Бунин

Древние цивилизации города долины инда. Доарийская хараппская цивилизация в индии. История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Много нераскрытых тайн хранит тысячелетняя история культуры народов Индостана. О двух из них — загадочной цивилизации в долине реки Инд и о происхождении и древних связях арьев, одной из крупнейших групп индоевропейских народов, пришедших на смену цивилизации Инда, — мы рассказываем в этом номере.

О цивилизации долины Инда написано уже много книг, но археологи и историки делают все новые открытия. Постепенно вырисовывается картина широких культурных и торговых связей, которые поддерживали люди, населявшие в III тысячелетии до нашей эры города на северо-западе Индостанского полуострова (современный Пакистан).

В начале немного о том, как об этом думали до 1921 года. Доисторическими обитателями Индии считались низкорослые и темнокожие варвары с плоскими носами. Если у них и была цивилизация, то весьма примитивная. Примерно в 1500 году до нашей эры с севера в Индостан вторглись завоеватели — рослые светловолосые люди с высокой культурой.

Называли они себя арьями.

Без особых усилий арьи подавили коренное население и оттеснили его в южную часть полуострова. Затем они приступили к строительству городов, тем самым заложив основание великой цивилизации. Данных, каким-то образом ставивших под сомнение вышесказанное, не было, и потому, когда в 1922 году Кембриджский университет приступил к изданию шеститомной «Кембриджской истории Индии», вполне понятно, что положение, будто арьи явились первыми цивилизованными поселенцами в Индостане, вошло в первый том.

Как это ни странно, но сами арьи отрицали этот постулат. Литература арьев — веды — представляет собой сборник гимнов, написанных на санскрите. Первый сборник этих гимнов известен под общим названием веды. В них и содержатся некоторые сведения о завоевании Индии племенами арьев.

В ведах тогдашние жители Индостана именуются «дасья». Их описывают как народ, поклонявшийся странным богам и говорящий на непонятном языке. Ведические гимны упоминают крепости и замки дасийцев. В одном из гимнов говорится, что замки дасийцев были из камня. В другом употреблено слово, которое, возможно, означает кирпич. Рассказывается также о «глухих защитных сооружениях» дасья, об их «золотых сокровищах».

Читая ведические поэмы, понимаешь, что арьи встретили в Индостане совсем не малозначительную цивилизацию.

Но, рассуждали ученые, веды были составлены победителями, а победителям всегда лестно преувеличить мощь побежденного. Не велика слава победы над безоружными землепашцами. Но если вы можете похвастать тем, что разрушили великую цивилизацию, — о, здесь есть что воспеть!

Итак, решили историки, ведические предания — это самовозвеличивающие мифы, и в историческом плане не могут быть приняты всерьез.

Но в 1921 году подобному положению было суждено измениться.

Открытие это начиналось так. В 1856 году двое англичан, братья Джон и Вильям Брайтон, строили Восточно-Индийскую железную дорогу и прокладывали путь между Карачи и Лахором. Брантоны нуждались в устойчивом материале для фундамента под колею. Кирпич устроил бы их как нельзя лучше. Строители обратились к местным жителям, и те подсказали выход из положения — близ деревушки Хараппа есть огромный холм, буквально напичканный какими-то разрушенными зданиями из кирпича. Тысячи и тысячи штук великолепного кирпича было добыто и использовано под фундамент целой сотни миль железнодорожного полотна. То, что кирпичам этим более четырех тысяч лет, никому и в голову не приходило. Не возникло интереса даже тогда, когда в развалинах возле Хараппы попадались и Мелкие старинные предметы. То были тонкой работы выгравированные печатки с изображением животных и деревьев.

И лишь спустя семьдесят лет, в 1921 году, индийский археолог Раи Бахадур Даия Рам Сахни вернулся в деревню Хараппа и занялся раскопками холма. Он тут же обнаружил еще несколько гравированных печаток и целые залежи кирпича. Стало ясно, что этот холм — погребенный древний город. Археологи сразу определили, что город у деревушки Хараппа был древнее чего бы то ни было, до сих пор найденного в Индии. Он был сооружен в III тысячелетии до нашей эры.

Примерно в четырехстах милях от Хараппы возле городка Мохенджо-Даро на реке Инд находилась другая насыпь, тоже огромная. В 1922 году археологическая экспедиция, возглавляемая Р. Д. Банёрджи, приступила к раскопкам, и вскоре мир узнал, что еще один древнейший город, который был почти двойником первого, существовал на месте Мохенджо-Даро.

С тех пор раскопки в этих районах Индии велись почти беспрерывно. И результаты оказались феноменальными: была открыта цивилизация, которая существовала более тысячи лет и была одной из самых процветающих на Земле.

Мы ее называем «Цивилизацией долины реки Инд», хотя и не представляем себе, как она в действительности называлась. Возможно, никогда и не узнаем. Найдены были города, но имена их тоже забыты.

Археологи наткнулись на остатки плотин, которые, должно быть, служили для сдерживания большой воды. Пять тысяч лет назад дожди в долине Инда были куда более обильными — настолько обильными, что приходилось возводить дамбы для защиты городов от наводнений.

Города были построены из кирпича. Но не того обычного кирпича из высушенной глины, которым пользовались шумеры. Нет, из обожженного кирпича. Шумеры, например, могли без опаски строить из высушенной глины, поскольку дожди в Южной Месопотамии — явление редкое. Но что еще могло заставить жителей Хараппы применять более дорогой обожженный кирпич, кроме стремления не дать своему городу расползтись под проливным дождем? И не о том ли говорит густая сеть сточных канав?

Проливные дожди? В долине Инда? Сейчас об этом даже странно подумать. Год, когда выпадает более шести дюймов осадков, уже считается дождливым.

Дело в том, считают некоторые исследователи, что именно обожженный кирпич объясняет, почему долина Инда сегодня пустынна.

Для обжига миллионов кирпичей, из которых построены Мохенджо-Даро и Хараппа, потребовалось много топлива. Самое дешевое — дерево. 5000 лет назад долина Инда была, наверное, покрыта могучими лесами. Затем пришли градостроители и начали вырубать деревья, превращая их в дрова. Тысячелетиями пылали угли, а леса редели. Итак, строители скорее всего сами и превратили долину в пустыню. А медленные изменения в климате, возможно, подгоняли этот процесс.

