Биографии

Скоростное обогащение знатного коноплевода скигина. Откуда у Вас появилась увлечённость парусным спортом

Нижний Новгород, 25 июня 2010 года. Сегодня на заводе Красное Сормово состоялся спуск на воду четвертого танкера, построенного для компании Moorpark Ltd. (Кипр). Танкер получил название «Thetys». Контракт на три танкера был заключен в апреле 2008 года, опцион на четвертое судно подтвержден летом того же года. Танкер «Titan» передан заказчику в октябре 2009 года, танкеры «Enceladus» и «Japetus» будут сданы согласно контрактным срокам.

Генеральный директор Группы МНП Вадим Малов: «Хочется поздравить всех с успешным спуском Тетиса, которым завершилась цепочка танкеров, названных именами спутников Сатурна. Все четыре танкера удовлетворяют самым современным требованиям по безопасности мореплавания и защите окружающей среды, чем мы по праву гордимся».

Танкер проекта 19614 предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, а также химических грузов в соответствии с классом: КМ * Ice1 R2-RSN AUT3 VCS Oil tanker/Chemical tanker type 2 (vegetable oil) (ESP), и относится к классу «река-море». Технические характеристики: длина - 141 м, ширина – 16,9 м, высота борта – 6,1 м, осадка – 3,73/3,60 м, грузоподъемность – 5530/5030, объем грузовых танков – 6720 куб. м, скорость хода – не менее 10 узлов, экипаж – 14/16 человек, автономность плавания– 15/10 суток. Район плавания - внутренние водные пути и морские неарктические районы в соответствии с классом судна.

Со стороны заказчика на спуске присутствовали: глава представительства Moorpark Ltd. Андрей Чириков и менеджеры компании – Михаил Скигин и Ольга Акимова, а также генеральный директор компании «Солид» Раис Нурмухаметов. Крестной матерью судна стала Амина Нурмухаметова.

Данные танкеры отличаются от танкеров этого проекта, построенных ранее. Специалистами судоходной компании были сформулированы дополнительные требования по расширению номенклатуры перевозимых грузов и повышению функциональности судна. Все эти требования были учтены в модифицированном техпроекте и реализованы при строительстве.

Справка: На сегодня открыт 31 спутник Сатурна. Тетис - один из самых больших и близких к планете спутников проходит за крупнейшим спутником Сатурна Титаном и почти полностью состоит из водяного льда. Этот спутник Сатурна был открыт в 1684 году. На Тетисе есть огромный ударный кратер, который почти окружает всю планету. То, что удар, в результате которого образовался этот кратер, не разрушил спутник, может служить свидетельством, что Тетис в прошлом не был полностью замерзшим.

Как российский бизнесмен учит китайцев воспитывать детей

Около $1,5 млн потратил Айнар Абдрахманов на съемку в Голливуде более 1 тыс. видеороликов о том, как воспитывать детей. Они набирают популярность в Китае, который переживает демографический бум

Российский предприниматель Айнар Абдрахманов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Ролики Babystep.tv бьют рекорды просмотров в Китае. Более 800 тыс. подписчиков на разных онлайн-платформах, свыше 73 млн просмотров за 4 месяца с момента запуска проекта. Третье место в китайском топе приложений на платформе iOS в категории «Образование» и 38-е — среди всех приложений (данные App Anie на 18 сентября).

Видеоэнциклопедия для родителей проста и лаконична: один ролик — одна минута — один совет. «Как понять, что ребенку нужно, когда он плачет?», «Как покормить ребенка грудью в людном месте?», «Как научить ребенка наводить порядок в комнате?»

Учебник по воспитанию китайского подрастающего поколения снял в Голливуде российский предприниматель Айнар Абдрахманов. На Китай изначально не ориентировался и вообще снял на восьми языках. Но оказалось, что в России платить за такой контент никто особо не спешит. Выход на стремительно растущую китайскую аудиторию оказался верным решением.

Отец и бизнесмен

Снимать сборник видеоинструкций Айнар Абдрахманов решил после того, как стал отцом. Он обнаружил в интернете массу советов по воспитанию детей, но найти ответы на свои конкретные вопросы не мог, а большинство роликов были сняты на уровне кухонных видеоблогов.

У Айнара же всегда был проектный подход. Недаром уже в 21 год уроженец небольшого башкирского городка Межгорье занимал должность директора по маркетингу торгового холдинга «Русский дом» в Челябинске, а затем переехал в Москву и стал руководителем департамента и впоследствии HR-директором разработчика мобильных игр Pixonic.

В 2012 году, в год рождения сына, Айнар вместе с Ириной Исаевой и Ксенией Лобановой, активными участниками педагогического движения «Монтессори», основал свой первый стартап — корпоративный детский сад «Восход солнца» для корпорации Jonson & Jonson. «Восход солнца» существует до сих пор, но Абдрахманов не участвует в этом бизнесе.

Предприниматель решил, что бизнес лучше масштабировать в онлайне, и в 2013 году запустил сайт Babystep.tv с тестовым роликом. К проекту присоединились Ирина Исаева и ее муж режиссер Константин Фам — предприниматель пообещал им опционы. Изначально Абдрахманов ориентировался на родителей новорожденных детей в возрасте до 12 месяцев: они осознают свою новую социальную роль, меняют привычки.

Зарабатывать Айнар собирался по модели freemium: бесплатный доступ к части видео и полный доступ по подписке за 99 руб. в месяц. Решил протестировать бизнес-идею. На портале vc.ru вышла статья с описанием проекта. Она собрала 6 тыс. просмотров, 680 регистраций на сайте и 78 покупок полугодовой подписки. Но снять ролики предприниматели не успели, а деньги первым подписчикам пришлось вернуть.

За первый год в России успели снять всего шесть роликов. Для развития проекта нужны были деньги, а их у Абдрахманова с партнерами не было. Долги Айнара превышали уже 3 млн руб. Предприниматель с семьей вернулся в Челябинск, чтобы снизить расходы.

Многодетные инвесторы

После переезда Айнар устроился к знакомому в юридическую фирму, начал формировать отдел продаж. Ему удалось вернуть часть долгов и даже заработать $80 тыс., которые он потратил на съемки еще 21 ролика. Было понятно, что в России платить за такой контент мало кто готов — целиться надо сразу на зарубежные рынки. Поэтому ролики снимали в Голливуде. За контент отвечала Ирина Исаева, а за съемочный процесс — Константин Фам, которые перебрались в США. Айнар в съемках не участвовал.

Он в это время продвигал проект в России. В 2014 году принял участие в роуд-шоу «Сколково»: стартапы презентовались инвесторам, лучшие попадали в конкурсную программу StartupVillage. Выступление в Челябинске оказалось успешным — Айнар получил путевку на московский этап конкурса, где выиграл образовательный трек и получил титул «Лучший образовательный проект».

Екатерина Гайка, исполнительный директор рекрутингового агентства NGRS, была ментором проекта во время конкурса и занимала должность замдиректора по образованию и исследованиям IТ-кластера «Сколково». «Ребята большие молодцы, так как осваивают рынки и форматы, которых до них практически не было», — уверена Екатерина. Однако резидентом «Сколково» проекту стать не удалось: по словам вице-президента фонда «Сколково» Александры Барщевской, Babystep не получил одобрения экспертного совета.

Зато на конкурсе Айнар Абдрахманов познакомился с инвестором — основателем фонда Sattva Foundation Андреем Чириковым, отцом троих детей, а позднее его партнером Михаилом Скигиным, у которого детей четверо. В 2015 году они инвестировали в проект $3 млн. Детальные условия сделки не раскрываются, известно, что Абдрахманов остался мажоритарным акционером.

«Когда мы познакомились с Айнаром, моей третьей дочке был год. Мне очень понравилась бизнес-идея и добрая социальная составляющая», — говорит Андрей Чириков, соучредитель фонда Sattva Foundation.


