Биографии

Типы односоставных предложений: неопределенно-личные, безличные. Самостоятельный тип предложения. Предикаты неопределенно-личных предложений и возвратно-страдательные предикаты как синтаксические синонимы

1. Прочитайте и сравните предложения. Выделите среди них односоставные предложения.

Дождь стучит по крыше. Сильно стучат в дверь.

Вас просят к телефону. Мальчик просит у матери книг.

2. Замените односоставные предложения двусоставными.

3) Её ждут с утра;

4) Тебя вызывают в деканат. Обратите внимание!

Односоставное предложение, в котором сказуемое –глагол обозначает действие, совершаемое неопределёнными лицами, называется неопределённо-личным: В библиотеку привезли новые книги.

Запомните!

В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено:

а) глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени: Вас вызывают;

б) глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени: В нашем районе построили новые дома.

В данных предложениях важен сам факт совершения действия, а лицо, совершающее действие, неизвестно. Например: Вам звонили.

3. Давайте потренируемся в употреблении неопределённо-личных предложений.

а) Прочитайте предложения. Определите, почему в них не названо действующее лицо.

1) Мне сказали, что экскурсия будет в следующее воскресенье.

2) К нам постучали. 3) Нас пригласили в театр. 4) Тебя просят зайти на кафедру. 5) Вам передают привет. 6) Тебе снова звонят.

б) Замените личные предложения неопределённо-личными.

Образец: В ХХ веке учёные изобрели компьютер - В ХХ веке изобрели компьютер.

1) Болельщики бурно приветствовали футболистов. 2) Экскурсовод водил нас по залам галереи. 3) Кто-то привёз мне письмо от друга. 4) Кто-то принёс книгу.

в) Выразите мысль данных предложений, используя в форме 3 лица глагола множественного числа.

Образец: Я стал членом сборной команды по боксу. – Меня пригласили в сборную команду по боксу.

1) В прошлом году мы стали членами кружка «Любители русского языка».

2) Мы получили стипендию в конце месяца.

3) В киоске продаются тетради и ручки.

4) Книга печатается в типографии.

г) В ответном высказывании сообщите, что вам уже известен факт, о котором идёт речь.

Образец: Тебе кто-то звонил (я знаю) - Да, я знаю, что мне звонили.

1) Ей кто-то подарил книгу (я слышал);

2) Маме кто-то сказал о моём проступке (мне известно); 3) Кто-то принёс кассету (я знаю); 4) Команда нашего института получила золотой кубок (мне сказали).

4. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Скажите, можно ли дать такое заглавие тексту: «Звени, земля!»

…Вырастить хороших рысаков сложно. Много внимания и забот отдают им люди. Только год жеребёнок беззаботно резвится в табуне. Потом молодняк попадает в тренерские конюшни. Жеребят начинают учить уму-разуму. Делают это постепенно, не торопясь. Сначала надевают на рысака уздечку, обучают командам, потом знакомят со сбруей. И вот уже по дорожкам ипподрома на вожжах ведут наездники молодых лошадей. Проходит день- другой, их впрягают в легкие двухколёсные тележки – казачки, и начинаются тренировки. Исполнится рысакам два года, и отправляются они на ипподромы страны. Их испытывают там несколько лет. Потом лошади возвращаются в родные места. В их паспортах уже значится: резвый. Учитывая способности каждой лошади, судьбу рысаков решают по-разному. Одних отправляют в различные хозяйства, другие едут за границу, третьи остаются на заводе.

(По И.Константинову)

___________________

рысак - йўртоқи от

резвиться в табуне – подада (уюрда) чопмоқ, шўхлик қилмоқ

резвый молодняк - ёш чопқир от

надеть уздечку – юган солмоқ, юганламоқ

сбруя – эгар–жабдуқ

вожжа – тизгин, жилов

Поработаем над текстом.

1). Скажите, как вы поняли выражение «учить уму-разуму»?

2). Ответьте на вопросы:

а) Чему и как обучают рысаков?

б) Когда и зачем лошадей отправляют на ипподромы?

в) Как решают судьбу рысаков?

г) Что нового вы узнали из текста?

д) Что вы знаете о появлении в России рысаков, называемых орловскими?

3) Найдите в тексте неопределённо-личные предложения и выпишите их.

4) Составьте план к тексту. Подготовьте его пересказ.

6. Самым красивым, благородным из «братьев наших меньших» считается лошадь. О ней слагаются легенды, передаются необычные истории. Расскажите, что вы слышали, читали, смотрели по ТВ о лошадях.