Мохенджо-Даро и Хараппа очень схожи. Они выложены по одному плану и, вероятно, в одно и то же время. Хотя это лишь догадка, но нам кажется, что они столицы-близнецы объединенного государства. Слишком уж они схожи во всем — даже в размерах!

Города строились правильными четырехугольными кварталами, с широкими главными улицами

Есть что-то завораживающее в правильной организации этих городов. Все здесь так продумано и так тщательно спланировано, что трудно даже уловить какое-то развитие культуры этой цивилизации — кажется, что за всю свою тысячелетнюю историю (III—II тысячелетие до нашей эры) цивилизация Инда ни в технике, ни в архитектуре не претерпела никаких изменений.

Поистине необыкновенной особенностью культуры Хараппы, Мохенджо-Даро и соседних с ними городов являлась их забота о чистоте.

В городах повсеместно были водопровод и дренажные кирпичные стоки, разумно спроектированные и замечательно выполненные. Нигде в древнем мире — за исключением дворца критского царя Миноса в Кноссе — нет такого. В Мохенджо-Даро все стоки сходились в центральную сточную систему, расположенную под улицами, которая, в свою очередь, вела к сточному колодцу. Через люки можно было чистить стоки.

Мы можем довольно точно представить себе, какими были эти города при жизни.

Различные ремесла имели свои центры в различных частях города. В зернохранилищах перемалывали зерно в муку. Гончары делали розово-красную посуду с черным орнаментом для нужд горожан. А где-то ткали шерстяные и хлопчатые ткани.

Ювелиры склонялись над ожерельями и браслетами из золота, серебра, меди и бронзы, вырезали мелкие украшения из слоновой кости.

Кирпичники орудовали у своих печей: возводились новые здания, ремонтировались старые — словом, постоянно требовался обожженный кирпич. Плавильщики трудились у горнил. В других частях города повара в общественных столовых готовили полуденную еду. За пределами застывших каменных строений простирались фермы, где выращивались пшеница, арбузы, ячмень, хлопок, росли финиковые пальмы. Там же разводили крупный рогатый скот, овец, свиней и домашнюю птицу, сетями ловили рыбу.

Кошки и собаки бегали по улицам города.

(Кстати, насчет кошек и собак не фантазия. Мы не только знаем, что кошки и собаки жили в городах Хараппы, но можем с полной уверенностью сказать, что они гонялись друг за другом!

Доказательством этому — кирпич со следами кошки и собаки, найденный Эрнестом Маккеем в Чанху-Даро, городке, стоявшем вблизи Хараппы. Ученый пишет: «Оба эти следа, вероятно, отпечатались на свежем кирпиче, выставленном для сушки на солнце... Глубина отпечатка и его контуры указывают на то, что оба животных бежали». Какой-нибудь кирпичный мастер в Чанху-Даро, должно быть, выругался при виде кошки, которая, фыркая, удирала по еще сырым кирпичам от резвой собаки. Но мастер был слишком занят, чтобы замазать следы, а через тысячи лет их обнаружил Эрнест Маккей.)

Красивые резные печатки, найденные в огромном количестве в Мохенджо-Даро и Хараппе, рассказывают нам о том, какие звери обитали в долине Инда 4000 лет назад. Разумно предположить, что художники, вырезавшие печатки, изображали животных, хорошо им известных. Реалистичность изображения подтверждает эту мысль. Мы видим обезьян, зайцев, голубей, тигров, медведей, носорогов, попугаев, оленей, крупный рогатый скот. Никаких обезьян и попугаев нет в пустынной части долины Инда сегодня, следовательно, печатки являются еще одним свидетельством тому, что во времена этих городов долина была покрыта джунглями.

(Разумеется, подобные рассуждения могут завести нас слишком далеко. На одной печатке из Хараппы изображено существо с лицом человека, хоботом и бивнями слона, передней частью туловища барана, задней — тигра и в довершение с вооруженным когтями хвостом. А печатка из Мохенджо-Даро изображает зверя с тремя головами антилопы и туловищем лошади. Пока что можем предполагать, что здесь сыграла свою роль фантазия древнего художника — во всяком случае, пока экскаватор не наткнется на трехглавый скелет.)

Хараппа поддерживала связи с другими цивилизованными народами древнего мира.

В Хараппе найдены три цилиндрические печатки шумерского типа, а золотые бусы того же стиля обнаружены и в Хараппе, и в Месопотамии. Аналогичные бусы были найдены в легендарной Трое. Так что, вероятно, была взаимная торговля между Индом, Шумером и Троей в то время.

Свидетельства связей между Хараппой и Шумером исчезают примерно в 2000 году до нашей эры. Далее сохранились лишь следы торговли между городами цивилизации Инда и Персией, которые обрываются на рубеже 1500 года до нашей эры.

После 1500 года до нашей эры все признаки торговых связей между городами Инда и внешним миром теряются. Поскольку этот период совпадает по времени с тем, которое принято считать временем прихода арьев в Индию, то кажется весьма вероятным, что к этой эпохе и относится падение Мохенджо-Даро и Хараппы.

Письменность «Цивилизации долины Инда» обнаружена главным образом на резных печатках, на осколках глиняной посуды и на табличках, а иногда встречается и на стенах.

Установлено более 400 различных хараппских знаков, многие из которых являются разновидностью одних и тех же рисунков. Большинство специалистов признает 200 знаков, а один эксперт считает, что он опознал 900!

Но и 200 знаков тоже много. Итак, письмо индов не может быть алфавитным, поскольку человеческий голос не в состоянии воспроизвести такое количество звуков. Скорее всего оно представляет собой некую комбинацию изображений и звуков, как и египетское. Бесспорно одно: система письма, которой они пользовались, была сложной и запутанной. И до сих пор письменность эта — загадка (Расшифровкой письменности, созданной в ту эпоху, занимаются ученые многих стран уже свыше 40 лет, но из-за отсутствия билингвы (то есть надписи, повторенной на языке, уже известном науке) ключ к прочтению текстов долины Инда пока не найден. Начиная с 1930-х годов большинство дешифровщиков этих текстов стало исходить из предположения, что цивилизацию Инда создал народ, от которого произошло население Южной Индии, говорящее на языках дравидийской семьи. Ученые пытаются найти аналогии между этими языками и забытым языком древней культуры. Такие же исходные позиции заняли и советские исследователи. На помощь лингвистам привлечена современная техника — все вероятные комбинации знаков письма подсчитывают электронно-вычислительные машины, и, возможно, недалек день, когда и эта тайна древней истории человечества будет раскрыта.) .