Фото: Владислав Шатило / РБК

По следам Uber

Чириков посоветовал присмотреться к рынку Китая. Во время поездки в Шанхай он обратил внимание на то, как трепетно китайцы относятся к детям. А в 2016 году в Китае вступил в силу закон, отменяющий налог на второго ребенка — в Поднебесной, где уже живет более 1,3 млрд человек, начинается новый бум рождаемости. При этом многие китайцы стремятся походить на европейцев и американцев. Например, в 2016 году 16-летняя британская школьница БоДжессап заработала $86 тыс. на сайте, который подбирает китайским детям английские имена.

Стартапер решил использовать свой российский опыт — принял участие в конкурсе стартапов Gmic, который в 2010 году выиграл Uber. Команда Babystep отправила заявку, проект прошел в очный тур конкурса и выиграл одну из номинаций. Причем Айнар снова не успел получить визу и не смог поехать на конкурс. Babystep представлял Иван Соловьев, который стал директором в Китае, а готовиться к выступлению ему помогал Андрей Чириков.

Еще год ушел на знакомство и налаживание связей с потенциальными партнерами. По слова Айнара, подписание договора в Китае еще не означает старт сотрудничества. Формальности редко когда соблюдаются, и на все нужно тратить время.

Абдрахманов понял, что нужно изменить бизнес-модель: ролики стали бесплатными для всех родителей. Зарабатывать он решил на рекламе, продаже лицензий и товаров под брендом Babystep.

$3 млн — первый раунд инвестиций от фонда Sattva Foundatian

1050 минутных роликов в библиотеке Babystep.tv

На 8 языков переведены все ролики

$500 стоит производство одного ролика

0-6 лет — возрастная категория детей

800 тыс. подписчиков у Babystep.tv в Китае

200 китайских слов выучил основатель АйнарАбдрахманов

Трудности перевода

Осенью 2015 года команда сняла основную массу библиотеки — еще 1000 роликов. Возрастную категорию увеличили до шести лет, чтобы расширить аудиторию проекта.

Компанию покинули Ирина Исаева и Константин Фам, их доли в компании были выкуплены фондом Sattva Foundation. Уже другая команда продолжила съемку в Лос-Анджелесе. На пике съемок в ноябре 2015 года на производство ушло $400 тыс., $120 тыс. — на закупку оборудования. О съемках договаривались с настоящими семьями и с актерами. В кадре появлялись представители разных стран и национальностей.

Видео было переведено на китайский, русский, английский, корейский, японский, испанский, вьетнамский и португальский языки. К каждому ролику нужно было сделать заставку, разместить логотипы. Из-за большого объема работ и спешки монтажеры часто ошибались. Процесс монтажа решили автоматизировать. За полгода технический директор компании с помощью фрилансеров разработал софт SpaceStation. Он автоматически подкладывает аудиоряд под видео, монтирует заставки, сохраняет ролики в облачном хранилище, выгружает контент на видеоплатформу (например, YouTube), сохраняет и отправляет ссылки. Софт может выгружать до 800 роликов в день. Разработка обошлась в $30 тыс.

По оценке Абдрахманова, SpaceStation помог сэкономить 50 тыс. часов труда. Теперь на производство одного ролика Babystep тратит около $500, раньше себестоимость доходила до нескольких тысяч. Хранятся ролики в облаке Microsoft Azure, корпорация предоставила стартапу бесплатный доступ к серверам.

Гостеприимный Китай

После 1,5 лет бюрократической волокиты Babystep с помощью консалтинговой компании China Window зарегистрировал-таки юридическое лицо в Китае. Сейчас в пекинском офисе работают четыре человека на fulltime и 11 — на part-time, еще есть четыре человека в США и пять человек в России. Абдрахманов в августе закрыл офис в Москве, вместо него планирует снять новый в Пекине.

Ролики Babystep.tv набирают популярность в Китае. Так, за три недели 12 роликов в приложении для мам Baidu собрали 220 тыс. подписчиков, а это самый быстрорастущий канал Baidu. Один из постов на Weibo (китайский Twitter) набрал 460 тыс. просмотров за 4 часа. Ролики Babystep привлекают 80% трафика приложения Ibeiliao (приложение для воспитателей, родителей и собственников детских садов, в котором 8 млн подписчиков). При том, что продвижение в Китае началось только в июле 2016 года.

«Контент Babystep простой и точный: одна минута — одна подсказка для родителей. Это помогает родителям чувствовать, что воспитание — это просто — как раз то, что мы хотим донести. На рынке сложно было найти подобный контент, объясняющий лучший путь развития ребенка», — говорит Тинг Пенг, CEO Ibeiliao, он сравнивает Babystep с энциклопедией для родителей.

«Недостаточно научиться придумывать креатив и наладить производство контента — нужно выстроить правильные каналы дистрибуции и найти свою целевую аудиторию. В этом случае можно масштабировать бизнес», — считает Андрей Бузина, генеральный директор агентства вирусного маркетинга Smetana. По мнению Бузины, за один просмотр рекламодатели готовы платить от 50 коп. до 1 руб. Айнар Абдрахманов говорит, что средняя выручка Babystep сейчас — $30-45 тыс. в месяц.

Например, в августе 2016 года выручка стартапа превысила $44 тыс., при совокупных расходах около $30 тыс. $5 тыс. компании принес договор с вьетнамским телеканалом о вещании, $35 тыс. — продажа лицензии на трансляцию онлайн-ретейлеру Babymaster, и $4 тыс. заплатил за размещение рекламы контент- агрегатор Toutiao.

Стартап подписал договоры о сотрудничестве с Youku (китайский YouTube, принадлежит Alibaba Group), Baidu, Vip.com (крупный китайский ретейлер). В числе партнеров — Ibeiliao, приложение для родителей Babytree.com (50 млн пользователей), видеоплатформа Iqiyi.com, приложения для детских садов Huivo.com и Bbtree.com. По подсчетам Айнара, эти контракты принесут проекту $300 тыс. выручки до конца года.

Вице-президент Youku Вей Гу считает Babystep одним из важнейших поставщиков контента о воспитании, который отличается от конкурентов профессионализмом и интернациональным подходом — то, что нужно китайским семьям. «А еще мы добавляем функцию, которая позволяет купить товар из ролика прямо во время просмотра, — еще один быстрый способ монетизации контента», — говорит он.

Кругом Babystep

Заработки на рекламе и продаже контента — не основная цель Айнара Абдрахманова. Задача — создать узнаваемый бренд для родителей и зарабатывать на продаже лицензий для производителей товаров и услуг. Как это удалось, например, студии «Анимаккорд», создателю популярного в Китае мультсериала «Маша и М едведь».

Евгений Бутман, основатель и совладелец компании Ideas4retail, представляющий в России бренды Imaginarium, Hamles, Mamas&Papas, с Айнаром Абдрахмановым знаком и верит в перспективы его проекта. «Детский ретейл самый защищенный сегмент рынка. Родители могут ходить оборванными и голодными, но при этом не будут тратить меньше денег на детей», — считает предприниматель.

Айнар Абдрахманов ищет партнеров — производителей детских товаров в России: косметики, бытовой химии, одежды, игрушек, книг. Он считает, что после падения рубля в России производить выгодно даже для китайского рынка. Товары, особенно «эко» — детскую мебель и косметику — можно экспортировать в Китай с наценкой более 50%.

Предприниматель договорился с группой компаний «Тополь», лидером по производству детской мебели в России. «Мы разработали 5-6 тестовых образцов, а сейчас переходим к промышленному производству», — говорит Никита Семенов, генеральный директор Topol Group. На разработку образцов ушло $50 тыс., к концу года 10 тыс. детских стульев Babystep поступят в продажу.

Пятилетний сын Айнара Абдрахманова недавно начал изучать китайский язык. Как бы ни развивался проект Babystep.tv, его отцу понятно, что работать с китайцами придется все больше.

