Бунин

Как устроена бразильская школа Lumiar, в которой нет учителей, уроков и классов. Государственное образование в Бразилии: низкое качество, неравенство и стагнация

Система образования Бразилии

Система образования Бразилии наряду с государственными учебными учреждениями включает в себя также и частные. Государство финансирует федеральную систему обучения, включая дошкольное, начальное и среднее образование. Финансовую поддержку на всех уровнях образования осуществляет Федеральное правительство. Федеральная система образования включает университеты, вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также группу промышленных и сельскохозяйственных техникумов. Кроме системы высшего образования федеральное правительство также несет ответственность за национальную программу поддержки аспирантов. Министерство образования ведет постоянный контроль качества системы образования на каждом уровне.

Система образования Бразилии имеет следующую структуру:

Дошкольное образование включает в себя детские сады для детей до шести лет.

Основное (начальное) образование является обязательным и бесплатным, и находится в ведении муниципалитетов. Согласно Конституции Бразилии 25 % своего бюджета муниципалитеты и штаты обязаны расходовать на нужды образования. Качество начального образования в разных городах может различаться. В больших городах, где больше денежных средств и доходов, муниципалитеты могут вкладывать больше денег в инвестирование более качественного образования с квалифицированными педагогами и лучшими условиями обучения. В то время как образование в менее богатых городах гораздо хуже. Некоторые предпочитают отдавать своих детей в частные школы, находящихся под наблюдением официальных властей. Минимальный срок обучения в начальной школе три года.

Среднее образование не является обязательным и находится в ведении муниципалитетов и штатов. Также качество образования в разных школах различается в зависимости от инвестиционных возможностей властей. В Бразилии распространены так называемые технические школы, где наряду с обычным образованием ученики также получают профессиональные навыки, ориентированные на определенные отрасли промышленности. Лучшие технические школы поддерживаются федеральным правительством. Более состоятельная часть населения предпочитает дать своим детям образование в частных средних школах, где уровень образования считается намного выше, чем в государственных школах. Как результат, ученики, окончившие частную среднюю школу, имеют больше шансов поступить в бесплатные государственные университеты. По окончании средней школы желающие получить высшее образование должны сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.

Высшее образование и послеуниверситетская подготовка также не являются обязательными. Система высшего образования Бразилии включает в себя 973 учебных учреждений, из них 93 университета, университетские центры и высшие краткосрочные курсы. Наряду с государственными университетами имеются также и частные. Высшее образование может быть как бесплатным, так и платным. Государственные университеты финансируются федеральным правительством. Обучение в таких университетах бесплатное и в основном лучше по качеству и содержанию, чем в частных вузах. Также большинство научных исследований в области медицины и инженерии проводятся в государственных университетах. Частные вузы предусматривают платное обучение и в большинстве своем специализируются на гуманитарных науках, таких как управление, юриспруденция, экономика и другие.

Высшие краткосрочные курсы в Бразилии созданы для быстрой профессиональной подготовки выпускников средних школ в различных областях деятельности, связанных с производством материальных ценностей и сферой услуг. По окончании курсов выдаются сертификаты.

Данная латиноамериканская страна обладает особенной системой образования, которая отличается и от европейской, и от российской. Официальный цикл обучения можно условно разделить на пять составляющих:

  • дошкольное образование,
  • начальное основное образование, длится 8 лет,
  • среднее образование, срок обучения составляет 3 года,
  • высшее образование, чтобы получить которое, необходимо учиться четыре-шесть лет,
  • дополнительное образование (аналог докторантуры и магистратуры).

Обучение: контроль государства

На законодательном уровне обучение в Бразилии регулируется и контролируется согласно десяти статьям Конституции страны, в которой системе образования посвящена отдельная часть. Самым главным государственным официальным документом, который касается обучения, является закон от 20.12.96 г., его часто называют законом Дарси Рибейро, в честь выдающегося педагога страны.

Система образования в Бразилии включает в себя государственные и частные учреждения. Государство занимается финансированием федерального обучения, которое включает в себя дошкольное, начальное и среднее образование.

Федеральная система высшего образования включает в себя:

  • университеты,
  • промышленные техникумы,
  • сельскохозяйственные училища,
  • центры среднего технического образования.

Кроме того, власти ответственны за национальную программу, целью которой является поддержка кадров высшей квалификации. Строгий контроль на каждом этапе осуществляется Министерством образования.