Несмотря на свою немоту, письмо индов как бы повествует о той неизменности, которая царила в хараппской цивилизации. От начала до конца — за весь тысячелетний период! — стиль начертаний остался неизменным. Никаких сдвигов, никакого намека на эволюцию.

Падение Мохенджо-Даро и Хараппы скорее всего происходило медленно, на протяжении нескольких веков.

Имеется множество доказательств этого постепенного упадка. «На всем уровне раскопок позднего Мохенджо-Даро, — пишет Мортимер Уилер в своей книге «Ранние Индия и Пакистан», — археологи обнаруживали все более заметное ухудшение в строительстве и образе жизни: стены и перекрытия совсем хлипкие, ранее построенные здания перегораживались на скорую руку, даже дворы — эти своеобразные центры любого дома — были перегорожены небрежно, далеко не в стиле самих зданий».

Этот период ухудшения, как показывают археологические раскопки, длился несколько столетий. И, конечно же, повсеместная вырубка леса тоже сыграла свою роль в упадке городов. Долина Инда превращалась в пустыню.

К тому же еще в течение трехсот лет постоянно совершались набеги. Первые отряды, очевидно, были отогнаны жителями Хараппы и Мохенджо-Даро.

Но арьи появлялись снова, гонимые неизвестно какими волнениями, происходящими в их собственной стране на севере.

Вероятно, Хараппа пала первой. К тому же, надо полагать, связь между городами настолько ухудшилась, что новости из северной столицы в южную перестали поступать. Как бы там ни было, Мохенджо-Даро был застигнут врасплох.

В одной комнате в Мохенджо-Даро были обнаружены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. На некоторых были браслеты, кольца, бусы. Их останки носили признаки внезапной смерти,

По всему городу археологи натыкались на подобные группы.

В те ночи город был объят пожаром и его тысячелетнему величию пришел конец. Наутро победители двинулись дальше. И, конечно же, они воздавали хвалу своим богам — рыжебородому богу войны Индре, богу огня Агни, свирепому Рудре, богу неба Диаус-Питару.

Что же произошло потом?

Поистине великая цивилизация никогда не погибает. В Месопотамии шумеры, этот мудрый народ, создавший древнейшую в мире цивилизацию, еще в 2400 году до нашей эры были покорены пришедшими с запада кочевниками. Даже само имя Шумера было забыто. Но только не их достижения. Захватчики, поселившиеся надолго в Месопотамии, поклонялись шумерским богам, строили города по образцу шумеров и пользовались изобретенной шумерами клинописью для письма на своем языке.

Что же стало с жителями Хараппы и Мохенджо-Даро?

Они не смогли возродить свою цивилизацию, которая, впрочем, уже многие годы и так клонилась к упадку. Но кое-чему они все же могли научить пришельцев. Арьи поняли, что им есть чему поучиться у народов, которых они завоевали.

И многие знания жителей доарийской Индии переходили к арьям, чтобы продолжать жить долгие и долгие тысячелетия.

Р. Сильверберг

Перевел с английского А. Володин

Связь времен

Итак, на смену «цивилизации долины Инда» пришли во II тысячелетии до нашей эры племена арьев. Пришли откуда-то с северо-запада. Много лет в науке шли споры о том, кто такие арьи и откуда, и какими путями они пришли в Индостан. Исследователи разных стран внесли свой вклад в решение этой проблемы.

Известно и неоспоримо, что язык арьев, на котором были написаны их религиозные гимны, веды — санскрит — лег в основу древнеиндийской литературы.

И уже с начала XIX века русские исследователи стали обращать внимание на то, что между санскритом и славянскими языками, особенно русским, наблюдается такое сходство, которое не может быть объяснено только тем, что эти языки принадлежат к одной семье. Сотни общих слов и корней, почти полная одинаковость приставок, суффиксов, окончаний и других грамматических элементов, необычайное фонетическое родство. (Даже в современном русском языке сохраняется множество черт и слов, свойственных санскриту.)

К тому же, как выясняется, и в религии арьев есть сходство и с русским язычеством, и с дохристианскими верованиями других славянских народов. Причем сходство это трудно объяснить только лишь общими закономерностями историко-культурного развития.

Мы уже знаем, что самая древняя религия арьев именуется ведизмом. Это название происходит от слова «веда» — сборник молитвенных гимнов на санскрите. Установлено, что только поздние гимны вед были сложены в самом Индостане, а ранние из них возникали, очевидно, и на пути арьев в эту страну, и в тех областях, где арьи сформировались как народ. Где же лежали эти земли, на которых сформировался основной массив племен — предков арьев, или, как их часто называют в литературе, индоиранцев? И когда протекал процесс их формирования?

Начнем с того, что территорию формирования индоиранского, или арийского, единства исследователи видят в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и датируют существование этого единства серединой III тысячелетия до нашей эры, а уход в Индостан — временем не позже второй четверти II тысячелетия до нашей эры.

Известный немецкий лингвист Вальтер Порциг, прослеживая древние связи арийских языков с другими языками индоевропейской семьи, говорит, что, например, арийский и греческий «...далеко отстоят друг от друга уже в середине III тысячелетия до нашей эры» и что мы можем отнести соседство этих языков «...к началу II тысячелетия до нашей эры, а место, где они соседствовали друг с другом, следует представлять себе где-то к северу от Черного моря».

Но ведь к северу от Черного моря гораздо дольше соседствовали с предками арьев предки славян, ибо первоначальную территорию расселения предков славян советские исследователи видят в правобережье Среднего Днепра, откуда в I тысячелетии до нашей эры они стали расселяться к северу, северо-западу и в других направлениях.

Уходя в сторону Индостана, группа скотоводческих племен — арьев уносила с собой и свои религиозные представления — один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Мы не имеем никаких данных о богах этих племен, за исключением тех свидетельств, которые сохранились в ведах, главным образом в Ригведе, древнейшей из четырех вед. А тексты Ригведы датируются именно II тысячелетием до нашей эры.

Поэтому мы имеем право искать родство между древним пантеоном арьев и богами славяно-русского и славяно-балтского язычества, исходя из неслучайной близости арийских и славянских языков, возникшей в результате длительных контактов предков арьев и предков славян.

