Биографии

Проект знаменитые уральцы. Великие поэты и писатели - о Екатеринбурге: «Город тусклый, а люди внушают только ужас…. Польский дворянин и российский подданный Альфонс Фомич Поклевский-Козелл

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром "старой" России, границей, отделяющей "цивилизацию" от "дикого Востока", где "до царя далеко, до Бога высоко".

В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами. Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России. Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и "местным капиталом" пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами "наверх". Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: "Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши". На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу. Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса.

Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Официально звание было учреждено горисполкомом 8 сентября 1967 года, а 1 ноября 1967 года первым, как тогда считалось, почетным гражданином города стал старейший революционер Иван Степанович Белостоцкий. Однако это было не так. Еще в начале XX века почетного звания удостоились инженер Константин Михайловский и предприниматель, общественный деятель Владимир Покровский.

Константин Яковлевич Михайловский (1834-1909) в 1885 году был назначен начальником работ по постройке участков железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Строя Самаро-Златоустовскую железную дорогу, он возводил основу для экономического развития Южного Урала и будущего Челябинска. В 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. Вслед за этим Константин Михайловский руководил строительством Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железный дорог.

Владимир Корнильевич Покровский (1843-1913) при строительстве Западно-Сибирской железной дороги способствовал тому, чтобы станция была построена близ Челябинска. Тем самым город оказался на пересечении путей и получил невероятные возможности для развития. Владимир Покровский был городским головой, несколько десятилетий - гласным думы, состоял членом многих челябинских общественных организаций, был председателем попечительского совета женской гимназии, председателем комиссии по заведению детского приюта, попечителем начальных школ.

Иван Степанович Белостоцкий (1881-1968). Он с 1904 года был членом большевистской партии, прошел партшколу в Лонжюмо под Парижем, участвовал в Гражданской войне на Урале. После революции здесь же организовывал больничную сеть, работал на ЧТЗ, в годы Великой Отечественной войны - начальник сборочного цеха. Он был трижды награжден орденом Ленина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) был первым секретарем Челябинского обкома и горкома ВКП (б) в 1942-1946 годах, т. е. возглавлял город и регион в самые тяжелые годы войны. В начале войны область приняла более 200 промышленных предприятий, строились новые оборонные заводы в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. В эти годы население области увеличилось на 400 тысяч человек! Всем им нужно было дать жилье и питание. Благодаря энергии и опыту Патоличева Челябинская область стала кузницей Победы. О незаурядности Патоличева свидетельствуют его награды. Он награжден 12 орденами Ленина! Это абсолютный рекорд в истории СССР.

Евгений Викторович Александров (1917-2007) - архитектор, он более полувека проработал в сфере градостроительства. По его проектам построены многие здания в Челябинске: жилой дом на площади Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», комплекс зданий ФСБ, участвовал в проектировании жилых микрорайонов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинской районах. Евгений Александров - соавтор многих памятников: «Орлёнок», В. И. Ленину на площади Революции, «Сказ об Урале», «Танкистам-добровольцам», композитору С. Прокофьеву.

Совместно с Е. В. Александровымработалаархитектор Мария Петровна Мочалова (1922-2010). По ее проектам в 1950-е годы построены квартал и жилые дома по шоссе Металлургов, здание ЧИПС на пересечении улиц Цвиллинга и Орджоникидзе, здание публичной библиотеки и другие. Она одна из пяти женщин удостоенных «почетным гражданством» Челябинска.

Галина Семеновна Зайцева - певица, народная артистка России. С 1976 года она выступала в театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Спела более 30 партий, руководит оперной труппой театра, одновременно - профессор Челябинской академии культуры и искусства.

Наум Юрьеич Орлов (1924-2003) - народный артист России. 30 лет (с 1973 года) был главным режиссером Челябинского театра драмы. Здесь он поставил около 40 спектаклей. Последние годы Наум Орлов занимался воплощением на сцене театра проекта «Театр Чехова», в рамках которого были поставлены спектакли «Безотцовщина», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Вскоре после смерти артиста постановлением губернатора Петра Сумина драмтеатру было присвоено имя Наума Орлова.

Фотограф Сергей Григорьевич Васильев с 1968 года работает в редакции «Вечернего Челябинска. Своим творчествомпрославил Челябинск далеко за его пределами. Его фотовыставки открывались в Швейцарии, Германии, Кубе, Польше, Эстонии, Финляндии, Италии, Испании. Он четыре раза становился обладателем высшей фотографической награды «Золотой глаз».