Школьная учеба

Дошкольное образование в латиноамериканской стране не является обязательным. Детский сад может посещать любой ребенок при желании родителей в возрасте до семи лет.

В соответствии с Конституцией Бразилии основное или начальное образование является обязательным и за него не берется плата с родителей или попечителей. За четкое выполнение двух этих важных пунктов несут ответственность не только отцы и матери, но и государственные инстанции на уровне административно-территориальных единиц, федеральных округов, правительства и городских властей.

Если школа является частной и за обучение в учреждении необходимо платить, то в особых случаях финансовую помощь оказывают государственные органы. Известны прецеденты в судебной практике, когда семьи, относящиеся к бедным слоям, не имели возможности определить детей в платное заведение. Тогда по решению суда, власти штатов должны были взять на себя все расходы на обучение в частной школе.

Достаточно серьезной трудностью обучения в государстве является плохая посещаемость детей школьных учреждений. Они перестают ходить на занятия, так как их родители не имеют возможности контролировать своих чад в достаточной стпени. Также проблема актуальна для бедных семей, когда отсутствуют средства для приобретения необходимых учебно-практических материалов или родители отправляют своих детей зарабатывать деньги, то есть работать, а не учиться.

Несмотря на то, что на законодательном уровне детский труд запрещен и лицам до 16 лет запрещается вести трудовую деятельность, подростки все равно работают и на их деятельность большой спрос.

Для стабилизации ситуации были рассмотрены и приняты две специализированные программы, благодаря действию которых за последние шесть лет посещаемость в школах стала выше и учеба в Бразилии для детей получила более высоки приоритет:

  1. BolsaEscola обязывает родителей посылать ребенка в школьные учреждения и в следить за его самочувствием и состоянием здоровья. Если эти условия выполняются, то государство поощряет матерей и отцов пособием.
  2. FUNGEF - эта программа рассчитана на контроль со стороны муниципалитета. Он получает финансовые средства, их сумма напрямую зависит от количества зарегистрированных девочек и мальчиков.

Большая часть всех учебных заведений финансируется городскими властями или штатом Бразилии. Они обязаны использовать ¼ своего бюджета на обучение. Такое условие провоцирует возникновение большой проблемы, так как штаты более развитые имеют намного больше средств для оптимального финансирования в систему. В населенных пунктах, которые принадлежат им, уровень заработный платы персоналу выше и поэтому там работают компетентные и опытные преподаватели. В населенных пунктах, принадлежащих штатам с небольшим бюджетом, качество обучения достаточно низкое.

В последнее время в стране стали пользоваться растущим спросом услуги частных школ. В большинстве случаев сумма, которую необходимо отдать за учебу, достаточно высокая: от 50 бразильских реалов в малых и до 550 бразильских реалов в больших городах, например, в столице Бразилии.

Латиноамериканская страна активно участвует в программе «ПК каждому ребенку». Согласно которой детям, проживающим на территории стран третьего мира, предоставляются недорогие компьютеры. Стоит отметить, что эта программа действует и развивается очень медленными темпами.

Система среднего образования

Среднее образование в южноамериканском государстве не является обязательным. Чтобы получить его, ребенку необходимо учиться всего три года. Большая часть средних школьных заведений финансируется из бюджета штатов или населенных пунктов. Уровень и качество получаемого детьми образования практически полностью зависит от финансовых возможностей местных государственных органов. Система среднего образования в Бразилии не является слишком развитой.

Большая часть учебных заведений не в состоянии обеспечить необходимый процесс обучения на должном качественном уровне. В Бразилии есть такая разновидность учреждений, как технические школы. Они помогают дать профессиональные знания на хорошем уровне, а не только ознакомить детей с общеобразовательными предметами.

Государственные органы финансируют некоторые технические школы, считающиеся лучшими на территории Бразилии.

Популярными считаются учебные заведения, которые поддерживает:

  1. SENAI (Национальное Обслуживание для Производственного обучения) . Данная организация обеспечивает формальное получение знаний специализированными рабочими в промышленной, строительной и химической сферах.
  2. SESI (Бразильское Социальное обеспечение для Промышленности) является частной некоммерческой организацией . Предоставляет помощь ряду технических школ.

Такие учебные заведения получают хорошее финансирование от отраслей промышленности Бразилии и процесс обучения происходит по определенной программе, которая соответствует кадровым потребностям этой отрасли.

