Биографии

Социальная и ролевая структура личности. Статусно-ролевые характеристики личности. Способ получения роли

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.

Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Правильное понимание поведения личности в группе, взаимоотношений индивида и группы требует учета как свойств личности, которая имеет определенные социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповых процессов. Статусно-ролевые характеристики, особенности поведения личности в группе и в более широких социальных спільностях выражают понятие "статус", "позиция", "роль", "ранг" и проч.

Статус (лат. status - состояние, положение) - место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

Каждый человек охвачено различными социальными связями и различными социальными функциями, поэтому одновременно может быть много статусов. Находясь во взаимосвязях различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и тому подобное. Учитывая естественность - обретение статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые (образование, профессия и проч.) статусы. Существенными также являются экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статус человека. Иногда речь идет о заданном и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы. В более обобщенном виде можно утверждать о психологический и социальный статус.

Статус является единством объективного и субъективного, свидетельством признания значимости личности группой или обществом. В нем реализуются групповые нормы и ценности. Определяется статус позицией, социальным рангом (официальный статус), а также отношением к личности группы лиц, степени их уважения, симпатии, авторитета, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус). Зависит он от социальных ролей личности в общности. Между официальным и неофициальным статусом существует тесная взаимосвязь: авторитетная личность имеет больше шансов занять высокий ранг, в то же время повышение официального статуса поднимает рейтинг человека, его оценку другими. Авторитет и престиж личности являются главными составляющими статуса.

В социальной психологии это понятие соотносится с представлением о власти (в широком социально-философском трактовке власть рассматривается как способность и возможность осуществлять влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств - воли, права, авторитета, насилия), хотя авторитет может и не совпадать с властью (авторитетом может обладать человек, не наделенный полномочиями власти, которая является образцом для членов группы, а значит, имеет высокую степень референтности для окружающих). Основой авторитета являются свойства, черты человека, которые по уровню своего развития существенно преобладают те же качества других людей. Авторитет характеризуют: широта (количественный признак - сфера влияния, количество членов группы, привлеченных к отношениям), глубина (качественный признак - авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, на которые он распространяется), стабильность (временная характеристика авторитета).

Власть и авторитет проявляются настолько, насколько сторона, мобилизуя свои возможности, старается изменить поведение другой стороны средствами влияния. Часть порожденных психологическим воздействием изменений исчезает, как только человек или группа людей оказываются вне сферы влияния, другие продолжают существовать, воздействуя на человека, превращаясь при определенных обстоятельствах на черты характера. Источником авторитета и власти является влияние одной части явления на другую.

Авторитет человека в группе может быть реальным и формальным. Власти реального авторитета прочнее, чем формального. В иерархии социальных статусов обладает реальным авторитетом лицо воспринимается группой без малейшего сомнения, ее рекомендации, указания имеют большую убедительную силу, она вселяет уверенность в действиях. Типичным явлением является и формальный авторитет, то есть подкреплена правом власти лица. В обоих случаях применения власти является эффективным, если источник ее признается законным (легитимным) и приемлемым. Следовательно, эффективность власти лица зависит от ее авторитета, а также моральных и материальных возможностей.

Престиж (франц. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом заслуг Індивіде (социальной общности), общественная оценка его общественной значимости; результат соотношения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившейся в данной группе.

Престиж личности может определяться как маркой автомобиля, счетом в банке и прочее, так и ее высокими моральными качествами, активностью в деятельности. Престижными бывают профессии, должности, образ жизни, внешние поведенческие проявления (стиль поведения) и др. Показатели престижа зависят от общественных условий жизнедеятельности индивида, группы и социально признанных норм поведения, характеристик личности.

Социальная мобильность человека в обществе является предпосылкой изменения ее социального статуса, что способствует всестороннему развитию, наиболее полной реализации ее способностей. На межличностном уровне общения статус определяется ее местом в системе связей с другими людьми. То есть он является показателем социально-психологических свойств личности в структуре коммуникативного процесса.