Спортсмен Харис Мунасипович Юсупов (1929-2009) был мастером спорта сразу по нескольким видам: классической и вольной борьбе, самбо, национальной борьбе куреш. В 1960 году в Челябинске он основал уральскую школу самбо. Два десятилетия являлся тренером сборных СССР по дзюдо и самбо среди юношей, юниоров и взрослых. Воспитал 3 чемпионов мира, 14 чемпионов Европы, более 250 мастеров спорта

Антон ЧЕХОВ: «Здешние люди внушают нечто вроде ужаса»

Когда был в Екатеринбурге: В 1890 году во время своего знаменитого путешествия на Сахалин Чехов заехал и в Екатеринбург. Здесь он хотел встретиться с писателем Маминым-Сибиряком. Но встреча не получилась: Мамин-Сибиряк в это время сам путешествовал по Уралу . В итоге Антон Павлович погостил в Екатеринбурге три дня и поспешил отправиться дальше в Тюмень . У нас ему уж очень не понравилось.

Впечатление: Вот какие записи о Екатеринбурге оставил Чехов: «Приехал в Екатеринбург - тут дождь, снег и крупа. Извозчики - это нечто невообразимое по своей убогости. Грязные, мокрые, без рессор; передние ноги у лошади расставлены, копыта громадные, спина тощая... Здешние дрожки - это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. Ездят не по мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко. Колокола звонят великолепно, бархатно. Остановился я в Американской гостинице (очень недурной). (Сейчас в этом здании – памятнике архитектуры по адресу Малышева, 68, - художественное училище им. Шадра. - Ред.) Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик» .

Борис ПАСТЕРНАК: «Это такое нечеловеческое горе»

Когда был в Екатеринбурге: В 1932 году из Москвы на Урал собиралась десантироваться целая литературная бригада. Самые знаменитые писатели того времени: Борис Пастернак, Алексей Толстой , Юрий Олеша , Демьян Бедный и Михаил Зощенко . Они должны были поднимать уровень нашей провинциальной литературы. Но в итоге к нам приехал один только Пастернак. Поселили его сначала в гостинице «Урал». Долго жить в центре промышленного города он не смог, и поэтому скоро его переселили в обкомовский дачный поселок на берегу Шарташа. Условия там были шикарные: чистый воздух, красивая природа, четырехкомнатный дом, а также каждый день горячие пирожные и черная икра в столовой. Но и тут Пастернаку не понравилось. Прогуливаясь по соседним деревням, он увидел нищету раскулаченных семей. Чтобы помочь несчастным, Пастернак вместе с семьей даже по ночам тайком выносил хлеб из обкомовской столовой. Но в итоге Борис Леонидович заработал нервный срыв и, не выдержав, вернулся в Москву.

Впечатление: О месяце жизни в Свердловске Пастернак написал в письме своей первой жене Евгении Владимировне: «Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал». А вот что он писал о поселке на Шарташе: «Это такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел».


Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Тут организм дряхлеет»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые бард приехал в Свердловск в 1962 году. Он тогда работал в Московском театре миниатюр, который гастролировал по Уралу и Сибири со спектаклем «Путешествие вокруг смеха». Город Высоцкому не понравился настолько, что чуть ли не каждый день актер был в плохом настроении. В марте, когда гастроли закончились, его уволили с формулировкой «за полное отсутствие чувства юмора».

Впечатление: О том, как ему плохо в Свердловске Высоцкий рассказал в нескольких письмах своей будущей жене Людмиле Абрамовой : «Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью, и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все «миниатюрные» артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…» , «А вообще - гнусно. И город, и народ, и все. За все это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» «Город такой тусклый, время - на два часа быстрее. Организм дряхлеет. И по теории относительности я постарею лет на 19» .


Александр РАДИЩЕВ: «Достоин своего положения»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые у нас Радищев побывал в 1790 году. После его «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя сослали из Петербурга в Сибирь. В Екатеринбург он приехал под конвоем как государственный преступник и прожил здесь неделю. За это время Радищев, несмотря на свое положение, даже успел немного осмотреть город.

Впечатление: По дороге в Илимский Острог в Сибирь Радищев писал путевые заметки. Есть там несколько строк и про Екатеринбург: «8 декабря. До Екатеринбурга 23 версты. Горы становятся от часу менее. В 1 1/2 версты или меньше находится Верх-Исетский железный завод. Пруд, он длиною на 20, шириною на 10 верст, на нем острова. Летом вид прекрасный. Село большое. Если плотина сего завода прорвется, как та опасность настояла года четыре назад, то большая часть города будет потоплена и дворы снесет. Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Меди всей на всех заводах в отменные годы выплавляется от 170 до 180 тысяч пудов» .


Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «Привел, наконец, Господь увидеть обетованную землю»

Когда был в Екатеринбурге: У нас в городе Достоевский был дважды. Первый раз в 1850 году, когда его отправили на каторгу. Второй раз в 1859 году, когда возвращался из ссылки вместе с сыном Павлом и женой Марией Дмитриевной, с которой он познакомился и обвенчался на поселении.

Впечатление: О повторном посещении Екатеринбурга можно прочитать в одном из писем, которое Достоевский отправил своему другу Артемию Гейбовичу: «В Екатеринбурге мы простояли сутки, и нас соблазнили: накупили мы разных изделий рублей на 40 - четок и 38 разных горных пород, запонок, пуговиц и проч. Купили для подарков и, нечего грешить, заплатили ужасно дешево. В один прекрасный вечер, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел, наконец, господь увидать обетованную землю. Затем вынулась Ваша плетеная фляжка, наполненная горькой померанцевой (завода Штритера), и мы выпили с инвалидом на прощание с Азией, выпил и ямщик (и уж как же вез потом)» .


Василий ЖУКОВСКИЙ: «Виды прекрасные»

Когда был в Екатеринбурге: Поэт Жуковский был в нашем городе в 1837 году, когда сопровождал 19-летнего наследника престола Александра II во время его путешествия по стране. 27 мая вместе с царской свитой поэт приехал в Екатеринбург и сразу отправился осматривать местные достопримечательности. Город тогда жил на особом положении. У Екатеринбурга было свое войско, законы и суд. К тому же золото в городе добывали буквально не выходя за его границы.

Впечатление: Во время путешествия Жуковский вел дневник, в котором очень сухо и строго описывал все, что ему удалось посмотреть. Каких-то комментариев в нем он, к сожалению, не оставил. Одна из страниц посвящена приезду в Екатеринбург: «26 мая. Переезд из Бисерска в Екатеринбург. Обед. Осмотр завода, золотопромывальни, гранильной фабрики, монетного двора. Меншенин. Ввечеру поездка по городу. Иллюминация. Квартира у Харитонова. Четверг. Пребывание в Екатеринбурге и переезд в Нижнетагильск. Осмотр завода Верхнеисетского. Больница. Дом Китаева. Удивительное устройство. Чугунное производство. Тюремный замок. Похититель изумрудов в остроге с убийцами... Суд Шемякин. Больница. Обедня. Разговор миссионера. Поездка в Тагил на тарантасах. Я вместе с Меншениным. О Зотове. О Харитонове. Дело горноблагодатского полицмейстера, убившего унтер-офицера. Дело лекаря, похитившего золото. Дорога сначала неживописная и дикая. Потом виды прекрасные; вид на Урал и рощи частые. Невьяновский завод. Старинный дом Демидова. Колокольня около древней церкви и двор. Здесь пили чай» .

Редакция газеты "Комсомольская правда Екатеринбург" благодарит сотрудников Объединенного музея писателей Урала за помощь в подготовке публикации.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879-31 августа 1967) - знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов - Колдунков.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» -- устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию - «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) -- русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:

Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Описывая известных уроженцев Уфы в частности и всего Южного Урала в целом, конечно же нельзя не обойти вниманием великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, как одну из самых ярких фигур в российской культуре первой половины 19-го века. Человека, воспевшего природу милой его сердцу, да и нашему с вами, Оренбургской губернии. То, что мы нынче и называем Южным Уралом. Мало известных выходцев из Уфы, которые были бы так тесно связаны с этим городом.

У входа в бывший парк имени Крупской, а ныне имени Салавата Юлаева, на перекрестке улиц опять же Салавата и Расулева, углом стоит деревянный дом, известный как дом Аксакова. В этом доме 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Говорят, что в доме, в котором нынче находится музей Аксакова, до сих пор в бывшем кабинете появляется призрак старого хозяина, Николая Зубова. Детские годы Аксакова прошли в том числе и здесь, в этом доме. О чем уже потом написал писатель Аксаков "Детские годы Багрова внука" - биографическую книгу.

Аксаков в Уфе долго не жил и в возрасте 8-ми лет был увезен в Казань, где поступил в гимназию. С Казани же он спустя годы учебы уехал в Москву. Именно там он стал всем тем, кем мы его знаем и за что к нему пришла слава. В том числе и за сказку «Аленький цветочек». Но детские годы, проведенные в Уфе и имении в Оренбургской губернии, скорее всего, на всю жизнь остались с Аксаковым. И они были увековечены в семейной трилогии. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» и об ужении рыбы. Именно благодаря Аксакову многие в мире узнали о существовании Башкирии, кумыса и южно-уральских степей. И несмотря на то, что слог аксаковский был во многом тяжеловесен, писал он о природе с нескрываемой любовью. И это чувствуется во всем. Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это в первую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное, нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".