Подготовка к поступлению в вуз и частные уроки

Очень часто специалисты среднего уровня с дипломом не обладают технической специальностью. Многие молодые люди хотят поступить в высшие учебные заведения страны. Для достижения этой цели, необходимо пройти собеседование и сдать экзамены, которые также проходят в форме собеседования.

Многие абитуриенты, чтобы хорошенько подготовиться к предстоящим экзаменам, посещают индивидуальные занятия после успешного завершения средней школы. Частные уроки преподаются в неофициальных заведениях, поэтому обучение там не гарантирует поступление в университет и человеку может не выдаваться какой-либо официальный документ, как после завершения специализированных курсов.

В системе образования Бразилии уроки, занятия и курсы частного характера занимают серьезное место. Они широко распространены и в небольших, и в крупных городах страны. Частные уроки предлагают получить знания по самым разным дисциплинам, включая иностранные зыки, искусство и многое другое. Стоимость такого обучения зависит от многих показателей: города и места расположения, длительности курса, количества изучаемых дисциплин, репутации заведения.

Стоимость обучения на подготовительных курсах в простом учреждении часто не превышает ста бразильских реалов (26 американских долларов), но учеба в элитных школах, например, DanteAlirhieri, может обойтись вам и в несколько тысяч реалов.

Система высшего образования в Бразилии

Высшее образование в Бразилии, как и во многих государствах мира, не является обязательным, но наличие диплома открывает перед человеком больше перспектив для дальнейшего успешного трудоустройства. Очень много денежных средств из федерального бюджета направлено на интенсивное развитие высшего образования.

На территории Бразилии находится много государственных и частных колледжей и университетов. Высшие учебные заведения, находящиеся под непосредственным контролем государственных властей, можно разделить на два типа:

  1. Вузы, которые получают финансирование от муниципалитета или штата.
  2. Заведения, которые получают необходимую финансовую поддержку от правительства федеративной республики.

Обучение в таких вузах бесплатное, но иногородние студенты должны платить за жилье, так как оно не предусмотрено, обучающиеся должны самостоятельно закупать учебный материал и другие, необходимые для обучения, предметы. Питание, как правило, в бразильских вузах предоставляется бесплатно.

Преимущества государственных университетов

Государственные вузы Бразилии предоставляют более качественные услуги, нежели частные организации. Это связано с хорошим финансированием из федерального бюджета. Особой популярностью в таких учебных заведениях пользуются медицинские и инженерные специальности.

В большинстве частных университетов страны абитуриенту предлагается освоить специальности с гуманитарным уклоном, а также бухгалтерский учет и юриспруденцию. Как в государственных, так и в частных университетах отсутствует ограничения по набору абитуриентов, то есть, нет конкурса на популярные специальности, как в некоторых вузах России.

В государственных университетах Бразилии оценивают только уровень знаний и интеллекта будущих студентов. А вот в некоторых частных заведениях учитывают спортивные достижения и другие элементы успеваемости.

Правительство Бразилии стремится развить и усовершенствовать систему высшего образования, поэтому проводятся постоянные изменения и поправки.

Дополнительное образование

Такой вид бразильского образования можно получить в государственных ВУЗах. Речь идет о получении степени доктора или магистра. В некоторых случаях такое обучение является платным. Следует отметить, что в привычном для россиян понимании, магистратура и докторантура отсутствуют, но есть аналоги этих степеней. У вузов практически свободный набор студентов. Основными требованиями, во многих случаях является предоставление плана будущей научной работы и наличие рекомендательных писем.

Самые популярные университеты Бразилии:

  • государственный университет Сан-Паулу,
  • федеральный ВУЗ Минас-Жерайс,
  • большое количество специальностей предлагает самый старый университет страны, расположенный в столице,
  • высшее учебное заведение в Рио-Гранде-ду-Сул,
  • Кампинасский университет.

Основные отличия между российской и бразильской системами образования:

  1. Начальное образование в России подразумевает изучение литературы, русского языка, ИЗО, математики и других основных предметов, то есть предполагает обучение ребенка с первого по третий класс, а среднее образование - с пятого по девятый или 11 класс. В Бразилии основному образованию ребенок посвящает восемь лет, а среднее образование является необязательным и составляет три года;
  2. В Российской федерации выстроена четкая иерархия процесса всего обучения: дошкольное, начальное, среднее т.д., в Бразилии она размыта.
  3. В Бразилии отсутствуют градации «бакалавр» и «магистр», есть одна степень, объединяющая оба эти уровня.
  4. В университетах РФ предлагается намного больше специальностей, чем в вузах латиноамериканского государства.
  5. Уровень качества образования в РФ выше, в целом пока еще выше, чем в Бразилии. Во многом это связано с тем, что в России история образовательной системы насчитывает не одну сотню лет.
  6. В Бразилии, вместо диплома о высшем образовании для поступления на определенную работу, достаточно закончить курсы, уровень подготовки на которых соответствует обучению в российских техникумах.