7. Ознакомьтесь с высказыванием: «Чтобы понять себя и что такое жизнь, человек должен понять братьев наших меньших» (Дж. Даррел).

Выразите своё отношение.

8. Давайте поговорим.

1) Расскажите о вашем любимом домашнем животном, о том, как вы сами растили какое-нибудь животное.

2) Назовите фильмы о животных, в которых животные платят человеку за добро благодарностью и преданностью. Расскажите о каком-нибудь из этих фильмов.

3) Что вы знаете о развитии конного спорта в нашей стране? Составьте небольшой рассказ об этом.

4) Нет на свете лучшего средства общения, чем язык. Дар речи - это одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Общаются между собой и животные. Но как? Что вы об этом знаете?

5) Из всех обитателей моря самым удивительным считается дельфин. Существует множество необычных историй, связанных с ним. Расскажите, что вы слышали или читали о дельфинах.

6) Проведите диспут на тему: «Что даёт человеку общение с животными?»

9. Давайте поиграем.

Ролевая игра «Мой сын хочет собаку».

а) Вашему сыну (дочери) 7 (12) лет. Он (она) хочет иметь собаку. Посоветуйтесь со своими знакомыми, у которых есть собака, как вам поступить.

б) Ваш знакомый обратился к вам за советом, стоит ли ему заводить собаку. Узнайте, какие у него возможности содержать животных, достаточно ли места в квартире, кто будет ухаживать за собакой, гулять с ней. Расскажите о положительных и отрицательных сторонах содержания животного дома.

Игра ведётся в быстром темпе. Может повторяться за счёт смены участников и того, какое животное хочет иметь брат (сестра).

10. Задания для самостоятельной работы.

1. а) Прочитайте тексты, озаглавьте их.

О великих учёных гуляют по свету сотни весёлых былей и небылиц. Чаще всего говорят о том, что учёные люди ужасно рассеянны. Примеры? Пожалуйста.

Рассказывают, что знаменитый французский учёный Ампер, выходя утром из дома, написал на двери: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером». А спустя час-полтора, возвратившись домой и прочитав записку, Ампер пошёл обратно. Домой он пришёл только вечером.

О рассеянности же «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского рассказывают следующее: однажды, проговорив целый вечер с молодёжью в собственной гостиной, он вдруг поднялся, стал искать свою шляпу и торопливо прощаться, заявив: «Однако я засиделся у вас, господа, пора домой».

б) Перескажите тексты, используя неопределённо-личные предложения

2. Напишите небольшой рассказ о вашем любимом домашнем животном, используя неопределённо-личные предложения.

Тип урока: изучение нового.
Форма урока: урок - исследование.
Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку), на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).

Моя презентация

Ход урока

I.Организация класса.
Подготовка к восприятию.
На экране слово Презентация.
Учитель: Ребята, на экране вы видите слово презентация, скажите, как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Высказывания детей)
Учитель: А теперь посмотрите на экран (Приложение. Презентация.), где записано это слово и его словарная статья.
Чтение учителем значения слова со слайда презентации.

II. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно. Я вам говорю, что это неопределённо – личное предложение
Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения» Запишите тему на свой «слайд №1»
На экране появляется тема урока: «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

III. Подготовка к восприятию темы.
1. Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо – личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях.
2. На экране (презентация) записаны предложения:
Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.
Парк давно закрыли.
Учитель: Спишите на свой «слайд № 3» с экрана презентации определённо – личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение. Появляется новый слайд:
Парк давно закрыли
Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени). Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное - действие
2. На экране предложение:
В деревнях и сёлах готовятся к севу.
Работаем устно. (Определяем форму глагола – сказуемого – 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Завтра нам выдадут новые учебники.
(Определяем форму сказуемого – 3 лицо, множественное число, будущее время). Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
Делаем вместе выводы:
Какими формами выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 4 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно заполнить 6 пункт алгоритма, написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
4. На свой «слайд № 4» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое.
Пишут.
Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание?
На экране в это время – полный алгоритм.

IV. Первичное закрепление изученного.

1. Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде № 5» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами. Думаем работаем. (На экране в это время – алгоритм полный так и есть).
2. Проверка предыдущего задания. Исправления, дополнения.
3. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, себе на черновик (с другой стороны листа «Моя презентация») запишут только цифры определённо – личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте – неопределённо- личных предложений)

Учащиеся работают.

1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин

2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев

3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин

4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов

5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина

Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 – определённо – личные предложения; 1, 4 – неопределённо – личные.
4. Игра – конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?». (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу.
Б) В доме шумят.
В) Не из Барнаула ли будешь?
Г) Приготовьтесь к уроку!
Д) Детей учили рисованию.

5. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели вначале урока:
В дверь несмело постучали.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Создаём следующий свой «слайд № 6». Вы напишите, подводя итоги, одно предложение (начало предложения – на выбор). Текст своего «слайда № 6» вы можете начать так:
Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свой «слайд № 2» и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.

V. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание

1. На странице 108 – 109 параграф 22, упражнение 213.
2. Индивидуальное задание: Тюленеву Диме и Домрачеву Владу создать свою презентацию по «слайдам», составленным на уроке.

Предложением как лексической единицей, его видами и особенностями занимается особый раздел языка - синтаксис, что в переводе с греческого обозначает «построение». Изучение синтаксиса и его единиц поможет обретению более грамотной, богатой речи, научит пользоваться всевозможными стилистическими средствами языка. Человек, знающий синтаксис, логично строит предложения в речи.

Понятие о предложении

Центральным предметом изучения синтаксиса является предложение. Именно этими единицами люди выражают мысли, пишут и говорят.

Отличить предложение от другой лексической единицы - словосочетания - можно по следующим признакам:

  1. Предложение является высказыванием о каком-либо предмете речи. Высказывания могут быть различными, содержать повествование, вопрос или побуждение. Приятно пахнет цветок акации. (предложение повествовательное, выражает сообщение) Что вам всем нужно для счастья? (Рождественский Р.) (предложение вопросительное, выражает вопрос) Пусть каждый день вам доброе добудет! (С. Маршак) (предложение побудительное, мотивирует к действию)
  2. Предложение - единица общения. Оно содержит в себе законченную мысль, поэтому люди разговаривают между собой предложениями.
  3. Ему присуща грамматическая основа.
  4. Предложение отличает интонационная законченность.

В русском языке предложения делятся на простые и сложные. Отличие между ними - количество в составе грамматических основ. Например: Прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. Гоголь) Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. (В. Тушнова) . Первый пример - предложение простое, в составе одна предикативная основа: земля - подлежащее; прекрасна была - сказуемое. Второй пример - предложение сложное, в его составе две грамматические основы: первая - мы (подлежащее) хотим (сказуемое); вторая - небо (подлежащее) осеняло (сказуемое).

Односоставное предложение

Предикативная основа - один из определяющих факторов в классификации предложения. По ее составу простые предложения русского языка делятся на односоставные и двусоставные. Последние имеют в составе полную предикативную основу: подлежащее и сказуемое.

В односоставном предложении - один главный член. Сравните: Приятно пахнет акация. - Приятно пахнет акацией. Первое предложение двусоставное: подлежащее - акация , сказуемое - пахнет ; второе предложение односоставное, имеет в составе только сказуемое - пахнет .

Примеры неопределенно-личных предложений

Когда используются неопределенные личные предложения? Примеры можно взять из текстов различных стилей:

  1. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева (А. С. Пушкин). Сказуемое пришли звать.
  2. Сказали мне: «Сегодня не надейся, Не стоит уповать на небеса». И вот опять дают задержку рейса на Одессу, Теперь обледенела полоса (В. Высоцкий). В данном примере простые неопределенно-личные предложения в составе сложного: в первой части сказуемое сказали , во второй - сказуемое дают .
  3. За любовь платят любовью (посл.). Сказуемое платят .
  4. Семьей и горох молотят (посл.). Сказуемое молотят .
  5. Судят о здоровье по тому, как радуются утру и весне (Г. Торо). Сказуемые судят, радуются.
  6. Когда обращаются к человеку в официальной обстановке - называют имя и фамилию (этикет). Сказуемые обращаются, называют.

Приведенные примеры - неопределенно-личные предложения - из литературы художественной и сводов правил. Можно назвать большое количество примеров, ведь подобные единицы помогают авторам достичь динамики повествования.

Задания и упражнения

Упражнения на тему «Односоставные предложения» могут быть различными. Например, составить неопределенно-личные предложения, найти их среди других односоставных. Также можно предложить задание поставить соответствие предложениям с одним главным членом сказуемым.

Разберем варианты:

  1. Из двусоставного предложения "Я предлагаю приступить к работе завтра" составить неопределенно-личное. (Ответ: Предлагают приступить к работе завтра).
  2. Среди представленных найти неопределенно-личное предложение. А. Писем не приходило в течение полугода. Б. Какая благодать! В. На заводе увольняют рабочих. Г. Хочу остаться один. (Правильный ответ под буквой В.)
  3. Определить, какие односоставные предложения даны в предыдущем задании. А - определенно-личное; Б - назывное; В - неопределенно-личное; Г - безличное.