Официально звание было учреждено горисполкомом 8 сентября 1967 года, а 1 ноября 1967 года первым, как тогда считалось, почетным гражданином города стал старейший революционер Иван Степанович Белостоцкий. Однако это было не так. Еще в начале XX века почетного звания удостоились инженер Константин Михайловский и предприниматель, общественный деятель Владимир Покровский.

Константин Яковлевич Михайловский (1834-1909) в 1885 году был назначен начальником работ по постройке участков железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Строя Самаро-Златоустовскую железную дорогу, он возводил основу для экономического развития Южного Урала и будущего Челябинска. В 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. Вслед за этим Константин Михайловский руководил строительством Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железный дорог.

Владимир Корнильевич Покровский (1843-1913) при строительстве Западно-Сибирской железной дороги способствовал тому, чтобы станция была построена близ Челябинска. Тем самым город оказался на пересечении путей и получил невероятные возможности для развития. Владимир Покровский был городским головой, несколько десятилетий - гласным думы, состоял членом многих челябинских общественных организаций, был председателем попечительского совета женской гимназии, председателем комиссии по заведению детского приюта, попечителем начальных школ.

Иван Степанович Белостоцкий (1881-1968). Он с 1904 года был членом большевистской партии, прошел партшколу в Лонжюмо под Парижем, участвовал в Гражданской войне на Урале. После революции здесь же организовывал больничную сеть, работал на ЧТЗ, в годы Великой Отечественной войны - начальник сборочного цеха. Он был трижды награжден орденом Ленина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) был первым секретарем Челябинского обкома и горкома ВКП (б) в 1942-1946 годах, т. е. возглавлял город и регион в самые тяжелые годы войны. В начале войны область приняла более 200 промышленных предприятий, строились новые оборонные заводы в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. В эти годы население области увеличилось на 400 тысяч человек! Всем им нужно было дать жилье и питание. Благодаря энергии и опыту Патоличева Челябинская область стала кузницей Победы. О незаурядности Патоличева свидетельствуют его награды. Он награжден 12 орденами Ленина! Это абсолютный рекорд в истории СССР.

Евгений Викторович Александров (1917-2007) - архитектор, он более полувека проработал в сфере градостроительства. По его проектам построены многие здания в Челябинске: жилой дом на площади Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», комплекс зданий ФСБ, участвовал в проектировании жилых микрорайонов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинской районах. Евгений Александров - соавтор многих памятников: «Орлёнок», В. И. Ленину на площади Революции, «Сказ об Урале», «Танкистам-добровольцам», композитору С. Прокофьеву.

Совместно с Е. В. Александровымработалаархитектор Мария Петровна Мочалова (1922-2010). По ее проектам в 1950-е годы построены квартал и жилые дома по шоссе Металлургов, здание ЧИПС на пересечении улиц Цвиллинга и Орджоникидзе, здание публичной библиотеки и другие. Она одна из пяти женщин удостоенных «почетным гражданством» Челябинска.

Галина Семеновна Зайцева - певица, народная артистка России. С 1976 года она выступала в театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Спела более 30 партий, руководит оперной труппой театра, одновременно - профессор Челябинской академии культуры и искусства.

Наум Юрьеич Орлов (1924-2003) - народный артист России. 30 лет (с 1973 года) был главным режиссером Челябинского театра драмы. Здесь он поставил около 40 спектаклей. Последние годы Наум Орлов занимался воплощением на сцене театра проекта «Театр Чехова», в рамках которого были поставлены спектакли «Безотцовщина», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Вскоре после смерти артиста постановлением губернатора Петра Сумина драмтеатру было присвоено имя Наума Орлова.

Фотограф Сергей Григорьевич Васильев с 1968 года работает в редакции «Вечернего Челябинска. Своим творчествомпрославил Челябинск далеко за его пределами. Его фотовыставки открывались в Швейцарии, Германии, Кубе, Польше, Эстонии, Финляндии, Италии, Испании. Он четыре раза становился обладателем высшей фотографической награды «Золотой глаз».

Спортсмен Харис Мунасипович Юсупов (1929-2009) был мастером спорта сразу по нескольким видам: классической и вольной борьбе, самбо, национальной борьбе куреш. В 1960 году в Челябинске он основал уральскую школу самбо. Два десятилетия являлся тренером сборных СССР по дзюдо и самбо среди юношей, юниоров и взрослых. Воспитал 3 чемпионов мира, 14 чемпионов Европы, более 250 мастеров спорта