Технический прогресс и стремительная смена социально-политической ситуации в мире обострили вопросы развития образовательных систем во всех странах Нового Света. За последние 20 лет образование в регионе вышло на новый качественный уровень и во многом приблизилось к европейским стандартам.

Основные ступени образования

Структуру системы образования латиноамериканских стран образуют учреждения дошкольного воспитания, начальные и средние общеобразовательные школы, профессионально-технические и высшие учебные заведения, относящиеся как к государственному, так и частному сектору, а также к церкви.

Дошкольное воспитание

Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста - ясли, детские сады и центры для дошкольной подготовки. По своему статусу они подразделяются на частные и общественные. Политика государств латиноамериканского региона направлена на поддержку и стимулирование дошкольного образования и подготовки к школе. Образовательные программы для дошкольников направлены на развитие коммуникативных способностей и знакомство с окружающим миром посредством игры.

Начальное и среднее образование

К концу первого десятилетия XXI века начальную школу посещало 95% детей, живущих в странах Латинской Америки . По прогнозам ЮНЕСКО, этот показатель совсем скоро приблизится к 100%. Таким образом будет достигнута цель тысячелетия – универсальность начального образования. Она заключается в том, чтобы все дети не только закончили 6 классов начальной школы, но и получили соответствующий документ об образовании.

Второй уровень обучения – с 7 по 13 класс. В среднем по региону им охвачено 9 из 10 детей подросткового возраста.

В отличие от российского и европейского образования, латиноамериканские школы не обучают по единому для всех учебному плану. В перечень обязательных предметов входят:

  • математика (ученик выбирает между геометрией, алгеброй или тригонометрией);
  • любой из естественно-научных предметов (химия, биология или физика);
  • английский язык;
  • французский или испанский язык (на выбор);
  • история Латинской Америки.

К обязательным предметам присоединяется один предмет по выбору: экономика, компьютерная грамотность, литература, рисование, драма и другие. Перечень предметов по выбору может насчитывать десятки и отличаться в зависимости от школы. Уровень изучения школьных предметов также выбирается учащимися. Он может быть базовым или продвинутым.

Высшее образование

Высшая школа в латиноамериканских странах представлена системой университетов и колледжей. Несмотря на то, что ни один из вузов региона не входит в сотню ведущих мировых университетов, среди них есть очень известные и популярные – университеты Кампиноса , Сан-Пауло , Католический университет (Чили) .

Государства оказывают всемерную поддержку высшей школы, сохраняя бесплатные места на различных направлениях обучения и выплачивая стипендию студентам. Также на уровне государства реализуются программы обмена студентами. Однако, в университетах Латинской Америки не существует распределения после окончания обучения. Следовательно, гарантии трудоустройства также отсутствуют.

Особенности системы образования в некоторых странах Латинской Америки

Уровень развития образования в любой стране определяет её политический и экономический потенциал. Прогресс в развитии систем образования характерен для наиболее развитых стран латиноамериканского региона – Мексики, Аргентины и Бразилии.

Образование в Мексике

Современная модель образования в Мексике очень похожа на российскую систему. Она состоит из ступеней дошкольного, школьного и высшего образования.

Дошкольное образование является обязательным и бесплатным. Ступень начального образования состоит из 7 классов, обучение в начальной школе по всем предметам ведут два учителя. В классы неполной средней школы принимают на основании аттестата о начальном образовании. Программы обучения на этой ступени подразделяются по двум направлениям – академическому и техническому. После окончания неполной школы можно идти работать или продолжать учиться на следующей ступени.

Полная средняя школа даёт возможность продолжить образование по академическим и техническим профилям. Технические профили обеспечивают получение профессионального аттестата, а академические – поступление в высшие учебные заведения на основании диплома бакалавра. Также осуществляется обучение по смешанным программам.

Школы Мексики подразделяются на государственные и частные. Во многих из них изучается русский язык. Учебный год длится с середины августа до конца июня.