Нижний Новгород, 25 июня 2010 года. Сегодня на заводе Красное Сормово состоялся спуск на воду четвертого танкера, построенного для компании Moorpark Ltd. (Кипр). Танкер получил название «Thetys ». Контракт на три танкера был заключен в апреле 2008 года, опцион на четвертое судно подтвержден летом того же года. Танкер «Titan » передан заказчику в октябре 2009 года, танкеры « Enceladus» и «Japetus » будут сданы согласно контрактным срокам.

По словам генерального директора Группы МНП Вадима Малова: «Хочется поздравить всех с успешным спуском Тетиса, которым завершилась цепочка танкеров, названных именами спутников Сатурна. Все четыре танкера удовлетворяют самым современным требованиям по безопасности мореплавания и защите окружающей среды, чем мы по праву гордимся».

Танкер проекта 19614 предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, а также химических грузов в соответствии с классом: КМ * Ice1 R2-RSN AUT3 VCS Oil tanker/Chemical tanker type 2 (vegetable oil) (ESP), и относится к классу «река-море». Технические характеристики: длина - 141 м, ширина - 16,9 м, высота борта - 6,1 м, осадка - 3,73/3,60 м, грузоподъемность - 5530/5030, объем грузовых танков - 6720 куб. м, скорость хода - не менее 10 узлов, экипаж - 14/16 человек, автономность плавания- 15/10 суток. Район плавания - внутренние водные пути и морские неарктические районы в соответствии с классом судна.

Со стороны заказчика на спуске присутствовали: глава представительства Moorpark Ltd. Андрей Чириков и менеджеры компании - Михаил Скигин и Ольга Акимова, а также генеральный директор компании «Солид» Раис Нурмухаметов. Крестной матерью судна стала Амина Нурмухаметова.

Данные танкеры отличаются от танкеров этого проекта, построенных ранее. Специалистами судоходной компании были сформулированы дополнительные требования по расширению номенклатуры перевозимых грузов и повышению функциональности судна. Все эти требования были учтены в модифицированном техпроекте и реализованы при строительстве.


Справка:
На сегодня открыт 31 спутник Сатурна. Тетис - один из самых больших и близких к планете спутников проходит за крупнейшим спутником Сатурна Титаном и почти полностью состоит из водяного льда. Этот спутник Сатурна был открыт в 1684 году. На Тетисе есть огромный ударный кратер, который почти окружает всю планету. То, что удар, в результате которого образовался этот кратер, не разрушил спутник, может служить свидетельством, что Тетис в прошлом не был полностью замерзшим.

Завод «Красное Сормово»: одно из старейших российских судостроительных предприятий, основано в 1849 году. Верфь внесла огромный вклад в развитие подводного кораблестроения и отечественного коммерческого флота. В 2007 году завод признан «Лучшим экспортером России». Все суда, построенные на Красном Сормово, отвечают требованиям международных конвенций по охране жизни и окружающей среды, оснащены самым современным оборудованием.

Как проект по строительству платных переездов в Санкт-Петербурге на сумму 8 млрд руб. оказался в руках компании, о которой до мая 2017 года никто не слышал

Летом 2017 года власти Санкт-Петербурга презентовали проект платных переездов в Санкт-Петербурге, который оценивается в 8 млрд руб. Смольный заключил договор с неизвестной ранее компанией «Санкт-Петербургская платная дорога». РБК разобрался, кто стоит за компанией-инвестором, реальный владелец которой спрятан за несколькими офшорами, а также как связаны с проектом платных дорог адвокаты из Люксембурга, дети бывшего владельца компании, в которой работали нынешние главы «Газпрома» и «Газпром нефти» Алексей Миллер и Александр Дюков, расследования о «русской мафии», а также самые большие в России поля конопли.

Возвращение к истокам

В последний раз плату за проезд по мостам в Санкт-Петербурге взимали в 1755 году: с воза брали 2 коп., с кареты - 5 коп. Два с половиной века спустя власти Санкт-Петербурга планируют вернуться к практике платного проезда. Речь не идет об исторических мостах через реки и каналы Северной столицы - платным станет проезд по новым путепроводам, которые перекинут через железнодорожные пути, где курсируют скоростные «Сапсаны» и «Аллегро».

Соглашение о реализации этого проекта в рамках работы Петербургского экономического форума власти города подписали с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога». Компания, которая была зарегистрирована в апреле 2017 года и не имеет никакой послужной истории, обещает вложить в строительство нескольких мостов над железнодорожными путями 8 млрд руб.; администрация города в свою очередь гарантирует «все необходимые согласования». От «Санкт-Петербургской платной дороги» документ подписал генеральный директор Вадим Коваленко, от Санкт-Петербурга - губернатор Георгий Полтавченко.

После завершения строительства (2019–2020 годы) путепроводы будут переданы в собственность города, однако инвестор получит возможность получать плату за проезд по ним. Стоимость проезда будет определена в концессионном соглашении - этот документ планируется подписать до конца 2017 года. Представитель инвестора, комментируя подписанное соглашение, оценил срок возврата инвестиций в 15–20 лет.


Представитель пресс-службы комитета по инвестициям правительства Санкт-Петербурга рассказал РБК, что в рамках этого проекта будет построено четыре переезда через железнодорожные пути, отказавшись от дальнейших комментариев. Источник РБК, близкий к правительству Санкт-Петербурга и знакомый с деталями проекта, рассказал, что финансовая схема реализации строительства переездов еще не определена. «Но в любом случае это будет концессия и основные затраты будут на инвесторе, а не на бюджете города, - рассказал он. - Сроки и прочие детали будут определены позднее».

Комментируя выбор партнера в пользу только что образованной компании, собеседник РБК отметил, что, учитывая важность проекта для города, были получены достаточные гарантии надежности частного концессионера. «Соглашение, подписанное на ПМЭФ, готовилось много месяцев, обсуждалось и согласовывалось во многих кабинетах Смольного, так что у правительства есть уверенность, что компании «Санкт-Петербургская платная дорога» можно доверять», - отметил он.

Магистральный путь

До настоящего времени основными инвесторами в строительство платных участков автомагистралей выступали крупнейшие профильные компании, а также банковские структуры. Пять из шести участков скоростной магистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург было построено в рамках концессионных соглашений, заключенных с компаниями «Мостотрест» и его дочек - ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК) и ООО «Трансстроймеханизация», до 2014 года принадлежавших структурам Аркадия Ротенберга. На трассе М-1 «Беларусь» концессионером строительства платного участка в объезд города Одинцово выступила компания «Главная дорога», подконтрольная УК «Лидер» Юрия Ковальчука. ​Компания «ВТБ Капитал» и Газпромбанк создали компанию «Магистраль Северной столицы», которая возводила центральный участок западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга. «Ведомости» назвали эти 11 км одной из самых дорогих автодорог мира: стоимость строительства составила 128 млрд руб.


Вадим Коваленко, подписывавший на ПМЭФ соглашение с правительством Санкт-Петербурга, заявил РБК, что сравнивать их проект с крупными федеральными некорректно: «Инвестированием в строительство крупных платных автомагистралей занимаются крупнейшие госбанки. Эти проекты не сравнимы с нашими ни с точки зрения объемов строительства, ни с точки зрения размеров финансовых затрат». По его словам, концессии на строительство небольших платных дорог в регионах начали заключаться лишь в последние полтора-два года. «На этом рынке только формируются игроки. В регионах это, как правило, строительные компании, которые из-за сокращения госзаказа ищут новые для себя ниши», - утверждает он.