Место личности в системе общения, отражение межличностных отношений в ее внутренней структуре выражает такой социально-психологический феномен, как позиция.

Позиция (лат. positio - размещаю, ставлю) - устойчивая система отношений человека с определенными аспектами действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; обобщенная характеристика взглядов, представлений, установок человека, группы в статусно-ролевой структуре.

Социологический подход рассматривает этот феномен как нечто внешнее к личности, то есть ее место в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность. Для психологического подхода позиция является внутренним компонентом, который входит в структуру личности.

Позиция отражает взгляды, представления, установки человека относительно условий собственной жизнедеятельности, то есть она является субъективным отношением к окружающей действительности, субъективной оценкой социума, выбором оптимального поведения. Позиция не возникает ситуативно, она связана с устойчивыми характеристиками личности, что является основанием для утверждений о устойчивую и неустойчивую позицию, характеризующих степень личностной зрелости. Различают позицию и по степени активности. Активная жизненная позиция выражает деятельное отношение человека к событиям и поступкам, связана с попыткой воздействовать на социальные отношения и события в социуме. Важное свойство позиции - стремление завоевывать для себя право на определенное поведение.

Динамический аспект социального статуса личности реализуется через ее роль в системе социальных отношений.

Роль (франц. rôle - список) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения человека в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Роль является поведенческой характеристикой человека.

Психология классифицирует социальные роли по разным критериям. Например, концепция символического интеракционизма (Дж.-Г. Мид и др.), принимая за основу степень заданности, разделяет их на конвенциональные (формализованные - закрепленные в обществе и определены позицией индивида в социальном взаимодействии) и межличностные (их определяют участники социальных отношений). Концепция социализации (Т. Парсонс) классифицирует роли заданы на включение человека в социальные структуры и группы (определяются рождением, полом, социальным происхождением индивида и тому подобное) и достигнутые благодаря личным усилиям (связанные с образованием, карьерой и проч.).

Значительное количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. Однако ни одна из них полностью не исчерпывает личность, которая в течение своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению. Относительно личности ее окружения имеет определенные ролевые ожидания - систему представлений о том, как она должна вести себя в конкретной ситуации, каких поступков от него ожидать. Среди многих ролей особый интерес представляют социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования, и психологические роли, которые характеризуются стереотипністю поведения человека, хоть и могут быть разнообразными.

С социально-психологической точки зрения роль реализуется как поведение, то есть она возникает только в контексте социальных отношений личности. Характер роли определяется особенностями группы, в которой происходит взаимодействие, к которой принадлежит или в которой представляет себя человек. Сообщество настолько влияет на ролевое поведение индивида, насколько он придерживается общественных и групповых норм и стереотипов. Так формируются ролевые ожидания (експектації) относительно индивида - участника взаимодействия.

Если роль принята личностью, то она есть и личностной характеристикой индивида, который, ощущая ролевую идентичность, осознает себя субъектом роли. В социальной психологии в основном речь идет о такие формы ролевой идентичности:

Половая (заключается в отождествлении себя с той или иной статью);

Этническая (определяется национальным сознанием, языком, этнопсихологическими и социокультурными особенностями);

Групповая (зависит от участия в различных социальных группах);

Политическая (связана с социальными и политическими ценностями);

Профессиональная (обусловлена определенной профессии). Длительное исполнение роли можно сравнить с маской, которая будто прирастает к лицу и становится им.

В сообществе существует соответствующая иерархия, благодаря чему каждый индивид может знать свой социальный ранг, который является важной социально-психологической характеристикой личности.

Ранг(нем. Rang - чин и франц. rang-ряд) - чин, звание, категория людей, явлений действительности; степень социального признания человека в группе.

Определяют ранг с учетом многих факторов: производительность труда, отношение к работе, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения, профессиональные способности и тому подобное. Высокий уровень самореализации по этим критериям обеспечивает авторитет личности, определяет ее вклад в формирование репутации группы.

