Биографии

Родина некрасов что хотел сказать автор читателю. Анализ стихотворения «Родина»: кратко, по плану, история создания, средства выразительности. Тема, идея, рифма, стихотворный размер (Некрасов Н. ). План анализа стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1846 году.

Тема - произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр - элегия.

Стихотворный размер - ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры - “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег , “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Тема

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” . Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом” . Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…” . Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…” .

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы” .

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…” .

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом” . Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…” .

Жанр

Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

Стих состоит из шести строф и написан ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры : “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег” , “Ты жребий свой несла в молчании рабы” .

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов : “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

Читать стих «Родина» Некрасова Николая Алексеевича предлагается школьникам в 10 классе на уроке литературы. Отрывок из этого произведения задается учить на дом. Полностью прочитать стих вы можете на нашем сайте в режиме «онлайн». При необходимости вы можете скачать его бесплатно на любой гаджет.

Текст стихотворения Некрасова «Родина» был написан в 1847 году. В это время он был уже известным поэтом и публицистом. У Некрасова было тяжелое детство. Его отец был пьяницей, игроком и невеждой. Мать же была доброй и воспитанной девушкой. Замуж за Алексея Сергеевича она вышла по любви, но их брак, однако, не сложился. Немало горя ей пришлось пережить в нем. У ее мужа был очень жестокий и надменный нрав. У него было много любовниц. Он издевался и над крестьянами (нередко он избивал их до полусмерти), и над домочадцами. Все, что происходило в детстве, Некрасов описал в своем стихотворение «Родина» без прикрас и вымыслов. Он с горечью вспоминает молодые годы. Он считает их худшим временем его жизни, поэтому приехав сюда и увидев разрушенное именье, он радуется. С любовью он вспоминает только мать и сестру, которым пришлось немало терпеть от Алексея Сергеевича. По мнению поэта, именно из-за него они рано ушли из жизни.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,-
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым,-
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада,-
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Многие из некрасовских тем синтезируются монументальной темой родины, к которой постоянно обращался поэт. В ней нашла выражение его безграничная любовь к отчизне, его высокий патриотизм.

Уже в раннем творчестве поэта эта тема получает яркое, хотя и не совсем обычное воплощение. Речь идёт о стихотворении 1846 года «Родина» (Некрасов), анализ которого мы проведем. Оно создавалось в два этапа. Сначала была написана только первая его часть, которая привела в восторг В. Г. Белинского. Позже поэт, одобренный и воодушевленный критиком, продолжил стихотворение, углубив те «задатки отрицания», которые отметил у молодого автора его восторженный почитатель. Завершено произведение было в 1846 году, но в полном объёме оно будет напечатано лишь через 17 лет.

В анализируемом стихотворении «Родина» (Некрасов) нарисована обстановка в Грешневе, родовом поместье Некрасовых, и воспроизведены многие обстоятельства жизни семьи поэта. В том самом 1846 году, когда цензор А. В. Никитенко призывал раскрыть красоту дворянских гнезд и помещичьих провинциальных нравов («Вероятно, там скрываются такие жилы, откуда можно добывать не одну грязь, но и золото»), Некрасов показывает царящие в одном из таких гнёзд «бессмысленное чванство», грязный разврат и «мелкое тиранство». Существовала устойчивая традиция романтических восхвалений родового гнезда («Родина» Е. А. Баратынского, «Воспоминание» К. С. Аксакова), поэтизации каждой личности и каждого предмета, связанного с родной усадьбой. Некрасов же, используя ряд эпитетов, несущих эмоционально-эстетическую нагрузку, обнаруживает всю иллюзорность таких оценок, как «роскошный», «чудесный», «во всей красе», «золотой», применявшихся к псевдопоэтическим явлениям и предметам. Вот почему понятие «дом» наделяется теперь многозначительными определениями типа «серый», «старый», «пустой и мрачный»; «лик в аллее» становится «болезненно-печальным», а надежда — «несбыточной». Стихотворение поэта отличается антиромантической полемичностью. По словам А. Л. Гришунина, в этом стихотворении Некрасова можно увидеть даже — вопреки прежним, привычным оценкам родной стороны как «сердцу драгоценной» и «лучезарной» — «демонстративное очернение родного гнезда». Сам облик последнего давал для этого основания.

