257 5350 3988 1838 1561
В последующие годы, по заявлению норвежских ученых, выплаты стали незначительными и перестали публиковаться в статистике (Fishery statistics).
Отсутствие значительного вреда рыболовству косвенно подтверждает развернувшаяся в Норвегии дискуссия по поводу возможностей добычи нефти у Лофотен, в районе, являющимся "роддомом" для трески. И судя по ходу дискуссии верх возьмут сторонники добычи углеводородов.
Известно, что в перспективе основные приросты запасов и добычи углеводородов будут происходить за счет ресурсов морского шельфа, включая Арктику. Их разработка, с одной стороны, потребует применения новых технологий и соблюдения жестких экологических требований, с другой -привнесет, в дополнение к рассмотренным выше, возрастающие реальные и потенциальные ограничения и потери в рыбопромысловой деятельности, в том числе и в промысловых районах Северного бассейна. Это подтверждается, например, практикой возникновения конфликтных ситуаций и экономических потерь (убытков) добывающих предприятий при осуществлении разведочных, поисковых и эксплуатационных работ при освоении шельфовых углеводородных месторождений в Норвежском море (Норвегия) и Охотском море (Сахалин, РФ).
В конце 80-х годов прошлого века морские транспортные перевозки (экспорт, импорт, каботаж) в Баренцевом море не превышали 12-13 млн т. Их основу составляли лес, генеральные и навалочные грузы. После спада в середине 90-х годов объемы морских перевозок возрастали, и уже с начала 2000-х годов - за счет нефтеналивных грузов. В последние годы суммарные объемы морских перевозок вышли на уровень 31-32 млн т, в том числе до 40 % - наливные грузы. В дальнейшем прогнозируется общий рост морских грузопотоков, в том числе и наливных, преимущественно за счет освоения арктических шельфовых месторождений (Приразломное) и увеличения мощностей морских перевалочных терминалов (Варандей и др.). Значительное увеличение морских перевозок (суда обслуживания и
7 Данные Комитета по энергетической политике Государственной Думы РФ.
газоперевозчики) в Баренцевом море будет связано с разработкой газоконденсатного Штокмановского месторождения.
Освоение месторождений на шельфе объективно связано с отторжением площадей, выполнением подготовительных (поисковые, бурение и обустройство скважин и др.) и эксплуатационных работ, технологических и перевалочных операций, имеющих разную степень негативного воздействия на морскую среду, био- и рыбопродуктивность промысловых районов, ограничения промысловой деятельности. В, частности, одним из наиболее существенных привносимых ограничительных факторов проектируемого Штокмановского газоконденсатного месторождения в южной части Баренцева моря будет прокладка трассы трубопровода. Связанное с этим отчуждение промысловых участков может привести к промысловым потерям и утрате части вылова, которые в максимальной среднегодовой оценке достигают 50-70 тыс. т (Никитин, 2008).
Таким образом, снижение и предотвращение загрязнения морской среды нефтью при ее добыче и транспортировке, судовыми отходами и загрязнителями, образующимися в процессе нормальной эксплуатации судов, нивелирование комплексных негативных последствий при осуществлении поисковых, разведочных и эксплуатационных работ на шельфовых нефтегазовых месторождениях становятся определяющей составляющей принимаемых решений в процессе комплексного освоения морских ресурсов и коммуникаций.
В настоящее время все виды морехозяйственной деятельности в России регламентируются большим количеством ратифицированных международных конвенций, федеральных законов и постановлений правительства, ведомственной нормативно-методической документацией. Они составляют нормативно-правовая база обеспечения, в широком понимании, охраны окружающей среды, в том числе предотвращения, оценки и возмещения причиненного ущерба.
В концепции проекта Федерального Закона "О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения" отмечается, что общие и специальные международные конвенции, относящиеся к загрязнению морей нефтью, не отражают специфику морского права. Предотвращение экологического вреда, если и провозглашается в качестве одной из целей, не является их основной задачей, а обязательные компенсации ограничиваются покрытием прямого ущерба. Анализируя российское правовое регулирование в рассматриваемой области, можно сделать вывод, что оно носит фрагментарный и бессистемный характер, правовые нормы разбросаны по многочисленным законам и подзаконным актам, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции. В дополнение можно констатировать, что вопросами морской деятельности в настоящее время занимается более 20 федеральных органов исполнительной власти, система которых нестабильна, многие годы находится в условиях перманентной административной реформы, функции, названия и количество органов постоянно меняются.
Характеризуя российскую нормативно-правовую базу охраны окружающей среды при эксплуатации нефтяных месторождений и транспортировке нефти, к ее недостаткам в целом эксперты относят незавершенность системы методических документов оценки ущерба природным ресурсам и то, что не отработаны порядок и процедура компенсации экологического вреда (Danilov-Danilian et al., 2005). Расчет ущерба, причиняемого рыбным запасам, обычно ведется исходя из объема потерянной продукции за год. Но потери повторяются и в последующие годы. В научной литературе можно найти предложения подсчитывать ущерб за 10 или 100 лет, а например, при расчете капитализированной стоимости водных биологических запасов срок их эксплуатации принимается бесконечным (Ширков и др., 2006). Вопрос остается открытым. Действительно, если считать ущерб морским гидробионтам за срок, равный бесконечности, а прибыль по углеводородам за срок, равный эксплуатации, то многие нефтегазовые проекты были бы отвергнуты.
6. Заключение
В связи с вышеизложенным и возрастанием конфликтности в природопользовании актуальными становятся вопросы введения интегрированного управления морехозяйственной деятельностью. Канада, США и Норвегия уже приступили к разработке планов интегрированного управления деятельности на морях. В России система взглядов и методов в этой области только формируется. В настоящее время координирующие функции выполняют Морская коллегия и региональные Советы по морской деятельности при областных администрациях. Однако опыт разработки и реализации комплексных управленческих программ в различных странах показывает, что без властных полномочий, превышающих уровень отдельных министерств, их успех минимален из-за антагонизма целей и методов различных природопользователей.
А.М. Васильев, Ю.Ф. Куранов
Институт экономических проблем КНЦ РАН