Подобные поиски были предприняты уже неоднократно. Их, на мой взгляд, необходимо пополнять и развивать, ибо, как бы гипотетично ни выглядели те или иные предположения, они помогут выявить корни древнеиндийских и славянских культов.

Приведем лишь некоторые примеры. Само слово веда буквально соотносится со славянским корнем вед (вид) и означает знание, ведение.

В Ригведе слово, означающее бога, одаривавшего милостью и богатством, читается как бхага . Это слово отражает саму идею божественности и, вне всякого сомнения, является вариантом слова бог . Да и местопребывание бога, и вообще обиталище высших сил в санскрите читается почти однозначно с нашим словом небеса — набхаса . Существует в санскрите и другое название неба — сварга , которое не может не ассоциироваться с именем древнеславянского бога Сварога .

Будучи, по преданию, порожден трением верхней деревянной палочки о нижнюю (это способ добывания огня столь широко известен в этнографической литературе, что не требует здесь дополнительных разъяснений), он прежде всего пожрал своих родителей (то есть эти палочки сгорали первыми при разведении костра). Затем он стал искать себе пищу, ибо без непрерывного поглощения пищи он жить не может.

Бог Агни носит еще и другое имя, тоже сходящееся по составляющим его элементам со славянскими словами, — Кравъяд , что значит «поедатель крови». Санскритский глагольный корень ад означает «поедать». Прямо напрашивается для сравнения древнерусское и современное слово народных говоров яд-им .

Агни в качестве Кравьяда описывается как безудержный воин, пожирающий тела поверженных им врагов и лижущий их кровь своими семью языками. Его описывают и как пожирателя опьяняющего напитка сомы, из чего можно сделать вывод, что этот напиток содержал в себе достаточно спирта, чтобы гореть в огне и даже поддерживать огонь.

Агни изображется с двумя и с тремя головами. Это означает, что в нем соединено несколько назначений. Двуглавая его фигура показывает, что он является огнем домашнего очага и одновременно огнем — поедателем жертв, трехглавая — что он выступает как бог, проявляющий свою сущность в трех мирах, или сферах: на небе — как огненная энергия солнца, в атмосфере — в качестве энергии молнии и на земле — в виде огня очага и жертвенного костра.

Здесь уместно остановиться на том, что в Индии широко распространено поклонение многоглавым изображениям богов. В каждом отдельном случае это наличие нескольких голов объясняется по-разному в мифах и преданиях. Древнейшие такие изображения до нас не дошли, так как их, видимо, изготовляли из дерева — материала недолговечного в климатических условиях Индии. Но, судя по приведенному описанию, такие идолы были известны в очень древние времена.

Как здесь не вспомнить о том, что дохристианские идолы прибалтийских славянских племен тоже были многоглавы.

И еще. Бога Агни по традиции изображают с бараном (или овцой). Видимо, это рассказ о том, что в жертву богам на костер возлагали чаще всего именно барана, овцу или ягненка. А русское слово «ягненок», имеющее своим корнем яг , может быть сопоставлено с санскритским яга — «жертва». (Не сюда ли уходят своими корнями и народные сказки о Бабе-Яге , принимающей свои жертвы после их «огненной смерти»?)

Одним из древнейших ведических богов является бог ветра Ваю , имя которого происходит от санскритского корня ва — веять, дуть, развевать . Общность славянского и русского веять с ва не может вызывать сомнений. Не вызывает сомнений и родственная близость однозначных по смыслу русского ветер и санскритского ватарь . Кроме того, поклонение богу ветра было составной частью славянского язычества.

Ваю описывается в памятниках ведической и более поздней индусской литературы как могучий воин, проносящийся по всей шири воздушного пространства на колеснице, влекомой двумя красными конями. Иногда ему отводится роль колесничего бога Индры, летающего по небу на золотой колеснице, в которую впряжена тысяча коней.

По преданию, Ваю был порожден дыханием первочеловека Пуруши, которого боги расчленили, принеся его в жертву. Этому могучему богу ветра приписывается сила вдувать жизнь в грудь всех существ, рождающихся на земле. Он почитается как бог-охранитель северо-западных областей — кстати, в этом тоже можно явно увидеть прямую связь с теми краями, откуда арьи принесли в Индию свои древнейшие представления о божественности, ветра как великой стихийной силы.

У древних славян также был бог открытых пространств, бог небесного ветра, один из атмосферных богов — Стрибог. Не случайно в «Слове о полку Игореве» ветры именуются «Стрибожи внуци», то есть связываются со Стрибогом как непосредственные носители и продолжатели действия, заложенного в его сути. А само название Стрибог может быть прямо переведено через санскритский глагольный корень стри , который обозначает, начиная с Ригведы, понятия: простирать , распростирать, покрывать, расширять . (Прибавьте к этому корню санскритскую приставку пра — образуется и существительное прастара — простор, простирание, пространство.)

Весьма почитался арьями и бог Рудра — созидатель и сокрушитель всего живого, благостный, сияющий бог, сын Зари, манифестация небесного Огня и одновременно гневливое божество ураганов, ревущее в небе и посылающее на землю губительные стрелы. Он воспевается в качестве покровителя скота, в качестве Небесного Быка.

Так как Рудра — божество ведическое, то, очевидно, культ его родился не в самой Индии, а был известен арьям и раньше, в доиндийский период их истории.

Если мы обратимся к поиску возможных аналогий, сохранившихся в славянских верованиях, мы можем сопоставить Рудру только с одним богом, близким к нему по всем характеристикам, — с богом, выступающим в древнерусском язычестве под именем Рода . Русские язычники, как пишет академик Б. А. Рыбаков, считали, что «это был грозный и капризный бог Неба, владевший тучами, дождем и молниями, бог, от которого зависела вся жизнь на земле».

По санскритским словарям значение имени Рудра почти дословно воспроизводит все эти определения: грозный, могучий, рычащий, бог гроз, благостный, достойный восхваления. Кроме того, имя славянского Рода разъясняется еще и как «красный, сияющий, сверкающий» — в санскрите же существует очень древний корень рудх — «быть красным» и его производное рудхира — «красный», «кровавый», «кровь». С этими древнейшими словами сопоставляются славянские слова руда в значении крови и родрый, рудый и рдяный в значении красного или рыжего цвета. (Таким образом, мы видим, что в обоих языках можно сопоставить обширный круг древних понятий, связанных с представлениями о крови, отсюда — и о кровнородственных отношениях; вспомним: родной — кровный — родственник .)

