Бунин

День народного единства отмечается с. Краткая история праздника дня народного единства в россии. Отношение к празднику День Народного Единства

Сегодня мы отмечаем День народного единства. У всех радостное настроение, ведь впереди выходные, однако далеко не каждый знаком с историей появления данного праздника. Собственно, давайте разберемся, а что мы сегодня празднуем?

Все началось с Ивана Грозного, который косвенно породил проблему престолонаследия. Казалось бы, какой еще кризис, когда у него есть сыновья? Самый старший, Иван, являющийся законным наследником престола, погиб еще при правлении своего отца в 1581 году. И смерть его настигла совсем не от руки Ивана Грозного, как это принято считать и соотносить со знаменитой картиной Репина.

Еще в 1963 году было установлено, что в останках Ивана содержится огромное количество отравляющих веществ: мышьяк, свинец, ртуть. Доподлинно неизвестно, откуда появилось такое количество вредных материалов, однако некоторые предполагают, что тогда поголовно употребляли мышьяк и ртуть.

После царевича Ивана на престол взошел второй сын Грозного – Федор «Блаженный». Слабое правление «Блаженного» привело на трон Бориса Годунова, который, собственно говоря, и стал главной причиной смутного времени. Царевичу Дмитрию, третьему сыну Ивана Грозного и законному наследнику престола, выжить не удалось. Многие считают, что именно Годунов, желая остаться у власти, убил его, однако это так и не доказали.

Положение Бориса Годунова на престоле было шатким. Он был умен, хитер и осторожен, однако были те, кто также претендовал на трон. За пределами государства у Годунова было множество врагов, среди которых, в частности, были и поляки, которые нашли весьма необычный способ подорвать позиции нового царя и укрепившегося за долгие века Русского Царства.

Лжедмитрий 1 – засланный казачок поляков, который должен был ослабить государство. Сделали самозванца легитимным, помогли обосноваться на вражеской территории, а там осталось дело за малым. К Лжедмитрию тогда присоединились многие: и проходимцы, и аферисты и адекватные люди, которых наглым образом обманули. Однако удержаться у власти ему не удалось, ведь он не обладал ни политическим, ни военным талантом. Но, не смотря на это, Лжедмитрию удалось фактически уничтожить государство: он растратил казну, полностью разрушил инфраструктуру и экономику многих областей. Естественно, за это и был наказан впоследствии.

Однако таких Лжедмитриев государство повидало немало. Люди устали, однако полякам это не помешало полякам полностью обосноваться в Москве, где они устроили геноцид русского населения. На юге орудовали татары, на севере – шведы. В условиях опасности было организовано первое ополчение Ляпунова, закрепившееся в пригородах Москвы. Но это не помогло, и Ляпунова впоследствии убили. Второе ополчение собрали Минин и Пожарский. Тогда полякам даже выслали подкрепление, но они пали. 1 ноября 1612 года Москва была освобождена, а польские интервенты бежали в Кремль, где в скором времени сдались. В общем-то, именно этот день мы сегодня и отмечаем.

Но это еще не все. После изгнания поляков из Москвы пошли неудачи: русско-шведская война 1610-1617 годов была проиграна, русско-польская 1609-1618 отняла у Руси много земель, но помогла отстоять независимость. Сыграли свою роль и внутренние проблемы, однако не взирая на все это, Русь в конечном итоге вернула назад все утраченное за долгие годы войны, а также ввела в ужас своих врагов.

Спустя годы в России появился новый праздник – День народного единства, как символ окончания смутного времени и демонстрации героизма, сплоченности народа, не смотря на религию и статус в обществе. Праздник пришел к нам только в 2005 году, многие считали, что он не приживется. Однако это могло произойти лишь в том случае, если бы народ не знал историю возникновения данного праздника и его истинное предназначение.

Считают, что мы должны помнить подвиги наших героев, которые ВМЕСТЕ спасли наше государство от гибели. Рассказывайте о празднике своим близким, будьте чуточку добрее и помните, что только сообща, вместе, можно добиться результатов и чего-то стоящего. Взаимопомощь - вот чего нам не всегда хватает в решение каких-либо важных проблем.

Но далеко не все знают, что он называется День народного единства, и лишь единицы знают, в честь какого исторического события он отмечается. Между тем, основанием для празднования стала победа московского ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским в 1612-м году над польскими войсками.