По словам эксперта в области государственно-частного партнерства, президента компании InfraKAP Александра Баженова, инвесторов, готовых стать концессионерами при реализации долгосрочных проектов без привлечения бюджетного финансирования, не так много. «По статистике, в рамках ГЧП было заключено около 1400 концессионных соглашений, однако в большом числе случаев частные компании в рамках таких договоров эксплуатируют то, что уже есть, ничего сами не строя, - отмечает эксперт. - Проекты, предполагающие строительство за свой счет инфраструктурных объектов, - непростой бизнес, долгосрочный, требующий отраслевой экспертизы. Компаниям малого и среднего бизнеса такие капиталоемкие и долгосрочные проекты не по карману. Их сейчас могут реализовывать только компании, представляющие крупный бизнес».

Как выяснил РБК, за «Санкт-Петербургской платной дорогой» также стоит немалый и давний бизнес.

Строительство платной автомагистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

Керосиновый магнат и его дети

Владельцем 100% компании «Санкт-Петербургская платная дорога», по данным СПАРК, является учрежденная в 2014 году московская компания ООО «Платная дорога». Реальными бенефициарами «Платных дорог», обещающих вложить миллиарды в строительство транспортной инфраструктуры как минимум в трех различных регионах России, как выяснил РБК, выступают структуры, связанные с семьей Дмитрия Скигина - знаковой фигуры петербургского бизнеса 1990-х.

Скигин начинал свой бизнес с торговли лесом в Карелии, но основной капитал сколотил на нефти. В первой половине 1990-х он контролировал заправку самолетов в аэропорту Пулково, в 1996 году вошел в совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) - оператора терминала для экспорта нефтепродуктов, построенного в морском порту города по инициативе мэрии Санкт-Петербурга. По данным «Новой газеты», возглавил совет директоров Илья Трабер, связанный с лидером тамбовской ОПГ Владимиром Барсуковым (Кумариным) и ставший затем фигурантом дела о «русской мафии» в Испании. Через ПНТ на Запад пошел поток российских нефтепродуктов, в том числе с Киришского НПЗ (завод и терминал связал нефтепровод).

Среди нынешней элиты немало людей, начало карьеры которых было связано с Дмитрием Скигиным. Среди них - нынешний председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Согласно официальной биографии, после окончания Кораблестроительного института он работал инженером в компании Скигина «Совекс», а с 1996-го по 2003 год занимал руководящие должности в ПНТ, откуда ушел с позиции гендиректора. Со Скигиным работал и нынешний председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер: в 1998–1999 годах он был уполномоченным представителем - директором по развитию и инвестициям в Санкт-Петербургском морском порту ЗАО «ОБИП», которое управляло портом.

С борьбой за контроль над его объектами и связанными с ним структурами следственные органы и эксперты связывали ряд резонансных убийств, в частности гибель гендиректора ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгения Хохлова и его заместителя Николая Евстафьева (1997 год), главы комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга Михаила Маневича (1997 год), гендиректора Северо-Западного таможенного терминала Витольда Кайдановича (2001 год) и совладельца этой компании Николая Шатило (2001 год), капитана ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаила Синельникова и его помощника по вопросам безопасности Сергея Боева (2003 год).

«Посторонних в порт не допускали, в 1990-х это была высококриминализированная территория. За бункеровочный бизнес шли постоянные конфликты, доходившие до стрельбы», - описывал ситуацию «Ведомостям» бывший директор «Совкомфлота» Дмитрий Скарга.

В 2003 году Скигин скончался от рака во Франции. Однако, проживая в последние годы жизни главным образом в Монако (он был выслан из страны в 2000 году по подозрению в причастности к «русской мафии») и Ницце, он оставался основным владельцем ПНТ. Скигин также все эти годы продавал нефть через Horizon International Trading - офшор из Лихтенштейна, который использовался и в его аэропортовском проекте. Horizon International Trading является партнером ПНТ и сегодня, следует из информации на официальном сайте ПНТ

Наследство Скигина, согласно материалам полиции Монако, составило в общей сложности около $600 млн и было разделено между четырьмя детьми Скигина от трех браков и его женами. Владельцем и председателем совета директоров ПНТ стал его старший сын Михаил Скигин, 1980 года рождения, которому, по данным издания «Фонтанка», ради этого пришлось оставить учебу в Университете международных отношений в Швейцарии.

Вошли ли в официальное наследство Дмитрия Скигина офшорные компании, в том числе Horizon International Trading, через которые он занимался нефтетрейдинговыми операциями, точно неизвестно.

Михаил Скигин (Фото: «Фонтанка.ру»)

По словам старшего юриста независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» Александра Лысякова, в ситуации, когда компания, имеющая номинантов, зарегистрирована в Лихтенштейне, получить сведения о настоящих владельцах офшора практически невозможно. Владельцам офшора в Лихтенштейне гарантирована банковская тайна, и такие данные не передаются даже в государственные органы.

При этом Лысяков отмечает, что известны случаи, когда зарегистрированная на номиналов компания отходит формальным директорам после смерти настоящего владельца, если тот не был указан ни в каких документах. «Но о таких случаях становится известно, так как наследники заявляют о своих правах и отстаивают их в судах, - говорит юрист. - Но доказать принадлежность компании умершему лицу через суд достаточно сложно».

Сведения о судебных процессах, связанных с правами на компании Дмитрия Скигина, зарегистрированных в офшорах, отсутствуют.

В отличие от старшего брата Михаила, ставшего публичным бизнесменом, о деятельности младшего из Скигиных - 33-летнего Евгения - до недавнего времени ничего не было известно. Однако в декабре 2016 года газета The Australian опубликовала статью «Экодом мечты для русского магната». В ней шла речь о строительстве оригинального дома с жилой площадью 1400 кв. м в курортном районе Sunshine Beach австралийского штата Квинсленд стоимостью $14 млн. О владельце необычного дома, получившего название Skigin House, издание узнало​​ лишь то, что его зовут Евгений Скигин и он является владельцем зарегистрированной на Кипре компании Konoplex Ltd.

Проект Skigin House

Монакское расследование

В 2002 году наследный принц Монако Альбер нанял американского журналиста Роберта Эринджера, чтобы провести частное расследование о происхождении капиталов российского бизнесмена Алексея Федорычева, который собирался приобрести футбольный клуб «Монако». Ключевыми фигурами расследований Эринджера об отмывании денег «русской мафии» в Монако стали Дмитрий Скигин и его компания Sotrama, материнская структура Horizon International Trading. «Она отмывала и отмывает миллионы долларов в месяц, прикрываясь сбытом нефти», - утверждал Эринджер в 2013 году в интервью «Радио Свобода».

В расследовании об отмывании денег через монакские и лихтенштейнские компании неоднократно упоминается и Владимир Путин. Он в те времена работал в мэрии Санкт-Петербурга, и его подписи стоят под рядом документов, связанных с компаниями Дмитрия Скигина и Ильи Трабера.

На вопросы «Новой газеты» о том, был ли знаком Владимир Путин с Дмитрием Скигиным и Трабером и имел ли отношение к деятельности компании Sotrama, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было». При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».

При этом Эринджер утверждал, что даже после смерти Дмитрия Скигина «отмывочная» деятельность его компаний продолжилась. Наследников бизнесмена - Михаила и Евгения Скигиных - Эринджер называл «номинальными» фигурами, утверждая, что система по легализации средств в Европе контролируется «русской мафией» и связанными с ней высокопоставленными чиновниками.

Давние партнеры

РБК не удалось получить комментарии у Михаила и Евгения Скигиных. Запрос, отправленный в ЗАО «ПНТ» Михаила Скигина, остался без ответа. Вадим Коваленко также отказался назвать бенефициаров компании.

«Платную дорогу» с наследниками Дмитрия Скигина, как показало расследование РБК, связывают следующие нити. Первая связана с цепочкой офшорных фирм, которые выступают владельцами «Платной дороги», и компаний Дмитрия Скигина.

Так, по данным СПАРК, учредителем «Платной дороги» является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая, согласно базе юридических лиц Кипра, в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является генеральным директором «Платной дороги») и панамской Magalo Investments. Компанию Magalo Investments, согласно данным на 21 июня 2017 года, возглавляют лихтенштейнские юристы Маркус Хаслер и Грэхем Смит (документы есть в распоряжении РБК).