Властным и всемогущим богом-повелителем, владыкой неба и небесных вод, владыкой штормов и громовержцем предстает перед нами в ведах бог Варуна. Он всеобъемлющ и всепроникающ, он бог неба и вечности, он царь богов и людей, он всевидящ и поэтому страшен для грешников и нарушителей клятв и обетов. Его описывают как бога, улавливающего грешников при помощи петли, которую он всегда держит в руке.

Еще в ведах его называют и братом бога Агни, и богом океанов, и охранителем западных областей земли. Позже он становится преимущественно богом вод, но в мифах о нем и его иконографических изображениях продолжается и трактовка его образа как уловителя лжецов и клятвопреступников. Постепенно он отступает все дальше и дальше в прошлое, память о нем делается все расплывчатей, и в позднем индуизме он один из богов, по силе своей и власти не выделяющийся из ряда многих других.

Но если мы заглянем в древнейшее его арийское прошлое, если мы проследим его пути в направлении тех «западных областей», хранителем которых делает его давняя традиция, то мы увидим, что в Ригведе — из санскрите вообще — отражены те его свойства и функции, носителем которых он был у древних арьев, очевидно, в доиндийский период их истории.

Одним из могущественных древнерусских богов был Перун, и его облик, его назначение, его суть — как это описывается в летописях — во многом схожи с богом Варуной. «Близость» этих двух богов показывает и лингвистический анализ. В основе самого слова «варуна» лежит корень ерь , означающий «питать», «одаривать», «ограждать», «охватывать», «наполнять», «взращивать», «спасать». То же значение имеет другой санскритский корень — прь . От обоих этих корней образуются разные слова с одним и тем же значением при помощи суффикса н . И можно предположить, что один и тот же бог остался жить в ведах как Варуна, в древнеславянских языческих верованиях — как Перун.

Немалую роль в ведической религии, а вслед за тем и в индуизме, играл бог Индра. Он воин и победитель, скачущий по небу на колеснице, в которую впряжены красные кони. Он всегда вооружен булавой, стрелами, которые уподобляются молниям, острым крюком и сетью для уловления врагов.

Он владеет водой рек, и ему также принадлежат стада облачных коров, орошающих землю плодородным молоком дождей.

Индру считают сугубо арийским богом, потому что в ведической литературе его воспевают как главного помощника арьев в их битвах с врагами, которых они стали сокрушать, придя в Индостан.

Существуют разные варианты преданий о его подвигах — иногда описывается и то, как его побеждали враги (как правило, это были боги, которым поклонялись доарийские народы, или герои, которых они чтили), но Индра освобождался из плена или его освобождали другие боги арьев, и снова вел бои и помогал арьям покорять и завоевывать новые земли.

Много гимнов вед (а затем и более поздних мифологических повествований) описывают победу Индры над страшным змеем Ахи, или Намучи, который запирал воды рек. Образ этого змея не очень четок, но часто упоминается, что у него несколько голов (три или семь), много рук и ног и что поэтому его было очень трудно победить. Говорится, что его нельзя было убить ни ночью, ни днем, а также оружие, которое могло поразить его, должно было быть ни сухим, ни мокрым. Не напоминает ли он нам Змея Горыныча из наших сказок?

И говорит ли нам о чем-нибудь само имя Индра?

В русских сказках и народных песнях сохранились следы древней веры наших предков в то, что какой-то могучий зверь, именуемый Индра или Индрик, является властелином рек и источником вод и может их запирать и отпирать. Отсюда остался уже всего один шаг до того Индры, который у арьев является повелителем не только земных, но и атмосферных вод.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что правы исследователи, помещающие прародину арьев на территории северного Причерноморья и Прикаспия и стремящиеся доказать историческое родство протоарьев и протославян.

Конечно, утверждать, что территория расселения древних индоевропейских народов выявлена точно, нельзя. Еще не определены и не прослежены до конца, да и не датированы с определенностью пути их странствий по лицу земли в те далекие времена. Но историки и археологи шаг за шагом нащупывают во тьме веков границы и пути их миграций и расселений. И в спорах, в смене гипотез постепенно вырисовывается истина, и с каждым годом исследователи приближаются к решению задач, связанных с проблемами лингвистики, этнической географии, истории, археологии и других наук, в орбиту которых входит выявление взаимных связей древних народов.

Н. Гусева, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Дж. НЕРУ

Хараппская цивилизация - одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества. Развивалась в долине реки Инд в XXIII-XIX веках до н.э. до прихода ариев, во II тыс. до н.э. Наиболее значительные центры - Хараппа, Лотхал и Мохенджо - Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо - Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализаций. Письменность долины Инда учёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».

Дравиды - народы, населяющие главным образом Южную Индию и говорящие на дравидских языках.

Орошение (ирригация) - подвод воды на поля.

Ведическая цивилизация - индоарийская культура. Где бы ни находилась прародина индоевропейцев- в Азии (Пикте, Ген, И. Шмидт и др.), или в Восточной Европе (Бенфей, Шрадер, Сэйс Гирт и др.), скорее всего древние индоиранцы отделились от индоевропейской общности.

Отделившись от индоевропейцев, индоиранцы, или «арии», несомненно, долго ещё жили вместе в Иране. Здесь ими была выработана общая индоиранская культура. Доказательством особо близкого родства индоариев с иранцами служит не только большее сходство санскрита с зендом и древнеперсидским, чем с другими отдельными индоевропейскими языками, но также и большое количество общих религиозных и вообще культурных представлений. Ригведа и Авеста представляют целый ряд подобных совпадений.

Во главе народца стоял царь или вождь. Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха ), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати ), а во главе рода или общины - староста (грамани ). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита ), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.

Долина Инда


Самые ранние известные нам сельскохозяйственные культуры южной Азии спустились с холмов Балукистана, Пакистан. Эти люди, ведущие полукочевой образ жизни, выращивали пшеницу, ячмень, овец, коз и крупный рогатый скот. Гончарное дело стало использоваться, начиная с шестого тысячелетия до нашей эры. Самое древнее сооружение для хранения зерновых в этом регионе было найдено в Мергаре в долине Инда. Датируется оно 6 000 годом до н.э.

Поселения состояли из домов, построенных из грязи, разделенных перегородкам на четыре внутренних помещения. В захоронениях были найдены такие предметы как корзины, костяные и каменные инструменты, бусы, браслеты, кулоны. Периодически встречались следы жертвоприношения животных.