Неопределённо-личными называются такие предложения, в ко­торых нет подлежащего, а сказуемое обозначает действие, кото­рое совершается неопределёнными лицами.

Например: В колхозе убирают урожай,

В киоске продают газеты.

Если сказуемое в неопределённо-личном предложении выра­жено глаголом в настоящем или будущем времени, то глагол всегда стоит в форме третьего лица множественного числа, если сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени, то глагол стоит в форме множественного числа:

Его посылают в командировку.

В магазин скоро привезут новые книги.

В нашем городе будут строить текстильный комбинат.

Его послали в командировку.

В магазин привезли новые книги.

Неопределённо-личные предложения употребляются тогда, когда главное внимание уделяется факту, событию, а кто про­изводит действие – или неизвестно, или неважно.

Действие, о котором говорится в неопределённо-личном пред­ложении, может относиться к неопределённому количеству лиц (В поле убирают хлеб. Строят новую школу. Дом ремонтируют.) или к одному неопределённому лицу (Окно закрыли, принесли письмо.).

Предложение Вас ждут может значить, что ждёт один чело­век или несколько человек.

Упражнение 3. Укажите, какие предложения являются неопределённо-личными, какие – личными.

1. В соседней комнате громко разговаривали. 2. Мы сидели за столом и зовут меня в гости. 5. В зале зааплодировали. 6. Когда опу­стился занавес, зрители зааплодировали.

Упражнение 4. Замените данные предложении неопределенно-лич­ными.

1. В этом магазине продаются книги. 2 По радио переда­вался симфонический концерт, 3. В нашем городе строится но­вый завод. 4. Школа отремонтирована к новому учебному году. 5. Магазин закрыт па учёт. 6. В клубе демонстрируется не. кинофильм.

Упражнение 5. Сравните неопределённо-личные предложения с лич­ными предложениями, в которых подлежащее выражено неопределённым местоимением кто-то. Разберите эти предложения по членам предложения.

Упражнение 6. Напишите 5-6 неопределённо-личных предложений.

Обобщённо-личные предложения.

Обобщённо-личными называются такие предложения, в кото­рых сказуемое обозначает действие, совершаемое всяким, любым лицом. Например:

Что посеешь, то и пожнёшь.

Век живи, век учись. (Поел.)

Особенно часто обобщённо-личные предложения употребляются в пословицах.

1. Сказуемое в обобщённо-личных предложениях обычно выражается глаголом во втором лице единственного числа:



Из песни не выкинешь .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. Сказуемое может выражаться глаголом в повелительном наклонении.

Век живи , век учись .

Семь раз отмерь , один раз отрежь .

3. Сказуемое может выражаться глаголом в третьем лице множественного числа: В лес дров не возят .

Иногда сказуемое в обобщённо-личных предложениях выражается глаголом

в первом лице множественного числа: Что имеем – не храним , потерявши –плачем .

Обычно обобщённо-личные предложения не имеют подлежащего.

Иногда в обобщённо-личных предложениях бывает подлежа­щее, выраженное личным местоимением первого или второго лица. например:

Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.

Упражнение 7. Укажите, какими формами глагола выражены сказуемые в обобщенно-личных предложениях. Объясните значение пословиц.

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь, 2. Слезами горю не поможешь. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Цыплят по осени счи­тают. 6. Вчерашнего дня не воротишь. 7. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. 8. Любишь кататься –люби и саночки возить

Назывные и неполные предложения.

Назывными предложениями называются такие предложения, в которых имеется только одни главный член – подлежащее. В назывных только названы, о них ничего не говорится, кроме того, что они есть (существуют).

Например:

Вот и лес. Тень и тишина.

И дождь и ветер. Ночь темна.

При подлежащем в назывном предложении могут быть определения (как согласованные, так и несогласованные):



Поздняя осень. Грачи улетали. (Н)

Вершины Альп… Целая цепь крутых уступов ... (Тург.)

Назывные предложения обычно употребляются при описании. Например, описание природы в стихотворении Никитина:

Золотые нивы.

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Некоторые назывные предложения имеют указательные час­тицы вот и вон. Например: Вот лес. Вон речка.

Упражнение 8. Прочитайте предложения. Укажите назывные предложения.

1. Мороз и солнце: день чудесный! (П.)

2. Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь. (П.)

3. Вот мельница! Она уж развалилась. (П.)

5. Ясный зимний полдень. Мороз крепок. (Чех.)

6. Девятый час утра. Навстречу солнцу ползёт тёмная свин­цовая громада. (Чех.)

7. Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор... Сильный, жестокий мороз. Твёрдый искри­стый снег, Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (Тург.)