Согласно реестру юридических лиц Лихтенштейна, нефтетрейдинговая Horizon International Trading AG также зарегистрирована по адресу офиса Хаслера и Смита в Лихтенштейне. Они выступали номинальными управляющими многих офшорных компаний, действовавших в интересах Дмитрия Скигина, утверждалось в расследовании Роберта Эринджера.

По данным справочника юридических лиц Лихтенштейна, по адресу: Industriestrasse, 26, в городе Руггеле, где расположен офис Хаслера и Смита, в настоящий момент зарегистрировано 33 действующие компании, как минимум четыре из которых имеют отношение к бизнесу Дмитрия Скигина и его наследников.

В 2011 году в интервью «Новой газете» испанский адвокат первой жены Скигина Пабло Себастьян описывал роль Хаслера и Смита в нефтяном бизнесе Скигина так: «Sotrama, Horizon International Trading и целый ряд других фирм номинально управляются двумя юристами - Грэхемом Смитом и Маркусом Хаслером. Их офис располагается в Лихтенштейне, в городе Руггеле. По этому адресу находится типография, которая является прикрытием всего остального бизнеса, управляющегося Смитом и Хаслером. Они, как я полагаю, типичные «мистеры пять процентов», примерно такую долю они имеют с компаний за номинальное управление. Но за ними стоят очень высокопоставленные люди. Кто они - мы можем только догадываться».

Маркус Хаслер отказался комментировать РБК эту тему. «Я не даю никакой информации, никаких справок и не общаюсь с журналистами», - заявил юрист.

Вторая нить - это люди, которые работали или работают сейчас в структурах «Платной дороги» и при этом имеют или имели отношение к иным проектам Скигиных.

В частности, Роман Белоусов, второй бенефициар кипрской Tollway Limited, является давним партнером семьи Скигиных. По данным из открытых источников, в 2003 году в возрасте 23 лет он стал первым вице-президентом АО «Сибур-Европа», представительства российского холдинга в Швейцарии, и до 2005 года занимал руководящие должности в европейских дочках «Сибура».

В биографии Белоусова на сайте Национального реестра профессиональных корпоративных директоров сообщается, что он являлся председателем совета директоров ряда предприятий, в том числе ОАО «Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие», ОАО «Московская типография №6», ОАО «Биохим», ОАО «Сибирский Промстройпроект», ОАО «Новосибирский проектный и научно-исследовательский институт «Госрадиопроект», ООО «Морской порт Поронайск».

Более подробной информации о Белоусове и даже его фотографии в открытых источниках РБК обнаружить не удалось. Однако, изучая попавшую в СМИ историю конфликта​ собственников порта Поронайск, РБК получил подтверждение того, что Роман Белоусов входит в число доверенных лиц Михаила и Евгения Скигиных.

Поронайская история

В конце 2015-го - начале 2016 года сахалинские СМИ писали о конфликте в порту Поронайска, прежние владельцы которого обвинили новых в рейдерском захвате бизнеса через сложную схему, в которой были задействованы компании с Кипра и Британских Виргинских островов во главе с Романом Белоусовым и Вадимом Коваленко. Последнего бывшие владельцы порта в интервью «МК-Сахалин» называют ближайшим помощником Белоусова. Одной из компаний - участников сделки в интересах нового инвестора выступила ЮК «Юринформбюро» из Санкт-Петербурга, которую возглавляет начальник юридической службы ПНТ Михаил Белов.

Белов сообщил РБК, что он, как и Роман Белоусов, является на данный момент одним из руководителей проекта по развитию порта Поронайска. «Порт Поронайск на данный момент находится в крайне плачевном состоянии и представляет собой совокупность разрушенной и непригодной для коммерческой эксплуатации инфраструктуры. Порт сейчас осуществляет только ремонт судов и является стоянкой для рыболовецкого флота, туда не может подойти судно с более или менее приличной осадкой. Нет глубин, все засыпано, причалы полуразрушены. Это перспективный проект, требующий огромных инвестиций. Мы ищем стратегических партнеров среди частных и государственных компаний, которые занимаются развитием Сахалина. Состоится ли этот проект или нет, я пока не уверен», - рассказывает Белов.

Говоря о конфликте с бывшими собственниками порта, он пояснил, что сделка была проведена по рыночной цене, деньги перечислены и сейчас никаких юридических претензий к компании нет, конфликт исчерпан.

Михаил Белов подтвердил РБК, что братья Скигины являются бенефициарами компании - владельца порта, при этом особо подчеркнув, что эти инвестиции никак не связаны с ПНТ. «Михаил Дмитриевич Скигин осуществляет много инвестиций в России, и это один из его проектов. Не сказать, что самый лучший», - говорит Михаил Белов.

Конопляный след

Еще одна цепочка связывает «Платные дороги» с именем Евгения Скигина.

Евгений Скигин (в центре) (Фото: theaustralian.com.au)

СМИ, комментировавшие подписание соглашения «Санкт-Петербургской платной дороги» с правительством города, отметили тот факт, что по адресу материнской компании также зарегистрировано ООО «Коноплекс», занимающееся производством и переработкой технической конопли. Эту компанию возглавляет Милена Александрова.

«Коноплекс» вышел на рынок в 2015 году, скупив и арендовав земельные участки в Пензенской и Рязанской областях и засеяв их коноплей. В компании утверждают, что уже в 2016 году вышли на первое место в стране по объему полей конопли - 940 га, обогнав фирмы бывшего вице-премьера Подмосковья Дмитрия Большакова.

Милена Александрова отказалась назвать РБК имена бенефициаров «Коноплекса». «Мы - открытая компания, все данные о наших акционерах есть у российских налоговых органов. Они не хотят афишировать свои имена, защищают свое право на личную жизнь», - поясняет она.

(Кстати, до июня 2017 года Александрова параллельно возглавляла «Платную дорогу», свидетельствуют данные СПАРК. Вадим Коваленко также в июне перестал быть гендиректором «Санкт-Петербургской платной дороги» - его место занял Михаил Лебедев, до этого топ-менеджер компании «ПНТ-ГСМ», торгующей нефтью через Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина.)

При этом 99% ООО «Коноплекс» (Москва) принадлежит Konoplex Ltd (Кипр). По данным бюро юридических лиц Кипра, 50% Konoplex Ltd принадлежит совладельцу «Платных дорог» Роману Белоусову, вторая половина - у лихтенштейнской Infinite Fibre, бенефициары которой не раскрываются. Однако в 2015 году в списке участников международной конференции Европейской промышленной ассоциации конопли (EIHA) в Кельне Евгений Скигин был заявлен как представитель Infinite Fibre, также зарегистрированной по лихтенштейнскому адресу юридической конторы Хаслера и Смита.

Региональные отклонения

Интересы «Платной дороги» не исчерпываются Санкт-Петербургом. У нее есть еще несколько «дочек», в том числе два юрлица, отвечающие за операционное управление другими проектами строительства платных трасс - ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и ООО «Тульская платная дорога».

Реализациях этих двух проектов, финансируемых за счет собственных средств компаний, идет со значительным отклонением от первоначальных планов. В первом случае речь идет о строительстве платного участка протяженностью 2,6 км в объезд города Наро-Фоминска. Через центр этого города проходит трасса, соединяющая федеральные трассы М-1 «Минское шоссе» и М-3 «Киевское шоссе», из-за чего в городе сложилась сложная транспортная ситуация. Инвестор подписал с муниципалитетом концессионное соглашение, получившее одобрение на публичных слушаниях, пообещав вложить 1 млрд руб. в строительство платного участка и еще 2 млрд руб. в дальнейшую эксплуатацию и ремонт дороги.

