Биографии

Условия предупреждения и профилактики конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов. Прекратить конфликт в детском коллективе можно на любой стадии

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

Масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

Компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

Типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

Его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).


Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

- Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

- Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

- Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

- Рефлексивная . Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

- Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

- Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Свойство Описание свойства
Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).

Структура сознания (психологические характеристики по А. В. Петровским, 1966):

1. Совокупность знаний об окружающем мире.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта (Я) и объекта (не-Я).

3. Обеспечение целенаправленной мыслительной деятельности человека.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Для формирования и проявления всех этих специфических качеств необходимым феноменом выступает язык. Усвоена конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, что соответствует представленным выше его основным характеристикам.

Как важные свойства сознания Г. Конечный и М. Боухал (1983) различают: а) бодрствования (вигілантність) сознания. Оно обусловливается способностью воспринять все явления в окружающей среде, понимать их значение (включать их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители; б) ясность (луцидність) сознания, что характеризует более грубые отклонения, чем вигілантність; в) среди многих свойств сознания не последнюю роль играет ее ориентирующая качество, необходимое для правильного отражения внешнего мира и целесообразного деяния на него (познавательная и активно-творческая стороны сознания).

Сознание, с учетом ее структуры и свойств, может быть представлена в следующей классификации (С. Ю. Головин, 1997).

1. С точки зрения процесса сознание делится на два больших класса:

Процессы непроизвольные, те что происходят вроде бы сами собой;

Произвольные процессы, те, что организуются и направляются самим субъектом.

2. С точки зрения сознания как состояния выделяют:

Сон, рассматриваемый как период отдыха;

Бодрствования, или активное состояние.

3. Сознание ежедневная - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От сознания в широком смысле она отличается тем, что ее основу составляют научные знания, а скорее народная мудрость, которая дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

4. Сознание политическая - отношение человека к общественным институтам (прежде всего институтов власти). Политическое сознание может быть тоталитарным, авторитарным, демократическим и тому подобное.

5. Сознание религиозное - мистическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил.

6. Сознание екстравертована (поверхностная) - в нем осознание внешнего и внутреннего мира изменяются в течение дня.

Же. Годфруа (1992) подробнее раскрывает содержание последнего разновидности сознания, в частности он отмечает, что в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаємовиключаючих уровнях. С одной стороны, она должна быть частью объективного мира, в котором ее "Я" вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень екстравертованої сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, она погружается в объективный мир измененных состояний сознания, из которого исключена всякая связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное "Свое", в котором, по мнению некоторых, реализуется состояние "океанической единства со вселенной".

Безусловно, структура сознания не свидетельствует о какой-то ее раздел. Сознание - это целостное отражение мира, однако уровень ее развития в норме определяется прежде всего устоями общества.

Часто возникает вопрос: вся психическая деятельность человека в каждый определенный момент является вполне осознаваемой? Не всегда. Различают осознанные и неосознанные формы психической деятельности, осознанную и неосознанную мотивацию поступков. Степень и уровни ясности сознания зависят не только от патологических изменений, которые происходят иногда в организме человека, но и от состояния активности человека.

Большое значение в деятельности сознания играет ее поле.

Поле сознания - это область информации, которая осознается в определенном промежутке времени. Такс поле неоднородно, в нем выделяется фокус, периферия и безграничная область, которая переходит в бессознательное. Часть самых сложных наших действий, требующих постоянного контроля, находится в фокусе сознания. Более простые или более отработанные относятся к периферии нашего сознания. Наиболее простые или наиболее усвоенные действия уходят за границу нашего сознания в уровень бессознательного.

Сознание можно правильно понять и адекватно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат развития деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но они нетождественны. Здесь существует определенное единство и взаимозависимость. Единство сознания и деятельности заключается в том, что И) сознание возникает и проявляется в процессе трудовой деятельности, а деятельность формирует сознание; 2) деятельность является формой активности сознания.