Статуэтки и орнамент на морских раковинах, известняке, бирюзе, ляпис-лазури, песчанике и полированной меди также находились в древних поселениях долины Инда. К четвертому тысячелетию до н.э. технологические изобретения включали каменные и медные сверла, печи с восходящим потоком воздуха и большим углублением, а также медные плавильные тигли. На пуговицах и украшениях появляется геометрический рисунок.

К 4 000 году до н.э. от общей картины отделилась дохараппская культура, с довольно мощными на то время торговыми сетями. Индийская цивилизация была разделена между двумя мощными городами: Хараппа и Могенджо-даро. Кроме них, она включала более сотни городков и сел относительно небольшого размера.

По своим размерам эти два города достигали около квадратной мили, и представляли собой центры политической силы. Иногда всю индийскую цивилизацию представляют либо как совокупность двух держав, либо как одну большую империю с двумя альтернативынми столицами. Другие ученые говорят о том, что Хараппа стал преемником Могенджо-даро, который был уничтожен очень сильными наводнениями. Южный регион цивилизации в Китхьявара и дальше, появился позднее, чем большинство индийских городов.

Там сельчане также выращивали сельскохозяйственные культуры, включая горох, сезам, бобы и хлопок. Цивилизация, расположившаяся в долине Инда также известна использованием десятичных понятий в системе мер и весов, а также первыми попытками создать зубоврачебные кабинеты. Огромную роль в торговой деятельности цивилизации играли водные пути, а также введение в обиход телег, куда запрягали быков.

Среди крупнейших городов цивилизации были Лотхал (2 400 г. до н.э.), Хараппа (3 300 г. до н.э.), Могенджо-даро (2 500 г до н.э.), Ракхигархи и Дхолавира. Улицы были выложены по системе сетки, была развита канализационная система и система подачи воды. Цивилизация долины Инда пришла в упадок к 1700 году до н.э. Среди причин ее уничтожения называют как внешние нашествия, так и осушение рек, текущих от Гималаев к Арабскому морю, а также географические и климатические изменения в саой долине, из-за чего возникла пустыня Тхар.

Происхождение завоевателей является причиной споров. Период упадка индийской цивилизации совпадает по времени и месту с ранними арийскими набегами на индийский регион, как они описаны в таких древних книгах как Ригведа, где описываются пришельцы, атакующие «города, огражденные стенами» или «цитадели» местных жителей, а арийский бог войны Индра – разрушающим города, как время разрушает одежду. В результате города были низложены, а население существенно уменьшилось. После этого люди приняли решение мигрировать в более плодородную долину рек Ганг и Ямуна.

Наследие цивилизации, располагавшейся в долине Инда заключается не только в изобретении новых технологий и развитии старых, но также в огромном влиянии на формирование религиозных культов, которые позднее возникли на этой территории.

Цивилизация долины Инда

В долине Ганга найдены остатки небольших поселений III–II тысячелетий до н. э. Жители их умели изготавливать изделия из меди, но жили в условиях первобытного хозяйства с преобладанием таких занятий, как охота и рыболовство.

Значительно более развитая культура сложилась в бассейне Инда. Ее называют хараппской по наиболее крупному центру. Наряду с Хараппой такое же значительное поселение существовало на месте современного Мохенджо-Даро (само название на местном разговорном языке означает «холм мертвых»). Дома в том и в другом городе (и во множестве иных, более мелких) строились из обожженного кирпича стандартной формы и размеров. Они плотно примыкали друг к другу и нередко были двухэтажными.

Печать с изображением единорога и надписью [Из Мохенджо-Даро]

Характерна двухчастная планировка города: над жилыми кварталами Нижнего города возвышалась цитадель. В ней находились постройки общественного назначения, и прежде всего огромное зернохранилище. О том, что в городе была единая власть, свидетельствует регулярная планировка: широкие прямые улицы пересекались под прямым углом, деля поселение на большие кварталы. Сохранилось немало изделий из металлов, иногда весьма искусных, а также памятники письменности. Все это позволяет считать хараппскую культуру не первобытной, а принадлежащей эпохе цивилизации.

Происхождение создавшего ее народа еще не вполне ясно, так как дешифровка письменности не закончена. Наиболее правдоподобна гипотеза о том, что язык так называемых протоиндийских надписей близок к дравидийским языкам, распространенным ныне преимущественно на крайнем юге полуострова Индостан (тамильский, малаялам). А так как в отдаленном родстве с дравидийскими языками находился язык Элама, то предполагается, что за несколько тысячелетий до нашей эры эламо-дравидийская языковая общность занимала обширные территории – от Индии до района, примыкавшего к юго-восточной части Шумера.

Судя по тому, что основные центры цивилизации тяготеют к долинам Инда и его притоков, земледелие, вероятно, основывалось на ирригации. Индская цивилизация, видимо, может быть причислена к «цивилизациям великих рек». Археологические материалы доказывают, что развивалась она не в изоляции: через Иран и Среднюю Азию, а также вдоль морского побережья тянулись пути из Хараппы в Месопотамию. Найдены предметы, свидетельствующие об этих связях. Они датируются периодом между правлением Саргона и возвышением Старовавилонского царства при Хаммурапи. На время между XXIV и XVIII вв. до н. э. и приходится расцвет Индской цивилизации. Складывалась она в первой половине III тысячелетия до н. э. (немного позднее, чем в Шумере и Египте), а к середине II тысячелетия до н. э. перестала существовать. Цивилизации той эпохи вообще не отличались прочностью, и в силу природных, социальных или политических причин общество иногда возвращалось на стадию первобытности. Так было, например, с земледельческими культурами того же времени на юге Средней Азии.

Духовная культура Хараппы известна главным образом благодаря находкам многочисленных каменных печатей (или оттисков на глине) с короткими иероглифическими надписями и изображениями. На тонко вырезанных рельефах мы видим сцены поклонения священным животным и деревьям, а также мифологические сюжеты. Особенно интересна фигура божества с огромными рогами, восседающего в «йогической позе» (со сложенными вместе пятками) в окружении четырех животных. По всей видимости, это верховный бог хараппанцев, воплощающий в себе идею господства над четырьмя сторонами света, олицетворяемыми этими животными. Судя по многочисленным глиняным фигуркам женщин, перед которыми возжигали светильники, здесь был развит и культ женских божеств, связанных обычно с плодородием. Бассейн, обнаруженный в цитадели Мохенджо-Даро, служил для ритуальных омовений; комнаты для омовений найдены и во многих жилых домах.