Фактическое строительство дороги еще не начато, хотя проект уже получил национальную премию в сфере инфраструктуры «Росинфра-2016». Как рассказал РБК Вадим Коваленко, фактическое строительство трассы начнется в 2019 году - компания наконец получила согласованный правительством Московской области проект планировки территории. Теперь «Наро-Фоминской платной дороге» предстоит разработать технологические решения, проектную документацию, пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство. «Обычно этот этап при инфраструктурном строительстве занимает год, но мы планируем уложиться вдвое быстрее, - говорит Коваленко. - Мы заинтересованы как можно быстрее построить этот объект и начать возврат инвестиций».

В рамках второго проекта компании необходимо построить платный мост через реку Упа в Туле. Соответствующее соглашение с городскими властями было подписано еще весной 2014 года. Согласно нему платный мост должен был быть введен в эксплуатацию еще в январе 2016 года. Однако работы в Туле так и не начались, а сроки были сдвинуты на 2018 год. Чиновник тульской администрации в беседе с РБК объяснил задержку некими «изменениями в законодательстве», однако подчеркнул, что инвестор остается в проекте. По словам Коваленко, задержка в реализации этого проекта была связана в том числе с тем, что у администрации Тулы возникла необходимость в изъятии земельного участка, необходимого для строительства. Кроме того, изначальный план был расширен, и теперь помимо моста «Тульская платная дорога» реконструирует несколько прилегающих к мосту дорог и часть набережной реки. С учетом этого сумма необходимых инвестиций в проект может вырасти с 410 млн до 1 млрд руб.

Коваленко рассказывает, что компания прорабатывает варианты строительства и других платных трасс. По его словам, специалисты компании ориентированы главным образом на регионы в Центральной России и на Северо-Западе, но в перспективе рассматриваются и более отдаленные уголки страны. «У нас в группе компаний есть проектный институт, мы изучаем транспортную ситуацию в различных регионах», - пояснил он.​

Денис Пузырев, Кирилл Сироткин

Призрак криминала девяностых взялся за дорожные подряды Петербурга.

Наследники умершего пять лет назад в Ницце петербургского бизнесмена Дмитрия Скингина стали крупнейшими в стране производителями конопли — принадлежащие им плантации этого растения занимают уже почти тысячу гектаров. Но не на конопле единой держится бизнес Михаила Скигина и его друзей. Сейчас эти люди собираются освоить 10 млрд рублей на строительство платных магистралей и железнодорожных переездов. В разделе денег принимают участие и партнеры Скигина-старшего родом из лихих девяностых.

Инвесторы из Люксембурга

История эта началась совсем недавно, когда летом 2017 года власти Санкт-Петербурга презентовали проект платных переездов в городе, оцениваемый в 8 млрд рублей. Для его реализации Смольный заключил договор с неизвестной ранее компанией «Санкт-Петербургская платная дорога», ранее не занимавшаяся строительством объектов инфраструктуры. Впрочем, за неизвестной компанией, как оказалось, стоят очень даже известные люди: «русские» адвокаты из Люксембурга, а также дети бывшего владельца компании, в которой работали нынешние главы «Газпрома» и «Газпром нефти» Алексей Миллер и Александр Дюков.

В последний раз плату за проезд по мостам в Санкт-Петербурге взимали в 1755 году, - с воза брали 2 копеек, с кареты — 5. Два с половиной века спустя власти Санкт-Петербурга планируют вернуться к практике платного проезда. Речь не идет об исторических мостах через реки и каналы Северной столицы — платным станет проезд по новым путепроводам, которые перекинут через железнодорожные пути, где курсируют скоростные «Сапсаны» и «Аллегро».

Соглашение о реализации этого проекта в рамках работы Петербургского экономического форума власти города подписали с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога». Компания, которая была зарегистрирована в апреле 2017 года и не имеет никакой послужной истории, обещает вложить в строительство нескольких мостов над железнодорожными путями 8 млрд рублей; администрация города в свою очередь гарантирует «все необходимые согласования». От «Санкт-Петербургской платной дороги» документ подписал генеральный директор Вадим Коваленко, от Санкт-Петербурга — губернатор Георгий Полтавченко.

После завершения строительства (2019-2020 годы) путепроводы будут переданы в собственность города, однако инвестор получит возможность получать плату за проезд по ним. Стоимость проезда будет определена в концессионном соглашении — этот документ планируется подписать до конца 2017 года. Представитель инвестора, комментируя подписанное соглашение, оценил срок возврата инвестиций в 15-20 лет.

Представитель пресс-службы комитета по инвестициям правительства Санкт-Петербурга рассказал что в рамках этого проекта будет построено четыре переезда через железнодорожные пути, отказавшись от дальнейших комментариев. Источник РБК, близкий к правительству Санкт-Петербурга и знакомый с деталями проекта, рассказал, что финансовая схема реализации строительства переездов еще не определена. «Но в любом случае это будет концессия и основные затраты будут на инвесторе, а не на бюджете города, — рассказал он. — Сроки и прочие детали будут определены позднее».

Комментируя выбор партнера в пользу только что образованной компании, собеседник отметил, что, учитывая важность проекта для города, были получены достаточные гарантии надежности частного концессионера. «Соглашение, подписанное на ПМЭФ, готовилось много месяцев, обсуждалось и согласовывалось во многих кабинетах Смольного, так что у правительства есть уверенность, что компании «Санкт-Петербургская платная дорога» можно доверять», — отметил он.

Потеснившие Ротенберга

До настоящего времени основными инвесторами в строительство платных участков автомагистралей выступали крупнейшие профильные компании, а также банковские структуры. Пять из шести участков скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург было построено в рамках концессионных соглашений, заключенных с компаниями «Мостотрест» и его дочек — ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК) и ООО «Трансстроймеханизация», до 2014 года принадлежавших структурам Аркадия Ротенберга. На трассе М-1 «Беларусь» концессионером строительства платного участка в объезд города Одинцово выступила компания «Главная дорога», подконтрольная УК «Лидер» Юрия Ковальчука.

Компания «ВТБ Капитал» и Газпромбанк создали компанию «Магистраль Северной столицы», которая возводила центральный участок западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга. «Ведомости» назвали эти 11 км одной из самых дорогих автодорог мира: стоимость строительства составила 128 млрд рублей.

Вадим Коваленко, подписывавший на ПМЭФ соглашение с правительством Санкт-Петербурга, заявил, что сравнивать их проект с крупными федеральными некорректно: «Инвестированием в строительство крупных платных автомагистралей занимаются крупнейшие госбанки. Эти проекты не сравнимы с нашими ни с точки зрения объемов строительства, ни с точки зрения размеров финансовых затрат». По его словам, концессии на строительство небольших платных дорог в регионах начали заключаться лишь в последние полтора-два года. «На этом рынке только формируются игроки. В регионах это, как правило, строительные компании, которые из-за сокращения госзаказа ищут новые для себя ниши», — утверждает он.

По словам эксперта в области государственно-частного партнерства, президента компании InfraKAP Александра Баженова, инвесторов, готовых стать концессионерами при реализации долгосрочных проектов без привлечения бюджетного финансирования, не так много. «По статистике, в рамках ГЧП было заключено около 1400 концессионных соглашений, однако в большом числе случаев частные компании в рамках таких договоров эксплуатируют то, что уже есть, ничего сами не строя, — отмечает эксперт. — Проекты, предполагающие строительство за свой счет инфраструктурных объектов, — непростой бизнес, долгосрочный, требующий отраслевой экспертизы. Компаниям малого и среднего бизнеса такие капиталоемкие и долгосрочные проекты не по карману. Их сейчас могут реализовывать только компании, представляющие крупный бизнес».

Как выяснили СМИ, за «Санкт-Петербургской платной дорогой» также стоит немалый и давний бизнес.