Сознание имеет общественную природу, поскольку она возникает и развивается (как в филогенезе, так и в онтогенезе) только в человеческом обществе.

Выделяют несколько уровней общественного сознания, начиная от обыденного, массового и кончая высшими формами теоретического мышления.

Общественное сознание проявляется через язык, науку, искусство, мораль, философию, право независимо от воли и разума отдельных людей. Усвоена конкретным человеком общественное сознание в определенной степени становится ее собственным сознанием. В процессе жития человек пользуется теми богатствами мысли, которые выработало человечество до появления конкретного человека на свет и которые передались ей с помощью языка. Поэтому сознание отдельного человека лишь относительно независима от общественного сознания.

И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух формах: сознания предметной и самосознания. Если результатом первой является знание о мире, то вторая - самосознание - отражает знания человека о самом себе и свои реальные и потенциальные возможности. Таким образом, индивидуальное сознание, направлено наружу, на тот или иной объект, вместе с тем направлена и на внутренний мир самого себя, свой духовный мир. Это, конечно, условное разделение. Однако такие показатели самосознания, как самопознание, самоконтроль и самосовершенствование, является вершиной развития человеческой психики. Следовательно, развитие сознания, как общественного, так и индивидуального, указывает на уровень совершенствования как личности, так и общества в целом. Но чтобы лучше понять понятие "сознание", следует рассмотреть подсознательные явления.

В процессе жизнедеятельности человека мы видим нс лишь проявления осознанных явлений. Бывают такие явления, которых человек не осознает. В само понятие подсознательное обычно включают совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. К ним относятся реакции на раздражители, которые ясно не ощущаются, в частности, автоматизированные действия; сновидения; оговорки, ошибки при написании или слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, связанных с неприятными переживаниями; защитные механизмы (проекция, замещение, вытеснение).

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

Ощущения;

Восприятия;

Представления;

Понятия;

Мышление.

Компоненты структуры сознания - чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования являетсязнание. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

Через созданную им материальную и духовную культуру;

Ощущения своего собственного тела, движений, действий;

Общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

В непосредственном общении людей друг с другом;

В их оценочных отношениях;

В формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

В осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная

память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено 3. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, как потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».



Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

· когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

· когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

· когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;

· когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного - это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти.

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы его рассмотреть, следует, первым делом, обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие "сознание" отождествляется с понятием "психика человека". Это делается по ошибке. Психика более сложное образование. Оно включает две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Концепцию бессознательного впервые сформулировал известный немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе "Монадология" он говорил бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Хартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в результате длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. В структуру бессознательного относятся также интуиция и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично образующийся под контролем сознания, в результате долгой тренировки и многократного повторения приобретают бессознательного характера. Бессознательными также сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и тому подобное. Благодаря включению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В этих учениях основным в человеческом поведении считаются различные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Однако многие философских школ занимают другую позицию. Они считают, что первичной в человеческой психике есть сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способна его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Какую же структуру имеет само сознание? Структурность сознания в значительной степени носит достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие три элемента.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может "охватить", осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание приводит такие свойства сознания, как способность через предметную деятельность целенаправленно "творить мир", предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не из холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восторг или негодование. Она переживает, что отражает. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно "радужное" восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции оказывают сопротивление сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком того, что происходит. Уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются в результате осознания связей лица с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, независимостью от сложившейся ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основ деятельности.

Третьим структурным элементом сознания есть свобода. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь мести; без целесообразной деятельности нет свободы. Воля - это осознанные стремления и побуждения к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то рвется, а куда и зачем - сама не знает. Такая подсознательная регуляция осталась от животных.

Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого на ощупь, услышанного и т. Д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается на ощупь и не слышны. Мышление дает нам знания о существенных свойства, связи и отношения. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти является запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и поступать на этом основании в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек - самооценочных существо, без этой характеристической действия не смогла бы определить себя и найти свое место в жизни.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, ее способность к самоконтролю приходит не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед лицом и социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.