Статусно-ролевые характеристики личности охватывают уровень ее включения в социальную среду, структуру социальных связей, определяющих меру ее вхождения в систему социальных норм, правил, ожиданий и обязанностей, которые существуют в структуре групповых отношений. В одном случае они являются инструментом приспособления к социуму, элементом вхождения в него, в другом - средством самоутверждения личности, раскрытия ее коммуникативного, профессионального, творческого потенциала. В этом контексте важно соотношение личностных свойств не только между собой, но и с иерархией социальных ситуаций, в которых действует индивид. В общем статусно-ролевая характеристика личности интегрирует и регулирует в динамике всю личностную структуру, обеспечивает определенный уровень включения ее в социальные связи, самоопределения как субъекта этих связей.

Социально-демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ и обобщение позволяет составить обобщённый портрет преступника, определить, какие социальные группы наиболее нуждаются в профилактическом воздействии.

Социально-демографическая характеристика включает в себя:

  • 1. Пол;
  • 2. Возраст;
  • 3. Образование (не оконченное среднее, среднее, среднее специальное, не оконченное высшее, высшее);
  • 4. Род занятий (работает, не работает);
  • 5. Семейное положение (в браке, не состоит в браке);

Нами были исследованы социально-демографические характеристики 100 женщин, совершивших преступление в Кузнецком районе г. Новокузнецка.

Таблица 3. Характеристика женщин-преступниц по возрастному признаку, осужденных Кузнецким районным судом г. Новокузнецка

Как видно из Таблицы 3, наблюдается омоложение женской преступности. В 2010 г. количество преступлений совершенных женщинами в возрасте 14-24 лет выросло на 8 %, а в возрастной группе 25-29 лет - на 6 %. Наблюдается рост женской преступности и среди несовершеннолетних. Однако большую часть преступлений совершают женщины чей возраст 30-45 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в сфере профессиональной деятельности женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30 - 35 годам женщины все больше ощущают проявление их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления.

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии в целом по стране отмечены в группах женщин в возрасте 25 - 29 лет (+ 82,8%) и 18 - 24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. Что же касается образования, то образовательный уровень женщин-преступниц был всегда выше образовательного уровня мужчин-преступников (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровень образования женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

Из приведенных в таблице данных видно, что образовательный уровень достаточно низок, 38% женщин не имеют даже среднего образования, и всего 2% имеют высшее образование.

Таблица 5. Показатели занятости женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

80 % женщин-преступниц не имеют постоянной работы и всего 20% имеют постоянную или временную работу.

Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин (см. таблица 6).

Таблица 6. Показатели семейного положения женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

88% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке, и всего 6 женщин состояли в официальном браке, из них у 6% имелись дети.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений.

При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека.

Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов.

Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Рассматривая социально-ролевую характеристику следует выделить следующие ситуации:

  • 1. человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести в соответствии с требованиями закона и морали;
  • 2. человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми нормами поведения, то есть на лицо конфликт социальных ролей;
  • 3. человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют ему преступное поведение;
  • 4. человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

Выше приведенные модели ситуаций ведут к тому, что женщины преступницы менее ответственно относятся к своим обязанностям в семье, работе, наблюдается тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности и так далее.

Таким образом, среди основных социально-демографических детерминант женской преступности, действующих на общесоциальном уровне, можно выделить безработицу, опережающий рост расходов над доходами вследствие инфляции, невостребованность на рынке труда молодежи, характер выполняемой работы и условия труда, социальное и экономическое неравенство разных групп населения, гендерное неравенство, проявляющееся, в том числе, в сфере занятости, должностном положении и оплате труда, а также низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства.

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.



Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ.

1.Социальная структура общества.

2.Социальные общности и социальные группы.

3.Типология социальных структур.

4.Теории социального неравенства.

5.Социальная стратификация.

6.Классы современного общества.

7.Социальная мобильность.

8.Социостратификационные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная общность, типы общностей, социальная структура общества, типы социальных структур, социальная группа, классы, сословия, социальное неравенство, страта, социальная стратификация, исторические типы стратификации, социальная мобильность, социальный лифт.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.