Вспоминая отца, Некрасов изображает угрюмого «невежду», сгубившего жизнь всех родных, давившего на всех в доме, жившего в мотовстве и разврате. Проникновенно рассказывая о матери, о её душе, гордой, упорной и прекрасной, наделяя её поэтическими чертами, автор стихотворения «Родина» (Некрасов) показывает её безгласной жертвой, страдалицей, рабыней. Он протестует против безгласия и рабской морали. Рисуя образ сестры, поэт с глубокой скорбью говорит, что и она делила с матерью «и горе и позор судьбы её ужасной» и повторила печальную её судьбу. У Некрасова это ещё одно размышление о тяжкой доле русской женщины, жившей в доме «крепостных любовниц и псарей». Поэт передает и растущее самосознание лирического героя, с детства проникающегося ненавистью к усадебному быту.

Однако щедро введя в стихотворение о родных местах (малой родине) автобиографические мотивы, автор мастерски преодолевает узко личную тему. Он обобщает каждый из вышеназванных образов и придаёт всему произведению широкий социальный смысл. Стихотворение «Родина» (Некрасов), анализ которого нас интересует, становится гневным отрицанием крепостничества в целом, а не только проявлений его в Грешневе. В этом плане существенны те изменения, которые произошли в процессе выбора заголовка произведения. Сначала оно называлось «Старые хоромы (Из записок ипохондрика)», потом «Старое гнездо (С испанского, из Ларра)». Наконец, возникает название «Родина», которое несёт не только и не столько значение «родного края», «места рождения», сколько широкое значение «отчизны», «страны». Мы ощущаем общерусские масштабы обличения деспотизма и крепостничества. В этом отношении стихотворение Некрасова внутренне родственно пушкинской «Деревне», но полемично по отношению к «Вновь я посетил...». Особенно ощутимо это в оценке образа няни (так ярко опоэтизированного Пушкиным), о «бессмысленной и вредной доброте» которой говорит Некрасов.

В лирике Н.А.Некрасов придерживался своей, особой линии. Поэт всегда старался объединить свой голос и голос народа. Дарование Некрасова, как художника, состоит в умении дать одной чертой социальное обобщение. Индивидуальные черты образов Некрасова преисполнены максимальной типичности.

Важное место в творчестве Н.А.Некрасова занимает стихотворение «Родина». Оно создавалось на фоне живого общения автора с В.Г.Белинским.

Какова история создания стихотворения «Родина»? Произведение под столь значимым названием было написано Н.А.Некрасовым в 1846 году, а издано лишь в 1856 году. Одним из вариантов его названия было «Старые хоромы (Из Ларры)» с посвящением брату И.И.Панаева Валерьяну Панаеву. Подзаголовок «Из Ларры» был фиктивным, он неоднократно использовался Некрасовым в целях цензурной маскировки.

Долгое время стихотворение «Родина» не пропускалось цензурой, и не печаталось в литературных изданиях.

Стихотворение «Родина» была написано Некрасовым в два временных периода. Начало этой поэтической работы в 1844 году приветствовал В.Г.Белинский. Ему нравилась тема и ход мыслей автора, и критик настаивал на продолжении; завершена работа над стихотворением была лишь в 1846 году.

В основе стихотворения лежит конфликт между лирическим героем и поместно-деревенским миром. Автор не жалеет красок, чтобы показать ненависть лирического героя к дворянскому усадебному быту. Лирический герой Некрасова – человек, размышляющий о прошлой жизни родового имения, о горестной судьбе своей матери, сестры и о своей собственной судьбе.

Развитие событий в стихотворении «Родина» происходит по следующему сценарию: лирический герой возвращается в места, где он рос и взрослел, «где жизнь отцов» протекала средь пиров и чванства, где он научился «терпеть и ненавидеть». Перед нами безрадостная картина — пустая, бесплодная жизнь барского дома, где нет места мысли, добру, а есть тирания, деспотизм. Здесь рой рабов завидует жизни «барских псов».

Лирический герой несчастен. Он переполнен злобой и хандрой.

Дальнейшее развитие сюжета стихотворения потребовало ввода новых персонажей. Первый из них – мать героя. Лик матери в стихотворении «болезненно-печальный». Почему льются слезы, почему жизнь матери фактически сгублена? Всё это произошло по причине несчастливого замужества. Когда-то молодая, красивая женщина была отдана «угрюмому невежде», который и стал её губителем.

Не лучшая доля выпала и сестре лирического героя. Торопясь уйти из ненавистного дома, она вручила свою судьбу тому, кого практически не знала, не любила. Судьба сестры сложилась до крайности трагично.

Далее перед нами предстает третий женский образ – няни. Няня в русской литературе, как правило, типаж положительный. Но в стихотворении «Родина» у лирического героя проявились задатки отрицания этого образа. Доброту няни он называет «бессмысленной и вредной».