В Мексике насчитывается около 100 университетов и колледжей. Образовательные программы высшей школы подразделяются на следующие уровни:

  • лиценциат (3 года обучения);
  • магистр (защита собственного научного исследования, проводимого в течение 1-2 лет);
  • доктор наук (защита докторской диссертации на основании фундаментального 2-х летнего исследования).

Студенты, имеющие успехи в обучении, получают стипендию от государства.

Образование в Бразилии

Бразильское образование построено по традиционной схеме:

  • дошкольное образование;
  • среднее образование (начальные и средние школы);
  • высшее образование (государственные и частные университеты).

Финансированием дошкольного и среднего образования в стране занимается Национальный фонд. Средства для этих целей поступают из налогов муниципалитетов.

Особенностью дошкольного образования Бразилии является то, что наряду с государственными учреждениями существует большое количество негосударственных, которые популярны у населения.

Среднее образование включает две ступени: обязательное восьмилетнее начальное и трёхлетнее среднее. Оно является бесплатным. Однако, финансирование зависит от уровня развития муниципалитета и сильно отличается внутри страны. Для обеспечения обязательного начального образования государство принимает программы по финансовой поддержке малообеспеченных семей.

Несмотря на перспективность частных школ, обучение в них стоит очень дорого и является недоступным для большинства семей.

Высшее образование Бразилии представлено частными и государственными высшими учебными заведениями, причём доля частных составляет 80%. В государственных вузах можно получить медицинские и инженерно-технические профессии, а в частных – гуманитарные. В государственных университетах обучение бесплатное.

Образование в Аргентине

По показателям грамотности – 95%, Аргентина лидирует среди соседних стран. Система образования в этой стране признана лучшей во всём регионе.

Образование Аргентины включает следующие ступени:

  • дошкольное;
  • начальное;
  • среднее;
  • профессионально-техническое;
  • высшее.

В дошкольные учреждения принимают детей с очень раннего возраста на основании справки о прививках. Учреждения, которые посещают дети в возрасте от 45 дней до двух лет, являются частными и называются «Гуардерия». Дети с 2 лет посещают детские сады. Плата за посещение дошкольного учреждения зависит от времени пребывания и включения питания.

В Аргентине в школе дети обучаются с 6 до 12 лет. Начальная школа называется «примария», а средняя – «секундария». Школы подразделяются на частные и государственные. Учебный год длится с марта по ноябрь. Учёба проводится в две смены. Применяется 10-балльная система оценок. В государственных школах обязательна школьная форма – белые халаты и чёрные ботинки.

Высшее образование в государственных вузах является бесплатным. Для поступления на учёбу в них не принимаются вступительные экзамены. Чтобы вести профессиональную деятельность по полученной специальности, нужно получить соответствующую лицензию.

Система образования в странах Латинской Америки по конкурентоспособности в мире пока занимает далеко не ведущее место в мире. Однако, благодаря государственной поддержке, уровень образования ежегодно растёт, что положительно сказывается на экономическом развитии региона.

Система образования Бразилии включает в себя несколько традиционных ступеней: дошкольное образование, начальную (I уровень) и среднюю (II уровень) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку.
Начальное образование находится в ведении муниципалитетов, среднее - штатов, бесплатное высшее - государства. Но есть в Бразилии и довольно много частных учебных заведений.
Образование обязательно для граждан от 7 до 14 лет.

В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.

Контролирующие органы:
- Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES)
- Федеральный совет по образованию, задачей которого является "авторизация и официальное признание" частных вузов.
- Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями
- Национальный совет научно-технического развития.

В настоящее время система высшего образования Бразилии включает 973 учебных заведений, включая 93 университета.

Автономия университетов по законодательству страны гарантируется, но ограничивается она теми денежными ресурсами, которые им выделяет государство. По данным организации сотрудничества и экономического развития в 1995 году правительство направило на нужды образования 5% государственных расходов - наивысший показатель среди латиноамериканских стран, принимавших участие в исследовании (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай и Мексика). Данный уровень сопоставим с объемом средств, выделяемым на образование в США, Швейцарии, Франции, Германии, Канаде и Австралии.