Поклонение животным и деревьям, богиням-матерям, практика ритуального омовения – все это напоминает черты индуизма, народной религии современной Индии, что позволяет говорить о наследии Хараппы.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Рождение и развитие цивилизации долины Инда Основываясь на археологических данных, можно сделать вывод, что цивилизация в долине Инда родилась внезапно и исключительно быстро. В отличие от Месопотамии или Древнего Рима, ни на одном поселении, датирующемся временем

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Повседневная жизнь и культура в долине Инда В качестве транспортных средств в городах Индской цивилизации использовали в основном повозки, запряженные быками. В Хараппе были обнаружены отпечатки следов колес, затвердевшие в уличной грязи. Расстояние между этими

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Цивилизация долины Инда и внешний мир Носители цивилизации долины Инда довольно быстро подчинили себе соседние поселения – такие крупные деревни, как Амри, Кот-Диджи и др., связанные с культурами Белуджистана и Афганистана. Довольно быстро, в течение первых веков III тыс.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Восточная Аравия Если природные условия, в которых зародились цивилизации Двуречья и Хараппы, в чем-то похожи, то климат Аравии мало напоминает долину Инда. Различия природной среды обусловили возможность и необходимость обмена собственными

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Месопотамия О существовании налаженных контактов между Индской цивилизацией и Месопотамией уже в 1-й половине III тыс. до н. э. говорят находки бусин индского происхождения в виде вытянутых цилиндров, сделанных из сердолика и лазурита. Они были обнаружены в

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Дильмун Регион Оманского полуострова и острова Бахрейн имел прочные контакты с Индской цивилизацией уже до 2500 г. до н. э. В последние века III тыс. до н. э. происходит подъем Дильмуна.Он был обусловлен его исключительно выгодным географическим положением:

автора Кубеев Михаил Николаевич

Долины смерти Оползни возникают в тех случаях, когда потеряна устойчивость грунтов или горных пород на склонах. Тогда уменьшаются силы сцепления между их мельчайшими частицами, и огромные массивы теряют свою прочность. Оползни всегда сопутствуют землетрясению и часто

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ДОЛИНЫ СМЕРТИ Оползни возникают в тех случаях, когда потеряна устойчивость грунтов или горных пород на склонах. Тогда уменьшаются силы сцепления между их мельчайшими частицами, и огромные массивы теряют свою прочность. Оползни всегда сопутствуют землетрясению и часто

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Безмолвная цивилизация Инда Открытие одной из самых высокоразвитых в Древнем мире и одной из самых загадочных в мировой истории цивилизаций началось с трагикомического эпизода. В 1856 году англичане Джон и Вильям Брайтоны строили Восточно-индийскую железную дорогу между

Из книги Тайны Хеттов автора Замаровский Войтех

«Город мертвых» и вопросы на берегах Инда Значение ректорской лекции Грозного не исчерпывалось, однако, этими внешними - и, можно сказать без колебания, политическими - моментами. Не меньший интерес вызвала как в научном мире, так и среди широкой общественности сама ее

Из книги Космические тайны курганов автора Шилов Юрий Алексеевич

Часть II. Мифы с берегов Днепра и Инда Мы хотим призывать невраждебные Небо и Землю.О боги, дайте нам богатство, состоящее из героев! РигведаВо II части книги нам предстоит приобщаться уже не столько к

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

От долины Инда до острова Крит Более двух тысяч лет назад индийский царь Ашока впервые в истории объявил войну войне. Миролюбие и ненасилие - это неотъемлемая черта индийского народа, индийской культуры. Самая древняя цивилизация Индии, по всей видимости, была

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Цивилизация долины Инда В долине Ганга найдены остатки небольших поселений III–II тысячелетий до н. э. Жители их умели изготавливать изделия из меди, но жили в условиях первобытного хозяйства с преобладанием таких занятий, как охота и рыболовство.Значительно более

Из книги Древний Восток автора

От Армянского нагорья до Инда За районами расселения эблаитов, на побережье Средиземного моря, уже были воздвигнуты города, где жили западносемитские предки финикийцев; за субареями на север и восток обитали горные племена хурритов (между озерами Ван и Урмия) и кутиев (в

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Древняя цивилизация в долине Инда Открытие древнейшей цивилизации Индии произошло сравнительно недавно, в 20-е годы XX в. К тому времени изучение Древней Индии имело уже длительную историю, однако основоположниками древнеиндийской цивилизации считались арии,

М.Ф. Альбедиль

Санкт-Петербург Наука 1991

Протоиндийская цивилизация. Общая характеристика

Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс. до нашей эры.

Вклад, сделанный народами индийского субконтинента, особенно относящийся к периоду глубокой древности, еще не выявлен в полной мере и не оценен по достоинству.

Древнейшую цивилизацию в долине Инда открыли позже других, в 20-х годах нашего столетия индийскими археологами Д.Р. Сахни и Р.Д. Банерджи.

Она существовала в одно время с древним Египтом и Месопотамией и занимала площадь большую, чем обе ее великие и прославленные современницы, вместе взятые. Но в отличие от них, она была предана полному забвению.

Ее называют протоиндийской, индской (по названию реки Инд – главной водной артерии территории) или хараппской цивилизацией (по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан). Ее древнейшее самоназвание пока неизвестно.

Цивилизация долины Инда представляет собой один из ареалов древнейшей культурной зоны, весьма обширной в географическом отношении, экологические условия которой способствовали возникновению дикорастущих злаков и доместикации скота. Европа в ту древнейшую эпоху была отдаленной и заброшенной окраиной Старого Света, значительно отстающей в своем развитии от Азии и Африки.

В долине Инда и Пятиречья в 3-2 тыс. до н.э. существовала одна из величайших цивилизаций древности.

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, теперь известны на огромной территории, которая занимает площадь более 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. Ее общая площадь исчисляется примерно 1,3 млн. км 2 , и она занимает территорию на северо-западе Индостана, приблизительно равную территории Франции.

Одной из наиболее общепринятых хронологических дат, обозначающих границы временного существования Хараппы, являются 2900-1300 г.г. до н.э. В периодизации Хараппы археологи выделяют три основных периода: ранней, зрелой и поздней Хараппы, относящихся соответственно к 2900-2100, 2200-1800 и 1800-1300 г.г. до н.э.