В заключительной строфе стихотворения все точки над «i» расставлены. Лирический герой констатирует: «срублен темный бор», пришел в негодность «пустой и мрачный дом», которому так знакомы страдания и боль. А был ли в этой усадьбе тот, кто чувствовал себя привольно? Да.

«И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…»

Отец лирического героя, крепостник, представлен в стихотворении человеком деспотичным. Таким же по натуре был и отец поэта Некрасова.

Да, стихотворение не лишено автобиографических мотивов. И движущей силой к появлению «Родины» стала поездка Н.А.Некрасова в родовое гнездо, усадьбу отца Грешнево в 1845 году. Но не следует сильно развивать автобиографическую составляющую. Два полюса, два противоположных типажа – суровый отец и смиренная мать – это довольно-таки известная конфигурация литературного приема из разряда романтических антитез.

Кроме того, уже в зрелом возрасте Некрасов отрекся от ряда обличительных оценок в адрес своего отца. Поэт допустил, что его родитель-крепостник был не лучше и не хуже людей его положения.

Какое место занимает стихотворение «Родина» в творчестве Некрасова? Оно относится к раннему периоду творческой биографии.

Главная тема стихотворения «Родина» – тема деспотизма и угнетения, выходящая далеко за рамки семейной хроники.

Главная сюжетно-тематическая ситуация стиха – «возвращение на родину».

К какому направлению в лирике принадлежит это произведение Некрасова? Стихотворение «Родина» принадлежит к гражданскому направлению в лирике.

Жанр стихотворения – ностальгическая элегия. Её узнаваемые черты – мотивы разочарования, несчастливой любви, ранних утрат и прозрения. Её синтаксическое построение – «где… где… где…».

«Где рой подавленных…»
«Где было суждено…»
«Где научился я…»

Но рассматриваемая нами элегия Некрасова – это элегия особого рода. Хотя и начинается она классически безмятежно:

«И вот они опять, знакомые места…»

Далее мы ждем традиционного умиления и восторгов, полагающихся в случае возвращения на родину. Но нет! В противоположность классическим канонам, начиная уже со второй строки происходит некий переворот в сознании, и мы видим лирического героя уже с совершенно другим настроем.

Чувство стыда, ненависти, скорби превалируют, ностальгические нотки пропадают вовсе. Идет обесславливание барского имения, и это продолжается практически до последней строки стихотворения.

Проблематика стихотворения
Какие проблемные вопросы подняты в этом произведении? Проводя анализ стихотворения «Родина», можно констатировать, что в нём затронуты вопросы обличения крепостничества, деспотизма, бесправия. Беспредел, ужас и безысходность самодержавной России красной нитью проходит через всё произведение.

Трагизм судеб матери и сестры лирического героя – это не частный случай. Тирания, рабство, угнетение – всё это было «визитной карточкой» самодержавия.

Есть неизменное выражение – «дворянское гнездо». В русской классике это понятие на слуху. Некогда процветавшие, а со временем пришедшие в полное запустение, эти «гнезда» обычно вспоминаются с определенной грустинкой. Но только не в стихотворении «Родина». Настолько в этом доме все было плохо, что затаенной грусти, милым воспоминаниям здесь нет места.

Стихотворение «Родина» написано в форме монолога.

Размер стихотворения — шестистопный ямб со смежной (парной) схемой рифмовки строк. Своеобразие стихотворению придает чередование мужской и женской рифмы через каждые две строки.

Средства художественной выразительности стихотворения Некрасова «Родина»
Эпитеты — знакомые места, бессмысленное чванство, темный сад, несбыточная надежда, старый дом, летний зной.

Метафоры — огонь томительный, тяжелый … час.

Обращения — … мать моя!, … сестра души моей!, Ах, няня!

Восклицания — о! знаю, знаю, я!

Мне понравилось стихотворение Некрасова «Родина» тем, что, несмотря на нарисованную в нем неприглядную картину, не всё так минорно и уныло. С отрадой лирический герой видит то, что «срублен темный бор», а темный – символ всего дремучего, отставшего; валится и ненавистный дом, с которым связано много отрицательного. А коли так, то не все еще потеряно, придет и новая жизнь, в которой нет места тирании и притеснению.