Керосиновый альпинист

Владельцем 100% компании «Санкт-Петербургская платная дорога», по данным СПАРК, является учрежденная в 2014 году московская компания ООО «Платная дорога». Реальными бенефициарами «Платных дорог», обещающих вложить миллиарды в строительство транспортной инфраструктуры как минимум в трех различных регионах России, выступают структуры, связанные с семьей Дмитрия Скигина — знаковой фигуры петербургского бизнеса 1990-х. Он, бывший инструктор по альпинизму, в 90-х стал совладельцем Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) — транспортного хаба, через который велась перевалка российской нефти на экспорт. Многочисленные расследования связывали ПНТ и работавшие с терминалом компании с бизнесом Тамбовского преступного сообщества,в частности с фигурами Владимира Кумарина (отбывает наказание в виде 23 лет в колонии), председателя совета директоров ПНТ Ильи Трабера и Геннадия Петрова (фигурировали в деле о «русской мафии в Испании»). Как писала газета «Ведомости», Кумарин был вице-президентом Петербургской топливной компании (одного из совладельцев ПНТ), Трабер и Петров также были совладельцами Петербургского нефтяного терминала. Под руководством Скигина работали такие известные сегодня топ-менеджеры, как Александр Дюков (председатель правления «Газпром нефти») и Алексей Миллер (глава «Газпрома»). После смерти бизнесмена все его активы отошли четырем детям. В частности ПНТ возглавил старший сын Михаил Скигин. Вдова Скигина была отстранена детьми и от бизнеса, и от наследства.

Скигин-старший начинал свой бизнес с торговли лесом в Карелии, но основной капитал сколотил на нефти. В первой половине 1990-х он контролировал заправку самолетов в аэропорту Пулково, в 1996 году вошел в совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) — оператора терминала для экспорта нефтепродуктов, построенного в морском порту города по инициативе мэрии Санкт-Петербурга. Через ПНТ на Запад пошел поток российских нефтепродуктов, в том числе с Киришского НПЗ (завод и терминал связал нефтепровод).

Среди нынешней элиты немало людей, начало карьеры которых было связано с Дмитрием Скигиным. Среди них — нынешний председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Согласно официальной биографии, после окончания Кораблестроительного института он работал инженером в компании Скигина «Совекс», а с 1996-го по 2003 год занимал руководящие должности в ПНТ, откуда ушел с позиции гендиректора. Со Скигиным работал и нынешний председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер: в 1998-1999 годах он был уполномоченным представителем — директором по развитию и инвестициям в Санкт-Петербургском морском порту ЗАО «ОБИП», которое управляло портом.

С борьбой за контроль над его объектами и связанными с ним структурами следственные органы и эксперты связывали ряд резонансных убийств, в частности гибель гендиректора ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгения Хохлова и его заместителя Николая Евстафьева (1997 год), главы комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга Михаила Маневича (1997 год), гендиректора Северо-Западного таможенного терминала Витольда Кайдановича (2001 год) и совладельца этой компании Николая Шатило (2001 год), капитана ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаила Синельникова и его помощника по вопросам безопасности Сергея Боева (2003 год).

«Посторонних в порт не допускали, в 1990-х это была высококриминализированная территория. За бункеровочный бизнес шли постоянные конфликты, доходившие до стрельбы», — описывал ситуацию «Ведомостям» бывший директор «Совкомфлота» Дмитрий Скарга.

В 2003 году Скигин скончался от рака во Франции. Однако, проживая в последние годы жизни главным образом в Монако (он был выслан из страны в 2000 году по подозрению в причастности к «русской мафии») и Ницце, он оставался основным владельцем ПНТ. Скигин также все эти годы продавал нефть через Horizon International Trading — офшор из Лихтенштейна, который использовался и в его аэропортовском проекте. Horizon International Trading является партнером ПНТ и сегодня, следует из информации на официальном сайте ПНТ

Наследство Скигина, согласно материалам полиции Монако, составило в общей сложности около $600 млн. Владельцем и председателем совета директоров ПНТ стал его старший сын Михаил Скигин, 1980 года рождения, которому, по данным издания «Фонтанка», ради этого пришлось оставить учебу в Университете международных отношений в Швейцарии. Какая-то часть активов отошла его другим трем братьям.

Вошли ли в официальное наследство Дмитрия Скигина офшорные компании, в том числе Horizon International Trading, через которые он занимался нефтетрейдинговыми операциями, точно неизвестно.

По словам старшего юриста независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» Александра Лысякова, в ситуации, когда компания, имеющая номинантов, зарегистрирована в Лихтенштейне, получить сведения о настоящих владельцах офшора практически невозможно. Владельцам офшора в Лихтенштейне гарантирована банковская тайна, и такие данные не передаются даже в государственные органы.

При этом Лысяков отмечает, что известны случаи, когда зарегистрированная на номиналов компания отходит формальным директорам после смерти настоящего владельца, если тот не был указан ни в каких документах. «Но о таких случаях становится известно, так как наследники заявляют о своих правах и отстаивают их в судах, — говорит юрист. — Но доказать принадлежность компании умершему лицу через суд достаточно сложно».

Сведения о судебных процессах, связанных с правами на компании Дмитрия Скигина, зарегистрированных в офшорах, отсутствуют.

В отличие от старшего брата Михаила, ставшего публичным бизнесменом, о деятельности младшего из Скигиных — 33-летнего Евгения — до недавнего времени ничего не было известно. Однако в декабре 2016 года газета The Australian опубликовала статью «Экодом мечты для русского магната». В ней шла речь о строительстве оригинального дома с жилой площадью 1400 кв. м в курортном районе Sunshine Beach австралийского штата Квинсленд стоимостью $14 млн. О владельце необычного дома, получившего название Skigin House, издание узнало лишь то, что его зовут Евгений Скигин и он является владельцем зарегистрированной на Кипре компании Konoplex Ltd.

Проект Skigin House

Монакское расследование

В 2002 году наследный принц Монако Альбер нанял американского журналиста Роберта Эринджера, чтобы провести частное расследование о происхождении капиталов российского бизнесмена Алексея Федорычева,который собирался приобрести футбольный клуб «Монако». Ключевыми фигурами расследований Эринджера об отмывании денег «русской мафии» в Монако стали Дмитрий Скигин и его компания Sotrama, материнская структура Horizon International Trading. «Она отмывала и отмывает миллионы долларов в месяц, прикрываясь сбытом нефти», — утверждал Эринджер в 2013 году в интервью «Радио Свобода».

В расследовании об отмывании денег через монакские и лихтенштейнские компании неоднократно упоминается и Владимир Путин. Он в те времена работал в мэрии Санкт-Петербурга, и его подписи стоят под рядом документов, связанных с компаниями Дмитрия Скигина и Ильи Трабера.

На вопросы «Новой газеты» о том, был ли знаком Владимир Путин с Дмитрием Скигиным и Трабером и имел ли отношение к деятельности компании Sotrama, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было». При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».

При этом Эринджер утверждал, что даже после смерти Дмитрия Скигина «отмывочная» деятельность его компаний продолжилась. Наследников бизнесмена — Михаила и Евгения Скигиных — Эринджер называл «номинальными» фигурами, утверждая, что система по легализации средств в Европе контролируется «русской мафией» и связанными с ней высокопоставленными чиновниками.

Давние партнеры

РБК не удалось получить комментарии у Михаила и Евгения Скигиных. Запрос, отправленный в ЗАО «ПНТ» Михаила Скигина, остался без ответа. Вадим Коваленко также отказался назвать бенефициаров компании.

«Платную дорогу» с наследниками Дмитрия Скигина связывают следующие нити. Первая касается цепочки офшорных фирм, которые выступают владельцами «Платной дороги», и компаний Дмитрия Скигина.

Так, по данным СПАРК, учредителем «Платной дороги» является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая, согласно базе юридических лиц Кипра, в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является генеральным директором «Платной дороги») и панамской Magalo Investments. Компанию Magalo Investments, согласно данным на 21 июня 2017 года, возглавляют лихтенштейнские юристы Маркус Хаслер и Грэхем Смит (документы есть в распоряжении РБК).

