13 февраля 2015 года детском саду МБДОУ «Детский сад№19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида проходил семинар по теме: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».
Цель: уточнить представления о процессе обучения грамоте
Задачи:
Активизировать знания о звуках и буквах;
Уточнить представления о гласных и согласных звуках;
Учить дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;
Научить правильно, делать звукобуквенный анализ слова;
На семинаре присутствовали все педагоги. Выступила заместитель заведующего по ВМР Павлова С.Д.
Она рассказала, что у воспитанников 6-7 лет развитие речи достигает высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением, построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. Много детей, у которых двуязычие, с такими детьми очень сложно работать, они нарушают звуковую структуру слова, неправильно произносят все звуки русского языка.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Самоназвание говорит о том, что в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина). Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МБДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладением её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха.
Выступила учитель-логопед Галкина Р.В., она провела с педагогами практическое занятие по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове).
1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). 10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков , , , .
2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым цветом.
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок.
4. Звуко-буквенный анализ слова. . Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА . Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук - [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] - гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА .
5. Помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.
Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.
Информацию подготовила учитель-логопед Галкина Р.В.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.
Система (в педагогике)– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.
Активность - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.
Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.
Единство аналитико-синтетической деятельности заключается в том, что организм с помощью
различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Звуковой синтез - соединение звуков в слова.
Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.
Предпосылка – предварительное условие.
Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).
Проанализировав понятия, можно сделать следующий вывод:
прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность) у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности необходимо продумать систему работы по данному направлению.
Для выявления уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности необходимо провести анализ недостатков в результатах, в основном процессе и профессиональной деятельности педагогов.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах | Анализ недостатков в основном процессе | Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности |
Недостаточное развитие фонематического слуха у дошкольников подготовительного возраста | Низкая компетентность в вопросе формирования звуковой аналитико-синтетической активности у педагогов | Недостаточное количество оборудования, технических средств |
Затруднения у дошкольников делить слова на слоги | Недостаточное использование методов формирования звуковой аналитико-синтетической активности | Нехватка специалистов (логопедов) |
Затруднения в выделении звуков в словах | Недостаточное планирование работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности | Недостаточное наполнение развивающей среды |
Затруднения в назывании звука | Недостаточное использование приемов работы по формированию звуковой активности | |
Затруднения в назывании ударного звука, слога | Проблема «незнания» документов и неумения их применять, из-за которой педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д. | |
Затруднения в образовании слога из звуков | ||
Затруднения в подборе схем к словам | ||
Затруднение в образовании слова из слогов | ||
Недостаточное развитие связной речи |
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: согласно федеральному государственному образовательному стандарту ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако на практике дети подготовительного дошкольного возраста испытывают затруднения в звуковой аналитико-синтетической деятельности.
Для решения данной проблемы необходимо дополнить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом (согласно программе ) | Пример проявления |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью | Развитие инициативности с целью получения новых знаний | Дети рассказывают, что хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать и т.п. |
Освоение форм речевого этикета | Дети умеют вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками |
|
Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения | Формирование умения отстаивать свою точку зрения | Дети отстаивают свою точку зрения в высказываниях |
Развитие стремления детей к самостоятельности суждений | Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. |
|
Совершенствование монологической и диалогической форм речи | В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте |
|
Развитие умения составлять рассказы из личного опыта | Дети умеют составлять рассказы, опираясь на личный опыт |
|
Может выделять звуки в словах | Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. | Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка |
Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. | Дети находят слова с определенным звуком, называют слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове |
|
Обрабатывание дикции: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями | Дети внятно и отчетливо произносят слова |
|
У ребенка складываются предпосылки грамотности | Формирование представлений о предложении (без грамматического определения) | Дети используют предложения в речи |
Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности | Дети составляют предложения, расчленяют их на слова |
|
Формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части | Дети делят слова на слоги |
|
Формирование умения составлять слова из слогов (устно) | Дети составляют слова из слогов |
|
Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах | Дети определяют последовательность звуков в словах |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы предлагается следующая система работы:
Для работы по данным направлениям было создано мультимедийное пособие, состоящее из упражнений. Пособие предназначено для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
- Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Упражнение «Подбери картинку»
Цель: формирование умения подбирать слова, похожие по звучанию.
Слайд 2 (мультимедийное пособие)
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
Упражнение «Найди цветок»
Цель: развитие умения выделять на слух определенный звук в слове.
Слайд 3 (мультимедийное пособие)
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
Упражнение «Найди согласные»
Цель: развитие умения находить и выделять в слове согласные звуки.
Слайд 4 (мультимедийное пособие)
Упражнение «Найди картинки, в названии которых есть слог «па»
Слайд 5 (мультимедийное пособие)
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Упражнение «Найди нужное предложение»
Цель: формирование умение вычленять слова из предложения, соотносить предложение со схемой.
Слайд 6 (мультимедийное пособие)
- Развитие связной речи.
Работа с родителями
Изготовление пособий и консультаций для родителей.
Проведение мастер – классов.
Для контроля предлагается методика исследования состояния фонематического анализа и синтеза у дошкольников подготовительного возраста. Обследование детей проводит логопед.
(приложение)
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Условия | Характеристика изменений |
Кадровые | Привлечение логопеда в воспитательный процесс |
Научно-методические | Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме |
Материально-технические | Техническое обеспечение воспитательного процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры |
Нормативно-правовые | Знание и соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей: ФГОС, образовательная программа, СанПиН, закон «Об образовании» |
Информационные | Использование современных информационных технологий (компьютерных, мультимедийных) |
Организационные | Создание оптимальных условий для полноценного речевого развития: обеспечение Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте: Знакомство с гласным звуком начинается с выделения звука из речи. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения. Эти игровые приемы так же могут быть использованы родителями при подготовке детей к овладению грамотой. Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» -результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет). В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы «От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область «Речевое развитие»). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям. Пояснительная записка.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательноисследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает. Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности. ОГЛАВЛЕНИЕ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
|