Освоение новых территорий происходило неравномерно. Земледельческие общины селились преимущественно вдоль речных русел: реки давали воду для орошения полей, были пригодны для рыболовства и транспортных нужд. После периода экстенсивного освоения новых земель наступил новый этап – интенсификация земледелия и развития отгонного скотоводства. Селения вырастали в города, и с их ростом было связано обособление ремесла от земледелия и его дальнейшая специализация. Так постепенно вызревала и росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную с характерными для каждой зоны особенностями. Ареал распространения этой культуры не оставался неизменным: она постепенно расширялась к югу и востоку, проникая во все новые районы субконтинента. К настоящему времени археологами раскопано несколько сот хараппских поселений, их общее число достигает почти тысячи, но типология их разработана слабо.

Основные признаки археологического комплекса Хараппы: квадратные или прямоугольные в плане поселения с обводными стенами и с постройками из обожженного кирпича, медные и бронзовые кинжалы, ножи и прочие орудия, стрелы треугольной формы с заостренными шипами, керамика стандартных форм, сделанная на гончарном круге с росписью черным по красному, ремесленные изделия из терракоты (мужские и женские статуэтки, фигурки животных, модели повозок, домов, браслеты и т.д.), посуда, украшения и печати с изображениями и надписями.

Палеоантропологические материалы и скудны, и фрагментарны: но преобладающим стало мнение о превалировании европеоидных черт в расовых типах жителей индских городов. Судя по костным остаткам, значительных изменений в расовом отношении не происходило на всем протяжении существования хараппской цивилизации. Таким образом, можно считать установленным, что жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т.е. были в своем подавляющем большинстве людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Что касается языковой принадлежности хараппского населения, то по последним данным есть основания считать его дравидоязычным.

(Топонимия – название местных поселений. Антропонимия – названия имен собственных людей. Теонимия – названия имен богов.)

Европеоидные типы были распространены в древних протоиндийских городах еще до вторжения арийских племен; проникновение их на эту территорию относят еще к концу верхнего палеолита или мезолита.

Дравиды находились в долине Инда в 3 тыс. до н.э.

Основным занятием населения было земледелие: выращивали пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут, горчицу, хлопчатник, было развито и садоводство, в периферийных районах возделывали рис. От предшествующего времени долго сохранялись традиции собирательства, о чем свидетельствуют найденные в большом количестве зерна дикорастущих растений. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство: хараппские поселения были окружены прекрасными пастбищами, где выращивали коз, овец, коров, свиней, зебу, держали кур. Жители прибрежных морских районов и речных долин занимались рыболовством. Были развиты многие виды ремесел: прядение, ткачество, гончарное и ювелирное дело, резьба по кости, металлургические производства. Чрезвычайно популярным занятием была торговля.

С развитием производства и обмена происходит процесс складывания ранних государственных образований на базе традиционных племенных локальных объединений на сравнительно небольших территориях. Их экономика базировалась на дальнейшем развитии земледелия, ремесел, торговли и мореплавания.

Многие районы хараппской цивилизации были связаны между собой еще с раннеземледельческой эпохи, по всей вероятности, прежде всего торговыми и военными отношениями. Плодородные речные долины были пригодны для развития земледелия и скотоводства, но бедны другими природными ресурсами, и их приходилось ввозить издалека. В свою очередь искусные изделия протоиндийских ремесленников вывозились в другие районы древнего мира, в том числе и в весьма отдаленные.

Археологические материалы позволяют проследить древние торговые пути, связывающие центры хараппской цивилизации с другими странами. Постоянный морской путь, идущий вдоль северного берега Персидского залива, связывал города индской долины с Месопотамией. Вероятно, существовал сухопутный караванный путь, соединяющий Хараппу с Южным Туркменистаном через Северный Белуджистан и Афганистан.

По всей вероятности, период наивысшей торговой экспансии приходился на рубеж 2 тыс. до н.э.

В шумерских текстах упоминается заморская страна Мелух или Мелухха, которая большинством исследователей отождествляется с Хараппой. Привозимые из нее товары, судя по приводимым перечным, наиболее богаты и разнообразны: полудрагоценные камни (халцедон, сердолик, лазурит), медь, золото и другие ценные металлы, эбеновое и мангровое деревья, тростник, павлины, петухи, искусно инкрустированная мебель и многое другое. Все это – продукты весьма развитой цивилизации, контролирующей ресурсы из источников, общих для районов северо-запада Индии.

Протоиндийская цивилизация больше, чем какая-либо другая, способствовала развитию мореплавания. У нее были общие с Египтом и Месопотамией технические и экономические ресурсы, и был в изобилии необходимый для строительства судов лес. Археологические материалы подтверждают морское господство, которое цивилизация Хараппы держала в Индийском океане в течение многих веков: вдоль всего побережья Персидского залива и течения Евфрата найдены ее типичные продукты.

О широком размахе торговых операций свидетельствуют находки множества гирь разной величины и весов.

Все это является свидетельством того, что Хараппа являла собой мощный хозяйственный и социокультурный комплекс, демонстрируя в индийском варианте все черты, присущие первым цивилизациям древности.

Специфические культурные признаки цивилизации в долине Инда имели ярко выраженный местный колорит. Это говорит о том, что эта цивилизация имела местное происхождение.

Общеизвестно, что ни одна культура не развивается в изоляции, в вакууме, без взаимодействия с другими. Индийская культура не всем протяжении своего существования, начиная с глубокой архаики, не составляла исключения.

Закат протоиндийской цивилизации остается важной проблемой, ждущей своего окончательного разрешения в будущем. Популярной была идея арийского погрома.

Друга версия: кризис. Предлагаются различные версии, среди них наиболее внушающими доверие кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, изменение русла Инда вследствие тектонического толчка и последовавшего за эти наводнения, эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней, засухи как следствие чрезмерной вырубки лесов и т.п.

Американский археолог В.А. Фэйрсесвис считает, что основной причиной падения хараппской цивилизации было истощение экономических ресурсов долины Инда, и это заставило население городов искать новые, менее истощенные места и отправляться на юг, к морю и на восток, в район долины Ганга.

Выделяют еще одну причину упадка этой культуры: “антропологическая катастрофа” – имеется в виду “событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни”.