В советский период праздник отмечали 7-го ноября, в честь очередной годовщины Октябрьской революции. В российский период на фоне отказа от советской системы праздник переименовали, но продолжали по традиции отмечать его 7-го ноября. Новую дату назначили только в середине 2000-х годов.

Одним из инициаторов и вдохновителей идеи учреждения нового праздника стал патриарх Алексий II, предложивший увековечить подвиг народа, совершенный почти 400 лет назад в государственном празднике. Соответственно предложение получило поддержку со стороны Государственной думы, официально принявшей закон об учреждении в России Дня народного единства. В действующий Трудовой кодекс было вписано, что ежегодно 4 ноября объявляется в стране нерабочим праздничным днем.

Период истории в начале XVII века заслужено считается одним из тяжелейших в нашей стране. Неудивительно, что он носит название Смутное время. Отсутствие прямых наследников после Ивана Грозного, серия междоусобиц между видными боярами, проблемы в экономике, череда неурожайных годов и многочисленные войны с соседями ослабили Россию. В результате в Москве находилось польское войско, фактически контролировавшее город и страну.

В этот сложный для отечества период князь Дмитрий Пожарский и воевода Козьма Минин, прибывший из Нижнего Новгорода, смогли собрать народное ополчение, штурмом взявшее польские укрепления в столице, и заставившее оставшихся в кремле врагов сложить оружие и подписать собственную капитуляцию.

Первым входил в город во главе народного войска князь Пожарский. В своих руках он нёс икону Казанской Богоматери. Простые верующие считали, что именно она позволила защитить отечество от иноземных захватчиков. В 1612-м году был положен конец смуте и начался новый период в развитии страны. Тогда же в Москве заложили Казанский собор, до революции считавшийся одним из наиболее почитаемых в России и восстановленный уже во времена российской независимости.

Праздник 4-го ноября существовал в нашей стране в дореволюционный период, начиная с 1649-го года. Его учредил своим личным указом Алексей Михайлович.

Современное состояние

Сегодня праздник, связанный не только с народом, но и религией, воспринимается не всеми. В первую очередь это касается пенсионеров, привыкших отмечать 7 ноября, и продолжающих это делать по привычке. Праздником продолжают считать этот день и в Компартии, активно противившейся появлению нового праздника в российском календаре.

Можно сказать, что общество разделилось на две группы, включая тех, кто поддерживает его принятие и тех, кто придерживается мнения о необходимости сохранения ценностей времен советского периода.

Народное единство или согласие и примирение

До настоящего времени россияне путаются в названии этого праздника. Тем не менее, главное не его название, а внутренняя суть, важность осознания единения народа. Единство лежит во внутреннем примирении, и помнить об этом необходимо не только в этот праздник, но и во все дни года.

В Уфе в этот праздничный день будут организованы сельскохозяйственные ярмарки и различные мероприятия с концертами. Список этих мероприятий можно .

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учреждён Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облечённые его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за её помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошёл как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Выходные дни в начале ноября стали привычными для россиян. Но опросы граждан показали, что многие люди, с радостью принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют по какому поводу не нужно идти на работу или учебу. Даже прохожие, которые без запинки произносят название праздника, не всегда могут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше - несколько веков назад.

Что отмечают 4 ноября

Известно, что 4 Ноября - праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.

Что стало поводом для нового праздника

На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник - День народного единства, назначенный на 4 ноября. Против новых поправок выступили только коммунисты, но их голоса оказались в значительном меньшинстве и не повлияли на окончательное решение.

День народного единства в новой России

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи.

В крупных городах прошли крестные ходы, благотворительные акции, митинги, концерты и другие праздничные мероприятия. В столице президент страны торжественно возложил венки к московскому памятнику Минину и Пожарскому.

Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

С 2005 года в четвертый день ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник — пусть и с отчетливым «политическим» оттенком — напоминает нам о важной дате из истории страны: спасении России от полной потери независимости в 1612 году.

Власти новой России не жалуют главный коммунистический праздник — 7 ноября, когда отмечается годовщина Октябрьской социалистической революции 1917 года. Поэтому (что бы ни говорили официальные лица) в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации изменила закон «О днях воинской славы». В результате появился новый праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Для закрепления значимости ему передали выходной день, ранее «принадлежавший» 7 ноября. Впервые новый праздник отмечали в 2005 году, т.е. ровно 10 лет назад.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.


Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.