Согласно реестру юридических лиц Лихтенштейна, нефтетрейдинговая Horizon International Trading AG также зарегистрирована по адресу офиса Хаслера и Смита в Лихтенштейне. Они выступали номинальными управляющими многих офшорных компаний, действовавших в интересах Дмитрия Скигина, утверждалось в расследовании Роберта Эринджера.

По данным справочника юридических лиц Лихтенштейна, по адресу: Industriestrasse, 26, в городе Руггеле, где расположен офис Хаслера и Смита, в настоящий момент зарегистрировано 33 действующие компании, как минимум четыре из которых имеют отношение к бизнесу Дмитрия Скигина и его наследников.

В 2011 году в интервью «Новой газете» испанский адвокат первой жены Скигина Пабло Себастьян описывал роль Хаслера и Смита в нефтяном бизнесе Скигина так: «Sotrama, Horizon International Trading и целый ряд других фирм номинально управляются двумя юристами — Грэхемом Смитом и Маркусом Хаслером. Их офис располагается в Лихтенштейне, в городе Руггеле. По этому адресу находится типография, которая является прикрытием всего остального бизнеса, управляющегося Смитом и Хаслером. Они, как я полагаю, типичные «мистеры пять процентов», примерно такую долю они имеют с компаний за номинальное управление. Но за ними стоят очень высокопоставленные люди. Кто они — мы можем только догадываться».

Маркус Хаслер отказался комментировать эту тему. «Я не даю никакой информации, никаких справок и не общаюсь с журналистами», — заявил юрист.

Вторая нить — это люди, которые работали или работают сейчас в структурах «Платной дороги» и при этом имеют или имели отношение к иным проектам Скигиных.

В частности, Роман Белоусов, второй бенефициар кипрской Tollway Limited, является давним партнером семьи Скигиных. По данным из открытых источников, в 2003 году в возрасте 23 лет он стал первым вице-президентом АО «Сибур-Европа», представительства российского холдинга в Швейцарии, и до 2005 года занимал руководящие должности в европейских дочках «Сибура».

В биографии Белоусова на сайте Национального реестра профессиональных корпоративных директоров сообщается, что он являлся председателем совета директоров ряда предприятий, в том числе ОАО «Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие», ОАО «Московская типография №6», ОАО «Биохим», ОАО «Сибирский Промстройпроект», ОАО «Новосибирский проектный и научно-исследовательский институт «Госрадиопроект», ООО «Морской порт Поронайск».

Более подробной информации о Белоусове и даже его фотографии в открытых источниках обнаружить не удалось. Однако, изучая попавшую в СМИ историю конфликта собственников порта Поронайск, можно найти подтверждение того, что Роман Белоусов входит в число доверенных лиц Михаила и Евгения Скигиных.

Поронайская история

В конце 2015-го — начале 2016 года сахалинские СМИ писали о конфликте в порту Поронайска, прежние владельцы которого обвинили новых в рейдерском захвате бизнеса через сложную схему, в которой были задействованы компании с Кипра и Британских Виргинских островов во главе с Романом Белоусовым и Вадимом Коваленко. Последнего бывшие владельцы порта в интервью «МК-Сахалин» называют ближайшим помощником Белоусова. Одной из компаний — участников сделки в интересах нового инвестора выступила ЮК «Юринформбюро» из Санкт-Петербурга, которую возглавляет начальник юридической службы ПНТ Михаил Белов.

Белов сообщил, что он, как и Роман Белоусов, является на данный момент одним из руководителей проекта по развитию порта Поронайска. «Порт Поронайск на данный момент находится в крайне плачевном состоянии и представляет собой совокупность разрушенной и непригодной для коммерческой эксплуатации инфраструктуры. Порт сейчас осуществляет только ремонт судов и является стоянкой для рыболовецкого флота, туда не может подойти судно с более или менее приличной осадкой. Нет глубин, все засыпано, причалы полуразрушены. Это перспективный проект, требующий огромных инвестиций. Мы ищем стратегических партнеров среди частных и государственных компаний, которые занимаются развитием Сахалина. Состоится ли этот проект или нет, я пока не уверен», — рассказывает Белов.

Говоря о конфликте с бывшими собственниками порта, он пояснил, что сделка была проведена по рыночной цене, деньги перечислены и сейчас никаких юридических претензий к компании нет, конфликт исчерпан.

Михаил Белов подтвердил, что братья Скигины являются бенефициарами компании — владельца порта, при этом особо подчеркнув, что эти инвестиции никак не связаны с ПНТ. «Михаил Дмитриевич Скигин осуществляет много инвестиций в России, и это один из его проектов. Не сказать, что самый лучший», — говорит Михаил Белов.

Конопляный след

Еще одна цепочка связывает «Платные дороги» с именем Евгения Скигина.

Евгений Скигин (в центре) (Фото: theaustralian.com.au)

СМИ, комментировавшие подписание соглашения «Санкт-Петербургской платной дороги» с правительством города, отметили тот факт, что по адресу материнской компании также зарегистрировано ООО «Коноплекс», занимающееся производством и переработкой технической конопли. Эту компанию возглавляет Милена Александрова.

«Коноплекс» вышел на рынок в 2015 году, скупив и арендовав земельные участки в Пензенской и Рязанской областях и засеяв их коноплей. В компании утверждают, что уже в 2016 году вышли на первое место в стране по объему полей конопли — 940 га, обогнав фирмы бывшего вице-премьера Подмосковья Дмитрия Большакова.

Милена Александрова отказалась назвать имена бенефициаров «Коноплекса». «Мы — открытая компания, все данные о наших акционерах есть у российских налоговых органов. Они не хотят афишировать свои имена, защищают свое право на личную жизнь», — поясняет она.

(Кстати, до июня 2017 года Александрова параллельно возглавляла «Платную дорогу», свидетельствуют данные СПАРК. Вадим Коваленко также в июне перестал быть гендиректором «Санкт-Петербургской платной дороги» — его место занял Михаил Лебедев, до этого топ-менеджер компании «ПНТ-ГСМ», торгующей нефтью через Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина.)

При этом 99% ООО «Коноплекс» (Москва) принадлежит Konoplex Ltd (Кипр). По данным бюро юридических лиц Кипра, 50% Konoplex Ltd принадлежит совладельцу «Платных дорог» Роману Белоусову, вторая половина — у лихтенштейнской Infinite Fibre, бенефициары которой не раскрываются. Однако в 2015 году в списке участников международной конференции Европейской промышленной ассоциации конопли (EIHA) в Кельне Евгений Скигин был заявлен как представитель Infinite Fibre, также зарегистрированной по лихтенштейнскому адресу юридической конторы Хаслера и Смита.

Региональные отклонения

Интересы «Платной дороги» не исчерпываются Санкт-Петербургом. У нее есть еще несколько «дочек», в том числе два юрлица, отвечающие за операционное управление другими проектами строительства платных трасс — ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и ООО «Тульская платная дорога».

Реализациях этих двух проектов, финансируемых за счет собственных средств компаний, идет со значительным отклонением от первоначальных планов. В первом случае речь идет о строительстве платного участка протяженностью 2,6 км в объезд города Наро-Фоминска. Через центр этого города проходит трасса, соединяющая федеральные трассы М-1 «Минское шоссе» и М-3 «Киевское шоссе», из-за чего в городе сложилась сложная транспортная ситуация. Инвестор подписал с муниципалитетом концессионное соглашение, получившее одобрение на публичных слушаниях, пообещав вложить 1 млрд рублей в строительство платного участка и еще 2 млрд рублей в дальнейшую эксплуатацию и ремонт дороги.

В Туле строительство тормозится из-за строительства моста через реку Упу. Проект несколько раз перерабатывался, в конце концов городские власти признали, что до конца неясно, кто же должен финансировать строительство сооружения.