План анализа стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»

1. Вступление

2. История создания стихотворения «Родина»

3. Краткое содержание стихотворения

4. Автобиографическая составляющая в стихотворении «Родина»

5. Место стихотворения в творчестве поэта

6. Главная тема стихотворения «Родина»

7. Жанр стихотворения

8. Проблематика

9. Размер стихотворения

10. Средства художественной выразительности

11. Чем мне понравилось стихотворение «Родина»

Николай Алексеевич Некрасов

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Николай Некрасов

Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного крепостным правом, показывая резкий контраст между жизнью помещиков и крестьян. Одним из таких обличительных произведений является стихотворение «Родина», написанное в 1847 году, когда Некрасов уже был достаточно известным поэтом и публицистом, а также вполне состоявшимся и зрелым человеком. В этом произведении автор обращается к своим детским воспоминаниям, навеянным поездкой в родовое имение Грешнево Ярославской губернии.

"Музыкантская"

После смерти отца поэта, Алексея Сергеевича Некрасова, в 1862 году имение по наследству перешло к его сыновьям Николаю и Федору. Господский дом Некрасовых в Грешневе не сохранился. Он сгорел в 1864 году от неосторожности сторожа. В 1872 году поэт подарил свою часть имения младшему брату. После смерти Н. А. Некрасова в 1885 году Федор Алексеевич, обремененный хозяйственными заботами в усадьбе Карабиха, решился продать грешневское имение крестьянину Г. Т. Титову.

От грешневской усадьбы Некрасовых сохранилось только одно здание - "музыкантская", в котором по преданию проживали крепостные музыканты. При Некрасовых это была одноэтажная каменная постройка, сооруженная в середине XIX веке. В 1870-х здесь размещался трактир "Раздолье", Титов надстроил второй деревянный этаж. В таком виде здание дошло до сегодняшнего дня; до 2001 года в здании была расположена экспозиция музея, рассказывающая о ярославском имении Некрасовых.

Следует отметить, что детство поэта прошло под знаком вечной тирании отца, отставного поручика.

Алексей Некрасов, отец поэта

В семье Некрасовых было 13 детей, и, по воспоминаниям поэта, царил казарменный порядок. Мать Некрасова, польская красавица Александра Закревская, вышла замуж по любви без родительского благословения и очень скоро разочаровалась неравным союзом, так как ее избранник оказался человеком неуравновешенным и жестоким. В подобной атмосфере нетерпимости и вырос Николай Некрасов, с детских лет наблюдая над тем, как отец издевается не только над крепостными крестьянами, но и над домочадцами. Поэтому родина у поэта ассоциируется с мрачным и угрюмым домом, темным садом и постоянным ощущением несправедливости. При этом автор отмечает, что «научился терпеть и ненавидеть», а также впервые примерил на себе обличие помещика, стыдясь этого в душе и не имея сил изменить домашний уклад жизни.

Мать свою поэт вспоминает как очень умную, гордую и образованную женщину, которая, тем не менее, всю свою жизнь вынуждена была сносить унижения со стороны мужа-тирана. При всех своих достоинствах Александра Закревская никогда не помышляла о том, чтобы восстать против собственного супруга. Поэтому «все, что вынести в тебе достало сил, предсмертный шепот твой губителю простил», — пишет поэт, обращаясь к матери .

Из стихотворения «Родина» становится ясно, что отец поэта не только свел в могилу свою законную супругу. Такая же участь постигла и многочисленных любовниц помещика Некрасова. Поэтому в холодном большом доме единственной отрадой будущего поэта была няня, к которой он убегал в самые трудные моменты своей жизни. Но даже ее доброту Некрасов называет «бессмысленной и вредной», так как она отравляла существование автора сильнее, чем царившая вокруг ненависть. Поэтому поэт отмечает, что в его юности «отрадного душе воспоминанья нет». И годы, проведенные в отчем доме, вызывают у него чувство злости . Поэт убежден, что этот период жизни стал для него проклятьем, и «всему начало здесь, в краю моем родном».

Именно поэтому картина разрушающегося родового гнезда, которое автор посетил спустя много лет, вызвала у Некрасова чувство отрады . Поэт словно бы хоронил вместе со старым домом, вырубленной рощей и опустевшими полями свое безрадостное прошлое, которое ассоциируется у автора с болью, горечью и осознанием того, что он на своей родине почти так же бесправен, как и крепостные крестьяне. Это чувство вполне оправдано, так как юношей поэт был вынужден бежать из дома в Санкт-Петербург, провожаемый проклятьями отца, который грозился лишить его наследства. В итоге в родовом поместье из многочисленных наследников никто так и не захотел жить. Объясняя этот феномен, поэт отмечает, что в доме ему до сих пор чудится «глухой и вечный гул подавленных страданий». А единственным человеком, который ощущал себя здесь по-настоящему счастливым, был его отец.