Первый этап высшего образования - graduacao . Мы можем назвать это «первым высшим образованием». Второй этап высшего образования - pos-graduacao , ведущий к «продвинутой» научной квалификации (mestrado и doutorado).
Есть особая ступень образования - высшие краткосрочные курсы . Их в Бразилии организуют с целью демократизировать доступ к высшему образованию, придав ему более массовый характер. В первую очередь, они адресованы именно выпускникам средних школ для быстрой профессиональной подготовки к различным видам деятельности, связанным с производством и сферой услуг. Такие курсы не обладают правом выдачи дипломов своим выпускникам, но выдаются сертификаты.

В настоящее время частные вузы составляют 78,5% от всего числа вузов и в них сейчас обучается 62,2% студентов Бразилии. Из-за большого спроса на высшее образование и нехватки свободных мест на факультетах и в университетах Бразилии (как в государственных, так и частных), для поступления требуется сдать вступительный экзамен. По окончании обучения студенты могут получить диплом бакалавра или лиценциата, если они пройдут годичный курс по подготовке преподавателей.

В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.

Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов. Католический университет в Кампинасе основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

В Бразилии официальный образовательный цикл состоит из четырех уровней. Первый уровень – это восемь лет начального (основного) образования. Второй уровень – это три года среднего образования. Третий уровень – это от четырех до шести лет высшего образования. Четвертый уровень – не обязательный для всех, так как сюда входит только лишь какое-то дополнительное образование. Что касается дошкольного образования, то оно в Бразилии вовсе не обязательно.

Согласно законодательству Бразилии в области образования, то в Конституции этой страны есть довольно четко прописанные статьи 205-214, которые разъясняют права граждан. Самым важным конституционным законом, который касается образования в Бразилии является Закон № 9394, его приняли 20 декабря 1996 года, он называется Lei de Diretrizes e Bases (то есть, Закон Руководящих принципов и Оснований), его также называют Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро), выражая, таким образом, дань самому великому бразильскому социологу и педагогу.

Начальное образование в Бразилии является бесплатным и обязательным. За это отвечают не только родители, но и само государство. Бывало даже такое, что бразильский суд выступал в интересах ребенка, когда родители из бедных семей не могли устроить своих детей в школу, тогда суд постановлял, что штат должен оплачивать обучение этих детей в частных школах.

Серьезная и частая проблема в Бразилии заключается в том, что дети не посещают школу, так как родители совершенно не следят за ними. К тому же многие бедные родители вообще не могут позволить себе такие затраты, как подготовка и отправка детей в школу, поэтому они предпочитают отсылать своих детей работать, а не учиться.

Отсюда вытекает еще одна проблема Бразилии – несмотря на то, что начальное образование обязательно, а работать тому, кому еще не исполнилось 16 лет запрещено законом, в стране довольно часть используют детский труд. Причина заключается в том, что родители остро нуждаются в том, чтобы их дети работали и приносили в дом деньги. Нередко работают дети с трех лет – в этом возрасте они уже сбивают палкой орехи, ну а мальчики в десятилетнем возрасте носят и бросают дрова в печи – для обжига кирпича.

Благо, что за последние годы ситуация улучшилась – все это благодаря официальным программам: Bolsa Escola и FUNDEF. Следуя первой, родители, отправившие детей в школу и следящие за их здоровьем, будут получать пособие, а вторая заключается в то, что муниципалитеты получают федеральные средства в соответствии строго с числом зарегистрированных детей.

В основном все начальные школы Бразилии финансируется муниципалитетами или штатами. При этом и штаты, и муниципалитеты должны тратить не менее 25% от своего бюджета на образование.

Но такое распределение средств также порождает проблему. Дело в том, что у более богатых штатов и городов есть намного больше денег для инвестиции в образование. Здесь более высокооплачиваемые и квалифицированные учителя, лучшая инфраструктура, а вот в более бедных городах и штатах очень плохое образование. Но даже в очень богатых областях Бразилии в прошлом качество образования существенно падало, так как государство вкладывало в образование очень мало средств, к тому же сами стандарты государственного образования снизились, средний класс старался помещать своих детей в частные школы, их не заботило государственное образование.

К тому же образование в Бразилии открыто для свободного частного предпринимательства, правда, при наблюдении официальных властей. Сейчас бразильский средний класс старается посылать детей в частные школы. При этом цены на обучение варьируются от 25 долларов США – в маленьких городках до 250 американских долларов в крупных мегаполисах.

А еще Бразилия принимает участие в программе «Каждому ребенку – по компьютеру». Этот проект направлен на предоставление дешевых ноутбуков бедным детям, которые живут в странах третьего мира. Правда, в настоящее время эта программа продвигается довольно медленно.